Основные типовые группы дымковской игрушки
Внешне она проста и незатейлива, но при этом зритель сразу отмечает выразительность и образность игрушки. И если первые изделия, как отмечают исследователи, не цепляли декоративностью, были весьма условны, то с развитием промысла появлялось в его работах разнообразие. Отчетливо проглядывала художественность в действиях народных умельцев.
Дымковская игрушка – это целый мир, который очень интересно изучать.
Куклы-свистульки веселые, яркие, острохарактерные. Они, конечно, давно перестали быть героями детской игры, а стали русским сувениром, узнаваемым и колоритным. Кормилки, барыни, водоноски, бараны, персонажи из крестьянской жизни, прекрасные дамы и солидные господа…
Женский образ
Это статичные фигуры, головы которых крупноваты, украшены головными убором (кокошниками или шляпками). Внешний вид женских образов полон достоинства, величественности. Это горделивые барыни, яркие модницы и румяные кормилицы, это колоритные водоноски и довольные няньки с малышами на руках.
Наряд обычно был представлен колоколообразной юбкой, кокошник со временем был заменен шляпкой. У игрушек шарики-головки, а в основе фигурки – «ступка», то есть колокол-юбка с торсом.
Каждый мастер персонажа видел по-своему, и воплощал его с особенностями своего видения. Потому различались глубина и высота основы игрушки. Но общей была праздничная одежда для женских персонажей: нарядные и пышные платья, пышные рукава на кофтах, юбки со складками, оборчатые передники, шляпки с полями и т.д.
Кавалеры
Мужские образы представлены кавалерами. Интересно, что внешнее их изображение заметно скромнее, нежели у женских образов. И даже по размеру кавалеры меньше. Чаще они изображались верхом на животных.
Кавалер на коне – наверное, самый узнаваемый мужской образ игрушки из глины, дымковская традиция могла еще изображать мужчину с гармошкой или даже с младенцем, но кавалер на коне превалировал.
Кавалер с цветами – еще один популярный образ. Такому персонажу его обладатель может сам додумать историю: идет дымковский кавалер на свидание, или же по случаю праздника так принарядился. Востребованны до сих пор дымковские парочки: нарядная барышня и горделивый кавалер.
Птицы
В основном дымковские мастера лепили уток, петухов и индюков. То есть птиц, которые водились на домашнем подворье. Индюки и петухи изображались фигурными, хвосты их были ярко расписаны. А уток мастера украшали оборчатыми пышными пелеринами.
В других промыслах популярными образами могли стать сказочные птицы, нереалистичные, фантазийные. Но рука дымковского мастера умела сделать королевой птичьего царства и домашнюю птицу. И она была под стать остальным героям промысла, органично вписывались в сюжетные композиции.
Животные
Сначала игрушки изображали тотемных животных – медведя, козла, барана. Со временем список игрушек из глины пополнили и домашние питомцы. Все животные изображаются со вскинутыми головами, короткими, но устойчивыми широко расставленными ножками.
Могли животные изображаться иронично – например, наряженными в яркие костюмы, с музыкальными инструментами. Встречаются даже козлы в галстуках и зайцы с бабочками. Игрушки яркие и жизнерадостные, тот, кто приобретал такого персонажа, хотел сразу же обзавестись компанией для него.
Образ домашнего животного — лошадка из глины
Композиции
Композициями называются группы из нескольких фигур, в которые могли входить и люди, и животные. Многофигурные композиции впечатляют своим разнообразием. На них изображается быт русской деревни, да и городской быт тоже. Лиричные прогулки на лодках, праздничные застолья и гулянья, ярмарки и масленичные празднества – все это самобытные, упрощенные свидетельства времени.
Карусели, чаепития, сцены у колодца: композиции интересны своей детальностью, образностью. Метаморфозы, произошедшие с дымковской игрушкой, действительно уникальны. Если предположить, что началась традиция с печального события, то от трагического настроения ничего не осталась. Дымковский промысел о жизни в ее узнаваемых и простых выражениях, о понятных и доступных радостях, о красоте момента.
Сказочный конь
Научимся делать дымковскую игрушку из пластилина поэтапно. Изготовим вместе с ребенком коня. Для работы можно использовать остатки пластилина любых цветов. Действуйте по инструкции:
- Мысленно разделите будущую игрушку на отдельные детали: туловище, ноги, голову, уши, хвост, гриву.
- Туловище лепим из самого большого куска пластилина, придавая ему овальную форму.
- Ноги можно сделать отдельно в виде конусов, расширяющихся кверху. А можно слепить их из того же куска пластилина. Для этого его с обоих сторон стеком разрезаем пополам, чтобы вышли четыре конечности. Округляем их, примазываем и загибаем вниз.
- Голову с шеей лепим из загнутой колбаски. Примазываем к туловищу, утончаем мордочку.
- Делаем ушки конической формы.
- Для гривы нужны два переплетенных жгутика, которые крепят по шее между ушками.
- Хвост делается из таких же заплетенных в косичку жгутиков. Их соединяют в замкнутое кольцо и прикрепляют к туловищу.
История создания дымковской игрушки
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Тематика и процесс изготовления фигурок
В творческий этап вовлекались все члены семьи — каждому было поручено определенное дело и стадия технологического процесса. Гамма цветов, оттенков и узоры выбирались индивидуально .
Внешний вид изделия
Для украшения глиняных игрушек применялась насыщенная цветовая гамма. Среди главных оттенков присущих дымковской росписи выделяли: красную, оранжевую, желтую, синюю, зеленую и золотую палитру.
В содержании схем узоров преобладает классический орнамент с применением всевозможных геометрических фигур (круга, ромба, клетки, точек). В качестве добавочного элемента декора на готовый разноцветный узор наносятся мелкие капли или ромбики из сусального золота.
Изначально формы были краткими, но с течением времени внешний вид и качество игрушек усовершенствовались, а их ассортимент существенно расширился. Дымковские мастера вдохновлялись предметами из жизни — они лепили все, что видели вокруг.
Тематика игрушки:
- Животные.
- Птицы.
- Мужские, женские образы в русской национальной одежде.
- Дети в ярких нарядах.
- Скоморохи.
- Водоноски (женщина с коромыслом).
- Сюжетные образы.
В советскую эпоху народное ремесло по изготовлению фигурок было поставлено на производство, а информации было недостаточно. Открывались и создавались цеха, в которых умельцы руками делали глиняные статуэтки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками.
Символика цвета фигурок:
- Белая. Означает чистоту.
- Черная. Характеризует ложь, недоверие.
- Зеленая. Олицетворяет природу.
- Красная. Предполагает силу, могущество и здоровье.
- Синяя. Это символ неба.
В 21 веке тематика игрушки расширилась. Умельцы создают не только стандартные образы, но и героев народных сказок, изделия на темы исторических сюжетов, представителей разных профессий, предметы быта и утварь старины.
Жанровые сцены, представляющие композиции из нескольких фигур, изображают нынешний быт города и села: гуляния, праздники, цирковое выступление.
Материалы и этапы производства
Главным сырьем для изготовления игрушки является глина красного цвета. Чтобы получить податливую и пластичную массу, материал соединяли с мелким речным песком.
Этапы производства фигурок:
- Формирование.
- Раскрашивание.
- Сушка.
Каждая деталь изделия создается отдельно: из шаровидного куска глины формируется тело, к которому прикрепляются прочие части (ноги, руки, голова, мелкие детали). Все частицы соединяются мягкими переходами.
Изделие отполировывают смоченным в воде пальцем, затем высушивают на свежем воздухе так, чтобы солнечные лучи не попадали на изделие. Мелкие фигуры закрепляются за пару дней, а крупные — за неделю-две. Затем заготовка обжигается в муфельной печи, а после остывания ее отбеливают темперными красками. На следующем этапе происходит раскрашивание с помощью чистых тонов. В старину использовались натуральные красители: яйца, молоко, сажа, уксус. Сейчас мастера применяют готовые акриловые тонеры. Главное требование завершающей стадии — яркость и естественность.
Интересные факты свидетельствуют, что в старину умельцы украшали некоторые детали сусальным золотом. Краска разбавлялась на яичном желтке по секретному рецепту мастера. Соблюдалась строгая последовательность раскрашивания начиная с волос и заканчивая атрибутикой.
Узоры и рисунки в дымковской фигурке связаны с оберегами, символикой природы. Наносятся солнечные и лунные знаки — обозначение начала жизни, а ромбы — признак плодородия, волны —олицетворение неба и воды.
В качестве инструментов для раскрашивания выступали перья птиц и тонкие наточенные палочки. Сейчас для росписи игрушек используются колоритные красители и мягкие натуральные кисти.
Сегодня дымковская (Кировская) игрушка продолжает развиваться и совершенствоваться. Создаются новые технологии, воплощаются в жизнь новые идеи, но только традиции изготовления и секреты мастеров остаются неизменными.
Фигурка из Дымково является изделием тонкой ручной работы — предметом гордости мастеров. Сложно переоценить историческое и культурное значение народного промысла, наглядно показывающего творческий потенциал жителей Вятского края.
История дымковской игрушки
Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:
- она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
- эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.
Дымковские игрушки (картинки)
В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.
Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.
Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.
Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.
Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.
Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.
Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.
Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:
Эскиз для раскрашивания | Описание рисунка и принципа работы с ним |
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные. | |
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов. | |
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом. |
История дымковской игрушки
Четыреста лет развивался дымковский промысел. Все это время мастера придумывали новые темы, образы, характерные рисунки для глиняных поделок. яркие насыщенные цвета, веселые персонажи и отличное качество — все это делало дымковскую игрушку знаменитой и популярной. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова стали известны по всей России.
Более 100 тысяч игрушек, выпущенных в маленьком селе, продавались в столице и Оренбургской губернии.
59 семей из Дымково занимались этим промыслом. Они сами добывали глину, лепили, обжигали, белили и раскрашивали поделки. Среди самых известных фамилий былии Кошкины, Никулины.
В начале 20 века спрос настал закат промысла в Дымково. Мастера перешли на другие работы и лишь несколько остались верны своей работе.
Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.
Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.
Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:
Эскиз для раскрашивания | Описание рисунка и принципа работы с ним |
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные. | |
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов. | |
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом. |
История промысла
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты
Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел
Загадочный праздник
Сейчас слобода Дымково — это часть города Кирова (прежние названия — Хлынов, Вятка). История знаменитой на весь мир игрушки насчитывает около 400 лет. Лепкой занимались женщины. Глиняные фигурки неразрывно связаны с весенним праздником, известным как Свистопляска, или Вятская свистунья. Его отмечали в четвёртую субботу после Пасхи. Корни у него очень древние — он связан с культом земли и посвящён пробуждению природы после зимнего сна.
Праздник наполнен не только радостью. Это ещё и воспоминание о Хлыновском побоище. Трагическое событие произошло в XV веке. Когда к городу Хлынову подошли враги, жители поняли, что сами не смогут одолеть такую силу. Было решено позвать на помощь устюжан. Подмога пришла, однако в ночной темноте хлыновцы приняли друзей за врагов. Началось сражение, и лишь под утро стало ясно, что «своя своих не познаша».
В память о погибших на месте тех событий была построена часовня. Там ежегодно служилась панихида. Только после этого начинался праздник. Такое сочетание скорби и радости несло в себе смысл — оно олицетворяло торжество жизни над смертью. На протяжении долгой зимы мастерицы лепили свистульки специально к празднику. Он продолжался три дня, расписные игрушки продавались на весёлых ярмарках.
Техника изготовления дымковской игрушки
Техника изготовления дымковской игрушки-скульптуры несложна. Игрушка лепится из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. Мятую глину накладывают на сосновую или еловую доску и приступают к лепке.
Лепить начинают с основной, массивной части – туловища у животных, а барыню со ступки – с широкой юбки, для чего раскатывают из глины блин и свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные, более мелкие детали, а отверстия прокалывают палочками (протыкалками).
После этого игрушку полируют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не на солнце. Мелкие игрушки просыхают за два дня, а крупные – за неделю или даже за две. После сушки игрушку подвергают обжигу в муфельной электрической печи при температуре до 900°С, обожженные мелкие игрушки несколько раз погружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом молоке, крупные – дважды покрывают этим же раствором.
Такой раствор об- разует на глиняной поверхности игрушки прочный белоснежный «казеиновый» грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками.
Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос и т. д. Для усиления декоративности иногда на них наклеивают небольшие квадратики и другие фигурки из сусального золота и серебра.
Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. Кроме того, каждая мастерица работает в своей индивидуальной манере. Отличаются дымковские игрушки также безупречным соответствием росписи форме изделия.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки – все это усиливает ощущение праздничности игрушки.
Интерес к бытовому жанру, передаваемому довольно своеобразно, проявил- ся в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками. В настоящее время дымковские игрушки изготовляют, в основном, в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове.
Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.
Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.
Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:
Эскиз для раскрашивания | Описание рисунка и принципа работы с ним |
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные. | |
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов. | |
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом. |
Сообщение-доклад Дымковская игрушка
Дымковская игрушка – это удивительно красивые творения, художественный промысел Дымково, который сейчас относится к Кирову. Это очень древний народный промысел, которому уже больше 400 лет.
Вначале игрушки изготавливали специально к празднику Свистуньи, который проходил весной. Праздник этот начинался панихидой по погибшим в «хлыновском побоище», а заканчивался игрой на свистульках и плясками. Поэтому к нему женщины делали красивые и яркие свистульки в виде различных животных. Все они издавали различные звуки: свист, грохот, треск. С помощью их люди отгоняли злых духов, чтобы те не мешали весной работать на полях.
Дымковские игрушки лепят только вручную, поэтому двух похожих не существует. Сырьем для них является местная глина красного цвета, смешанная с речным песком. Изготавливали их целыми семьями, передавая навыки из поколения в поколение.
Глину начинали заготавливать летом. После лепки фигурки обязательно подсушивали около месяца-двух и обжигали в печи. Игрушка после обжига становилась коричневой, поэтому чтобы краски были более яркими, сначала ее белили, а только потом расписывали. Белила получали смешиванием молока и мела. Краску замешивали на яйце, вместо кисточек использовали перья птиц и палочки. Потом всю игрушку еще раз покрывали взбитым яйцом, чтобы она была яркая и блестела. Весь процесс как раз заканчивали к весне. Сейчас для росписи используют современные краски, остальная технология, по сути, не изменилась.
В дымковской игрушке всегда присутствуют яркие, насыщенные, контрастные цвета: желтый, зеленый, красный, синий. Иногда их украшали золотом. Первые дымковские игрушки чаще представляли собой отдельные фигурки птиц, домашних животных, людей. Позже стали делать целые композиции. Например, повозка с людьми, печь с хозяевами или всадник на лошади, женщина с детьми.
Дымковская игрушка уже давно является отличительной чертой Кировской области. Ей даже установлен памятник.
Занятия, игры, сценарии по теме Дымковской росписи
Содержится в разделах:
Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество 2251
Включает в себя разделы:
- Барышня. Дымковская игрушка барыня 245
- Дымковская игрушка. Проекты, планы 135
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование 891
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий 1089
- Дымковские игрушки. Сценарии развлечений 40
- Лошадка. Дымковская игрушка 118
- Уточка. Дымковская игрушка 80
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
Показаны публикации 1-10 из 1771.Все разделы
| Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
Новое
Конспект ООД по лепке в средней группе на тему «Дымковская уточка»
Задачи: Образовательные: продолжать формировать представление детей о дымковской глиняной игрушке ; показать выразительность формы игрушки, ее отличительные особенности ; учить лепить уточку путем оттягивания пластилина от общего куска. Развивающие: развивать художественно –…
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Составление дымковского узора на круге»
Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Составление дымковского узора на круге» Цель: продолжать формировать представления о Дымковской росписи. Задачи: образовательные: -учить приёмам рисования плавных линий при работе с кистью -учить составлять узор на круге,…