Методики на мышление для младших школьников

Формируем логику у детей от двух годиков до семи лет

В этот период малыш продолжает совершенствовать свои навыки разговора. Ребенок уже имеет хорошее воображение. Чтобы представить происходящее в сказке или книге, ему уже не нужно использовать картинки.

Самым эффективным упражнением на формирование логики в этом возрасте является обсуждение книги. Это нужно делать сразу же после того, как вы ее прочитали.

Можете попросить малыша:

  1. Пересказать прочитанное.
  2. Ответить на вопросы. Спросите у него об определенных ситуациях, пусть объяснит, почему они случились. И что было бы, если бы эти события не произошли.
  3. Пофантазировать. Предложите ему придумать различные варианты развития сюжета. Пусть скажет, что было бы, если бы конкретный персонаж поступил иначе. И то, как бы это отразилось на основном сюжете.

В этом возрасте ребенок уже ориентируется во временных рамках. Он различает, что такое прошлое, а что такое – будущее. С помощью этих знаний ребенок сможет понять, что такое причинно-следственные связи. Но только если вы ему это объясните на примере.

Расскажите малышу, что у каждого поступка есть причина. И что люди поступают определенным образом не потому что они плохие или хорошие. А из-за того, что их вынудила сделать это конкретная ситуация.

Но в периоде с двух до семи лет есть один минус. Мышление ребенка в этом возрасте развито недостаточно хорошо. Он пока не может проявлять эмпатию (сочувствовать), и ставить себя на место других людей. Ребенок может воспринимать определенное событие только опираясь на свой жизненный опыт.

Если вы хотите развить у ребенка эмпатию, то рекомендуем уделить этому вопросу как можно больше времени. Начните играть с дитем, и моделируйте различные ситуации. В них малыш должен играть роль другого человека. И учиться подстраиваться под возникшую ситуацию, испытывая те эмоции, которые испытал бы человек, которого они «играют».

В период от двух до семи лет ребенок уже может решать некоторые задачи. Но когда он это делает, то основывается не на логике. А поступает по интуиции. И это плохо.

Давайте разберем на примере. Возьмите 20 кубиков и разложите их на две кучки по 10 штук в каждой. Одну из них разместите на полу равномерно, а вторую – навалите друг на друга. И дайте задание ребенку решить, какая из них больше. Скорее всего, он остановит свой выбор на тех кубиках, которые свалены в кучу. Потому что со стороны кажется, что их больше за счет размера.

Также, вы можете воспользоваться различными обучающими печатными материалами. Их обычно публикуют в журналах для детей.

Особенности мышления детей младшего школьного возраста

В программу обучения школьников  младших классов входят такие понятия как:  выделение существенных и несущественных признаков, выведение следствия, сравнение, обобщение, определение понятия. Если мыслительные способности ребенка не достаточно развиты, то знания, полученные в школе, могут усваиваться не в полной мере — фрагментами. Это, конечно же, сказывается на его успеваемости и восприятии мира в целом. В этот период у детей младшего школьного возраста порой  происходят в голове различные метаморфозы – борьба конкретной информации с развивающимся логическим мышлением. Отношение между предметами и явлениями и их связи строятся на способности развития мышления детей младшего школьного возраста. Наряду с другими развивающими программами изучают следующие упражнения на развитие мышления для школьников:

  • Определение противоположностей (худой-толстый, храбрец-трус)
  • Присутствие функциональных связей (лес и деревья, птица и небо)
  • Отделение части от целого (поляна – цветок, снегопад – снежинка)

Вступление ребенка в школьную жизнь влечет за собой ряд трудностей. Слишком резки перемены в жизни ребенка в этот период. Поэтому, уважаемые взрослые, не надейтесь только на знания, полученные в школе вашим ребенком и тем более, на развитие способностей на базе школьной программы. Необходимо постоянно заниматься саморазвитием, изучить информацию об упражнениях на развитие мышления для школьников. Постоянно заниматься с ребенком, решать ребусы, задачки, наблюдать за окружающим миром и делиться впечатлениями.

Еще не сформировавшийся детский организм продолжает познавать мир и его восприятие может коренным образом отличаться от вашего. Формирование взглядов и развитие мышления устанавливается  на стадии взросления. Например, если учащиеся 1-2 класса выделяют только внешние признаки действия объекта (что делает и для чего), то к третьему классу ребята могут более подробно описать действия, найти объединенные признаки  и сравнить разные объекты. Например: осина и ромашка. Они разные (размер, форма, цвет), но объединяет их общие характеристики – это живые организмы, они растут, питаются влагой, дышат, размножаются.

Игра на развитие образного мышления

Игры-упражнения, которые способствуют развитию образного мышления, станут веселыми и интересными заданиями для детей. С помощью таких упражнений можно развивать не только творческие способности, но и память, речь.

упражнения на запоминание слов

В данном упражнении взрослый называет ребенку 10-12 слов, которые необходимо запомнить. Чтобы запоминать было весело, их необходимо объединить в один рассказ, пусть смешной, необычный. Главное, чтобы все слова, которые вы называли, шли по порядку в придуманном рассказе.  И чем более абсурдней могут звучать сочетания слов в истории, тем больше вероятность, что ребенок их запомнит и сможет воспроизвести в том же самом порядке.
Ребенок озвучивает свой рассказ, при этом развивается речь. Творческое произведение, которое самостоятельно придумывает малыш, положительно отобразится и развитии образного мышления.
К тому же такой прием запоминания имеет высокие результаты воспроизведения запоминаемой информации.

образные синонимы

Смысл такого задания в том, чтобы найти образные синонимы к конкретному предмету или его части. Например, скрипка-талия.

При этом можно строить образную цепочку несколькими способами:

  • центрированная. В этом случае все образные синонимы придумываются к первоначальному, главному слову.
  • последовательная. В этом варианте цепочка выстраивается из синонимов, которые придумываются не к главному слову, а к синонимам центрального слова. Например: скрипка-талия-гитара.
  • хаотичная. В этом случае синонимы придумывают без последовательности, а просто набрасывают все варианты, которые ассоциируются с понятиями центральным и последующими.

превращение кляксы: рисунки упражнения для детей

Задание этого упражнения — помочь ребенку найти нестандартные решения. В качестве основного исходного материала ребенок получает лист бумаги, на котором изображено пятно. Причем это пятно может иметь неровные края, быть похожим на кляксу, облако, быть разноцветным или монохромным. Задача ребенка — дополнить пятно так, чтобы получился новый рисунок.

бином фантазии: составь рассказ по двум словам

Иногда этот метод называют приемом Джанни Родари. Суть этого упражнения в том, что школьнику называют два совсем несвязанных между собой слова (например, «пес» и «шкаф»). Выбирать эти слова можно любым вариантом: просто попросить двух разных детей назвать по одному слову или взять словарь и наугад выбрать два слова. Задание ребенка — сложить рассказ из этих двух слов, то есть связать их в один сюжет. Как правило, сначала слова соединяют с помощью предлогов (в данном случае: пес в шкафу, пес со шкафом, шкаф на псе). а потом уже выбирается один вариант и продумывается сюжетная линия, чтобы получился необычный рассказ.

совместный рисунок детей: игра

Такая игра подходит одновременно для нескольких участников. Берется листок бумаги. Ведущий вызывает первого школьника, дает ему задание, которое остальные не слышат. На протяжении двух минут ребенок выполняет задание. Потом он садится, а ведущий вызывает второго участника, который получает свое задание и продолжает рисовать на том же листке бумаги.
Это веселая игра, в результате которой получается смешной рисунок. Ведущий специально задает различные задания: первому — нарисовать голову волка, второму — нарисовать туловище зебры, третьему — нарисовать лапы утки.
После окончания рисунка участники игры придумывают совместное название того, кто вышел на общем рисунке.

Зачем развивать эту способность

Умение рационально рассуждать – неотъемлемый компонент самых разных сфер жизни человека в социуме.

Учебная деятельность. Эта особенность мыслительной деятельности помогает школьнику или студенту самостоятельно подбирать необходимую научно-методическую литературу для написания реферата или курсовой работы и структурировать текст теоретических первоисточников, помогает вскрыть причинно-следственные связи явлений и процессов окружающей действительности. В ходе уроков, семинаров и практических занятий учащиеся с развитыми основами критического мышления аргументированно излагают свою точку зрения, принимают активное участие в дискуссиях, являются лидерами в коллективе.

Принципы критичности и рассудительности востребованы в таких науках, как философия, обществознание, история, политология, социология, психология и педагогика. Чем выше уровень развития мыслительных операций ученика школы или студента колледжа, тем выше его отметки.

Сфера профессионального труда. На многих предприятиях сотрудники должны не только знать стандартные схемы технологического процесса, но и уметь принимать нестандартные решения. Это востребованная способность для таких профессий, как инженер, дизайнер-конструктор, менеджер, слесарь-ремонтник, врач. Ключевые навыки критического мышления зафиксированы в профессиограммах.

По Агапову критическое мышление – это профессионально значимая черта любого руководителя, которая лежит в основе способности комплексно видеть проблемы, принимать судьбоносные решения в условиях дефицита информации.

Повседневная жизнь. Каждому из нас приходится решать вопросы своей учебы, работы, карьеры, личной жизни и здоровья. Психологи установили, что критичность сознания помогает людям распознать ложь в словах собеседника и тактично указать ему на нее, быть убедительным в горячем споре, успешно и оперативно разрешать семейные конфликты, сохранять взаимопонимание с близкими.

Специалисты в области психологии полагают, что востребованность критического мышления сегодня обусловлена научно-техническим прогрессом. С этим связан постоянно возрастающий объем информации, с которой человек сталкивается ежедневно. Современному жителю мегаполиса необходимо уметь «фильтровать» информацию.

Критическое мышление может развивать у человека следующие качества:

  • находчивость и сообразительность;
  • скорость реакции;
  • аналитический склад ума;
  • рациональность и последовательность;
  • уравновешенность характера;
  • стрессоустойчивость и тактичность;
  • толерантность и терпимость;
  • самосознание;
  • креативность.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Чтобы процесс обучение был веселым, не вызывал у ребенка негативных ассоциаций, стоит подходить к обучению нестандартно. Лучше всего младшие школьники воспринимают материал, который подается в необычной форме. Сегодня есть много вариантов различных игр, которые можно использовать для развития способностей школьников. Многие из таких заданий не требуют дополнительных затрат, их легко проводить как и для маленьких групп, так и с целым классом. К тому же такие игры можно использовать для отдыха, чтобы школьники отвлекались от процесса учебы, но при этом не переставали развиваться.

ищем аналоги

Игра заключается в том, что школьники получают задание: найти как можно больше аналогов к конкретному предмету (например, перед школьником ставится задача найти аналоги к слову «самолет»). В процессе обдумывания ребенок учится анализировать предмет, выделять в нем существенные признаки, искать предметы с такими же признаками. Суть задания в том, чтобы не только назвать предмет-аналог, но и объяснить свой выбор. Например, «самолет» и «птица» (у обоих предметов есть крылья, летают).

исключи лишний предмет

Упрощенный вариант такого упражнения выглядит так:

  • ребенок получает набор слов,
  • школьник объединяет слова по определенному признаку, выделяя то слово, которое не попадает в данную категорию.

Еще один вариант такой игры:

  • ребенок получает три слова (например: «помидор», «солнце», «собака»),
  • школьник должен найти как можно больше вариантов для объединения двух слов и выбрать лишнюю категорию (например: солнце, помидор — круглые, собака — нет, поэтому в данном списке лишнее слово — это «собака»),
  • при этом можно искать различные варианты сходства между предметами.

рассмотрите рисунок найдите ошибку

Такие задания можно выполнять в группе или отдельно каждому школьнику

Благодаря таким играм, школьники учатся аргументировать свой ответ, у них развивается внимание к деталям, умение искать несоответствия. Ведущему необходимо подготовить несколько картинок, на которых в общий сюжет вкрадываются ошибки

Смысл этой игры в том, чтобы ученик нашел те ошибки, которые есть на рисунке.

угадай слово по описанию

Такая игра влияет на развитие логического мышления, умения анализировать, выделять в предмете его отдельные элементы.
Суть игры: ведущий загадывает какой-то предмет, который есть в комнате. Он не называет сам предмет, а описывает его. Задание участников: используя меньшее количество подсказок, угадать загаданный предмет.
Примеры игры:

Основной смысл таких игр – это в легкой, игровой форме помочь школьникам овладеть математическими знаниями, развивать логическое мышление, умение сопоставлять известные факты и выстраивать логический ряд.

Признаки абстрактно-логического мышления у детей

Выявить наличие таких признаком можно уже у дошкольников, так как специалисты считают старший дошкольный возраст наиболее оптимальным периодом перехода от наглядного мышления к абстрактному. Считается, что к школе психическое развитие детей достигает достаточно высокого уровня. Семилетний ребенок уже много знает и умеет, приобретает некоторый жизненный опыт, например, ориентируется в окружающем мире, без труда запоминает информацию, хорошо знает литературные произведения, понимает смысл загадок, решает задачки, условия которых наглядны, связно выражает свое мнение о различных событиях, интересуется компьютером, любит заниматься творчеством (лепкой, рисованием, конструированием). В то же время мышление младшего школьника находится на переломном этапе развития, абстрактно-логическое мышление еще несовершенно. Для понимания, на каком уровне мыслительного развития находится ваш ребенок, можно воспользоваться простейшим тестом, который часто используют психологи при обследовании младшеклассников.

Диагностика способности мыслить абстрактно

Вычеркни лишнее слово

  • Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  • Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  • Собака, лошадь, корова, волк.
  • Стол, стул, пол, диван.
  • Сладкий, горький, кислый, горячий.
  • Очки, глаза, нос, уши.
  • Трактор, комбайн, машина, сани.
  • Суп, каша, кастрюля, картошка.
  • Береза, сосна, дуб, роза.
  • Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Вставь пропущенные буквы в словах

д…р…в… (дерево); к…м…нь (камень); р…б… (рыба); к…р…в… (корова); б…р…з… (береза)

Выбери нужное по смыслу слово

  • 1) волк: пасть = птица: ? а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение
  • 2) библиотека: книга = лес: ? а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен
  • 3) птица: гнездо = человек: ? а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный
  • 4) школа: обучение = больница: ? а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение

Подбери противоположное по смыслу слово

  • Начало -… (конец). День -… (ночь). Зло -… (добро).
  • Высокий -… (низкий). Молодой -… (старый). Сильный -… (слабый).
  • Плакать — … (смеяться). Мириться -… (ссориться). Находить -… (терять).

Расшифруй слова

наул — (луна); маиз — (зима); акер — (река); тоел — (лето).

Анализ результатов

Каждое верное действие оценивается в 1 балл. Количество максимальных баллов – 29.

  • 29 – 26 – повышенный уровень логического мышления
  • 25 – 22 – высокий уровень
  • 21 – 18 – средний уровень
  • 17 – 14 – уровень логического мышления ниже среднего
  • 13 – 10 – низкий уровень
  • 9 – 0 – критический уровень.

Игры с образами

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • Научите ребёнка работать со спирографом;
  • решайте логические задачи;
  • разгадывайте ребусы;
  • играйте в игры на бумаге;
  • проходите лабиринты;
  • разгадывайте друдлы;
  • отгадывайте загадки.

4+

7+

9+

Развитие логического мышления в 6-7 лет

Методика предполагает активное использование знаний, умений и навыков, приобретенных к 6 годам, их развитие и совершенствование. Основными формами взаимодействия становятся развивающие упражнения и игры.

Упражнения для развития логического мышления

Источником для подготовки материалов к упражнениям может стать окружающая жизнь. Используя опыт и подключив фантазию, можно подготовить целый набор заданий.

Примеры логических упражнений:

  • «Назови одним словом». Воспитатель (родитель) называет группу слов, ребёнок обобщает и называет одним понятием. Например, платье, юбка, рубашка, штаны — одежда. Медведь, лев, слон — животные. Сковородка, кружка, тарелка — посуда.
  • «Назови слово». Обратное задание: взрослый называет одно слово, малыш — несколько. Например, транспорт — трамвай, автобус, мотоцикл. Обувь — тапочки, сабо, сандалии. Птицы — воробей, снегирь, галка.
  • «Что бывает?» Дошколята перечисляют ответы: что бывает гладким, лёгким, пушистым, квадратным, круглым?
  • «Найди в группе подгруппы». Дети получают карточки с изображением группы предметов, им нужно разделить их на более конкретные подгруппы. Например, транспорт бывает наземный, воздушный, морской. Животные — домашние и дикие.
  • «Узнай предмет по его элементам». Циферблат и стрелки — часы. Лапы, хвост, длинная шея — жираф.

По аналогии можно подготовить объёмную картотеку. Стоит использовать её регулярно, изменяя ситуации и условия.

С родителями важно проводить время

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет

Современный инструментарий для занятий богат и доступен. Любой родитель может изготовить дидактические пособия и наглядность: найти в интернете готовые карточки, схемы, картинки с описанием, распечатать на принтере и использовать для игр.

К сведению! Желательно подойти к этому с учётом предпочтений малыша: подвижным ребятам предлагать активные упражнения. Если малыш увлекается принцессами или драконами, стоит сделать их главными действующими лицами в игре.

Примеры игр для дошкольников:

  • Воспитатель (родитель) хлопает в ладоши, дети в уме считают хлопки, называя в итоге окончательное число. При этом хлопать нужно негромко и не слишком быстро, начинать с небольшого количества хлопков, постепенно увеличивая его.
  • Игрушки сели пить чай. Хватит ли всем, кто сидит за столом, чашек, блюдец, конфет, кусочков торта, Дети в уме считают предметы, сопоставляют количество и озвучивают итог.
  • Малыши становятся в круг, водящий — в центре круга. Он задумывает число от 1 до 9, и предлагает угадать его, проговаривая условие: «Если к этому числу прибавить 1, то получим ….». Остальные угадывают число и меняют водящего.
  • У каждого малыша рисунок. Ему нужно рассказать, что находится в правом (левом) верхнем (нижнем) углу листа.
  • Детям предлагается найти спрятанный в комнате предмет по схеме, в которой указано направление и нужное количество шагов.

В ненавязчивой форме игры малыши учатся считать в уме, сравнивать предметы, не соединяя их друг с другом, закрепляют знания о математических фигурах и действиях, отрабатывают устный счёт.

Развивающие игры и задания становятся ежедневным и привычным занятием для малышей с самых первых дней жизни и до поступления в школу. Активизируя их способности творить, развивая умение мыслить логически, поддерживая стремление познавать мир, можно сформировать активную, думающую и успешную личность, а не тень общества.

Что даёт ребёнку развитая логика?

Ребёнок с развитым логическим мышлением обладает способностью анализировать предметы, сравнивать и обобщать их, подвергать классификации и выстраивать систематизированные по определенным признакам ряды предметов и т.д.

Умение мыслить логически также включает в себя:

умение легко сосредоточиваться на проблеме;
обладать хорошей памятью и вниманием;

чётко мыслить и рассуждать;
обладать развитой речью;

отгадывать загадки;
легко справляться с решением задач;
нестандартно мыслить;
легко концентрироваться.

Кроме этого, развиваются коммуникативные навыки и уверенность в себе.

Дети с развитым логическим мышлением более любознательны, интересуются любыми событиями, происходящими вокруг. Обучение в школе не отягощает их. Они легко справляются с дополнительными нагрузками. Такие дети чаще оказываются в ситуации успеха.

Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние и отбивая желание учиться. Всё это негативно сказывается не только на школьных оценках, но и влечет за собой снижении у ребёнка самооценки.

Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что если мы хотим, чтобы наши дети были активны и успешны, необходимо развивать логическое мышление,  начиная с дошкольного возраста!

Что такое логическое мышление и из чего оно состоит

Начнем с определения этого сложного психологического понятия.

То есть это не просто сказать “сегодня будет дождь”, а доказать и сделать вывод “на небе западные дождевые тучи, усиливается ветер, через несколько часов будет дождь”.

Что вы первое представили, когда услышали “логическое мышление”? У меня возникла картинка моего любимого человека (а он логик с макушки головы до пяток!), который с умным видом что-то доказывает, задает вопросы и быстро решает проблемы. У некоторых возникла картинка задач на логику. А еще у определенной группы людей возникла фраза “логика да и логика, творчество – наше все”.

Но этот вид мышления очень многогранный и включает в себя не только картинки, но и сложные мыслительные процессы. Умение логически мыслить состоит из таких основ:

  • знание, как аргументировать, то есть хоть какое-то представление о теории логики;
  • умение оперировать такими формами мышления, как понятие, суждение, умозаключение;
  • способность отстаивать свою точку зрения в соответствии с законами логики: если все ежики зеленые, а деревья – ежики, то все деревья зеленые;
  • навык эффективно и быстро решать логические задачи: как теоретические, учебные, так и практические, из жизни.

Именно к логическому мышлению относятся такие важные операции, как классификация, понятие, доказательство, умозаключение, дедукция, вывод, опровержение, категоризация. Поэтому этот вид мышления крайне важен для таких профессий, как следователь, юрист, преподаватель точных наук и некоторых других.

Упражнение 8. Инструкция

Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

Итак, инструкция по использованию расчески.

  1. Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
  2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
  3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
  4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
  5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
  6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
  7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
  8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
  9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
  10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
  11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

Посещайте научные сайты и читайте популярные журналы о науке

Казалось бы, такой очевидный совет, но, тем не менее, многие родители упускают его из виду. Научно-популярных журналов существует немало, многие из них имеют свои сайты. Есть и просто сайты научной тематики, регулярный просмотр которых сильно расширит кругозор и детей, и взрослых.

Теперь многие из информационных проектов создают не только текстовый, но и видео, и аудио контент, который удобно слушать в дороге, например.

Лучшие научно-популярные ресурсы на русском языке:

  1. Постнаука. Сайт, который ежедневно пишет о современной науке и ученых, которые ее создают. Список тем — наиобширнейший.

  2. Наука 2.0. Еще один очень интересный проект, освещающий актуальные новости науки и пишущий увлекательные статьи на самые разные научные темы.
  3. Наука и жизнь. Знаменитый журнал, на который стоит подписаться в печатном виде и дополнительно читать их сайт.

  4. Популярная механика. Еще один классный журнал для всей семьи, все найдут в нем интересные темы для себя.
  5. В мире науки. Журнал, который интересно будет читать и детям от 12+, и всем взрослым.

Важный совет. Не все, что написано на научных сайтах и в журналах, может быть понятно детям.

Ваша роль как воспитателя — объяснить им на доступном языке суть произошедшего. Но не транслируйте информацию в одностороннем потоке.

Каждый раз привлекайте детей к обсуждению, поощряйте задавать вопросы и переспрашивайте, как он понял, что он понял, просите их помощи в объяснении.

Есть и научные журналы, которые пишут специально для детей, отбирая круг тем под интересы определенной возрастной аудитории, язык, который будет им понятен.

  • Юный натуралист

  • ГЕОленок

  • Квантик

  • Юный эрудит

Эти журналы они могут рассматривать часами, вчитываться и восхищаться миром даже без вашей помощи. И заодно воспитывать в себе научное мышление.

Виды мышления ребенка

Весь сложный и комплексный процесс мышления подразделяется на четыре основных типа:

  • наглядно-действенное
  • образное
  • логическое
  • творческое

Наглядно-действенное

Именно людей с таким сильно развитым типом мышления называют людьми с «золотыми руками».

Среди таких людей: гениальные конструкторы и талантливые хирурги.

Этот вид мышления присущ всем детям. Все малыши любят исследовать, трогать и пробовать, они разбирают игрушки и зачастую просто ломают их из желания познать, как же они устроены внутри.

Образное

Образное мышление у детей начинает формироваться в дошкольном возрасте, в пять-шесть лет. Дети начинают рисовать, собирают что-то из конструктора, играют, представляя образы и фигуры в уме.

Именно на педагогах в детском саду лежит ответственность за формирование у ребенка умения создавать в уме образы, запоминать и пересказывать, тренировать память на воспроизведении различных ситуаций. Например, воспитатель показывает картинки животных для детей, и они рисуют понравившихся зверушек по памяти.

Поскольку школьная программа в своей значительной части состоит из заданий по тренировке логического мышления, в школьном возрасте ребенку необходима уже помощь родителей в развитии образного мышления. Обязательно нужно заниматься дома самостоятельно: рисовать, лепить, создавать поделки, а также читать и пересказывать прочитанное. Полезно также придумывать с ребёнком истории и интересные сценки.

Логическое

В период начальной школы, в возрасте шести-семи лет, начинает развиваться логическое мышление.

Ребенок учится аналитически мыслить, вычленять главное, обобщать и делать выводы. Однако, в современных школьных реалиях, развитие логики у ребенка совершенно шаблонно и стандартно однобоко. Нет творчества, нет креативности. Всё это от отсутствия времени у учителя и загруженности и плотности программы и заданий. У школьников масса задач и ни одной с более-менее креативным решением. У задачи по учебнику — одно решение, хотя по факту её можно решить творчески и по-другому. Но этому не учат в школе, к сожалению.

И вновь ответственность за это падает на плечи родителей. Не надо заставлять ребенка решать сотни стандартных однообразных задачек.

Лучше сыграйте с ребенком в настольные игры: в шахматы, шашки, монополию или колонизаторов.

Именно там для решения логических задач вам потребуется вся ваша фантазия, там нет шаблонных решений. А творческие и нестандартные решения вкупе с логикой развивают мышление.

Творческое

Как развить у детей креативное мышление? Просто. Его помогает развивать общение.

Коммуникация и взаимодействие ребенка с другими людьми подводят его к сопоставлению многих точек зрения на один и тот же вопрос.

Это происходит в процессе разговора, во время чтения книги или прослушивания аналитической передачи

Вырабатывая и формируя собственное мнение, ребенок совершает созидательный акт, он творит, а это и есть креативность. Ибо только по-настоящему творческая личность может прийти к осознанию того, что на один и тот же вопрос может быть множество правильных ответов. И просто рассказать об этом ребенку недостаточно, нужно чтобы он пришел к пониманию этого сам, выполнив множество таких творческих заданий самостоятельно.

Школа не дает такого развития, тут тоже придётся постараться родителям, чтобы, занимаясь дома с ребенком, научить его нестандартно и гибко мыслить. Это несложно, для начала в раннем школьном возрасте поможет, например, такое упражнение, как складывание из одних и тех же геометрических фигур разных картинок.

К примеру, оригами или конструирование из бумаги отлично развивают детское творческое мышление.

Попробуйте вместе с ребенком взять какой-нибудь привычный повседневный предмет и придумайте ему нестандартные новые предназначения.

Фантазируйте, творите, придумывайте новые задачки, мыслите творчески сами и ребенок обязательно научится быть креативным вместе с вами.

Видео по теме:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: