Права и обязанности школьного психолога

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности

Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу

Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно

Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы

Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:

  • владеть знаниями особенностей возрастной психологии;

  • обладать соответствующим объемом знаний в области медицины, права и некоторых других профессий;
  • быть доброжелательным и терпеливым;
  • иметь гуманитарный/аналитический склад ума;
  • уметь сопереживать и вызывать доверие;
  • обладать даром убеждения.

Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости

Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни

Где можно получить профессию педагог-психолог?

МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для педагогов-психологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения приглашает на курсы повышения квалификации и переподготовки для педагогов-психологов. Формат обучения — дистанционный. Более 13 800 отзывов от реальных учеников. 145 экспертов-практиков. Документы московского института. Скидки до 60%!

Для осуществления профессиональной деятельности педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Можно вполне ограничиться обучением в ВУЗе и в дальнейшем прохождением курсов повышения квалификации.

Однако некоторые специалисты советуют сначала получить профильное образование в колледже/техникуме, где в учебной программе присутствует достаточный объем практических занятий. Для педагога-психолога важен опыт практической деятельности с первых шагов, так как профессия, ко всему перечисленному, обязывает к умению быстро ориентироваться в обстановке, импровизировать, даже проявлять актерские качества.

Получив профессию в среднем специальном заведении, можно продолжить обучение в ВУЗе по сокращенной программе. Лучшими ВУЗами в области педагогики и психологии на сегодняшний день являются:

  • МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • РГГУ (Российский Государственный гуманитарный университет);
  • НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет «Высшей школы экономики»);
  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
  • Российский Государственный социальный университет (РГСУ).

Московский городской университет управления Правительства Москвы

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽

Национальный университет «Высшая школа экономики»

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽

Международный еврейский институт экономики, финансов и права

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 360 000,00 ₽

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 353 000,00 ₽

Финансовый университет при Правительстве РФ

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 324 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Московский гуманитарный университет

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽

Всероссийская академия внешней торговли

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Цели и задачи деятельности педагога

Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально – педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:

  • изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
  • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;
  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
  • своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;
  • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;
  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;
  • создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Документация по воспитательной работе → График работы занятий по внеурочной деятельности

Начальная школа → Технологическая карта по математике 1 класс

Начальная школа → Программа ВД для первого класса «Мои первые проекты»

Положения → Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

school-one.ru

Как поступить на психолога в вуз

Выбрать направление

В вузах есть следующие направления подготовки и специальности в сфере психологии:

  • 37.03.01 «Психология» — изучение психологии как науки, возможно стать психологом;
  • 37.03.02 «Конфликтология» — выявление особенностей межличностных отношений, возможно стать психологом-консультантом или отраслевым психологом;
  • 37.05.01 «Клиническая психология» — психология рассматривается как часть медицины, возможно стать психологом, психотерапевтом, психиатром;
  • 37.05.02 «Психология служебной деятельности» — упор на особенностях производственных взаимоотношений и разрешении спорных ситуаций в деловой среде, возможно стать отраслевым психологом;
  • 39.03.03 «Организация работы с молодежью» — изучение особенностей психологии в социокультурных проектах среди молодого поколения, возможно стать психологом-консультантом;
  • 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» — психология в области преподавания, возможно стать преподавателем;
  • 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» — изучение отклоняющегося поведения, возможно стать преподавателем и психологом.

Выбрать вуз

Психологию и смежные науки можно изучить в следующих вузах:

  • МГУ,
  • НИУ ВШЭ,
  • РНИМУ им. Н.И. Пирогова,
  • РГГУ,
  • РУДН,
  • РАНХИГС,
  • МПГУ,
  • МГППУ,
  • МПСУ,
  • МГПУ,
  • Московский институт психоанализа.

Сдать нужные ЕГЭ

Предметы могут отличаться от вуза к вузу, но чаще всего на направления психологии требуются следующих экзамены:

  • математика,
  • русский язык,
  • биология,
  • обществознание.

Так, например, чтобы поступить на «Психологию» в Высшей Школе Экономики необходимо сдать биологию, математику и русский язык минимум на 60 баллов. Это баллы, необходимые только для подачи заявления и участия в конкурсе. Проходной балл на этом направлении — 267 из 300.

Экзамены, необходимые для поступления на направление «Психология» в НИУ ВШЭ

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

  • Слуцкий представитель какой школы

      

  • Чем борис отличается от всех действующих лиц драмы гроза кратко

      

  • Какие причины вызвали изменение политики к началу 1980 х гг в сша кратко

      

  • Побои детей в детском саду как оформить заявление

      

  • 24 школа педагогический коллектив

С какими вопросами нужно обращаться к детскому психологу

Родителей часто интересует, почему, имея школьного психолога, надо идти к другому специалисту и платить деньги. Очень радует, когда на приеме родители говорят: «Нас к вам направил школьный психолог». Тогда становится понятно, что человек точно понимает, чем он занимается в школе, и свой уровень ответственности.

Бывает, родители сомневаются в уместности своих вопросов. Этого не нужно бояться. Возможно, в процессе общения с психологом у вас возникнут новые вопросы — не менее важные, чем те, которые тревожили вас раньше. Конечно, дети меняются, и запросы родителей, да и самих детей, тоже меняются. 

Сейчас очень много родителей обращаются к психологу с такими трудностями:

  • компьютерная зависимость;
  • ребенок (чаще подросток) ничего не хочет, нет интереса в жизни;
  • плохо учится;
  • как ребенку пережить смерть близкого человека;
  • вопросы профориентации;
  • сложные взаимоотношения в семье и со сверстниками;
  • как ребенку пережить развод родителей;
  • энурез/энкопрез;
  • чрезмерная обидчивость ребенка;
  • ребенок плохо ест.

Важно сказать, что нет какого-то определенного списка вопросов и сложностей, с которыми можно приходить к психологу. Все индивидуально

Дети разные, и случаи их тоже разные. 

Бывает, родители хотят скорректировать свои отношения с ребенком. Мы встречаемся, допустим, раз в месяц, обсудить некоторые сложности, и ребенка я даже не вижу при этом. Иногда дети приходят домой и рассказывают родителям, чем занимались у психолога. И часто родителям непонятно, что же такого волшебного делает психолог, что ребенку становится легче. 

Квалифицирован ли психолог достаточно, чтобы помогать всем участникам образовательного процесса в полной мере?

Вероятнее всего нет, не зря же у психологов есть специализации: детский, семейный, клинический психолог, нейропсихолог и т.д. Поэтому часто школьный психолог играет роль «менеджера», который организует ту помощь, которая необходима ребенку.

Тем не менее, школьный психолог незаменим и компетентен в следующих вопросах:

  • Любой школьный психолог обязан проводить тестирование детей в течение года. Например, в случае с первоклассниками это тестирование внимания, памяти, восприятия, мышления, речевых и математических способностей. Тестирование самооценки, уровня тревожности, интеллектуальных возможностей, уровня мышления, профориентационные тесты также входят в обязательный перечень работ. Все эти данные вы имеет право получить и можете обсудить с психологом.
  • Если возникает конфликт с учителем, учеником или родителями ученика, психолог может оказаться незаменимым посредником в его разрешении. Хотя психолог является независимой единицей в школе, одновременно он является и частью педагогического коллектива, и владеет информацией о детях. Значит, он может объяснить поведение учителя с какой-то новой для вас точки зрения, дать совет о том, как лучше найти с учителем общий язык, и точно также помочь наладить отношения с другими учениками в классе.
  • Кроме диагностики, многие психологи проводят развивающие и/или коррекционные и/или тренинговые занятия с учащимися. Эти занятия часто бывают ничуть не хуже тех, которые предлагает ближайший психологический центр, и являются бесплатными. Минусы следующие: группы часто бывают слишком большими, и места в них расхватываются очень быстро.

Критерии оценки психолога

Критерии оценки школьных психологов до сих пор остаются открытыми, так как часто администрация школы не знает всех функций, которые должен выполнять специалист. Однако все-таки оценить эффективность труда можно.

Основной критерий – сохранять благополучный для воспитания и обучения коллектив, участвовать в образовательных и развивающих процессах. Грамотный специалист не должен забывать и о соблюдении прав личности, о гармонизации образовательной и социальной сфере.

Критерием оценки является и общешкольная работа специалиста. Он должен обеспечивать охрану здоровья и жизни детей в процессе воспитательного и образовательного процесса, а также выполнять правила пожарной безопасности и охраны труда.

Школьный психолог обязан заниматься консультативной помощью и психологической диагностикой, использовать стоит только актуальные современные методы

Немаловажно также вести документацию и консультировать обучающий состав по возникающим проблемам. Критерием оценки является и умение составлять развивающие и коррекционные программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников

Психолог должен проводить работу не только со всем классом, но и отдельными учениками и их родителями. Не всегда проблему удается решить с помощью бесед и консультаций, иногда требуется целый курс занятий. Компетентность специалиста отражается и в его общении не только с учениками, но и педагогическим составом. К сожалению, не всегда в нем царит мир и спокойствие.

В критерии оценки включается и участие в методических советах и родительских собраниях. Школьный психолог должен активно принимать участие в работе всего педагогического коллектива, помогать налаживать отношения педагогов и учеников, детей и родителей. При необходимости вызывать родителей и давать им необходимые рекомендации.

Немаловажным аспектом является и работа с трудными подростками и детьми из неблагополучных семей, иногда эта деятельность осуществляется в тесной взаимосвязи с детской комнатой полиции.

Несмотря на опыт работы, психолог должен постоянно совершенствовать свою работу. Для этого проводятся регулярные курсы повышения квалификации на базе специальных институтов, центров подготовки и переподготовки. Каждый психолог обязан совершенствовать свои знания и навыки. По окончании курсов выдается диплом или сертификат по определенному направлению. Профессиональная компетентность складывает из двух особенностей: опыта школьного психолога и полученных знаний.

Психолог в современной школе. Тем. Лекция. Какой психолог нужен современной школе?

Какой психолог нужен современной школе? В каких личностных характеристиках это выразилось?1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он вели-кодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.Совершенно оправданно в требованиях к личности психолога наиболее ярко выделены четыре доминанты: интеллектуальность, социальность, эмоциональная стабильность и практич-ность,— причем выдержанные в гуманистическом духе.В ответах на вопрос «Каким не должен быть школьный психолог?» были представлены сочетания факторов, соответствующие незрелой и невротической личности.Кроме того, в характеристику вошли показатели отсутствия эмпатии, в частности, к детям, взрослым, посторонним.Итак, какие личностные проявления несовместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «это», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная незави-симость мысли, невозможность решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в гиперопеке, высокая тревож-ность и чувство виновной ничтожности.Хотя эти требования абсолютизированы и трудно найти людей, у которых органично сочеталось бы между собой такое множество свойств и качеств, эталонные требования могут служить общими ориентирами.Сегодня в школу пришли два основных типа психологов: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудочные, аналитичные, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические ценности. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не особенно стремятся снизойти до практических забот школы, к учителям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Думается, что эту категорию можно стимулировать через создание на базе школ, где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога, вело к оплодотворению его научных поисков.Социабельный тип психолога — это люди, стремящиеся поучать и воспитывать, психологически настроенные на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще встречается среди педагогов, закончивших факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные, реже — неудовлетворенность педагогической деятельностью.

Отличие психолога от педагога-психолога

Чем отличается психолог от педагога-психолога на самом деле? Обладатели обеих профессий призваны улучшать жизнь, помогать становиться лучше и раскрывать себя.

Но у первого специалиста акцент смещен на поиск причин внутренних и внешних конфликтов и их разрешение, а у второго на творческое и духовное развитие младшей возрастной категории.

Если выразиться еще точнее, то отличия психолога от педагога-психолога в том, что к первому специалисту чаще всего обращаются тогда, когда есть проблема.

Специалист по профессии психолог помогает детям найти общий язык с родителями, взрослым разобраться в себе, решить проблемы общения между поколениями, семейным парам восстановить прежние отношения.

Чем занимается педагог-психолог?

Специалист по профессии педагог-психолог – это сотрудник, который по умолчанию работает в детских учреждениях, школах и ведет своих подопечных по жизни, помогая им становиться личностями и выявляя не только проблемы, но и их отсутствие. Отличие педагога-психолога от психолога в данном случае очевидно.

Сегодня открыт вопрос о необходимости наличия данного специалиста не только в школах и детских садах, где он обязателен, но и колледжах, техникумах и вузах.

В вопросе, чем занимается педагог-психолог стоит выделить три основных направленности:

  • Консультация.
  • Диагностика.
  • Тренинг.

Сосредоточенность на педагогике и большой объем работы по ведению документации и отчетности по каждому подопечному – то, что отличает педагога-психолога от психолога общей категории.

В образовательных учреждениях он ведет дела и карточки на каждого ученика, учитывая множества факторов. К примеру, социальный статус, отношения в семье, темперамент, отношение со сверстниками и многое другое.

В детских садах его работа помогает выявить отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и речь не обязательно идет о серьезных нарушениях, скорее специалист подтягивает малыша до своей возрастной категории. То есть отличие педагога-психолога от психолога в том, что помогает ребенку раскрыть свои таланты.

Если же проблемы серьезные, то именно он сможет рекомендовать родителям необходимых специалистов и разрешить все проблемы, о которых спустя годы никто и не вспомнит. Профессия в садике эта нужная и важная.

А работая в школе, он сосредоточен на разрешении проблем пубертатного периода, на адаптации первоклашек, консультации подростков в самое сложное для них время, на выявлении причин проблем обучения.

Помочь понять детям младших классов, что хоть любимый детский сад и закончился, но впереди годы интересного обучения в школе – это как раз по его части.

В средних классах школы его работа — услышать подростка, понять и скорректировать поведение. Он же должен объяснить, что тройка по русскому или химии за четверть – это повод поднажать в учебе, а не замыкаться в себе.

В старших классах задача – помочь понять себя, психологически подготовиться к выпускным экзаменам, поступлению в колледж, вуз.

Чем еще существенно отличается педагог от педагога-психолога в школе – так это в том, что он работает не только с детьми, но и с учителями, родителями. Он постоянный участник педсоветов и родительских собраний.

К сожалению, иногда ему приходится подключать к процессу социальных педагогов, органы опеки и попечительства, сотрудничать с полицией и работать вне стен учебного заведения, встречаясь с родителями и обсуждая проблемы семьи и подрастающего поколения.

Но именно благодаря тому, чем занимается педагог-психолог, для каждого индивида существует возможность почувствовать себя автором и руководителем собственной жизни, а не жертвой данной системы.

«Сейчас я больше на стороне детей»

Татьяна, УдмуртияСтаж работы: 31 год240 учеников

— Когда я пришла работать в 1989 году, испытывала страшный энтузиазм. Я пришла без базового образования, училась уже заочно. По первому образованию я — филолог, учитель английского языка. Меня взяли на ставку психолога, потому что это была моя мечта. Был большой интерес, все новое. У меня были «Этика и психология семейной жизни», «Основы коммуникации для детей», «Выбор профессии», «Этика поведения» — мои часы стояли в расписании и дополняли ставку психолога. 

Сейчас дети так загружены, что никаких моих часов нет. Если только меня приглашают на классный час или родительские собрания. Есть день, когда я провожу индивидуальные консультации. А так это, знаете, поймал — привел. Обращаются классные руководители или родители. Я прихожу на родительские собрания, презентую себя, завлекаю их. И если у них возникает потребность, они звонят, записываются. 

Сами ученики могут подойти ко мне в любое время. Но я не могу сказать, что они часто этой возможностью пользуются

В основном, классный руководитель просит обратить внимание, и стараешься уже работать с этим. У нас небольшая школа, столкнуться в коридоре с нужным ребенком легко

Потом я уже думаю, что могу предложить в этой ситуации. 

Дело в том, что я ведь еще веду английский язык. Мы с ними встречаемся по три раза в неделю. Безусловно, здесь есть конфликт интересов: я как психолог и я как учитель английского языка. 

Но вы знаете, буквально позавчера я читала: Роспотребсоюз считал средние зарплаты. Оказывается, с 12 тысяч до 20 сейчас считается уровнем бедности. А ниже 12 тысяч — это уже нищета. У меня высшая категория уже лет 20, моя ставка — 11 тысяч. Если не вести уроки, извините, протянешь копыта. И надо работать на две ставки, только чтобы выйти с уровня нищеты. 

***

Почему я не ушла за 30 лет? Я — любознательный человек, обожаю читать и узнавать постоянно что-то новое. Проходила много тренингов, курсов. Меняются техники: появились метафорические ассоциативные карты, телесно-ориентированная психотерапия, сказкотерапия. Так много всего, мне интересно! И это пригождается на работе. Те же МАК (метафорические ассоциативные карты — Прим. ред.) я использую на консультациях с учениками. Чтобы разговорить ребенка, карты работают великолепно. Этот метод помогает детям самим делать выводы и менять свои действия, поступки. Они сами рассказывают, что видят, что чувствуют. 

Психолог ведь не дает советов. Он просто помогает увидеть ситуацию с другой стороны. 

Дети стали более раскрепощенными. Сейчас модно говорить об эмоциональном интеллекте. Уже не IQ, а EQ. Мы с ними об этом говорим: какие есть эмоции? для чего они нужны? как их почувствовать? как можно с этой эмоцией справиться? Дети откликаются, слышат. 

***

Раньше я была более категорична. Но меняюсь я, и меняется мое отношение к детям. 

Сегодня буквально приходит классный руководитель, дама лет 30, вся на нервах. Жалуется на ученика: «Он такой невротик, мне кажется, он меня ненавидит!» Ее надо успокоить. Мы подышали, чаю выпили. Потом я говорю: «Ты только положительными эмоциями пользуешься? Или у тебя бывают и негативные? Ты можешь проявлять агрессию, почему же ему этого нельзя делать?» А мальчику этому недавно прилетело мячом. У него половина лица — синяк, гематома. «Представь, что у тебя бы такой синяк был. Ты бы добрая была, открытая? Хотела бы общаться с кем-то?» Посмеялись с ней, от мальчика отстали. 

Я сейчас больше на стороне детей, встаю на защиту их интересов. 

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

Теоретическая концепция
необходима психологической службе для того, чтобы, объяснив природу и сущность
онтогенетического развития психики, обосновать содержание работы психолога в
школе, охарактеризовать его функции. В качестве фундаментального положения этой
концепции предполагается понимание личности как целостной психологической
структуры .
Очевидно, придется также разграничить процесс развития личности и развития
психики (см. . Но,
взятое само по себе, оно может создать превратное представление о природе
психического развития. Так, вряд ли можно принять без возражений вывод, который
делается на основе указанного положения: «Учитель не имеет права объяснять
неудачи своих учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в
значительной степени определяется обучением» , . Можно видеть, как предельно общая теоретическая формула,
взятая в качестве объяснительного принципа, сразу же обнаруживает
неадекватность реальности. За ней явственно просматривается, казалось бы, уже
преодоленная идея всесильности педагогического процесса.

Представление о
психическом развитии как внешне управляемом процессе не соответствует данным ни
экспериментальных, ни теоретических исследований. Например, выявлено, что
природная составляющая, существенно сказывающаяся на логике психического
развития, проявляет себя не только в способностях, но и в склонностях, даже в
направленности личности . По словам А. Г. Асмолова, подобного рода данные
напоминают «кошку, которая гуляет сама по себе, если не рассмотреть их предмет
как органические предпосылки развития личности» .

За предлагаемой
концепцией кроется теоретическая посылка, названная А. Н. Леонтьевым
«постулатом непосредственности» . Согласно постулату, психические явления возникают в
результате воздействия внешних агентов на органы чувств живого существа. Их
влияние определяет и процессы психического развития. В этой схеме школьный
психолог получает роль такого агента, корректирующего и направляющего это
развитие. Как раз в эту схему укладывается «основная психологическая идея»
школьного психолога — «возможность гармонического развития личности каждого
школьника» и «основной принцип его деятельности» — принцип
индивидуального подхода .

Реальной альтернативой
постулата непосредственности является представление о деятельностной природе
психики, где активность живого существа связывает его с окружающим миром и
выступает той основой, на которой возникает, функционирует и развивается
психологическое отражение реальности. Отсюда работа с ребенком — это не
совокупность педагогических воздействий, а определенная организация его жизни.
Школьный психолог, конечно же, должен применять индивидуальный подход, но от
него нельзя требовать ответственности за психическое развитие ребенка в заранее
заданном направлении.

Свое отношение к деятельностному подходу авторы демонстрируют при оценке
идеи ведущей деятельности как не позволяющей решать «многие вопросы, которые
школа ставит перед практическим психологом» . Но эта оценка противоречит опыту психологического
консультирования, показавшего, что идея ведущей деятельности имеет
фундаментальное значение для развития ребенка, в том числе и для анализа
индивидуальных особенностей развития в конкретных случаях . Зато в противовес идее ведущей деятельности авторы
выдвигают идею проблем возраста. В ней подробно излагаются эти проблемы,
сведения о которых были получены от школьников различных возрастных групп (что
соответствует логике названного постулата: если мир отражается непосредственно,
то все содержание отражаемого дано в сознании).

75

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: