Когда ребенок должен начать говорить?
В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм
Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется
И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех
Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.
Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).
2–4 месяца
Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
6 месяцев
Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
~ 1 года
Первые слова К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.
Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.
1-1,5 года
Расширение словарного запаса Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки
Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.
При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых. 1,5-2 года. 1,5-2 года
1,5-2 года
Первые предложения Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»
Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».
Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.
2-3 года
Полноценная речь Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.
К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.
По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.
Закладываем навыки. Обучение ребенка речи в 6-12-месячном возрасте.
Шесть-двенадцать месяцев – это возраст, когда закладывается навык умения слушать и услышанное повторять
Разговаривая между собой, родители должны понимать, что малыш может полностью концентрировать собственное внимание на происходящем вокруг от десяти минут и дольше. Необходимо категорически исключить общение в его присутствии на повышенных тонах, резкий тон и громкие стуки
В процессе обучения речи наиболее эффективным в этот период является воспроизведение ребенком коротких музыкальных сказок
Поэтому, следует сосредоточить на этом особое внимание. Выбирайте аудиозапись, тщательно оценивая чёткость звучания слов и музыки, отсутствие резких скачков тональности в произведении, красоту музыкального оформления
Воспроизведение сказок осуществлять лучше фрагментами, постепенно увеличивая продолжительность звучания от трех минут и до десяти. Более длительное прослушивание эффекта в этом возрасте не имеет. Многократно прослушивая один отрывок сказки, малыш учится, и слушать, и повторять звуки и слова.
Со временем малыш научиться узнавать и слова, и мелодию, что родители непременно заметят. Ребенок поворачивает головку, ища глазами, источник звука, концентрируется и пытается услышанное воспроизводить самостоятельно. И пусть речь крохи ещё не слишком понятна, а многие слова искажены до неузнаваемости – но старания «на лицо». Это период лепета. Помогайте ему осваивать это невероятно сложную науку для него, повторяйте терпеливо звуки раз за разом, слова и фрагменты сказки. Не стоит бояться, что ребенку надоест многократное повторение одного и того же отрывка сказки. С каждым разом ребенок все больше и больше будет радоваться знакомым звукам.
Позаботьтесь, чтобы малыша ничего больше не отвлекало от увлекательного мира звуков и слов. Не настаивайте, если во время первых прослушиваний малыш не будет никак реагировать, не воспринимайте его равнодушие, как проблемы с речью. Пускай занимается привычными делами – играет, ползает. Постепенно, малыш начнет поворачивать на звук голову. Вовлекайте кроху в прослушивание, повторяя песню или музыкальные фрагменты сказки, как бы приглашая его к совместной деятельности. Если вы наберетесь терпения, то буквально через пару месяцев малыш будет сразу узнавать звуки и мелодию, пытаться их повторять.
Ни в коем случае не стесняйтесь мяукать, квакать, кукарекать вместе с ребенком. Эти банальные звуки позволяют не только развивать активное слушание, эмоциональное общение малыша и взрослого, психологический контакт, но и развивают речь.
В результате такое обучение ребенка речи уже к годовалому возрасту сформирует богатый словарный запас — до 100 слов. Конечно, это вовсе не обязательно должны быть полноценные слова. Более чем достаточно, чтобы к концу первого года жизни в его словарном портфеле было чуть более десятка самых простых слов (папа, мама, кака, дай…) и примерно пару десятков различных звукоподражаний (ааа – качаем куклу, жжж – машина приехала, ууу – самолетик летает, ав-ав – собачка и так далее). Все остальное это пассивный словарный запас – слова, которые ребенок понимает, воспринимает и соответственно реагирует (дай ручку, пойдем гулять, возьми чашку, встань с пола, нужно идти домой), но сам их не произносит.
Еще один весьма полезный совет для родителей, как научить ребенка говорить в год – это вести дневник, записывая его маленькие победы, отмечая «прирост» слов и звукоподражаний в речи ребенка.
Как научить ребенка грамотно и красиво говорить?
Чтобы научить ребенка красиво говорить, достаточно соблюдать такие правила:
- старайтесь разговаривать максимально много с малышом;
- начинайте говорить с самого рождения;
- занимайтесь разговорной речью, как только малыш начал произносить звуки;
- никогда не перебивайте кроху;
- занимайтесь пальчиковой гимнастикой с рождения;
- не включайте телевизор, аудиокниги;
- ежедневно читайте сказки детям;
- учите стихи с ребенком, просите рассказывать с выражением и интонацией;
- если малыш произнес слово неправильно, обязательно поправьте его;
- всегда интересуйтесь его делами, выслушивайте ребенка до конца.
Активное слушанье и разговорная активность родителей являются наиболее важными составляющими грамотной речи малыша.
Когда следует прибегнуть к помощи логопеда?
Домашние занятия с ребенком помогают улучшить произношение букв, стимулируют развитие осознанной речи. Но не всегда у родителей выходит помочь малышу начать нормально разговаривать. В этом случае нужно обращаться к логопеду.
Записаться на консультацию к специалисту необходимо когда ребенок:
- молчит при нормальном слухе и психическом развитии;
- плохо произносит сложные буквы;
- нечетко выговаривает слова;
- не умеет строить связные предложения.
Некоторые родители думают, что к логопеду нужно обращаться с 5-6-летнего возраста.
Но, как показывает практика, лучших и более скорых результатов можно добиться, если начать занятия со специалистом в раннем возрасте. Логопед в своей практике использует специальный массаж, упражнения, которые улучшают артикуляцию и произношение слов.
Роль мелкой моторики в развитии речи у детей
Людям, интересующимся тем, как научить ребенка правильно говорить, необходимо обратить внимание на развитие мелкой моторики его рук. Кончики пальцев напрямую связаны с отделами головного мозга, отвечающими за развитие речевого аппарата у детей, поэтому малыша с ранних лет нужно поощрять делать что-либо руками
Отлично развивают мелкую моторику игры с пирамидками, матрешками, фигурками различных геометрических форм, шнурками, фантиками, четками, крупными пуговицами и т.д. Пусть малыш ежедневно проводит с ними хотя бы полчаса и проблем с речью у него в будущем не будет.
Малыш научился произносить слова? Это прекрасно, однако родителям следует помнить, что им нельзя игнорировать разговор с ребенком, если тот пытается им что-то рассказать или показать. Маме и папе, несмотря на занятость, нужно находить время для того, чтобы выслушать кроху и ответить на все его вопросы. Если они будут так поступать, у них никогда не возникнет вопрос, как разговаривать с малышом, чтобы он научился правильно общаться с окружающими его людьми.
Как научить разговаривать ребенка-аутиста
В этом случае работы нужно больше. Лечение ведут по нескольким направлениям:
Звукоподражание. Для начала нужно научить подражать животным – как лает собака, как мычит корова и т. д. Простейшие задачи.
Выполнение инструкций. Сесть, встать, дотронуться пальцем до носа. И прочие варианты. Смысл в том, чтобы наладить с аутистом коммуникацию.
Поощрение. За старания ребенка нужно поощрять. Это ускорит процесс обучения говорению.
Благоприятная среда. Постепенно стоит приучать чадо к людям
Важно, чтобы они были настроены дружелюбно. Проблема не только и не столько в говорении, сколько в тотальной замкнутости.
Ту же проблему решают методами пет-терапии, арт-терапии.
Использование наглядного материала
Карточек со словами из разных частей речи. Задача — составить фразу.
Есть и другие способы. Лечить аутистов нужно под контролем специалистов.
Принципы для развития правильной речи
Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем занять ребенка в 2 года дома – обзор полезных и интересных игр
Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки
Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток
Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.
ИНТЕРЕСНО: когда дети говорят свое первое слово?
Причины и симптомы задержки речевого развития
Существует календарь становления речи у детей
Важно сравнивать информацию, приведенную в нем, с фактическими данными ребенка. Надо учитывать, что все малыши разные. Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок
Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию
Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок. Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию.
У них становление речи может проходить немного дольше. В любом случае ребенок должен научиться говорить до трех лет. Если этого не происходит, то педиатры диагностируют задержку речевого развития (ЗРР).
Симптомами такого состояния являются:
- молчаливость;
- замкнутость;
- общение преимущественно жестами.
Признаки задержки речевого развития можно заметить на первых этапах. Для этого необходимо присмотреться к ребенку.
Основные симптомы ЗРР:
- новорожденный не издает звуков;
- в четырехмесячном возрасте ребенок не гулит и не реагирует на обращения родителей. Малыш является пассивным в физическом плане;
- в 9 месяцев отсутствует интерес к музыкальным игрушкам. Ребенок не лепечет;
- в полуторагодовалом возрасте малыш не выговаривает простые слова, не знает своего имени и не интересуется окружающим миром;
- в 2 года ребенок не может ответить на несложный вопрос, не способен повторить легкую фразу за взрослыми;в трехлетнем возрасте не общается при помощи простых предложений.
Если родители заметили описанные выше признаки задержки речевого развития у ребенка, то им необходимо посетить педиатра, проконсультироваться с отоларингологом, неврологом, психологом либо психотерапевтом. Доктор Комаровский не рекомендует откладывать решение проблемы молчаливости.
В 3,5-4 года может возникнуть задержка психо-речевого развития. Она лечится уже гораздо сложнее. К сожалению, сегодня ЗРР наблюдается у многих детей. Причины могут быть достаточно разнообразными. Все они делятся на физиологические, психологические, социальные и патологические.
К физиологической группе факторов задержки становления речи принадлежат:
- гипотрофия мышц органов артикуляции;
- недоношенность (дети, которые появились на свет раньше 37 недели, обычно отстают в развитии);
- асфиксия при родах;
- плохая наследственность (если один из родителей поздно освоит речевую коммуникацию, то не стоит удивляться, когда малыш также не начнет разговаривать рано);
- слабая деятельность головного мозга.
К психологическим причинам ЗРР можно отнести:
- стресс;
- сильный испуг.
Социальные факторы задержки речевого развития:
- в семье говорят на двух языках;
- родители мало общаются с ребенком;
- отсутствие мамы, папы, опекунов;
- педагогическая запущенность;
- гиперопека (мать предупреждает все желания ребенка, не стимулирует его самостоятельную речевую активность);
- чрезмерно информированная среда;
- невостребованность речи в семье (родители немного общаются не только с малышом, но и между собой);
- неблагоприятная атмосфера в семье.
Патологическими причинами ЗРР являются:
- нарушения слуха (глухота, тугоухость);
- внутриутробная гипоксия;
- поствакцинальные осложнения;
- менингит;
- аутизм;
- внутриутробное инфицирование;
- энцефалит;
- синдром Дауна;
- перинатальная энцефалопатия;
- частые и длительные болезни в период новорожденности;
- тяжелое поражение головного мозга вследствие падения, ударов, некоторых заболеваний.
Чаще всего ЗРР наблюдается при нарушении слуха. Как известно, становление речи происходит при непосредственном участии слухового аппарата. Малыш слушает определенные звуки, слова, сохраняет их в своей памяти, а затем произносит.
Второй распространенной причиной ЗРР стоит назвать отсутствие внимания и общения родителей, обучающих занятий. Истинную причину ЗРР способен определить доктор после анализа условий жизни ребенка, осмотра и обследования.
Примерно 30% случаев ЗРР остаются невыясненными. Бывает, что негативное воздействие одновременно оказывает несколько факторов.
Рекомендации для родителей, заинтересованных в раннем развитии малыша
- Заведите тетрадь «Этому мы научились до года» и раз в месяц записывайте, чему научился ваш ребёнок
- Создайте малышу игровое поле для накопления сенсорного опыта,овладения простейшими способами действий с игрушками и предметами разного цвета, формы, величины.
- Разговаривайте с ребёнком спокойным тоном. Интонации голоса должны быть ласковыми.
- Постоянно общайтесь с малышом: пойте колыбельные песенки, читайте потешки, прибаутки.
- Всегда улыбайтесь, поддерживая его эмоциональный настрой.
- Регулярно делайте массаж, словесно сопровождая поглаживания спинки, животика, ножек, ручек. На нашем сайте есть много речевого материала для самых маленьких.
- Чаще обнимайте кроху, прижимайте к себе. Объятия помогают ему развиваться эмоционально и чувствовать себя комфортно.
Положительные эмоции, живое общение, большое количество новых впечатлений — всё это важные условия сенсорного развития маленького человечка.
Полезные рекомендации
Научить ребёнка самостоятельно кушать и держать ложку не такой сложный процесс, как может показаться на первый взгляд.
А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:
Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется. Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день
Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или прорезывании зубов, не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки
Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи. Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой. Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать». Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим. Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).
Более подробно о том, когда следует вводить овощное пюре в детский рацион и как правильно готовить эти блюда, читайте в статье детского доктора.Ребёнка заинтересует процесс питания, если оформлять блюда красиво (делать цветы, зверей, смайлики) и подавать их в тарелках с рисунками на донышках. Нужно объяснить малышу, что в конце обеда его ждёт небольшой сюрприз.
Упражнения и игры для развития речи
Пальчиковые игры
Любимое занятие для всех малышей. Направлены на развитие мелкой моторики и, как следствие, становления речи. Разучите с ребёнком небольшие стишки, например «Сорока-ворона». Подключите движения пальцев, которые ваш малыш будет с радостью повторять. Такие игры совершенствуют мелкую моторику и помогают научить ребёнка правильно говорить.
Артикуляционные упражнения
Мелкие мышцы рта в детском возрасте нужно тренировать, так как они могут быть недостаточно развиты. Для их укрепления требуется ежедневно проводить артикуляционную гимнастику. Расположитесь вместе с ребёнком у зеркала, чтобы контролировать правильное выполнение упражнений. Выполняйте движения губ и языка, показывая ребёнку пример для его самостоятельной работы.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Важно приучать ребёнка к правильному дыханию, начиная с момента его становления речи. Воздух, выпускаемый нами во время произношения речи, является источником звука
Многие несложные и легкодоступные упражнения направлены на развитие дыхания, например: подуть на одуванчик, надуть воздушный шар, выдувать мыльные пузыри.
Музыкальные игры
Учить ребёнка говорить можно с помощью музыкальных игр. Когда дети поют, им легче даётся усвоение звуков, слогов и в конечном итоге слов. Музыкальные игры можно организовать в нескольких вариациях: с музыкальными инструментами (ложки, барабан), песенки со звукоподражанием животным, песни с одновременным выполнением несложных движений.
Игр и методик с использованием дидактического материала – огромное количество. И практически все из них можно применить для развития речи. Игра «Волшебный мешочек» прекрасно подходит для развития речевых навыков. Правила игры: в мешочке находятся разнообразные по форме и величине предметы. Ребёнку предлагается на ощупь выбрать себе предмет и описать его. Проговаривание признаков предмета закрепляет речь, а также помогает в формировании начальных математических представлений.
Наиболее популярные вопросы
Может ли ребенок просто молчать, даже если он здоров?
Индивидуальность малыша не стоит исключать из факторов, которые влияют на начало формирования речи. Существует такой феномен, как позднее созревание речи. Дети, у которых не обнаружены отклонения, могут долго молчать и впитывать информацию. Затем в определенный момент их прорывает и начинается поток не отдельных малопонятных слов, а правильно построенных предложений.
Может ли ребенок быстрее заговорить в детском саду?
Если у малыша наблюдается задержка речи, то его лучше отдавать в детский сад при достижении трехлетнего возраста. В этот период дети становятся более самостоятельными, эмоциональная зависимость с мамой снижается, что уменьшит психологический стресс. Психологи советуют не отказываться от посещения детского сада, так как ребенок попадает в «речевую среду», которая даст толчок, и он быстрее заговорит.
В первые годы жизни малыша родители обеспокоены двумя вопросами, когда он сделает первые шаги и начнет говорить. Эти навыки являются важнейшими из тех, с которыми ребенку придется справиться. Первые слова, фразы и предложения появятся постепенно и при условии, что родители помогут малышу их освоить.
Возможные причины, тормозящие развитие речи
Каждый родитель хочет, чтобы малыш побыстрее научился говорить. Но многие и не догадываются, что сами часто тормозят этот процесс. Молодым родителям стоит помнить о простых рекомендациях:
- Не сюсюкать. Маленькие дети похожи на попугайчиков: повторяют все, что услышат. Чтобы ребенок быстрее заговорил правильно, надо стать примером.
- Не употреблять в речи «детские» слова. Многие считают, что ребенок быстрее что-то начнет понимать, если заменять нормальные слова детскими. Например, взрослые часто называют машину — бибикой. Многие даже забавляются, повторяя за малышом исковерканные им, в силу возраста, словами. А ведь ребенок надолго запомнит «абака» вместо «собака», потому, что папа начал ее так называть, вместо того, что бы несколько раз проговорить с ребенком правильно по слогам «со-ба-ка».
- Не стоит постоянно отзываться на жестикуляцию малыша. После года уже стоит отказываться от языка жестов: это позволит ребенку быстрее учиться разъясняться словами. Не стоит сразу давать предмет, на который он указал пальцем, надо дать время, чтоб ребенок попытался сказать словами, о том, что ему надо.
- Как можно раньше отказаться от пустышки. Доказано, что дети, которые долго ее использовали, говорить начинают позже своих сверстников. К тому же, она портит прикус.
Когда дети начинают говорить?
После появления на свет младенца, родители с нетерпением ждут того момента, когда он произнесет первое слово. Молодые мамы интересуются, когда дети начинают говорить.
Однозначный ответ дать сложно, ведь на становление речи влияют психические, социальные, педагогические, наследственные факторы. Немаловажную роль играет и моторное развитие.
Формирование психических функций ребенка во многом зависит от возраста родителей. Например, ранняя беременность негативно сказывается на развитии плода. Это объясняется несформированностью организма молодой матери. Поздняя беременность также плохо отражается на становлении психики малыша. Это связано с началом старения организма, дефицитом костной ткани для развития плода.
Внутриутробные проблемы приводят к различным нарушениям протекания психических процессов, негативно сказываются на речевой функции ребенка. То, когда малыш произнесет первое слово, начнет общаться предложениями, зависит от его социально-бытовых условий.
Если младенец находится в неблагополучной семье, в которой родители постоянно ругаются, злоупотребляют алкоголем, не уделяют ему внимания, то у него будут проблемы с психикой, развитием речи, социализацией.
Определенные сложности могут возникнуть, если малыш растет в билингвальной среде.
Если родители внимательно относятся к ребенку, проводят с ним обучающие занятия, то это может ускорить становление речи, даже если имеются какие-нибудь заболевания, тормозящие данный процесс. Становление речи связано с развитием моторики.
Многое зависит от тонуса и крепости артикуляционных мышц, сформированности тонких движений пальцев рук. Определенные нарушения в работе нервной системы и головного мозга, могут приводить к тому, что малыш не начнет говорить в срок.
Речь развивается поэтапно. Сначала младенец произносит отдельные звуки, потом – слоги, затем слова. Спустя время у него появляется способность общаться фразам, строить простые и сложные предложения.
«Мама», «папа» и другие слова
В первые два месяца жизни дети выражают свои потребности плачем. К трем месяцам они начинают гулить. В этот период малыш экспериментирует с произношением артикуляционных звуков.
В полугодовалом возрасте гуление сменяется лепетом. Младенец начинает выговаривать и повторять простые слоги. Родители могут услышать «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие звукосочетания. Эти слова ребенок произносит неосознанно.
После 10 месяцев речь грудничка становится осмысленной. Он выговаривает двухсложные или односложные слова: например, «мама», «папа», «дай», «баба», «на», «да». Произношение еще несовершенное, нечеткое. К годовалому возрасту активный лексикон составляет около 20 слов.
Осознанными предложениями
При отсутствии неврологических заболеваний и проблем со слухом, осознанными предложениями дети начинают разговаривать примерно с 1,5 лет. В этом возрасте лексикон насчитывает 30-40 слов. Учиться общаться малыши могут по-разному.
Оба варианта считаются нормальными. Надо отметить, что девочки начинают разговаривать раньше мальчиков. Полуторагодовалые дети могут задавать родителям вопросы «что это?», «где?». К двум годам речь значительно улучшается. Малыши уже четче выговаривают звуки.
Их лексикон содержит более 300 слов. При построении предложений дети могут использовать глаголы, наречия. Но их речь еще несовершенна и продолжает развиваться. В три года малыши уже могут строить предложения с предлогами, вопросительными словами, прилагательными. Ближе к четырехлетнему возрасту они осваивают местоимения и соединительные союзы, различные грамматические формы.
Дети уже хорошо связывают односложные предложения, разговаривают на языке, понятном не только родным, но и чужим людям. Они становятся полноценными собеседниками. Этот этап формирования речи является завершающим. Далее ребенок совершенствует способность общаться.