Суть образовательной программы «Гармония»
Программа «Гармония», которая была утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 году, создана Натальей Борисовной Истоминой и представляет собой учебно-методический комплект, составленный в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями ФГОС. В УМК входят двенадцать учебников разных авторов:
- Букварь;
- Русский язык;
- Математика;
- Французский язык;
- Литературное чтение;
- Технология;
- Окружающий мир;
- Информатика и ИКТ;
- Музыка;
- Изобразительное искусство;
- Основы духовно-нравственной культуры народов России;
- Физическая культура.
Кроме того, по всем предметам представлены: программа, учебные тетради, методические пособия, электронные ресурсы, пособия для оценки результативности полученных знаний.
С помощью такого учебно-методического комплекта авторы «Гармонии» помогают решать следующие задачи:
- научить школьников целенаправленно использовать для достижения цели основные приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- сделать приоритетной самостоятельную работу на уроках и дома;
- развить в детях умение использовать индукцию и дедукцию в рассуждениях и при выборе правильного подхода, общие интеллектуальные и специфические знания;
- помочь младшим школьникам научиться при решении задач учитывать собственный опыт;
- подвести учеников к параллельному применению нескольких моделей образовательного процесса с помощью слов, предметов, схем, графиков, символов;
- создать для каждого ребёнка максимально комфортные условия, позволяющие усваивать знания, предусмотренные программой;
- воспитать в детях духовно-нравственные ценности, сформировать эстетический вкус и гуманистические идеи;
- укрепить физическое здоровье учащихся.
Портфолио используется для оценки успехов ученика
В качестве оценочного механизма используется портфолио школьника.
В него включаются работы ребёнка, сделанные в ходе учебного процесса и в дополнительное время (на факультативных занятиях, во время самостоятельного творчества), стартовые, промежуточные и итоговые диагностические результаты, итоги систематического наблюдения за учеником (оценочные таблицы, листы наблюдений за освоением материала, аналитические данные школьного психолога и других специалистов), а также сведения, характеризующие внеурочную или досуговую деятельность обучающегося. Этот вид оценки — динамический, постоянно корректируемый и дающий представление о развитии личности, стремлении к новым свершениям и качеству полученных знаний.
Презентация на тему: » О программе «Гармония» Программа начального образования (1-4) «Гармония» является результатом многолетнего научно- методического поиска путей совершенствования.» — Транскрипт:
1
О программе «Гармония» Программа начального образования (1-4) «Гармония» является результатом многолетнего научно- методического поиска путей совершенствования начального образования. Научный руководитель — Наталья Борисовна Истомина, доктор педагогических наук, профессор.
2
О программе «Гармония» Данная программа адаптирована к психологическим особенностям современного младшего школьника и методически грамотна. Программа обеспечена полным комплектом учебников и рабочих тетрадей с 1 по 4 класс.
3
Цели программы: Многостороннее развитие ребенка. Комфортное обучение. Подготовка мыслительного аппарата ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.
4
Учебно-методический комплект » Гармония» Создан в 2000 г. для 4-летней начальной школы. Все учебники комплекта «Гармония» рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников.
5
Комплект обеспечивает: целенаправленное формирование приемов умственной деятельности; приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении содержания; понимание ребенком изучаемых вопросов;
6
Комплект обеспечивает: условия гармоничного отношения в системах «учитель — ученик», «ученик — ученики»; деятельность каждого ученика в ситуации успеха.
7
Обучение грамоте. Н. М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин
8
Русский язык. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
9
Русский язык. Коммуникативный подход к изучению языка — совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Обеспечивает базу для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.
10
Литературное чтение. О. В. Кубасова
11
Литературное чтение. Литературное чтение – в лучших традициях нашей литературы. Отобраны произведения духовно- нравственного содержания. Формирует мировоззрение детей. Развивает творческие способности (инсценирование, подбор рифм, сравнений, творческие пересказы). Развивает эмоциональную сферу.
12
Математика. Истомина Н.Б. УМК удостоен премии Правительства РФ
13
Математика. Целенаправленная и систематическая работа формирует приемы умственной деятельности: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия и обобщение.
14
Окружающий мир. О. Т. Поглазова
15
Окружающий мир. Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира и разными видами учебной деятельности.
16
Технология. Н. М. Конышева
17
Технология. Предлагаемые задания позволяют развивать у детей интеллект и творческие способности. Тетрадь содержит необходимую наглядность, а также готовые материалы для практической работы учеников.
Применение системы в младших классах
Построение урока с помощью образовательной программы «Гармония» выполняется с учётом следующих методических рекомендаций:
- в ходе занятия необходимо учитывать как внешнюю сторону урока (этапы для решения дидактических задач), так и внутреннюю его структуру (последовательность заданий, взаимосвязь между ними, характер деятельности детей);
- перед освоением нового материала ученикам нужно предлагать поисковые и творческие упражнения, подводящие их к постановке очередного задания;
- на уроке должно быть место совместной деятельности школьников и учителя, сверстников в группах или в парах;
- вариативность решений, предлагаемых на уроке, и определение верных путей к достижению поставленной задачи — обязательные условия проведения занятий по образовательной программе «Гармония»;
- школьникам нужно давать возможность находить взаимосвязь новых знаний с ранее изученным материалом;
- повторение материала должно носить не только контрольный характер, но и обучающий (при освоении очередной темы урока)
Оценивание результатов школьника должно отвечать таким требованиям:
- при выставлении отметок нужно стараться не травмировать психику детей, оберегать их от негативных эмоций;
- система оценок должна быть «привязана» к процессу получения знаний;
- критерии внешних и внутренних оценок не должны расходиться (первые выставляются вышестоящими службами, осуществляющими контроль образовательной деятельности в школе, а вторые — непосредственными участниками процесса обучения в лице учителей, учеников, школьной администрации);
- детям необходимо принимать участие в оценивании результатов своего труда.
Нюансы внедрения программы в первом классе связаны с проблемами, которые могут иметься у детей и их родителей.
Ребята, не умеющие формулировать мысли, боящиеся дискутировать и высказывать личное мнение, могут чувствовать себя не в своей тарелке. Задача учителя на первом году обучения — раскрепостить школьников, дать им возможность «почувствовать вкус» самостоятельного мышления и получения верного решения.
Групповые обсуждения на уроках — важная часть занятия, построенного по программе «Гармония»
Отношение родителей может стать «тормозящим» фактором, особенно если они сами обучались по традиционным схемам. Если взрослые высказывают свои отрицательные мнения об образовательной программе при детях, то это ещё больше осложняет ситуацию. Поэтому в учебниках системы «Гармония» помещены письма-обращения к родителям, предостерегающие от возможных ошибок и разъясняющие некоторые особенности программы.
Примерная структура занятия
Вот как может быть построен урок математики в 1 классе по теме «Целое и части»:
Учитель приветствует детей и предлагает (в качестве мотивации) обратить внимание на слайд, на котором мультипликационные персонажи рассказывают стихи с вопросами о готовности к уроку.
Затем педагог предлагает ребятам устный счёт, поделив школьников на группы (слабых и сильных учеников при этом нужно распределять по командам равномерно). Обучающиеся, считающие быстро, помогают отстающим, проявляя взаимовыручку.
Преподаватель мотивирует учеников на внимательное прослушивание нового материала, предлагая поразмышлять о том, что хорошего в новых знаниях и какие трудности процесс их получения может вызвать
Используя последующие слайды, педагог показывает, как можно из частей складывать целое, одновременно интересуясь, есть ли какие-либо знания у детей в этой области. Применяя наводящие вопросы, учитель подводит школьников к пониманию новой темы.
Для снятия физического и психического напряжения проводится физкультминутка.
Затем ученикам предлагается на практических примерах закрепить полученные новые знания (сложить целый апельсин из половинок фрукта, из нескольких частей составить звёздочку или грибок и так далее). Поделив первоклассников на пары, преподаватель помогает детям складывать фигуры, сравнивая части и целое и анализируя ответы друг друга.
Перейдя к работе в учебнике, школьники решают примеры на сложение.
Подводя итоги урока, ученики делятся впечатлениями о работе на занятии, трудностях, с которыми пришлось столкнуться при освоении нового материала. При этом учитель предлагает ребятам оценить коммуникативные действия каждого обучающегося: как помогали друг другу, понятно ли объясняли в группах задания и прочее.
К чему стремиться, обучаясь гармонично?
Создавая свою авторскую образовательную программу, специалисты в области педагогики хотели:
- научить детей пользоваться методами анализа, аналогии, синтеза, сравнения;
- помочь применять школьниками при решении задач собственный опыт;
- дать основы одновременного использования в работе нескольких моделей обучающего процесса со словами, графиками и схемами;
- воспитать духовные ценности и нравственные приоритеты;
- привить эстетический вкус;
- отдать приоритет самостоятельной работы не только дома, но и на уроках.
«Опять сами», — скажете вы, и мне нечего вам возразить. Да, дорогие мои родители, программа «Гармония» предполагает не только самостоятельную работу, но и к моменту начала образования в школе наличие у первоклассника уже какого-то опыта, без которого гармонично, увы, не получится. Ваш ребёнок должен быть заранее подготовленным.
Цель «гармоничных» учебников – не передать готовые знания, их нужно добыть: самим или с учителем, познавая окружающий мир. Хорошо это или плохо – решать вам. Сможете ли вы помочь в запланированной самостоятельности, будем разбираться дальше. Ищем плюсы и минусы.
Что несет новый ФГОС
В принятом образовательном стандарте третьего поколения достаточно много нововведений. Например:
- в программу вводится обязательное патриотическое, экологическое и трудовое воспитание;
- второй иностранный язык в средней школе становится необязательным;
- в рамках первого иностранного языка акцент переносится на умение доносить информацию о культуре, традициях и истории России;
- в программу вводятся занятия по финансовой грамотности;
- в начальной школе третий урок физкультуры в некоторых школах могут заменить на шахматы.
Если суммировать положения образовательного стандарта, то он нацелен на воспитание всесторонне развитого индивида, который:
- обладает базовыми когнитивными, социальными и эмоциональными компетенциями,
- адекватно ориентируется в окружающем мире,
- решает нетиповые задачи,
- понимает необходимость непрерывного самообразования и саморазвития.
Звучит позитивно и многообещающе. Но не для всех.
В «Гармонии» есть и мухи, и котлеты
Вообще всё новое, как говорят, — это хорошо забытое старое, и во многих случаях с этим нельзя не согласиться. Только вот когда это нажитое годами, пытаются с чем-то скрестить, привнеся свежую струю, результаты можно ожидать уникальные. А ещё если это первый «блин», то почти всегда «комом».
Так и программа «Гармония», основанная на пережитках школьного образования в советские времена, имеет свои плюсы и свои минусы.
В учебниках русского языка и математики авторы заложили, как им кажется, новый логический подход к выдаче материала: каждая последующая тема крепко завязана на предыдущей, обеспечивая так необходимое «повторенье – мать ученья». А что думают про это пользователи?
Плюсы и минусы системы Занкова
Данная программа воспринята педагогами неоднозначно: она имеет как сторонников, так и противников. Школы выделяют в занковской системе следующие плюсы
Развитие у ребенка интереса к обучению
На уроке учитель ставит вопросы, над которыми самим детям интересно порассуждать, а потом обменяться мнениями.
Внимание к потребностям отдельной личности, что вытекает из принципа индивидуального подхода.
Активное освоение учебной программы за счет быстрого темпа .
Обучение не сводится только к чтению правил в учебнике. На уроке учитель предлагает ребятам разные виды деятельности, благодаря чему у них формируются разные типы мышления.
Однако критика тоже не обошла эту концепцию стороной и выделила в ней минусы.
- Большая нагрузка. Не все учащиеся начальной школы могут справиться со сложными заданиями и большими объемами.
- Необходимо активное участие взрослых в образовательном процессе. Хотя главным действующим лицом все еще остается ученик, чтобы справиться с непривычной нагрузкой, ему нужен грамотный наставник в лице педагога или родителя.
- Слишком быстрый темп обучения. Не все дети успевают закрепить в памяти пройденный материал.
- Разработана только для начальной школы. Перейдя в пятый класс, ребенок будет учиться по обычным учебно-методическим комплексам (умк), такая перестройка может проходить болезненно.