Прописи для детей 3 -5 лет
Ребенок легко справляется с прописями для малышей? Настало время штриховок и рисования по точкам.
Штриховки
Штриховки выполняются с различными направлениями движения руки:
- сверху вниз,
- слева направо,
- наклонные,
- круговые,
- полукруглые,
- волнистые,
- зигзагообразные.
Вначале штриховки должны быть крупными. Когда ребенок все лучше справляется, постепенно уменьшайте их размер.
Важно! Каждая линии выполняется одним движением руки
Дорисуй фигуру
Я рассказывала Антоше, что некий мальчик начал рисовать геометрические фигуры и не дорисовал их. Антошка тут же приходил на помощь.
Также дорисовывается половина или недостающая часть простого изображения: шляпка гриба, крыша домика, колеса машине и т.д.
Рисование по точкам
Ребенок обводит точки, в итоге получается изображение животного или предмета.
Впоследствии такой обведенный рисунок можно раскрасить.
Рисование по клеточкам
Такое задание можно предложить ребенку начиная с 4 лет.
Нарисуйте на листе в крупную клетку простой узор, предложите малышу продолжить его.
Зеркальное рисование
Это когда одна часть симметричного рисунка нарисована, а вторая нет. Ребенок, опираясь на нарисованную часть картинки и считая клеточки должен нарисовать рисунок целиком.
Ну вот, кажется и все, друзья.
Ой! Чуть не забыла! У нас же еще есть игра «Твистер». Только не тот, на который ногами становишься, а специальный для пальцев. Задания такие: большой палец на красное, средний на синее, мизинец на желтое и т.п. Это только кажется, что все просто. На самом деле во время игры пальцы такое вытворяют, что только диву даешься!
А давайте, друзья, вместе диву даваться! От того, насколько красивый почерк у наших детишек, и от того, насколько все замечательно у них в школе! Но для этого сейчас нужно потрудиться. Хотя, какой же это труд? Сплошное удовольствие и веселые игры!
А вот еще и видео о том, как можно весело научить ребенка правильно ручку держать.
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Игры
Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:
Шнуровка
Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.
Игры с пуговицами
Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики»).
Пинцет и бусины
Возьмите несколько маленьких пластиковых пинцетов, много мелких бусинок, посуду с узким горлышком (небольшие баночки или бутылочки, по числу играющих). Один игрок или несколько получают задание собрать определенное количество бусин пинцетом в сосуд. Побеждает тот, кто быстрее справится с задачей. Если участник один, то он может фиксировать свои результаты по времени, а потом стараться побить собственный предыдущий рекорд.
Разрезные картинки
Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.
Используйте разнообразные игры на развитие внимание и памяти ребенка. Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения
Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка
Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.
Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.
Почему развитие моторики так важно?
Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от подъема тяжелых предметов до набора текста на клавиатуре, так что вопрос, зачем развивать моторику, не стоит. Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться после рождения и будут прогрессировать по мере роста детей, особенно быстро в младшем дошкольном возрасте.
Хороший контроль над моторикой также помогает детям исследовать окружающий мир, что может помочь во многих других областях развития.
Существует немало работ, которые посвящены изучению связи между развитием моторики и интеллектуальным развитием.
Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук
Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков. Именно поэтому развивающие занятия для малышей так важны
Способы обучения ребенка письму
Метод пинцета
Один из самых простых способов обучения с увлечением. Понадобятся карандаш или ручка.
Важно для этого выбирать простые принадлежности, не толстые, без большого количества граней, необходимая длина должна быть примерно 15 см. Средство для письма рекомендуется брать за край именно тремя пальцами (большим, указательным и средним)
Средство для письма рекомендуется брать за край именно тремя пальцами (большим, указательным и средним).
Таким образом, карандаш или ручку требуется поместить на стол так, чтобы они упирались в поверхность бумаги. Пальцы необходимо аккуратно перемещать вниз, скользя ими по карандашу. В момент, когда пальцы будут слегка сжимать ручку или карандаш, они сами займут правильное положение.
Уложить ручку «спать»
Проделывать этот метод рекомендуется с ребенком вместе. Предположим, что средний палец является «кроваткой» для ручки.
Укладывая спать, ее необходимо положить спать на эту вымышленную «кроватку». Требуется представить, что кончик ручки или карандаша является головой.
Надо положить под нее «подушку». Ею должна выступать подушечка указательного пальца.
Сверху необходимо накрыть ручку «одеялом». Стоит пофантазировать, будто подушечка среднего пальца – это одеяло.
После этого уже можно смело начинать писать. В таком положении рука ребенка во время письма станет опираться на загнутый внутрь мизинец. Необходимо следить, чтобы от конца ручки до кончика указательного пальца существовало расстояние около 15 мм. При несоблюдении этого правила рука будет сильно уставать, так как в таком положении она сильно напряжена.
С помощью салфетки
Для осуществления этого способа необходима обычная салфетка. Ее нужно разделить на две части, потому что целая салфетка для маленькой ручки будет очень большой. Одну из половинок салфетки необходимо зажать между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью.
После этого малыш должен незадействованными на руке пальцами взять карандаш таким образом, чтобы не выронить из ладошки салфетку. Это поможет ребенку научиться правильно брать ручку или карандаш.
Обучающая насадка
В магазинах, занимающихся продажей канцтоваров, можно найти очень много интересных и полезных мелочей.
Для обучения ребенка правильно держать ручки и карандаши могут пригодиться специальные насадки на средства для письма.
Малышу будет очень интересно заниматься с ними, потому что они выполнены в форме разнообразных забавных и разрисованных зверюшек, птиц, рыбок и др.
Насадки изготовлены с отверстиями для пальцев, что делает невозможным неправильное применение ручек и карандашей.
Плюсом таких насадок является то, что они подразделяются на насадки для правшей и левшей. Помимо этого существует насадка для столовых приборов (ложек, вилок).
Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с «подсказкой» для пальцев
Обучающие ручки намного облегчают процесс письма. Эти ручки имеет трехгранную форму и специальные углубления для пальцев. Для того чтобы ребенок постепенно тренировался держать ручку в руке, вес ручки слегка меньше, чем обычной. Все ручки имеют красивый дизайн и выполнены в ярких цветах, что не даст детям заскучать.
С помощью мелков
Рисование мелками – метод, применяемый самым первым.
Восковые мелки дают возможность ребенку научиться правильно держать ручку или карандаш.
Играя с мелками, ребенок будет выполнять все задания с удовольствием.
Форма мелков подстроена как раз под руку ребенка. Мелок должен сделать тоненькую линию, линию потолще и самую толстую.
Для быстрого обучения захватывания мелка тремя пальцами мелки необходимо разломить на куски примерно по 3 см.
Именно рисование короткими кусочками научит захватывать мелок нужным способом. Ведь маленький кусок не так просто взять в кулак.
Игра в дартс
Игра в дартс способствует получению навыков правильного хватания ручек и карандашей.
Именно при метании дротиков положение пальцев соответствует такому же, как должно быть на карандаше и ручке.
Играя с ребенком, следует помочь ему представить, что ручка – это дротик.
Подобно игре в дартс малыш будет плавно спускать ручку к бумаге, будто дротик – к цели.
Точка на пальчике
Довольно простой метод обучения ребенка правильно держать ручку. Необходимо просто поставить точку на верхней фаланге среднего пальца, тем самым отметив то место, где должна находиться ручка или карандаш. Для упрощения можно провести линию на нижнем конце ручки или карандаша.
Объясните ребенку, что палец не нужно опускать ниже этой полосы.
Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш
Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!
Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:
Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.
Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:
Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу. И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):
Тук-тук, молотком, Мы построим буквам дом. Тук-тук, молотком, Поселяйтесь, буквы, в нем.
Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.
Еще одна типичная ошибка ребенка. Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом. Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.
Еще о развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму Вы можете найти интересную информацию, игры и упражнения в статьях сайта:
— Пальчиковая гимнастика
А в конце статьи — еще несколько идей по подготовке руки к письму в очень радостном видеоролике для хорошего настроения Вам и Вашим детям! Вы увидите в нем современные пособия, которые используются в детских садах для подготовки руки детей к письму, развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. И — это мне было очень приятно — в нем есть и текстильные игрушки моего любимого «Наивного мира» (все, кто был на Интернет-Мастерской развивающих игр, которую я веду ежегодно весной, помнят эти игрушки. Ведь «Наивный мир» — это постоянный, неизменный и очень душевный спонсор «Родной тропинки» и Мастерской игр «Через игру — к успеху!»)
Желаю Вам и Вашим детишкам успехов!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
От 8 месяцев: вкладыши
- Стаканчики, баночки, мисочки, матрешки, детская игрушечная посуда. Любые предметы домашней утвари (безопасной для ребенка), различающиеся по размеру, которые малыш будет бесконечно «тестировать на совместимость»: собирать, разбирать, вкладывать, выкладывать, стучать ими друг о друга. «Я развиваю мелкую моторику, мама, потерпи!» Можно предлагать сидящему ребенку с 6 месяцев.
- Коробочки, баночки с крышечками, мешочки — кроха учится открывать и закрывать.
- Сортеры (коробочки с прорезями разной конфигурации и элементами соответствующего размера и формы). Деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, в виде собачек или лодочек — какие вам понравятся. Становятся любимым занятием обычно не ранее 8 – 9 месяцев. Можно обойтись и без покупной игрушки. Чистая обувная коробка из плотного картона, вырезанные ножницами окошки и предметы соответствующей формы (крупные пуговицы и бусины, кубики и т. д.) — малыш будет долго ими занят. Вы даже успеете вымыть голову или выпить утренний кофе (сразу все не обещаем!).
- Закручивание и раскручивание. Колпачки, крышки, игрушечные саморезы — все, что можно накрутить или повертеть в одну и другую сторону. Не обязательно покупать специальные наборы — достаточно предложить малышу пластиковую бутылку с крышкой или пластиковый термос.
- Деревянные кубики, пирамидки, счеты, стучалки с молоточками, конструктор, простые музыкальные игрушки, рамки-вкладыши. Удовлетворяют познавательный интерес малыша, развивают пространственную ориентацию и — что для нас сейчас важнее всего — совершенствуют мелкие движения рук, развивают координацию и ловкость.
Зачем готовить руку
Многие родители и не подозревают, что готовить руку к письму необходимо. Чем лучше развита мелкая мускулатура ведущей руки ребёнка, тем проще ему будет в школе овладеть навыком письма. Иначе последствия будут печальны: первоклашка в школе станет сильно уставать, не успевать выполнять задания учителя, а видя успехи одноклассников и свои неудачи – расстраиваться. Поэтому подготовка нужна непременно.
Но при этом важно учесть одно обстоятельство: готовить руку к письму и учить писать – не одно и то же. Второе ребёнок освоит в школе, а вот наша, родительская, задача – заняться с ним первым
Не заставляйте своего дошкольника корпеть над прописями, а тренируйте мышцы руки.
А как раньше?
Не нужно думать, что подготовка руки к школе – это новомодная тенденция. На самом деле, развитием «ручной умелости» у своих учеников были озадачены лучшие педагоги и в XIX, и в XX веках. Под их руководством дети занимались складыванием из бумаги, конструированием с помощью палочек, спичек, гороха, пуговиц, лепкой и многим другим
Уделяла большое внимание ловкости ручек и знаменитая Мария Монтессори. Да и мы с вами в обычной нашей жизни делали много того, что готовило наши руки к письму: выстругивали палочки, вырезали фигурки из дерева, складывали бумажные самолётики, кораблики и лягушки, причудливым образом натягивали между пальцев рук нити…
Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?
Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).
Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).
Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки: — вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера, — линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании, — ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.
Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.
Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).
Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости
Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф. Фребель в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную М. Монтессори (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему Л.К. Шлегер (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).
ТОП- 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:
Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии
— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики, — конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов, — конструирование из бумаги и картона, — плетение шнуров из ярких цветных веревочек, — работа на детском настольном ткацком станочке, — вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе), — шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком
Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»), — изготовление поделок из проволоки, — пришивание пуговиц, — нанизывание бусин и изготовление детских бус, — изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование), — пальчиковые игры, — штриховки, — изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций), — выжигание по дереву, — выпиливание, — валяние, — раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша), — рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»), — дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам, — обведение рисунков по точкам, — выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка). — плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см
«Дары Фребеля» — плетение из полос), — изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму). — вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой, — декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме, — задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов), — рисование на доске мелом, цветными мелками, — оригами, — изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).
Как правильно заниматься
Занятия должны быть короткими. Начинаем с 1 минуты. Заканчиваем до того, как ребенку надоест. Не стоит думать, что чем дольше, тем лучше. Лучше — это когда интересно.
Придерживаемся принципа от простого к сложному. Начинаем с самых простых заданий, постепенно переходя к все более сложным.
Предлагаем задания в игровой форме. Ребенок не просто обводит линию, а помогает собачке найти дорогу домой; не просто заштриховывает грибок, а делает его красивым.
Работаем разными пишущими инструментами: карандаш, ручка, маркер, фломастер и даже кисточка. Ведется много споров о том, чем учить ребенка писать: ручкой или карандашом. В возрасте 2 – 5 лет мы не учим писать. Наша задача – не просто развивать мелкую моторику, а сделать так, чтобы ребенку заниматься было интересно. И если вы видите, что карандаш совсем не идет (особенно в 2 – 3 года), пусть малыш работает фломастером.
Учим держать пишущий инструмент правильно. Отличные помощники в этом деле – специальные насадки для ручек и карандашей.
Лист должен быть зафиксирован, то есть ребенок не должен крутить его или как-либо менять местоположение. Если малыш делает это, значит задание для него слишком сложное, предложите что-то попроще.
Не переусердствуйте. Директор института возрастной психологии РАО Марьяна Безруких рассказывает об опыте одной дошкольной гимназии, где дети писали курсивные элементы букв и очень много штриховали (чрезмерно много). К концу года выяснилось, что дети не только не улучшили, но и затормозили развитие зрительно-моторной координации. Так что во всем хороша мера.
И самое главное: подготовка руки к письму – это не только письмо. Вышеописанный отрицательный опыт тому доказательство.
Помимо прописей для малышей, руку к письму готовят:
- лепка,
- аппликация,
- рисование,
- раскрашивание,
- вырезание,
- пальчиковая гимнастика,
- лабиринты,
- игры для развития мелкой моторики.
10-12 месяцев
Ребенок охотно повторяет действия взрослых: нажимает кнопки на телефоне и подносит его к уху, берет ручку и пробует черкать. Он начинает требовать самостоятельно держать ложку, бутылочку — разрешите ему это, пусть даже потом придется немного прибраться! Годовалый малыш уже неплохо управляет своими движениями: спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами), вертит их, бросает, сталкивает, он открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. Но для того чтобы движения рук становились более совершенными и уверенными, необходимо продолжать тренировать мелкую моторику и дальше.
Рисование по клеточкам
Для детишек 6 – 7 лет самое то. Поставьте на листе точку. Это начало рисунка. В точку ребенок ставит карандаш. А вы говорите, куда ему нужно двигаться. Например, 2 клеточки вниз, одна налево, три вверх и т.д. Вы говорите, ребенок слушает и рисует.
Хотите попробовать? Давайте, я подиктую, а вы рисуйте:
- одна клеточка вверх
- одна клеточка вправо;
- одна вверх;
- одна вправо;
- шесть клеточек вверх;
- пять влево;
- одна вверх;
- одна вправо;
- одна вверх;
- одна вправо;
- одна вверх;
- одна вправо;
- одна вверх;
- две вправо;
- одна вверх;
- одна вправо;
- одна вниз;
- две вправо;
- одна вниз;
- одна вправо;
- одна вниз;
- одна вправо;
- одна вниз;
- одна вправо;
- одна вниз;
- пять влево;
- семь вниз;
- одна влево;
- одна вниз;
- две влево.
Узоры также рисуются по клеточкам. В них можно добавлять творческие элементы, всякие кружочки, волны, точки, крестики. Задача родителей начать узор, задача ребенка – продолжить его по образцу. Ну или можно найти образцы узоров в прописях.
Система «Супер-пальцы»
По сути это такая странная сюжетно-ролевая игра. Главные участники – это мои руки и руки Артема. Мы кладем руки на стол, и они оживают. Разговаривают друг с другом нашими голосами. Иногда как ляпнут чего-нибудь, так потом смеешься пол-часа, успокоиться не можешь. В общем, хоть и странная, но очень веселая игра.
Мои руки – это тренеры, а Темины пришли в фитнес клуб спортом заниматься. Тренер показывает, что нужно делать, остальные повторяют. Все как в жизни.
План нашей тренировки:
«Разминка». Она первая. Трем ладошки друг о друга, чтобы разогреться перед тренировкой. Трем пока теплыми не станут. «Тренируем пальцы». Исходное положение – ладони на столе пальцы вытянуты вперед. И раз – мах вверх мизинцем одной руки, и два – мах безымянным этой же руки, и три – мах средним пальцем. И так до мизинчика второй руки доходим, а потом обратно. Далее начинаем махать двумя мизинцами, двумя безымянными пальцами и т.д. «Штанга». Приступаем к силовым упражнениям. Ладони на столе, пальцы вытянуты. Между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев зажимаем карандаш. И пытаемся карандаш пальцами удерживать и поднимать вверх. «Спортивная ходьба». Указательный и средний пальцы – это как будто ножки. Между ними опять же зажат карандаш. Удерживая карандашик, начинаем пальцами ходить по столу. Бегать в таком положении невозможно. Шаги получаются совсем маленькие. «Ролики». Откуда в фитнес-клубе ролики? Этот вопрос мы обсудим позже. А пока что покатаемся. С ролью роликов хорошо справляются крышечки от пластиковых бутылок. «Надеваем» ролики на указательный и средний пальцы и поехали кататься по столу. Будьте аккуратны, это очень скоростной вид спорта. Иногда руки сталкиваются друг с другом, падают, теряют ролики, долго не могут встать, дрыгают ногами и кричат что-то неразборчивое. И такие моменты не могут не вызвать смеха. «Упражнения с мячом». Вместо мячика используем контейнеры из-под киндеров. В них насыпаем соль, чтобы были поувесистее. И просто перекатываем из одной руки в другую. Ну и, на последок, немного развлечений. Устраиваем паучьи бега. Небольшая подготовка, из счетных палочек выкладываем дорожки, по которым будут бегать наши руки-пауки. Ставим ручки на старт. Ладони от стола приподняты опора на все пять пальцев, ну чтобы на пауков было похоже
Внимание! Марш! И побежали пауки, ножками перебирают, торопятся. Иногда забываются, заползают на стены и даже нам на головы
Тренировка окончена! Можно идти домой! Стоп! А «уборка»? Палочки то по всему столу разбросаны! Собираем палочки одной рукой по одной штучке.
Что значит развивать мелкую моторику?
Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения
Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором
Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.
Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:
- упражнения с мелкими предметами;
- графические задания;
- пальчиковые игры.
В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы
При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.
Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет.
Готов ли ребенок к школе?
Как определить, готов ли ребёнок к письму? Для этого педагогами составлено немало тестов. Например, тест «Школьная зрелость» Керна-Йорасика (его легко найти в Интернете) направлен в том числе и на выяснение того, должным ли образом подготовлена ли рука будущего школьника.
Можно предложить ребёнку выполнить и такие задания:
- Покажите дошкольнику нарисованный круг диаметром 3 – 3,5 см. Попросите его нарисовать точно такой же. При оценке выполнения задания учитывайте следующее:
- Ребёнок должен нарисовать фигуру, близкую по размерам к исходной.
- Круг должен походить на круг (пусть и не идеально ровный), не на какую-нибудь другую геометрическую фигуру.
- Линия должна быть сплошной (непрерывной), плавной, достаточно уверенно проведённой.
- Нажим не должен быть слишком слабым.
- Движения ребёнка при выполнении задания должны быть свободными и уверенными.
- Попросите дошкольника заштриховать любой несложный силуэт (облако, мячик, грушу). Если ребёнок раньше не занимался штриховкой, покажите ему образец. Направление штриховки (горизонтально, вертикально, по диагонали) ребёнок может выбрать сам. При оценке результатов учитывайте:
- Ровность и параллельность линий. Аккуратность выполнения.
- Точность движений.
- Сохранение примерно одинакового интервала между линиями.
Обратите внимание! Если мелкая мускулатура руки развита недостаточно хорошо, то ребёнок будет переворачивать лист, на котором он работает, ведь сделать это ему будет проще, чем произвольно поменять направление движения руки.
Даже если вашему ребёнку в школу не в этом году, проведите такие тесты, и вы увидите, нужно ли готовить руку малыша более тщательно и целенаправленно. Если да, то используйте способы, предложенные в статье, или придумывайте свои. И всё у вас получится.
Более сложные занятия на моторику
- Спички, счетные палочки. Собираем, складываем в коробочку, стаканчик, строим домик из палочек. Усложненный вариант: ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (двумя указательными, двумя средними и т. д.).
- Пазлы и мозаика. Самые продвинутые игры-занятия на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного мышления и речи. Сначала могут быть очень крупными, с малым количеством деталей (можно предлагать играть уже годовалому малышу). По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растет.
Как видите, значительную часть перечисленных выше занятий довольно просто организовать, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого, а малышу приносят не только радость, но и несомненную пользу.
Может ли плохо развитая моторика говорить о нарушениях здоровья?
Все дети индивидуальны, темп развития каждого тоже различен
Нельзя только по одному из навыков (не важно, крупной или мелкой моторики) судить о состоянии здоровья в целом и психики в частности, а тем более начинать их коррекцию. Оценивая уровень развития ребенка, нужно учитывать множество факторов
Если у ребенка раннего возраста отягощенный анамнез (тяжелая беременность или роды у мамы, недоношенность, инфекции в первые месяцы жизни и прочее), то задержка освоения того или иного навыка крупной или мелкой моторики может свидетельствовать об определенных нарушениях развития. В случае отсутствия факторов риска, скорее всего, более медленное освоение движений связано с индивидуальными особенностями. Но в любом случае, если возникают страхи или вопросы, нужно обращаться к специалистам. Только профессионал может определить проблему и способы ее корреции.
Особый случай: а как же левши?
Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.
Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).
В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.
Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.
Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.
Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.