Развивающие программы начальной школы
Развивающая система Занкова имеет принцип обучения, прямо противоположный традиционной системе. Здесь приоритет отдается самостоятельности учеников, которые должны сами делать теоретические выводы, исходя из предлагаемых им заданий. Усвоенные знания закрепляются с помощью практических занятий.
Особенность этой системы обучения в начальной школе заключается в достаточно быстром освоении материала, при его высоком уровне сложности, ведущая роль при этом отдается теоретическим знаниям. Например, учащиеся изучают части речи уже в первом классе и, благодаря пониманию системных взаимосвязей, с успехом достигают самостоятельного постижения этих понятий.
Система Д.Б. Эльконина – В.В
Давыдова – одна из спорных развивающих систем, которая делает упор в основном на развитие в ребенке глубины и необычности мышления, уделяя особое внимание не столько усвоенным знаниям, сколько способам, которыми эта цель достигается. Так, например, допускается, что ученик может не помнить какой-либо ранее изученный материал, но при этом он обязательно должен знать, с помощью чего, каким образом ему восполнить этот пробел в знаниях
Отличает эту систему и отсутствие оценивания качества знаний, но при этом педагог составляет портфолио творческих работ учащихся (которое и должно отражать их успеваемость), а также, с целью контроля, сообщает все необходимые пожелания и рекомендации родителям.
Одна из особенностей этой развивающей системы обучения – дети не только изучают и усваивают школьные истины, а вместе с этим постигают почему, например, дважды два будет именно четыре, иными словами знание правил подкрепляется пониманием их причин.
Еще один упор авторы программы для начальной школы Эльконина – Давыдова делают на выработке коммуникативных способностей у детей, отдавая предпочтение коллективной работе. Небольшими группами по 5-7 человек учащиеся проводят своеобразные исследования, затем, обсуждают их результаты с педагогом и приходят к общим выводам.
При всех преимуществах, существенным недостатком описанных развивающих обучающих систем Эльконина – Давыдова и Занкова является отсутствие их соответствующего продолжения в следующих ступенях обучения в школе (средней и старшей). Родители, выбравшие для своего ребенка одну из таких образовательных систем, должны быть готовы к тому, что после окончания обучения в начальной школе, их ребенку все равно придется адаптироваться к одной из традиционных программ, что может создать определенные проблемы в учебе.
Еще важно отметить, что при выборе начальной школы следует обращать внимание не только на используемую в ней систему обучения. Не последнюю роль при выборе школы должны играть и ее оснащение, квалификация педагогов и директора, степень комфортности классов, качество знаний. В этой ситуации большую пользу могут оказать отзывы родителей учеников, к которым стоит прислушаться, ведь не зависимо от используемой системы обучения, хороший, квалифицированный педагог даст ребенку все необходимые знания, и в тоже время бездарному учителю не поможет даже самая «продвинутая» развивающая система
В этой ситуации большую пользу могут оказать отзывы родителей учеников, к которым стоит прислушаться, ведь не зависимо от используемой системы обучения, хороший, квалифицированный педагог даст ребенку все необходимые знания, и в тоже время бездарному учителю не поможет даже самая «продвинутая» развивающая система.
Гармония
Школьная программа для 1 класса «Гармония» вышла под редакцией Н.Б. Истоминой.
В основу программы легла система развивающего обучения Занкова, в которой ранее работала Наталья Борисовна Истомина.
Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.
Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.
- В учебниках реализуется деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль (итоговый и пошаговый), проводить самооценку.
- На материале каждого учебного предмета осуществляется целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), обучение установлению причинно-следственных связей, построению рассуждений, фиксации выводов в различной форме: словесной, схематичной, модельной.
- Наряду с формированием логического мышления, все учебники создают условия для совершенствования эмоциональной сферы ребёнка, для расширения его опыта образного восприятия мира, для развития образного мышления.
- Учебниками образовательной системы «Гармония» обеспечивается обучение всем видам речевой деятельности, в том числе различным видам чтения, поиску, получению, переработке и использованию информации, её пониманию и представлению в различной форме: словесной, изобразительной, схематичной, модельной.
- Методическим аппаратом учебников созданы условия для организации продуктивного общения, сотрудничества детей с учителем и друг с другом, для формирования в целом коммуникативных умений: слушать и стараться понимать собеседника; строить свои высказывания с учётом задач, условий и принятых правил общения; использовать речь как средство организации совместной деятельности, как способ запроса, получения и передачи информации; создавать небольшой монолог, участвовать в диалоге, в коллективной беседе, понимать возможность различных точек зрения на один и тот же вопрос, осознавать и аргументировать своё мнение.
Cистема учебников:
- М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина. Букварь.
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Русский язык.
- О. В. Кубасова. Литературное чтение.
- В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева. Французский язык.
- Н. Б. Истомина. Математика.
- Н. К. Нателаури, С. С. Маранин. Информатика и ИКТ.
- О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. Окружающий мир.
- Н. М. Конышева. Технология.
- Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев. Изобразительное искусство.
- М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева. Музыка.
- Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. Физическая культура.
- Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц. Основы религиозных культур и светской этики.
Какие бывают виды программ для 1–4 классов
Учебники, по которым первоклассники будут заниматься в школе, утверждает Министерство образования. Те программы,
которые соответствуют ФГОС, публикуют в едином списке — федеральном перечне учебников. Те, что не попали в него,
можно будет использовать только как дополнительные материалы. Проверить конкретный учебник легко — это можно
сделать на портале федерального
перечня учебников.
Программы для младших классов, утверждённые Министерством образования, можно разделить всего на 2 типа:
традиционные и развивающие. Давайте разберёмся, чем они различаются.
Традиционная программа |
Развивающая программа |
---|---|
Основа — советская педагогика | Основа — современные образовательные методики |
Привычный в России метод, когда учитель принимает решения и оценивает ребёнка | Европейский метод, когда школьник учится работать с другими учениками, оценивать свою работу и принимать решения |
Схема: «обучение — закрепление — оценка» | Схема: «обучение — самостоятельный анализ и выводы — практика» |
Применяется в начальной, средней и старшей школе | Применяется только в младшей школе |
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить
Преимущества методики Занкова
- Подходит нерешительным деткам (благодаря индивидуальному подходу дети быстро вливаются в коллектив и активно принимают участие в беседах);
- Стимулирует к самостоятельности и осваиванию новых знаний.
Развивающая система Занкова на чем основана?
Система обучения построена на трех критериях:
- Развитие каждого ребенка.
- Изучение особенностей и способностей ученика.
- Достижение максимальных результатов.
Все учебные курсы разработаны на мотивацию и развитие творческих талантов ребенка учитывая возрастную индивидуальность каждого. Учебный материал разработан так, чтобы при изучении его ученик мог удивиться, что мотивирует ребенка обдумывать разные варианта, анализировать и делать правильные выводы.
Подход к младшей возрастной категории учитывается на слитности мышления. То есть, рассматривать факты не по отдельности, а связывая их, что позволяет ребенку более доступно их воспринимать. Дети начинают анализировать прочитанный материал, возникает больший интерес к его изучению.
Кроме того, Занковская методика разработана таким способом, что ребенок после ее прохождения может спокойно перевестись в общеобразовательную школу и с легкостью продолжить обучение.
Основные приоритеты заключаются в следующем:
- Восприятие информации индивидуально;
- Для работы необходим эмоциональный настрой и мотивация.
На первый взгляд может показаться, что учебный курс довольно сложный. Однако богатство разнообразия материала и манеры его преподавания очень увлекает малышей, развивает в них личностные качества. Ребенок становится более разносторонне развитым и умеет правильно и лаконично изложить свои мысли и предположения.
Как проходят занятия по методике Занкова
Построение занятий по системе Занкова имеет целый ряд отличительных особенностей, не принятых в современной российской педагогике. И, прежде всего, это проявляется в построении доверительных отношений между учащимися и учителем. При этом педагог не отказывается от руководящей роли, и адекватно реагирует на ошибки и проступки ребенка. Лучше всего характеризует атмосферу в занковском классе знаменитое выражение самого Занкова: «Ребенок тоже человек, только маленький».
Непосредственный процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы ребенок стремился добывать знания самостоятельно – для этого урок ведется в форме дискуссии, во время которой ученик может спорить не только со своими одноклассниками, но и с учителем. Активность на уроке всячески поощряется, даже если ребенок высказал ошибочное суждение.
Чтобы ребенок развивался всесторонне и полноценно система Занкова предусматривает большое разнообразие форм обучения: одновременно с занятиями в классе практикуются экскурсии в театры, музеи, на природу, концерты, разные предприятия и т.д. Другими словами, данная система охватывает не только процесс обучения, но и внеурочную работу.
Сильные стороны
Экспериментально доказано:
Дети, обучавшиеся по программе Занкова, показывают лучшую успеваемость по предметам в более старших классах. Они учатся лучше сверстников, обучавшихся в начальной школе по другим методикам. Школьники обладают развитым логическим мышлением, умеют и любят учиться, у них развиты коммуникативные навыки, они умеют грамотно излагать свои мысли. Также эти дети умеют доказывать свою позицию в споре, не боятся высказывать мнение и аргументированно защищать его. Они более уверены в своих силах, более самостоятельны и креативны. Дети, обучавшиеся по методике Занкова, знают больше и лучше подготовлены при переходе в 5-6 классы. Это отмечают и учителя, и родители.
Как правило, в старших классах они учатся хорошо и по окончании школы легко поступают в престижные вузы. Во многом это заслуга учителя, который привил детям любовь к знаниям, научил думать, анализировать, не бояться ошибок и добиваться поставленных целей.
Учебники
Как и у всех школьников, у маленьких «занковцев» есть свои учебники и рабочие тетради. Авторами пособий с 1 по 4 класс по русскому языку являются Н.В. Нечаева и С.В. Яковлева. Нечаева же является автором «Азбуки» для 1 класса, ее она составляла в компании с Белорусец К.С. И к «Азбуке», и к учебникам русского языка прилагаются рабочие тетради.
Знакомиться с математикой детям помогают учебники и рабочие тетради, над которыми трудился целый коллектив авторов: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
Есть две линии учебников по литературному чтению. Автором одной линии является Свиридова В.Ю., автором другой – Лазарева В.А. Также в арсенале маленького школьника для изучения литературы имеются рабочие тетрадки и хрестоматии.
Еще один важный предмет, «Окружающий мир», представлен учебниками под авторством Дмитриевой Н.Я. и Казакова А.Н. Эти же авторы составили и рабочую тетрадь по предмету.
Учебники по «Английскому языку» для 2 – 4 классов называются «Волшебная радуга». Авторы: Святловская Е. А., Белоусова С. Ю., Гацкевич М. А.
Также есть отдельные учебники по «Музыке», «Изобразительному искусству», «Физической культуре», «Технологии» и предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Несколько слов о Занкове
Леонид Владимирович Занков – известный советский психолог, добившийся значимых результатов в области педагогической психологии, памяти, запоминания и дефектологии. В ходе своей профессиональной деятельности провел целый ряд исследований, результаты которых и легли в основу авторской дидактической системы, способствующей психическому развитию детей, главный принцип которой построен на развитии искреннего интереса к обучению и стремления к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы.
Практически всю свою жизнь Леонид Владимирович посвятил вопросам, связанным с психологией детей, отстающих в умственном развитии, и проблемами их обучения и воспитания. В своих многочисленных работах Занков убедительно доказал, что умственно отсталый ребенок не столько опаздывает на несколько лет в развитии по сравнению с нормально развивающимися детьми, сколько иначе развивается по мере своего взросления. Также он доказал, что во время занятий с умственно отсталыми детьми за основу необходимо брать коррекционно-воспитательные воздействия, учитывающие особенности развития каждого отдельно взятого ребенка и опирающиеся на его компенсаторные возможности.
Школа 2010
Школьную программу для 1 класса «Школа 2010» также называют «программой Петерсон». Ее предпочитают сторонники раннего развития ребенка. Школьные учебники этой программы — продолжение учебников, по которым дети занимались в саду. Программа может показаться достаточно концентрированной и сложной. При этом ее авторы придерживаются принципов адаптивности.
Ее главные задачи:
- сформировать готовность к производительному труду
- сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
- вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
- обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
- сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
- предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
- сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.
Принципы программы:
- Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
- Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника.
- Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.
- Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.
- Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.
- Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
- Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.
Осознанность обучения
Школьники понимают, что они делают на уроке, зачем они это делают, как делают и зачем им это нужно. Причем, сам процесс обучения построен интересно. Например, одно из заданий, проверить работу соседа по парте. То есть, дети меняются тетрадками и проверяют друг друга. Если находят ошибки, то указывают на них. Но только так, чтобы не обидеть товарища, аргументируют, доказывают. Ну а тот школьник, чью работу проверяют, учится спокойно воспринимать критику, и если она кажется ему не обоснованной, в свою очередь, отстаивает свою точку зрения.
Дети частенько посещают библиотеки, музеи, на уроках используется наглядный материал. Часто работа проводится в группах. Но, тем не менее, идет направленность на каждого конкретного ученика. Да, программа Занкова предполагает привлечение дополнительного материала. Но усваивать этот дополнительный материал ребенок вовсе не обязан. Его задача усвоить тот образовательный минимум, который определяется стандартом образования. Поэтому детки имеют возможность учиться в силу своих способностей.
Зачем в школьном образовании такое разнообразие программ?
Образовательные программы составляются на основе правил, установленных их автором, но тот задает только их основы, а не пишет учебники по всем предметам. Иногда разница в подходах не видна на первый взгляд, а их применение дает одинаковые результаты, просто достигаются они разными способами. По этой причине невозможно выделить передовые или более слабые учебные программы. Традиционное направление не обязательно уступает развивающему, но при этом и не превосходит его.
Все школьные программы составляются так, чтобы учебный план по ним объединяли такие моменты:
- цели – ожидаемый итоговый результат, который выражается объемом знаний, качествами, склонностями ученика;
- задачи – промежуточные итоги, достижение которых позволит добиться поставленной цели;
- принципы – специфические моменты направления, затрагивающие подачу материала, методы его закрепления (именно то, что выделяет конкретную учебную программу);
- содержание – учебный материал, ограниченный стандартным минимумом, или расширенный для обеспечения ребенка дополнительными знаниями.
Выбирая учебный план начальной школы, надо обращать внимание на его характеристики, сопоставляя их с особенностями ученика. Каждый подход рассчитан не на способности детей к обучению, а на их специфику восприятия и обработки информации
Достаточно оценить качества ребенка, чтобы понять, работа по какому направлению позволит ему достичь нужных результатов, не испытывая при этом перегрузок.
Образовательной программа обязательно должна быть утверждена в Министерстве образования.
Нетрадиционные системы образования и их особенности
В некоторых школах преподавателями одновременно используются разные учебные программы. Если учитель хорошо в них ориентируется, а также обладает качествами, необходимыми для реализации плана, то это принесет ребятам массу пользы. Такая практика требует от детей подключения всего их потенциала, раннего запуска заложенных навыков, активного усвоения новых знаний. Развивающие обучающие программы для школьников младших классов могут выступать в качестве основных или дополнять традиционный подход.
Система образования Занкова
С 1995 года система-программа Занкова для начальной школы стала применяться параллельно традиционному подходу. Ее целью является общее развитие ученика за счет получения умений, навыков и знаний посредством стимуляции ума и воли.
Школьные программы для начальных классов по системе Занкова отвечают таким характеристикам:
- задачи – младший школьник воспитывается так, чтобы он мог осознавать свою ценность. Это достигается путем обучения детей с упором на индивидуальное развитие, а не коллективное. Работа по этой системе направлена на раскрытие потенциала каждого ребенка, а не попытки подтянуть «слабых» до уровня «сильных»;
- принципы – учащегося учат быть самостоятельным. Ему не просто выдают готовый материал, а побуждают искать ответы на возникающие вопросы. В отличие от традиционной схемы обучения здесь изначально даются практические примеры, чтобы ученик самостоятельно мог прийти к их теоретической основе. Обучение направлено на работу с материалом повышенной сложности, его быстрое освоение, упор на изучение теории для понимания взаимосвязей;
- содержание – каждое учебное пособие расширено по сравнению с традиционной системой. Его содержание подобрано так, чтобы обеспечить ученикам разнообразие видов деятельности;
- особенности – для успешной работы по системе ребенок должен быть готов к высокому темпу обучения. Ему необходимы способность к рефлексии, умение самостоятельно искать и быстро усваивать информацию, а также творчески подходить к решению задач.
Система образования Эльконина-Давыдова
Первые школьные программы начальной школы по этой системе появились более сорока лет назад. Они довольно быстро доказали свою эффективность и сегодня официально признаны в качестве одного из трех подходов к обучению детей, одобренных государством. В отличие от системы Занкова, этот вариант не терпит спешки, а призывает к обдумыванию каждого шага. Его цель – привить ребенку самостоятельность и инициативность, развить склонность к глубокому и нестандартному мышлению.
Учитель может использовать одновременно разные учебные программы.
Программы начального образования по системе Эльконина-Давыдова отвечают таким характеристикам:
задачи – развить у представителей младших классов рефлексию, которая в будущем проявится в виде умения выделять недостающие знания и навыки, оценивать себя со стороны, относится ко всему критично, а не категорично. Развить у ребенка аналитические способности, научить его основам планирования. Это активизирует воображение и творческий потенциал ученика, научит его выстраивать оптимальную последовательность действий и выполнять их;
принципы – работа направлена на то, чтобы ученик не заучивал материал, а пытался сам дойти до сути вопроса. Сначала ребенка учат решать задачи конкретного типа, после этого начинается разбор частных случаев
Особое внимание уделяется поиску учащимся нестандартных подходов к выполнению задания. Его учат, что, отступая от общепринятых методик, он не совершает ошибку;
содержание – образовательная система подразумевает наличие учебного пособия по каждому предмету, изучаемому в школе;
А автор кто?
Судя по названию, ее авторами являются некто Эльконин и некто Давыдов. А кто же они такие?
Даниил Борисович Эльконин был известным советским психологом. Именно он является автором оригинального направления в детской психологии. Родился Даниил Борисович в 1904 году, а скончался в 1984.
Эльконин изучал проблемы, касающиеся детской игры, какое-то время работал учителем начальных классов, преподавал в педагогическом институте и на психологическом факультете МГУ, писал учебники русского языка для детишек Крайнего Севера и защитил диссертацию по теме развития речи младших школьников. Конечно, это не все его заслуги.
Интересно, что за не совсем стандартные взгляды Эльконина собирались репрессировать. Заседание, на котором должны были рассмотреть его «поведение» было назначено на 5 марта 1953 года. Но в этот день умер Сталин, и заседание сначала отложили, а потом и вовсе отменили.
Василий Васильевич Давыдов – это тоже знаменитый советский психолог и педагог. Родился в 1930 году, скончался в 1998.
Он являлся академиком и вице-президентом Российской Академии образования, доктором психологических наук, профессором и учеником Д.Б. Эльконина, с которым не только работал, но и дружил до самых последних дней. Многие работы Давыдова были также посвящены развивающему обучению, и даже одна из экспериментальных московских школ № 91 применяла на практике его теоретические разработки.
Василий Васильевич неоднократно очень резко высказывался по поводу традиционной системы обучения школьников. Это, а также издание в 1981 году книги «Философско-психологические проблемы развития образования» привело к тому, что Давыдова исключили из партии, сняли с должности директора института педагогической психологии и запретили работать в школе № 91. Однако уже 1986 году он был награжден премией Ушинского за достижения в педагогике, восстановлен в партии и должности.
В настоящее время данная система обучения применяется в российских школах. В чем же ее необычность?
Суть и цели методики
Методика развивающего обучения Л.В. Занкова охватывает обучение детей с 6 лет до перехода их в старшую школу. Ученый сознательно не создавал методику обучения в старшей школе — он считал, что все самое лучшее можно развить только вмладшем школьном возрасте. К примеру, плохая память шестиклассника — это следствие игнорирования ее развития в более раннем возрасте. Скорее всего, она уже не станет лучше.
Цель обучения по методике Занкова — общее развитие ребенка
Оно должно быть направлено не на отдельные компоненты (память, воображение, внимание и т. д.), а на всю психику в целом
Под общим развитием нужно понимать развитие нескольких областей:
- Ум (логика, наблюдательность, память, воображение, абстрактное мышление и т. д.);
- Коммуникативные навыки (способы общения, умение найти решение в проблемной ситуации);
- Воля (заключается в развитии у ребенка умения не только ставить цель, но и мотивировать себя на ее достижение);
- Чувства (эстетические, этические);
- Нравственность.
Однако не нужно думать, что обучение по Занкову принижает ценность фактических знаний. Оно просто смещает акценты на развитие личности ребенка, ведь все перечисленные области жизни человека необходимы именно для достижения им успеха в современном мире.
Еще одна цель обучения — воспитание в ребенке стремления ксамостоятельной учебной деятельности, а не к простому получению от учителя необходимых знаний, умений и навыков.
Кому подойдет Занковская система обучения?
С данной педагогической системой могут справиться не все, она довольно сложна. Учиться по ней могут целеустремленные усидчивые дети, которые не боятся публично высказываться. Кроме того, как было сказано раньше, обучение по концепции Занкова требует постоянного присутствие взрослых — компетентного педагога и, самое главное, заинтересованных родителей
Важно не только учить ребенка на занятиях, но и помогать адаптироваться к большим объемам домашних заданий. Без участия родителей здесь не обойтись
При этом надо понимать, что ввиду высокой сложности задач на это может уходить достаточно много времени.
«Плюсы» и «минусы» системы
Перечислим достоинства и недостатки системы. Начнем с достоинств:
- развивает способность ребенка к творчеству;
- учит мыслить логически, искать нестандартные решения.
- обучение происходит в форме диалога, ребенку дается направление рассуждений;
- каждый школьник является отдельной личностью, упор делается на сотрудничество между учителем и учеником;
Наряду с достоинствами выделяются следующие недостатки:
- высокий темп обучения и достаточно большой уровень трудности, что подходит далеко не каждому ребенку;
- к педагогу предъявляются максимально высокие требования;
- необходимо, чтобы ребенок был готов к школе;
- педагоги отмечают довольно бедную теоретическую часть.
Вариантность и процессуальность
Программа Занкова в требованиях, касающихся уровня подготовки учеников, выделяет содержание в виде фона, необходимого для усвоения материала
Оно важно для более яркого и глубокого осмысления основ изучаемого предмета. Предполагается, что в следующем учебном году этот фон явится основным содержанием и будет усваиваться с использованием нового фона, необходимость в котором возникнет в будущем
Таким образом, создается база, предполагающая многоразовое использование одного материала длительный период времени. Это позволяет рассматривать его в различных связях и функциях, что приведет к прочному усвоению содержания.