Стихи тютчева о весне

Роль патриотических стихов в воспитании

В последние годы весьма актуальным стал вопрос патриотического воспитания детей

Наше поколение, в большинстве своём, забыло об этих чувствах, и очень важно их возродить. Это обусловлено тем, что материальные ценности стали преобладать над духовными, а это искажает представления о моральных ценностях и патриотизме

Возникает острая необходимость вернуться к истокам: традициям нашего народа и его вековым корням.

Стихи о Родине русских поэтов являются очень важной составляющей развития и ключевым инструментом в формировании ценностных ориентиров. Ведь благодаря стихотворным строкам в детских сердцах начинают формироваться «правильные» чувства

Стихотворения для детей

Родителям и педагогам необходимо с самого раннего возраста прививать детям любовь к Родине посредством чтения стихов русских поэтов. Ведь именно любовь к родному краю — одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе, а дети наиболее восприимчивы к идеям патриотизма.

Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? – Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Родина – слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это тоже Родина.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

На сегодняшний день стихи о Родине для детей включены в программы дошкольных учреждений и школьную по литературе, их часто используют при проведении внеклассных мероприятий и при проведении различных конкурсов.

Существует ряд направлений стихотворений для детей о Родине:

  1. Духовно-нравственное.
  2. Военно-патриотическое.
  3. Гражданско-правовое.
  4. Краеведческое.
  5. Историко-культурное.

«Небо бледно-голубое…»

Небо бледно-голубое Дышит светом и теплом И приветствует Петрополь Небывалым сентябрем. Воздух, полный теплой влаги, Зелень свежую поит И торжественные флаги Тихим веяньем струит. Блеск горячий солнце сеет Вдоль по невской глубине — Югом блещет, югом веет, И живется как во сне. Все привольней, все приветней Умаляющийся день,— И согрета негой летней Вечеров осенних тень. Ночью тихо пламенеют Разноцветные огни… Очарованные ночи, Очарованные дни. Словно строгий чин природы Уступил права свои Духу жизни и свободы, Вдохновениям любви. Словно, ввек ненарушимый, Был нарушен вечный строй И любившей и любимой Человеческой душой. В зтом ласковом сиянье, В этом небе голубом Есть улыбка, есть сознанье, Есть сочувственный прием. И святое умиленье С благодатью чистых слез К нам сошло как откровенье И во всем отозвалось… Небывалое доселе Понял вещий наш народ, И Дагмарина неделя Перейдет из рода в род.

Время создания стихотворения

Начать анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» стоит с истории его возникновения. На формирование Федора Ивановича как поэта и литератора повлияли многие факторы. Как только он окончил Московский университет, ему предложили работу за границей. Тютчев переезжает в Германию и становится внештатным атташе при миссии в Мюнхене. Там Федор Иванович провел 22 года. Несмотря на отдаленность от родного края, он продолжал его любить и с теплотой относиться к русской культуре и природе.

Именно воспевая красоту русских полей, рек, гор, смог выразить наиболее ярко свой талант выдающийся поэт. Перед анализом стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» нужно отметить, что оно по праву считается классическим. Выделяют две даты написания этого шедевра. Первый раз его напечатали в журнале «Галатея» (1829 г). Спустя 25 лет, уже в России, поэт внес поправки в первую строфу и добавил еще одну.

В анализе стихотворения Федора Тютчева «Весенняя гроза» стоит вспомнить, что оно относится к раннему этапу творчества мастера. Что стало поводом для написания этого сочинения, только ли впечатления от весенней грозы? Существует мнение, что на это могла повлиять влюбленность в жену Элеонору. Тютчеву тогда было 22 года, и он как раз женился. О воодушевленности поэта можно судить по последней строфе («Ты скажешь…»). Тон стихотворения очень радостный — природа оправляется от зимнего сна.

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения

Тютчев по праву считается одним из лучших русских поэтов, воспевавших в своих произведениях природу. Его лирическим стихотворениям свойственна удивительная мелодичность. Романтическое преклонение перед красотой природы, умение заметить самые незначительные детали – вот главные качества пейзажной лирики Тютчева.

Произведение было создано в 1828 г. за границей, но в середине 50-х гг. подверглось значительной авторской переработке.

Стихотворение «Весенняя гроза» — восторженный монолог лирического героя. Это образец художественного описания природного явления. Для многих поэтов весна – самое счастливое время года. С ней связывают возрождение новых надежд, пробуждение творческих сил.

В общем смысле гроза – опасное явление, связанное со страхом удара молнии. Но многие люди ждут первой весенней грозы, с которой связывают окончательную победу над зимой. Тютчев смог великолепно описать это долгожданное событие. Грозная природная стихия предстает перед читателем веселым и радостным явлением, несущим в себе обновление природы.

Весенний дождь смывает не только грязь, оставшуюся после суровой зимы. Он очищает людские души от всех негативных эмоций. Наверно, каждый в детстве стремился попасть под первый дождик.

Первую грозу сопровождает «весенний… гром», отдающийся в сознании лирического героя прекрасной музыкой. В звучащую природную симфонию добавляются журчание ручьев и пение птиц. Вся растительность и животный мир торжествуют при этих звуках. Человек также не может остаться равнодушным. Его душа сливается с природой в единой мировой гармонии.

Размер стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Тютчев использует разнообразные выразительные средства. Эпитеты выражают светлые и радостные чувства («первый», «голубом», «проворный»). Глаголы и деепричастия усиливают динамику происходящего и часто являются олицетворениями («резвяся и играя», «бежит поток»). Для стихотворения в целом характерно большое количество глаголов движения или действия.

В финале поэт обращается к древнегреческой мифологии. Это подчеркивает романтическую направленность творчества Тютчева. Использование эпитета «высокого» стиля («громокипящий») становится заключительным торжественным аккордом в природном музыкальном произведении.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало классическим, а его первая строка «Люблю грозу вначале мая» часто употребляется в качестве крылатого выражения.

Поэзия, воспевающая родной край

Стихи о родной земле полны патриотизма. Они учат доброму и светлому. Их читают малышам, чтобы развить в них чувство прекрасного, научить художественному слову, привить любовь к семье и родному городу.

Люблю тебя, мой отчий край родной, Березок перелески не густые, Речушку, что бежит там под горой, И журавлей, летящих вновь в Россию! Люблю я все: и реки, и поля, И травы эти, и леса густые! Ведь это ты, моя, моя Земля! Кусочек дорогой моей России!

Л. Ежель

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Край родной, как ты чудесен! Под горой бежит река И уносит нашу песню В сень далёкого леска. Мы с тобою породнились, Как река и берега. Предки здесь за землю бились, Защищали от врага. И пока в душе есть силы, Крепь – в руках и зоркий глаз, За тебя, край, сердцу милый, Биться будем и сейчас. На горе окопы – фронтом: До сих пор не заросли. Под горой – до горизонта Воды синие легли. Облака плывут над кручей. Где-то льётся тёплый дождь. Что быть может в мире лучше, Той земли, где ты живёшь? Нет прекраснее природы Чем в сторонке дорогой. Облака уйдут и воды. Мы останемся с тобой.

В. Тяптин

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Край родной: Краюха хлеба, Вкус парного молока, Тянет клевером из хлева И крапивою слегка. Лижет тёплыми лучами Солнце сонное лицо. Кошка выйдет из чулана, Ляжет рядом на крыльцо. Где я только в мире не был. Только нА сердце одно — Васильковый лен до неба, Добрый лес И дом родной.

Ю. Соловьев

Анализ стихотворения «Весна» Тютчева

Стихотворение «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины») было написано Федором Ивановичем Тютчевым в 1838-1839 гг. В это время в жизни поэта произошли трагические события. Его жена и дети отправились на пароходе «Николай I» в Турин. По пути пароход загорелся, жене и детям Тютчева удалось спастись, однако вскоре из-за нервного потрясения, подорвавшего ее здоровье, супруга поэта скончалась, оставив его одного с детьми на руках.

После этой трагедии поэт и пишет стихотворение «Весна», в котором поднимаются основные темы его творчества — природа и ее связь с человеческой жизнью. Несмотря на тяжелые жизненные события, Тютчев не потерял свою любовь ко всему живому и способность восхищаться красотой окружающего мира. Поэт в красках описывает наступающую весну, придает ей черты прекрасного живого существа, сравнивает ее с богиней

Особое внимание уделяется тому, что весна, несмотря на всю свою силу, равнодушна к человеческим бедам и горестям, прошлому и настоящему, она наступает всегда, когда приходит ее время и приносит с собой красоту независимо от того, что чувствует человек. В стихотворении ощущаются одновременно и грустные, и торжественные настроения

Как бы ни страдал человек, приход весны способен улучшить его состояние, помочь ему, поддержать, ведь страдание не бесконечно, и рано или поздно закончится. А вечная, прекрасная весенняя природа, расцветающая и наполняющаяся жизнью, способна помочь человеку вновь почувствовать радость и тоже наполниться жизнью.

Стихотворный размер произведения — обычный для поэзии Тютчева четырехстопный ямб. Произведение наполнено эпитетами, с помощью которых демонстрируется вся красота весны («благоухающие слезы», «кончины неизбежной», «животворный океан», «страдальческую грудь»), метафорами («гнетет рука судьбины», «томит людей обман», «вздыхают розы»). Встречаются сравнения («свежа, как первая весна», «жизнь, как океан безбрежный»). В стихотворении используются как женская, так и мужская рифма, чтобы показать противопоставление человека и природы. Природа вечна, прекрасна и, несмотря на всю свою красоту, равнодушна, а жизнь человека ограничена и далеко не всегда наполнена лишь радостью и удовольствием. Но человек, глядя на окружающую весеннюю природу, тоже получает частичку ее красоты, наполняется ее энергией, и жить становится легче, несмотря на все проблемы. Эта связь природы и человека — одна из основных тем в творчестве Тютчева.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Анализ стихотворения

Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта.

Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.

Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения.

Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.

Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи. Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!».

Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении. Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.

В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой. Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.

Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

Анализ стихотворения «Весна»

На протяжении всего творческого пути, весна для Фёдора Ивановича Тютчева была сопоставима с особой жизненной силой, дарующей человеку непреодолимое облегчение и желание жить. Несколько стихотворений, посвященных этому времени года, были написаны поэтом в период с 1820 по 1830 год. Писатель и поэт Иван Яковлевич Франко, прочитав стихи Тютчева, описывающие весеннюю пору, смело заявлял, что это вершина мировой литературы. Множество великих поэтов и критиков восхищались умением этого лирического автора, философски выражать свои мысли и чувства к замечательному времени года, проникнутому первыми теплыми лучами и пением перелетных птиц, спешивших вернуться на родные земли с живописными пейзажами и ароматным свежим воздухом.

В ярком и мелодичном стихотворении Тютчева «Весна», представлен лирический персонаж, приветствующий с особым восторгом приход этого времени года. Сам мотив произведения имеет несколько возвышенные нотки, поднимающие настроение и эмоциональный фон. Художественная выразительность построена на риторических восклицаниях автора, желающего как можно ярче передать свои радостные чувства, проявляемые в период прихода долгожданной весны.

Весна в стихотворении Тютчева имеет непрерывную связь с любовью, и это прекрасное слово просматривается в поэтическом творении автора несколько раз. Здесь присутствуют насыщенные образы представителей этого сезона, а в самом сюжете четко улавливается очевидный смысл – весна, любовь, радость, гармония и молодость…

В отличие от других лирических произведений Тютчева, в этом стихотворении отсутствует привычные пейзажи, но это исключение автор искусно заменяет изображением некоторых весенних примет: первые теплые лучи солнца растворяют холодный снег, уступая место ароматным цветам, произрастающим из промерзлой за долгие месяцы земли. Преобразуются деревья, одевающие прелестные зеленые наряды. Признаки весны описаны поэтом достаточно грамотно и интересно, читатель вдохновляется каждой строчкой этого восхитительного стихотворения, чувствуя особый наплыв радостных эмоций и сил, дарующих желание действовать и жить на этой чудесной земле.

Композиция

Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт использует не только зрительные образы, но и звуковые: вся природа весело повторяет за громом различные звуки: лесные и горные.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвёртом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю дождь, молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь всё так же. Таким образом, образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Весенняя гроза» действительно невелика, ведь поэт стремился сказать самые главные слова, сосредоточенные вокруг одной идеи:

  1. Основная тема грозы в тексте Тютчева неразрывно связана с темой молодости и обновления. Мастер пейзажной лирики, поэт создает невероятно живую и привлекательную картину, где читатель не только видит краски природы, но слышит звуки и запахи, сопровождающие первую лесную грозу.
  2. В финале Тютчев вводит в стихотворение древнегреческий сюжет про «ветреную Гебу» и таким образом дополнительно расширяет тематику произведения. Это позволяет поэту подчеркнуть вечность и цикличность природы, одинаково чарующей и вдохновляющей разные культуры и эпохи.
  3. Настроение стихотворения «Весенняя гроза» — приподнятое, веселое и позитивное, как сама весна.

Проблематику стихотворения «Весенняя гроза» можно вывести из его структуры.

В первой строфе поэт признается в любви к весенней грозе и подготавливает к восприятию основной картины. Вторая и третья строфы изображают образную картину самой грозы, где каждая черта подчеркнуто свежая и живая, где раскаты грома и лесной гам сливаются в единый радостный гимн весне и обновлению. Наконец, завершающая строфа сравнивает природное явление с мифологическим древним сюжетом.

Поэт затрагивает в своем стихотворении проблему вечной взаимосвязи всего живого, поэтому громовые раскаты у него так похожи на юных живых существ, которым свойственно резвиться и просто радоваться наступлению нового дня.

Анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Весна»

Федор Тютчевпо праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне, в творчества этого автора также прослеживаются исконно славянские традиции стихосложения.

Примером этому является произведение «Весна», написанное Федором Тютчевымв 1821, незадолго до поездки в Мюнхен для прохождения дипломатической службы. Это произведение относится к раннему периоду творчества поэта, оно было создано, когда автору еще не исполнилось 18 лет. Поэтому неудивительно, что стихотворение выдержано в духе русского классицизма и написано высоким слогом, который характерен для од.

Произведение «Весна» Федор Тютчев посвятил своим друзьям юности, поэтому оно носит форму обращения к людям, с которыми поэта связывают теплые отношения. Образ весны в произведении при этом выступает лишь благоприятным фоном, который помогает создать общее настроение, восторженное и оптимистичное.

Данное время года Федор Тютчев неслучайно сравнивает с молодостью. Автор проводит параллель между расцветом природы и безудержной энергией, которая наполняет душу и тело вчерашних подростков, вступающих в самостоятельную жизнь. При этом весенние метаморфозы находят живой отклик в сердце поэта, они созвучны его настроению и мироощущению. Поэтому поэт призывает своих друзей в полной мере впитать красоту и чистоту окружающего мира, насладиться «яркими лучами любви, восторга и весны».

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется некая легкость и беззаботность. В итоге содержание произведения, радужное и восторженное, контрастирует с достаточно громоздкой и несколько вычурной формой. Этот контраст словно бы подчеркивает разницу между мечтами и надеждами молодых людей, далеко не всем из которых суждено сбыться, и реальностью, с которой каждому из них придется столкнуться во взрослой жизни. Уже в столь юном возрасте Федор Тютчев осознает, что молодость – это лишь краткий миг, которым нужно успеть насладиться сполна, чтобы впоследствии воспоминания и ощущения той безмятежности, которую довелось испытать, согревали душу все оставшиеся годы. Автор призывает своих друзей порхать «по светлым счастия цветам», которые очень скоро пожухнут и увянут под бременем повседневных «взрослых» забот.

Но до тех пор, пока период становления молодых людей не завершен, сама природа дарит им удивительную возможность в полной мере ощутить гармонию и душевное равновесие, насладиться удивительным чувством свободы, когда детство уже закончено, а самостоятельная жизнь, наполненная проблемами, тревогами и необходимостью нести ответственность за каждый свой поступок, еще не началась. Это – время, когда «жизни сладость» бьет ключом, создавая иллюзию того, что так будет всегда. Однако Федор Тютчев достаточно разумеет, чтобы понимать – юные годы никогда не возвратятся, оставив в душе легкий привкус ностальгии, склонность к мечтательности и воспоминания о весне, которая пусть ненадолго, но все же позволила каждому из нас стать по-настоящему счастливым.

Последняя строфа стихотворения содержит очень образную и яркую метафору. В ней поэт сравнивает весну с луговым цветком, который ребенок в порыве нежной любви приносит своей матери. Точно также же сама жизнь дарит нам бесценный подарок в виде молодости, которая полна новых открытий и признаний. Сохранив удивительное чувство гармонии и совершенства в собственной душе на долгие годы, можно, по убеждению автора, в полной мере постичь красоту окружающего мира и научиться жить с ним в ладу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: