Что делать, если учитель занижает оценки? советы + комментарий психолога

Вредная философия

Даже учитывая, что Леонардо да Винчи был хорошим скульптором и архитектором, исследователем, механиком, изобретателем, музыкантом. Его высказывание об ученике, превзошедшем учителя, оно хоть и имеет автобиографическую основу. Нам это ровным счетом ни о чем, хватит своего ума чтобы разобрать эту глупость, что навязывается, как истина первой инстанции, и этому еще учат детей в школах.

Напомню, как появилось высказывание «Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» Леонардо обучался живописи у известного в то время, художника. Однажды, тот самый художник Вероккьо поручил Леонардо да Винчи, как наиболее способному ученику, нарисовать одного из двух стоящих рядом ангелов на картине «Крещение Христа». Второго ангела написал сам Вероккьо. Но ангел, написанный Леонардо, получился настолько лучше, что даже Вероккьо признал превосходство своего ученика.

О чем это говорит. Правильно. Не то, как толкуется. По одной простой причине, нет второго Леонардо да Винчи — эту глупое высказывание, которым кичился сам Леонардо. Выдается за то, будто — не надо спешить, минуту вашего внимания и я объясню так, что поймет каждый, и всего лишь, парой вопросов разрушу эту нелепость: «Ученики Иисуса Христа превзошли его? Это были плохие ученики? Разве «Бог» может быть плохим учителем?»

Если следовать «логике» этого высказывания, смотрите что получается: я не буду конкретно говорить об одном учителе и об одном отдельно взятом ученике. А возьму мировое общество: со всеми учителями и их учениками. Согласно этому суждению, каждый хороший ученик должен превосходить своего учителя, и так постоянно. В мировом масштабе, таких учеников должна быть «тьма».

⌢ ⌣ ⌢ ⌣ ⌢ ⌣ ⌢ ⌣ ⌢ ⌣ ⌢ ⌣

И в этом полный абсурд, потому что мы видим истинное положение ремесел и искусства, и постоянного совершенствования не происходит: ни в ремесле, ни в искусстве. Только представьте сколько поколений прошло с времен Леонардо (а на самом деле надо брать еще ранее), и по такому суждению, давно бы уже мир был перенасыщен «Энштейнами и де Винчами» Совершенными мастерами своего дела. Абсурд!

Куда нужно идти?

Итак, терпение Ваше от слёз ребёнка лопнуло напрочь. Детские встречи с учителем не приносят никакого результата. На вопросы ученика педагог решительно отрезает без объяснения, что он так считает, и других вариантов быть не может. Решение идти в школу назрело. Куда идём с жалобой?

Стоп!

До того, как бежать выяснять отношения, стоит заглянуть в нормативные документы школы и поискать критерии оценок учащихся, чтобы не просто голословно размахивать руками, а аргументировано задавать вопросы и возражать на получаемые ответы. Найти критерии оценок получится только в школе, законы их, увы, не устанавливают.

Есть в школьных положениях правила от «2» до «5» за контрольные и устные ответы, разделение ошибок на грубые и не очень, описан порядок, за что и насколько сильно снижаются баллы. Вот там—то и найдёте Вы про орфографию в математике и почерк в информатике.

За поведение, кстати, оценки тоже могут быть предусмотрены, но заметьте: отдельно от оценки за предмет! Для пересмотра итоговых оценок обычно собирается комиссия из трёх человек и в присутствии родителей проходит тестирование фактических знаний ученика.

Обратите внимание!

Не на каждое непонравившееся действие учителя можно нажаловаться. Ведь педагог в соответствии с законом «Об образовании» свободно выражает своё мнение и противостоит вмешательству в его профессиональную деятельность, сам выбирает педагогические методы и средства обучения и воспитания. Так что ещё придётся убедить школу, что то, как поступает учитель – совсем непедагогично.

Однако, и на это есть «управа». При несогласии с методом преподавания можно обратиться к директору школы либо прямо в местный департамент образования с просьбой провести переаттестацию либо замену конкретного учителя, перечислив на это весомые причины. И случаи такие были: учителей при массовых занижениях отметок и «неправильном преподавании» родители меняли.

Подготовились? Тогда планируем визит. В первую очередь, идём на свидание с проблемным педагогом. Будем разбираться, на самом ли деле проблема в предвзятом отношении, либо ваш ребёнок что-то умалчивает или недопонимает суть своих ошибок.

Когда встреча тет-а-тет с представителем учительской среды не помогла, Вы так и не поняли, что является действительной причиной занижения отметок либо педагог считает, что его слово – это закон, но на самом деле ситуация довольно спорная, о заложенных сомнениях стоит рассказать администрации школы.

Делается это «за чашкой чая» либо официально, через жалобу на имя директора с требованием пересмотреть выставленную оценку. Имейте ввиду, что придётся в жалобе указать, с чем конкретно вы не согласны. Но Вы же подготовились, почитали локальные документы  и теперь точно знаете, как должно быть, неправда ли?

Что делать, если школьная администрация отстаивает интересы коллектива и не хочет «выносить сор из избы». Тогда весь «мусор» на суд общественности придётся вынести Вам, обратившись в местный департамент образования либо пожаловаться на администрацию школы за бездействие в отделение Рособлнадзора, который следит за образовательной средой в вашем населённом пункте.

Как правильно построить беседу с педагогом

Мирное разрешение конфликта — главная цель разговора с учителем

Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию.
Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

  1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
  2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
  3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
  4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
  5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
  6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
  7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
  8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
  9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.

Объединитесь с другими родителями

Если ваш ребенок не единственная жертва травли, свяжитесь с другими родителями и вместе подумайте, что можно сделать. Коллектив намного сильнее отдельной личности. Если действия в одиночку не принесли результата, повторите все с самого начала, но уже в компании с другими родителями.

Сначала поговорите с учителем, потом с директором. Если эффекта не будет, можете писать коллективные жалобы в департамент образования и другие инстанции. Но скорее всего это не понадобится. Учитель вряд ли захочет конфликтовать сразу с несколькими родителями.

Будьте готовы к тому, что найдутся родители, которые осудят вас. Пока травля не коснется их ребенка, они могут защищать учителя и вставлять вам палки в колеса. Ничего не доказывайте этим людям и не посвящайте их в ход дела. Создайте отдельный чат для родителей, которые с вами солидарны, и обсуждайте все важные вопросы там.

Анонимная жалоба на учителя

ПµÃÂõöøòðà÷ð ñûðóþÿþûÃÂÃÂøõ ÃÂõñÃÂýúð ø õóþ ôðûÃÂýõùÃÂøõ þÃÂýþÃÂõýøààÃÂÃÂøÃÂõûõü, ÃÂþôøÃÂõûø ÃÂÃÂÃÂõüÃÂÃÂÃÂàýðÿøÃÂðÃÂàðýþýøüýÃÂàöðûþñÃÂ. ÃÂôýðúþ ÃÂðúøõ ÿÃÂõÃÂõý÷øø þñÃÂÃÂýþ ýõ ÃÂðÃÂÃÂüðÃÂÃÂøòðÃÂÃÂÃÂÃÂ. íÃÂþ ÃÂòÃÂ÷ðýþ àÃÂõü, ÃÂÃÂþ þÃÂòõàýð ÿþÃÂÃÂÃÂÿøòÃÂøù ôþúÃÂüõýàôþûöõý þÃÂÿÃÂðòûÃÂÃÂÃÂÃÂàýð þÿÃÂõôõûõýýÃÂù ðôÃÂõÃÂ. ÃÂÃÂûø þý þÃÂÃÂÃÂÃÂÃÂÃÂòÃÂõÃÂ, ÃÂðñþÃÂýøúø ÃÂÿþûýþüþÃÂõýýÃÂàþÃÂóðýþò ýõ ÃÂüþóÃÂàÃÂþþñÃÂøÃÂàþ ÿÃÂøýÃÂÃÂÃÂàüõÃÂðÃÂ.

àÃÂðúøü ÃÂøÃÂÃÂðÃÂøÃÂü þÃÂýþÃÂÃÂÃÂÃÂÃÂ:

  • àÃÂóÃÂþ÷àÃÂþòõÃÂÃÂõýøàÃÂõÃÂÃÂþÃÂøÃÂÃÂøÃÂõÃÂúøàðúÃÂþò;
  • àÿÃÂõÃÂÃÂÃÂÿûõýøõ ÿÃÂþÃÂøò öø÷ýø ÃÂÃÂõýøúð;
  • àÿÃÂõÃÂÃÂÃÂÿûõýøõ ÿÃÂþÃÂøò ÷ôþÃÂþòÃÂàÃÂÃÂðÃÂøÃÂÃÂÃÂ.

ÃÂýþýøüýðàöðûþñð ÃÂþÃÂÃÂðòûÃÂõÃÂÃÂàÿþ ÃÂÃÂðýôðÃÂÃÂýþüàþñÃÂð÷ÃÂÃÂ, þôýðúþ ûøÃÂýÃÂõ ôðýýÃÂõ ÷ðÃÂòøÃÂõûàýõ ÃÂúð÷ÃÂòðÃÂÃÂÃÂÃÂ.

Претензия за предвзятое отношение

Предвзятое отношение к ребёнку также способно стать поводом для подачи жалобы на учителя. Обратиться в уполномоченные органы можно, если преподаватель придирается к ребенку или занижает оценки. Однако родители должны быть четко уверены в том, что факт наличия предвзятого отношения действительно присутствует. Изначально стоит самостоятельно побеседовать с преподавателем, а затем подать жалобу к директору. Если обращение пользы не принесло, документы нужно отправить в РОНО. Жалоба оформляется в соответствии с классическими правилами. Загрузить образец документа можно здесь.

Как остановить травлю

Не торопитесь бежать к ректору или звонить на горячую линию с пылкой жалобой.

Даже если травля вызвана тем, что имели место попытки домогательства со стороны преподавателя, которые вы решительно отвергли, стоит вести себя крайне осторожно. Если у вас нет никаких доказательств произошедшего, очень сложно будет убедить кого-то в правдивости ваших слов

Велика вероятность, что недобропорядочным человеком в итоге выставят именно вас.

Буллинг является очень мощным испытанием на прочность. Если сумеете пройти через этот тернистый лес достойно, можете считать себя героем. Но, к сожалению, не у каждого хватит сил вытерпеть испытание, продемонстрировать силу обидчику, чтобы он сам почувствовал себя трусливым зайцем.

Не показывайте слабость

Самое простое, что можно сделать в случае буллинга — лечь и поплакать. Можете уделить этому занятию денек-другой, но не более. Ни в коем случае нельзя показывать свою слабость травящему преподавателю. Если у него действительно непорядок с головой, вы лишь потешите его самолюбие, отчего он почувствует полную власть над вами и продолжит издевательства.

Выясните причину заниженной оценки

Если вы не согласны с оценкой учебной работы, можете ее оспорить. Прежде всего обратитесь с вопросом к самому преподавателю. Возможно, он действительно ошибся, и ему не останется ничего, кроме как исправить оценку. Если же преподаватель отказывается обсуждать эту тему, можно подать апелляцию в деканат.

Учитесь отвечать

Чтобы противостоять буллингу любого рода, нужно иметь «зубы». Если их нет — отрастить в срочном порядке. Кусать никого не придется, но нужно научиться говорить так, чтобы обидчик чувствовал: с вами лучше не связываться. У вас на все должен быть рациональный и логично выстроенный ответ, произнесенный с выраженным хладнокровием, металлическим тоном.

Например, вам говорят:

«Вы неправильно оформили список литературы. У вас мозгов не хватает найти на клавиатуре точку с запятой? Это сложно для вас?»

Ответ может звучать так:

«Наверняка про точку с запятой забывают многие, и это вовсе не является признаком отсутствия ума. Следовательно, вы только что сознательно меня оскорбили. А для чего вы это сделали?»

В конце фразы обязательно должен быть вопрос, адресованный преподавателю и вынуждающий его объяснить поведение. Поверьте, этой фразой вы поставите обидчика в полный тупик. Он ведь отлично понимает, что студентов оскорблять нельзя. А если вы такой продуманный, того и гляди на диктофон запишете факт оскорбления, и тогда ему придется несладко.

Учитесь управлять вниманием других людей

Если преподаватель взял моду оскорблять вас прилюдно, выставляя на посмешище всей группе, сделать нужно примерно то же самое, только в более изящной форме.

Например, такая ситуация:

«Похоже, длина вашей юбки полностью соответствует способностям».

Когда вся группа от души посмеется веселой шутке, улыбнитесь и скажите:

«Спасибо за такое пристальное внимание к моим ногам. Вижу, они вам понравились»

Скорее всего любитель искрометного юмора сильно смутится и больше не станет пытаться вас уколоть. Дело в том, что люди, склонные травить и высмеивать других, довольно трусливы по натуре. Вся эта колкость является их защитной реакцией на мир. Находясь в положении силы, они отыгрываются на тех, кто по их мнению более слаб. Достаточно показать свою силу, и травля тут же прекратится.

Чтобы научиться грамотно реагировать на действия и фразы преподавателя, решившего устроить вам травлю, может понадобиться помощь. Работа с психологом во многом ускоряет процесс освоения навыков самозащиты. Но для начала можно потренироваться самостоятельно, представив или даже описав на листке бумаги различные ситуации, когда кто-то имел наглость поставить вас в неловкое положение. Подумайте, как лучше ответить на ту или иную грубость, насмешку, неадекватное поведение.

Тренируйте эту способность ежедневно, до тех пор, пока не почувствуете, что процесс дошел до автоматизма.

Насилие – это не уважение к предмету, а власть

Друзья, такие учителя не «сильные». Они ПРОФНЕПРИГОДНЫ (временно или постоянно). 

Не путайте строгость с жестокостью. 

Не путайте требовательность с унижением. 

Не нужно говорить: «Она так себя ведет, потому что уважает свой предмет». Это не про уважение, это про власть. Власть над теми, кто тебе не равен, зависим.

Может, дети и знают математику, физику, химию или русский, но стресс, который они получают, колоссален. Они знают на страхах: наказания, унижения, потери лица.

Помните, если такой монстр выбирает себе «мишень», то буллинг уже со стороны учеников гарантирован. Будьте бдительны. Учебный год набирает обороты.

Школа может быть «школой жизни», но не должна быть «местом выживания».

Прошу вас, будьте нетерпимы к насилию вообще и школьному насилию в частности.

Я очень верю, что придет время, и в понятии «сильный учитель» прочно закрепятся такие характеристики, как любовь к предмету, уважение к ученику, навыки позитивного мотивирования и умение рассказывать так, что невозможно отвлечься. 

Неплохо было бы создать некий «протокол действий» родителей и администрации, если имели место факты насилия со стороны учителя.

Иллюстрация: фрагмент картины Нормана Роквелла

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Помогите ребенку с предметом

У вашего сына или дочери могут начаться проблемы с предметом, который преподает ненавистный учитель. Это и понятно – не хочется даже думать о том, что связано с травмирующей ситуацией. Это может усугубить проблему и добавить дополнительный стресс.

Возьмите под контроль успеваемость ребенка по данной дисциплине. Только не властным командным тоном, а заботливо и участливо. Скажите, что понимаете, как ему сейчас тяжело, поэтому хотите помочь. Помогайте ему делать домашние задания, находите какую-нибудь необычную полезную информацию по теме.

В общем, постарайтесь сделать все, чтобы неприятие к учителю не перенеслось на его предмет. Иначе у ребенка до окончания школы могут быть проблемы с успеваемостью.

Учитель намеренно занижает отметки или ребенок недостаточно знает материал

Если вы думаете, что преподаватель намеренно оценивает знания вашего ребенка ниже, сначала стоит попытаться объективно оценить ситуацию. Любой родитель считает своего ребенка самым умным, по этой причине он не может получать неудовлетворительные оценки в школе, соответственно дело в учителе. Стоит понимать, что просто так занижать баллы учителю невыгодно, поскольку это портит его имидж перед коллегами, к тому же по итогам каждой четверти он сдает отчет по успеваемости.

Не знаете, как поступить, если учитель занижает оценки? Если ребенок учится в начальных классах, то родителям непременно нужно познакомиться с классным руководителем, узнать его мнение о поведении и умственных способностях ученика, а также понять, какие предметы даются ему сложно и что сделать для повышения успеваемости. Или, напротив, ребенок мог серьезно увлечься каким-то отдельным предметам, и тогда следует задуматься о дополнительных занятиях для углубления познаний. Кроме того, можно условиться с учителем о возможности посетить некоторые уроки под предлогом знакомства с методикой обучения и сравнительного исследования успеваемости своего чада с остальными детками.

Не знаете, как понять, что учитель занижает оценки? Цель родителя заключается в том, чтобы распознать слабые и сильные стороны ребенка, а также узнать, что о нем думает учитель. Личную точку зрения преподавателя легко можно понять по проверке письменных заданий, где будут отображаться исправленные некорректно ошибки. Гораздо сложнее с устными ответами. Дело в том, что многие учителя предъявляют слишком высокие требования к устным ответам, то есть к презентации домашних работ. У некоторых учеников существует страх перед публичными выступлениями. Дети не могут внятно изложить материал, путаются, а иногда вовсе забывают перед выступлением. В результате ребенок получает низкий балл, но происходит это не из-за незнания урока, а по причине волнения.

Боязнь выступлений – это страх, который может сопутствовать человеку в течение всей жизни, не только в детстве. Поэтому если вы обнаружили у ребенка эту проблему, предупредите о ней преподавателя. Объясните ему, что ученик не может ответить не из-за отсутствия знаний, он просто волнуется, и в таких ситуациях ему необходима помощь, а не занижение оценок.

Жалоба в РОНО на учителя школы

РОНО занимается непосредственным управлением школьных заведений. Получив жалобу, сотрудники проведут проверку в учреждении, которое фигурирует в документе. Итогом рассмотрения жалобы в РОНО на учителя школы может стать:

  •  разъяснительная беседа с учителем, допустившим нарушение;
  •  выговор преподавателю;
  •  дисциплинарное взыскание.

В крайних случаях возможно увольнение сотрудника. Жалоба составляется по классическому образцу. Она пишется на листе формата А4. Документ может быть заполнен от руки или распечатан на компьютере. В претензии предстоит указать:

  • название учебного заведения;
  • сведения о лице, подающем документы;
  • суть жалобы;
  • имя преподавателя, допустившего нарушение;
  • предъявляемые требования и ссылки на нормативно-правовые акты, подтверждающие правоту заявителя;
  • дата написания заявки и подпись.

Скачать готовый образец жалобы можно здесь.

Причины буллинга от преподавателя

Стоит понимать, что психически здоровая личность с адекватной самооценкой, полностью отдающая отчет в своих действиях, никогда не станет заниматься травлей. Причина буллинга всегда спрятана внутри того, кто его устраивает.

Если речь идет о буллинге со стороны одногруппников, тут действуют немного другие принципы. Кто-то один, кого считают лидером, начинает этот процесс, а остальные по законам стаи его подхватывают, таким образом доказывая единство с группой. Как правило, жертвами буллинга становятся новенькие или те, кто чем-то отличается: слишком маленький, высокий, худой, толстый, умный, глупый или странный по мнению лидера группы.

Если травлей вдруг занялся взрослый и состоявшийся человек, это, конечно, не делает ему чести. В этом случае дело не в законах стаи, а в личной неприязни

Она может возникнуть по разным причинам, но суть одна: что-то в вас цепляет эго преподавателя, ставит под сомнение его значимость, ущемляет чувство собственной важности. Может быть вы чем-то похожи на человека, который сильно обидел его 10 лет назад, и теперь у него появилась возможность отыграться

Копаться в причинах бессмысленно. Залезть в голову к другому человеку может только опытный психолог, и то не каждый

Но важно осознавать, что причина травли не в том, что вы недостаточно хороший. И вообще проблема не у вас, а у преподавателя

Посмотрим, как с этим быть.

Куда писать жалобу на учителя школы?

СµÃ³Ã¾Ã´Ã½Ã ÃÂÃÂÃÂõÃÂÃÂòÃÂõàýõÃÂúþûÃÂúþ üõÃÂÃÂ, ò úþÃÂþÃÂÃÂõ ÃÂþôøÃÂõûàüþöõàýðÿÃÂðòøÃÂàöðûþñàýð ÃÂÃÂøÃÂõûàÃÂúþûÃÂ. ÃÂþúÃÂüõýàÃÂþóûðÃÂÃÂÃÂÃÂàÃÂðÃÂÃÂüþÃÂÃÂõÃÂÃÂ:

  • àôøÃÂõúÃÂþàþñÃÂð÷þòðÃÂõûÃÂýþóþ ÃÂÃÂÃÂõöôõýøÃÂ;
  • ààÃÂÃÂÃÂ;
  • àÿÃÂþúÃÂÃÂðÃÂÃÂÃÂð;
  • àÃÂÃÂô.

ÃÂþôñøÃÂðÃÂàýõþñÃÂþôøüÃÂàþÃÂóðýø÷ðÃÂøàýÃÂöýþ, þÿøÃÂðÃÂÃÂàýð þÃÂþñõýýþÃÂÃÂø ÃÂûþöøòÃÂõùÃÂàÃÂøÃÂÃÂðÃÂøø. ÃÂÃÂûø ÃÂõñÃÂýþú ýðÃÂðû ÿþûÃÂÃÂðÃÂàýõÃÂôþòûõÃÂòþÃÂøÃÂõûÃÂýÃÂõ þÃÂõýúø, þôýðúþ ÃÂþôøÃÂõûø ÃÂòõÃÂõýÃÂ, ÃÂÃÂþ ýõÃÂþòõÃÂÃÂõýýþûõÃÂýøù óÃÂðöôðýøý ÃÂþÃÂþÃÂþ ÃÂð÷ñøÃÂðõÃÂÃÂàò ÿÃÂõôüõÃÂõ, ò ÿõÃÂòÃÂàþÃÂõÃÂõôàýÃÂöýþ þñÃÂðÃÂøÃÂÃÂÃÂàú ôøÃÂõúÃÂþÃÂàþñÃÂð÷þòðÃÂõûÃÂýþóþ ÃÂÃÂÃÂõöôõýøÃÂ. ÃÂÃÂûø ÿÃÂõÿþôðòðÃÂõûàÿÃÂõòÃÂÃÂøû øüõÃÂÃÂøõÃÂàÿþûýþüþÃÂøÃÂ, þôýðúþ ôøÃÂõúÃÂþàþÃÂúð÷ÃÂòðõÃÂÃÂàÃÂõðóøÃÂþòðÃÂàýð öðûþñÃÂ, ýÃÂöýþ ýðÿÃÂðòøÃÂàÿÃÂõÃÂõý÷øàýð ÃÂÃÂøÃÂõûàò þÃÂôõû þñÃÂð÷þòðýøÃÂ.

ÃÂþûûõúÃÂøòýðàöðûþñð ýð ÿÃÂõÿþôðòðÃÂõûàÃÂúþûàøüõõàñþûÃÂÃÂõ ÃÂÃÂÃÂõúÃÂð, ýõöõûø øýôøòøôÃÂðûÃÂýðÃÂ. ÃÂþÃÂþüÃÂ, õÃÂûø ÃÂÃÂøÃÂõûàÿÃÂõòÃÂÃÂðõàÿþûýþüþÃÂøàò þÃÂýþÃÂõýøø ÃÂÃÂð÷àýõÃÂúþûÃÂúøàôõÃÂõù, ÃÂüõÃÂÃÂýþ ñÃÂôõàþñÃÂõôøýøÃÂÃÂÃÂààøà÷ðúþýýÃÂüø ÿÃÂõôÃÂÃÂðòøÃÂõûÃÂüø ø ÃÂþÃÂÃÂðòøÃÂàþñÃÂøù ôþúÃÂüõýÃÂ, ýðÿÃÂðòøò õóþ ò þôøý ø÷ òÃÂÃÂõ ÃÂúð÷ðýýÃÂàþÃÂóðýþò. ÃÂðûþñàÃÂÃÂþøàÿþôðòðÃÂÃÂ, õÃÂûø øüõÃÂÃÂÃÂàúþýúÃÂõÃÂýÃÂõ, ÿþôÃÂòõÃÂöôõýýÃÂõ ôþúð÷ðÃÂõûÃÂÃÂÃÂòõýýÃÂõ ÃÂðúÃÂÃÂ.

Когда стоит требовать?

Для каждого родителя его ребёнок – самый способный, потому у него просто не может быть плохих отметок. Не так ли? Не говорю сейчас про отъявленных двоечников, хотя и с ними случаются такие досады, и, как мне кажется, при необоснованном понижении оценки просто потому, что «он другого не заслуживает», они отбивают раз и навсегда появившееся желание хорошо учиться. Но сейчас не об этом.

Одно дело, когда оценка становится ниже в спорном вопросе, дотянул ли ученик до необходимого уровня его знаний, чтобы получить балл выше. Ведь то, что мы, любящие родители, считаем придирками, на самом деле часто является локально закрепленными требованиями.

Но совсем другое дело, когда ребёнку ставят «двойку» не за знания, а, например, за его поведение на уроке и даже на перемене.

Нередко слышишь от возмущённых ребят и их родителей, что причиной заниженной оценки становятся отсутствие аккуратности либо наличие ошибок русского языка в технической работе, например, по информатике за не каллиграфический почерк или по математике за орфографию. Потому зачастую не понимаешь, а какой предмет в итоге оценивал учитель?

Ещё сталкивалась с такой ситуацией, когда ребёнку раз за разом намеренно педагог выставлял в четверти оценку ниже на балл, не стесняясь объяснять свою «правоту» желанием стимулировать ученика тянуться выше. Таких «уважаемых» учителей хочется сразу спросить: «А кто Вам по секрету сказал, что вот для этого самого ребёнка заниженная оценка будет именно стимулом, а не наоборот?!».

Есть и такие педагоги, которые занижением оценок пытаются самоутвердиться, так скажем, из мстительного удовольствия. С заложенным за пазухой камнем неприязни они стремятся тем самым встать на ступеньку выше ученика, который модно одет, снабжён современными дорогими девайсами и при помощи репетиторов даже иногда знает предмет намного глубже, нежели сам школьный педагог, делая ему замечания и вступая в спор. Ситуация? Ещё какая!

К чему это я? А к тому, что все вышеперечисленные примеры – повод для «разборок». Только вот как только приходит время этих самых «разборок», многие не знают, куда жаловаться и как это сделать правильно, чтобы ещё и ребёнку собственному не навредить.

Больше всех страдают отличники

Знаете, кто страдает от таких больше всех? Нет, не двоечники. Они – народ относительно крепкий, привычный. Больше всего страдают отличники. Это дети с высокими требованиями к себе. Часто можно обнаружить, что от них также требуют высокого результата дома, иногда под страхом наказания (а вот тут впору говорить и о домашнем насилии). Эти дети как будто между двумя огнями: в школе строгий учитель, дома – строгие родители. Но бывают и ситуации, когда ребенок сам определяет себе высокие стандарты без давления семьи. 

Однажды я работала с девушкой-подростком. Так вот, когда такая «сильная» педагогиня орала на класс, моя юная клиентка ощущала себя так, как будто орут только на нее. Когда я спросила, по какому поводу кричит учитель, то заметила, что девушка обобщает (это «мы» сделали), хотя она к этой ситуации никакого отношения не имела. Стало легче, когда мы нарисовали «схему распределения крика». Она поняла, что ей принадлежит 1/30, а не 100%.

Сколько за годы своей психологической практики я видела страдающих отличников! Хотя, казалось бы, они на лучшем счету. Но как в этой обстановке критики и нетерпимости они боятся самых малых ошибок! Потому что очень страшно сместиться с относительно безопасной позиции и попасть под огонь. 

Еще одна категория – «тихие троечники». Это ребята с невысоким потенциалом в науках (или конкретном предмете). Они и так понимают, что не слишком успешны в этой сфере, и им бы чуть-чуть поддержки. Они бы смогли пусть немного, но больше. А в душной атмосфере, которую создает токсичный педагог, ученик полностью теряет веру в себя и мотивацию к учебе. 

А в целом трудно тонко чувствующим детям, как бы они ни учились. Их это ранит больше всего. 

В заключение

Система оценивания знаний в школе направлена на выявление фактического соответствия полученных знаний учебным программам, требованиям. Она предполагает объективность системы оценивания. Однако в процессе обучения принимают участие преподаватели, которые по тем или иным причинам могут снижать оценки. На результат оценивания могут влиять субъективные причины: недовольство поведением ученика во время занятий, невнимательностью. Зачастую в конфликты вовлекаются родители учащихся, которые предъявляют претензии к поведению самого учителя, к его профессиональной подготовленности. Важна позиция, которую занимает администрация, насколько она готова к тому, чтобы исчерпать проблему не прибегая к затяжным конфликтам.

Прежде всего, необходимо понимать, что главное в этой ситуации – интересы ученика. Для того чтобы помочь ему справиться или пересмотреть свое поведение, необходимы совместные усилия.

По закону, родители и сам ученик могут оспорить оценку преподавателя

Если родители выяснили, что учитель недобросовестно исполнял свои обязанности и допустил ошибки, они могут обратиться с жалобой к директору или вышестоящей инстанции. Предварительно необходимо попытаться выяснить возможные пути «мирного» разрешения конфликта – для этого стоит подробно изучить локальный нормативный документ.

Возникающие споры должны сформировать у ребенка опыт разрешения конфликтных ситуаций, который будет ему полезен в будущем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: