Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана…
Стихи Лермонтова о природе, которые легко учатся
Утёс
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
На севере диком стоит одиноко…
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растёт.
Из Гёте
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты.
Посреди небесных тел…
Посреди небесных тел Лик луны туманный, Как он кругл и как он бел, Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах Путь проходит млечный. Видно, там на небесах Масленица вечно!
Ночь (отрывок)
Темно. Всё спит. Лишь только жук ночной Жужжа в долине пролетит порой; Из-под травы блистает червячок, От наших дум, от наших бурь далек. Высоких лип стал пасмурней навес, Когда луна взошла среди небес…
Утро на Кавказе
Светает – вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск и светит там и там…
Осень
Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.
Гроза (отрывок)
Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой. Вкруг скал огнистой лентой вьется Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятется – И здесь стою недвижим я.
Первая дуэль
Но его тянуло в Санкт-Петербург, куда он с радостью и возвращался. Город всегда нуждался в светских талантах. После возвращения его воззрения ещё больше изменились. Лермонтов — прекрасный драматург, он был высоко ценим поэтом В. А. Жуковским. В столице он знакомится со многими литераторами в доме у Карамзиных. В феврале 1840 года Лермонтов был на балу и поссорился с сыном французского посла. Эрнест вызвал гения на дуэль, по счастливому стечению обстоятельство француз промахнулся. Поединок с Барантом закончился новой ссылкой. Нет точных сведений — сколько раз приезжала бабушка к нему на Кавказ без ведома властей.
Все стихи (содержание по алфавиту)
Страницы: 1
«Деревня»
В стихотворениях поэта, которые он посвятил природе, можно отметить не только особенность восприятия красоты автором, но и его жизненные позиции и взгляды. Здесь особенно хорошо прослеживается его вольнолюбие и патриотизм.
Хорошим доказательством этого служит его стихотворение «Деревня». В нем автор показывает читателю неяркую, но пленительную и захватывающую природу средней полосы России. Описывая деревенские пейзажи, он показывает свою настоящую любовь к родному дому – России. Он очень любит народ, обычный, простой, который безустанно продолжает трудиться на этих просторах.
Полностью погрузившись в эту умиротворенную картину сельского пейзажа, лирическому герою удается отдохнуть от всей суеты, царящей вокруг в его повседневной жизни. Именно в этом произведении хорошо видно любовь автора к своде, которую он ценил больше всего в жизни.
Если сделать вывод исходя из пейзажной лирики автора, то можно сказать, что он сумел донести до читателя весь тот волшебный мир природы, который наполнен очаровательными звуками. Благодаря близости к природе, человек начинает ценить свою Родину, свободу, его мысли становятся более мудрыми, а душа милосерднее.
Пейзаж в поэме «Мцыри»
Монастырский послушник Мцыри стремится прочь из душных и тесных келий в чудный мир тревог, сражений и переживаний. В тот мир, где скалы прячутся в тучах, где человек свободен подобно орлу. Мцыри замечает вокруг пышные зеленые поля, туман и снега, в которых, как алмаз, сияет седовласый Кавказ.
Именно в этих местах лирический герой чувствует, что его сердцу легко. Гордый дух Мцыри – истина романтического героя, он созвучен природе. Это прослеживается в строках, где Мцыри говорит о том, что он, как брат стихи, готов обняться с бурей. Он следит за происходящим глазами тучи, а своими руками он может ловить молнии. Когда Мцыри побежден, у него нет возможности вернуться на Родину. В это время природа ему становится чужой и враждебной.
Прекрасны вы, поля земли родной!
Тема родины и природы в лирике Лермонтова
Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Прекрасны вы, поля земли родной…
Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми ее народы!..
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы…
Но эта степь любви моей чужда;
Но этот снег, летучий, серебристый
И для страны порочной – слишком чистый,
Не веселит мне сердца никогда.
Его одеждой хладной, неизменной
Сокрыта от очей могильная гряда
И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.
(В стихах Лермонтов говорит об уходе отца)
Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Предлагаем вам на нашем сайте почитать ещё статьи со стихами Лермонтова:Михаил Лермонтов — ПоэтМихаил Лермонтов — ДумаМихаил Лермонтов — ПророкМихаил Юрьевич Лермонтов — ПарусМихаил Лермонтов — РодинаМихаил Лермонтов — Смерть поэтаМихаил Лермонтов — Бородино
Послушайте стихотворение Михаила Лермонтова «Листок».
Чрезмерная любовь: между двух огней
Через два года наступал «тот самый» возраст Лермонтова, которого до трепета боялась Елизавета Алексеевна. Отец согласился когда-то оставить у неё сына до 16 лет, и она чрезвычайно боялась, что теперь он того и гляди нагрянет и увезёт Мишеля.
Лермонтов М. Ю. (wikipedia.org)
Отец часто бывал в Москве, они виделись, и сердце юного Миши разрывалось от любви к нему и уважения к бабушке. Юрий Петрович настаивал на том, чтобы сын переехал жить к нему, но бабушка, показывая суммы счетов, которые идут на обучение, подчёркивала, что он не сможет обеспечить сыну достойную жизнь. Неизвестно, что произошло между ними, однако отношения были навсегда испорчены, отец уехал, и больше они не встречались. Эта семейная драма нашла отражение уже в первых произведениях поэта.
В это время Лермонтов пробует переводить и писать; речь идет о подражаниях и переработках произведений других авторов, однако уже чётко прослеживается русская душа его поэтического дара. Одним из первых он переписал в свою тетрадь стихи Пушкина и Жуковского.
В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В то время отделений было четыре, и Лермонтов впоследствии перевёлся на словесное.
Осенью того же года в Москве началась холера, Университет прекратил занятия, ходили недобрые слухи о бунтах «черни» по всей России. Да ещё пришло известие о гибели брата Елизаветы Алексеевны: Николая Алексеевича Столыпина растерзала толпа…
Обучение продолжилось лишь в январе 1831 года. Об университетских годах Лермонтова известно немного: он держался отстранённо, ни в какие кружки не вступал, был подчёркнуто вежлив со всеми и всегда один.
В 1832 году поэт получил справку о том, что прошел курс в Московском университете и поступил в Санкт-Петербургский университет, поселившись с бабушкой в доме на берегу Мойки, у Синего моста.
Позже Лермонтов уйдёт из университета. А поскольку в то время обязательно нужно было служить либо на военной, либо на гражданской службе, осенью 1832 года он выдержит экзамен в школу гвардейских юнкеров. К этой перемене в его судьбе ещё долго будут привыкать родные. Нужно отметить, что через какое-то время Лермонтов сильно разочаровался в школе, так как стремился к самостоятельности, а здесь ему приходилось подчиняться дисциплине. Кроме того, нужно было быть смелым и бесшабашным, чтобы не прослыть «маменькиным сынком». И творчество пока отступило на второй план. Лермонтов привыкнет не показывать своих истинных чувств и мыслей, показным весельем зарекомендует себя «своим».
Тема природы в поэзии Пушкина и Лермонтова
Тема природы – ведущая тема в мировой поэзии. Разрабатывали ее и такие классики русской литературы, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.
Очень важна тема природы в поэзии Пушкина. Русская природа вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Известно, что именно это время года было для поэта самым любимым. В поэзии осень обычно связана с настроениями грусти, увядания, умирания. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.
Лирическому герою этого стихотворения все остальные сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит именно осень. Только в это время года герой чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…».
Осень, осенние пейзажи влияют на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. Так, в стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени («… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…»).
Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина
Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие
С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.
В лирике Лермонтова природа также занимает большое место. Но это, как и в лирике Пушкина, не просто любование русской природой. Пейзажи служат для передачи размышлений и состояний поэта о мире и о себе.
Стихотворение 1837 года «Когда волнуется желтеющая нива…» можно считать уникальным. Оно передают душевное состояние, столь редкое для лирического героя Лермонтова- счастье, успокоение, мир в душе. Только родная русская природа смогла сделать, пусть ненадолго, поэта счастливым.
Первые три строфы перечисляют красоты русской природы, все то, чем она так дорога герою: волнуется желтеющая нива, свежий лес шумит, ландыш серебристый кивает головой, студеный ключ играет по оврагу и так далее. Последняя же строфа служит неким итогом:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Но такие гармоничные стихи не характерны для Лермонтова. Его поэзия — это поэзия дисгармонии, одиночества, разочарования. Часто пейзажные зарисовки превращаются у Лермонтова в историю души. В стиховторении «Тучи» лирический герой отождествляет себя с тучами. У него, так же, как и у этих «небесных созданий»:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Поэт пытается не только передать, но и осмыслить свое состояние. В стиховторении «Выхожу один я на дорогу…» он стремится ответить на вопрос, отчего он не может быть счастливым? Чего он ждет от жизни?
Лирический герой стремится только к покою, к единению с миром природы, со всей Вселенной: «Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел». Дуб здесь является не только символом природы, но и символом мощи, жизненной силы, душевной гармонии.
Таким образом, природа в лирике Пушкина и Лермонтова играет важную роль. С ее помощью не только раскрывается пейзажная тема или тема любви к Родине. Через описание природы поэты передают свои глубокие философские размышления о смысле жизни, о законах бытия, о человеческом счастье.
Андрей Дементьев Не смейте забывать учителей
Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят. И в тишине задумавшихся комнат Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых. И, сколько бы ни миновало лет, Случается учительское счастье Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним: Под Новый Год не шлём им поздравлений. А в суете иль попросту из лени Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами И радуются всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех. Не смейте забывать учителей. Пусть будет жизнь достойна их усилий. Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
Стихи про осень русских поэтов для детей 4 класса
Эти стихотворения создадут особое осеннее настроение, а так же познакомят детишек с особенностями природы в это время года. Эти стихи в 16 и более строк, не только расширят кругозор, но и покажут ребенку всю красоту золотой осени. С осенними месяцами и явлениями природы ваших деток познакомят русские поэты.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
(И. Бунин)
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою,
Как бы дремотою, объят
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…
И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…
(Ф. Тютчев)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон…
(Н. Некрасов)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
(С. Есенин)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф. Тютчев)
От дружной ветки отлучённый
Летит листок уединённый ,
Куда летит?…»Не знает сам»,
Гроза разбила дуб родимый;
С тех пор, по долам ,по полям
По воле случая носимый
Стремлюсь, куда велят ветра,
Туда, где листья все кружатся
И лёгкий розовый листок.
(Жуковский В.А.)
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!..
(А. Плещеев)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
(Лермонтов М.Ю.)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
(А. Плещеев)
Стихотворение «Родина»
Часто обращался к образу отчизны Лермонтов. «Родина» — стихотворение, в котором этот образ становится основным. Более того, это поэтическое признание в любви.
Описывая проявления отчизны, лирический герой признается ей в любви, признается в любви и сам Лермонтов. «Родина» — стихотворение, в котором происходит осмысление того, чем дорога герою Россия. Он перечисляет ее достоинства и недостатки, рисуя величественный и неприступный образ.
В стихотворении Лермонтов описывает три пейзажа, сменяющих друг друга. Это степь, лес и река – типичные образы русского фольклора. Степь завораживает своей необъятностью и привольностью. Лес предстает могучим, мощным, его образ придает родной природе богатырские черты. И замыкает пейзажный ряд описание полноводной, спокойной и величественной реки. Эти зарисовки родной природы отражают величие, ширь и размах России.
Однако образ родины включает в себя не только природные описания, но и изображения людей, которые обитают здесь. Поэт обращается к образу русского человека, который остается естественным, гармоничным в своем сосуществовании с природой.
Красочно и ярко изображается сцена народного веселья в праздник. Поэт бесконечно радуется царящему безудержному веселью, в котором проявляется свобода русского народа.
Лермонтов изображает разные грани образа родины, которыми восхищается и искренне их любит. Любое проявление отчизны находит отклик в душе поэта.
Природа в творчестве А. С. Пушкина
Вдохновение Пушкину дарила природа
Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы. Но очень часто поэт использует слова вполне обычные, из бытовой речи. И с такой же точностью достигает результата. Сравним два известных пушкинских стихотворения о зиме: «Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!» В этом стихотворении лексика возвышенная, она помогает передать ослепительную картину солнечного зимнего утра и приподнятое настроение автора. Поэт, как художник яркими красками рисует зиму, ее снежные покровы великолепны: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;» Вот еще одно с детства любимое стихотворение о зиме: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Здесь настроение совсем другое, поэт хочет донести до читателя не описание восхитительного пейзажа, а свое ощущение от снежной вьюги за окном. В отличие от ямба в первом случае, он выбрал хорей — размер народных песен и прибауток. И слова он выбирает более «народные «: «лачужка», «старушка». Трудно поверить, что в этот момент Пушкин находился в лачуге. Даже если он остановился в избе, то это, наверняка, была чистая добротная изба. Но эти слова ему нужны для создания особого настроения: оно, вроде бы, грустное из-за зимы и вьюги, но в то же время в нем есть скрытая веселость автора, его ирония, юмор, желание пошутить и улыбнуться, «Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?» Потому, когда читатель доходит до слов : «Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей, -» он понимает, что, собственно, никакого горя и нет. Просто погода такая. О зиме Пушкин написал немало, это время года он любил, так же как любил зимние забавы: санки, катание в санях, запряженных лошадьми. Интересные поэтические строки посвятил Пушкин и весне, хотя известно, что он не очень жаловал это время года. Однако известный отрывок из романа в стихах Евгений Онегин доказывает, что и весна вызывала вдохновение у великого поэта: «Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.» Уже самая первая строка, слова «гонимы», «вешние», которые так редко используются в обычной речи, дают нам понять об особом настроении, которое вызывает пробуждение природы от зимнего сна. А продолжение стихотворения заставляет радостно улыбаться в предчувствии чего-то хорошего: «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса.»
Что же касается лета, то Пушкин, обладавший хорошим чувством юмора, признавался: «Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь.» Видимо, жара была не по душе стихотворцу, он ждал осени, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года, потому об осени и написано такое большое количество прекрасных стихотворений. Даже самые унылые картины осени вызывали вдохновенье, «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…» «Багрец», «золото», «прощальная краса», «очей очарованье» — каждое из этих слов лишь подчеркивает, как дорога осень поэту, он готов находить самые превосходные выражения. Есть и другие строфы, в которых Пушкин подтверждает, что из всех времен года ему больше всего нравится осень. Он согласен с тем, что другим приятнее лето или весна, но согласен оказаться в меньшинстве и любит то, что не нравится другим: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт.» Именно осенью поэту хорошо писалось, как известно, много его лучших стихотворений — и не только о природе — было написано как раз осенью. А осень, которую Александр Сергеевич провел в местечке Болдино, известная как Болдинская осень, стала расцветом его творчества. Почитаешь стихи Пушкина об этой поре года и тоже начинаешь ждать времени, когда «роняет лес багряный свой убор…»