Краткое содержание
Будучи ребёнком, рассказчица была уверена, что цветы умеют разговаривать. И, хотя её учитель ботаники «настаивал на том, что цветы ничего не говорят», она продолжала верить в обратное.
Подслушать разговор цветов — задача не из простых, поскольку они были пугливыми и очень осторожными. Однако девочка научилась подходить к ним незаметно, и, затаив дыхание, вслушиваться в их тихую речь. Она не знала, на каком языке общаются цветы — «это не был ни французский, ни латинский», но девочка каким-то образом понимала его.
Цветы в саду говорили все разом, и «не нужно было особенного любопытства, чтобы за один раз узнать не одну тайну». Так, главный «оратор, полевой красный мак», призывал другие цветы покончить с подобострастным поклонением розе и перестать её считать королевой в мире цветов.
Мак поддержали многие — «ревность, которую возбуждала во всех роза, была так велика, что все решили осмеять её и унизить». Маргаритка смеялась над небольшим количеством лепестков у розы, гвоздика и резеда осуждали её за ярко выраженный аромат, а Анютины глазки и вовсе сравнили розу с «большим кочаном капусты». В ответ на все эти обвинения роза скромно молчала — «все кусты её были подрезаны, а на новых побегах были одни только маленькие бутончики, крепко затянутые в свои зелёные пелёнки».
Этот разговор садовых цветов очень огорчил девочку, которая думала «услышать чудеса поэзии», а вместо этого стала свидетельницей бестолковой перебранки. В надежде, что «дикие растения имеют более возвышенные чувства, нежели эти воспитанные болтуны», девочка отправилась к лугу. Там она услышала разговор кустов шиповника, которые также рассуждали о розе. Однако они, в отличие от своих садовых собратьев, говорили о ней с большим уважением и любовью.
Шиповник попросил зефир рассказать «настоящую историю розы», и ветер охотно согласился. Он поведал, что много лет назад земля была безжизненной и пустынной, так как могучие ветры не давали духу жизни пробиться над её поверхностью. Однако, как бы ни были сильны и жестоки ветры, «жизнь безостановочно, в разных видах и формах нарождалась и проявлялась всюду». Ветры стремились уничтожить всё живое на планете, но стали встречаться такие живые существа, которые научились «противостоять не умирая».
Буйный зефир искренне радовался тому, что мог «сеять беспорядок и смерть». Однажды, пролетая над землёй, он почувствовал незнакомый доселе запах. Выяснилось, что за время его отсутствия появилось «существо свежее, нежное и прекрасное: то была роза». Зефир хотел было уничтожить цветок, но, вдохнув его аромат, сменил гнев на милость. Взяв с собой розу, он отправился в чертог своего сурового отца. Узнав, что зефир впервые познал чувство жалости и любви, царь гроз в ярости разорвал его крылья и отправил на землю.
На земле сверженный зефир увидел прекрасную розу, которую считал погибшей. Она объяснила ветру, что все земные существа способны возрождаться. Дух жизни, заметив искалеченного зефира, пожалел его и превратил в «прелестного ребёнка, с личиком, похожим на розу» и чудесными крылышками бабочки. Дух жизни позволил обновлённому ветру летать где угодно, даря радость и жизнь. С того дня зефир стал жить «в мире с небом и был всегда любим людьми, животными и растениями». Эта история очень понравилась розам шиповника, и они попросили зефир устроить им бал в честь красавицы-розы.
Когда девочка рассказала всё, что услышала от цветов и ветра своему профессору, тот решил, что она больна. А вот бабушка поддержала девочку и призналась, что в детстве тоже могла слышать и понимать язык цветов, но с возрастом утратила эту удивительную способность, которая «принадлежит исключительно детям». Напоследок рассказчица предостерегла «смешивать способности с болезнью».
Урок литературы в 5 класса «Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном»
Цель: ввести детей в художественный мир произведений Ж.Санд; расширить представление учащихся о зарубежной детской литературе; развивать умения анализа художественного произведения, формировать стремление к прекрасному.
Ход урока
I. Организационный этап занятия. Создание эмоционального настроя, постановка целей занятия.
II. Жорж Санд: страницы биографии.
Выразительное чтение вступительной статьи к главе учебника.
III. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.
Комментарий: сказка прочитана учениками дома.
Беседа по вопросам учебника (ученики подтверждают свои ответы цитатами из текста).
– Какой можно назвать сказку «О чем говорят цветы»: авторской или народной? Почему?
– Что утверждает главная героиня сказки? Как вы думаете, кто прав в споре: она или учитель ботаники? (Главная героиня сказки «О чем говорят цветы» думает, что она умеет слышать голоса цветов. Учитель ботаники считает, что цветы совсем не разговаривают. Фактически прав учитель, потому что цветы не могут разговаривать так, как люди
В то же время права и девочка, потому что ее внимание ко всему живому, сочувствие помогают ей как будто слышать голоса растений.)
– О чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свои преимущества перед красотой роз? (Цветы спорили о том, кто из них красивее и лучше. Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют именно розе. Они хотели доказать свое преимущество перед красотой роз, потому что чувствовали себя обиженными и завидовали розе.)
– Что возмутило девочку? (Девочку возмутило соперничество цветов, их тщеславие и зависть, и она назвала разговоры цветов вздором.)
– Страницы какой сказки, созданной русским писателем, напоминает этот эпизод? (Сказку В. М. Гаршина «Attalea princeps».)
– Как представлено в сказке созидание и уничтожение? Можем ли мы назвать эти образы аллегорическими? Почему? (Уничтожение представлено в сказке в образе отца бурь и его сыновей, которые хотели разрушить все живое на Земле. Созидание представлено в виде «духа жизни», могучего божественного духа, который вырвался изнутри Земли и противостоял разрушению. Чем больше бури разрушали, тем больше новых форм жизни появлялось на Земле. В образах царя бурь и «духа жизни» автор представляет нам закон развития всего живого на Земле.)
– Как вы представляете себе розу из сказки Жорж Санд? (Роза обладала драгоценными дарами «кротости, красоты и грации». Именно она была призвана «очаровывать и примирять». Красавица роза победила сына царя бурь своей красотой и кротостью.)
– Как восприняли рассказ девочки учитель и ее бабушка? (Учитель не поверил девочке, потому что он разучился воспринимать красоту цветов и даже не чувствовал их запаха. Бабушка поверила внучке, потому что она помнила, как сама была маленькой и тоже наблюдала за цветами, прислушивалась к их голосам. В детстве она, как и внучка, понимала, о чем говорят цветы.)
– Как вы понимаете слова бабушки: «Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойства детей
Не смешивайте свойства с недугами!»? (Свойство понимать речь цветов, растений и камней связано с любовью и вниманием к природе, с желанием понять ее жизнь. Свойство – это то, что естественно присуще человеку
Недуг – это болезнь. Бабушка считает, что нельзя смешивать свойства с недугами, то есть особенности восприятия с проявлением болезни.)
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)».