Внешность легендарного баснописца и черты характера
Ничего не известно о его внешности, но его образ тесно соотносился с творчеством. Острый на язык раб, аллегорически очернявший властителей мира, представлялся мужчиной отталкивающей наружности, хромоногим или горбуном, с обезьяньими чертами лица.
Характер ему приписывали соответствующий – озлобленный и вздорный, но, вместе с тем, мудрый. В особенности ярко это нашло отображение в анонимном «Жизнеописании Эзопа», написанном простонародным языком.
Здесь Эзоп выступает, как дурашливый плут и мудрый человек, обманывающий своего хозяина – безмозглого философа – и сильных мира сего.
Но как ни странно, в этом анекдотическом произведении сами басни Эзопа не играют важной роли, все его шутки и высказывания, которые персонаж использует в «Жизнеописании», не имели ранних упоминаний и даже жанрово не соотносились с творчеством баснописца. Но этот образ хитрого, умного и изворотливого раба, слуги перешел в средневековую культуру
Но этот образ хитрого, умного и изворотливого раба, слуги перешел в средневековую культуру.
Жизнь и смерть Эзопа
О том, откуда появился Эзоп, известно крайне мало, биография его туманна, исторических сведений почти нет.
В рассказах о нем, не ясно, где начинается правда, а где выдумка биографов, желавших романтизировать образ творца. Даже время, в котором жил баснописец известно только примерно – шестой век до нашей эры.
Геродот рассказывает, что Эзоп был рабом самосского рабовладельца Иадмона.
Многие античные писатели называют местом его рождения Фракию, Сарды, Фригию. Хотя в основном эти сведения ложны: с Фракией Эзопа связывает лишь отношения с фракийской рабыней Родопис, а в Сарды его приводит легенда, где мифический Эзоп фигурирует в пиршестве Семи мудрецов.
Позднее его отечеством называли Малую Азию, что соотносится с именем мудреца – Эзоп, Áisopos, а также Фригия зачастую стереотипно называлась страной рабов.
Аристофан приводит легенду о смерти баснописца в Дельфах. Некоторых граждан города возмутили ехидные и оскорбительные речи Эзопа об их грехах и недостатках, и они приняли решение его покарать.
Втайне они вложили в его котомку золотую чашу, выкраденную из храма. Когда богомольцев обыскали в связи с кражей, чаша оказалась в вещах Эзопа, и за святотатство он был забит насмерть камнями.
Позже правда вышла наружу и сыну хозяина раба Эзопа был выплачен выкуп за жизнь творца.
Дельфы в умах греков являлись городом, в котором процветает поэзия и творческий дух, так как были под покровительством бога Аполлона.
В связи с этим, вероятно, согласно легенде, Эзоп был убит именно здесь, а его басни обрели покровительство.
Басни написанные ямбом
Платон в своем трактате говорит о трансформации и инверсии эзоповой души. Сохранилась и книга басен в прозе с автографом Эзопа. Художественные произведения поэзии Древней Греции написанные ямбом относятся к басням. По имени баснописца они так и называются «басни Эзопа». Все сведения о биографии поэта не правдивы и недостоверны, а впрочем, как и все то, что относится непосредственно к басням. Историки не беспочвенно полагают, что по Книге басен обучали детей в школе Древней Греции. Народная молва передавала басни Эзопа из поколения старших к младшим, по наследству, следуя традициям. Афинский перипатетик и ученик Теофраста Деметрий Фалерский записал все существующие басни в 10 книгах. Но на самом деле, составитель сборника умолчал, что собрал известные басни от различных баснописцев. Вскоре сам сборник был потерян, а эзоповские басни переписывались в дальнейшем в стихотворной форме.
Влияние на других писателей
Русский Эзоп – так называют писателя Ивана Крылова, на чье творчество произведения древнегреческого мудреца действительно оказали колоссальное влияние. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь вспомнить знаменитую историю о вороне, лисице и сыре, а затем сравнить ее с «оригиналом». Действительно, практически все сюжеты популярных крыловских басен взяты из произведений, сохранившихся с древних времен. Это не означает, что писателя можно обвинить в плагиате. Именно его произведения, написанные простым языком, идеально подходят для чтения маленьким детям, считаются безупречным образцом современного жанра.
Те, кому нравятся басни Крылова и Эзопа, могут обратить внимание и на творчество других сочинителей, активно использовавших древнегреческие истории как источник вдохновения. К примеру, произведения француза Жана де Лафонтена, «упрощенные» переводы Льва Толстого
Краткая биография — Эзоп
Вариант 1
Эзоп — легендарный поэт, считающийся творцом басни.(ок. 640 —ок. 560 гг. до н.э.)
Его жизнь литературная традиция приурочивает к 6 в. Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.
Рассказывают, что в конце концов он попал в Дельфы, где, обвиненный жреческой аристократией в святотатстве, был сброшен со скалы.
Сохранился большой сборник Эзоповых басен, но он был составлен в средние века, поэтому трудно определить подлинное наследство Эзопа. В основе Эзоповых басен лежит народная басня, имевшая долгую историю.
Басни Эзопа — часто живые бытовые сценки, взятые из самой гущи народной жизни; они — яркий образец ранней художественной прозы. Впоследствии Эзопово наследство подвергалось искажениям, переделкам и вызывало подражания, начиная с пересказа стихами римским баснописцем Федром (1 в н. э.) и греческим баснописцем Бабрием (3 в. н. э.) вплоть до поэтических переделок Лафонтена, Дмитриева, Измайлова и других.
Вариант 2
Достоверно известно, что древнегреческий деятель античной литературы жил в середине VI века. Это все, о чем можно говорить с уверенностью. Остальное – выдумки и придумки. История не сохранила информации об его жизнедеятельности. Крупицы сведений можно повстречать у Геродота. Историк утверждает, что Эзоп служил рабом у хозяина с именем Иадмон, проживающего на острове Самос. Баснописец слыл строптивым работником и частенько отпускал вздорные шутки, которые веселили остальных рабов. Вначале хозяина возмущало его поведение, но вскоре он понял, что его работник обладает исключительно незаурядным умом, и отпустил его на свободу. Вот и все, что мы можем узнать из трудов Геродота об этом человеке.
Еще немного сведений можно извлечь из трудов историка Гераклита Понтийского. Он указывает другую информацию. Гераклит Понтийский утверждает, что родиной Эзопа была Фракия. Первого его хозяина звали Ксанф, он был философом. Но Эзоп был намного умнее, чем Ксанф. Он постоянно смеялся над мудрыми высказываниями своего хозяина и его философией. И тот, отпустил своего раба на свободу. Больше о его жизнедеятельности ничего не известно.
Существуют только легенда о его гибели, и сохранился сборник басен. Легенда его смерти говорит следующее. Однажды правитель Крез отправляет Эзопа в Дельфы. Причина этого поступка неизвестна. Прибыв в город, как обычно, баснописец принялся поучать жителей Дельф. Они очень возмутились его поведением и стали думать, как же отомстить Эзопу. И придумали: в его котомку подбросили чашу из местного храма и сообщили священнику, что баснописец является вором.
Эзоп как не пытался доказать, что он не виновен – все было тщетно. Его приговорили к казни: подвели к увесистой скале и заставили прыгнуть с нее. Вот так нелепо закончил свой путь баснописец из Древней Греции. На сегодняшний день сохранился сборник басен Эзопа. Но интересный момент – его было составлено в Средние Века. Поэтому точно утверждать, что это подлинное наследство древнегреческого баснописца нельзя.
Вариант 3
Помимо русского баснописца Крылова, есть еще один всемирно известный создатель басен. Эзоп (или Эсоп), полуисторический, полумифический автор нравоучительных басен о животных. Согласно Геродоту, Эзоп жил ок. середины 6 в. до н.э. и был рабом некоего Иадмона, жителя Самоса, который дал ему свободу.
На право называться родиной Эзопа претендовали Самос, Сарды, Месембрия во Фракии и Котиэй во Фригии. Легенда приводит Эзопа в Сарды, ко двору Креза, где баснописец якобы участвовал в пире Семи мудрецов, а затем в Афины, в период правления тирана Писистрата.
Завершается его история несправедливой казнью по ложному обвинению в краже из дельфийского храма. В жизнеописании Эзопа, предпосланном своду приписываемых ему басен, которые были собраны монахом Максимом Планудом (14 в.), имеется множество других анекдотов, в большинстве своем недостоверных.
Вероятно, басни, автором которых считается Эзоп, в течение долгого времени передавались изустно. Деметрий Фалерский (ок. 350 — ок. 283 до н.э.) составил собрание басен в 10 книгах, утраченное после 9 в. н.э. В эпоху Августа Федр осуществил известное переложение этих басен латинским ямбическим стихом, а Флавий Авиан, вероятно в 4 в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом.
Творчество
Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.
Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.
Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.
Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.
Биография
Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.
Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.
Эзоп на старинной гравюре
Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец — неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.
По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.
Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю
Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли.
Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа.
Портрет Эзопа
Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.
Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.
Эзоп и петух
На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.
Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.
Некоторые басни
- Белая Галка
- Бык и Лев
- Верблюд
- Волк и Журавль
- Волк и Пастухи
- Вороны и другие птицы
- Вороны и Птицы
- Ворон и лисица
- Галка и Голубь
- Голубь и Вороны
- Грач и Лиса
- Два друга и Медведь
- Два рака
- Две лягушки
- Дикая Коза и виноградная ветка
- Дикая Собака
- Заяц и Лягушки
- Зевс и Верблюд
- Зевс и стыд
- Змея и Крестьянин
- Кабан и Лиса
- Коза и Пастух
- Крестьянин и его сыновья
- Курица и Ласточка
- Курица и Яйцо
- Куропатка и Курицы
- Ласточка и другие птицы
- Лев и Ишак
- Лев и Коза
- Лев и Комар
- Лев и Медведь
- Лев и мышка
- Лев с другими животными на охоте
- Лев, Волк и Лиса
- Лев, Лиса и Ишак
- Летучая мышь
- Лиса и Аист
- Лиса и Баран
- Лиса и Голубь
- Лиса и Дровосек
- Лиса и Осёл
- Лиса и виноград
- Лошадь и Ишак
- Львица и Лисица
- Лягушка, Крыса и Журавль
- Лягушки и Змея
- Мухи
- Мышь и Лягушка
- Мышь из города и Мышь из деревни
- Обе курицы
- Обе лягушки
- Олень
- Олень и Лев
- Орёл и Галка
- Орёл и Лиса
- Орёл и Черепаха
- Осёл и Коза
- Осёл и Лиса
- Осёл и Лошадь
- Осёл, Грач и Пастух
- Отец и Сыновья
- Павлин и Галка
- Пастух и Волк
- Пастух-шутник
- Петух и Диамант
- Петух и Прислуга
- Собака и Баран
- Собака и Волк
- Собака и кусок мяса
- Старый Лев и Лиса
- Три быка и Лев
- Тростник и Оливковое дерево
- Хвастливый пятиборец
- Человек и Куропатка
- Черепаха и Заяц
- Юпитер и Змея
- Юпитер и Пчёлы
- Ягнёнок и Волк
Творчество
Эзоп прославился не только цитатами и притчами, его считают первым баснописцем, ведь именно Эзоп стал родоначальником этого жанра. Басней называют короткий стихотворный рассказ с поучительным содержанием. Персонажами выступают разные животные и растения, в действиях которых просматриваются и высмеиваются пороки человека. Этот скрытый подтекст произведения называют эзоповым языком.
Эзоп и животные из его басен
До нашего времени дошли книги из Древней Греции, содержащие короткие басни, авторство которых приписывалось Эзопу. Сегодняшние читатели знают эти произведения в обработках Жана де Лафонтена, Ивана Крылова, Гулака-Артемовского и других баснописцев.
Подсчитано, что в творчестве греческий поэт задействовал около 80 животных и 30 богов, мифических образов и представителей разнообразных профессий.
Иллюстрация к басне Эзопа «Лиса и виноград»
У Эзопа выделяют интересную басню о хитроумном осле: однажды животное переходило реку с грузом в виде мешков с солью. Но осёл не удержался на хлипком мостике и упал: соль растворилась, а идти стало проще. Осёл обрадовался и в следующий раз упал уже умышлено, но грузом была шерсть, которая разбухла от воды, и осёл утонул. Мораль этой басни говорит о том, что непродуманная хитрость губительна.
Такие народные мудрости, здравый смысл и надежды на справедливость, высказанные в остроумной форме, сделали творчество Эзопа бессмертными.
Смерть
Смерть настигла Эзопа в Дельфах, легенду этого времени восстанавливают по Геродоту и Аристофану, совмещая с поздними свидетельствами.
Бюст Эзопа
Считается, что, находясь в Дельфах, Эзоп своим злословием вызвал гнев нескольких граждан, решивших наказать его. Для этого дельфийцы похитили из храмовой утвари золотую чащу и вложили её в дорожный мешок Эзопа, пока тот не видел. Мудреца обыскали, обнаружили пропажу и, как святотатца, забили камнями.
Через много лет обнаружили невиновность баснописца, а потомки его убийц уплатили виру, за получением которой прибыл внук того Иадмона, который считался первым господином Эзопа.
Легенда о гибели
Существует даже легенда о том, как погиб баснописец. Как-то раз правитель Крез отправил его в Дельфы, и когда Эзоп прибыл туда, то принялся по своему обыкновению поучать местных жителей. Они оказались так возмущены этим, что решили ему отомстить. В котомку к баснописцу они подложили чашу из храма, а потом начали убеждать местных священников, что Эзоп – вор и достоин казни. Как ни пытался баснописец доказать, что он ничего не крал, ничто не помогало. Его подвели к высокой скале и потребовали, чтобы он сбросился с нее. Эзопу не хотелось такой глупой смерти, но злые горожане настаивали. Никак баснописец не мог их убедить и сбросился с высоты.
Какой бы ни была настоящая биография Эзопа, его басни сумели пережить века. Общее количество басен – более 400. Считается, что произведения были написаны в форме стихотворений, однако в таком виде они не сохранились. Эти творения известны в каждой цивилизованной стране. В XVII веке их обработкой занялся Жан Лафонтен, а в XIX из его работ басни перекочевали в русский язык благодаря работе Крылова.
Исторические сведения об Эзопе
К сожалению, о том, кто такой Эзоп и какова была его жизнь, практически не сохранилось никакой информации. Геродот пишет о том, что он был рабом у хозяина по имени Иадмон, который был жителем острова Самос. Эзоп был очень строптивым работником и нередко отпускал такие шутки, над которыми смеялись и другие рабы. Поначалу хозяин был недоволен всем этим, но потом понял, что Эзоп действительно обладает незаурядным умом, и решил его отпустить.
Таковы краткие данные из биографии Эзопа. Другой историк, Гераклит Понтийский, пишет о том, что Эзоп был родом из Фракии. Его первого хозяина звали Ксанф, и он являлся философом. Но Эзоп, который был умней его, откровенно потешался над его попытками мудрствовать. Ведь Ксанф был очень глуп. О личной жизни Эзопа практически ничего не известно.
Легенды об Эзопе
Как и в случае с Гомером, исследователи спорят, был ли Эзоп реальным человеком. В 5-м веке до н. э. в Древней Греции сложилась легенда о нём. Ряд авторов упоминал его как рассказчика басен и автора популярных пословиц. Сюжеты о баснописце, которые переходили от одного автора к другому, включали два главных истории — жизнь Эзопа в рабстве и смерть от рук жителей города Дельфы.
Геродот упоминает Эзопа вскользь в рассказе о гетере Родопис. Они оба, Родопис и Эзоп, были рабами самосца по имени Иадмон. Геродот пишет, что, когда жители Дельф решили заплатить выкуп за убийство Эзопа, получателем денег стал внук Иадмона.
Позже появилось имя другого хозяина Эзопа — философ Ксанф. Предполагали, что у баснописца менялись хозяева в разное время. В «Жизнеописании Эзопа» Иадмон вообще отсутствует.
Бюст Эзопа. (wikimedia.commons)
Исходя из того, что Родопис была фракиянкой, Эзопа тоже считали выходцем из этого народа. Об этом, в частности, пишет историк 5-го века до н. э. Евгатон. Другие античные авторы полагали, что родиной баснописца была Фригия (область в Малой Азии), а сам Эзоп жил на острове Самос — сначала как раб, затем как свободный гражданин.
Аристотель в «Риторике» приводит пример участия Эзопа в политической жизни Самоса. Так, фригиец с помощью басни защитил от гнева сограждан политика-демагога. Эзоп рассказал поучительную историю о лисице, которая упала в обрыв и страдала от кусавших её клещей. Проходивший мимо ёж предложил ей помощь в избавлении от кровососов, но лиса отказалась, объяснив своё решение тем, что эти клещи уже напились крови, а новые принялись бы терзать несчастную лису с удвоенной силой.
К 5-му в. до н. э. относится первое изображение баснописца. Аттическая ваза изображает его уродливым мужчиной, беседующим с лисицей. Эзоп на этой вазе пузат, тонконог, имеет непропорционально большую голову и длинный нос.
Эзоп в окружении сюжетов из его жизни, 1489. (wikimedia.commons)
В «Осах» Аристофана один из героев начинает рассказ о том, как дельфийцы обвинили Эзопа в краже, а он в качестве ответа начал рассказывать басню о жуке. У более поздних авторов этот сюжет изложен подробнее. Дельфийцы подбросили баснописцу кубок из святилища, обвинили в краже и приговорили к казни. После беззаконного суда и казни Эзопа Аполлон покарал город, в разных версиях, чумой или голодом. Бедствие кончилось, когда дельфийцы поставили алтарь в честь Эзопа и принесли ему первые жертвы.
Сюжет об убийстве поэта и мести за него бога был популярен в Греции. Такие легенды рассказывали не только об Эзопе, но и об Орфее, Гесиоде, Архилохе.
Эзопов язык
По сути дела, все сюжеты басен пришли к нам от Эзопа, а остальные баснописцы – Крылов, и его предшественники Федр, Жан Де Лафонтен, Лессинг – лишь пересказывали его басни, добавляя подробности и облекая их в форму стихотворений с обязательным поучительным итогом в финале.
Во времена Эзопа басня еще не имела вид поэтического произведения, эзоповы басни были прозаическими. Они имели вид небольших сказок с нравоучительным иносказательным подтекстом, главные роли в которых исполняли животные или неодушевленные предметы.
Концепция басен максимально проста: персонажи схематичны и условны, язык незатейлив и приближен к разговорному. В этом малом жанре это не главное, большее значение имеет нравственный урок, который автор преподает читателю.
До Эзопа тоже существовали басни, но подобные сюжеты были введены им впервые и обрели огромную популярность, несмотря на то, что во многом высмеивали общество, его недостатки и человеческие пороки.
Также баснописец считается создателем иносказательного языка, который называют по имени его автора – эзопов язык, многие фразеологизмы, пословицы и поговорки берут из него начало.
Этот язык, иносказательные выражения, завуалированная критика сильных мира сего, их пороков и аморальных действий, с помощью которого можно было выражать свои мысли и протесты, всегда был популярен, особенно в те времена, когда говорить правду напрямую было опасно для жизни.
Оригинальные стихи Эзопа до наших дней не дошли, вероятно, изначально они были устной формой и передавались от человека к человеку, из уст в уста.
«Басни Эзопа» дошли до нас лишь в переработке более поздних греческих и римских авторов – Федра, Бабрия, Авина.
Краткие сведения о жизни и смерти
Жил ли на самом деле Эзоп доподлинно неизвестно, одни лишь догадки и обрывки фраз. Геродот, указывает в трудах, что раб Эзоп жил на острове Самос, когда правителем был царь египетский Амасис Аб –Мосе Хнубибра из династии саисской. Фараон пожертвовал тысячу талантов для реставрации сожженного храма в Дельфах. Щедрый Амасис одарил и храмы в Самосе и Линдосе. Перед смертью Эзоп рассказал басню о жуке и орле, она явилась раздражителем для дельфийцев, перед этим обвинивших раба философа в воровстве вещей из храма (из других источников известно, что на смерть философ был отправлен за подброшенную кем-то чашку). За это святотатство местные аборигены сбросили Эзопа со скалы.
Это интересно: 451,Легендарная древняя цивилизация Майя — читаем по порядку
Реальность или миф?
В настоящее время существует две точки зрения относительно личности Эзопа: это реальный мужчина или собирательный образ. Большинство информации об Эзопе носит противоречивый характер и не имеет официально исторического подтверждения. Единственным упоминанием историков о биографии Эзопа является запись Геродота о нем как о рабе. Противником ему, к примеру, выступал Мартин Лютер. Он полагал, что сборник эзоповых басен был произведениями нескольких авторов более древних басен, а образ Эзопа является плодом «поэтического сказания».
Согласно Геродоту, современником Эзопа был древнеегипетский царь Амасис (570-526 гг. до н.э.).
Сборник основных басен Эзопа (278 басен)
Эзоп стал одним из первых, кто понял что Мудрости никогда не бывает много. Его истории трактуют самые запутанные проблемы бытия. И судьба Эзопа подтверждает — мудрости мало что угрожает, разве что невежество.
|
Басни из переиздания основного эзоповского сборника
Басни Эзопа из рукописей старшей редакции
Басни из рукописей средней редакции
Басни из рукописей младшей редакции
|
Басни другой редакции | |
|
|