За что можно ругать и наказывать ребенка

Другие лояльные способы наказания

Ниже описаны дополнительные лояльные меры борьбы с непослушанием:

  1. Позволить сделать то, что запрещено при отсутствии вреда для здоровья. Например, если ребенок будет отнимать игрушки у других детей, с ним просто перестанут играться. Такой метод поможет установить крохе причинно-следственную связь, укрепит авторитет родителей и поспособствует развитию логического мышления.
  2. Использовать веселые наказания за незначительные проступки. Если малыш в обуви забежал в комнату, пусть попрыгает на одной ноге 10-12 раз, говоря при этом, что теперь всегда будет разуваться в коридоре. Детей, которые уже умеют писать, можно заставлять писать правила на бумаге, но и в этом следует знать меру.
  3. Рассказать сказку. Это конечно не совсем похоже на наказание, но зато достаточно легко и ненавязчиво покажет крохе, как в аналогичной ситуации поступать плохо и какие последствия могут быть. Выбрать подходящую историю или мультик можно из уже существующих или придумать самостоятельно. С помощью сказок кроха познает мир и учится вести себя правильно.

Так или иначе, метод наказания ребенка полностью зависит от родителей. Если уверенности в правильности в выбранном подходе нет, всегда можно обратиться к помощи и оценке специалистов, побывать на консультациях у психологов, почитать соответствующие книги или просто посмотреть видео в интернете, посвященные этому вопросу.

Позаботьтесь о своем душевном равновесии

Вы устали за день. Хочется сказать: «оставьте меня в покое, дал отдохнуть». Лучше сделайте следующее.

Пока готовите ужин или моете посуду, поиграйте с малышом в спокойные игры, например, слова. Или дайте ему лист бумаги, карандаши, пусть рисует маму, сидя рядом за кухонным столом.

Включили телевизор, легли на диван? Порисуйте вместе с малышом. Поиграйте в куклы, конструктор, машинки. От вас нужно немного — просто помогать, можно лежа. 20-30 минут спокойных занятий, и довольное чадо уйдет по своим делам, а вы немного отдохнете.

Придумайте себе маленькие радости. Поймите, от чего вы получаете удовольствие. Может, это большой плюшевый медведь, которого можно обнять, или прогулка в парке под дождем. Музей, танцы, рыбалка, цветы — составьте свой список, и время от времени балуйте себя.

От этого всем будет хорошо, а вопрос, как сдержаться, чтобы не ударить ребенка, оставит вас. Спокойные родители — спокойные дети.

В каких случаях нельзя прибегать к наказанию?

В повседневной жизни родители достаточно часто ругают детей по любому поводу, стоит только поведению крохи выйти за рамки желаемого, однако далеко не все проделки заслуживают наказания, ведь определенное баловство и активность являются естественным способом развития для малыша. Попытки исправить это будут только мешать и вредить. Ниже описаны те случаи, когда наказывать ребенка не стоит:

Деятельность, направленная на познание мира. Например, кроха пробует на вкус все, что подбирает с пола или на улице, исследует розетки, стремится высоко залезть, рисует на обоях и мебели и тому подобное. Вместо того чтобы ругать кроху, стоит обезопасить самого ребенка и ценные вещи.
Особенности, связанные с возрастом. Это неусидчивость, невнимательность и плохая память.
Физиология. Сюда относятся проблемы со сном или отсутствие желания кушать приготовленную еду. В подобных ситуациях лучше отнестись к крохе с пониманием и прибегнуть к различным хитростям для достижения цели.
Неопытность. Ребенок еще только находится в процессе осознания того, что плохо, что хорошо. Он вполне может толкнуть другого малыша, повторив это за кем-то и не понимая, что так делать нельзя, может забирать без спроса чужие игрушки. Также неумение пользоваться горшком приводит ко многим маленьким неприятностям

Нужно набраться терпения и быть снисходительнее, пока кроха не приучится ходить на горшок.
Неосторожность. Сами взрослые не могут все время оставаться чистыми и не испачкаться, а маленький ребенок в 2-3 года тем более при всей своей активности обязательно будет падать, разливать, ронять и пачкать вещи.
Проявление чувств

Ревновать к брату или сестре, расстраиваться и не хотеть расставаться, когда мама и папа уходят на работу или ведут в детский сад – это все является естественными эмоциями малыша.

За что можно, а за что нельзя?

Слишком ограничивать запретами действия ребенка нельзя. Если все запрещать, то как он будет познавать мир? В таких случаях дети вырастают несамостоятельные и безынициативные.

Тем не менее, за осознанное нарушение ранее установленных правил следует применить обговоренное наказание. Например, сказать «если ты будешь обзывать детей в садике плохими словами, то на ужин не получишь сладкое».

Ребенок нарушил это правило, значит, на ужин не даете сладости, как бы он ни просил. Остальные члены семьи также не должны нарушить наказание, иначе ребенок не поймет, что так делать нельзя.

С точки зрения многих психологов наказывать необходимо за:

  • Оскорбления, особенно в отношении старших.
  • Ложь.

Однако стоит различать ложь, используемую для достижения какого-либо результата, и фантазирование, к которому склонны дети. Фантазии уйдут по мере взросления.

Важно, чтобы родители сами при этом не лгали и не учили лгать. Вранье поощрять нельзя

Физическое насилие.

Вы часто наказываете ребенка?

ДаНет

Ребенок должен понимать, что такое поведение не допустимо, даже если родители ему это позволяют, то окружающие терпеть не станут.

Важно, чтобы родители не поощряли применение силы в отношение более слабых детей или животных. Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно

Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять

Демонстративное нарушение установленных правил поведения.

Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно. Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять.

Воровство. Оно должно быть строго наказано.

За что нельзя наказывать:

  • Когда ребенок гиперактивный, то он проявляет неусидчивость, не может долго сосредоточится на чем-то

Наказывать его в таком случае не стоит. Такова его особенность.

И наоборот – ребенок медлительный, все делает медленно, не успевает

Это часто раздражает родителей, но ни нужно его ругать и торопить, это не принесет пользы.

Ребенок познает мир, проявляет активность

Взрослых часто раздражает высокая активность детей: они много бегают, прыгают, шумят, балуются. Эти действия чаще всего связаны не с тем, чтобы позлить взрослых, а потребностью познавать окружающий мир. Это их естественное поведение.

Некоторые действия, вызванные физиологическими особенностями ребенка или заболеваниями

Например, ребенок не любит рыбу или молоко, не нужно его заставлять есть или наказывать за отказ. Или у ребенка энурез и он описал кровать. Если его ругать, это только усугубит проблему. Он сделал это не намерено.

Действия, вызванные неосторожностью. Например, случайно уронил и разбил чашку

Ребенок пока не может четко выполнять все действия, да и взрослые часто бывают неосторожны.

Проявление чувств – ревность, нежелание расставаться с родителями, неуверенность, нежелание делиться и прочее

Наказывать за это не нужно. Позже у них обязательно сформируется более зрелое самосознание, они научатся решать сложные социальные задачи, смогут управлять своими эмоциями.

Вы не знаете как научить ребенка разговаривать в 3 года? Или как воспитать у дошкольника любовь к природе? Или вы никак не можете научить малыша спать в своей кроватке Тогда советуем вам ознакомиться с материалами по нашим ссылкам, они содержат ответы на все эти вопросы.?

Причины непослушания ребенка

Малыш может не знать, что делает что-то не так. Например, если ему пять, и он достал из кошелька у взрослого купюру – это совсем не означает воровство. Ребенок просто повторяет действия окружающих людей.

Мама и папа первые устанавливают правила в жизни малыша. Очень часто ребенок хочет проверить границы дозволенного: что случится, если я сделаю по-другому? Такое часто происходит в семьях, где родители не постоянны в свои требованиях. Вчера ребенку можно было полдня смотреть телевизор, сегодня ему не разрешают уделить 10 минут любимому мультику.

Ребенок хочет любым способом привлечь внимание родителей: «Лучше мама ругает, чем ведет себя так, будто меня не существует»

Оскорбления: что за ними скрыто?

Оскорбления — это отравленные стрелы, и можно использовать их только против врагов, но никак не против детей. Если мы скажем: “Какой некрасивый стул!” — со стулом ничего не случится. Он не чувствует ни оскорбления, ни смущения. Он стоит там, куда его поставили, независимо от характеризующего его прилагательного. Однако когда неуклюжим, или глупым, или некрасивым называют ребенка, с ним кое-что происходит. Он страдает, злится, испытывает ненависть, желание отомстить. В связи с этим у него появляется и чувство вины, которое, в свою очередь, приводит к тревоге. Вся эта “цепная реакция” делает ребенка и его родителей несчастными.

Когда ребенку все время повторяют: “Какой ты неуклюжий!” — он может в первый раз ответить: “Вовсе нет!” Но, в общем, дети прислушиваются к мнению родителей, и, в конце концов, ребенок и сам поверит, что неуклюж. Упадет, например, во время игры и сам себе скажет: “Какой я неуклюжий!” Потом ребенок начнет избегать подвижных игр, требующих ловкости, потому что отныне он уверен в своей неповоротливости.

Когда родители и учителя повторяют ребенку, что он глуп, в конце концов, он этому поверит и в результате на самом деле станет неудачником.

Чем грозит отсутствие наказания?

Согласно утверждениям известного педиатра и автора многих бестселлеров о детях Спока, ребенок со временем должен сам все понять и перенять общепринятые правила. Однако на практике такой подход оказался абсолютно несостоятельным. Естественно с точки зрения ребенка он очень удобен, так как решение всех проблем ложится на плечи родителей, начиная с оберегания от потенциально опасных вещей в младенческие годы и заканчивая финансовой помощью в более зрелом возрасте. Кроме того тебя не ругают, нет никаких наказаний и к тебе относятся всегда доброжелательно. Совсем по-другому на это смотрят родители. Им приходится постоянно сдерживать свои негативные эмоции и копить их внутри. В результате у 99% из ста рано или поздно происходит нервный срыв, тогда весь накопленный негатив обрушивается на ребенка, причем чем дольше терпят родители, тем сильнее будут последствия эмоционального взрыва. Подобное перенапряжение отрицательно отражается на их психическом состоянии.

Бытует мнение, что в конце жизненного пути Спок изменил свои взгляды по отношению к безнаказанности. Он заключил, что наказание является необходимой частью полноценного и гармоничного развития ребенка.

Пример с вопросом и ответом

Допустим, мама:

  • а) отругала малыша;
  • б) отвела ребенка в другую комнату и предложила какое-то время побыть одному;
  • в) поставила малыша в угол, хорошенько его отшлепала и, как вариант, забрала любимые игрушки. Хорошо, что сделано, то сделано.

Вопрос: о чем ни в коем случае не нужно забывать?

Ответ: о том, что всякие карательные меры на какое-то время «утихомирят» маленького бузотера, и он более-менее четко осознает, что его поведение вызвало крайнюю степень вашего недовольства.

Но при этом обязательно поинтересуйтесь, понимает ли ребенок, за что он наказан, и не уставайте высказывать убежденность в том, что подобного больше не повторится.

Вашей «кровиночке» стукнуло три, четыре или пять годочков…

В этом возрасте ребенок уже вполне способен понимать правила и запреты, а также следовать несложным инструкциям. Но молодая мама начинает беспокоиться совсем по другому поводу: малыш начинает лгать, хамить и вести себя нехорошо.

В данном случае важно вовремя остановить мальчика или девочку, заявив, что такое поведение вызовет ваш гнев. Не ждите, пока «чаша» вашего терпения переполнится

Заметив, что ребенок и не думает успокаиваться, сообщите ему обо всех последствиях подобного поведения.

Как же воспитывать ребенка?

В первую очередь, нужно во всем знать меру. Если вы будете кричать на ребенка за каждые пустяки, то ваша цена в его глазах попросту упадет. Тогда все, что вы ему будете говорить, обернется простым смехом. И в дальнейшем нужно задавать вопрос в гугле «Что делать, если ребенок смеется, когда его ругают». А причина ведь очень проста.

Если вы будете его ругать слишком мало, то он станет разбалованным и дальше вам будет еще труднее. Вы имеете право гневаться.

Обычно дети, не подростки, признают авторитет родителей над собой. Более того, они не один раз убеждались в том, что мама права.

Например, ребенку запретили сидеть долго за компьютером, когда у чада из-за этого начала болеть голова или спина.

Главное – дать ребенку понять, что, когда вы гневаетесь, это — не банальная эмоциональная вспышка. Ваше дитя должно понимать, что гнев сопровождается его непослушанием. Если говорить более конкретно, то гнев – это неконтролируемая вспышка эмоции, когда человека попросту что-то достало.

Вот ваш ребенок должен понимать, что он вас достал, если вы гневаетесь. Но не стоит это вербализировать. Он сам должен до этого додуматься. В таком случае вы его учите быть внимательным к другим людям.

Различные способы наказания детей

Есть еще целый ряд принципов в наказании детей согласно Дж.Добсону. Среди них:

Наказывать необходимо непосредственно после содеянного. Ребенку будет абсолютно не ясна логика, по которой наказание может последовать через час или даже только на следующий день. За этим последуют выводы, что наказать его могут в любое время и совершенно не имеет значения, как он ведет себя сейчас. То есть теряет какой-либо смысл вести себя хорошо.
Наказание должно соответствовать проступку

Лучше заранее определить, как именно наказать за конкретный проступок.
Важно объяснять причины запретов, чтобы кроха уловил их суть, а не только испытывал страх последствий, которые влечет за собой непослушание.
Поводом для наказания ребенка не должны служить плохое самочувствие, настроение или усталость родителей. Также нельзя наказывать за то, что не находилось под запретом ранее

Например, если малышу, пока он был маленький, не удавалось открыть ящик со столовыми приборами, а теперь он делает это с легкостью, то вначале надо просто предупредить о запрете и объяснить его, только при последующем инциденте прибегнуть к воспитательным мерам.
Пренебрежение установленными правилами должно быть всегда наказуемо и желательно одним и тем же способом.

Буря! Скоро грянет буря!

Во многих семьях ссоры между родителями и детьми развиваются в заранее известной последовательности. Вот ребенок что-нибудь сделал или сказал не так — и отец с матерью неминуемо произносят обидные для него слова. Конечно, на них дети отвечают еще хлеще. Родители начинают кричать, угрожать — недалеко и до порки. И в доме разражается гроза.

Девятилетний Толик играл чайной чашкой.

  • Мать: Ты разобьешь ее! Уже бывало так, и не раз!
  • Толик: Нет, не разобью.

Тут чашка упала на пол и разбилась.

  • Мать: Вот уж руки-крюки! Скоро всю посуду в доме перебьешь!
  • Толик: У тебя тоже руки-крюки! Ты уронила папину электробритву, и она разбилась.
  • Мать: Как ты говоришь с матерью! Грубиян!
  • Толик: Ты сама грубиянка, ты первая начала!
  • Мать: Замолчи сейчас же! И отправляйся в свою комнату!
  • Толик: Не пойду!

Доведенная до белого каления, мать схватила сына в охапку и сильно отшлепала. Пытаясь освободиться, Толик оттолкнул мать. Та не удержалась на ногах и, падая, разбила стеклянную дверь, поранив осколками руку. При виде крови Толик страшно перепугался и выбежал вон из дома. До позднего вечера его не могли найти. Легко представить себе, как переволновались взрослые.

Неважно, научился ли Толик осторожно обращаться с посудой. Зато он получил отрицательный урок — как не стоит вести себя с матерью. Проблема вот в чем: можно ли было ее избежать, повернув ситуацию иначе?

Проблема вот в чем: можно ли было ее избежать, повернув ситуацию иначе?

Увидав, что сын играет чашкой, мать могла бы взять ее и поставить на место, а мальчику дать что-нибудь другое, например мяч. Или когда чашка уже разбилась, мама могла бы помочь сыну убрать осколки, сказав что-нибудь вроде: “Чашки легко бьются. Кто бы мог подумать, что от этой чашечки будет столько осколков!” Удивленный и обрадованный Толик, скорее всего, тут же попросил бы у матери прощения за свой поступок. А мысленно он сделал бы вывод: “Чашки — не для игры”.

Родители должны помочь своим детям почувствовать разницу между простой неприятностью и трагедией или катастрофой. Часто бывает, что и сами родители реагируют на события неадекватно. А ведь сломанные часы — это не сломанная нога, разбитое окно — не разбитое сердце! И говорить с детьми нужно примерно так:

-Я вижу, ты опять потерял перчатку. Жаль, ведь она стоит денег. Печально, что и говорить, хоть это и не трагедия.

Если сын потерял перчатку, не стоит из-за этого терять хорошее настроение. Если он порвал рубашку, не стоит в отчаянии рвать на себе одежды, подобно героям древнегреческих трагедий.

Тезис первый: За улыбкой подростка, которого ругают, может скрываться иногда обида и «упакованная злость»

Казалось бы, менее всего соответствует такой тяжелой ситуации улыбка. Однако как раз она вовсе не является какой-то экзотикой. Человек способен улыбаться в ответ на обвинения и выговоры, причем смысл этого реагирования может быть очень разным. Например, всем известно выражение «виновато улыбнулся». В такой улыбке может выразить себя признание своей вины в сочетании с надеждой на прощение и желанием снова быть вместе. Есть и другой вариант – «бессовестная улыбка», за которой стоит полное отрицание человеком своей ответственности за совершенный проступок. В первом случае улыбка провинившегося будет мостиком к восстановлению нарушенных отношений, во втором – дерзким знаком пренебрежения мнением окружающих.

Но возможны и более сложные случаи, когда такая улыбка становится лишь способом компенсации очень сильных негативных эмоций, переживаемых виноватым человеком.

Именно этот вариант наиболее характерен для подростков.

Дело в том, что смех, точно так же, как и слезы, является для человека естественным способом сброса эмоционального напряжения. И улыбаться в описываемой ситуации подросток будет просто от непереносимости обрушившихся на него страха, стыда и боли. Взрослые могут его ругать, ожидая увидеть привычные внешние проявления этих чувств. А для подростка они настолько тяжелы, что кажется, будто вина перед близкими вот-вот его разрушит. И тогда его психика просто вытесняет травмирующие чувства, заменяя все следы виноватости одной лишь глуповатой улыбкой на растерянном лице. В фильме Никиты Михалкова «12» есть страшная исповедь одного из героев – таксиста, рассказывающего, как много лет назад он избивал своего сына за различные детские проступки. Ему, давно уже раскаявшемуся, навсегда врезалась в память неуместная улыбка сына во время этих экзекуций. Мальчик улыбался, когда отец его бил. Улыбался, когда отец ночью застал его в ванной тайком стирающим простыню, которую он обмочил во сне. Улыбался, когда отец вынул его из петли, сделанной из его же, отцовского, ремня…

Подобная защитная реакция может проявить себя и в куда менее трагических обстоятельствах. Подростку достаточно лишь ощутить, что самые близкие люди больше не любят его (а ведь именно это и происходит, когда мы ругаем ребенка, пусть даже и за дело). И тогда нелепая улыбка сама собой наползает на его лицо, заслоняя собой следы страха, стыда и боли, которые мы зачем-то так ожидаем там увидеть.

Впрочем, есть и другие значения такой непроизвольной улыбки. В ситуации, когда человек лишен возможности выразить свои эмоции, его психика делает любопытный кульбит, и он вполне реально начинает переживать эмоции прямо противоположные. При этом невыраженные первоначальные эмоции никуда не исчезают, а лишь подавляются, продолжая действовать исподволь и создавая скрытый эмоциональный конфликт с выраженными чувствами обратной направленности.

Самый наглядный пример подобного рода – отношения между мальчиками и девочками в определенных подростковых субкультурах. Любое проявление нежности к девочке тут же поднимается на смех, вплоть до изгнания «отступника» из компании. Но подростковый период – пора первой любви. И в ситуации жесткого давления со стороны сообщества ровесников психика мальчишки может эту прорывающуюся нежность к девочке переработать в поведение, полностью противоположное испытываемому чувству. После чего начинается классический набор брутальных знаков внимания вроде дергания за косу, ударов портфелем по голове и прочих школьных пакостей, в которые приходится оборачивать свою замаскированную нежность будущим мужчинам, слишком чувствительным к мнению мальчишеского социума.

Точно так же за улыбкой подростка, которого ругают родители, может скрываться совершенно не соответствующее этой улыбке чувство. Чаще всего это бывает обида, или, как ее еще называют, – «упакованная злость».

Возраст родителей

Многие взрослые уже не помнят, каково быть ребенком и забывают, что малышам 4-5 лет довольно трудно концентрироваться на чем-либо. В процессе воспитания обязательно нужно учитывать психологические особенности представителей разных возрастных групп.

Горькая правда или сладкая ложь?

Если дети боятся наказания, они будут стараться обманывать своих родителей, стоять на своем до последнего, не признавая вину. Это может привести к неприятным или даже опасным последствиям. Например, если школьник не будет бояться рассказать родителям о плохих отметках, взрослые смогут вовремя обратиться к педагогам или помочь своему чаду самостоятельно, пока низкая успеваемость не стала нормой.

Если ребенок оступился или ошибся, папе с мамой необходимо негативно высказываться не о нем самом, а о его действии и объяснять как нужно было бы поступить правильно. Если малыш будет бояться, это не позволит создать внутри семьи доверительные отношения.

Негатив снижает умственные способности

Детям намного сложнее учиться, если их часто оскорбляют или ругают

Если дело касается успеваемости в школе, лучше уделить внимание похвале за хорошие оценки, чтобы стимулировать ученика

Важно учитывать и тот факт, что, когда ребенка называют хулиганом или бездарностью, он подсознательно начинает соответствовать этим прозвищам, что сказывается на его поведении. Если у ребенка возникли трудности с чем-то, родителям стоит помочь исправить ситуации, а не орудовать ругательствами

Чувствуя поддержку от своих близких, он будет стараться лучше себя вести, хорошо учиться и обходить стороной «плохие компании».

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Когда начинать?

С какого возраста малыш должен нести ответственность за свое поведение?

Существует мнение, что наказывать детей до 3 лет нельзя.

Оно основано на том, что до этого возраста ребенок не умеет строить причинно-следственные связи.

Если сломалась игрушка, он понимает, что она не работает, но не осознает, что виновником стал он сам, какие-то его действия. Поэтому он не поймет, за что его наказывают.

Однако это не значит, что можно все позволять малышу. Просто в случае его проступков необходимо ему объяснять, что нельзя делать, чтобы это не повторилось.

Если маленький ребенок требует что-то, что делать нельзя, стараются переключить его внимание другое. Давать понять малышу что можно, а что нет нужно как можно раньше

Советы психолога – наказывайте без вреда для психики

Наказание не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.

Оно должно помочь маленькому человечку осознать последствия своего проступка, сделать соответствующие выводы, чтобы избежать ошибок в будущем.

Поэтому выбирая способ наказания нужно следовать таким правилам:

  1. Не наказывайте сгоряча

Если эмоции на пределе, то необходимо срочно успокоиться: посчитать до десяти, выйти на пару минут в другую комнату и другое. Когда человек успокаивается, он более адекватно оценивает ситуацию.

Наказывайте любя

Самое страшное для малыша это не само действие, а то, что мама или папа его возможно разлюбили. Если он чувствует, что родители его все равно любят, то и наказание воспринимается как справедливое.

Необходимо четко установить границы дозволенного, а потом уже применять наказание

То есть ребенок четко должен знать, за что его накажут. Например, малыш в садике отобрал игрушку у товарища. Если родители ему не объяснили, что так делать нельзя, то и наказывать его неправильно. Сначала объясняем, в следующий раз наказываем.

Наказывать нужно не ребенка, а его проступок

Например, ударил соседского мальчика. Он знает, что так нельзя. Вы разобрались в ситуации и выяснили, что ваш ребенок действительно виноват. Наказывая его нужно говорить, что не он плохой, потому что ударил другого, а он совершил плохой поступок.

При наказании необходимо четко определить временной интервал

Например, «сядь и посиди на стуле 5 минут», «сегодня вечером останешься без просмотра мультфильма». Недопустимы фразы «Больше никаких мультфильмов», «никогда не получишь сладкого» и тому подобное.

После наказания обязательно должно быть примирение

Хорошо, если есть свой собственный ритуал.

Не ругай моего ребенка!

Воспитание каждого ребенка считают делом общественным. Детей воспитывают дома, в саду и школе, и даже посторонние люди в общественном транспорте, требуя уступить место. Отчасти это обусловлено менталитетом. Например, на Западе покажется дикостью, если проходящая мимо старушка начнет пенять молодой мамочке, что ее малыш легко одет. Немалая заслуга в этом и советского наследия, хотя мы и расстались с СССР, но ощущение того, что дети отчасти собственность государства, все еще живо. Если для родителей приемлемо, когда и его самого, и ребенка пытаются воспитывать извне – ребенок чувствует родительскую неуверенность. Потому что родитель должен быть взрослым во всех смыслах.

Если воспитатель отчитывает вашего кроху при других родителях или, что еще хуже, детях из группы, пресекайте это немедленно. У вас есть право на беседу индивидуальную.

Учитель в ярости: ребенку 10 лет, а он о дисциплине понятия не имеет? Причем ярость эта выражается криками прямо на собрании, где присутствуют остальные родители? Спокойно напомните ему, что ругать чужого ребенка крайне непедагогично.

Никогда и никому не позволяйте кричать на своих детей. Цивилизация уже давно подошла к тому этапу, когда действуют законы, предусматривающие наказание за оскорбления. Оберегайте ребенка от чужого негатива, старайтесь сдерживать и себя.

Светлана, мама Игоря, 7 лет: «Когда моего ребенка ругали воспитатели, я краснела, испытывала неловкость. Однажды при мне стыдили ребенка из той же группы. Ругали при бабушке. Но эта мудрая женщина сразу пресекла попытки оскорблений от воспитателя, ответив: «Покричите у себя дома, а на моего внука я кричать не позволю», и спокойно захлопнула дверь. Я была в восхищении. И как раньше не понимала, что никто не имеет права ругать моего сына?»

Ребенок невыносим, сам провоцирует на скандал? Припомните-ка, сколько раз вам приходилось сдерживать раздражение из-за боязни увольнения, одиночества, общественного мнения? Настала та минута, когда сдержаться стоит еще раз, но уже из-за любви.

Проявление лояльности при наказании

Какими же более лояльными методами заменить уже привычные наказания? Например:

  • Не следует отправлять провинившегося кроху в угол, лучше посадить его на диван или стул. Пока он стоит, у него напрягаются многие группы мышц, что мешает ему успокоиться и подумать над тем, как он поступил. Для сидячего наказания можно выбрать конкретный стул, табурет или кресло. Вначале кроха может слазить с места, но необходимо возвращать его обратно. Для малышей лучше ограничить время наказания в соответствии с возрастом: 1год=1 минута. Если правило нарушается повторно, прибавлять еще одну минуту. Наказывая детей в 7-11 лет и старше, надо не просто усаживать их на стул, но и советовать обдумать свой проступок и приходить тогда, когда они поймут, что требуется сделать.
  • В книге психолога Н. Латта “Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума” предлагается использовать для наказания отдельное помещение. В целях безопасности в нем не должно находиться опасных предметов в поле досягаемости ребенком. Кроме того, в комнате должно быть светло, а родитель не должен продолжать ругать и вычитывать малыша из-за двери.
  • Лишить удовольствия или привилегии. К примеру, не давать в течение одного дня любимые конфеты или запретить просмотр мультиков перед сном. Однако не надо утверждать, что подобное наказание навсегда. Во-первых, это маловероятно, а во-вторых, рано или поздно такие обещания вылетают из головы, и взрослый сам дает лакомство или включает мультфильм. В результате у ребенка родитель перестает пользоваться таким авторитетом как раньше. Кроме того, нельзя лишать обещанного – такой метод применим исключительно с привычными радостями. Еще нельзя забирать личные вещи или игрушки малыша, таким образом он может подумать, что ему ничего не принадлежит и не станет заботиться о предметах.
  • Легкое игнорирование истерик. Следует быть поблизости, но не разговаривать и не смотреть на кроху, пока тот не успокоится. После обсудить ситуацию и выяснить, почему он не слушался.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенку 4 года, и он не слушается?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: