Пояснительная записка
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит, вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Что нужно понимать под нравственным воспитанием ребёнка? Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре Ожегованравственность – это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках». Наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей. К.Д.Ушинский говорил: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания». Младшему школьнику необходимо получить информацию о нормах поведения в современном обществе, иметь представление о последствиях их нарушения или неправильного поведения. Вот почему воспитание общечеловеческих ценностей у детей – одно из значимых направлений в современной педагогике.
Ребёнок стал школьником. Это событие имеет огромное значение для него самого, его родителей, для учителей и воспитателей. Он впервые включается в серьёзную общественно значимую деятельность – учение. Основная задача школы состоит в том, чтобы вооружить учащихся знанием основ наук, сформировать личность, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Задача эта очень сложная и может быть решена в процессе всей учебно – воспитательной работы школы. Насколько будет успешно проведена работа, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь.
11 стр., 5035 слов
Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
… в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания; 2) вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми … в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к …
Наблюдения, проводимые за поведением детей, их манерой общения друг с другом, с родителями, учителями подвели меня к неутешительному выводу: уровень нравственной воспитанности учеников низкий. Дети не знают, соответственно, не соблюдают, элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими, часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований учителей и родителей. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать. Поэтому приоритетным направлением в новом учебном году стало воспитание нравственного поведения учащихся 1- 4 классов.
Программа воспитательной работы в начальных классах «Нравственное воспитание младших школьников в обществе» рассчитана на 4 года и является для меня документом, указывающим стратегию моей работы по воспитанию учащихся с 1 по 4 класс.
Информационный классный час
Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.
Главная цель такого занятия — формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них
Основные формы работы на таких уроках:
Газетные сообщения;
Пересказ события с помощью цитат;
Работа со словарем;
Работа с политической картой;
Комментирование информации;
Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
«Час общения» в старшей школе
Для старшеклассников школьная жизнь сама по себе заполнена событиями, ожиданиями и проблемами. Для учащихся старшего звена также в обязательном порядке планируется и проводится классный час.
Воспитание старшего подростка – процесс планомерный, требующий авторитетного подхода. Юношеский возраст отличается максимализмом, часто дети вступают в противостояние со взрослыми просто из чувства противоречия. Педагоги, работающие с учащимися старших классов, понимают, что подход к старшекласснику чаще всего нужен с позиции «на равных». Разработки классных часов носят сложную и глубокую тематическую направленность. Такие мероприятия, как правило, комплексные, часто приуроченные к определённым событиям в жизни школы, класса, населённого пункта, государства в целом. Сами мероприятия проводятся с использованием мультимедийных презентаций (желательно подготовленных учениками), театрализованных представлений.
Ход классного часа:
Учитель: Ребята! Вы уже немало слышали о вредном воздействии алкоголя на человека, животных. Но опыт, проведенный с целью изучения вредного воздействия алкоголя на растения, полученные результаты — вот о чем сегодня мы и поговорим вместе. Ваши проводили опыт в течение нескольких месяцев и сегодня представляют результаты опытно-экспериментальной работы.
Далее следуют выступления школьников с подробным рассказом об отдельных этапах проведенных опытов.
Учитель: Ребята! Давайте еще раз вспомним, какую проблему мы сегодня с вами обсуждаем?
— Что вы можете сказать об итогах проведенного опыта?
— Какое впечатление на вас произвели растения, политые алкогольными напитками?
— Какие выводы мы можем сделать на основе продемонстрированных опытов?
Воспитательные часы в начальной школе
Маленьким жителям школьного мира с первых дней их пребывания в учебном учреждении особенно требуется воспитательное сопровождение. Учащиеся младших классов, особенно первоклассники, отличаются дезадаптированностью в школьном социуме. Для улучшения качества адаптации младших школьников учитель в план воспитательной работы вносит классный час, который проводится не реже одного раза в неделю.
Тематика проведения, как правило, разнообразная: от направленности школьной тематической недели до школьных проблем конкретного класса. Эффективным есть планирование и проведение классных часов с привлечением других школьных специалистов: школьного психолога, социального педагога, организатора по воспитательной работе.
Воспитательная работа — что это за термин в педагогике
Воспитание является одной из важнейших функций любого общества. В широком смысле под ним понимается передача опыта от одного поколения к другому.
Разные авторы предлагают свои определения понятия «воспитание».
Пример 1
Сторонники гуманистической педагогики видят главной целью воспитания развитие в человеке гуманного начала.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Наиболее часто в отечественной педагогике используется следующее определение.
Воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию всесторонне развитой личности, готовой к активной жизни в обществе в соответствии с его нравственными и социокультурными установками.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что в процессе развития личности важно формировать такие качества, как:
- взаимное уважение;
- гражданственность;
- чувство патриотизма;
- бережное отношение к культурному наследию;
- уважение к старшему поколению;
- заботливое отношение к природе и окружающей среде.
Процесс воспитания осуществляется главным образом в семье и в образовательных учреждениях.
Воспитательная работа — это профессиональная педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды в образовательном учреждении и управление процессом воспитания.
Большое значение в организации эффективной воспитательной работы играют факторы:
- четкое целеполагание;
- благоприятный психологический климат в педагогическом и ученическом коллективе;
- тесное взаимодействие с родителями воспитанников;
- наличие материально-технической базы;
- кадровое обеспечение.
Понятие работы, как части воспитательного процесса
Понятия «воспитание» и «воспитательная работа» близки, но не тождественны. Более широкое значение имеет термин «воспитание». Его используют для обозначения совокупности всех воздействий на ребенка, которые оказывают влияние на развитие его личности. Это воздействия со стороны всего социума, в том числе педагогов, семьи, близкого и дальнего окружения
Кроме того, важной его частью является самовоспитание, то есть внутренние изменения, обусловленные саморазвитием
Воспитательная работа является частью учебно-воспитательного процесса, который реализуется в школе или другом образовательном учреждении путем воздействия на ребенка со стороны профессионально подготовленных специалистов — работников педагогического труда.
Примечание 1
Одно из главных отличий состоит в том, что воспитание может быть стихийным, а воспитательная работа — это всегда целенаправленная деятельность.
Основные характеристики воспитательной работы:
- наличие четких целей и задач;
- планомерность;
- системность;
- регулярность;
- последовательность;
- содержательность проведения;
- научная обоснованность;
- управляемость.
Любые виды организованной воспитательной деятельности предполагают достижение конкретных результатов. Не всегда можно предугадать эффект воспитательного воздействия, но существуют определенные научно обоснованные закономерности, на которые опираются в своей работе учителя и воспитатели.
Пример 2
Например, для неуверенных в себе учеников полезно создавать «ситуации успеха». Это продуманная деятельность педагога по созданию условий, обеспечивающих успешное осуществление деятельности кем-либо из учащихся.
Важную роль в реализации воспитательной работы играет классный руководитель.
Классный руководитель — это педагог, в задачи которого входит организация воспитательной работы в конкретном классе. Часто эту должность совмещает один из учителей-предметников.
Воспитательный процесс состоит из четырех главных компонентов:
- Целеполагание — постановка целей и задач в соответствии с выбранной стратегией и предполагаемыми конечными результатами.
- Содержательный компонент — соответствие содержания процесса воспитания поставленным целям, стандартам образования и индивидуальным особенностям воспитанников.
- Операционно-деятельностный компонент — организация воспитательной деятельности учащихся во время учебы и во внеурочное время.
- Рефлексия — осмысление и анализ результатов педагогической деятельности.
Примечание 2
Воспитательная работа — это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса учреждений образования.
Реализуется в двух основных формах:
- В процессе учебных занятий.
- Во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность — форма организации учащихся в свободное время, осуществляемая в соответствии с образовательной программой и направленная на социализацию детей, их воспитание и развитие.
Пример 3
Примеры внеурочной деятельности: секции, кружки, творческие студии.
Основные цели и задачи
Классный час в школе преследует несколько целей.
В первую очередь, это просветительская
, которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.
Далее следует направляющая
. Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.
Последняя цель — ориентирующая
. С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.
К основным классного часа относится:
Создание условия для проявления индивидуальности учащихся;
Обогащение их знаний об окружающем мире;
Формирование эмоционально-чувственной сферы;
Формирование классного коллектива.
Работа с психологом
Неотъемлемой частью воспитательной работы в школе и жизни школы являются систематические консультации с психологом школы учащихся и их родителей. Во всех аспектах учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, применяя дифференцированный подход, как при изучении предметов, так и в воспитательной работе. К сожалению, такой подход в осуществлении воспитательной работы классного руководителя часто сводится к работе с детьми, по тем или иным причинам, требующим повышенного внимания педагога.
3 стр., 1069 слов
Теоретические аспекты эффективного взаимодействия педагога-психолога …
… изучить особенности взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы. Глава 1. Теоретические аспекты эффективного взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы 1.1. Цель и задачи работы педагога-психолога с учащимися разного возраста Цель школьной психологической …
Между тем каждый ребёнок уникален и каждый достоин и требует повышенного внимания. Каждому необходимо понимание индивидуального восприятия его классным руководителем. В реализации такого подхода реаль-ную помощь классному руководителю может оказать психолог, проведя диагностику личности и цикл бесед с детьми, направленных на изучение психологического портрета ребёнка.
Неоценимую помощь психолог может оказать и родителям, так как корни большинства проблем, возникающих у ребёнка, нужно искать в его семье, в среде, где он вырос. Таким образом, в воспитательную работу, проводимую классным руководителем с классом, целесообразно включить систематическое взаимодействие с психологом. Совместно с психологом изучаются типы внимания, памяти, мышления, и их развитие, составляются коррекционные программы
3. Нравственность
Основные компоненты классного часа
Целевой компонент (направленность на усвоение учащимся социально принятых норм поведения, развитие его индивидуальности и креативности, становление и проектирование его уникального образа жизнедеятельности);
Содержательный компонент (содержание классного часа является важным для развития ребёнка, оно включает в себя материал, который помогает ребёнку в самоутверждении, самореализации и самовоспитании. Содержательный компонент, как правило, выбирается преподавателем, но он ориентируется на мнение и предпочтения учеников).
Организационно-деятельностный компонент (воспитанники выступают в роли организаторов (особенно в старших классах) и активных участников классного часа
Акцент делается на актуализации личного опыта ученика, большое внимание уделяется проявлению и развитию личностных качеств)
Оценочно-аналитический (В качестве оценочного результата классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие индивидуальности и творческих способностей ребёнка, комфортность и активность участия в классном часе, гибкость в общении и умения ведения диалога).
При разработке классного часа, учителю необходимо уделить большое внимание структуре классного часа. Хотя очень часто в педагогической практике не придерживаются определённой структуры, потому что каждый классный час уникален и неповторим, и его структура зависит от формы и содержания
Однако традиционная структура классного часа состоит из 3 частей:
Вступительная часть (перед началом — наводящие вопросы на тему классного часа, примеры из жизни; установление положительной атмосферы в классе, осуществляется постановка вопроса, что активизирует внимание учеников, установление уважительного и серьёзного отношения к теме, определение места данного вопроса в современном обществе и жизни человека);
Основная часть (цель определяется воспитательными задачами, рассматривается основное содержание классного часа, активное участие воспитанников, решение поставленной проблемы);
Заключительная часть (подведение итогов, определяющих значимость решения, большое значение имеет рефлексия и стимулирование потребности воспитанников в самовоспитании и самообразовании, их желании внести свой вклад в жизнь класса, школы, общества).
В современной школе применяются различные формы проведения классного часа, большое значение имеет новаторский потенциал классных руководителей. Форма проведения классного часа, методы и содержание во многом зависят от потенциала и личностных качеств учеников, их готовности к продуктивному взаимодействию. Обычно классные часы проводит классный руководитель, но если это старший класс, то, необходимо со временем перекладывать организаторские обязанности на них и всего лишь помогать им в спорных вопросах и корректировать их деятельность. Перед тем как выбрать форму проведения классного часа, классному руководителю необходимо ответить на ряд вопросов, такие как: Смогут ли дети чувствовать себя комфортно в подобной ситуации общения? Каков уровень их интеллектуальных способностей? «Основными компонентами подготовки педагога к воспитательному мероприятию являются: диагностика интересов и склонностей учеников, планирование классного часа, подбор фактического материала»
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Нравственное воспитание студентов
- Методологические подходы в научном исследовании
- Объект исследования социальной педагогики
- Система образовательных стандартов
- Лев толстой в педагогике
- Задачи образовательных технологий
- Методика воспитания по Фребелю
- Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ
- Типы групповых технологий обучения
- Сущность процесса обучения
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Ураган
Эта игра особенно хороша в самом начале года, когда первоклассники еще не так хорошо знакомы. Больше участников — увлекательнее процесс игры! Дети встают в круг, а учитель просит игроков поменяться местами, объединившись по какому-то признаку. Скажем, все, у кого русые волосы, голубые глаза, белая рубашка, месяц рождения — май, длинные волосы, хорошее настроение. Теперь можно и немного усложнить: пусть объединятся те, у кого имя начинается на букву В, или те, у кого дома живет собака. По команде «Ураган!» игроки меняются местами и снова встают вразброс. В процессе игры следите за тем, чтобы дети передвигались аккуратно и не травмировали друг друга в спешке.
Дрозд
Участники образуют два круга — внутренний и внешний,— равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с учителем произносят: «Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга». При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.
Темы классных часов для старшеклассников
Зачастую ученики старшего звена утверждают, что классный час как форма внеклассной воспитательной работы им уже не нужна. В большинстве случаев это происходит потому, что мероприятие плохо подготовлено или проводится в форме лекции, что не добавляет ему занимательности.
К подготовке классного часа
стоит подходить творчески и использовать неординарные решения… Прежде всего, необходимо определиться с темой. О чем будет интересно поговорить и поразмышлять повзрослевшим детям?
- Стоматолог (юрист, военный, дизайнер, бухгалтер) — моя будущая профессия!
- Путешествие в страну профессий.
- Дорога в завтра.
Чтобы не быть голословными, можно выбраться на экскурсию на какое-либо предприятие или устроить его прямо в кабинете школы. Использовать соответствующие костюмы и антураж, чтобы школьники полностью погрузились в рабочую атмосферу.
Развитию кругозора и разнообразию интересов помогут классные часы, приуроченные к какому-либо событию или празднику. Там школьники смогут показать себя и свои таланты в различных сферах. Главное, проявить смекалку и привлечь к подготовке как можно больше учеников.
- Мир музеев (приурочено к 120-летию открытия Русского музея в Санкт-Петербурге).
- (2015 год объявлен годом литературы в России).
- Международный день мира (Отмечается 21 сентября, начиная с 2002 года. Можно приурочить к 70-летию окончания Второй мировой войны).
Не стоит забывать и об интересах старшеклассников. Чтобы классный час прошел гармонично и пришелся по душе ребятам, нужна большая подготовка. Выбор тем может быть огромным, необходимо исходить из интересов и увлечений школьников.
На таких тематических классных часах ученики сами могут стать проводниками и рассказать о том, что является их хобби, провести мастер-классы.
Социальные аспекты являются важнейшим звеном в становлении личности. Поэтому упор на эту сторону жизни также необходим на внеклассных мероприятиях.
1 октября — Международный день пожилого человека.
Здесь может вступить в силу проектная деятельность школьников. Они могут представить свои исследовательские работы или презентации.
Главным в жизни человека остается любовь. Ее воспевали певцы уже с древнейших времен. Так что обходить эту тему стороной не получится. Классные часы для старшеклассников
о любви могут приобретать любую форму.
- Первая любовь.
- Всем, кто влюблен — День Святого Валентина.
- Любовь с первого взгляда.
- День любви, семьи и верности.
На подобных внеклассных мероприятиях должны подниматься темы ценности этого вечного чувства, важности и драгоценности семьи. Классный час о любви
может проходить в форме шутливой игры, известной в 90-х годах, когда выбиралась пара «влюбленных» по интересам
А может стать настоящим поэтическим вечером, где будут звучать стихи и песни о любви. Кроме того, ученики смогут выступить в роли творцов и написать сами письмо своей первой или еще несостоявшейся любви.
Разработка классного часа — это трудоемкий процесс, требующий много знаний и времени. Чтобы облегчить задачу, посмотрите разработки классных часов на нашем сайте.
Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.
Эстафета знакомств
Реквизит: стулья по количеству команд. Игра проводится по принципу эстафеты. Устанавливается определенная дистанция, в конце которой ставятся стулья (сколько команд — столько и стульев). По команде «старт» первый игрок бежит до стула, садится на него, встает со стула и, подпрыгнув вверх, громко выкрикивает свое имя, снова садится, встает и вновь подпрыгнув выкрикивает свою фамилию, приземлившись, бежит к своей команде и передает эстафету (эстафетную палочку, либо просто касанием).
Варианты: вместо фамилии во время второго прыжка можно выкрикивать прилагательное, название животного, цветка, с которым игрок себя ассоциирует, название любимой музыкальной группы или стиля. Побеждает команда, завершившая эстафету первой.
Выводы
Классный час — это одна из важнейших форм организации воспитательного процесса. Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.
Легко ли старшеклассникам (10 класс , 11 класс) взрослеть в школе? Пожалуй, нет. Да, они стремятся к этому, стремятся стать скорее самостоятельными, взрослыми, уважаемыми. Вот только способы самовыражения и показной взрослости могут быть совсем неверными. Несколько скорректировать их могут классные часы в старших классах
. Школьная программа, авторитет учителя и родительское воспитание — одно. Их не всегда достаточно. А вот классный час для старшеклассников
, грамотно составленный и увлекательно проведенный позволит скорее и правильней адаптировать подростков, возможно, направить или дать ответ на многие неведомые, актуальные или же запретные темы.
Примечательно то, что многие ученики считают классные часы абсолютно ненужными, однозначно необязательными или же скучными и не интересными. Причина кроется в том, что мероприятие разработано и проводится несколько неверно. Зачастую классный час для старшеклассников посвящается исключительно показателям и обсуждению успеваемости или же поведения. Предлагаются темы, которые им скучны, неактуальны, из которых, как говориться «они выросли» проходят по одному и тому же сценарию. Учителя чрезвычайно загружены, а классное руководство — это не только организационная и действенная форма воспитания и общения. Это еще и отчетность, ответственность, время. Причем время здесь довольно существенный фактор. Чтобы провести интересный, яркий и полезный классный час в школе, готовиться придётся не менее двух дней:
подбор темы для старших классов
разработка сценария
поиск и обработка возможной информации по теме
подготовка яркой презентации
планирование времени (важно тему раскрыть, но не затянуть)
разработка и планирование дополнительных элементов (конкурсы, викторины, игровые элементы, диспут) для старших классов
Сомнительно, что у учителя найдётся столько времени на подобную полноценную подготовку в школе. Но выход всегда есть — можно бесплатно скачать полноценный готовый сценарий классного часа для старшеклассников, подборку актуальных и интересных тем, презентаций. Их легко несколько скорректировать под себя, а можно оставить и без изменений.
Каждый год перед классным руководителем встает непростая задача планирования воспитательной работы на учебный год. 10 класс не является исключением
Важно правильно распланировать классные часы в 10 классе и подобрать..
Старшие классы в школе — это время взросления и определения себя как личности. Дети стремятся в этом возрасте выйти из-под опеки не только родителей, но и педагогов. Однако не всегда способы их самовыражения и показного взросления приводят к положительным результатам. призваны направить энергию школьников в нужное русло, помочь определиться с их желаниями и возможностями.