Учёба, выходные, каникулы
Учебная неделя в стандартной школе составляла шесть дней. Суббота ничем не выделялась среди других в расписании. Единственное отличие — именно на неё обычно приходилось проведение классного часа. Лишь в конце 90-х, с реформой образования, многие заведения перешли на пятидневку.
Урок, как и сейчас, составлял один академический час, то есть 45 хронологических минут. Перемены были преимущественно 5 минут, за исключением большого перерыва в полчаса, когда детей вели в столовую перекусить. Начинаться занятия могли как с 7.30, так и с 8.00, и продолжались до 12.00 или до часу дня. Во многих школах была распространена вторая смена, то есть учёба после обеда и до вечера. Причиной было большое количество учащихся: классы попросту не вмещали всех детей.
Длительность летних каникул была неприкосновенной: с 25 мая и по 1 сентября можно было отдохнуть. Однако к свободе прилагался внушительный список внеклассного чтения: литературы, которую нужно было освоить за три месяца. plaza-escorts.com. Помимо этого, существовали недельные перерывы между четвертями примерно в середине осени и в конце марта.
Почему комплексный подход не взлетел
На первый взгляд, комплексный подход приблизил школьное образование к реальной жизни. Но на деле он не давал системного усвоения знаний, школьники получали лишь фрагментарные представления о мире.
В результате, как пишет Е. М. Балашов в статье «Политика в области школьного, профессионально-технического и среднего специального образования, 1917–1941 годы», дети не могли нормально освоить самые простые базовые навыки, которые им должны были дать школы первой ступени, — письмо, чтение, счёт.
Связи между различными науками и разделами внутри предметных комплексов зачастую были притянутыми за уши. При этом и сами темы порой не соответствовали возрасту школьников. Например, первоклассникам предлагалось следить за заболеваемостью в семье.
В итоге программы представляли собой ворох разрозненных знаний, которые толком не закреплялись, а дети учились одновременно всему и ничему.
Низкий уровень базовых знаний у школьников не позволял вести преподавание на основе межпредметных связей и в старших классах.
Тот факт, что новые программы не обеспечивают должный уровень подготовки, вынуждены были признать делегаты Первого всесоюзного съезда учителей, состоявшегося в 1925 году, и Луначарский. «Учитель ломает голову над программой ГУСа, а дети в это время растут неграмотными», — резюмировал он. Даже самые ярые сторонники программ ГУСа стали признавать, что реализовать их не удалось. О неприспособленности схем возрасту учащихся говорил даже ЦК ВКП(б). В Наркомпросе осознали, что нужно что-то менять.
Кроме того, большинство учителей не умели работать с комплексным методом. Они попросту не успевали освоить со школьниками всю схему. Поэтому многие педагоги на самом деле преподавали как раньше, посвящая комплексным темам лишь несколько занятий в конце года и составляя два учебных плана — реальный для себя и «правильный» для отчётности. Школы же ограничивались формальными отписками в духе «работаем по схемам ГУСа», но что там конкретно делали, никто толком не проверял.
Недовольными новой программой оказались и родители. С 1925 года они стали жаловаться, что дети стали хуже считать, читать и писать, и требовали сначала обучить школьников этим навыкам.
В учебных программах 1925 года вернули разделение на предметы. Тем не менее учителя всё равно должны были опираться на общую для всех схем комплексную тематику. Однако и такой подход в советском образовании не задержался. Уже в 1926 году Наркомпрос значительно расширил самостоятельность учителей-предметников. А в следующем году наряду с перечнем комплексных тем ведомство составило перечень конкретных знаний по грамматике, орфографии и арифметике, которыми должен был обладать ученик.
Елатомская Единая трудовая школаФото: «Литературное обозрение»
Кстати, с политическим воспитанием школьников дела тоже шли не гладко. Политическую грамоту учителя преподавали в основном кто в лес, кто по дрова, да и в целом относились к ней формально, порой и вовсе игнорировали. Например, согласно сводке по губерниям 1924 года, в провинции такие занятия практически не велись.
Как понять, какая школьная программа подойдёт ребёнку
В предыдущем разделе мы разобрали 7 разных программ. Чтобы вам было проще оценить их и сравнить между собой,
оставляем внизу сводную таблицу. Там вы найдёте критерии, по которым можно узнать, подходит ли вашему ребёнку одна
из программ в этой статье.
Сравнение школьных программ для обучения младшеклассников |
||||
---|---|---|---|---|
Программа | Тип программы | Нужна ли дошкольная подготовка | Продолжение в средней школе | Сложность |
«Школа России» | Традиционная | Нет | Да | Лёгкая |
«Перспективная начальная школа» | Нет | Нет | Умеренная | |
«РИТМ» | Нет | Нет | Умеренная | |
«Планета знаний» | Да | Нет | Умеренная | |
«Перспектива» | Да | Да | Сложная | |
«Начальная школа ХХI века» | Да | Да, до 8 класса | Сложная | |
Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова | Развивающая | Нет | Нет | Сложная |
Мы разобрали всего 7 учебных программ для первоклассников, но на самом деле их больше. Советуем внимательно
выбирать
подходящую, т. к. это одна из главных переменных в школьном образовании вашего ребёнка
Обратите внимание: к
некоторым из них нужно готовиться заранее.
Если вы выбрали именно такую программу, советуем заранее получить нужные навыки. Например, на дошкольной
подготовке в Skysmart мы учим малышей читать, считать и писать так, чтобы им было комфортно заниматься по
усложнённой системе в школе. А ещё это поможет ребёнку легче привыкнуть к урокам, домашке и новому графику в новом
периоде жизни.
«К ЕГЭ не подготовят…»
Но в рамках общеобразовательной школы возвращение к советским книгам маловероятно. Многие учителя считают, что сегодня стоит ориентироваться не на прошлое, а на будущее. Жизнь не стоит на месте, общество меняется, и требования к образованию — тоже.
Ольга Падерова, педагог дополнительного образования, частная школа «Феникс» и семейная школа «Модуль»:
Современная программа не во всем совпадает с советской. Например, сегодняшние школьники активнее своих советских сверстников изучают производные и интегралы, которых нет в книгах прошлого столетия. Учебник истории советского периода не содержит большого количества важных дат. Да и русский язык за прошедшие 70-80 лет успел сильно измениться, появились новые слова и понятия. Подготовиться к ЕГЭ по таким книгам будет непросто.
Мезенцева Анна Эмильевна, учитель начальных классов высшей категории, Лицей № 130, г. Новосибирск:
О необходимой помощи в учебе
Одно стало очевидным: для успешного обучения ребенка, вероятнее всего придется ему помогать. И даже если ребенок от природы самостоятельный — контролировать и направлять, совершенно точно. Если же ребенок пока не особенно усидчив и внимателен к объяснениям учителя на уроке, то совместные домашние задания – сегодня совершенно обычная практика. Хотя это можно отнести и к другим программам.
Кроме адекватной домашней помощи ученику – просто колоссальную роль играет учитель. Потому что, исходя из всего, что я прочитала, вывод один: грамотный, опытный педагог сделает любую программу интересной, полезной и ребенок ее усвоит.
Кстати, согласно статистике, независимо от выбранной образовательной программы в школе или конкретном классе, при итоговой аттестации ученики разных программ демонстрируют одинаковый объем знаний. Т.е. отличается лишь путь к результату, а качество итоговых знаний зависит от многих факторов. Поэтому не стоит слишком критично относится к современным методикам обучения, хвалить или рьяно корить отдельные. Успех образования зависит от педагога, родительского участия и самого ученика.
А теперь предлагаю вам поприсутствовать на уроке в «Начальной школе XXI века», так как лучше один раз увидеть…
Буду надеяться, что все у всех сложится так как надо. И мы разгрызем-таки этот гранит науки!
Также на блоге вы можете ближе познакомиться и с другими программами начальной школы, например, «Школой России», «Системой Эльконина Давыдова», «Системой Занкова».
Вне зависимости от программы, по которой учится ваш ребенок, я желаю вам удачи! А еще жду ваших комментариев, особенно от тех, кто испытал «Школу 21 века» на себе.
Всего вам доброго!
Детишкам привет!
Евгения Климкович!
Как школы будут выбирать учебные программы в 2021-2022 учебном году
Школа вправе самостоятельно выбирать УМК, разрешенный Министерством образования. Процесс обучения проходит по учебной литературе, включенной в федеральный перечень. Этот список утверждается изданным в декабре 2018-го года приказом Минпросвещения под номером 345. Причем федеральный перечень – это не хаотичный набор разных учебников, а завершенные сформированные предметные линии, входящие в состав учебно-методических комплексов. И сочетать разные УМК нельзя.
Абсолютно все учебные программы, которые могут использоваться в школах, должны входить в федеральный перечень, а также соответствовать ФГОС – федеральным государственным образовательным стандартам. Если УМК в перечень не входит и стандартам не соответствует, ее применение в образовательном госучреждении недопустимо (но в частных школах оно возможно).
«Сталинский» букварь — российским школам
В 2014 году общество с интересом наблюдало за необычным экспериментом. Средняя школа № 7 в Симферополе внедрила программу «Русская классическая школа» в начальных классах. Дети учились чистописанию, вместо ручек использовали перья и чернила, литературу и русский изучали по дореволюционным пособиям К.Ушинского, а математику (или арифметику, как называли ее в экспериментальных классах) — по учебникам советских авторов Г.Поляка и А.Пчелко. Родители и учителя признали эксперимент удачным: школу объявили федеральной инновационной площадкой РКШ, а методику стали использовать и в других школах Крымского полуострова.
В 2017 году возвращение к книгам, по которым учились наши бабушки и дедушки, получило новый импульс: на площадке краудфандинга группа инициативных родителей во главе с Дмитрием Фронтовым собрала средства на первое переиздание советского букваря. На этом Дмитрий Фронтов не остановился и создал собственный проект по переизданию «Сталинского букваря». Сегодня вторую жизнь получило уже более полусотни книг и прописей, а сообщество проекта «ВКонтакте» насчитывает более 50 тысяч единомышленников.
Дополнительные материалы:
- Дмитрий Фронтов во Вконтакте
- Проект Сталинский букварь
- Сталинский букварь во Вконтакте
Родители из организации «Родительское Всероссийское сопротивление» тоже взялись за переиздание книг прошлого века. Они адаптировали учебники под современные реалии: удалили идеологические моменты, но оставили структуру. Сегодня все эти книги снова доступны родителям и учителям.
Постановление Молотова №638 от 26 октября 1940 года
Таким образом, в 30-е годы в СССР все граждане страны имели возможность получить бесплатное семилетнее образование — невиданное в тот момент в мировой практике дело.
Старшие классы, с 8-го по 10-й, считались подготовительными для поступления в вуз, и большинство школьников ограничивались семилеткой.
В октябре 1940 года Председатель совнаркома Молотов подписал постановление «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР, и об изменении порядка начисления стипендий».
Согласно этому постановлению, за обучение в 8-10 классах вводилась плата: в Москве и в Ленинграде, в столицах республик – 200 рублей в год, в остальных местах – 150 рублей в год. Столько же платить следовало за обучение в техникумах, училищах и других средних специальных учебных заведениях.
В вузах обучение было дороже. В столице страны и союзных республик, а также в Ленинграде один год стоил 400 рублей, а в остальных городах – 300 рублей.
Разумеется, немедленно были введены льготы для детей-инвалидов, сирот, выросших в детских домах, а также для детей родителей-пенсионеров, у которых пенсия была единственным доходом.
Насколько велика была плата за обучение, можно понять, лишь зная уровень зарплат того времени.
Зарплата рабочего в среднем была 340-350 рублей в месяц, передовики и стахановцы получали много больше. Заработная плата колхозников была намного скромнее – от 100 до 150 рублей в месяц в среднем (пресловутые «трудодни» оплачивались крайне неравномерно: в республиках они стоили выше, чем в центральной России; существовала практика оплаты трудодней продукцией и два раза в год – авансом и окончательным расчетом).
Полезные ресурсы
- Магазин «Сталинский букварь» — здесь можно заказать книги для дошкольников и школьников, переизданные с учебников 1940-50-х годов, а также принадлежности для чистописания.
- Красная весна — на сайте организации представлены адаптированные под современные реалии советские учебники, изданные организацией «Родительское Всероссийское Сопротивление».
- Советское время — здесь можно скачать советские учебники бесплатно.
- Русская классическая школа — на сайте собрана информация о советской системе дошкольного и школьного образования.
- Методический кабинет Марии Руткаускас — группа «ВКонтакте», созданная специалистом по обучению грамоте по методике советского образования Марией Руткаускас. В группе регулярно выкладываются учебники в электронном виде, а также есть советы по гармоничному обучению детей по советским книгам.
Материалы по теме: Очевидное-невероятное: хороших учебников у нас нет и больше не будет!
Как выбрать конкретную программу
Выбор учебно-методических комплексов, используемых в образовательном процессе, осуществляется учебным заведением. Руководство школы совместно с преподавательским составом определяет, по какой школьной программе будут обучаться школьники. Родителей лишь уведомляют о сделанном выборе, либо они сами уточняют его.
У мам и пап будущих первоклассников есть возможность повлиять на ход обучения своих детей, выбрав школу с предпочтительной программой. Для этого до записи в общеобразовательное учреждение нужно уточнить, какие УМК действуют. Далее можно записать ребенка в ту школу, в которой будет применяться подходящая учебная программа.
Но выбрать образовательное учреждение удается не всегда, так как набор учеников осуществляется по территориальному принципу (по прописке) и некоторым привилегиям (обучение старшего ребенка). Кроме того, программы могут отличаться в разных классах одной школы.
Зная особенности всех разрешенных школьных программ, родители смогут понять, что ожидает их детей во время обучения в школе. Также можно заранее ознакомиться с УМК, чтобы определить его соответствие особенностям ребенка, а также подготовиться к успешному освоению материала.
Советская единая трудовая школа: никаких книжек, в основе — труд
При создании новой школы большевистские лидеры рассматривали разные проекты. Были среди них и очень смелые. Например, один предполагал создание школы-коммуны, где объединялось обучение и промышленное производство.
Согласно проекту, учиться в таких заведениях нужно было каждый день (пять дней труда и два — на экскурсии, доклады и так далее) без выходных и каникул. При этом никаких учебников — книга вообще провозглашалась «бичом детства». Такое учебное заведение, по задумке, должно было обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно.
Доктрину образования будущего советское руководство создало быстро. Уже в 1918 году ВЦИК принял концепцию единой трудовой школы. Она была изложена в декретах: «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение о единой трудовой школе РСФСР».
Концепцию разрабатывали советские педагоги под руководством видных деятелей партии: Анатолия Луначарского, Надежды Крупской и Пантелеймона Лепешинского. Основана она была, в первую очередь, на идеях «школы труда» американского педагога Джона Дьюи, щедро сдобренных большевистской идеологией.
Джон ДьюиФото: Wikimedia Commons
Основой школьной жизни провозглашался радостный труд без принуждения. Коллективная работа «школьной коммуны» была нацелена на воспитание будущих граждан. Обучение должно было носить общеобразовательный политехнический характер, то есть должно было теоретически и практически знакомить учеников с различными отраслями производства.
Соответственно, учебный процесс кардинально изменился. Был создан отдельный предмет — трудовое воспитание, на который выделили солидное количество учебных часов. Ученики младших классов во время таких занятий осваивали ремёсла, а старших — приобщались к работе на предприятиях и в колхозах. Каждая школа, согласно декрету №812, должна была завести приусадебный участок.
По словам Луначарского, новая школа не могла, да и не должна была, как средние учебные заведения прошлого, растить интеллигентов. Цель советского образования нарком обозначал так: «Всех научить трудиться».
Много времени на занятиях уделялось физическому и эстетическому воспитанию — спорту, гимнастике, играм, танцам, музыке, пению, рисованию, лепке. В число учебных методов вошли экскурсии, прогулки, зарисовки, моделирование
Важное место занимал принцип самостоятельности: ребёнок должен был сам обогащать свой опыт
Классы, которые раньше набирали по возрасту, заменили на группы по уровню подготовки. Ученики в основном в образцово-показательных школах, а также школах-интернатах получили право на самоуправление и создание школьных советов. Без одобрения совета, к примеру, нельзя было наказать провинившегося ученика. Такой уровень свободы детей по меркам дореволюционной школы (а именно из неё происходило большинство учителей раннего СССР) был сопоставим с полной анархией.
Что изменилось в системе образования сейчас
В современном образовании тоталитаризм, наконец, исчезает. Пусть не настолько быстро, как хотелось бы, но все же процесс запущен: учитель уже не занимает господствующую позицию в классе.
Что касается учеников, то сейчас они имеют гораздо больше возможностей для проявления себя и развития своей индивидуальности. Ребенок может выбрать направление, по которому хочет обучаться, в результате чего количество часов по предметам, которые в будущем ребенку не понадобятся, будет сокращено.
Несмотря на очевидные преимущества для школьников, появились и проблемы: теперь уже учителю нужно завоевывать авторитет, поскольку он не обучает и воспитывает, как раньше, а всего лишь оказывает ученикам образовательную услугу.
Хорошо это или плохо, сказать трудно. Но, безусловно, новому учителю современности стало сложнее работать, поскольку нужно подстраиваться под новые образовательные стандарты.
Система образования Эльконина-Давыдова
Результат обучения по программе Эльконина — Давыдова — на выходе из школы иметь развитую, свободную личность.
Выпускник из начальной школы — прежде всего школьник с развитым творческим потенциалом, а это значит с развитым воображением. Для решение этой задачи в системе существует ряд специальных учебных курсов. В общем учебном плане образовательной области «Искусство» отводится до 35% учебного времени.
Кроме этого, авторы системы Эльконина — Давыдова хотят, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
- знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
- умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
- умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
- умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
Способность к рефлексии, по мнению авторов программы Эльконина — Давыдова, есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, которая является предметом особой заботы в основной школе.
Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также относятся к основам теоретического мышления и должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживаются если:
— учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
— учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы, в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.
В результате обучения по системе Эльконина — Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.