Краткое содержание сказки
Вышла замуж девушка за почтенного богатого господина с синей бородой. Нежен, щедр и ласков был муж, пока молодая жена не нарушила его запрет и не узнала его страшную тайну. В подвале, в маленькой комнатке, увидела она мертвые женские тела. Это были убитые извергом его жены. Когда вернулся муж домой, своим поведением жена себя выдала. Ее ждала та же участь. Но благодаря самообладанию и смелости девушке удалось потянуть время. Она знала, что братья ее вот-вот должны появиться в замке. Успели братья, убили деспота и спасли сестру. Став богатой вдовой, очень скоро молодая женщина вышла замуж за достойного человека. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Библиография
- Арлетт Булумиэ, «Последняя женщина Синей Бороды в переписывании мифов в двадцатом веке», в Жаке Булонь (ред.), Les Systèmes migologiques: коллоквиум «Мифологические системы», Университет Лилля, 1995 , Лилль, University Press du Септентрион, 1997, стр. 323-337.
- Жорж Шаррьер , « От социального к священному в сказках Перро », Обзор истории религий , Париж, Presses Universitaires de France, t. 197, выпуск №2,Апрель-июнь 1980 г., стр. 159-189 .
- Жорж Шаррьер , « От социального к сакральному в сказках Перро (вторая часть) », Обзор истории религий , т. 1, с. 197, п о 3,1980 г., стр. 289-315 .
- (en) Мередид Пью Дэвис, Сказка о Синей Бороде в немецкой литературе с восемнадцатого века до наших дней , Оксфорд, Oxford University Press, 2001.
- Флоренс Фикс, Барб-Блю и эстетика секретности от Шарля Перро до Амели Нотомб , Германн, 2014, 234 с.
- (ru) Кэси Э. Херманссон , Синяя Борода: Руководство для читателей по английской традиции , Джексон (Миссисипи), University Press of Mississippi,2009 г., 304 с. .
- Фабьен Рафоз , Женщины Синей Бороды: история любопытных людей , Женева, Éditions Métropolis,1995 г., 155 с. ( ISBN 2-88340-033-4 ).
- Анни Ренонсьа : « А изображение в конце рассказа? : Сюиты, фантазии и вариации на тему сказок Перро в образной форме », Романтизм. Revue дю XIX е siècle , Париж, CDU-SEDES, п о 78 «Рассказ и образ»,4 — й квартал 1992 года, стр. 117 .
- (ru) Николас Раддик , «В конце концов , не так уж и много синего»: Сопротивление искушению исправить Синюю Бороду Шарля Перро , Журнал фантастики в искусстве , Международная ассоциация фантастов в искусстве, том. 15, п о 4 (60)зима 2004 г., стр. 346-357 ( JSTOR ).
- (ru) Мария Татар , Секреты за дверью: История Синей Бороды и его жен , Принстон (Нью-Джерси) / Оксфорд, Princeton University Press,2004 г., XII -247 с. ( ISBN 0-691-12783-2 ) , стр. 16. Переиздание: (en) Мария Татар , Секреты за дверью: История Синей Бороды и его жен , Принстон / Оксфорд, Princeton University Press ,2006 г., 264 с. .
- Heidmann Ута , « Ла Барбе Bleue palimpseste: как Перро прибегает к Вергилия, Скаррона и Апулея в ответ на Буало », Poétique , п о 154,2008 г., стр. 161-182 .
- Екатерина Велай-Валлантин , » Синяя Борода, сказанное, написанное, изображенное «, Романтизм. Revue дю XIX е siècle , Париж, CDU-SEDES, п о 78 «Рассказ и образ»,4 — й квартал 1992 года, стр. 85; 88 .
- Екатерина Веле-Валлантин , История сказок , Париж, Файяр,1992 г., 359 с. , .
Ошибка Жиля де Рэ
С 1433 года наш герой — официально в отставке. Он тихонько живет себе в замке Тиффож в глухой Бретани и от скуки зачитывается книгами по алхимии. В конце концов, в ней была и насущная нужда — его финансовые дела шли все так же скверно, а надежда поправить их возвратом королевского долга улетучилась.
Видимо, в поисках выхода из денежных затруднений Жиль де Рэ совершает и главную стратегическую ошибку в жизни. В 1436 году он радушно принимает у себя нового дофина — Людовика. Принимает как сына своего старого боевого друга и короля. Барон не мог не знать, что дофин, будущий король Людовик XI, хитрейший из монархов Европы, уже сейчас интригует против отца и в поместьях маршала, собственно, укрывается от монаршего гнева. Хорошо зная Карла, как же мог он сомневаться, что тень вражды отца и сына ляжет на него самым непосредственным образом (пусть даже формально визит Людовика был представлен ему как «инспекторская» проверка).
Наказание последовало незамедлительно. Чтобы добыть хоть какую-то наличность, маршалу приходилось закладывать недвижимость — то один замок, то другой… Операции эти были абсолютно законны и выгодны, но от короля последовал указ: барона Жиля де Рэ в коммерческих операциях с его владениями ограничить. Для опального маршала это стало немалым ударом — тем с большим усердием он принялся искать способ превращения свинца в золото. Он приказал своему алхимику Жилю де Силле сконцентрироваться только на этой задаче.
Под алхимическую лабораторию переоборудовали чуть ли не весь первый этаж замка Тиффож. Хозяин не скупился на расходы. Его агенты скупали в промышленных масштабах нужные для опытов компоненты, некоторые из которых — например, акульи зубы, ртуть и мышьяк — стоили по тем временам очень дорого.
Но, как нетрудно догадаться, это не помогло — получить золото никак не удавалось. В сердцах маршал распрощался с более или менее трезвомыслящим де Силле и в 1439 году пригласил на место главного алхимика Франческо Прелати, который, по всей видимости, убедил барона в своей исключительности. Возможно, его привлек тот факт, что итальянец прямо заявлял, что он — колдун и держит в услужении личного демона, через чье посредство общается с миром мертвых (и это в то время, как прежние «ученые мужи» барона были в основном священниками).
К сожалению, очень скоро Франческо Прелати получил огромную власть над своим хозяином, человеком сколь эрудированным, столь и нестандартно мыслящим. Последнее качество заставляло его все время желать общения с людьми необыкновенными, явно ломающими рамки современных ему представлений о науке. Однако на сей раз наш герой не распознал явного шарлатана.
Со временем об их колдовских упражнениях прослышала вся Бретань и ужаснулась до такой степени, что вмешаться пришлось самому герцогу Бретонскому, вассалом которого был барон де Рэ. Вскоре герцог во главе двухсот вооруженных солдат стучал в ворота Тиффожа. Тучи над головой маршала сгустились, но он сам еще не знал, насколько они грозны.
Древний старец Синяя Борода на иллюстрациях Гюстава Доре к сказке Шарля Перро не имеет уже совершенно никакого сходства с реальным Жилем де Рэ.
Еще один злодей
Большинство филологов — исследователей волшебных сказок, а также историков сходятся на мысли, что в истории Синей Бороды реальный сюжет с казнью Жиля де Рэ наложился причудливым образом на мифологический, литературный, а не наоборот, как это бывает обычно. С самого раннего Средневековья в Бретани (а также в кельтских областях Великобритании — Корнуолле и Уэльсе) был популярен сюжет о графе Кономоре, который женился на некоей Трефинии, впоследствии святой. Он просил руки девушки у ее отца, графа Героха, но тот отказал «по причине чрезвычайной жестокости и варварства, с которыми тот обращался с другими своими женами, которых, как только они становились беременными, приказывал убивать самым бесчеловечным образом». Так, во всяком случае, сообщает «Жизнеописание святых Бретани». Затем при посредничестве одного праведного аббата свадьба — при торжественных клятвах Кономора вести себя достойно — все же состоялась. Но едва Трефиния забеременела, граф — язычник в душе — все же убил ее, очевидно, исполняя какой-то дьявольский ритуал. Далее, как гласит легенда, последовали воскрешение святой и кара убийце. Не правда ли, контуры будущей «страшилки» о Синей Бороде вполне просматриваются? Учитывая, что в XV веке, когда жил Жиль де Рэ, рассказы такого рода составляли основной массив местного фольклора, неудивительно, что судьба маршала соединилась с ними. И неудивительно, что дети, «замученные» сеньором де Монморанси-Лавалем, слились в народной памяти с женами из легенд о Кономоре и уже в таком виде попали к Шарлю Перро. Обычное дело в истории литературы…
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание рассказа Аришка-Трусишка Бианки У колхозницы Федоры была дочурка Аришка. Ей в деревне дали прозвище Трусишка, поскольку она всего боялась и ни на шаг не отходила от матери.
- Попрыгунья — краткое содержание рассказа Чехова В 1891 году Чехов написал один из своих самых известных рассказов «Попрыгунья». Многие современники автора считают, что в основу этого произведения была положена история из реальной жизни Антона Павловича.
- Домик в саду — краткое содержание рассказа Саша Чёрный С наступлением лета родители заказали для своих детей смастерить небольшой домик, чтобы можно было в нем играть. Заказ выполнял мастер – рыжий плотник Данил. Он мастерски выполнял свою работу
- Краткое содержание книги Чистый Дор Коваль Мужик шёл по просёлочной дорожке в сторону близлежащей деревушки и нашёл в земле топор. Он поднял топор и пошёл дальше.
РОЗА БЕЗ ШИПОВ
Принято считать, что причина развода Генриха VIII с Анной Клевской крылась вовсе не в ее внешности, к слову сказать, отнюдь не безобразной. Просто у вспыльчивого короля в момент резкого отторжения новой жены нашлись союзники, которые разожгли его неприязнь. И беспокоились они отнюдь не о красотке в брачном ложе короля, а о религии… Казнив Анну Болейн, Генрих несколько остыл в своей неприязни к католической церкви. Брак с протестанткой Анной Клевской оказался неудачным, Кромвеля казнили, а рядом с королем стараниями могущественного герцога Норфолка оказалась юная и прекрасная Екатерина Говард — племянница Норфолка.
Род Говардов был одним из самых знатных в Англии, однако отец юной Кейт был небогат. После смерти матери девочку отдали на воспитание бабушке, матери герцога Норфолка. Образование она получила довольно скудное, однако порочных привычек при весьма распущенном дворе герцогини получила вдоволь. Достоверно известно о двух «близких друзьях» будущей королевы.
В 1539 г. Екатерина стала фрейлиной королевы Анны, именно тогда ее и заметил король. Они поженились уже в июле 1540 г. С Генрихом произошли чудесные перемены, он словно помолодел на 20 лет рядом с 19-летней супругой. Он восхищался добротой, простодушием и веселостью своей «розы без шипов». При дворе возобновились балы и праздники, к которым король охладел после смерти Анны Болейн.
Увы, идиллия оказалась недолгой. Практически сразу после венчания Екатерина призвала ко двору своих «друзей юности», одного из которых даже сделала личным секретарем. Генрих ничего не замечал. Однако у новой королевы, а если точнее — у ее дяди, оказались могущественные враги, которые открыли глаза королю. Генрих был убит горем. Он даже не гневался, он плакал и жаловался, как сильно ему не везет в личной жизни.
В феврале 1542 г. Екатерину отправили в Тауэр, а затем казнили. Ее похоронили рядом с Анной Болейн, которая, к слову сказать, приходилась ей двоюродной сестрой.
Анализ №2
Замечательнейшая сказка под названием «Синяя борода», написанная известным во всем мире сказочником Шарлем Перро, вызвала неподдельный интерес и фурор со стороны читателей с момента написания и первой публикации, и не теряет свою уникальность и интерес к себе и в настоящее время. Краткие анализ данного литературного произведения представлено в этой статье
Перед читателем предстает образ необычного зрелого мужчины, который имеет синюю бороду, поэтому его таки и называют. У него было много жен, но со всеми ими он не был счастлив, поэтому теперь подыскивает для себя новую пассию
Его внимание привлекает молодая симпатичная девушка. А на этого человека – Синюю Бороду – все, когда смотрели, он им нравился. Девушка выходит за него замуж
Он дает ей в распоряжение весь дом, ключи от него, но запрещает входить в одну из комнат. Молодая жена ослушивается мужа из-за своего любопытства и, входит комнату, а зря. Она узнает страшнейшую тайну этого мужчины, чем самым обрекает себя на погибель, настигшую бывших жен своего супруга. К счастью, девушке удается спастись: приходят ее братья заступиться за сестрицу и убивают мужа-тирана
Девушка выходит за него замуж. Он дает ей в распоряжение весь дом, ключи от него, но запрещает входить в одну из комнат. Молодая жена ослушивается мужа из-за своего любопытства и, входит комнату, а зря. Она узнает страшнейшую тайну этого мужчины, чем самым обрекает себя на погибель, настигшую бывших жен своего супруга. К счастью, девушке удается спастись: приходят ее братья заступиться за сестрицу и убивают мужа-тирана.
Синяя Борода – это не один единственный в своем роде экземпляр мужчины, который убивает жен. Этот герой является в данной сказке представителем целого типа мужчина, которые плохо относятся к своим женам. Женщины не могут чувствовать себя в безопасности с такими жестокими тварями. Они избивают представительниц слабого пола, угрожают, не дают им спокойно жить. А все потому, что они их не любят по-настоящему. И находятся они рядом с женщиной ради своих каких-то выгод и улучшения собственной жизни. Про таких говорят: «эгоисты».
Ведь если бы Синяя Борода любил бы свою жену и всех предыдущих жен, то он бы даже не говорил ей про комнату, в которую нельзя заходить и не оставлял ей тем более ключ. Значит он специально подтолкнуть ее к этому, чтобы потом был якобы «весомый предлог» ее наказать и избить. Неужели мужчина не знал о таком качестве каждой женщины, как любопытство. Нет, безусловно, он знал и именно этим воспользовался.
Главный герой был жестоким и, возможно, ненормальным, сумасшедшим человеком, который в целях удовлетворения своих садистских наклонностей извращался и убивал прекрасных женщин, манипулируя их любопытством.
Вот так в каждой сказке может быть заложен глубокий психологический посыл.
Читательский дневник по сказке «Синяя борода» Шарля Перро
Название произведения: «Синяя борода»
Число страниц: 4
Жанр: сказка
Главные герои: Синяя Борода, Его жена.
Второстепенные герои: Братья, Анна.
Характеристика главных героев:
Синяя Борода — Богатый, образованный, аристократ.
Жестокий и безжалостный.
Его жена — Корыстолюбивая, любопытная, хитрая.
Характеристика второстепенных героев:
Братья жены — Смелые, храбрые, жадные.
Анна, сестра жены — Просто оказалась в замке вовремя.
Краткое содержание сказки «Синяя борода»
Синяя Борода долго ухаживал за двумя сёстрами, пока младшая не польстилась на его богатство и не вышла за него замуж.
Он уехал по делам и наказал жене не открывать маленькую каморку.
Жена открыла каморку и нашла убитых жён Синей Бороды.
Синяя Борода хотел убить и эту жену, но она успела послать за братьями.
Братья приехали и убили Синюю Бороду.
Основная мысль сказки «Синяя борода»
Главная мысль сказки в том, что любопытство и жадность погубят всякого.
Основная идея сказки в том, что не надо лезть в чужие тайны.
Чему учит сказка
Сказка учит не гнаться за чужим богатством, не вступать в неравный брак, довольствоваться тем, что имеешь.
Учит не доверять женщинам.
Учит быть не любопытными, но предусмотрительными.
Краткий отзыв по произведению «Синяя борода» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что очень часто простое любопытство становится причиной трагедии.
Что оно погубило не одну семью.
Герой этой сказки был конечно, злодеем.
В его кладовке хранились тела убитых женщин.
Но своей новой жене он не сделал ничего плохого.
И, может быть, если она не полезла в кладовку, они спокойно прожили бы всю жизнь.
Но женщина вышла замуж по расчёту, её интересовали сокровища мужа, вот она и полезла в каморку.
И узнала страшную тайну.
Это интересная и поучительная сказка, в которой героям сложно сочувствовать.
Автору удалось показать нелицеприятные моменты жизни Средневековья, но многие из того, о чём он писал, остаётся справедливым и для нашего времени.
Мне не понравился ни один герой этой истории.
Все они кажутся мне отрицательными.
Садист и убийца Борода, жадная и корыстная его жена.
Братья и Анна, которые тоже радовались возможности разбогатеть.
Никому из них не доверяешь.
Тем не менее я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что личное пространство человека должно быть свято для посторонних.
У каждого есть свои тайны, которые он не хочет раскрывать.
Судить человека нужно не по его прошлому, а по-настоящему.
Пословицы к произведению:
- Доверяй, но проверяй.
- Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
- Муж и жена — одна сатана.
- Меньше знаешь — крепче спишь.
Ещё читательские дневники по сказкам Шарля Перро:
- «Ослиная шкура»
- «Спящая красавица»
- «Золушка»
- «Кот в сапогах»
- «Красавица и Чудовище»
- «Мальчик-с-пальчик»
- «Красная шапочка»
Библиотека произведений автора пополняется.
Смысл сказки
Смысл сказки не только в том, что излишнее любопытство опасно и даже губительно.
Начинается все с того, что человек, имеющий физический изъян (в данном случае — некрасивая борода нетрадиционного цвета) отталкивает от себя женщин. Но герой имеет большое богатство и очень обаятелен от природы, чем покоряет свою будущую жену. Девушка выходит замуж необдуманно, совершенно не зная будущего мужа, купленная пирами и развлечениями, который муж может дать ей.
Скорей всего, Синяя борода специально уехал, чтобы проверить свою супругу «на вшивость», специально заострил ее внимание на запрещенной каморке. И она не прошла проверки. И как оказалось, была не единственной, кто ее не прошел
И как оказалось, была не единственной, кто ее не прошел.
Далее мы уже не видим в Синей бороде строгого и сдержанного мужчину, перед нами предстоит его истинное лицо — разъяренный нарушением запрета маньяк и тиран.
Многие маньяки не испытывают раскаяния в своих деяниях, они уверены, что «чистят» население от женщин, которые ведут себя неправильно (перед этим устраивая им проверки, как Синяя борода). Вот и наш герой понял, что очередная жена поступила неправильно, проявила излишнее любопытство, ослушалась его приказа, и решил добавить ее к коллекции своих жертв.
Кстати, история о Синей бороде напоминает современную историю «50 оттенков серого» про богатого и обаятельного парня со своими скелетами в шкафу, у того тоже была секретная пугающая комната, но немного другого характера.
Легенды о Синей Бороде
Не только печальная история барона вдохновила Шарля Перро на создание жуткой сказки. Львиная доля «Синей Бороды» — переработанный фольклор. Например, в XV веке была популярна бретонская легенда о синем дьяволе. В сказании говорится о бароне, который влюбился в замужнюю графиню и поклялся подарить ей душу и тело. Женщина согласилась и мгновенно превратилась в синего дьявола. Демон отметил грешника печатью — синей бородой.
Другая популярная легенда Средневековой Британии — сказание о графе Кономоре. Граф, который прославился тем, что убивал своих беременных жён, влюбился в святую и непорочную девушку Трефинни. Отец девушки был против брака, но Кономор поклялся вести себя достойно. Но как только девушка забеременела, граф, который был в душе язычником, всё-таки убил молодую супругу.
- Автобан — это не то, что все думают
- Почему европейские соборы украшают гаргульи
- В Японии издали «Самое большое простое число» в виде книги
- Использование ночного режима на смартфоне необратимо портит ваше зрение
- Как делается трюк с распиливанием человека
Спасение
Он узнал в них братьев своей жены, драгуна и мушкетёра, и сразу же пустился бежать, чтобы спастись от них, но они так быстро за ним погнались, что поймали его прежде, чем он успел выскочить на крыльцо. Они насквозь пронзили его своими шпагами, и он упал мёртвый. Бедная жена сама была чуть жива, и ей даже не хватило силы приподняться и обнять своих братьев.
Оказалось, что у Синей Бороды нет наследников и что жене его, таким образом, должны достаться все его богатства. Часть из них она употребила на то, что выдала сестрицу свою Анну за молодого дворянина, давно уже любившего её; другую часть — на то, чтобы доставить своим братьям капитанский чин, а остальную часть — на то, чтоб самой выйти замуж за весьма хорошего человека, который помог ей забыть то тяжёлое время, когда она была женою Синей Бороды.
МОРАЛЬ
Да, любопытство — бич. Смущает всех оно,
На горе смертным рождено.
Примеров — тысячи, как приглядишься малость.
Забавна женская к нескромным тайнам страсть:
Известно ведь: что дорого досталось,
Утратит вмиг и вкус и сласть.
ИНАЯ МОРАЛЬ
Коль в голове умишко есть,
Чтоб тарабарщину растолковать мирскую,
Поймёшь легко: историю такую
Лишь в сказке можем мы прочесть.
Мужей свирепых нет на свете ныне;
Запретов нет таких в помине.
Муж нынешний, хоть с ревностью знаком,
Юлит вокруг жены влюблённым петушком,
А борода его, будь даже пегой масти,
Никак не разберёшь — она-то в чьей же власти?
резюме
Это история о богатом человеке с синей бородой, из-за чего он выглядит уродливым и ужасным. В прошлом у него уже было несколько жен, о которых мы не знаем, что с ними стало. Он предлагает соседям выйти за него замуж, но никто из них не хотел. Наконец, один из них соглашается, соблазненный богатствами Синей Бороды.
Через месяц после свадьбы он объявляет жене, что ему нужно отправиться в путешествие. Он дает ей связку ключей, которые открывают все двери замка, но есть кабинет, в который он официально запрещает ей входить. С любопытством она нарушает запрет, входит в комнату и обнаруживает все тела предыдущих жен, висящие на стене. Испугавшись, она роняет ключ, залитый кровью. Она пытается стереть пятно, но кровь не исчезает, потому что ключ волшебный.
Синяя Борода неожиданно возвращается и обнаруживает предательство своей слишком любопытной жены. В ярости он собирается перерезать себе горло, как и предыдущие жены. В тот день она ждет визита двух своих братьев и умоляет мужа дать ей достаточно времени для молитвы. Чудовище дает ему четверть часа. Тем временем сестра несчастной жены по имени Анна поднимается на башню, откуда пытается увидеть, не едут ли их братья. Скорбящая жена неоднократно спрашивает свою сестру Анну, видит ли она их прихода, но последняя повторяет, что видит только «пыльное солнце и зеленую траву». Синяя Борода кричит и готовится казнить его саблей, держа ее за волосы. Наконец появляются братья и убивают его мечами. Она наследует все состояние своего мужа, помогает сестре выйти замуж, а братьям продвинуться в военной карьере. Затем она выходит замуж за честного человека, который наконец делает ее счастливой.
Примечания и ссылки
- Мотив, кодифицированный Ститом Томпсоном C611 («Запретная палата») в его « Указателе мотивов народной литературы» .
- Анри Вейцманн, Маршрут бретонских легенд , Ашетт ,1954 г., стр. 54.
- , с. 16.
- Бруно Беттельхейм, Психоанализ сказок .
- Э. д’Хогворст , Le Fil de Pénélope , том I , Париж, La Table d’Emeraude,1996 г., 358 с. ( ISBN 978-2-903965-41-9 ) , стр. 163
- Преподаватель Высшей школы социальных наук.
- Похоже, это указывает на связь со средиземноморским и ближневосточным рассказом о школьном учителе-каннибале .
- .
- Г. Девалье, «Жюль Леметр на краю Энеиды», в Р. Мартин (ред.), « Эней и Дидона: рождение, функционирование и выживание мифа» , Париж, Национальный центр научных исследований, 1990, с. 148-156.
- .
Перро Ш. — Синяя Борода
433 0
Шарль Перро (Charles Perrault) 1628-1703 СИНЯЯ БОРОДА Жил когда-то один очень богатый человек, у которого была синяя борода. Она так уродовала его, что, завидя этого человека, все жен¬щины в страхе разбегались. У соседки его, знатной дамы, были две дочери дивной красоты. Он попросил выдать за него замуж любую из этих девиц. Но ни одна из них не хотела иметь супруга с синей бородой. Не нравилось им и то, что человек этот уже несколько раз был женат и никто не знал, какая судьба постигла его жен. Синяя Борода пригласил девушек, их мать, друзей и подруг в один из своих роскошных загородных домов, где они весело развлекались целую неделю. И вот младшей дочери стало казаться, что борода у хозяина дома не такая уж и синяя, а сам он — человек весьма по¬чтенный.
Вскоре свадьба была решена. Через месяц Синяя Борода сказал своей жене, что уезжает по делам недель на шесть. Он просил ее не скучать, развлекаться, по¬звать подруг, дал ей ключи от всех покоев, кладовых, ларцов и сунду¬ков — и запретил входить лишь в одну маленькую комнату. Жена пообещала слушаться его, и он уехал. Тут же, не дожидаясь гонцов, прибежали подружки. Им не терпелось увидеть все богатства Синей Бороды, но при нем они приходить боялись. Теперь же, любу-ясь домом, полным бесценных сокровищ, гостьи с завистью превоз¬носили счастье новобрачной, но та могла думать лишь о маленькой комнатке. Наконец женщина бросила гостей и стремглав помчалась вниз по потайной лесенке, едва не свернув себе шею. Любопытство победило страх — и красавица с трепетом отперла дверь.
В темной комнате пол был покрыт запекшейся кровью, а на стенах висели тела преж¬них жен Синей Бороды, которых он убил. От ужаса новобрачная уронила ключ. Подняв его, она заперла дверь и, дрожа, кинулась к себе в комнату. Там женщина заметила, что ключ запачкан кровью. Несчастная долго отчищала пятно, но ключ был волшебный, и кровь, оттертая с одной стороны, проступала с другой. В тот же вечер вернулся Синяя Борода. Жена встретила его с по¬казным восторгом. На другой день он потребовал у бедняжки ключи. У нее так дрожали руки, что он сразу обо всем догадался и спросил. «А где ключ от маленькой комнаты?» После разных отговорок при¬шлось принести запачканный ключ. «Почему он в крови. — осведо¬мился Синяя Борода. — Вы входили в маленькую комнату.
Что ж, сударыня, там вы теперь и останетесь». Женщина, рыдая, бросилась мужу в ноги. Прекрасная и печаль¬ная, она разжалобила бы даже камень, но у Синей Бороды сердце было тверже камня. «Разрешите мне хоть помолиться перед смертью, — попросила бедняжка». «Даю тебе семь минут!» — ответил злодей. Оставшись одна, женщина позвала сестру и сказала ей. «Сестрица Анна, посмотри, не едут ли мои братья. Они обещали сегодня навес¬тить меня». Девушка поднялась на башню и время от времени гово¬рила несчастной. «Ничего не видать, только солнце палит да трава на солнце блестит». А Синяя Борода, сжимая в руке большой нож, кри¬чал. «Иди сюда!» — «Еще минуточку!» — отвечала бедняжка и все спрашивала сестрицу Анну, не видно ли братьев.
Девушка заметила вдалеке клубы пыли — но это было стадо баранов. Наконец она раз¬глядела на горизонте двоих всадников. Тут Синяя Борода заревел на весь дом. Трепещущая жена вышла к нему, и он, схватив ее за волосы, уже хотел отрезать ей голову, но в этот миг в дом ворвались драгун и мушкетер. Выхватив шпаги, бро¬сились они на негодяя. Тот пытался бежать, но братья красавицы пронзили его стальными клинками. Жена унаследовала все богатства Синей Бороды. Она дала прида¬ное сестрице Анне, когда та выходила замуж за молодого дворянина, давно любившего ее. Каждому из братьев юная вдова помогла добить¬ся капитанского чина, а потом сама обвенчалась с хорошим челове¬ком, который помог ей забыть об ужасах первого брака.
Мораль. «Да, любопытство — бич. Смущает всех оно, на горе смертным рождено»..
Прототип Синей бороды
Прототипом Синей бороды считают французского маршала. Жиль де Монморанси-Лаваль барон де Рэ граф де Бриен –печально известный, как сатанист, человек, с нарушенной психикой. Поговаривают, что кроме того, что маршала подозревали в колдовстве, он ещё и развращал детей, и мальчиков, и девочек; занимался алхимией. Однако своих жен он не убивал, хотя многие историки пытаются приписать ему и этот грех. Сейчас этот человек известен под именем Жиль де Рэ как сподвижник Жанны Д’арк. Его казнили за все его преступления, хотя на самом деле опирались больше на слухи, чем на факты. Уж слишком сильный страх он внушал людям.
Одна из дверей кабинета дала на ров, в котором не было воды. Конюшни образовали роскошное здание, расположенное на некотором расстоянии от замка. Они содержали киоски для шестидесяти лошадей и вагоны для двенадцати позолоченных тренеров. Но то, что заставило Гиллетт завораживать резиденцию, окружали ее леса и каналы, в которых можно было посвятить себя удовольствиям рыбалки и погоне.
Многие из жителей этой страны знали месье Монграгу только по имени Синяя Борода, потому что это было единственное имя, которое ему дали простые люди. И по правде говоря, его борода была синей, но она была синей только потому, что она была черной, и потому, что она была такой черной, что она была синей. Месье Монграу не следует воображать, что он обладает чудовищным аспектом тройственного Тифона, которого видит в Афинах, смеясь в своей тройной сине-голубой бороде. Мы приблизимся к реальности, сравнив сеньора Гильетта с теми актерами или священниками, чьи свежевыбритые щеки имеют синеватый блеск.
За все содеянное этим человеком, а это более 200 преступлений, его считали и считают одним из самых опасных и непредсказуемых преступников. Именно за то, какой страх он внушал, автор Синей бороды – Шарль Перро и взял его в качестве прототипа для своей сказки. Кстати говоря, многие другие писатели и композиторы использовали в своих произведениях этого персонажа.
Он только выглядел более мужественным, и если это заставило его выглядеть немного ожесточенным, это не повлияло на то, что женщины не понравились ему. Бернард де Монтрагу был очень хорошим мужчиной, высоким, широким плечом, умеренно толстым и благожелательным; хотя и деревенской привычки, причуды из леса, а не из гостиных и сборок. Тем не менее, это правда, что он не угодил дамам настолько, насколько он должен был им нравиться, строиться так, как он был, и богатым. Застенчивость была причиной; застенчивость, а не его борода.
Женщины проявляли к нему непобедимую привлекательность и в то же время внушали ему непреодолимый страх. Он боялся их так сильно, как любил их. Это было причиной и первопричиной всех его несчастий. Увидев даму в первый раз, он скорее умер, чем поговорил с ней, и, как бы сильно он ни был втянулся, он стоял перед ней в мрачном молчании. Его чувства проявлялись только через его глаза, которые он катился ужасно. Эта робость разоблачила его всякое несчастье, и, прежде всего, это помешало ему стать связующим звеном со скромными и сдержанными женщинами; и предал его, беззащитный, к попыткам самого дерзкого и дерзкого.
Хоть Жиль и был таким с одной стороны ужасным человеком, с другой стороны он был храбрейшим из воинов. Битва при Турели, в которой он одержал победу, принесла ему известность и запечатлела его имя в истории, несмотря на все другие его бесчестья.
Существует также и другая версия того, кто является прототипом Синей бороды. Говорят однажды Трифина, жена Кономора (правитель Бретани) случайным образом забрела в тайную комнату мужа, где нашла трупы его бывших жен. При помощи магии она узнала, что все женщины были на тот момент беременны. Как только Трифина забеременела сама, она попыталась сбежать, но это ей не удалось.
Это была его беда в жизни. Он оставил сироту с ранней юности и, отвергнув из-за такого застенчивости и страха, которые он не смог преодолеть, очень выгодные и благородные союзы, которые представились, он женился на мадемуазель Колетт Пассаж, который недавно поселился в этой части страны, собрав немного денег, заставив медведя танцевать по городам и деревням королевства. Он любил ее всей душой. И для ее справедливости было что-то приятное в ней, хотя она была тем, кем она была прекрасной женщиной с обильной грудью, и цвет лица, который был еще достаточно свежим, хотя и немного загорелый под открытым небом.
Анализ
По словам Бруно Беттельхейма , в сказке замаскировано изображена неверность жены Синей Бороды и преступление, совершенное ревнивым мужем. Этот автор вспоминает, что в « La Barbe bleue Перро «великое празднование произошло, как только грустный герой повернулся спиной. Легко представить, что произошло между женщиной и ее гостями в отсутствие Синей Бороды: история ясно говорит, что все хорошо провели время. Кровь на яйце и на ключе символизирует то, что героини занимались сексом. Поэтому мы поймем фантазию страдания, которая показывает им трупы женщин, убитых из-за своей неверности. Слушая эти истории, поражаешься, что героиня испытывает сильное искушение делать то, что ей запрещено. Таким образом, в плане, который легко скрывается за мрачными подробностями истории, Синяя Борода — это сказка о сексуальном искушении. «
Перро никоим образом не защищает убийственное поведение Синей Бороды в ответ на его жену. Его смерть можно рассматривать как осуждение излишеств, с которым он выходит из себя.
Тема любопытства жены и непослушание может быть ближе к первородного греха от Евы в Библии или ящик Пандоры из греческой мифологии . Общий сюжет сказки также близок к некоторым кельтским мифам [ исх. желаемый] . Литературный жанр — чудесная сказка.
Для философа Хогворста эта сказка имеет каббалистический смысл . Синяя борода, описанная Перро как «такая ужасная», намекает на синий страх , а также на «операцию, опыт, в некотором смысле чувствительный, физический, выходящий за рамки простого символа».
Катрин Веле-Валлантин посвящает главу своей книги L’Histoire des contes (см. Библиографию) сказке о La Barbe Bleue , которую она сравнивает с двумя традиционными песнями: Renaud, le killer de femmes (уже упомянутыми Полем Деларю ) и La Maumariée avengée par ses frères , известный в основном в Квебеке . Она полностью цитирует версию этого романа или жалобы Франсуа-Паради де Монкрифа , а также другую квебекскую песню на ту же тему, Parle tout haut, parle tout bas (есть также версии на языке oc, хотя меньше). Она отмечает, что в некоторых итальянских вариациях сказки герой ест трупы, даже если здесь преобладает садистская и сексуальная девиантная сторона персонажа; это также связано с мотивом крови. Некоторые версии, особенно бретонские, упоминают убитого ребенка; Монкриф настаивает на «почти магических» способностях жены приручать диких зверей (что приближает его жалобу к версиям, в которых животное играет роль сестры Анны). Вслед за Клодом Бремоном Катрин Веле-Валлантин развила тему мужа- простолюдина , который первоначально был ассимилирован с лордом. Что касается Жиля де Ре, то «бесполезно искать происхождение сказки в этой новости», только путем объединения рассказы Синей Бороды и Жиля де Ре были ассимилированы. Наконец, она изучает связь между героиней сказки и бретонским святым, чья легенда появляется в 1531 году, святым Трифином , чей муж Кономор , женившийся на ней в 544 году, был бы печально известным кровожадным преступником.
Английская иллюстрация 1729 года.