Сутеев «палочка

Сказка Владимира Сутеева «Палочка-выручалочка»

 
Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.
До дома далеко — идут, разговаривают.
А поперёк дороги палка лежала.
За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.
— Ах ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик, — Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул.
Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!
Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.
Заяц от удивления даже рот разинул:
— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка-через-всё-скакалочка мне помогла.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.
Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.
Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота.
Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка-из-беды-вытяга-лочка!
Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика.
Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.
Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазать не умеют.
А помочь надо.
Думал Ёжик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда.
Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.
Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
А Заяц говорит Ежу:
— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!
— Что ты! Это всё палочка-выруча-лочка-наверх-поднималочка!
Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, темнее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает.
И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!
Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может:
ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест.
Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.
Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать!..
Так и убежал, ни разу не обернувшись.
— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
— Это палочка-выручалочка-по-врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.
Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт.
Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.
До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.
— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.
Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.
Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.
Усмехнулся Ёжик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.
Заяц даже опешил:
— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалку, — он постучал себя по лбу, — а выручалка-то вот она где!
Тут всё понял Заяц:
— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!
—————————————————————-
Сказки Владимира Сутеева.Текст сказки
Палочка-выручалочка.Читаем бесплатно онлайн.
 

Читать другие сказки Сутеева.Содержание

Примерные вопросы для обсуждения сказки

Для обсуждения лучше выбрать один из «проблемных» моментов сказки: например, когда Зайчик палку пинает, а Ежик подбирает. Беседовать можно, подглядывая в картинки — так ребенку будет проще сориентироваться, вспомнить, о чем идет речь.

Беседа может выглядеть приблизительно так:

— Давай-ка вспомним, как Ежик палку нашел? Помнишь, ее Заяц пнул, да так, что она далеко улетела! А почему он ее пнул?

— Потому что рассердился.

— А почему рассердился?

— Потому что запнулся за палку и чуть не упал.

— А как ты думаешь, это палка виновата в том, что Заяц запнулся?

— Нет, сам Заяц и виноват — он сам под ноги не смотрел, поэтому и запнулся. Виноват сам, а разозлился на палку.

— Как думаешь, это правильно?

А Ежик палку подобрал. Как ты думаешь, почему?

— Наверное, он просто пожалел палочку, которую Заяц так несправедливо пнул. Может быть, он решил показать, какой полезной эта палочка может быть? Как ты думаешь, полезной она оказалась? Без нее бы они не справились! То есть кто был прав: Заяц, который палку пнул, или Ежик, который ее подобрал и приберег?

В ходе беседы не настаивайте на обязательном ответе ребенка, но и сами ответов старайтесь не давать. Если ребенок пока не может ответить на вопрос — отложите беседу до следующего раза.

Можно задать несколько наводящих вопросов, или аккуратно обратить внимание ребенка на важные детали, которые помогут ему найти правильные ответы. Если ответы ребенка отличаются от тех, которые вы «запланировали» — не спешите его исправлять, лучше попросите объяснить свое мнение

Часто бывает, что свежий взгляд на вещи позволяет ребенку взглянуть на ситуацию по-своему и сделать из нее нетипичные выводы. Это нормально, даже хорошо — свидетельствует об активной работе мысли. Не забывайте, что он — самостоятельная личность, и имеет право на собственное мнение. Но и вы свое мнение можете выразить, приведя собственные аргументы — это послужит для малыша хорошим примером диалога, обсуждения

Если ответы ребенка отличаются от тех, которые вы «запланировали» — не спешите его исправлять, лучше попросите объяснить свое мнение. Часто бывает, что свежий взгляд на вещи позволяет ребенку взглянуть на ситуацию по-своему и сделать из нее нетипичные выводы. Это нормально, даже хорошо — свидетельствует об активной работе мысли. Не забывайте, что он — самостоятельная личность, и имеет право на собственное мнение. Но и вы свое мнение можете выразить, приведя собственные аргументы — это послужит для малыша хорошим примером диалога, обсуждения.

Полезно также вырабатывать у ребенка навык пересказа текста. Для первых пересказов, как и в случае с беседой, нужно выбрать небольшой яркий отрывок: например, сцену, когда друзья спасают птенчика. Рассмотрите картинку, которая соответствует этой сцене, задайте вопросы:

— Смотри, Ежик с Зайцем птенчика нашли!

— А почему он сидит на земле, а не в гнезде? — Он выпал из гнезда!

— А вот смотри — родители птенчика. Могут они ему помочь? — Нет.

— А что они делают? Зовут на помочь, чирикают «Помогите!».

— Вспомни-ка, помогли Заяц и Ежик птенчику? А как?

Первоначально малыш будет только односложно отвечать на такие вопросы или пересказывать ситуацию по картинке. В дальнейшем, когда сама логика пересказа будет ребенком усвоена, можно предложить ему более общие вопросы:

— Как Заяц и Ежик преодолели ручей?

— Как Ежик помог Зайцу выбраться из болота?

— Что Заяц и Ежик делали, когда встретили Волка?

На такие вопросы ребенку придется отвечать более полными предложениями. Разрешите ему опираться при пересказе на картинки — убрать их можно будет потом, когда навык пересказа будет достаточно хорошо отработан.

Как читать вместе с ребенком сказку «Палочка-выручалочка»

Не спешите заваливать ребенка вопросами и заданиями — сначала просто прочитайте сказку, рассмотрите иллюстрации. Пусть ребенок задаст свои вопросы, уточнит непонятные моменты. Некоторые моменты можно разъяснить, не дожидаясь расспросов: что такое болото, трясина, почему ежик проверял перед собой дорогу палкой, почему птенчик не мог сам забраться в гнездо, почему зайчик белеет зимой и т. д. Можно привлечь к занятиям дополнительные материалы — рассмотреть книгу с разными птицами, их птенцами, гнездами; почитать другие сказки о зайчиках («Мороз и заяц», «Откуда у Зайца белая шубка»); поиграть в «болото» (прыгать с кочки на кочку); попрыгать через «реку» с палкой, подражая Ежику.

Когда ребенок хорошо познакомится с лексикой и сюжетом сказки, можно приступать к вопросам и беседам о прочитанном. Такие беседы важны для ребенка: он учится связно, грамотно говорить, выражать и отстаивать свое мнение, приводить аргументы в его защиту. Во время такой беседы взрослый должен создать для ребенка обстановку доброжелательного внимания, одобрения

Покажите, как вам интересно и важно знать мнение сына или дочери. Обязательно хвалите его за каждую высказанную мысль — даже если поначалу эти высказывания будут путаными, сбивчивыми и нелогичными

Ребенок должен понять, что к его мнению прислушиваются — это станет для него стимулом к тому, чтобы выражать его чаще и увереннее.

Мешок яблок читать

И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Не долго думая, раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать. Тут Ворона прилетела, на пенёк села и каркает: — Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!

— Напрасно каркаешь, — говорит Заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят. Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый — не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке…

И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел — перед ним Медведь стоит!

— Что у тебя там в мешке? — спросил Медведь.

Заяц пришёл в себя, открыл мешок и говорит: — Вот… Яблоки… Угощайтесь, дядя Миша! Попробовал Медведь одно яблоко. — Ничего яблочки! Освежают! — проревел он, набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой.

А Заяц — к себе домой. Идёт Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором: — Дяденька Заяц! Дайте яблочек!

Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открыть. По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.

— Куда идёшь, Колючая Голова? — спросил Заяц. — Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой. — Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много! — сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзину яблок.

Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козлятами гуляет. Их Заяц тоже яблоками оделил.

Ходил, ходил Заяц и устал. Присел было на какой-то бугорок, как вдруг… — Спасибо, дружище! — сказал Крот и исчез под землёй вместе с яблоками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: