Александр пушкин: стихи

Буйство воды

Персонифицированная в образе Невы вода сначала предстает перед читателем как побеждаемая стихия: «Нева металась, как больной». Затем автор изображает ее в образе зверя, который крушит и сметает все на своем пути. Разрушения после наводнения похожи на последствия «бессмысленного и беспощадного» бунта. Вот и судьбы людей попадают в зависимость от стихии. Она отнимает со слепой неразборчивостью самого дорогого человека у Евгения, героя поэмы «Медный всадник». Образ Петербурга теперь видится ему беспощадным, губительным. Жизнь Евгения теряет всякий смысл, он не может справиться с несчастьем и сходит с ума. В лице этого героя отражается роковая обреченность и закономерность судеб и других «маленьких людей», существование которых всецело зависит от геополитических устремлений власти и царя. Когда Петр Первый решил основать новую столицу, он думал в целом о народе и государстве, но не о каждом конкретном человеке.

Так, образ Петербурга в поэме «Медный всадник» раскрывает одна из составляющих – «маленький человек», униженный и зависимый.

Москва… Как много в этом звуке

Александр Пушкин родился и жил в Москве до 12 лет — до поступления в Царскосельский лицей. В московском «Вестнике Европы» он впервые опубликовал свое стихотворение — «К другу-стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру.

Здесь Александр Пушкин встречался с Николаем I после его коронации. После аудиенции высланный из Петербурга поэт смог вернуться в столицу. В письме к Прасковье Осиповой он писал: «пошлость и глупость обеих наших столиц равны, хотя и различны». Однако Пушкин-поэт посвятил родному городу теплые строки в «Евгении Онегине»:

В 1828 году во время визита в Москву Александр Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Они обвенчались и некоторое время жили на Арбате — сейчас в этом доме работает мемориальный музей.

Стихи про Санкт-Петербург для детей: лучшие

Сайт «Мама может все!» собрал самые красивые стихи про Санкт-Петербург для детей. Санкт-Петербург один из красивейших российских городов, его легко узнать по разводным мостам и фонтанам. Эта подборка стихов понравится как взрослым, так и детям.

***

Очень просто сесть в трамвай И сказать: «Вези давай!» Очень просто сесть в такси И сказать: «Давай вези!»

Ну а если вам не к спеху, Если город вам знаком, Интереснее – не ехать, Интереснее – пешком!

***

Прогулка

Одеты не по-зимнему – Уже совсем по-летнему, Проходим мимо Зимнего, Идем мы к саду Летнему.

Туда идем, где невскою Волной гранит исхлестан, Потом пойдем по Невскому И погуляем просто.

***

Белая ночь

Небо хрустальное сине. Тихие звезды, мерцая, Светят небесной пустыне В ночи тоскливые мая.

Сонная грезит столица. И отразились устало Темные бледные лица В зеркале темном канала.

***

Санкт-Петербург – гранитный город, Взнесенный славой над Невой, Где небосвод давно распорот – Адмиралтейскою иглой!

Как явь, вплелись твои туманы Виденья двухсотлетних снов, О, самый призрачный и странный Из всех российских городов!

Недаром Пушкин и Растрелли Сверкнувши молнией в веках, Так титанически воспели Тебя в граните и в стихах!

И – майской ночью в белом дыме, И – в завываньи зимних пург- Ты – всех прекрасней,- несравнимый Блистательный Санкт-Петербург!

***

Чугунное кружево

А это что за кружева Видны там впереди? К решетке-чуду поскорей Поближе подойди.

Как в сказке замерли цветы. Волшебник, кто же он? Давным-давно все это сплел Из чугуна Фельтон.

***

Над Невой

Открылась мне в ночную пору Дворцов и шпилей красота, Когда я на великий город Смотрел с Литейного моста.

В широкой глади отражала Нева сияние огней. И ни одна река планеты Не выдержит сравненья с ней.

***

Прекрасный Летний сад

На свете много есть чудес. Но вот прекрасный сад: С деревьями в одном ряду Скульптуры там стоят.

А вдалеке, по глади вод, Вокруг пруда большого, Два белых лебедя плывут, Приветствуя любого.

Дорожки чинно нас ведут Вдоль мраморных богов. В тенистом чудном уголке Сидит поэт Крылов.

***

Петропавловская крепость

Ветра вой и волн свирепость, Всё видала, всё снесла Петропавловская крепость, Тучи рвущая игла…..

Как хитро придумал кто-то В недалёкой старине: В синем небе позолота, Казематы в глубине.

Медный всадник

В этой поэме много строк, которые посвящены описанию города. Приведем самые яркие.

На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный чёлнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел.                И думал он:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложенНа зло надменному соседу.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море.Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе.Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блатВознесся пышно, горделиво;Где прежде финский рыболов,Печальный пасынок природы,Один у низких береговБросал в неведомые водыСвой ветхой невод, ныне тамПо оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся;В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Темно-зелеными садамиЕе покрылись острова,И перед младшею столицейПомеркла старая Москва,Как перед новою царицейПорфироносная вдова.Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла,И, не пуская тьму ночнуюНа золотые небеса,Одна заря сменить другуюСпешит, дав ночи полчаса.Люблю зимы твоей жестокойНедвижный воздух и мороз,Бег санок вдоль Невы широкой,Девичьи лица ярче роз,И блеск, и шум, и говор балов,А в час пирушки холостойШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой.Люблю воинственную живостьПотешных Марсовых полей,Пехотных ратей и конейОднообразную красивость,В их стройно зыблемом строюЛоскутья сих знамен победных,Сиянье шапок этих медных,На сквозь простреленных в бою.Люблю, военная столица,Твоей твердыни дым и гром,Когда полнощная царицаДарует сына в царской дом,Или победу над врагомРоссия снова торжествует,Или, взломав свой синий лед,Нева к морям его несетИ, чуя вешни дни, ликует.Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо как Россия,Да умирится же с тобойИ побежденная стихия;Вражду и плен старинный свойПусть волны финские забудутИ тщетной злобою не будутТревожить вечный сон Петра!

«Современник»

В этих условиях он находит выход, разом решающий многие проблемы. Он основывает журнал, названный «Современником». В нём печатались произведения Николая Гоголя, Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского. Тем не менее читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. В четвёртом томе «Современника» был, наконец, напечатан роман «Капитанская дочка». Тем же устремлением к будущим поколениям вдохновлено и итоговое стихотворение Пушкина, восходящее к Горацию, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (август 1836).

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Над омраченным ПетроградомДышал ноябрь осенним хладом.Плеская шумною волнойВ края своей ограды стройной,Нева металась, как больнойВ своей постеле беспокойной.Уж было поздно и темно;Сердито бился дождь в окно,И ветер дул, печально воя.В то время из гостей домойПришел Евгений молодой…Мы будем нашего герояЗвать этим именем. ОноЗвучит приятно; с ним давноМое перо к тому же дружно.Прозванья нам его не нужно,Хотя в минувши временаОно, быть может, и блисталоИ под пером КарамзинаВ родных преданьях прозвучало;Но ныне светом и молвойОно забыто. Наш геройЖивет в Коломне; где-то служит,Дичится знатных и не тужитНи о почиющей родне,Ни о забытой старине.

288

Итак, домой пришед, ЕвгенийСтряхнул шинель, разделся, лег.Но долго он заснуть не могВ волненье разных размышлений.О чем же думал он? о том,Что был он беден, что трудомОн должен был себе доставитьИ независимость и честь;Что мог бы бог ему прибавитьУма и денег. Что ведь естьТакие праздные счастливцы,Ума недальнего, ленивцы,Которым жизнь куда легка!Что служит он всего два года;Он также думал, что погодаНе унималась; что рекаВсё прибывала; что едва лиС Невы мостов уже не снялиИ что с Парашей будет онДни на два, на три разлучен.Евгений тут вздохнул сердечноИ размечтался, как поэт:

«Жениться? Мне? зачем же нет?Оно и тяжело, конечно;Но что ж, я молод и здоров,Трудиться день и ночь готов;Уж кое-как себе устроюПриют смиренный и простойИ в нем Парашу успокою.Пройдет, быть может, год-другой —Местечко получу, ПарашеПрепоручу семейство нашеИ воспитание ребят…И станем жить, и так до гробаРука с рукой дойдем мы оба,И внуки нас похоронят…»

Так он мечтал. И грустно былоЕму в ту ночь, и он желал,

289

Чтоб ветер выл не так унылоИ чтобы дождь в окно стучалНе так сердито…       Сонны очиОн наконец закрыл. И вотРедеет мгла ненастной ночиИ бледный день уж настает… Ужасный день!       Нева всю ночьРвалася к морю против бури,Не одолев их буйной дури…И спорить стало ей невмочь…Поутру над ее брегамиТеснился кучами народ,Любуясь брызгами, горамиИ пеной разъяренных вод.Но силой ветров от заливаПерегражденная НеваОбратно шла, гневна, бурлива,И затопляла острова,Погода пуще свирепела,Нева вздувалась и ревела,Котлом клокоча и клубясь,И вдруг, как зверь остервенясь,На город кинулась. Пред неюВсё побежало, всё вокругВдруг опустело — воды вдругВтекли в подземные подвалы,К решеткам хлынули каналы,И всплыл Петрополь как тритон,По пояс в воду погружен.

Осада! приступ! злые волны,Как воры, лезут в окна. ЧелныС разбега стекла бьют кормой.Лотки под мокрой пеленой,Обломки хижин, бревны, кровли,Товар запасливой торговли,Пожитки бледной нищеты,Грозой снесенные мосты,

290

Гроба с размытого кладбищаПлывут по улицам!          НародЗрит божий гнев и казни ждет.Увы! всё гибнет: кров и пища!Где будет взять?       В тот грозный годПокойный царь еще РоссиейСо славой правил. На балкон,Печален, смутен, вышел онИ молвил: «С божией стихиейЦарям не совладеть». Он селИ в думе скорбными очамиНа злое бедствие глядел.Стояли стогны озерами,И в них широкими рекамиВливались улицы. ДворецКазался островом печальным.Царь молвил — из конца в конец,По ближним улицам и дальнымВ опасный путь средь бурных водЕго пустились генералы Спасать и страхом обуялыйИ дома тонущий народ.

Тогда, на площади Петровой,Где дом в углу вознесся новый,Где над возвышенным крыльцомС подъятой лапой, как живые,Стоят два льва сторожевые,На звере мраморном верхом,Без шляпы, руки сжав крестом,Сидел недвижный, страшно бледныйЕвгений. Он страшился, бедный,Не за себя. Он не слыхал,Как подымался жадный вал,Ему подошвы подмывая,Как дождь ему в лицо хлестал,Как ветер, буйно завывая,С него и шляпу вдруг сорвал.

291

Его отчаянные взорыНа край один наведеныНедвижно были. Словно горы,Из возмущенной глубиныВставали волны там и злились,Там буря выла, там носилисьОбломки… Боже, боже! там —Увы! близехонько к волнам,Почти у самого залива —Забор некрашеный, да иваИ ветхий домик: там оне,Вдова и дочь, его Параша,Его мечта… Или во снеОн это видит? иль вся нашаИ жизнь ничто, как сон пустой,Насмешка неба над землей?

И он, как будто околдован,Как будто к мрамору прикован,Сойти не может! Вкруг негоВода и больше ничего!И, обращен к нему спиною,В неколебимой вышине,Над возмущенною НевоюСтоит с простертою рукоюКумир на бронзовом коне.

Сочинение 2

Прекрасное название Санкт-петербург несет в себе столько воспоминаний и смысла. Это культурная столица России. Не зря этот город так называют, его прекрасные улицы даже в самое темное время суток необыкновенно красивы, архитектурные здания просто не описать словами. Каждый человек в своей жизни хоть раз должен побывать в это прекрасном месте. Этот город основал Петр Первый. Санкт-Петербург является родиной великого поэта А.С.Пушкина. В истории этого города есть не только положительные, а и отрицательные моменты, такие как: гибель крестьян, возводивших города на берегах реки Невы. Санкт-Петербург стал прекрасной темой для многих произведение великих писателей и поэтов. Каждый по разному раскрывает особенности этого города.

Именно Санкт-Петербург является центральным образом произведения «Медный всадник». Жизнь, это время, которое постоянно бежит и течет. И жизнь Санкт-петербурга не застывает ни на мгновение. Ее перемены так же не предсказуемы как и у человека, то она тихая, размеренная и спокойная, то бушует и странствует над городом и может обрушиться в виде бедственного наводнения. Как уже было сказано, Великий город основан Петром Первым, он построил этот город, но построил на костях людей. От этого он становится страшен и загадочен. Жизнь города как монета, имеет две стороны, одна мирная и спокойная, другая буйная и никто не может совладать с ней.

Расположение города на берегу Невы символизирует высоту человека над природой. Но это только на первый взгляд. Река не дает себя во власть народу и время от времени люди закованы в подчинении стихии. Под влиянием этого явления любимая героя Евгения погибает, утонув в наводнении. Его это сводит с ума.

С одной стороны, город построенный на реке Нева это достоинство человека. Прекрасные архитектурные постройки такие как: музеи, дворцы, здания являются торжественными памятниками архитектурного строения человека. Так же автор не забывает про прекрасные длинные белые ночи, как можно не упомянуть ту красоту, которая твориться и заставляет радоваться глаз.

Но не все так хорошо как казалось. Санкт-петербург опасен для своих подопечных, жителей города. А.С.Пушкин посвящает все произведение судьбе «маленького» человека, ведь нельзя обойти столь важную тему стороной. Среди красивых архитектурных зданий есть трухлявые постройки, в которых живут люди. Природа берет власть над городом.

Много тайн хранит в себе город Санкт-Петербург, Эту мысль пытается донести нам автор.

Двойственность

Во многих произведениях А. С. Пушкина Петербург воспевается. Знаменитые строки из поэмы «Медный всадник» выражают авторское отношение: «Люблю тебя, Петра творенье».

Но Петербург оценивается А. С. Пушкиным неоднозначно. В стихотворении «Город пышный, город бедный» (1828) говорится о том, что в Петербурге витает «дух неволи», там наблюдается «скука, холод».

А. С. Пушкин описывает не только величественный Петербург, но и Петербург низкий.

Такое противоречивое отношение к Петербургу связано с тем, что А. С. Пушкин после Южной ссылки и Северной ссылки вернулся в Петербург (1827 г.) и стал свидетелем совершенно другой обстановки. А. С. Пушкин чувствовал себя несвободным.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Взаимоотношения людей рассуждение ЕГЭ Каждый день нас сталкивает с теми или иными людьми, с которыми завязываются или продолжаются какие – то отношения. Что же характерно для этих взаимоотношений?
  • Сочинение Влияют ли детские мечты на выбор профессии? Детство — важная пора в жизни каждого человека. В этот период ребенок познает мир, в нем формируются важные качества. В детстве каждый ребенок мечтает о том, кем он хочет стать. Одни хотят стать президентом
  • Сочинение по картине Маковского В.Е. В сельской школе (описание)
  • Сочинение Какова роль отца в жизни ребенка? Итоговое С раннего детства родители формируют мировоззрение своего ребенка. Каким оно будет, зависит от их воспитания, от поведения в семье. Нельзя выделить, кто главнее в вопросе воспитания: папа или мама. Так или иначе, именно от них зависит, какими мы вырастем.
  • Главные герои произведения Кот в сапогах Сказка замечательного французского сказочника Шарля Перро рассказывает о том, как сообразительный и находчивый кот сделал своего хозяина успешным и богатым человеком.

Александр Сергеевич Пушкин стихи про осень

Категория: Поздравления » СтихиУнылая пора! Очей очарованье!…Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.

***


Уж небо осенью дышало..

.

Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливый караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.

***


Осеннее утро

Поднялся шум; свирелью полевойОглашено мое уединенье,И с образом любовницы драгойПоследнее слетело сновиденье.С небес уже скатилась ночи тень.Взошла заря, блистает бледный день —А вкруг меня глухое запустенье…Уж нет ее…

я был у берегов,Где милая ходила в вечер ясный;На берегу, на зелени луговЯ не нашел чуть видимых следов,Оставленных ногой ее прекрасной.Задумчиво бродя в глуши лесов,Произносил я имя несравненной;Я звал ее — и глас уединенныйПустых долин позвал ее в дали.

Уж осени холодною рукоюГлавы берез и лип обнажены,Она шумит в дубравах опустелых;Там день и ночь кружится желтый лист,Стоит туман на волнах охладелых,И слышится мгновенный ветра свист.Поля, холмы, знакомые дубравы!Хранители священной тишины!Свидетели моей тоски, забавы!Забыты вы… до сладостной весны!

***


Осень

Октябрь уж наступил — уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.Журча ещё бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.

ИИТеперь моя пора: я не люблю весны;Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,Ведь это наконец и жителю берлоги,Медведю, надоест. Нельзя же целый векКататься нам в санях с Армидами младымиИль киснуть у печей за стёклами двойными.ИВОх, лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;Лишь как бы напоить, да освежить себя —Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,И, проводив её блинами и вином,Поминки ей творим мороженым и льдом.ВДни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье роднойК себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,Из годовых времён я рад лишь ей одной,В ней много доброго; любовник не тщеславный,Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.ВИКак это объяснить? Мне нравится она,Как, вероятно, вам чахоточная деваПорою нравится. На смерть осуждена,Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

ВИИУнылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдалённые седой зимы угрозы.

ВИИИИ с каждой осенью я расцветаю вновь;Здоровью моему полезен русской холод;К привычкам бытия вновь чувствую любовь:Чредой слетает сон, чредой находит голод;Легко и радостно играет в сердце кровь,Желания кипят — я снова счастлив, молод,Я снова жизни полн — таков мой организм(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

ИXВедут ко мне коня; в раздолии открытом,Махая гривою, он всадника несёт,И звонко под его блистающим копытомЗвенит промёрзлый дол и трескается лёд.Но гаснет краткий день, и в камельке забытомОгонь опять горит — то яркий свет лиёт,То тлеет медленно — а я пред ним читаюИль думы долгие в душе моей питаю.XИ забываю мир — и в сладкой тишинеЯ сладко усыплён моим воображеньем,И пробуждается поэзия во мне:Душа стесняется лирическим волненьем,Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,Излиться наконец свободным проявленьем —И тут ко мне идёт незримый рой гостей,Знакомцы давние, плоды мечты моей.XИИ мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы лёгкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,Минута — и стихи свободно потекут.Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползутВверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Долгое ожидание публикации

Из произведения видно, что отношение к Петру у Пушкина неоднозначное. С одной стороны, преобразования дали начало новому успешному государственному строю, развитию экономики, международных отношений, преобразованию города. Но с другой стороны, реформации привели к разорению многих людей, угнетению и унижению. К последним относил себя и сам Пушкин, на которого легло бремя обеспечения своего разорившегося семейства. Отчасти такое положение дел стало предпосылкой для написания достаточно критичной и суровой поэмы.

Александр Сергеевич начал повествование с описания города. Оно полно контрастов и противоречий. Изначально город предстает как пустыня, по которой гуляет ветер. Но при этом творящийся хаос — естественный строй, назначенный природой. Затем же с приходом Петра место преображается: человек поборол пустошь, возвел дворцы, своды, мосты. Казалось бы, люди усмирили природу, но так ли это?

Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году и передана на цензуру самому Николаю I. Произведение вернули с большим количеством правок. Пушкин отказался вносить изменения. Через год было опубликовано лишь вступление, но быстро разлетелись слухи о неизвестной петербургской повести. В августе 1836 года писатель решается внести необходимые правки. Возможно, это было связано с тем, что бытовало мнение об окончании пушкинской литературной эпохи. Но кроме этого, Александр Сергеевич остро нуждался в деньгах и поддержке государя, в семье были проблемы — все это подкосило моральный дух писателя.

«Медный всадник» был опубликован в «Современнике» в полном виде уже после трагической гибели поэта в 1837 году. Для многих почитателей творчества Пушкина поэма стала настоящим откровением. В ней Александр Сергеевич в полной мере выразил любовь к городу, отношению к происходящему в стране. Поэтический образ Петербурга до сих пор является гимном любви и привязанности к городу:

Что мы узнали?

С 1817 года А. С. Пушкин живет и весело проводит время в Петербурге, где работает над многими произведениями: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Руслан и Людмила» (1819). Свободолюбивые произведения стали причиной того, что А. С. Пушкин вынужденно покидает Петербург в 1820 году. Образ Петербурга отражается в произведениях А. С. Пушкина: это и величественный, и низкий Петербург. С Петербургом связан и 1827 год, когда А. С. Пушкин вернулся из ссылок в Петербург и почувствовал себя там несвободным, и период 1831-1837 гг, когда А. С. Пушкин жил в Царском Селе. Под Петербургом писатель и поэт был убит в дуэли с Дантесом.

Вступление

На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный чёлнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел.                И думал он:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложенНа зло надменному соседу.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море.Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе.Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блатВознесся пышно, горделиво;Где прежде финский рыболов,Печальный пасынок природы,Один у низких береговБросал в неведомые водыСвой ветхой невод, ныне тамПо оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся;В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Темно-зелеными садамиЕе покрылись острова,И перед младшею столицейПомеркла старая Москва,Как перед новою царицейПорфироносная вдова.Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла,И, не пуская тьму ночнуюНа золотые небеса,Одна заря сменить другуюСпешит, дав ночи полчаса.Люблю зимы твоей жестокойНедвижный воздух и мороз,Бег санок вдоль Невы широкой,Девичьи лица ярче роз,И блеск, и шум, и говор балов,А в час пирушки холостойШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой.Люблю воинственную живостьПотешных Марсовых полей,Пехотных ратей и конейОднообразную красивость,В их стройно зыблемом строюЛоскутья сих знамен победных,Сиянье шапок этих медных,На сквозь простреленных в бою.Люблю, военная столица,Твоей твердыни дым и гром,Когда полнощная царицаДарует сына в царской дом,Или победу над врагомРоссия снова торжествует,Или, взломав свой синий лед,Нева к морям его несетИ, чуя вешни дни, ликует.Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо как Россия,Да умирится же с тобойИ побежденная стихия;Вражду и плен старинный свойПусть волны финские забудутИ тщетной злобою не будутТревожить вечный сон Петра!Была ужасная пора,Об ней свежо воспоминанье…Об ней, друзья мои, для васНачну свое повествованье.Печален будет мой рассказ.

Москва… Как много в этом звуке

Александр Пушкин родился и жил в Москве до 12 лет — до поступления в Царскосельский лицей. В московском «Вестнике Европы» он впервые опубликовал свое стихотворение — «К другу-стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру.

Здесь Александр Пушкин встречался с Николаем I после его коронации. После аудиенции высланный из Петербурга поэт смог вернуться в столицу. В письме к Прасковье Осиповой он писал: «пошлость и глупость обеих наших столиц равны, хотя и различны». Однако Пушкин-поэт посвятил родному городу теплые строки в «Евгении Онегине»:

В 1828 году во время визита в Москву Александр Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Они обвенчались и некоторое время жили на Арбате — сейчас в этом доме работает мемориальный музей.

Молодой Пушкин

Однажды в Петербурге молодой Пушкин, на потеху себе и своим приятелям, побывал у немки-гадалки по имени Кирхгоф. Старушка предсказала ему много того, что сбылось в ближайшее время, и предрекла смерть в 37-летнем возрасте от белого коня или от белой головы, впрочем, если Александр перемахнёт этот возраст, — умрёт от старости. Это предсказание Александр Сергеевич запомнил навсегда.

С каждым днем популярность Пушкина росла: он был членом литературного кружка «Арзамас» и общества «Зелёная лампа», его стихи зачитывали наизусть, он близко дружил с Жуковским и Чаадаевым. Александр Сергеевич любил шутить и эпатировать, был завсегдатаем театров и шумных вечеринок; при этом в широком кругу наотрез отказывался читать вслух и не был мастаком в этом деле.

Ввиду отсутствия денег многие отмечают небрежность в его одежде. Фирменным знаком поэта стали его всегда ухоженные длинные ногти, чистые и опрятные. Про Пушкина говорили, что он мал ростом, но фигуру имел стройную и подтянутую, сказывались долгие пешие прогулки и езда верхом; лицо не привлекательное, но выразительное.

Вспыльчивый и неугомонный, он был заядлым дуэлянтом, много тренировался на пистолетах и потому был отличным стрелком. Без устали его фантазия рождала эпиграммы. Он активно занимается изучением русского языка, наращивая виртуозное обращение со словом. За 3 года в Петербурге была написана первая резонансная поэма «Руслан и Людмила».

В 1820-м до императора доходит информация о вольнодумных и резких произведениях поэта. В обществе прокатился слух, что Пушкина привели в тайную канцелярию и хорошенько высекли. На самом деле граф Милорадович вызвал поэта к себе и велел отчитаться. Источник утверждает, что Александру Сергеевичу, возможно, и грозила ссылка в Сибирь или на Соловки, но всё же Александр I ограничился переводом Пушкина по его чиновничьим делам на юг. Ходили слухи, что ссылку активно протежировал Аракчеев, но влияние и авторитет Карамзина спасли поэта от тяжёлой участи. Пушкину выдали 1 тыс. руб., взяли с него обещание не писать ничего против власти и отправили в дорогу. В итоге за время высылки Пушкин побывал: в Екатеринославе, Кишинёве, Каменке, Киеве, Одессе и на Кавказе (который вдохновил его на написание «Кавказского пленника»); беспрепятственно общался с членами «Союза благоденствия» и даже вступил в масонскую ложу.

В1822 году (предположительно) он пишет «Гаврилиаду», впоследствии она причинит Пушкину дополнительные проблемы с властью. В Одессе он приступает к «Евгению Онегину». В какой бы город Александр Сергеевич ни приезжал, его слава шла впереди и распространялась с огромной скоростью.

Долгое ожидание публикации

Из произведения видно, что отношение к Петру у Пушкина неоднозначное. С одной стороны, преобразования дали начало новому успешному государственному строю, развитию экономики, международных отношений, преобразованию города. Но с другой стороны, реформации привели к разорению многих людей, угнетению и унижению. К последним относил себя и сам Пушкин, на которого легло бремя обеспечения своего разорившегося семейства. Отчасти такое положение дел стало предпосылкой для написания достаточно критичной и суровой поэмы.

Александр Сергеевич начал повествование с описания города. Оно полно контрастов и противоречий. Изначально город предстает как пустыня, по которой гуляет ветер. Но при этом творящийся хаос — естественный строй, назначенный природой. Затем же с приходом Петра место преображается: человек поборол пустошь, возвел дворцы, своды, мосты. Казалось бы, люди усмирили природу, но так ли это?

Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году и передана на цензуру самому Николаю I. Произведение вернули с большим количеством правок. Пушкин отказался вносить изменения. Через год было опубликовано лишь вступление, но быстро разлетелись слухи о неизвестной петербургской повести. В августе 1836 года писатель решается внести необходимые правки. Возможно, это было связано с тем, что бытовало мнение об окончании пушкинской литературной эпохи. Но кроме этого, Александр Сергеевич остро нуждался в деньгах и поддержке государя, в семье были проблемы — все это подкосило моральный дух писателя.

«Медный всадник» был опубликован в «Современнике» в полном виде уже после трагической гибели поэта в 1837 году. Для многих почитателей творчества Пушкина поэма стала настоящим откровением. В ней Александр Сергеевич в полной мере выразил любовь к городу, отношению к происходящему в стране. Поэтический образ Петербурга до сих пор является гимном любви и привязанности к городу:

Город оживших статуй

Пушкин при создании поэмы использовал разные легенды, связанные с Петербургом. К примеру, существовал миф о том, что в Михайловском замке бродит привидение Павла Первого. Вот и в затуманенном мозге Евгения тоже возникает призрак царя, но только уже Петра Великого. А памятник «Медный всадник» в Петербурге являет собой будто бы ожившую статую и становится воплощением беспощадной воли и беспредельной власти государя. Царь Петр предстает недосягаемым и непостижимым божеством, могучим и грозным, а сам Петербург – городом таинственным и загадочным, губящим людей и подавляющим их волю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: