8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях
Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.
- Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
- Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
- Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
- Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер.
- Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
- Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
- Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
- Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.
Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.
Наиболее распространенные ошибки родителей
Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при обучении ребенка чтению. Самыми распространенными ошибками родителей в данном случае являются:
- Произнесение не самих звуков, а алфавитных букв. Например, КА, ЭМ, ПЭ и т. д. Правильно будет говорить М, Л, Н и т. д. Если с самого начала совершать подобные ошибки, то можно добиться того, что ребенок не поймет специфики чтения по слогам, у него возникнут проблемы с их произношением и формированием. Например, он не сможет прочитать элементарное слово «мама», произнося «мэамэа».
- Многие родители подсознательно учат будущего школьника «вырывать из контекста» отдельные слова, словосочетания или фразы. Это в корне неправильно, поскольку дети при таком подходе в будущем будут испытывать трудности во время прочтения больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений. Запомните!
Поэтому лучше учить ребенка сразу произносить все слова в определенном отрывке, по нескольку раз повторяя пройденный этап.
И, конечно же, одной из самых распространенных и, пожалуй, грубейших ошибок родителей является спешка. Не следует требовать от младшего школьника невозможного – научиться читать сразу, необходимо проявить терпение. Если ему сложно – объяснить все заново, максимально подробно и обстоятельно. Только тогда труды учащегося и обучающего будут вознаграждены по максимуму!
Поделиться ?
Чтение в паре с взрослым
Это способ научить ребенка быстро читать навязыванием ему высокой скорости чтения, которой обладает взрослый. Школьник вынужден подстраиваться под такой темп, а со временем может его держать. Оно может проходить тремя видами:
- Параллельное чтение.Родитель читает книгу, постоянно изменяя свою скорость, повышая и снижая ее. Ученик должен поставить свой палец в нужное место и постоянно за ним следить, не допуская отставаний и опережений.
- Эстафета.Текст читается по очереди – школьником и взрослым. Менять читающего нужно внезапно. Если возможно, родитель должен ускорять свой темп.
- Хвостик.Начинает читать взрослый, ребенок подключается через несколько слов после. Читать нужно вполголоса. Задачей является – не сбиться обоим.
Когда начинать учить ребенка читать?
Многие родители беспокоятся, что ребенок не научится читать до школы и начинают это делать чуть ли не с 2-х лет. Но как я описала на собственном примере, это все очень индивидуально. Не следует торопиться — наблюдайте за малышом.
В 3 — 4 года чаще всего малыш еще не готов к обучению чтению
Ему трудно долго сидеть на одном месте и удерживать внимание. Поэтому в это время лучше обогащайте его знания об окружающем, пополняйте словарь и развивайте речь.
Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка
Не равняйтесь на других детей.
Лучшее время для обучения чтению 5 — 6 лет. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение или различные развивающие курсы начните это делать сами. Ниже мы расскажем как.
Зачем учить ребенка алфавиту
Алфавит – база для изучения любого языка. Говорить можно и без знания алфавит, но для того, чтобы еще читать и писать, необходимо начинать с изучения азов – букв. Чтобы понимать и читать алфавитные знаки, их нужно вначале выучить. Так же и с письмом – чтобы написать букву, необходимо знать, как она выглядит и какой звук обозначает. Таким образом, без алфавита невозможно освоение языка.
Кроме того, алфавит – неотъемлемая часть развития цивилизации и культуры, благодаря языку человек может осваивать другие науки и передавать свои знания другим людям
Без изучения букв невозможно дальнейшее развитие ребенка, потому что алфавит является важной частью прогресса
Когда лучше начинать учить детей буквам и чтению?
Педагогами и психологами выработано мнение, что готовность к обучению чтению вырабатывается приблизительно в 5 лет. Как раз перед поступлением в 1 класс обычно детей и начинают учить читать.
А вот учить буквы можно значительно раньше. Уже в 3-4 года дети проявляют интерес к буквам и обучающим занятиям. Именно это время идеально подходит для начала освоения азбуки.
При этом с 5-6 лет можно как раз и приступать к обучению чтению. Буквы выучены крепко-накрепко, всеми возможными способами. Как раз к этому времени подоспело и нужное развитие мозга и способностей к более серьезному обучению.
Важно только не перегружать ребенка. В раннем возрасте информация должна давать дозировано и обязательно в игровой форме
Развитие анципации
При чтении книги, боковым зрением ребенок должен видеть очертания следующего слова и догадаться, что это такое. Для этого придуманы упражнения.
Линейка. Закрывать текст на 10-15 символов, ребенок при этом должен читать на привычной скорости. Читаем кувырком. Текст сначала читается в обычном режиме, затем в перевернутом виде, то есть наоборот
Это упражнение влияет на память и внимание. Можно также повернуть книгу на 90 градусов
Половинки. Листом закрыть строчку текста, которую читает ученик. Закрыть нужно только верх или низ букв, ребенок должен догадаться, какие буквы написаны.
Как научить ребенка читать, играя
- Для того, чтобы ребенок лучше запомнил буквы делайте их самостоятельно и лучше их шершавой бумаги. Так у ребенка задействуется не только зрение, но и тактильные ощущения. Тем более, когда ребенок сам участвует в изготовлении, он лучше познает мир.
- Изучайте одну букву разными способами: рисование на песке, выкладывание из крупы, камешков, лепка из пластилина, рисование левой и правой рукой…
- Проводите специальный массаж. на спине ребенка пишите букву, а он отгадывает. Можно меняться местами, т.к малышу интересно и самому давать задания.
- Развешивайте сделанные буквы и написанные слова по комнате, проговаривайте их. Буквы и слова должны быть яркими и написаны двумя цветами (гласные — красным, согласные синим). Это необходимо для того, чтоб малышу было проще усвоить правила грамматической основы.
- Для этой игры понадобится магнитная доска с буквами, или холодильник с магнитными буквами. Выставляете вертикально несколько согласных букв, те звуки, которые ребенок хорошо произносит. Рядом ставите одну согласную. Это лифт, где гласная буква поднимается и опускается. При этом читаем слоги (сначала взрослый, а потом малыш). Например, МА — ПА — ТА — НА. Дальше можно заменить буквы в лифте и поставит гласные, а согласная будет подниматься и опускаться.
- Когда ребенок освоит чтение прямых слогов. можно перейти к обратным. Например, самолет это буква А. Самолетик приземляется в разные аэропорты и получаются слоги: АН; АП; АМ…Так малыш поймет. что такое обратные слоги и научится их читать. Вначале читает, конечно, взрослый, а малыш слушает. Далее необходимо приобщать его к повторению.
- Не стоит играть в одни и те же игры каждый день, их необходимо чередовать, чтоб не утратить интерес.
- Читать следует эмоционально и никак не монотонно. Читать как бы нараспев, подчеркивая ударения. Сначала читает взрослый, а малыш слушает, затем повторяет.
- Следите за тем, чтоб ребенку было интересно. Если интерес утрачивается, то следует прекратить, чтобы не отбить желание.
Также вам будет интересно игровое познавательное видео Лунтик учит буквы. Видео поможет легко и быстро выучить буквы и подготовить малыша к школе.
Советы родителям
Методика профессионального обучения детей скорочтению, а также полная система обучения в домашних условиях представлена в книгах. Возьмите себе на заметку несколько пособий из перечисленных ниже:
- Ш. Ахмадуллин Скорочтение для детей. Купить в Лабиринте
- Г. Абдулова. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше. Купить в Лабиринте
- Ш.Ахмадуллин. Обучение детей скорочтению. Купить в Лабиринте
Среди эффективных рекомендаций по проведению занятий можно выделить следующие:
- Не тратьте время на чтение большого текста, лучше обработать пару маленьких отрывков в хорошем темпе.
- Делайте перерывы между занятиями, если они короткие. Например, для первоклассников выбирайте такую схему: читать 3 раза в день по 7-10 минут, через каждые 2-3 часа.
- Начинайте с простых тестов.
- Перед началом обучения скорочтению автоматизируйте звуки, восприятие слогов. Можно воспользоваться слоговой таблицей. Ее читают по вертикали, горизонтали, диагонали. Скачайте в интернете понравившийся вариант или воспользуйтесь этим.
- Как разминку используйте артикуляционную гимнастику на каждом уроке.
- Для первоклассников или дошколят пользуйтесь яркой литературой, с картинками, красочными иллюстрациями, чтобы развить интерес к урокам.
- Автоматизируйте чтение частотных слов. Для этого подходят карточки Домана-Маниченко. Их можно использовать с младенческого возраста. Метод основан на фотопамяти.
- Вместо строгих систем работы используйте игры, хоровое чтение, обработку текста в парах.
- Контролируйте технику чтения регулярно, записывайте в дневник.
- Ведите тетрадь успехов. Хвалите малыша за малейший успех, чтобы не отбить желание заниматься.
- Занимайтесь чтением вместе, покажите положительный пример.
- Предоставить ребенку время читать самостоятельно, без вашего контроля. Это повысит ответственность, самооценку.
Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.
Научить малыша читать быстро кажется сложно только на первый взгляд. Успеха можно добиться даже в домашних условиях, если использовать специализированную методическую литературу, не отступать при появлении сложностей, отсутствии заметного прогресса. Через пару месяцев упорного труда вы точно заметите результат своей работы.
Не совершайте эти ошибки
Начиная учить ребенка скорочтению, родители совершают некоторые ошибки. Впоследствии, логопеды и детские психологи, тратят много времени на их исправление. Специалисты разработали некоторые самые распространённые ошибки, которых можно избежать.
Дети сталкиваются со следующими проблемами:
- Артикуляция при чтении «про себя». Происходит шевеление губ, языка. Это встречается у 80% взрослых, они проговаривают читаемую информацию, глаза при этом подолгу остаются на одном месте. Артикуляция сильно снижает скорость чтения. Техника скорочтения позволяет «сканировать текст».
- Многие люди полагаются на слух, когда зрение позволяет читать материал в десятки раз быстрее.
- Недостаточное поле зрения.
- Во время чтения, человек самопроизвольно совершает движения головой, шеей. Все это также снижает скорость чтения.
Практически все методики призваны устранить эти явления либо существенно сократить их проявления.
Называют малышу букву, а не звук
Малыш должен понять конкретный звук и представить его как букву. Чтобы «познакомиться» со звуком, родителю нужно многократно проговорит его. Можно использовать стишки, скороговорки, песенки, в которых встречается этот звук. Соответственно, показать букву, которая означает этот звук.
Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн
Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype
Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда
Складывают слоги из отдельных букв
Некоторые методики не содержат изучение букв. Они начинают процесс со слов, как в методике Домана. Методика по Зайцеву предполагает изучение складов по специальным кубикам. Прежде чем начать учить чтению, малыш должен хорошо знать все буквы и только потом приступать к их сложению в слоги и слова.
Долго читают тексты
Родители читают один текст по многу раз, так пропадает к нему интерес. Нужно использовать разные книги или разные отрывки для чтения, чтобы этого не происходило.
Игры, с помощью которых можно легко и быстро выучить буквы с ребенком
Играем в прятки
Эта игра отлично подходит как для самых маленьких детей, так и для детей постарше.
Возьмите самодельную букву среднего размера (не маленькую), хорошенько спрячьте ее и попросите ребенка отыскать.
Можете предложить свою помощь и попробовать поискать букву вместе.
Когда ребенок найдет, не забудьте напомнить, как данная буква называется. Игра доставит море удовольствия и вам, и вашим детям!
Играем в «волшебный» мешочек
Возьмите мешочек, положите в него магнитную азбуку или самодельные буквы. Для этой игры прекрасно подойдут тактильные мешочки в виде букв. Опустив руку ребенка в мешочек, попросите его взять одну фигурку и изучить ее на ощупь; пусть назовет, какая именно буква окажется у него в руке. Затем вытащите и вместе проверьте.
Берем в руки предмет, громко и четко называем его
В ходе игры ребенок должен внимательно слушать, как звучит слово, а затем ответить на вопрос, присутствует ли искомая буква в словах. Например, на вопрос, есть ли буква «р» в словах «трактор», «кран», «грузовик», ребенок должен ответить да.
Находим буквы в окружающих нас предметах
Позвольте ребенку внимательно рассмотреть окружающие его предметы. Обсудите с ним, на какую букву похожи игрушки, предметы в быту и на улице. Дом из конструктора похож на букву Д, ракета – на букву А, мяч – на О, гриб – на Т, бабочка – на Ж и т. д. Смело проявляйте фантазию!
Красочный алфавит
Сопоставляем буквы
Напишите ребенку одну букву или слово на бумаге и попросите отыскать соответствующую(ие) букву(ы) в магнитной азбуке. Можно попросить сравнить большие и малые буквы алфавита.
Объективный подход
Прежде чем осуждать плюсы и минусы различных программ, давайте определимся, что собственно дает малышу раннее обучение чтению (письму, заучиванию стихов, танцам, языкознанию и проч.).
Сразу оговоримся, мы не будем рассматривать амбиции родителей и их желание похвастаться перед друзьями и родственниками «гениальностью» своего ребенка.
Многие мамы и папы убеждены, что раннее развитие ребенка пойдет ему только на пользу. Они начинают подыскивать развивающую школу чуть ли не с пеленок.
Но если подходить к вопросу более беспристрастно, то, скорее всего, либо родители имеют некие психологические трудности, либо им нечем занять своего ребенка и обеспечить ему просто счастливое детство.
Упражнения для скорочтения: разминка
Помочь ребенку освоить быстрое чтение можно не только на специальных курсах, но и бесплатно — мы поделимся набором простых упражнений для скорочтения. Начнем с разминки, которая позволит расширить периферическое зрение и подготовит глаза к нагрузке.
Павел Палагин в книге «Скорочтение на практике» рекомендует следующее упражнение:
- возьмите книгу стандартного размера А5 и начинайте водить взглядом по строчкам, словно лучом прожектора;
- перемещайте взгляд вначале слева направо (как обычно), а после наоборот — справа налево;
- расслабьте глаза и не вдумывайтесь в смысл текста, старайтесь просто различать буквы;
- в течение 1-й минуты охватывайте взглядом одну строку, 2-ю минуту ведите взглядом по двум строками одновременно, 3-ю минуту — по трем строкам, дальше — по пяти строкам.
После такой разминки можно попробовать уже не просто различать буквы, а быстро читать текст по строке за раз.
Книжные “заначки”
“Окруженные книгами с самых ранних лет, дети быстро на них подсядут”, — говорит Алиса Стерлиг Хониг, эксперт по развитию ребенка в Сиракузском Университете в Нью-Йорке. Следите за тем, чтобы в доме появлялись новые книги, раскладывайте их на видных местах, можете даже сделать привязку к месяцу или времени года, это простимулирует ребенка хотя бы просмотреть картинки, а там, кто знает — может, и прочесть захочет. Оставляйте книги повсюду – даже на полу автомобиля! Поверьте, дети их заметят и заинтересуются. “Не держите книги на полках, пусть дети прикасаются к ним, а совсем малышам я бы даже посоветовала давать в ванну непромокаемые книги” — добавляет доктор Хоинг.
Приём «Убери лишние буквы»
В тексте жирным шрифтом выделены те буквы, из которых состоят нужные слова текста. Но между ними есть лишние буквы
Ребенку сложно не обращать внимание на них. Он должен сконцентрировать внимание только на выделенных словах – это трудно! В результате деятельности происходит процесс синтез – это метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведе́ние в единое целое данных, добытых анализом
В данном случае ребенок соединяет в единое целое слово
Важно при выполнении данного задания, чтобы ребенок не зачеркивал эти буквы ручкой или карандашом, а пытался прочитать слова сразу. Увеличение скорости чтения и происходит за счет развития синтетических процессов
Чаще всего необходимо это задание выполнять несколько раз с одним и тем же текстом.
Как научиться скорочтению с помощью упражнений
Помочь ребенку научиться быстро читать можно, используя следующие упражнения:
- Чтение простых слов. Напишите на отдельных листах слова: дом, еж, кот, ров, кит. Показывайте их ребенку, а он должен как можно быстрее читать их. Когда он научится их мгновенно читать, напишите слова из 4 букв, затем из 5. После этого переходите к словосочетаниям.
- Показывайте ребенку сначала слова с картинками. Затем картинки прикрывайте. Следующим этапом показывайте слова вместе с примерами, чтобы он учился быстро считать в уме. Следите за тем, чтобы он грамотно читал, ведь в процесс подключена не только зрительная память, но и слуховая.
- Вместе с развитием быстрого чтения развивайте дикцию. Для этого используйте скороговорки или читайте с детьми рэп (в пределах разумного!). Совместное упражнение с ребенком принесет массу положительных эмоций вам и море впечатлений ребенку.
Между прочим, такая тренировка подойдет для обучения чтению по-французски, по-немецки, на английском языке и любых других иностранных языках. Кроме того, чтение с перепутанными буквами вам тоже будет удаваться, так как такая техника скорочтения в иностранных языках тоже работает.
Техника скорочтения на разных языках
Но вот на арабском языке так читать не получится, ведь там вместо букв используются знаки.
Упражнения для взрослых отличаются от вышеперечисленных. Быстро читать вам помогут следующие задания.
Настройка
Настройтесь. Посмотрите на картинку своего рабочего стола, всмотритесь в ее мелкие детали. Затем закройте глаза и вспомните всю картинку, вплоть до мелочей. Откройте глаза и сравните реальную картинку и воображаемую
В чтении нужно обращать внимание на содержание, а не на мельчайшие детали
Метроном
Если у вас есть метроном, настройте его на медленную скорость. Прочитайте отрывок текста медленно. Затем увеличьте скорость. Вы должны достичь не только быстрого чтения, но и понимания текста.
Скольжение
Одним из самых быстрых способов обучения является упражнение “скольжение”. Не всматривайтесь в буквы, а старайтесь охватить за несколько секунд максимальное количество единиц: букв, знаков, цифр. Сначала вы запомните мало, затем будет получаться усваивать все больше информации.
Кстати, это упражнение работает при обучении чтению нот с листа, чертежей и другой нужной информации.
Диагональ
Упражнение, при котором вы читаете начало и конец строки. Для чтения по-диагонали есть даже программа. Сначала вы будете ничего не понимать, через некоторое время тренировок вы увидите, что ваш мозг усваивает уже намного больше информации.
Правила к обучению чтению
Для того, чтобы процесс обучения чтению происходит легко и в удовольствие соблюдайте следующие правила:
Изучая алфавит, правильно называйте буквы. Буквы в дошкольном возрасте произносятся так же, как и звуки. Букву М называйте как звук»М», никак не ЭМ, буква К произносится , как «К», а не КА. Это правило является очень важным и грубая ошибка, если родители его не соблюдают. Научить ребенка читать, если вы неправильно заучили буквы будет очень сложно и потребуется длительное время на исправление этой ошибки.
Начинайте учить ребенка читать только если он к этому готов. Это при мерно к 5-ти годам. Можно начать учить и раньше, но только в том случае, если у него есть предрасположенность к этому (смотрите критерии готовности).
Не заставляйте ребенка читать силой, не оказывайте на него давления. Если он категорически не хочет дайте ему время, а потом медленно и постепенно в виде игровых приемов вернитесь к обучению
Выбирайте методику, которая подходит к возрасту ребенка. Если вы решили начать обучение с раннего возраста, то это методика целых слов. Если решили подождать до 5 — 6 лет то лучше подойдет методика Жуковой, Зайцева.
Если ребенок проявил интерес к чтению и научился читать по слогам не торопите его читать предложения и тексты. Задавайте вопросы о прочитанных словах. Необходимо
чтобы ребенок понимал то, что читает.
Важно хвалить малыша за малейшие успехи. Он должен чувствовать, что им гордятся
Так он будет стараться еще больше. Можно придумать систему поощрения: собирать в копилку монетки, камушки или собирать наклейки, фишки.
Обучение чтению — это длительный процесс, поэтому запаситесь терпением. Будьте доброжелательны, не кричите на ребенка. Если чувствуете, что начинаете злиться, лучше выйти из комнаты, подышите, попейте водички и лучше отложите занятие.
Следите за временем занятий. При малейшем утомлении переключайте его на другой вид деятельности или предложите игру. У детей 5 — 6 лет занятие длится не более 25 минут. У детей 3-4 лет не более 15 минут. Даже если ребенку очень нравится желательно провести физминутку или . Но это не относится к игровым способам обучению чтению. Здесь нет необходимости устанавливать временные ограничения.
Простые правила успешного обучения
Начните с малого и учите ребенка читать в игровой форме. На детской площадке можно показывать буквы, нарисованные палочкой на песке, дома — пальчиком ребенка с помощью специальных «пальчиковых» красок можно выводить буквы его ручкой.
Замечательно, если ребенок видит родителей с книгой (непонятно, зачем учиться тому, что не любят сами взрослые. Тем более, самые значимые взрослые — родители). Очень помогает традиция семейного вечернего чтения. Рано или поздно ребенку самому станет интересно, как научиться читать.
Начинайте уроки чтения с простых слов, где повторяются слоги: ма — ма, па — па, дя — дя.
Азбуки и Буквари — это очень сложный путь, они, скорее, научат ребенка буквам и звукам, чем чтению. Авторские буквари в этом смысле полезнее классических. Многие учатся читать по книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой.
Обходитесь без насилия, не надо заставлять ребенка
Пытайтесь его заинтересовать.
Педагог и писатель Ирина Лукьянова напоминает: «Важно помнить, что у любого ребенка есть определенные периоды возрастного развития и у каждого такого периода — свои задачи, которые маленький человек в этот момент должен выполнить. Любые предлагаемые взрослыми задания должны согласовываться с задачами его ближайшего развития, помогать справиться с тем, что ему сейчас положено по возрасту. сли положено ребёнку по возрасту познавать материальную среду, значит, нужно вместе с ним осваивать мир на ощупь: копаться в песке, плюхаться в воде, осваивать текстуры и фактуры, перебирать крупу, разбираться в соотношениях веса, тяжести, кусачести, выяснять, что может обжечь, что не может… Ребенок учится понимать свое место в предметном мире – значит, мы будем ему помогать и обеспечивать ему богатую впечатлениями и ощущениями среду»
сли положено ребёнку по возрасту познавать материальную среду, значит, нужно вместе с ним осваивать мир на ощупь: копаться в песке, плюхаться в воде, осваивать текстуры и фактуры, перебирать крупу, разбираться в соотношениях веса, тяжести, кусачести, выяснять, что может обжечь, что не может… Ребенок учится понимать свое место в предметном мире – значит, мы будем ему помогать и обеспечивать ему богатую впечатлениями и ощущениями среду».
Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества
Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.
Аппликация
Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).
Рисование
Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и асфальте мелками, палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.
Лепка
Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.
Конструирование
Постройка букв — увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек — малюток в твердом переплете
Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.
Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!
Упражнения для первоклашек
Классическое скорочтение рассчитано на детей старше десяти лет. Они содержат занятия на устранение проговаривания. Есть ряд приемов, которые разработаны для первоклассников, которые могут увеличить скорость чтения, улучшить память и внимательность ребенка.
Автоматизированное чтение слогов
Ребенок, не умеющий складывать слоги, пытается просто угадать правильный вариант, используя в помощь смысловой контекст. Это вдет к большому количеству ошибок и тормозит развитие чтения. Чтобы этого не происходило, использовать необходимо слоговый материал для учебе чтению. Так угадать слог невозможно.
Постепенно развивается умение читать по-сложно слова. Такой метод применяется для детей, страдающие дислексией. В этом случае обучить классическими методами чтения крайне сложно. Для этого существуют слоговые таблицы, выглядящие таким образом:
Родитель или педагог случайным образом указывает на слога, а ребенок должен его прочитать. Вначале используют таблицы из девяти клеток, постепенно она становится больше – 24, 36, 48. Таким образом чтение слогов становится автоматическим.
Хоровое чтение
Эта методика давно вошла в инструментарий русской классической школы. Ушинский К.Д. рекомендовал хоровое чтение для оживления класса и снятия усталости.
Материал к теме Мастерим красивые Новогодние игрушки на 2021 год
Хоровое чтение – активная и действенная форма научить читать с выражением. Чтение поэзии влияет на качество речи, появляется правильное произношение, развивается слух. В такой форме лучше запоминаются стихи или песни. Это влияет на память в целом и помогает правильно проговаривать слова и отдельные звуки.
Задание «буксир»
Это задание используется для повышения скорости чтения. Ведущим становится взрослый или учащийся, с высокой скоростью чтения. Он читает текст, остальные должны успеть за ним. Такое упражнение проводится в начальных классах и группах детских садов.
Можно делать внезапные остановки, которые не ожидают другие читающие. Ведущие может специально допускать ошибки, на которые должны указать другие читающие.
Прыжок-остановка
С командой «прыжок», ребенок должен начать читать, пока не услышит команду «остановка». Он прекращает чтение и отводит глаза от книги или закрывает ее. При следующем «прыжке», он должен начать с того места, на котором остановился.
Половинка
На экране монитора или бумажных карточках показывается слово, обрезанное на половину, и ребенок должен догадаться что за слово изображено на этой картин.
Как освоить скорочтение в домашних условиях
Сейчас есть большое количество специализированных курсов, которые обучают этому навыку. Длительность программы может составлять 2-6 месяцев. Можно найти бесплатные курсы и в интернете, для этого есть специализированные сайты, на которых подробно выложены программы обучения.
Можно ли научиться скорочтению дома – вопрос очень сложный и во многом зависит от ребенка и его способностей. Учиться в реальных условиях для школьника будет проще, так как у детей в этом возрасте развить соревновательный признак. Многим детям заниматься легче под присмотром педагога, который может подсказать, направить и помочь в этом.
Разучиваем алфавит в 6 лет
В 6 лет выучить буквы намного проще. Для этого возраста существует масса пособий и азбук для того, чтобы заниматься с детьми. Основные принципы здесь в регулярности занятий и создании положительного настроя.
Не ругайте ребенка, если что-то удается не очень хорошо. Просто предложите сыграть в игру — и настроение повысится, и заучивание произойдет быстрее.
Съедобные буквы
Оказывается, буквы тоже можно есть. Это очень весело и совсем не похоже на уроки. Про вермишель-буквы знают все, но она мелковата для детей. А можно испечь блины в виде букв. Или печенье.
А можно печь вместе с ребенком — пусть он «заказывает» букву и говорит, для какого она подойдет. М — для мамы, Б — для бабушки, О — для сестры Оли.
Учим буквы и играем в куклы
Дети часто просят с ними поиграть. Вот вам и повод! У кукол праздник. Какие подарки им принести? Кукле Кате — Кофточку и Конфеты, а кукле Тане — Туфельки и Торт. А можно отвозить машинки в гаражи с соответствующими буквами.
Семейная трапеза
И снова про еду. Устройте семейный обед или ужин. Пусть ребенок поможет накрывать на стол. Как украсить блюда для каждого? Выложить едой первые буквы их имени. Или может быть поставить карточки с буквами у каждой тарелки?
В домашних условиях можно найти массу способов выучить алфавит, не прибегая к нужному заучиванию. Если у родителей есть немного свободного времени и желание, он может сотворить настоящие чудеса.
Какой способ обучения вы выберете — решение только ваше. Главное не забывайте хвалить своего ребенка за каждое достижение
Детям очень важно, чтобы родители ценили их успехи. И тогда очень быстро перед вами встанет новый вопрос: как научить ребенка читать?