Образы и символы
Ключевым образом стихотворения «Листопад» является образ вдовы Осени. Автор создает его при помощи олицетворения и дополняет за счет сравнения. Благодаря этому у читателя создается ощущение, что он наблюдает за жизнью главной героини, окруженной сменяющейся стихией. Это помогает лучше передать некоторые эмоции и общее настроение строф.
Раз уж есть образ Осени, как главной героини, то вместе с ним возникает и образ осеннего леса в роли терема. Его судьба не менее интересна, чем судьба самой Осени. Сначала он «расписной» и «пестрый», затем – «бледный» и «оцепенелый». Он лишается «крыши», пустеет, разрушается и восстает вновь в виде «чертогов».
Появляются в «Листопаде» мотивы смерти и воскрешения. «Лес… смерть себе пророчит», «зазимок… таять стал, все умертвив» — эти строки показывают увядание леса, его постепенное отмирание. А в строке «Засеребрится мертвый край» отражается обещание скорого перерождения. Осенний лес погиб, а на его останках появляется новый, зимний лес.
В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.
В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.
Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.
Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья». Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял». Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.
Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.
Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.
Основная идея
Стихотворение Бунина – своеобразная ода природе. Писатель помогает читателю увидеть, услышать, прочувствовать то, на что тот просто не обращал внимания. Шорох листка, резвящийся зверек, тепло солнца и пронизывающий холод морозного утра перед наступлением зимы. Статичные картины осени ранней и поздней оживают, смешиваются, одна плавно переходит в другую. Смысл стихотворения «Листопад» — это описание таинственных закономерностей природы: ее цикличности и динамичности. Каждый день в ней происходят тысячи едва уловимых изменений, одно связано с другим, и вместе они обеспечивают плавную смену времен года — сложный жизненный цикл окружающего мира.
Передает автор и настроение природы. Композиция построена так, что оно меняется от строфы к строфе. От радостного начала цикла к стагнации, к отмиранию и зарождению нового светлого этапа. Такова главная мысль стихотворения «Листопад».
Тема
В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес.
В начальных строках стихотворения лирический герой будто «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Лес похож на – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с тихой вдовой.
Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние тёплые деньки, но грусть не сразу проникает в его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.
Вдруг пелена счастья спадает. Лес замирает в странном молчании, которое является «предвестником долгого ненастья»
. Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Всё вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял»
. Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.
Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и всё укроется порошей, украсится серебром. Осень уверена, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.
Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Листопад» — пейзажная лирика. Автор описывает природу в ее мельчайших деталях, передает красочность, настроение и даже звучание. Сложно обозначить конкретное направление, в котором работал Бунин. Можно найти признаки имажинизма: обилие метафор, стремление передать целую картину, будоражащую воображение читателя, создание ярких образов.
Для того чтобы нарисовать целостною картину осеннего леса, писатель использует четырехстопный ямб. Он также переплетает в своем стихотворении строки при помощи всех видов рифмовки: кольцевой, параллельной, перекрестной.
Анализ стихотворения Ивана Бунина «Листопад»
Бунин всегда отличался своими лиричными, яркими описаниями природы. В ней, в простой и, в тоже время, необъятной, он видел саму суть всей нашей жизни. Если наблюдать за течением времени, за сменой времен года, за мягко падающим снегом или весенним дождем, то постепенно все жизненные неурядицы отходят на второй план, пасуя перед великолепием природы. И именно через природу, через пейзажи, можно передать любые, даже самые глубокие мысли.
Стихотворение «Листопад» является ярким представителем пейзажного творчества. Бунин написал его в 1900 году, открыв им свой одноименный сборник, который впоследствии принес ему Пушкинскую премию.
«Листопад» был написан в едином творческом порыве, слова исходят от самого сердца автора. Под впечатлением от яркой осени, которую он наблюдал, строфы идут друг за другом в ладном, стройном осеннем ритме. По своей структуре, стихотворение напоминает фольклорные напевы, тягучие, не имеющие строгой последовательности, но столь красивые и запоминающиеся.
Поразительное количество красочных метафор показывает читателю настроение автора: здесь и сравнение леса с расписными хоромами, и багряные листья, и синяя вышина чистого неба.
Поэт поражен тем, насколько прекрасна осень, пора увядания, время, что предшествует зиме. Казалось бы — жизнь замирает и готовится к долгому сну. И пусть на сердце легкая печаль и непонятная тревога, все же — как она прекрасна, осень. Бунин сравнивает ее с хозяйкой леса, с тихой, заботливой вдовой. Да, круговорот жизни неотрывно связан со смертью, листья увядают и опадают, трава жухнет, птицы улетают на юг, а звери готовятся к трудным временам.
Однако, осень дает начало для новой жизни. Опавшая листва укутывает землю, словно одеяло, согревает ее и служит пристанищем для многих животных. Осень позаботится о том, чтобы весной жизнь заиграла новыми красками. А сейчас — время для красок печальных, но не менее прекрасных. Янтарные отблески, светлая, «пустая» поляна, лиловым теремом стоят деревья.
Жизнь готовится ко сну, замирает. Вокруг лишь мертвый сон и молчанье, и редкие отзвуки уже ушедшего лета.
Бунин постепенно расширяет охват своего очарования: если сперва мы видели одну лишь поляну, и видели один лишь день, то к концу стихотворения перед нами предстает весь сентябрь в своем холодном, сыром великолепии, а сценой ему служит весь лес. Уже почти спящий, оголенный. Автор прощается с ним, казалось бы, жалеет об ушедших дня. Но, на самом деле, мы еще вернемся сюда, и увидим великолепие зимы.
Композиция
Стихотворение «Листопад» состоит из семи длинных строф, которые начинаются с появления Осени и заканчиваются ее уходом из лесного «терема».
- Первые две строфы передают радостное настроение, связанное с теплой ранней осенью. Листья уже пестреют разными красками, но еще не опадают, небо пока не закрыто серыми тучами.
- Третья строфа становится переходной. Уходят «последние мгновенья счастья», веселое настроение предыдущих строф сменяется на тревожное. Завораживающее «мертвое молчанье», в котором можно было расслышать шелест листка, сменяется «пустынной тишиной ночной», от которой Осени становится жутко.
- Четвертая строфа сохраняет зародившуюся ранее пугающе-завораживающую атмосферу. Лес неподвижен и красив, как бездушная статуя, однако солнечный свет его покинул. Теперь он погружен в холодное сияние луны.
- Пятая строфа как бы подтверждает, что обратного пути нет. Происходит буйство стихий, прорываются мгла, дождь и порывистый ветер. От спокойной картины предыдущих строф не остается и следа: все движется, все меняется. В конце появляется «зазимок», показывая, что пора Осени уже скоро пройдет.
- Шестая строфа показывает последние дни Осени в ее «тереме». Все сковано холодом, зима уже подбирается к порогу. Настроение жалобно-тоскливое, хочется сбежать из безжизненного, пустого пространства, в которое превратился лес.
- Последняя строфа начинается с прощания Осени с ее домом, а продолжается описанием грядущих дней. Настроение вновь меняется на радостное, как в самом начале стихотворения, только краски уже другие. Описываются все прелести серебряной зимы. Прежний «терем» рушится и сменяется «ледяными чертогами». Осенний цикл завершается и начинается зимний.
Анализ стихотворения Бунина «Листопад»
Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету «орловский вестник», в которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается частых загородных прогулок, во время которых поэт не только наблюдал за окружающим миром, но и создавал удивительные по красоте стихи.
Точность, изящество, образность и умение передавать настроение – именно эти черты свойственны пейзажной лирики Ивана Бунина. Стихотворение «Листопад», написанное в 1900 году, не является в этом отношении исключением.
В нем поэт сравнивает лес с расписным теремом, которые, играя разными цветами, «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной». У каждого дерева есть свой оттенок. Березы отливают золотом, листья кленов подернуты благородным багрянцем, а ели по-прежнему остаются зелеными, напоминая о том, что еще совсем недавно здесь царило Его Величество Лето. Однако в просветах уже виднеется голубое небо, а земля устилается разноцветным ковром из листьев, которые шуршат под ногами при каждом шаге.
Бунин любит осень с ее запахом грибов и удивительным спокойствием, которое она дарит каждому, кто умеет тонко чувствовать и передавать настроения природы. «Воздушной паутины ткани блестят, как сети серебра», – отмечает автор, что изысканное убранство осени совершенно во всем, и каждая мелочь в одеянии природы продумана и гармонична.
Саму осень поэт сравнивает с «тихою вдовой», которая неслышно приходит в этот мир и вызывает у каждого встречного смешанное чувство радости и грусти. Она все еще красива и импозантна, однако несет на своем челе печать увядания и близкой смерти. Но Бунин старается насладиться каждым мгновением теплого осеннего дня, так как знает – очень скоро природа возродится и подарит ему новые впечатления, когда лес зашумит молодой листвой, нежной и сочной.
«Застывшая красота» осени недолговечна, потому что вместе с теплом уходят и краски жизни. Облетевшие листья деревьев, улетающие на юг стаи птиц, белесый и враждебный туман по утрам – все эти характерные черты приближающейся зимы умеет подметить Бунин и переносит их в свои произведения. Он мысленно прощается с лесом, в котором уже «морозный светится пожар», и просит у него прощения за то, что невозможно повернуть время вспять и вернуть те теплые, солнечные деньки, которые будут согревать поэта холодной зимой в его воспоминаниях.
БунинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Текст (полностью)
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра.Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылекИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом;Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье.Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Стоит над солнечной поляной,Завороженный тишиной;Заквохчет дрозд, перелетаяСреди подседа, где густаяЛиства янтарный отблеск льет;Играя, в небе промелькнетСкворцов рассыпанная стая —И снова все кругом замрет.Последние мгновенья счастья!Уж знает Осень, что такойГлубокий и немой покой —Предвестник долгого ненастья.Глубоко, странно лес молчалИ на заре, когда с закатаПурпурный блеск огня и златаПожаром терем освещал.Потом угрюмо в нем стемнело.Луна восходит, а в лесуЛожатся тени на росу…Вот стало холодно и белоСреди полян, среди сквознойОсенней чащи помертвелой,И жутко Осени однойВ пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:Прислушайся — она растет,А с нею, бледностью пугая,И месяц медленно встает.Все тени сделал он короче,Прозрачный дым навел на лесИ вот уж смотрит прямо в очиС туманной высоты небес.0, мертвый сон осенней ночи!0, жуткий час ночных чудес!В сребристом и сыром туманеСветло и пусто на поляне;Лес, белым светом залитой,Своей застывшей красотойКак будто смерть себе пророчит;Сова и та молчит: сидитДа тупо из ветвей глядит,Порою дико захохочет,Сорвется с шумом с высоты,Взмахнувши мягкими крылами,И снова сядет на кустыИ смотрит круглыми глазами,Водя ушастой головойПо сторонам, как в изумленье;А лес стоит в оцепененье,Наполнен бледной, легкой мглойИ листьев сыростью гнилой…Не жди: наутро не проглянетНа небе солнце. Дождь и мглаХолодным дымом лес туманят,—Недаром эта ночь прошла!Но Осень затаит глубокоВсе, что она пережилаВ немую ночь, и одинокоЗапрется в тереме своем:Пусть бор бушует под дождем,Пусть мрачны и ненастны ночиИ на поляне волчьи очиЗеленым светятся огнем!Лес, точно терем без призора,Весь потемнел и полинял,Сентябрь, кружась по чащам бора,С него местами крышу снялИ вход сырой листвой усыпал;А там зазимок ночью выпалИ таять стал, все умертвив…
Трубят рога в полях далеких,Звенит их медный перелив,Как грустный вопль, среди широкихНенастных и туманных нив.Сквозь шум деревьев, за долиной,Теряясь в глубине лесов,Угрюмо воет рог туриный,Скликая на добычу псов,И звучный гам их голосовРазносит бури шум пустынный.Льет дождь, холодный, точно лед,Кружатся листья по полянам,И гуси длинным караваномНад лесом держат перелет.Но дни идут. И вот уж дымыВстают столбами на заре,Леса багряны, недвижимы,Земля в морозном серебре,И в горностаевом шугае,Умывши бледное лицо,Последний день в лесу встречая,Выходит Осень на крыльцо.Двор пуст и холоден. В ворота,Среди двух высохших осин,Видна ей синева долинИ ширь пустынного болота,Дорога на далекий юг:Туда от зимних бурь и вьюг,От зимней стужи и метелиДавно уж птицы улетели;Туда и Осень поутруСвой одинокий путь направитИ навсегда в пустом боруРаскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,День будет ласковый, хороший,И скоро мягкою порошейЗасеребрится мертвый край.Как будут странны в этот белый,Пустынный и холодный деньИ бор, и терем опустелый,И крыши тихих деревень,И небеса, и без границыВ них уходящие поля!Как будут рады соболя,И горностаи, и куницы,Резвясь и греясь на бегуВ сугробах мягких на лугу!А там, как буйный пляс шамана,Ворвутся в голую тайгуВетры из тундры, с океана,Гудя в крутящемся снегуИ завывая в поле зверем.Они разрушат старый терем,Оставят колья и потомНа этом остове пустомПовесят инеи сквозные,И будут в небе голубомСиять чертоги ледяныеИ хрусталем и серебром.А в ночь, меж белых их разводов,Взойдут огни небесных сводов,Заблещет звездный щит Стожар —В тот час, когда среди молчаньяМорозный светится пожар,Расцвет полярного сиянья.
1900 год.
Сегодняшний анализ блога Stihirus24 посвящён стихотворению Ивана Бунина «Листопад», произведению которое является ярким представителем жанра пейзажной лирики. Из рецензии вы узнаете об истории создания стиха, теме и композиции строф, написанных поэтом в 1900 году.
Тема стихотворения
По жанровой принадлежности «Листопад» относится к пейзажной лирике. Главная тема — состояние природы в осеннюю пору. Поэт проводит параллели между состоянием растений и человеческой жизнью. Размышления придают стихотворению философский подтекст, созвучный настрою поэта в ту пору, когда была создана миниатюра. И. А. Бунин очень точно показывает всё, что только может произойти с природой осенью.
В качестве рассказчика в произведении присутствует лирический персонаж. Кроме него, есть ещё 2 главных героя: лес и осень. Стих начинается с того, что рассказчик как бы показывает читателю прекрасный пейзаж, восхищающий взор россыпью красок. Лес показан как сказочный терем, в котором живёт Осень. В качестве литературного приёма в стихотворении используется олицетворение: поэт наделяет человеческими чертами Золотую пору, представляя её вдовой.
Лес и лирический герой стихотворения замирают в ожидании перемен, как только ими повеет в воздухе. Они готовятся к тому, что осень вот-вот переступит порог терема. Рассказчик понимает, что тёплые деньки скоро сменятся прохладой, но его это не печалит. Напротив, он всей душой вбирает то хорошее, что есть сейчас:
- шуршание листьев;
- солнечный свет;
- игру мотыльков;
- пение птиц.
Пернатые своими музыкальными трелями как бы вторят тому, что происходит в душе героя. Но внезапно состояние счастья сменяется странным ощущением. Кажется, что скоро в лесу что-то должно произойти. Всё погружается в молчание, наступает затишье, а это значит, что природа готовится к «долгому ненастью».
Теперь по ночам холодно, это чувствует даже сама Осень. Ночи становятся белыми, в лесу неуютно, одиноко и холодно. Вся природа чувствует своё скорое умирание. Автор описывает, как хохочут совы и пахнут прелые листья, и от этой картины читателю становится зябко и неуютно.
Ночью всё живёт ожиданием утра, но когда оно наступает, ничего не меняется. В лесу по-прежнему мрачно и неуютно, Осень заперлась в своём тереме, в бору бушует дождь, и довершают мрачную картину огоньки волчьих глаз. Лес потемневший и полинялый, сырая листва осыпалась, как будто сняв крышу, и совсем недолго осталось до наступления зимы.
Прощание с осенью
В конце стихотворения автор прощается с осенью, но строки написаны от её имени. Царица леса не может уйти просто так, она выходит из терема и окидывает взором свои пустые и холодные владения. Взору предстают величественные иллюстрации, не такие сказочные, как ранее, но по-своему прекрасные: «синева долин», «ширь пустынного болота», дорога на юг.
Заключительная часть стихотворения посвящена описанию зимней картины, поэтому в целом не возникает ощущения надрыва. Автор показывает, что любое время года по-своему прекрасно. Звери будут радоваться снегу, в лесу станут царствовать ветры и морозы, а на месте разрушенного терема окажутся прекрасные ледяные чертоги.
Листопад
✕
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, —
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар —
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.
✕
Добавлено Valeriu Raut в 2022-02-09
Построение и рифмовка
Настоящим мастером композиции является Бунин. «Листопад» — стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны четырехстопным ямбом. При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы. Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.
Звонкий голос вдаль летит
В стихотворении И. А. Бунина «Листопад», очень ярко и красочно описана картина осенней природы. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной… В 1902 году в издательстве «Знание» вышел первый том сочинений И.А. Бунина. Глубоко, странно лес молчал И на заре, когда с заката Пурпурный блеск огня и злата Пожаром терем освещал. Луна восходит, а в лесу Ложатся тени на росу… Вот стало холодно и бело Среди полян, среди сквозной Осенней чащи помертвелой, И жутко Осени одной В пустынной тишине ночной. Дождь и мгла Холодным дымом лес туманят,— Недаром эта ночь прошла! Двор пуст и холоден. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.
Бунин в стихотворении «Листопад», очень искусно и красочно, с множественным использованием эпитетов и сравнений, передал картину золотой осени, которую он наблюдал «над светлою поляной». 6 Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Дети. – Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.
Стоит над светлою поляной. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели. Одно из самых красивых стихотворений об осени – стихотворение Бунина “Листопад”
Обратите внимание ребенка на то, что хотя в лесу еще тепло, солнечно и красиво, мы уже чувствуем светлую грусть. Первая часть произведения представлена читателю в виде прекрасного образа леса, окутанного золотистой листвой и растительностью
Дальнейшая часть стихотворения уже показана в виде картины, на которой преобладает безмолвный и уставший лес, которые ожидает скорой смерти. И. Бунин в стихотворении «Листопад» старается передать читателю осенний период максимально ярко и выраженно, чтобы человек смог ощутить натуральность происходящего.
Уж знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья. Они разрушат старый терем, Оставят колья и потом На этом остове пустом Повесят инеи сквозные, И будут в небе голубом Сиять чертоги ледяные И хрусталем и серебром.
Это стихотворение является ярким представителем пейзажной лирики, которая занимает значительное место в творчестве автора. Картина чудесной осени завораживает автора, и он исподволь становится свидетелем таинства осенней сказки – здесь и «терем расписной», и «оконца» просветов неба в листве деревьев.
Даже красочная, «светлая поляна», которая была в первой части стиха, с приходом тихой осени вдовы, становится «пустой поляной». Такой признак осени называют листопадом. У. Найдите этому подтверждение в тексте стихотворения. У. Почему осень для писателя праздничная и нарядная? У. А теперь закройте глазки и послушайте еще раз это стихотворение.
Откройте глазки и посмотрите, какой изобразил художник Левитан золотую осень. Русская природа – это одна из основных тем произведений художников. Всмотритесь внимательно в эту картину. На ней изображен русский пейзаж, какой вы встречали в жизни не раз, но не остановили внимания на нем. А Левитан смог подсмотреть русское раздолье, простор лесов и полей. От картины веет спокойствием.
Администрация сайта и форума не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями. Несколько летних дачных сезонов в период с 1896 по 1900 год Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) провел в подмосковном Царицыне. Описывая в стихах и прозе природу Царицына, он делал акцент на осенние мотивы. Если у Пушкина была Болдинская осень, то у Бунина — осень царицынская.
Во времена Ивана Бунина Верхний царицынский пруд имел три затона, образованных речками Язвенкой, Черепишкой и Городней. Но в душе — все веселей! Пребывание в Царицыне многих писателей и поэтов влекло к романтическим образам. Короткий рассказ «Десятое сентября» навеян воспоминаниями о трагическом случае, свидетелем которого был Бунин в Царицыне. Ведь у Бунина нет никакой привязки.
Желательно, чтобы места пребывания Бунина в Царицыне были как-то отмечены. 1. Беседа с учащимися по картинам русских художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки.
5)Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки? Учитель. Сейчас мы будем
Датировка стихотворения
Прежде чем начать анализ стихотворения «Листопад» Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет. А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале «Жизнь» с подзаголовком «Осенняя поэма» и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник «Листопад» был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году). До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.
«Листопад» — стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.
Сказочный образ леса
В произведении «Листопад» показаны образы осени и леса, но в то же время читатель может наблюдать смену различных состояний природы. Главные герои показаны не застывшими, а как бы живыми. Поэт очеловечивает и лес, и осень, которую он именует «тихой вдовой». По мнению мастера пера, природа испытывает всё то же, что и люди: боль, тоску, радость, ожидание перемен.
Используя средства выразительности и художественные приёмы, автор показывает, как природа переходит из одного состояния в другое. Параллельно происходят изменения и в душе лирического героя — рассказчика. Чтобы показать цикличность изменений в природе, Иван Алексеевич использует кольцевую композицию. Яркая красота сменяется страданием и увяданием.
Некоторое время природа пребывает в состоянии подготовки к умиранию. Наконец, на смену угрюмой тишине и промозглой сырости приходит новая красота — холодная и величественная, пронизанная серебром и хрусталём.
Чтобы создать живописный образ красочного осеннего леса, автор использует соответствующую лексику, прибегает к эпитетам и сравнениям. Первая часть стихотворения изобилует красками, например:
- «янтарный отблеск»;
- «солнечная поляна»;
- «лиловый терем»;
- «серебро паутины».
Лес сравнивается с теремом, просветы в листве — с окнами, а поляну автор называет широким двором. Бодрый настрой постепенно сменяется минорным, и этот контраст ещё сильнее подчёркивает сказочную красоту природы.
Содержание третьей части — процесс умирания. Лес неподвижно застыл, как будто предрекая собственную смерть, но это продолжается недолго. Всё живое просто переходит в другое состояние, и жизнь возвращается в «терем», принесённая зимними ветрами.