Как научить ребенка правильно говорить буквы и звуки

Массаж

Один из методов коррекции речи, который улучшает голос, дыхание, нормализует эмоции. Мы не будем детально говорить о сложных массажах, практикуемых логопедами при тяжелых случаях речевых нарушений. Они необходимы, если надо —научить ребенка говорить букву Р—, при заикании, задержке речи, проблемах со связками, пониженном и повышенном тонусе мышц.

В зависимости от проблемы логопедический массаж может быть активизирующим, расслабляющим или дифференцированным. Логопед ставит диагноз, потом назначает схему лечения, в сложных случаях работает сам, в простых – показывает, что делать маме.

Расслабляющий логопедический массаж

Ребенок может лежать или сидеть, как будет удобнее ему и в зависимости от обстоятельств. Массаж делается легкими поглаживающими приемами.

Для расслабления мышц шеи

гладим шею двумя руками сверху вниз;
осторожно поворачиваем голову малыша вперед-назад, влево-вправо, потом вращем по часовойстрелке и против, держа одной рукой шею, а второй – лоб.

Для расслабления мимической мускулатуры

Гладим пальцами двух рук до 10 раз:

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от переносицы к вискам под глазами;
  • от губ к ушам;
  • слегка надавливаем пальцами от волос до подбородка по всему лицу.

Расслабляем мышцы губ

  • обвести губы пальцами;
  • гладить сверху вниз по носогубным складкам;
  • стучать по часовой стрелке вокруг губ.

Активизирующий массаж

Для активизации мимики

Гладим пальцами двух рук до 10 раз:

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от переносицы к вискам под глазами;
  • от губ к ушам;
  • сжать подбородок;
  • размять скулы и щеки;
  • пощипывать щеки.

Для активизации мышц шеи и плеч

  • растереть боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти;
  • растереть заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка;
  • попросить ребенка наклонять голову вперед-назад, вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

Дифференцированный массаж

При смешанном характере нарушений проводится массаж, сочетающий расслабляющие движения с тонизирующими. Во время проведения такого массажа нужно внимательно наблюдать ответные реакции других групп мышц, поэтому подобный массаж должен делать только специалист.

Для малышей массаж должен быть совсем коротким 5-8 минут, в младших классах – до 15 минут, в старших – до 25 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном – 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 минут.

Ребенку во время проведения массажа должно быть комфортно. Если есть повышенная чувствительность, оставьте это упражнение и посоветуйтесь с логопедом.

Обычно дети быстро адаптируются к массажам и у них не возникает негативных ощущений. Если же малыш испуган этими движениями, нужно изменить приемы на более легкие и нежные или вообще прекратить на время.

Особенности заговоров, чтоб ребенок заговорил


Молитвы и заговоры помогут ребенку начать разговаривать. Дети начинают говорить в разное время. Если ребенок молчит, достигнув возраста 2,5-3 лет, стоит обратиться к специалистам.

Выбор заклинания происходит в зависимости от проблемы:

  • трудности произношения отдельных слов — читается на воду;
  • молчание (врожденное, приобретенное) — на еду (мед);
  • наследственная патология — на травы.

Особенности заговоров:

  • выполняются родителями малыша;
  • о проведении обряда никому нельзя рассказывать.

Принцип действия

Заговор — чтение энергетически сильных текстов, сопровождаемое обрядом.

Правильно произнесенный текст и вера в результат оказывают магическое воздействие на объект, устраняя существующую проблему.

Стишки, побуждающие к произношению звуков, слов

Следующие стишки повышают интерес крохи к произношению звуков, слогов, слов: «Мишка косолапый», «Жил-был зайчик», «Зайка серенький сидит», стихи А. Барто и другие.

Особенно нравятся маленьким деткам «стишки – болтушки»

Внимание малышей привлекают яркие красочные иллюстрации.Стихи построены в форме диалога. Малыши подговаривают отдельные звуки, слова, словосочетания

Совместное проговаривание повышает эмоциональный настрой ребёнка, развивает память, мышление. Рекомендуем приобрести книгу И. Асеева «Стихи-болтушки», она яркая и очень полезная. Понравится и ребенку, и родителям.

Стихи-болтушки помогут крохе быстрее заговорить.

Примеры « стишков – болтушек»:

  1. Заяц Егорка свалился под горку.- Бах!

Бегите под горку, спасайте Егорку! – Ой!

  1. Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик — Не ходи!

Там мышка живёт. Тебе хвостик – отгрызёт! – Отгрызёт!

  1. Киска, киска,киска, брысь! – Брысь!

На дорожку не садись! – Не садись!

Наша Машенька пойдёт. – Топ – топ!

Через киску упадёт. – Бах!

Игры на включение в речь простых слов

Описывая собственные действия, взрослый вызывает у малыша желание повторять их:

“Вот какой я паровоз, много шума – сто колёс. Еду – еду, ту – ту – ту! Чух – чух- чух. В ямку – бух».

»Где же наши ручки?»

Краткое описание:

На слова: «Где же, где же наши ручки? Нет наших ручек» кроха прячет ручки за спину. Когда взрослый произносит: »Вот, вот наши ручки. Вот наши ручки» — протягивает их перед собой со словами: « Вот они!» и весело хлопает в ладошки.

Можно продолжить эту игру, заменяя слово « ручки» на другие части тела: «Где наши ножки? (ушки, глазки, носик, животик), повторяя соответствующие действия.

«Села птичка на окошко»

Описание;

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко.

Посиди, не улетай.

Улетела птичка.Ай! (на слово» Ай!» — хлопают в ладоши и подговаривают.)

«Идёт коза рогатая» и многие другие

Упражнения как научить ребенка говорить звук Р?

  • Ребенок должен сделать языком парус. Для этого нужно открыть рот, поставив кончик языка за верхние зубы. Нижняя часть языка подается вперед. В таком положении ребенок должен продержать язык 10 секунд. Повторите три раза.
  • Пусть малыш прижмет язык к небу и поцокает, как лошадка.
  • Изобразите индюка. Малышу нужно просунуть язык между зубами и быстро поводить им вверх-вниз. Звук должен быть похож на «бл-бл».
  • Попросите ребенка улыбнуться. Теперь дайте задание поводить кончиком языка по внутренней стенке верхнего зубного ряда.
  • Пусть ребенок попробует дотянуться кончиком языка до подбородка или носа.

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется

И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

6 месяцев

Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

~ 1 года

Первые слова К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.

Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки

Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.

При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых. 1,5-2 года. 1,5-2 года

1,5-2 года

Первые предложения Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»

Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».

Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.

К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.

По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

Логопедические упражнения, которые помогут заговорить

Профессору Павлову удалось доказать, что когда дети начинают говорить, они при этом используют мышцы, идущие от языка к коре головного мозга. Это значит, что мелкая моторика оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

Чтобы малыш поскорее овладел навыками, необходимо выполнять такие упражнения:

  1. Играть с крупами: пересыпать, просеивать, искать в ней игрушки, рисовать на манке.
  2. Лепить из пластилина или обычного теста.
  3. Рисовать пальчиковыми красками или кисточками.
  4. Играть с пальчиками. В этом помогут пальчиковые игрушки, песенки, специальные игры.
  5. Читать книги, беседовать с малышом.
  6. Играть игрушками, при этом разговаривать, вызывать ребенка на диалог.
  7. Каждый день описывать домашние занятия, рассказывать о своих действиях.
  8. Вместе смотреть развивающие мультфильмы — Деревяшки, Тини Лав, слушать песни из Малышариков и Синего трактора.
  9. Регулярно водить малыша на детскую площадку, чтобы он играл в песочнице и общался со сверстниками.

Логопеды настоятельно рекомендуют эти занятия, так как они положительно отражаются на речевых функциях, помогая быстрее заговорить.

Логопедические упражнения для развития умения говорить

Профессор Павлов доказал прямую зависимость от использования мышечных ощущений, которые идут от языкового органа к коре головного мозга. Простыми словами — мелкая моторика благоприятно влияет и стимулирует развитие речи.

Подготовительные упражнения для развития как физически так и скорейшего умения говорить:

  • Забавы с разными видами круп: пересыпание, просеивание, поиск игрушек в крупе, рисование на манке и т.д.
  • Вылепливание из пластилина или специального теста
  • Рисование пальчиковыми красками и кисточками
  • Игры с пальчиками: специальные куклы на пальцы, музыкальные песенки — инсценировки Железновой Е.Н. «Тюк-тюк кулачок», пальчиковые игры в виде стишков «Уроки логопеда» Косинова Е. М.
  • Чтение книг. Для начала потешки. Можно прочитать Барто «Игрушки». Далее перйти к сказкам: Колобок, Репка, Теремок, Сорока Белобока и другие. Главная задача – активное чтение, беседа мамы и малыша.
  • Игры с игрушками, в ходе которых вести разговор с ребенком и побуждать его
  • Можно рассказывать и описывать ежедневные домашние занятия
  • Смотреть мультфильмы, слушать музыку, петь веселые песенки для крохи
  • Полезно играть малышу в песочнице, общаться со сверстниками.

Развитие речи с года до полутора лет

В этом возрасте появляются первые слова. Речь становится средством общения. В лексиконе малыша насчитывается до 20 и более слов. Ребёнок использует лепет, переделывает некоторые слова, смысл которых ему понятен: машина – би, кушать – ням, что – тё, это – етя и другие. С удовольствием подражает голосам животным, знакомым звукам, например, как едет машина, шумит пылесос, летит самолёт. Интерес к звукоподражаниям у малыша можно поддерживать многократным словесным проговариванием их с взрослыми. Это стимулирует способность к правильному произношению в будущем,

Малыш знает предметы, которые его окружают, узнаёт их на картинках. С радостью реагирует на просьбу мамы принести пирамидку, юлу или другие игрушки. Совершает с ними простые действия: катит мяч, листает книгу, собирает пирамидку.

Если у взрослых, окружающих малыша, речь будет выразительной и содержательной, то он легче и быстрее научится говорить. Чистота и правильность речи малыша также зависит от звучащей речи близких людей.

Как помочь ребенку с освоением речи – 12 советов

Ниже будут приведены самые разные советы по развитию речи ребенка, проверенные родителями. На их основании можно выстроить собственную методику, позволяющую рано научить кроху говорению. При этом понятие «рано» весьма условно. Чем раньше маленький человечек начнет формировать, а затем совершенствовать речевые навыки, тем легче в дальнейшем сможет общаться с окружающими, учиться в школе.

Важно с рождения окружить ребенка постоянным, активным речевым фоном. Можно проговаривать каждое свое действие («сейчас мы наденем кофточку, шапочку, штанишки и пойдем гулять»)

Так он постепенно начнет соотносить предметы с действиями и последствиями этих действий. Называем все предметы, которые окружают ребенка («это мячик, он прыгает», «это подушка, на ней головка будет отдыхать»). Когда малыш немного подрастет (после года), учим его классифицировать предметы вокруг себя (мячик, машинка, погремушка – это игрушки; курица, ворона, гусь, воробей – это птички; кашка, хлеб, супчик – это еда). При этом побуждаем малыша к говорению наводящими вопросами («а кто еще – птичка?», «А что здесь еще – еда?»).
Полезно на каждое действие (купание, прогулка, переодевание, игра, кормление) подобрать или придумать подходящее веселое четверостишие. Ритмично организованная речь развивает чувство ритма крохи, что поможет ему в дальнейшем сформировать правильную ритмику своей речи.
Не нужно делать малыша патологически зависимым от соски-пустышки. Доказано, что, чем дольше она пребывает во рту ребенка, тем меньше развивается его артикуляционный аппарат (зачем издавать какие-то звуки, когда приятнее просто сосать), тем больше шансов сформировать неправильный прикус, который будет способствовать развитию дефектов речи.
Показываем крохе, что где в доме находится. Постепенно он запомнит расположение предметов, начнет сам показывать их пальчиком (когда утверждение «это полка» будет заменено вопросом: «где полка»?), а затем научится сам называть эти предметы.
Здорово помочь ребенку в развитии речи может игра в зоопарк. Показываем ему, как «говорит» собачка, кошечка, слоник, сова, мышка и т. д., просим повторить. Игра будет более наглядной, если купить ребенку игрушки в виде таких животных. А чтобы он мог убедиться, что все повторяет за мамой в точности, играть лучше около зеркала.
Общаясь с крохой, нужно разговаривать с ним как с равным: не сюсюкать, коверкая слова, но и не выражаться заумными для него понятиями. Малыш должен ощущать себя равноправным участником общения. Поэтому новые для него слова (действия, качества, признаки) объясняем всегда с использованием тех слов, которые он уже понимает.
Пополнению багажа знаний – а значит, и лексики – способствует общение в форме сказки. Например: «Растет на грядке румяная морковка. Каждое утро здоровается с ней ее краснощекий сосед, помидор. Утром они умываются прохладной росой и вместе ждут, когда сядет солнышко и их польют…».
Очень важно много читать ребенку. Из книг он может узнать массу новых слов, которые в обычной жизни в семье не произносятся. К тому же, чтение развивает фантазию, абстрактное мышление и память. А это – залог успешного обучения в школе.
Поможет учить маленького ребенка разговаривать игра «Непонимайка». Если мама «не понимает», на что показывает или чего требует малыш жестами или плачем, ему придется объясняться с помощью речи. Родители могут помочь ему наводящими вопросами.
Важно всегда отвечать на вопросы юного незнайки, даже если они повторяются по сто раз на дню. Так он запоминает сказанное, развивает интерес к познаванию окружающей реальности.
То же касается и обратной стороны дела: всегда проявляйте неподдельный интерес к тому, что хочет рассказать сам малыш. Поддерживайте его желание поделиться с нами какой-то информацией: слушайте внимательно, радуйтесь с ним, удивляйтесь, восхищайтесь, спрашивайте, хвалите! Такое общение должно наполняться максимумом эмоций и интонаций, чтобы ребенок мог научиться и этой стороне коммуникации.
Разговаривая с ребенком, всегда стройте предложения и употребляйте слова грамотно. Именно так мы помогаем ребенку научиться говорить правильно, ведь он будет неосознанно брать с нас пример.

15 советов из практики, как научить ребенка разговаривать.

  1. Разговаривайте часто. Родители для малыша являются примером. Для того, чтобы ребенок запоминал слова, необходимо с ним разговаривать постоянно. Проговаривайте все свои действия при играх, кормлении, прогулках в парке.
  2. Читайте и смотрите обучающие мультфильмы. В книгах указывайте на героев и предметы, рассказывайте, как они называются и для чего предназначены. Позже попросите ребенка назвать предмет или помочь вам рассказать сказку. В обучающих мультфильмах есть рифмованные песенки, благодаря которым кроха быстро усвоит слова.
  3. Будьте ближе к ребенку. Когда говорите с крохой, ваше лицо должно быть на уровне с его лицом, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию. Говорите по-взрослому, не нужно произносить уменьшительные слова, например «ландась» вместо карандаш. Ребенок прекрасно понимает слово, которое вы называете полностью, просто не может его правильно выговорить. А когда вместо привычного слова он начинает слышать то же, но с отсутствием некоторых букв, это вводит ребенка в недоумение.
  4. Слушайте внимательно. На определенном этапе ребенок будет вам внимательно что-то рассказывать на «своем» языке. Необходимо его внимательно выслушать и задать вопросы. Со временем речь малыша станет четче, зато он не будет бояться разговаривать.
  5. Слушайте вместе с ребенком. Научите кроху прислушиваться к звукам на улице, к звукам природы. Вместе старайтесь угадать, что означает определенный звук. Прослушайте звуки природы на компьютере или купите обучающий детский планшет (телефон), где можно слушать звуки, нажимая на кнопки. Рекомендуем начать изучение с темы «Как говорят животные».
  6. Отвечайте на вопросы. Когда ребенок что-то просит, назовите возможные необходимые предметы. Увидев по реакции ребенка, что вы угадали, попросите повторить название предмета. Часто детки указывают пальцем на предметы в ожидании ответа на немой вопрос «Что это?». Обязательно поведайте ребенку о предмете и его свойствах.
  7. Развивайте мелкую моторику. Мелкие движения пальцев рук и кистей связаны с речевым центром и развитием речи у ребенка. Под присмотром взрослых давайте крохе перебирать пуговицы, бусины, давайте играть с пазлами, делайте массаж пальцев, играйте в пальчиковые игры и займите малыша лепкой.
  8. Не перегружайте. Все занятия с ребенком, речевые в том числе, не должны занимать больше 15 минут. Старайтесь заинтересовать ребенка любым способом, иначе он вас перестанет слушать.
  9. Говорите просто. Не стоит перегружать ребенка сложными оборотами. Речь должна быть простой и максимально понятной.
  10. Связывайте слова и образы. Желательно показывать малышу реальные примеры, но, если это невозможно, на помощь придут картинки.
  11. Повторяйте. Выберите несколько слов и повторяйте их постоянно. Только в процессе регулярного повторения ребенок запомнит нужные слова.
  12. Начинайте как можно раньше. Если вам покажется странным читать сказки или говорить с малышом с рождения или двух месяцев – это не так. Ребенок впитывает информацию, начиная с рождения. Подсознательно он уже запоминает слова, но еще ничего не может вам сказать. Вы удивитесь, если его первыми словами станут те, которые вы повторяли ему с ранних месяцев.
  13. Чаще общайтесь на прогулке. Предметы, которые малыш увидел в живую, принесут ему массу эмоций и запомнятся лучше, чем остальные. Листья, деревья, машины, кошки, собаки, дети – знакомьте ребенка с новыми предметами и четко проговаривайте названия.
  14. Повторяйте четверостишия. Рифмованные четверостишия или основные слова из них крохе запомнить будет легче. Стихи нужны легкие, подойдут стихотворения Агнии Барто.
  15. Позвольте малышу общаться со сверстниками и детьми немного старше. Ребенок будет подражать им и постарается тоже изъясниться с другими детьми.

Учим говорить маленького ребёнка до года: не рано ли?

Развивать речь ребёнка можно и нужно уже в грудном возрасте. В педиатрии этот период именуется доречевым. Когда малыш с помощью органов чувств получает сведения об окружающем мире, возникает и мотивация для первых слов. Поэтому задача родителей — развивать у младенца зрительный, слуховой и тактильный анализатор.

Глазки крохи должны постоянно наблюдать вокруг интересные красочные предметы. Например, это мобиль в кроватке с вращающимися зверюшками, погремушки и прочие игрушки различной структуры. Помимо созерцания, ребёнок обязательно должен трогать эти вещи ручками.

Приблизить первые слова грудничка поможет развитие его слухового, зрительного и тактильного анализатора

Но гораздо более важная составляющая успеха — непрерывное общение с ребёнком. Причём речь идёт не о привычном многим сюсюканье, словесном восхищении от красоты своего чада. Реплики должны быть содержательными — когда мама проговаривает, комментирует словами все свои действия как можно подробнее (например, «мама варит кашу», «какая красивая кастрюля», «какая кашка вкусная», «сейчас ты будешь есть кашку» и т. п.). При этом фразы не должны быть «сухими» — говорить нужно полными предложениями, использовать больше прилагательных, глаголов.

Варианты общения также могут быть следующими:

  1. Рассказывать малышу о своих ближайших планах («Сейчас я поглажу твои распашонки, и мы пойдём гулять»).
  2. Задавать крохе вопросы и самой же на них отвечать («Какие ползунки ты хочешь одеть на прогулку? Наверное, вот эти, сейчас мы их и наденем»).
  3. Ближе к году уже можно практиковать простейшие речевые игры (на вопрос всё ещё отвечает сам взрослый):
    • мама называет разные слова, и когда говорит о чём-то съедобном, громко восклицаем «Ам!» и делает вид, что хочет укусить малыша. После нескольких таких игр, возможно, он и сам будет отвечать «Ам!»;
    • игра в звукоподражания. Мама спрашивает у ребёнка: «Как кричит кошечка?» (собачка, лягушка, ослик и т. д.). Затем сама отвечает, причём как можно более весело и эмоционально. Наверняка грудничок будет смеяться в ответ и рано или поздно сам начнёт издавать характерные звуки;
    • игра «Где находится предмет?». Мама спрашивает у крохи о местоположении какой-нибудь вещи и опять-таки сама отвечает на свой вопрос (например, «где же бутылочка — вот она»).

Самое главное — непрерывное общение с грудничком, и не важно, что пока он не может словесно ответить маме

Если вы хотите, чтобы ваш грудничок быстрее заговорил, отучайте его от соски

Обязательно (буквально с рождения) нужно читать малышу детские книжки, демонстрируя при этом крупным красочные картинки. Конечно же, первое время ребёнок не будет понимать смысла текста, но зато он будет слышать голос родного человека и живую образную речь.

Читать книжки можно и нужно едва ли не с рождения

Также полезно петь песенки, например, колыбельные, рассказывать простые, стихи потешки. Если же мама не умеет петь, на помощь придут покупные диски.

Уже в грудном возрасте следует массировать крохе кисти рук, пальчики. Это стимулирует мелкую моторику, которая напрямую связана с речевым развитием. Ближе к году можно предлагать игры с мукой, манкой — погружать туда игрушку и предлагать малышу её найти.

Для развития речи с раннего возраста нужно стимулировать мелкую моторику — массировать пальчики рук и кисти малыша

В результате таких систематических занятий, вероятно, уже после полугода грудничок скажет свои первые простые слова («мама», «дай» и пр.).

Обучение в 3-6 месяцев

Научить говорить полноценно в 3 месяца нельзя, так как в этот период навыки только формируются. В возрасте до 6 месяцев малыш может:

  1. Откликаться на свое имя. Полугодовалый ребенок уже знает, как его зовут, выказывает характерную реакцию на слова «мама» и «папа».
  2. Распознавать интонацию. Малыш знает, что к нему обращаются. Начинает улыбаться, когда с ним говорят ласково, плачет, если родители повышают голос.
  3. Выдавать звуки в том же тоне, ритме и темпе, что и взрослые.
  4. Выстраивать сложные цепочки звуков. Родители слышат не только гуление, но и совершенно новые звуки.

Вопрос, как быстрее научить ребенка разговаривать, уже начинает волновать матерей. В этом помогут:

  • игры с называнием имени ребенка.
  • частые беседы с малышом – поможет ему усвоить язык и выучить более сложные слова.
  • использование в разговорах певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.

Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения

Дети-молчуны аналогично встречаются и в три, и даже в четыре года (конечно, гораздо реже, чем двухлетние). Здесь уже малыша нужно обязательно показать специалисту (лору, неврологу, психологу, логопеду), и если со здоровьем всё в порядке, то родители занимаются стимуляцией речи.

Основные рекомендации для родителей следующие:

  1. Постоянный диалог в ребёнком. Даже если он не может полноценно ответить, нужно подталкивать его к выражению мысли. К примеру, перед прогулкой, нужно спрашивать малыша, какие игрушки он хочет с собой взять. Причём игрушки должны находиться далеко, чтобы кроха не указал на них жестом. В беседе с сыном или дочкой нужно задать вопросы, не предполагающие односложного ответа.
  2. Постоянное общение со сверстниками. Малоразговорчивому ребёнку особенно полезно посещать детский сад, ведь это дома родители понимают его с полуслова, в коллективе же, встретив непонимание со стороны окружающих детей, малыш скорее заговорит.

  3. Расширение кругозора. Это посещение новых мест, комментарии взрослых по поводу увиденного.
  4. Игра в ассоциации. Дома или на прогулке мама загадывает предмет в пределах видимости малыша и описывает его признаки, например, «я вижу большую металлическую белую… (машину)». Ребёнок должен назвать предмет.
  5. Продолжается чтение книг (кроха знакомится с новыми словами, понятиями), занятия артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

Малышу 3–4 лет можно предлагать такие речевые игры:

  1. «Шаги». На каждый шаг ребёнок называет по одному слову на определённую тематику: животные, овощи, фрукты, птицы, съедобное, круглое, летающее, плавающее и пр.

  2. «Третий лишний». Взрослый называет четыре слова, малыша должен выбрать и назвать лишнее (например, тарелка, чашка, ложка, чай или кошка, собака, мышь, ворона).
  3. «Телефон». Мама предлагает ребёнку поговорить по игрушечному телефону: малышу нравится ощущать себя взрослым, и он охотно поддержит игру, отвечая в трубку на вопросы взрослого.

  4. Ролевая игра. Куклу или плюшевого мишку нужно научить правильно произносить какой-то звук, затем слог и, наконец, целое слово.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: