Ежедневные заботы
Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения
Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) — ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.
Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора — то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не «спасать» ребенка и не выполнять обязанности вместо него.
К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности — школьные.
Школьнику полезно:
- Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель. Это нужно начинать делать за год до школы — минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек. Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.
- Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».
- Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.
- «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год перед ним, когда занятия довольно расслабленные и не с самого утра.
- Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.
Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе.
Распорядок дня
П¾ áðýÃÂøàôûàÃÂúþûàò 2022 óþôàÃÂÃÂþúø ÿÃÂþòþôÃÂÃÂÃÂàò ÿõÃÂòÃÂàûøñþ òÃÂþÃÂÃÂàÃÂüõýÃÂ, ÃÂÃÂõÃÂÃÂà÷ðÿÃÂõÃÂõýð. ãÃÂðÃÂøõÃÂàÿõÃÂòÃÂÃÂ, ÿÃÂÃÂÃÂÃÂ, ôõòÃÂÃÂÃÂÃÂ, ôõÃÂÃÂÃÂÃÂÃÂ, þôøýýðôÃÂðÃÂÃÂàúûðÃÂÃÂþò, ð ÃÂðúöõ ôõÃÂø ò óÃÂÃÂÿÿðààþóÃÂðýøÃÂõýýÃÂüø òþ÷üþöýþÃÂÃÂÃÂüø ÷ôþÃÂþòÃÂàòÃÂõóôð þñÃÂÃÂðÃÂÃÂÃÂàò ÿõÃÂòÃÂàÃÂüõýÃÂ. ÃÂÃÂûø ÃÂðúøàúûðÃÂÃÂþò ò ÃÂúþûõ üýþóþ, ÃÂþ ÃÂûõôÃÂõàÿõÃÂõÃÂüþÃÂÃÂõÃÂàÿûðý ÿÃÂøõüð ôõÃÂõù ýð þñÃÂÃÂõýøõ, ÿþÃÂþüàÃÂÃÂþ ÃÂúð÷ðýýþõ òÃÂÃÂõ ÃÂÃÂõñþòðýøõ ýðÃÂÃÂÃÂðÃÂàýõûÃÂ÷ÃÂ.
ÃÂþ òÃÂõüàÃÂÃÂþúþò ø ýð ÿõÃÂõüõýðàÃÂûõôÃÂõàÿÃÂþòþôøÃÂàÃÂø÷úÃÂûÃÂÃÂüøýÃÂÃÂúø ÃÂð÷ûøÃÂýþóþ ÃÂøÿð: ôûàóûð÷, ÃÂÃÂþÿ, úøÃÂÃÂõù ÃÂÃÂú, ÃÂÿøýÃÂ. ÃÂÃÂø ýõþñÃÂþôøüþÃÂÃÂø â úþüÿûõúÃÂàÃÂÿÃÂðöýõýøù. ÃÂûðòýþõ, ÃÂÃÂþñàÃÂÃÂø üõÃÂþÿÃÂøÃÂÃÂøàÿÃÂþòþôøûøÃÂàò ÃÂøÃÂÃÂõüõ.
ÃÂÃÂýþòðýøàø ôþÿþûýøÃÂõûÃÂýÃÂõ ÃÂÃÂõñþòðýøàú ÃÂðÃÂÿþÃÂÃÂôúàôýàÿþ áðýÃÂøàò 2022 óþôÃÂ:àÿÃÂýúÃÂÃÂà3.4.15, 2.10.3 áà2.4.3648-20.
Маркировка парт и стульев в школе по СанПиН на 2022 год
Н° ÿðÃÂÃÂÃÂ, ÃÂÃÂþûàø ÃÂÃÂÃÂûÃÂàýðýþÃÂøÃÂÃÂàÃÂòõÃÂþòðàüðÃÂúøÃÂþòúð, ÃÂþþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòÃÂÃÂÃÂðàÃÂþÃÂÃÂàôõÃÂõù. ÃÂõýÃÂÃÂøõ ÿþ ÃÂð÷üõÃÂàÃÂÃÂþûàÃÂÃÂðòÃÂàÿõÃÂòÃÂüø ò ÃÂÃÂôðÃÂ, ñþûÃÂÃÂøõ â ÷ð ýøüø. àõöõ øÃÂÿþûÃÂ÷ÃÂÃÂÃÂÃÂàúþýÃÂþÃÂúø. ÃÂÃÂûø þýø õÃÂÃÂÃÂ, ÃÂþ þñÃÂÃÂýþ ÃÂð÷üõÃÂðÃÂÃÂÃÂàà÷ðôýõù ÃÂÃÂõýàúðñøýõÃÂð.
ÃÂõôðóþóðü ÃÂúþûàòüõýÃÂõÃÂÃÂàò þñÃÂ÷ðýýþÃÂÃÂàÃÂûõôøÃÂà÷ð ÃÂõü, ÃÂÃÂþñàò úûðÃÂÃÂðÃÂ, óôõ þýø ÿÃÂþòþôÃÂàÃÂÃÂþúø, üõñõûàýõ ÿõÃÂõÃÂÃÂðòûÃÂûðÃÂÃÂ.
ÃÂÃÂûø ýõôþÃÂÃÂðÃÂþÃÂýþ ÃÂÃÂÃÂûÃÂõò, ÃÂþ ÷ðüõýð øàÃÂðñÃÂÃÂõÃÂðüø ÿþ áðýÃÂøàÃÂúþûàýõÿÃÂðòþüõÃÂýð. áúðüõùúø ÃÂÃÂÃÂðýðòûøòðÃÂÃÂÃÂàÃÂþûÃÂúþ ò ÃÂÿþÃÂÃÂøòýþü ÷ðûõ, ÿÃÂøÃÂõü ýõ þñÃÂÃÂýÃÂõ, ð óøüýðÃÂÃÂøÃÂõÃÂúøõ.
ÃÂþòõÃÂÃÂýþÃÂÃÂàüõñõûø ôþûöýð ñÃÂÃÂàñõ÷ ÿþòÃÂõöôõýøù ø ûõóúþ ÿþôòõÃÂóðÃÂÃÂÃÂàõöõôýõòýþù ÃÂðýøÃÂðÃÂýþù þñÃÂðñþÃÂúõ. ÃÂÃÂþàüþüõýàþÃÂþñõýýþ ðúÃÂÃÂðûõý ò ÿõÃÂøþô ÃÂðÃÂÿÃÂþÃÂÃÂÃÂðýõýøàúþÃÂþýðòøÃÂÃÂÃÂð ûøñþ ÃÂÃÂñõÃÂúÃÂûõ÷ð (ò ÃÂûÃÂÃÂðõ òÃÂÃÂòûõýøàýþÃÂøÃÂõûõù).
âÃÂõñþòðýøà÷ðúþýþôðÃÂõûÃÂÃÂÃÂòð ø÷ûþöõýàò ÿÃÂýúÃÂõ 2.4.3 áà2.4.3648-20.
Количество уроков в школьном расписании.
Так же нельзя увеличивать часы внеурочных занятий для
учеников: в неделю их может быть не больше 10.
Количество уроков у школьников:
- Учащиеся 8-11 классов не могут получать более 8 уроков в день.
- Для 5-7 классов норма составляет 7 и менее уроков в день.
- 2-4 классы ограничивают 5 уроками ежедневно. Допустимо проводить один раз в неделю 6 уроков. Но тогда одним из них должна быть физкультура.
- Также и для первоклашек. Но у них проводят до 4 уроков ежедневно. 5 уроков один раз в неделю выходит, с учётом физкультуры.
Существуют и другие, общие правила, которые обязаны соблюдать педагоги при составлении расписания:
- Перемена не может длиться больше 30 минут.
- Не желательно соединять попарно сложные предметы. Это способствует повышенной умственной нагрузке. Исключение составляют уроки труда, которые, как правило, ставят попарно.
- Также допускается сдваивать уроки в 9-11 классе, чтобы школьники готовились к экзаменам, и постепенно привыкали к парам, которые ждут их в колледжах и вузах.
- Нормой считается проведение 3 уроков физкультуры в неделю для каждого класса.
- СанПиН регламентирует допустимое время занятий у мониторов.
- Для 1-2 классов это не более 20 минут в день. А для 7-11 время составляет 35 минут. За этим должны следить педагоги.
- Не допускается перегружать любой из дней недели сложными предметами. СанПиН измеряет сложность каждого предмета в баллах. Это учитывают, составляя расписание.
- Согласно СанПиН, расписание в начальной школе составляется, также, с учётом бальной системы сложности занятий, и обязательно включает перерывы для первоклашек. Допустимо назначать им дополнительные каникулы.
Загрузка…
Слишком долго?
Перезагрузить документ
|
Открыть в новой вкладке
Эти требования чётко прописаны в нормативной документации.
В документе описаны требования к температурным режимам в помещениях, и другие важные моменты.
СанПин для школ.
Загрузка…
Слишком долго?
Перезагрузить документ
|
Открыть в новой вкладке
Загрузка…
Слишком долго?
Перезагрузить документ
|
Открыть в новой вкладке
Буквой закона
Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, освещение и мебель. Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:
- уроки не раньше 8 утра,
- 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
- три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
- зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.
Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:
- 1-ый класс — 21 час,
- 2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
- 5-ый класс – 32 либо 29 часов,
- 6-ой класс – 33 либо 30 часов,
- 7-ой класс – 35 либо 32 часа,
- 8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
- 10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.
Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!
Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:
- более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
- более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
- более 6 уроков в день для 5-6 классов,
- более 7 уроков в день для 7-11 классов.
Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.
Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.
К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.
Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый
И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке
Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?
Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.
Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.
Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе школьных событий.
Всего вам доброго!
Ваша «ШколаЛа»)
Советы родителям как сделать нагрузку в начальной школе оптимальной
Уже с подготовительных занятий ребёнок может ощущать усталость от загруженности уроками. Основной совет, который лежит на поверхности, — уменьшить нагрузку, обезопасив здоровье будущего школьника.
Если в дошкольном обучении это сделать просто, то как регулировать загрузку первоклассника?
-
Наладьте режим дняКак бы банально это ни звучало, режим помогает держать фокус внимания и экономить силы, которые могут уходить на поиск спокойствия в новых учебных условиях.
-
Обеспечьте полноценное питаниеЭто значит, что оно должно быть разнообразным и полезным, содержать витамины и другие нужные вещества. Обязательно должны быть не только закуски, но и приёмы тёплой пищи. Продумывайте перекусы заранее: положите в ланч-бокс морковь, яблоки или огурцы.
-
Свежий воздух по максимумуНе экономьте на времени, проведённом на улице. Это необходимо для восстановления сил и снятия перегруза с ребёнка как физически, так и эмоционально.
-
Отнеситесь проще к домашкеВ первом классе она минимальна, это позволяет постепенно войти в учебный процесс. Не засиживайтесь за уроками вместе с ребёнком, приучайте его расставлять приоритеты и быть самостоятельным.
-
Следите за тяжестью рюкзакаНе нужно ломать спины детям. Наверняка часть учебников можно оставлять в классе или использовать распечатки. С этими инициативами можно и нужно подходить к классному руководителю, если портфель ученика начальной школы составляет больше 10% массы его тела.
-
Проговаривайте вопросы нагрузки с учителемВсе дети разные, педагог в рамках своих компетенций должен регулировать учебный процесс под учеников. Не стесняйтесь быть “неудобным” родителем. Здоровье вашего ребёнка важнее скорости освоения учебного плана и прочих чужих достижений.
-
Оставляйте свободное времяПусть у юного школьника будет время на помолчать, помечтать, погрустить и переварить всё происходящее вокруг.
В современных условиях у родителей есть возможность влиять на загруженность своих детей. Регулируйте их занятия и отслеживайте реакции на учебное расписание. Пусть школьные годы приносят положительные эмоции и вам, и вашему ребёнку.
А для подготовки к школе рекомендуем ознакомиться со следующими темами: что нужно первокласснику в школу и психологическая готовность ребенка к школе. Надеемся, что наши советы родителям первоклассников помогут вам в организации школьной жизни.
Анастасия Барышникова,социальный педагог-психолог, арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Начать заниматься
Нормативы по СанПин для школы.
Если вышеупомянутые правила являются базой, на которую следует опираться, составляя расписание, то требования СанПина необходимо выполнять в точности.
Если они будут нарушены, школа может заплатить штраф. Контрольную работы в случае необходимости можно поставить на субботу или понедельник, физкультуру можно провести в начале дня.
Не может же вся школа заниматься спортом в одном зале одновременно. Есть и другие причины отступления от правил.
Например, когда ученики массово болеют ОРЗ и гриппом, занятия отменяют. А после карантина приходится навёрстывать упущенное.
Занятия могут проводиться более интенсивно, нагружаются и первые, и последние дни недели, чтобы успеть пройти материал.
Также отсутствие преподавателей периодически заставляет изменять расписание, отклоняясь от намеченных правил.
Часы могут быть сокращены ввиду сокращения учебного времени по определённым обстоятельствам, но увеличение недопустимо.
Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы
И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.
Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?
Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?
В первую очередь, динамику работоспособности. Это значит, что график загрузки должен быть как верблюд, с одногорбой кривой. В понедельник в утренние часы нагрузку нельзя давать слишком большую, так как дети после выходных ещё «в ступоре» — в фазе включения в рабочий процесс. Да мы и сами с вами знаем, что по понедельникам даже «корабли в море не выходят». А вот уже начиная со вторника, в среду и частично в четверг можно загрузить по полной программе, даже на третьем и четвёртом по счёту уроках, так как это та самая высшая точка горба нашего верблюда – пик работоспособности. Если в вашей начальной школе всё правильно, то все контрольные и самостоятельные ждите как раз по вторникам-средам-четвергам
Пятница (у некоторых и суббота – учебный день) — это время снижения нагрузки, так как утомление к концу учебной недели нарастает, толку от усиленной учёбы в это время практически никакого.
Во вторую очередь, нельзя не брать во внимание сложность изучаемых предметов. Пик умственной способности у школьников приходится на 10-12 часов, потому это самое время для основных, тяжёлых предметов
Какие же дисциплины можно считать сложными, а какие простыми? Ведь способности учеников абсолютно разные, да восприятие предмета зависит ещё и от профессионализма педагога. Тем не менее, ученые на основе исследований по признакам утомления после определённых уроков определили, что можно поставить в расписании в пик работоспособности, когда дети справляются с большим напряжением, а что попроще нужно изучать в дни и часы, когда сил ещё нет либо уже нет.
Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:
математика – 8 баллов
русский и иностранные языки – 7
окружающий мир и информатика – по 6 баллов
рисование и музыка – по 3 балла
Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!
Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.
Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.
- В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
- В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.
Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.
Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание
Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели
Начало занятий
Начинать учебные занятия нужно не раньше восьми часов (п. 10.4). Пример расписания звонков, которое соответствует СанПиН, смотрите в таблице.
Расписание звонков
Смены
Нельзя проводить занятия в три смены. Между первой и второй должен быть перерыв не менее 30 минут (п. 10.13). Уроки 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения нужно проводить в первую смену.
На заметку
СанПиН рекомендует включить в расписание как минимум три часа физической культуры в неделю. Но сделать это можно как в урочной, так и во внеурочной форме. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10)
Нагрузка
Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>. На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах. Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Облегченные дни
Пятница или четверг должны быть облегченными днями (п. 10.11). На них нужно планировать минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности. Например, пятиклассникам на эти дни можно поставить ОБЖ, экологию, музыку, физкультуру.
СанПиН запрещает ставить на один день предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку. Например, русский язык, математику, историю.
Физкультура
Не допускайте, чтобы в расписании после физической культуры стояли уроки с письменными заданиями и контрольными работами. Физкультура должна быть одним из последних уроков.
Биологические ритмы
Кроме вышеперечисленных критериев, чтобы составить расписание уроков вручную необходимо учесть также биологические ритмы. Самоотверженней всего работать получается в период между 10.00 и 11.30.
Как раз на этот интервал стараются ставить дисциплины, которые требуют к себе максимум внимания. А вот первый и последний урок обычно имеют более низкую нагрузку.
На сегодняшний день, составлять план обучения можно не только вручную, но и при помощи компьютерных программ. Причем их достаточное количество. Директор школы, заведующие школы, могут с легкость выбрать самую подходящую для них программу.
Исходя из вышеописанного, можно вывести правила, по которым составляется план обучения:
- В школе существует одно расписание уроков для первой и второй смены, оно едино для школьников и учителей.
- Больше всего нагрузки приходится на старшие классы с 8 по 11 класс.
- Более легкие дисциплины сменяются более сложными, исключением является модульный способ обучения.
- В начальной школе главные дисциплины отводят на 2-3 уроки, а в средней школе на 3-4 урок.
- В учебном плане и расписании уроки названы одинаково.
Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году каникулы.
Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.
Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».
А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?
Уроки с энтузиазмом?
Что же такое — домашнее задание? Продолжение того, что было в школе или отдельное дело дома?
Психологически — это тренировка навыка: в классе объяснили, а дома сами отработали. Если нет сильной неуспешности, то лучше отнестись к этому как к чему-то, после чего начинается жизнь. Ждать энтузиазма от ребенка не нужно (хотя есть отдельные дети — потенциальные отличники). Надо научить относиться к урокам, как к промежуточному этапу, даже весело — потрудился, а потом будет радость. Если не сформировался другой стереотип (уроки до самого поздна со слезами и руганью), то этого бывает достаточно.
Задания дублировать нельзя (добавлять сверх заданного) — они должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере-» гораздо более опасные, чем «недо-».
Обычно ребенок в состоянии удержать себя за столом 15–20 минут, и возникает навык делать уроки в темпе. Если ребенок не успевает за отведенное время, а мама сидит над ним, ловит и заставляет продолжать, то школьник получает негативный опыт. Наша задача не помучить ребенка, а дать ему понять, что он что-то упустил.
Если ребенок до школы сталкивался с ограничениями времени — на каких-то занятиях, сам собирался или занимался какой-то конкретной деятельностью в четко отведенных временных рамках, то у него уже сформирован некоторый навык.
Впервые сталкиваться в 1 классе с этими сложными временными навыками может быть большой проблемой. Начинать лучше с «подготовки», а еще лучше лет с 5 — 5,5.
Если задания в школе не задают, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем заданий за определенное время самостоятельно.
Самим родителям тоже не нужно проявлять излишнего энтузиазма и сидеть над душой. Мы все очень переживаем за успехи нашего ребенка, и реакция на ошибки может быть неспокойной — а отношения портятся.
Нужно настроиться, что не все будет идеально, что будут ошибки, но постепенно их будет меньше.
Обнадеживает отсутствие оценок в 1 классе. Пока формируются навыки делания домашнего задания, ребенок сам подтягивается, во 2 классе включается, а система оценок сразу расставляет все по местам. Надо давать ошибаться. Перфектные ожидания, что сразу все будет на «отлично», нужно сдерживать.
При этом нужно очень хвалить, когда ребенок взял на себя самостоятельность, хвалить за то, что он делал сам, старался. Хвалите не результат, а старание. От любого родителя строгость к школьным успехам воспринимается как удар по самолюбию. В средней школе ребенок понимает уже, что если родитель ругает, то он хочет добра. Младший школьник воспринимает критику, как удар: «Я стараюсь, а ты тут что-то говоришь против…». Ориентируйте на старание.
Хорошо, если учитель тоже склонен оценивать старание, а не успех. Но, к сожалению, многие учителя считают, что порицание — это лучший способ продвинуть человека к большим успехам.
Шаблоны расписания уроков для 5 — 11 классов (на 7, 8, 9 и 10 уроков)
При составлении расписания уроков для 5-11-х классов (далее — расписание уроков) заместитель директора школы должен соблюдать требования Государственных санитарных правил
Кроме того, следует принимать во внимание то, что на работоспособность учащихся влияет их возраст, она меняется в течение дня и в зависимости от дней недели. Также работоспособность учащихся в значительной степени зависит от того, как чередуются уроки в расписании
Например, два урока по одному предмету или уроки по двум близким предметам скорее вызывают утомление, чем те самые, но разделены уроком по другому предмету, не близкому им. Распределять уроки по одному предмету следует равномерно по дням недели, особенно, если учебных часов мало.
Нужно также помнить, что на утомляемость учащихся существенно влияют такие факторы психофизиологического напряжения, как:
- объем информации, которую учащиеся должны усвоить;
- сложность учебных материалов; степень новизны учебных материалов;
- тип урока и его структура; методическое мастерство учителя;
- эмоциональное состояние ученика;
- степень интереса к предмету;
- взаимоотношения класса и учителя, ученика и учителя; санитарное состояние учебных помещений.
Нужно учитывать, что учебные предметы по степеням сложности разделяют на четыре группы от самого сложного к самому легкому, в частности:
- первая группа — русский язык, русский язык, математика, биология (10-11 классы), физика (9-11 классы), иностранный язык;
- вторая группа — естествознание, биология (7-9 классы), география, физика (7-8 классы), химия, астрономия;
- третья группа — литература, история, обществознание, экономическая география, черчение;
- четвертая группа — трудовое обучение, изобразительное искусство, музыкальное искусство, физическая культура, основы здоровья.
Обычно сложным предметом для восприятия учащихся всех возрастных категорий является математика. Уроки по этому предмету желательно распределять на часы более высокой работоспособности.
Шаблоны расписания уроков для начальной школы
Особенности расписания
Правильно составленное расписание уроков как в начальной школе (1 — 4 классах), так и в старших (5-11 классах) будет залогом: качественного выполнения Государственного стандарта образования и образовательных программ успешного развития учащихся и эффективной работы учителей.
Составляя расписание уроков в начальной школе обязательно: учитывают физические и психофизиологические возможности первоклассников, чтобы достичь оптимального соотношения нагрузки по различным предметам в течение учебного дня (недели).
Расписание уроков в 1-4 х классах — это правильное чередование учебных предметов, запланированных для изучения в течение дня и в течение недели, при котором учтено, что на овладение каждого предмета нужен разный уровень интеллектуальных усилий. При разработке расписания уроков для начальных классов нужно учитывать динамику умственной работоспособности детей в течение дня/недели.
Время для «самых трудных» уроков
Пик умственной активности у детей школьного возраста приходится на промежуток времени с 10 до 12 часов. То есть в этот период учащиеся легче усваивают новый материал, расходуя меньше всего психофизических ресурсов организма. Итак, учебные предметы, на овладение которыми требуется больше умственного напряжения, уместно ставить в расписании вторым/третьим уроком.
Неодинаковой является и умственная активность учащихся в разные дни учебной недели. Уровень умственной деятельности к середине недели растет, а в начале, в понедельник, и в конце недели, в пятницу, остается низким. Поэтому учебную нагрузку в течение недели распределяют так, чтобы на вторник/среду приходился наибольший объем. Как видим, изучение нового материала на «самых трудных» уроках для учеников начальной школы лучше планировать на вторые-третьи уроки среди недели.