Такая «гениальная» школьная программа эльконина и давыдова

Суть развивающей системы обучения

Как уже понятно из названия, у истоков образовательной программы стоят психологи Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Целью их работы было выявление особенностей развития детей младшего школьного возраста с точки зрения психологии. Проведённые исследования (основанные на разработках Л.Н. Выготского) показали, что в этот период ребёнок развивается в большей степени под влиянием процесса обучения. Этот факт и был положен в основу педагогической системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Учёные сделали предположение (которое подтвердили затем экспериментальным путём), что логичнее и естественнее адаптировать не ребёнка к условиям образовательной системы, а методы и приёмы обучения изменять под наиболее гармоничные взаимоотношения взрослых и детей, школы и учеников.

Особенностями педагогической технологии является следующее:

  • Поднятие уровня содержания предметов на более высокий (качественный) уровень.
  • Развитие теоретического мышления школьников, умения выделять главное и второстепенное.
  • Дети, занимающиеся по этой системе, умеют решать широкий круг частных задач за короткий промежуток времени.
  • Преобладание коллективно-распределительных отношений между учителем и учениками, между одноклассниками.
  • Совместная творческая деятельность строится на основе самостоятельного усвоения знаний.
  • Возможность наиболее полного раскрытия потенциала учеников, развитие личностных и интеллектуальных способностей.
  • Получение знаний в начальной школе без отметок. По мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, это помогает созданию оценочной системы нового уровня, в которой формируется более широкое представление об эффективности образовательного процесса.

Педагогическая технология неизбирательная, она может быть применима к детям с разным уровнем интеллекта, личностных характеристик и имеющихся знаний.

Что думают родители?

Мнения родителей прочувствовавших все прелести программы на собственной… на собственном опыте также разделились.

Некоторые ее хвалят, называют самой лучшей из имеющихся. Говорят, что она действительно развивает логическое мышление детей. Главное, чтобы детям хватило сил с ней справиться и чтобы учитель был грамотным специалистом.

Другие программой недовольны, особенно русским языком. Там есть проблемы с терминологией, которую родителям, учившимся по старым СССР-овским стандартам, понять практически невозможно. А это затрудняет родительское участие в процессе подготовки уроков. Также негативные отзывы имеются и про окружающий мир, который без интернета понять невозможно. Слишком уж сложно.

Также родители указывают на то, что на подготовку уроков по данной программе уходит слишком много времени.

Как видите, единого мнения нет. Сколько людей – столько и мнений, как говорится. А выбирать все равно нам. Хорошо, если такой выбор есть.

В следующем году мой младший сын отправляется в школу в 1 класс. Будет учиться по «Школе России». В нашей школе предлагают обучение по этой программе и еще по «Планете знаний». Мы идем, если честно, не столько на программу, сколько на учителя. Но если бы выбор был шире, то я наверно, выбрала бы для себя программу Занкова. О ней я писала здесь.

А сейчас предлагаю вам посмотреть видео о том, как проходит обычный урок в начальной школе по системе Эльконина Давыдова.

Также вы можете подробнее узнать о программах «Школа 2100» и «Начальная школа XXI века».

Друзья, а по какой программе учатся или только собираются учиться ваши детишки? Расскажете? Жду ваших комментариев.

Желаю вам всяческих успехов!

До новых встреч на страницах блога!

Всегда ваша Евгения Климкович

Объекты деятельности

Основные действия, совершаемые учениками, связаны с идеальными объектами: звуками, числами, буквами. Педагог задает определенные учебные действия, а школьник их воспроизводит, подражая своему наставнику. Как только он в полной мере овладеет подобными первичными навыками, в листке достижений на определенной «ступеньке» появляется отметка. Далее ребенок переходит на более высокий уровень развития. Пользуясь полученными навыками, он приступает к выполнению более сложных заданий. Именно на этой стадии начинается саморазвитие, без которого процесс обучения будет бессмысленным.

Л. С. Выготский в качестве высшей психологической функции развития школьников выделял коллективное взаимодействие. В общем генетическом законе культурного развития он говорит о том, что любая функция ребенка в подобном развитии проявляется дважды. Сначала в социальном плане, затем в психологической позиции. В первую очередь, между людьми, то есть в качестве интерпсихической функции, а потом внутри самого ребенка в виде интрапсихической категории. Причем Выготский утверждал, что это в одинаковой степени относится и к логической памяти, и к произвольному вниманию.

Психологическая природа собой представляет совокупность человеческих отношений, которые перенесены внутрь при совместной деятельности детей и взрослого наставника.

Молодые годы

В 1927 г. он окончил педагогический факультет данного учреждения, а затем 2 года отработал педагогом-педологом детской профамбулатории. В 1929 г. стал преподавать в университете по своей специальности. С 1931 г. он трудился с другими исследователями, разрабатывая проблемы детской игры. Как он говорил, в особенности в классических обществах игра считается значимым компонентом в существовании детей. С помощью игрушек, выступающих в роли уменьшенных орудий труда, они обретают разнообразные умения. Также игрушки предоставляют наглядные сведения о находящемся вокруг обществе (модели действительно существующих предметов и куколки в одеждах), содействуют физиологическому формированию детей.

Принцип понимания процесса учения

Еще один принцип – понимание учениками процесса учения. Он противопоставляется классическому типу по теме и по характеру понимания. Принцип сознательности говорит о «понимании, которое обращено наружу с собственным объектом сведения, мастерства и умения, которыми следует овладеть, то вовнутрь в течение всего обучения».

Существует определенное правило, которое используется при воспитании учащихся, по-разному усваиваемых материал. Данный принцип истолкован в качестве подчеркивания гуманистической ориентированности положения преподавания Занкова, расширяя рамки психодидактического подхода для переноса упора на коммуникативную часть обучения.

Главным моментом осознания положения считается акцентирование автором на системности подхода к порядку преподавания, основываясь на назначенных принципах с учетом их особенностей, это и представляет собой заключительный штрих для выстраивания «витража» учения против «неорганизованной» смеси классических дидактических основ.

Определение 3

Цель обучения по Занкову заключается в предоставлении учащимся всеобщей картины мира на базе науки, литературы, искусства. Большинство уроков подразумевают наличие живого личного наблюдения и изучения вместе с окружающим миром.

С методической стороны система находит отличия склонности методов доверительного общения, сохранения детского желания и стремления к формированию условий выявления возможных перспектив, формы уроков могут быть выбраны согласно условиям и степеням развития учащихся.

Согласно предложенной концепции автор «чувствует» личность ребенка, оценивает методические средства, которые обеспечивают формирование обстоятельств для дальнейшего становления личности. Для преподавателя всегда остаются в тайне те психологические механизмы, запускаемые в ответ в среде педагогического обучения.

Иначе говоря, идея рассматривается в качестве проработанной концепции ориентации преподавателя в организационном моменте учебно-воспитательного процесса. Толкование содержательной части вводимых дидактических основ обусловливает ясное видение учителями наличия дисциплины и проблем организации в учебно-воспитательном процессе.

Внутрипедагогическая рефлексия дает гарантии роста качества преподавания посредством подробного прорабатывания обстоятельств его организации. Она основывается на обобщении опыта учителей с учетом личных качеств учащихся.

С определенной долей условности можно сказать о том, что система Занкова является интенсивной программой непрямого проектирования личности. Именно поэтому такое обучение ориентировано не столько на весь класс, как на конкретного ученика, иначе говоря, считается личностно-ориентированным. Поэтому в школе не дают определений «главных» и «неглавных» предметов, вкладываются понятия отношения к каждому из них одинаково серьезно.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Суть и цель теории

Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов – отечественные педагоги и психологи, которые начали развивать свою концепцию с 1959 года, а в 1995-1996 году добились того, что их теория развивающего обучения была признана государственной системой обучения в начальной школе. И хотя оригинальная система ориентирована на начальные классы, в настоящее время разрабатываются идеи ее внедрения на всех ступенях образования. Концепция Эльконина-Давыдова получила мировую известность и популярность.

Вопрос связи обучения и развития активно изучается с 30-х годов XX века. Уже тогда ученые разбились на два лагеря: одни отвергают влияние обучения на развитие и отрицают сам факт возможности развивающего обучения. Другой лагерь признает феномен развивающего обучения.

Развивающее обучение предполагает:

  • вовлеченность ребенка в разные виды деятельности;
  • использование игр и дискуссий;
  • обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Обучение ведется согласно индивидуальным, возрастным и личностным особенностям. Программа строится так, чтобы немного опережать актуальное развитие ребенка, то есть нацелена на ближайшее развитие, стимулирует, ускоряет и направляет его.

Учебные задачи постепенно усложняются, что требует от ребенка поиска новых способов решения, не известных ранее. Схема обучения – «цель, средство, контроль». Для успешного обучения ребенок должен самостоятельно регулировать учебно-познавательную деятельность согласно заданной цели. Естественно, цель должна осознаваться самим учеником.

Концепция Эльконина-Давыдова обеспечивает гармоничное и целостное развитие личности. Она ориентирована на раскрытие внутреннего потенциала и скрытых возможностей. Цель системы – «обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему». То есть обучение предполагает дальнейший переход в саморазвитие и самообучение, умение личности выискивать проблемы и ставить цели, находить способы их решения.

Недостатки методики Эльконина-Давыдова

У родителей сохранился в памяти основной ориентир, служивший нескольким поколениям советских школьников – оценка. И они понимают, как надо реагировать, видя определенную цифру в дневнике ребенка. Новая методика смущает отсутствием баллов в дневнике: родители обеспокоены тем, что не могут проследить, чем занимается ребенок на уроке, насколько хорошо усваивает материал. А баллы в это время накапливаются на основании выполненных работ, учитель их суммирует, но объявляет уровень успехов только по итогу изученной темы.

Взрослым сложно отказаться от стереотипной модели поведения. Ясно, что ими движет ответственность за ребенка и самые благие побуждения. Но родителям нужно понять, что «воспитательные мероприятия» за оценки не входят в методическую систему, направленную, в том числе, на развитие самостоятельности и ответственного отношения к учебе.

Сложности при работе по методике Эльконина-Давыдова есть и у учителей «старой закалки», по тем же причинам, что у родителей. К тому же, значительно возрастает степень ответственности учителя за оценивание знаний: ему необходимо с особой тщательностью следить за активностью каждого ребенка на уроке, чтобы фиксировать каждый ответ. Это сделать не сложно, при условии, что наполняемость классов будет незначительной. Но этот вопрос решить сложнее, и он не зависит от учителей: проблема нехватки кадров и школ пока сохраняется.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Результаты обучения

У детей, отучившихся по программе Эльконина-Давыдова, отмечаются следующие усредненные особенности развития познавательных способностей и личностных качеств:

  • высокий уровень внимания, растут аттенционные способности (распределение внимания между несколькими видами деятельности);
  • развитие памяти близко к высокому уровню, опосредованная память находится на высоком уровне, наблюдается регулярный рост кратковременной, смысловой, опосредованной памяти (у четвероклассников значительно выше, чем у третьеклассников);
  • осведомленность, способность к классификации и обобщению, аналогическому мышлению находится на высоком уровне у четвероклассников и на близком к высокому уровню у третьеклассников, то есть наблюдается тенденция роста вербально-логического мышления до достижения высокого уровня в четвертом классе;
  • высокий уровень невербального интеллекта, но пик приходится на третий класс;
  • высокая способность к поисковому планированию;
  • воображение (оригинальность и гибкость) находится стабильно на среднем уровне, близком к высокому;
  • мотивация на успех;
  • средний уровень эмпатии.

Выпускники школы Эльконина-Давыдова умеют решать нестандартные задачи, находить выход из трудных жизненных ситуаций, самостоятельно планировать и выстраивать жизнь, искать новые источники информации, саморазвиваться, способны к сотрудничеству и работе в коллективе, вместе с тем самостоятельны и ответственны за свои результаты. Желание и умение учиться, формируемое системой развивающего обучения, упрощает течение подросткового и юношеского возраста, помогают в профессиональном и жизненном самоопределении.

Дети, обучающиеся по системе развивающего обучения, чаще других становятся победителями олимпиад, уровень интеллекта выше, чем у сверстников с традиционным обучением. У выпускников развивающей школы самооценка, как правило, выше, чем у сверстников из традиционной школы, и они меньше подвержены комплексам.

Традиционное обучение и система Эльконина-Давыдова

Концепцию Эльконина-Давыдова противопоставляют традиционному обучению: последнее выстраивается от частного к общему, от конкретного к абстрактному, от единичного к целому, а развивающее обучение строится прямо противоположно.

Традиционное обучение развивает эмпирическое мышление, а развивающее – теоретическое. В чем разница:

  • Эмпирическое мышление позволяет классифицировать предметы, группировать, выделять общее для группы понятие и согласно ему дифференцировать предметы. Этот вид мышления играет важную роль в повседневной жизни, позволяет упорядочивать предметы, ориентироваться в мире.
  • Теоретическое мышление позволяет выявить через анализ системы ее генетическую основу. В дальнейшем на этой основе находятся другие предметы, которые могут входить в эту систему. Это позволяет находить нестандартные решения.

Таким образом, эмпирическое мышление основано на сравнении, теоретическое – на анализе. Сравнение выделяет формальное сходство, предметы могут относиться к одному классу, но быть не связанными между собой. Анализ позволяет выстраивать целую систему. Теоретическое мышление расширяет возможности, так как позволяет заглянуть в содержание предметов, эмпирическое знание опирается на наблюдение и сравнение внешних признаков.

Особенности младшего школьного возраста

Для детей 3-6 лет особый интерес представляет игровая деятельность. Причем удовольствие им доставляет не только сам процесс игры, но и ее результат, то есть выигрыш. Воспитатель, владея психологическими особенностями данного возраста, старается включать в игру компоненты учебной деятельности. Задача наставника — формировать у малышей желаемые качества: координацию движения, логическое мышление, самостоятельность. По мере роста дошкольников игровую мотивацию постепенно заменяют компоненты учебно-познавательной деятельности

Для малышей в этот период важно одобрение действий, похвала со стороны воспитателя, родителей. От того, насколько правильно будет сформирована в данный период для детей «ситуация успеха», зависит их последующая школьная жизнь

Развивающее обучение Л.В. Занкова

Л.В Занков объявил педагогику развития в качестве основной.

«Его сторонники озвучивали, что воспитание детей по этой системе подразумевалось не только в узком смысле, не как развитие единичных сторон – внимательности, памяти и так далее, а как общее представление личности. Всеобщее формирование личности – это становление интеллекта, независимости, эмоций, иначе говоря, базовых сторон нервной системы, которые образуют ее основу».

Похожая объединенная ориентация не включает в себя ничего особого. Особенность организации кроется в самом содержании дидактических основ, которые образуют ее суть.

Правило обучения на большом уровне проблемы

Л.В. Занков писал о том, что необходимо определенное усилие интеллектуальных сил учащихся, как было рассказано в дидактике, во время разговора о постепенном увеличении препятствий. Для порождения специфических процессов психологической деятельности в овладении учениками учебным материалом действует как воспитание на уровне препятствия. Происходит не только процесс добавления познаний, но и их дифференциация. Некоторые достижения в учении для ученика становятся достоянием, что способствует переосмыслению в дальнейшем процессе.

Определение 2

Осуществление данного принципа подразумевает исполнение меры трудности, рассматриваемой в «программах, учебниках, методических пособиях. Ежедневная работа определена непрерывным наблюдением преподавателя за процессом, итогами умений и познаний учащихся. Только так принцип деятельности может быть осуществлен».

Предложенный принцип может решиться посредством ряда других. То есть основной принцип обозначения абстрактных понятий позволяет создателю выделять, что «подразумевается непроизвольно созданная трудность, а та, которая состоит в постижении взаимосвязей явлений и их внутренней существенной связи». Происходит изменение места развития способностей, сформированные по Л.Н. Занкову на «базе всеобщего созревания, основываясь на совершенном осмыслении подходящих определений, связей зависимостей».

Материал должен усваиваться при помощи быстрого непрерывного темпа без прерываний, что окажет особое влияние на интерес учащихся к обучению. По Занкову считалось, что именно применение «быстрого темпа открывает разные стороны приобретаемых познаний, позволяет их дополнять, углублять и связывать». Иначе говоря, его последователи негативно относятся к педагогам, использующим в течение учебного процесса «жвачки» материала. Учение по Занкову ограждает от «опережающего обучения».

Особенности методики Эльконина-Давыдова

Методика развивающего обучения, созданная выдающимися советскими учеными, в 1996 году была признана новой государственной системой. Ее задачи четко сформулированы в логической последовательности:

Отказ от эмпирического подхода (только на основании увиденного и услышанного ребенком) в процессе обучения и создание условий для формирования у младших школьников умения видеть ближайшую перспективу, мыслить абстрактными категориями, позволяющими развить логику и приучить к самостоятельной деятельности;
Важной особенностью методики является особая технология оценивания результатов учебной деятельности без применения фиксированных оценок. Такой подход позволяет избежать дополнительной психологической нагрузки у ребенка, боязни высказывать собственное суждение, даже если оно ошибочно

Учитель оценивает знания по итогу. Детям в конце урока предоставляется возможность провести самооценку деятельности;
Согласно принципам методики, важная составляющая часть занятий – организация дискуссий, где каждый ученик становится активным участником обсуждения проблемы и поиска решения. Это развивает когнитивные способности детей, умение работать коллективно, способствует формированию логического мышления и самостоятельности. При такой форме проведения занятий учитель становится организатором дискуссий, лишь иногда направляет ее в нужное русло и предлагает задачи для коллективного поиска решений.

Руководствуясь этими тремя принципами, учитель создает на уроке непринужденную, творческую или исследовательскую атмосферу, в которой каждый ребенок имеет возможность раскрыться, тогда как в прежней образовательной системе центральной фигурой на уроке был учитель, а дети в тени его авторитета выполняли роль послушных исполнителей.

Оценивание без оценок

Детки «эльконинцы» не получают оценок. Они ходят в школу не за пятерками, а за знаниями. У них даже дневников нет. Лично у меня возникает вполне нормальный вопрос, как понять усвоил ребенок хоть что-нибудь или совсем нет? Как оценить знания? Как оценить прогресс? Оказывается, можно обойтись и без привычной нам всем пятибалльной системы.

На уроках используется оценочная шкала или оценочная линейка. Выглядит она как палочка с крестиком.

Такая шкала изображается около каждого задания, например, рядом с уравнением, которое нужно решить или рядом с упражнением по русскому языку. Чем выше на шкале размещается крестик, тем выше уровень знаний. А кто же ставит крестики? Думаете учитель? Не угадали. Свои знания ученики оценивают самостоятельно! Вот сделал ученик упражнение, подумал и поставил себе оценку. Для того, чтобы оценка была правильной дети опираются на определенные критерии, такие как:

  • правильность выполнения задания;
  • аккуратность выполнения;
  • красота;
  • точность и т.п.

Причем, им не говорят: «Ребята, вот вам критерии, по которым вы будете себя оценивать!» Детям эти критерии необходимо изобрести, то есть сначала подумать, потом сформулировать, затем выбрать, объяснить почему и потом уже оценить себя. Так происходит в 1 классе. А во 2 и 3 классе они уже самостоятельно подбирают себе критерии для оценки работы.

Учитель, благодаря такому подходу, может понять на каком уровне находится самооценка ученика: нормальном, завышенном или, наоборот, заниженном. Потом педагог  также ставит свою оценку, тоже крестик на шкале, и у ученика появляется возможность сравнить оценки и понять правильно он сделал или нет.

Ну хорошо, учителя в этих крестиках разбираются, ученики тоже понимают что к чему. А что делать бедным родителям, которые точно знают, что пятерка – это классно, тройка – сойдет, а двойка – повод для серьезного разговора с сыном или дочкой? Как им контролировать процесс? Для этого учитель дает рекомендации родителям и представляет им портфолио ребенка, где собраны его творческие работы. Это портфолио и заменяет дневник.

А теперь давайте представим себе такую ситуацию, учится ребенок по Эльконину Давыдову, крестики ставит. Так проходит 4 года и вдруг случается что-то, что заставляет родителей перевести его в другую школу. А в новой школе по этой развивающей системе не обучают детей. И приходится ребенку учиться по простой классической программе. Что будет? Будет трудно. Тяжело детям перестраиваться. Так как кардинально отличается не только система оценивания, но и весь процесс обучения в целом. И это один из минусов данной программы.

Ну а раз уж речь зашла про минусы, то давайте и другие сразу рассмотрим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: