Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с фгос до

Содержание экологического образования дошкольников по ФГОС

Образовательная система в соответствии с ФГОС построена на принципе развития детей через преобладание в процессе обучения практической, деятельной формы. Используются различные системы и методики.

Выделяют 4 ключевых направления:

  1. Нормативное. В нем заложена основная информация о правилах и нормах, существующих в сфере защиты окружающей среды. Дети узнают, какие общечеловеческие законы действуют в обществе, как они соотносятся с миром природы.
  2. Научно-познавательное. Чтобы у ребенка появился интерес к окружающему миру, ему нужно о нем многое рассказать. Для младших школьников важны визуализация, красочное описание явлений природы.
  3. Ценностное. Призвано объяснить детям, что природа — это не только ресурс, объект потребления. Она ценна сама по себе, необходима в эстетическом смысле. Полноценное развитие человека, его духовного мира невозможно в отрыве от восприятия им природной красоты.
  4. Практическое. Детей нужно научить, используя прикладные материалы и личный пример воспитателя, основным принципам взаимодействия с природой. По мере взросления это отношение будет становиться шире, однако, оно должно сохранить заложенные в ДОУ основы рачительного поведения.

Понятие экологического воспитания

Под этим понятием понимают комплекс педагогических мер, направленных на «зарождение» у малышей и взрослых сознательного отношения к природе.

Главная цель экологического воспитания – объяснить людям разного возраста, что окружающий мир необходимо уважать, беречь.

Воздействуя на ребенка, педагоги и члены семьи должны сформировать зрелую личность, которая сознательно не будет наносить вред окружающему миру. Нежелание вредить природе, а не страх наказания должны мотивировать ребенка. Став взрослым, он будет поддерживать правильную модель поведения, не допустит отношения потребления к другим живым существам.

Как это выглядит на практике?

За всеми этими, казалось бы, мудреными понятиями скрывается незаметная для ребенка ежедневная работа. Особенности формирования мышления, как мы помним, в этом возрасте выражены предметностью и наглядностью. Поэтому, выходя на прогулку или выезжая на природу, родители просят ребенка оценить, какие изменения в природе произошли в последнее время (расцвели цветы, «поседели» одуванчики, на деревьях щебечут птенцы, стало слякотно, улетели птицы, выпал снег и т. д.).

Работая в саду или огороде, малыш получает знания о том, в какой период года какие работы должны проводиться для того, чтобы расцвели цветы, созрели фрукты, овощи. При этом ему можно объяснить, для чего нужны бабочки, летающие вокруг, жуки, муравьи, птицы, какова их польза и взаимосвязь. Рассказать, что у них у всех есть свой дом, у родителей есть малыши, о которых они заботятся и очень волнуются, когда с ними что-то случается – так же, как и люди.

Своим примером взрослые показывают созидательное отношение к природе (полить, подкормить, взрыхлить), объясняют, что давить жуков, ловить бабочек, ломать ветки просто так – негуманно (и сами не делают этого). При этом можно трогать траву, нюхать цветы, наслаждаться пением птиц, ежедневно наблюдать за изменениями, которые происходят (вот и календарик пригодится), делать выводы о законах природы.

Во время семейных экологических акций дети узнают, для чего нужны деревья, почему так важно о них заботиться, почему нельзя засорять окружающую среду отходами и так важно подкармливать зимой птиц в саду, во дворе, парке. Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию

Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию.

Когда ребенок заботится о комнатном цветке или животном, взрослые также учат его созидать, сохранять, помогать. Их рассказы, сопровождаемые наглядными живыми картинками, не воспринимаются ребенком как поучение. Это – естественный процесс. Формирование экологического сознания в дошкольном детстве должно проходить незаметно.

Как развивать экологическое мышление у детей

Изучать природу

Любовь и интерес к окружающему миру — это один из факторов, без которых невозможно развитие экологического мышления у детей. 

Изучать природу можно по-разному: читать книги, смотреть фильмы, проводить эксперименты. Но лучший способ, по мнению Лилии Шабутдиновой, — наблюдать самому. Да и не только наблюдать, а ощущать всеми органами чувств:

Иллюстрация: Ольга Бонитас

Изучение природы не только формирует экомышление, но и благотворно влияет на детское развитие.

Прогулки среди деревьев оздоравливают организм и укрепляют иммунитет за счет высокого содержания фитонцидов — природных веществ, обладающих антибактериальным действием.

  • Пребывание в природной среде развивает сенсорное восприятие и мелкую моторику. Ребенок изучает наощупь природные текстуры, сравнивает их, делает свои первые открытия. 
  • Согласно исследованию, чем больше времени ребенок проводит на природе (и чем меньше у монитора), тем более стабильно его психическое равновесие. 
  • Еще одно исследование показало, что прогулки даже раз в неделю в зеленой зоне улучшают здоровье. 
  • За счет статичности природной среды улучшается концентрация внимания — даже гиперактивные дети на природе успокаиваются, становятся более сосредоточенными. 

Читать эколитературу

Кроме прогулок и изучения природы, Лилия Шабутдинова рекомендует родителям читать с детьми книги об экологии и устройстве окружающего мира. На современном книжном рынке есть отличные детские издания. 

  • Для малышей трех-четырех лет подойдут «Экологические сказки» Елены Ульевой. В книге рассказана история мальчика Тимы и супергероя Гринмена, которые вместе спасают планету от мусора. Автор ненавязчиво включает в художественный текст идеи экологических привычек, которые могут освоить даже самые маленькие.
  • Для детей от пяти лет — книга «Мусор. Все о самой неприятной вещи на свете». Из нее ребенок узнает, куда мусор попадает со свалки, какие есть способы переработки отходов и почему батарейки и электроприборы нельзя бросать в общий бак.
  • Младшим школьникам подойдет книга «Как маленькому человеку помочь большой планете» Лилии Шабутдиновой. В ней автор кратко рассказывает об основных экологических проблемах современности и предлагает простые шаги, благодаря которым ребенок может добавить осознанности в свою повседневную жизнь и помочь планете.
  • Подросткам — «Маленькая книга зеленой жизни» Марии Ершовой. Книга рассчитана на взрослую аудиторию. С ее страниц подросток узнает, чем вреден пластик, почему производство овощей и злаков вовсе не так экологично, как принято считать, и как сократить выбросы углекислого газа. Кроме того, сможет добавить собственные экоидеи на специальных страницах в конце книги.

Еще в этом возрасте полезно проводить с детьми простые наблюдения, вести дневник природных изменений или календарь погоды, изучать флору и фауну своего региона. 

Ходить в походы

Школьников можно брать в походы и на экологические мероприятия. Или записать на курсы исследователей природы и осознанного потребления.

Эксперты экообразования научат: 

  • разводить костер разными способами — даже без спичек;
  • ориентироваться по звездному небу и находить некоторые созвездия;
  • находить следы животных; 
  • предсказывать погоду по природным явлениям;
  • ориентироваться по карте;
  • приготовить полезный перекус;
  • делать игрушки из природных материалов;
  • заниматься «партизанским садоводством» — озеленением заброшенных участков, скверов и парков. Для этого можно просто носить в кармане пакетик с семенами цветов и трав и сажать их во время прогулки; 
  • наблюдать за птицами.

Возможно, в эпоху GPS и 5G-вышек такие умения нельзя считать навыками первой необходимости, но они определенно будут способствовать развитию экологического мышления и, помимо этого, научат детей тому, что в этом мире можно прекрасно обходиться и без гаджетов.

О том, как развивается экологическое мышление в походах и для чего стоит ходить в лес детям, рассказал Вячеслав Хотченков — организатор детских походов и основатель проекта СлаваДетям:

Из личного архива Вячеслава Хотченкова

Современная программа воспитания

Начиная с 90-х гг. XX в. появилось множество авторских методов дошкольного экологического воспитания. Это связано, с одной стороны, с углублением мирового кризиса в области защиты окружающей среды, с другой — с географической дифференциацией, когда содержание создаваемых методик учитывает социальные, этнографические и природные условия местности.

Широкое распространение получила программа «Экологическая тропа». На территории ДОУ создается уголок, в котором обустраивают следующие объекты:

  • сад с кустарниками и парковую зону с несколькими видами деревьев;
  • лужайку с низкорослыми растениями;
  • грядки, элементы огорода;
  • цветочную клумбу;
  • зону лекарственных растений.

К созданию «тропы» полезно подключать родителей, т. к. в этом случае ее значимость будет подкреплена также и внутри семьи. Программа сочетает в себе все основные методы экологического образования: экскурсии, практические трудовые занятия, возможность наблюдения за природными объектами, творческие конкурсы и познавательные беседы.

Взаимодействуя с элементами «тропы», дети учатся:

  • различать травы, кусты, цветы и деревья по выраженным признакам;
  • понимать, из чего состоит растение;
  • радоваться красоте цветов и взаимодействию животного мира с растительным;
  • ухаживать за полезными овощными культурами, наблюдать за их состоянием;
  • чувствовать, как природа влияет на эмоции;
  • собирать лекарственные растения и понимать их пользу.

В современном дошкольном обучении широко применяются компьютерные технологии и мультимедийные презентации. Информация, которую дети в младших группах с трудом воспринимают в форме текста на слух, они легко усвоят в виде красочных слайдов, фильмов, интерактивных компьютерных игр.

Необходимая литература

Книги и журналы, которые помогут педагогу в работе:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.
  3. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников.
  4. Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 3

Памятка для родителей

Без поддержки родителей полноценное обучение невозможно. Памятка поможет педагогам включить членов семьи в экологическое воспитание дошкольника. В ней можно использовать следующие рекомендации:

На прогулке всегда обращать внимание ребенка на повреждения растений, которые стали причиной поведения людей. Необходимо дать эмоциональную оценку происходящему, пробудить в ребенке желание помочь, исправить.
Настроить детей на эмоциональное взаимодействие с природой
В лесу или парке позволить им искать и находить что-то интересное, смотреть и слушать, говорить, какие чувства это у них вызывает.
Рассказывать о том, что хорошо, а что плохо

Почему нельзя загрязнять водоемы, громко кричать в лесу, оставлять на лужайке мусор.
Объяснять, чем опасны лесные пожары и почему важно разумно расходовать воду.

Главным элементом дошкольного природоохранного воспитания является личный пример педагогов и родителей и их способность вызвать у детей интерес и любовь к природе.

Устойчивость жизни

Жизнь на Земле очень хрупка, малейшие изменения могут нанести ущерб окружающей среде. Если не решить такие проблемы, как загрязнение или обезлесение, жизнь на Земле может оказаться неустойчивой.

Загрязнение — хороший пример того, как люди влияют на свою жизнь на Земле, выброс токсичных элементов в атмосферу может привести к условиям, в которых люди не смогут выжить (стихийные бедствия или экстремальное загрязнение воздуха).

Этот процесс уже наблюдался и в другое время, когда повышение температуры приводило к таким заболеваниям, как «черная смерть» или засуха, а также разрушение природных ресурсов, которые вызывали голод.

Понятие «экологическое воспитание»

Хоть само понятие возникло недавно, экологическое воспитание, как вид, появилось много – много веков назад. Можно сказать даже больше – в прошлом любое воспитание и образование было, отчасти, экологическим. Познавая законы природы, человек отождествлял себя со всем миром, что позволяло ему гармонично вливаться в нее, не нарушая законы, нормы

После того, как ситуация усугублялась (примерно с 60-х годов XX века) люди заговорили о ценности природы и важности экологического воспитания

Само понятие это означает «воспитание в гармонии с природой. Не «над» и не «под», а именно в гармонии, внутри ее, как единое целое одного организма – человек и природа.

Рекомендации по организации экологического воспитания

С чего начать?

  1. Поддерживаем уют в доме. Вместе с детьми сажаем цветы и ухаживаем за ними! Ведь цветы — это не только особая атмосфера домашнего уюта и тепла, но ещё и среда, которая воспитывает ребёнка и сохраняет его здоровье. Красота окружающей среды разовьёт эстетический вкус, воспитает уважение и любовь природе. Вместе делаем уборку, поддерживаем чистоту.
  2. Гуляем всей семьей в лесу. Сколько интересного в лесу: ручейки, растения, причудливой формы колоды, звуки птиц и насекомых. Лесное разнообразие увлекательно: любознательности ребёнка не будет предела. Подготовьтесь основательно: приведите ребёнку интересные сведенья о природе. Разъясните самые правила поведения: не рвать цветы, не мусорить, не разжигать костры.
  3. Читаем книги и журналы о природе. Полезно иметь или брать в библиотеке книги Джеральда Даррелла, Виталия Бианки и Бернгарда Гржимека. Приобретайте периодические издания о нашей планете, её природе и обитателях: “Geo”, “Geoлёнок”, “National Geographic”, «Вокруг света», «Природа и человек», «В мире животных», «Домашний любимец», «Свирель», «Филя», «Юный натуралист» и другие.
  4. Общаемся с животными. Сходите в зоопарк, съездите в деревню к бабушке или заведите собственного питомца. Общение с животными действует успокаивающе, вызывает чувство радость и восторга, а также прививает навыки экологической ответственности.
  5. Смотрим телевизор разумно. Лучше всего, если это будут образовательные передачи природоведческого характера. Но если в них недостаток – можно обсуждать экологические проблемы с ребёнком при просмотре новостей, мультфильмов или детских кинофильмов.

Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов. Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель. А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и семейного воспитания.

Создание благоприятной экологической среды

Одним из воспитательных аспектов, который принимает участие в формировании экологической культуры малышей – создание в ДОУ благоприятной экологической среды. Этот процесс подразумевает организацию такого пространства, где есть все необходимые условия для живой природы.

К наиболее популярным формам работы можно отнести устроение «живого уголка», уход за комнатными цветами, создание клумбы. Должный воспитательный эффект достигается при условии непосредственного участия детей в процессе, а не только наблюдений со стороны.

Экологические проблемы получают сейчас большую актуальность. Дошкольное учреждение выполняет для общества важную функцию – помогает раскрыть перед подрастающим поколением красоту природы, научить ценить ее и оберегать.

Что такое экологическое мышление

Экологическое мышление — это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.

В докладе «Навыки будущего» экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia экомышление определяют, как способность «понимать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы».

Такой тип мышления неслучайно считают базовым навыком XXI века для современных людей, особенно молодежи. Молодым людям предстоит жить и влиять на планету ближайшие десятилетия, решать, что делать с климатическими изменениями, дефицитом ценных природных ресурсов, энергетическим, мусорным коллапсами и другими проблемами.

Айбек Рахим объясняет, почему решил заниматься улучшением экологии через социальное предпринимательство, и какое есть будущее у Земли

Развивать ли «зеленые» мегаполисы или системы экопоселений? Как сохранить исчезающие виды флоры и фауны? Как предотвратить нашествие новых эпидемий и череду техногенных катастроф? И наконец, как обеспечить выживание человека как вида на планете, когда необратимые перемены идут слишком высокими темпами? Для поиска ответов на эти и массу других вопросов людям необходима хорошая экологическая база и экомышление как метанавык.

Экономика образования

Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке

Экологическое мышление считали специализацией, но сегодня оно становится обязательным минимумом, предметом массовой и первостепенной необходимости.

Экологическое мышление помогает в разных сферах жизни независимо от возраста, национальности, социального статуса и профессии. На бытовом уровне — это экологичный образ жизни: сокращение отходов, выбор подходящих товаров и услуг, отказ от избыточного потребления, изменение привычек питания, сбережение ценных ресурсов: воды, энергии, древесины. В профессии — понимание последствий принятых решений и ответственность за сохранение или разрушение природных экосистем.

В коммуникации с другими людьми экологическое мышление — часть лидерства и новаторства. Люди с развитым экологическим мышлением активно распространяют его в своем окружении, вовлекают других.

Интересные задания по теме

Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.

Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.

Его значение и цели

После осознания миром проблемы глобального загрязнения окружающей среды, переоценить значимость экологической культуры стало сложно.

Предыдущие поколения показали неграмотность по отношению к природе и желание брать от нее все, не отдавая ничего взамен. Это грозит настоящей катастрофой.

Чтобы воплотить эту идею в жизнь, педагогу необходимо:

  • познакомить с экологическими проблемами современности;
  • объяснить, что каждый человек влияет на мир;
  • научить сознательно относится к природе;
  • рассказать о конкретных методах сохранения экологии, которые может использовать любой человек.

Практические занятия со школьниками – оценка состояния воды

Поскольку дети уже живут в непростой экологической обстановке, их можно активно привлекать к практической деятельности.

В некоторых школах уже устанавливают новые контейнеры для разных типов мусора, организуют сбор пластика и других типов вторсырья, регулярно проводят субботники и другие тематические встречи.

Лес в огне

Совсем скоро наступит лето – это время, когда все стремятся отдохнуть на природе. Каждому хочется погреться под лучами ласкового солнца, поплескаться в теплой реке. Многие устраивают пикники, жгут костры, готовят шашлыки. Отдохнув, все спешат вернуться домой, скоренько собрав все, что осталось. Но иной раз люди оставляют все, так как есть, не утруждая себя уборкой.

Большинство лесных пожаров в летнее время происходит по вине человека. Не думайте, что пожар может возникнуть только от открытого огня: любой маленькой искры хватит для того, чтоб поджечь сухую траву. Редко, но все же бывает, что стеклышко от бутылки может послужить увеличительным стеклом и также станет причиной пожара. Берегите лес от огня, он опасен для всего живого. А на выжженных после пожара территориях еще долго ничего не растет.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Экология в педагогике

Воспитание детей, это не просто воспитание отдельно взятой личности, но всего поколения в целом. Поколение, которое уже завтра придет на смену нашему, которому предстоит работать над нашими ошибками, справляясь с тем, с чем сегодня не справились мы.

В образовании экологическое воспитание является довольно сложным педагогическим процессом. Сложившаяся ситуация требует от современных школьников роста знаний, умений, навыков, требующихся для роста экологической культуры. В педагогическом процессе – это не временное явление, но постоянное. Начиная с младших групп дошкольных заведений, эко развитие требуется постоянно, шелковой нитью проходя через начальные, средние, а потом старшие классы.

Задачи экологического воспитания ребенка

В развитии экокультуры дошкольный возраст является серьезным моментом в развитии, потому что именно в этот период закладываются начала личности – включая положительное отношение к окружающему человека пространству.

Ребенок именно в этом возрасте осознает себя как личность, выделяет себя из окружающего пространство и начинает формировать в себе эмоционально-ценностное восприятие, за счет чего формируются экологическая позиция – и такое отношение проявляется во взаимодействии малыша с пространством и единением с природой.

Благодаря такому процессу есть возможность с легкостью сформировать у ребенка багаж экологических знаний, а также основных правил взаимодействия с окружающей средой, воспитать сопереживание и увеличить активность в отношении экологических вопросов.

И у малышей дошкольного возраста необходимым условием формирования действенного отношения к миру является как раз момент накопления знаний, а постоянный процесс формирования у ребенка экологической культуры и пробуждение интереса исследования гарантирует ответственное отношение к окружающей природе.

Детям с раннего возраста необходимо помочь понять и принять свое родство с окружающим пространством, ощущать природу как свою родину, где невозможно быть иностранцем.

И существует ряд взаимосвязанных моментов, которые помогают достижению поставленных целей в области образования и развития:

Формирование представлений об окружающем пространстве как о сфере жизнедеятельности человека, касаясь и системных понятий в области экологии.

Обычно это связано с иллюстрированием происходящего яркими примерами, которые доступны к осознанию и восприятию ребенком в соответствии с его возрастным развитием.

  • Выработка первичных понятий, связанных с потребностью природоохранным движением, знакомство с Красной книгой.
  • Развитие навыком и умений первоначального характера, связанных с экологически выдержанным и безопасным для среды поведением, а также элементарных способностей осознать и предвидеть результат своих действий касательно окружающего пространства.
  • Создание познавательного интереса, проявляющегося в желании активно исследовать и сохранять природу.
  • Выстраивание навыка наблюдения за явлениями и объектами окружающего пространства и проводить необходимый анализ.
  • Воспитание правильного, положительного и бережного отношения ко всем объектам природы.
  • Стимулирование личной познавательной активности и приобщение ребенка к творчеству.
  • Способствование формирование мышления и активности ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: