Русская народная сказка как проводник культуры в сердце ребёнка

Сказка про петушка кота и лису читать

Жили-были

Далеко в лесочке,
На крутом холмочке
Хатка косая стоит,
Дым над хаткою коптит.

В этом доме чин по чину,
Всё деля наполовину
Коротая день за днем
Два товарища вдвоем
Ладно, весело живали
И друг другу помогали.
Кот и Петя-петушок,
Ярко-красный гребешок.

Рано-рано до рассвета,
Пока травка не пригрета,
На охоту кот ходил,
Пете строго говорил:

«Ты Петрушка голосистый,
Пухоперый и волнистый,
У окошечка не стой,
Душу мне не беспокой.

Лиска хитрая плутовка,
Всем известная воровка,
Вмиг исцапает тебя,
Хитрый ум употребя».

Непослушный Петя

Но не слушался Петрушка,
Так и высунул макушку
За окошко на лужок,
Чтоб распеть свой голосок.

Мимо лисонька бежала,
Петушка, как услыхала
Лапы сами понеслись,
Знать добычу дождались.

Прибежала: «Петя! Петя!
Голос мягче всех на свете!
Выдь из хатки ты, да спой
И талант свой всем раскрой»

Петушок, не думал долго,
Кот напутствовал без толку.
На полянку прыг да прыг.
Так и к лисоньке приник.

А она его схватила,
И с собою утащила.
Вот так глупая башка
Будет суп из петушка!

Петя криком заливался,
Плач по лесу раздавался:
«Ох несет меня лиса,
Во далекие леса!

За крутые белы горы,
Сквозь цветочные узоры!
Где ты кот? Спаси-спаси!
Злую напасть отрази!»

Кот услышал и примчался,
Да с лисою повстречался:
«Ну ка, лисьи потроха!
Отдавайте петуха!»

Лиска очень испугалась,
С Петей тут же распрощалась.
И поджавши рыжий хвост,
Убежала через мост.

А друзья домой вернулись,
Да ни раз не оглянулись.
Съев на ужин горсть жмыха
Кот кричал на петуха:

«Что ж ты, глупый, горделивый
Красноперый и ретивый!
Так доверился лисе?
Льстивой рыжей егозе?

Впредь, уж Петя, будь умнее
Береги тонкУю шею.
Час не долог, ты к плутовке
Попадешь, как суп в столовке».

Самый глупый петушок

На другой день в ворота,
Провожал Петух кота.

Лишь охотника не видно,
А певец наш громко, слитно
Как романс свой запоет
Да головкой как тряхнет.

Мимо лисонька бежала,
Сладкопевца услыхала
И по следу, как вчера
Подкралась из-за бугра.

«Петя! Дивный голосочек!
Точно тоненький цветочек
Колокольчиком звенит,
Да округу всю дивит.

Выйди цветик, не стыдися,
Да талантом похвалися.
Голос реченькой журчит,
Ярким солнышком горит».

Петя вышел, толи дело,
Чуть его лиса не съела,
Счастье — кот забыл ружье
Да вернулся и жульё
Лисье хитрое отвадил,
Петю снова не погладил,
А напутствовал, крича
И ругаясь сгоряча.

Чует кот

Третий день, петух остался
На охоту кот собрался.
Сердце чует – быть беде.
Стынет завтрак на плите.

Кот ушел, а Петя снова
Клюв раскрыл и бестолково
Свою песню затянул
И к окошечку прильнул.

Мимо лисонька бежала
Петю снова услыхала.
Подкралась и без забот
Утащила в огород.

Долго, грустно он горланил,
Звал кота, крылом буянил.
Не услышал друг и вот
Разевает лиска рот,

Зубы острые как бритвы,
А глаза так хитро-хитро
На Петрушечку глядят,
Не моргают, не блестят.

Петя с жизнью попрощался,
Каялся, что ошибался.
Зря не слушался кота,
Спета песня тра-та-та.

Вдруг, снимает лиска маску
А под ней родные глазки,
Длинно-тонкие усы,
Шерсть невиданной красы.

Кот стоит, и хмурит брови:
«Петя-Петя, вот мне горе!
Глупая твоя башка!
От земли-то полвершка!»

Как обрадовался Петя!
Клялся другу всем на свете,
Что уж впредь, умнее станет
И не будет так горланить.

Вы прочитали четыре сказки про любимых героев русских народных произведений. Каждая сказка про петушка кота и лису — это кладезь мудрости, через собирательные образы простых человеческих качеств

Сказка про кота и петушка и лису — история взаимоотношений трех различных типов характеров: лисьей хитрости и смекалистости, котовьей отважности или лени, петушиной беспечности и глупости

Звери, птицы, рыбы

Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.

Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.

Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.

Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.

Жанры фольклора

Чтобы лучше разобраться с искусством российского народа стоит поближе познакомиться с его разновидностями, которых огромное множество.

Пословицы и поговорки

Широко используются в обиходе и в наши дни. Это один из самых интересных жанров. Доподлинно неизвестно, когда впервые появились пословицы и поговорки. Неоспоримым фактом является то, насколько точно лаконичное и образное выражение отражает ум славян и их опыт, накопленный за десятилетия.

Многие ошибочно считают, что эти два определения идентичны. Это не так! Пословица является законченным выражением, содержащим мудрость народа. Пишется простым и доступным языком. Например, «Мал золотник, да дорог» или «Копейка рубль бережет».

Поговорка – это устоявшаяся веками фраза или сочетание слов. Их используют для украшения речи.

  • «Остаться с носом» — быть обманутым.
  • «Когда рак на горе свиснет» — никогда.

Приметы

Еще одна разновидность фольклора, которая за время своего существования претерпела немало изменений. Однако они не растеряли народной мудрости и порой актуальны в наши дни. Корни примет находятся в глубокой древности, когда славяне ощущали максимальное единение с природой. Они внимательно следили за событиями, происходившими в окружающей среде и связывали их между собой.

Спустя время свои наблюдения наши предки оформили словесно. Таким образом и появились приметы, которые через века перенесли знания, собранные в древности.

Несколько поверий, связанных с погодными явлениями:

  • Жаворонки летят – будет тепло, зяблики – холодно.
  • Из березы выделятся много сока грядет дождливое лето.

До современности дошло ряд примет, связанных с жилищем и бытом. Самая распространённая «Рассыпанная соль – к слезам». Существует мнение, что примета сформировалась в середине семнадцатого столетия, когда Русь накрыла волна бунтов и восстаний. В то тяжелое для страны время, соль была на вес золота.

Отсюда и появилось подобное выражение, просыпание дорогостояще приправы означало горькие слезы и ссору. Также существует еще ряд бытовых примет, которые известны каждому россиянину.

  • «Одежда наизнанку – грядет в доме перебранка».
  • «На себе шить – память зашить».
  • «В хате свистишь – деньги проглядишь».

Сказки

С древних времен сохранились и элементы детского фольклора. Позднее жанр сильно изменился под влиянием эстетических и педагогических функций, но своего существования сказки не прекратили.

Некоторые разновидности фольклора со временем отмирают и люди забывают о них. Это естественный процесс, никак не свидетельствующий об упадке русской культуры. Наоборот, «отмирание» является признаком изменения условий быта людей в результате развития коллективного творчества народа. Как итог, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

Ранее их называли старины. Это русские героические песни, в основе сюжета исторические события или подвиги богатырей. Жанр зародился в Древней Руси и просуществовал вплоть до средних веков.
Однако, к девятнадцатому столетию утратил свою актуальность.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Еще один забытый жанр народного творчества. Он возник в связи с потребностью отслеживать сельскохозяйственный цикл и изменения в природе. Огромное количество пословиц, поговорок и примет сложилось именно в календарном фольклоре. Например, «Март и снегом сеет, и солнцем греет».

Множество песен народ сложил для годового цикла. На Масленицу люди пекли блины, выполняли обряды для проводов зимы и пели особые песни. Некоторые из этих традиций живы и в наши дни.

Русские народные сказки на букву М

Мужик и медведь

Обхитрил мужик, медведя глупого. Репу посадил, себе репку забрал, а медведю листья от неё предложил. Понял медведь, что опростоволосился, на следующий раз, стал требовать себе, что снизу растёт, корешочки. Думал, что правильно делает. А мужик, рожь посадил и тут обманул, медведя. Теперь между ними, одна неприязнь осталась. Вот и сказочки конец

Остальные народные сказки на букву М

  • Мальчик с пальчик
  • Марья Моревна
  • Маша и медведь
  • Медведь и лиса
  • Медведь и собака
  • Медведь – липовая нога
  • Медное, серебряное и золотое царства
  • Мена
  • Мизгирь
  • Мужицкий кафтан
  • Морозко
  • Морока
  • Морской царь и Василиса Премудрая
  • Мотовило
  • Мудрая дева
  • Мудрые ответы
  • Мужик и барин
  • Мужик и медведь
  • Мужик и поп
  • Мужик на небе

Наговорная вода

Молодость без скандалов, а на старости лет, дед с бабкой, стали постоянно ругаться. Пошла бабка по совету соседки, за наговорной водичкой к бобылке. Та посоветовала, как дед начнёт ругаться, хлебни воды и молчи, держи во рту, не глотай. Так и стали жить, дед ворчит, а бабка в ответ молчит. И дед перестал поругивать, мир и лад у них наступил. А водица ли помогла, кто знает. Сказка учит миру и любви, вносим её в наш список русских народных сказок

Остальные народные сказки на букву Н

  • На суде
  • Наговорная водица
  • Набитый дурак
  • Не любо – не слушай
  • Неграмотная деревня
  • Неправый суд птиц
  • Неразгаданная загадка
  • Нет козы с орехами
  • Неумелая жена
  • Неумойка
  • Никита Кожемяка
  • Ночь на Ивана Купалу

Характеристики героев

В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.

Характеристики героев:

  • Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.
  • Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.
  • Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.
  • Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.
  • Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.
  • Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.
  • Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.
  • Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.
  • Волк – злой и глупый антигерой.
  • Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.

Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.

2.« Мальчик, который кричал «Волк»

Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.

Читать сказку про Лутонюшку

Жили – поживали старик со старухою. И не было у них детей. Вот как-то раз пошел старик рыбку ловить, а старуха дома осталась. Замесила тесто для пирогов и стала капусту на начинку стругать. Вдруг – хлоп, и отрубила себе пальчик. Глядь –и не пальчик это вовсе, а маленький мальчик.
— Ты кто таков? – спрашивает старуха.
— Я Лутонюшка, твой внучок, — отвечает мальчик.

Обрадовалась тогда старуха. Живехонько из своего передничка Лутонюшке одежонку скроила, из соломы – лапотки. А потом за стол усадила и сметанкой накормила.

Вечером дедушка с рыбкой возвращается. То-то обрадовался, внучка своего увидав. И стали они жить втроем. А Лутонюшка старикам первый помощник.
Вот отведет его дедушка утром ранехонько на речку, посадит в лодку и удочку даст. Лутонюшка отплывет от бережка и рыбачит себе. К обеду бабушка на речку придет и поет ласковым голоском:
— Луто – луто – лутонюшка! Твоя бабушка пришла, приплыви на бережок! Дам тебе я пирожок!

Лутонюшка подплывет к бережку, пирожок съест, молочка попьет и дальше рыбачить.

Прознала про то старая Баба Яга.

Как-то раз пришла она к речке вперед бабушки и поет корявым голосом:
— Луто – луто – лутонюшка! Твоя бабушка пришла, приплыви на бережок! Дам тебе я пирожок!

А Лутонюшка слышит, да не спешит подплывать:
— Нет, ты не моя бабушка. У моей бабушки голосок тоненький, ласковый!

Побежала тогда Баба Яга к кузнецу и говорит:
— Ну-ка, кузнец выкуй мне голосок тоненький, чтоб как у Лутонюшкиной бабушки был.
Кузнец – делать нечего, сковал ей тоненький голосок.

На другой день Баба Яга снова на бережок прибежала и зовет Лутонюшку тоненьким голоском:
— Луто – луто – лутонюшка! Твоя бабушка пришла, приплыви на бережок! Дам тебе я пирожок!
Ну, точь-в-точь, как бабушка.

Обрадовался Лутонюшка. Приплыл на бережок, а старая ведьма его схватила, в мешок посадила и к себе в избушку унесла.

А в избушке у Бабы Яги сидела ее дочка, Яга Яговна. И так ей Лутонюшка понравился, что стала она просить свою мать оставить ей маленького мальчика поиграться.
— Ладно, — говорит старуха, — но как надоест он тебе, я его съем!
Слушает бедный Лутонюшка, ни жив ни мертв от страха и думает, как же ему теперь быть.

Вот день проходит, другой проходит. Яга Яговна с Лутнюшкой все играет. Только заскучает, мальчонка новые забавы придумывает. Только зазевается, глазки закроет, Лутонюшка ее в догонялки играть гонит. Уж так уморил без сна и отдыха!

Вот собралась Баба Яга в лес и наказывает дочери:
— Ты за Лутонюшкой смотри, чтоб не сбежал.
А дочка слушает одним ушком, а другим на подушечке, глазком одним глядит – другой уж прикрыт давно. Взяла тогда Баба Яга, Лутонюшку пояском перевязала и дочке в руку дала. Гляди, мол, в оба. Не отпускай.

Только Яга за порог, а Лутонюшка уж и песню завел:

Спи на лавке на краю,Ай лю-лю-лю-лю-лю-лю.Тебе песенку пою,Ай лю-лю-лю-лю-лю-лю.

Баба старая придетИ меня здесь не найдет.Будешь спать ты час – другой,Я пойду к себе домой.

Крепко заснула Яга Яговна, а Лутонюшка тем временем поясок с себя отвязал, к поленцу привязал и вон из избы.

В скорости Баба Яга воротилась. В сенцы вошла и кричит дочке:
— Ох и проголодалась я! Сунь-ка ты этого мальчонку в печь. Будет нам с тобою славный ужин.

Дочка спросонья, глаз не разодравши, за поясок потянула, поленце взяла и в печь сунула. А сама на другой бок перевернулась и дальше спать.
Вот время прошло, Баба Яга кричит дочке:
— Подавай на стол!

Открыла она печь, а там пусто. Смотрит и в толк взять не может. А чтобы мать ее не заругала, говорит:
— Я его еще вперед съела. Уж больно надоедливым оказался.
Делать нечего, подкрепилась Баба Яга своими соленьями, на том про Лутонюшку и думать забыли.

А он, тем временем, домой к бабушке и дедушке прибежал, на березку залез и стучится в окошко:

Тук-Тук

— Никак стучат, — говорит бабушка. И грустно ей, что Лутонюшка пропал. Кусок в горло не лезет.
— Ветер это, — отвечает дедушка. И грустно ему, душа по внучку болит.

А Лутонюшка снова в окошко:

Тук-Тук

Бабушка говорит:
— Пойду-ка я все ж погляжу!
Выглянула в окошечко, а там Лутонюшка стоит, рот до ушей тянет.

То-то обрадовались старики! Ну его обнимать! Ну его нахваливать! И стали они жать-поживать и добра наживать.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Герои русских народных сказок

Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет. Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха. Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. (Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка). Благодаря положительным качествам из любой ситуации он выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом

Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч)

Смысл, спрятанный от нас

Изначально сказка «курочка Ряба» была намного длиннее, и история была в ней другая. Когда разбилось яйцо, в деревне начались настоящие страсти: попадья пироги выкинула, сорока ноги поломала, а в одной из версий, кто-то даже повесился. Видимо один из рассказчиков решил не пересказывать всю эту ужасную историю и придумал хороший финал. Так сказка дошла до наших дней, но совсем лишилась какого-либо смысла.

Специалисты, которые исследуют фольклор, имеют разные мнения по поводу этой сказки. Одни говорят, что яйцо олицетворяет созидание и разрушение мира. Дед с бабкой смотрят на него, радуются, как бы созидают мир. Само по себе яйцо означает рождение, золото олицетворяет смерть, мышка, разбивающая яйцо, как посредник между двумя мирами, жизнью и смертью.

Некоторые специалисты проводят параллель между сказкой и историей из библии про Адама и Еву. Где они бабка с дедкой, а яйцо — яблоко. Еще одна версия, что бабка с дедкой олицетворяют в сказке старость. Они настолько слабы, что не могут разбить яйцо, а мышка разбила. Возможно, эта сказка о взаимосвязи событий, когда люди раздувают из мухи слона, и от этого начинают страдать люди. Вот такая казалось бы небольшая сказка, которую мы читаем своим детям и вот так много смыслов может быть заложено в ней. Остается только выбрать то, что кажется наиболее подходящим вариантом.

Сказки о животных и бытовые

Истории о животных по своим характеристикам близки к мифологическому жанру. Животные, птицы, рыбы и насекомые действительно говорят и действуют, но их якобы сказочное поведение направлено непосредственно на людей.

Таким образом, «многоквартирный дом» несет в себе общие жизненные уроки, умение адаптироваться, привыкать и общаться с себе подобными. Смысл сказки в том, что с приходом медведей распадается не только телемок, но и старый несовершенный мир тоже рушится и должен быть заменен новым.

Повседневные истории о мужчинах и старухах, мужчинах и женщинах, монахах и рабочих преобладают над другими. Магия не вмешивается в жизнь этих персонажей.

Истории повседневной жизни похожи на анекдоты и мифы, иногда сопровождаемые шутками и прибаутками. Как правило, жизненные уроки украшены юмором. Известные истории можно легко рассказать. Каша из топора или миф «Как Иван-дурак отказался открыть дверь».

Отличить бытовую сказку от сказки несложно. Герой первого из них не поднимается и не опускается — его путь ровный. В сказках дурак всегда царевич.

Что такое фольклор?

Это одна из разновидностей искусства, которое выражается в сказках, потешках, частушках и т.п. Отличительная черта творчества отсутствие автора. Русский народный фольклор формируется путем передачи знаний и умений от старшего поколения к младшему. В итоге получается полноценное творчество либо зачатки для его дальнейшего развития.

Слово «фольклор» в переводе обозначает «этническое знание». На протяжении тысячелетий он являлся единой формой самовыражения для славян.

Характерной особенностью подобного искусства считается коллективность. Иными словами, над созданием песни, поговорки и танца трудится не один человек, а сразу несколько. Многие эпические вещи зарождались во время народных гуляний и ярмарок.

Термин объединил в себе несколько разновидностей творчества:

  • Трудовые песнопения. Формировались в процессе работы (посев, вспахивание полей, сенокос). Представляют собой выкрики, напевы, сигналы.
  • Календарный фольклор (многочисленные заговоры и приметы).
  • Свадебное творчество.
  • Рекрутские причеты и поминальные причитания.
  • Необрядовое направление. Это небольшие жанры – пословицы, поговорки, приметы.
  • Устная проза – легенды, былины.
  • Фольклорный театр (кукольные представления, вертеп).
  • Детское творчество (потешки и колыбельные песенки).
  • Героический эпос: стихи, былины.
  • Художественное направление – сказки, романсы, баллады.

Определение

Существует несколько известных толкований этого слова. Так, поэтический словарь называет присказкой «разновидность русской прибаутки», которая может быть расположена в разных частях сказки. Литературная энциклопедия по-своему трактует, что такое присказка: это особый жанр очень небольших сказочек, употребляемый во вводной части к основному тексту.

Определения сходятся на том, что этот элемент является внесюжетным, повторяющимся в разных текстах и необходимым для того, чтобы настроить читателя на последующий рассказ. Чаще всего имеет несколько ироничную, шутливую форму с древнерусским окрасом: «Ой, как в тридевятом царстве-государстве…».

Несмотря на кажущуюся простоту структуры, подобные предисловия имеют весьма сложное смысловое и ритмическое построение. Рассказчик должен вызвать в своем слушателе сильные эмоции, поэтому фразы строятся по принципу от сильного слога к слабому.

Русские народные сказки читать онлайн бесплатно

Кощей Бессмертный Василиса Прекрасная Плотник и клин Казак и ведьма Воры и судья Знахарь Про мышь зубастую да про воробья богатого Неправый суд птиц Фомка — шут Поп и дьякон Неграмотная деревня Тини-тини, потягивай Про мужика-бедняка и топор Не любо — не слушай Мужик на небе Морока Большой дом из одного кирпичика Шесть братьев — все Агафоны Стоит река — вся из молока, берега — из киселя Государь Сидор Карпович Чистота, благодать и красота Лгало и Подлыгало Худая жена Барские гуси Брито — стрижено Жена — доказчица Вещий дуб Как муж отучил жену от сказок Мотовило Догада Брысь, окаянная, брысь! Ленивая Арина Мороз Иванович За лапоток — курочку, за курочку — гусочку Лиса — повитуха Кот, петух и лиса Свинья и волк Медведь, собака и кошка Медведь Сказка о козе лупленой Смерть петушка Курочка Жадная старуха Терем мухи Иван Быкович Жар-птица и Василиса-царевна Конь, скатерть и рожок Безногий и безрукий богатыри Звериное молоко Царь — девица Берёза и три сокола Царевна — несмеяна Ночные пляски Доброе слово Оклеветанная купеческая дочь Солдат и царь в лесу Мудрая девица и семь разбойников Дока на доку Вор Вороватый мужик Удалой батрак Муж да жена Дорогая кожа Скряга Бабушка, внучка да курочка Крылатый, мохнатый да масленый Кот-воркот, Котофей Котофеевич Мороз, Солнце и Ветер Снегурочка Волк — дурень Баба-яга и Заморышек Фролка — сидень Сказка об Иване-царевиче,    жар-птице и о сером волке Неосторожное слово Охотник и его жена Диво Две доли Загадки Разбойники Золотой башмачок Сосватанные дети Солдат и колдун Королевна — колдунья Скрипач в аду Горшечник Леший Мена Мужик, журавли и медведь С рыжим да с красным — не связывайся Золотая рыбка Старуха-говоруха Бурёнушка Ивашко и ведьма Иван-царевич и Марфа-царевна Купеческая дочь и служанка Иван крестьянский сын Батрак Солдат и царевна Беглый солдат и чёрт Сказка о молодце-удальце,    молодильных яблоках и живой воде Волшебный конь О золотых щетинках, пёрышках, золоторогих    оленях и золотогривых коней

Булат — молодец Мужик и поп Петухан Куриханыч Чего на свете не бывает Солдатская шинель Как старик домовничал Что дальше слышно Наговорная водица Иван и Елена Премудрая Хрустальная гора Чудесная рубашка Как поп работницу нанимал Горе Беззаботный монастырь Беззаботный монастырь Горшеня Добрый поп Как дьякона мёдом угощали Волшебное кольцо Никита Кожемяка Чёрт — заимодавец Похороны козла Ночь на Ивана Купалу Лихо одноглазое Клад Чёрт и мужик Поп и батрак Иван — крестьянский сын и чудо-юдо Волшебная дудочка Иван-царевич и Белый Полянин Королевич и его дядька Как барин овцу купил Барин — кузнец Мужик и барин Барин и плотник Барин и собака Барин и мужик Окаменелое царство Во лбу солнце, на затылке месяц,    по бокам звезды Как мужик гусей делил Скорый гонец Глупая барыня Царевна — змея Умный работник Сердитая барыня Заколдованная королевна Про нужду Вещий сон Птичий язык Про одного солдата Вещий мальчик Два Мороза Мена Солдат и смерть Соль Два Ивана — солдатских сына Елена Премудрая Хитрая наука По щучьему веленью Неумойка Мудрые ответы Царевна — отгадчица Шабарша Сказка о богатыре Голе Воянском Про глупого змея и умного солдата Дурак и берёза Дочь — семилетка Иван — коровий сын Баба-яга Деревянный орел Летучий корабль Медное, серебряное и золотое царства Ведьма и Солнцева сестра Фома Беренников Петр Великий и кузнец Лиса — странница У страха глаза велики Глупый волк Как волк стал птичкой Волк, перепелка и дергун Как лиса шила волку шубу Где, коза, была? Курочка, мышка и тетерев Лиса — плачея Бабка и медведь Теремок Царь, старик и бояре Посуленная половина Неразгаданная загадка Мудрая дева Царица — гусляр Пастушья дудочка Правда и Кривда Глупый мужик Набитый дурак Барин и гусак Афонька, где был-побывал Барин и староста Барин лает в церкви Барин — слуга Что на базар везешь Мужицкий кафтан

Сочинение на тему: «Русские сказки»


Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.

С. Королев

Чему нас учат русские народные сказки

Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки – умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.

Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек!» Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – «свой парень», но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот «зайцы» и «лисицы», «волки» и «медведи»!

Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая «армия зла»: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть «испытание».

Например, в сказке «Царевна-лягушка» главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке «Морозко» бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.

Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.» Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Полный список названий русских народных сказок

  • Лисичка-сестричка и волк
  • За лапоток — курочку, за курочку — гусочку
  • Лиса, заяц и петух
  • Лиса — исповедница
  • Лиса — повитуха
  • Снегурушка и лиса
  • Мужик, медведь и лиса
  • Овца, лиса и волк
  • Кот, петух и лиса
  • Лиса и тетерев
  • Лиса и рак
  • Колобок
  • Репка
  • Курочка Ряба
  • Свинья и волк
  • Волк и коза
  • Сказка о козе лупленой
  • Зимовье зверей
  • Мальчик с пальчик
  • Царевна — Несмеяна
  • Чернушка
  • Царевна в подземном царстве
  • Золотой башмачок
  • Береза и три сокола
  • Окаменелое царство
  • Арысь-поле
  • Царевна-лягушка
  • Белая уточка
  • Скорый гонец
  • Счастливое дитя
  • Диво дивное, чудо чудное
  • Чудесная дудка
  • Золотая гора
  • Соль
  • Вещий сон
  • Три копеечки
  • Мудрая жена
  • Лихо одноглазое
  • Медведь и петух
  • Собака и дятел
  • Журавль и цапля
  • Ворона и рак
  • Золотая рыбка
  • Жадная старуха
  • Сказка о Ерше Ершовиче
  • Пузырь, соломинка и лапоть
  • Терем мухи
  • Морозко
  • Старуха — говоруха
  • Дочь и падчерица
  • Крошечка — Хаврошечка
  • Баба-Яга
  • Василиса Прекрасная
  • Баба-Яга и Заморышек
  • Ивашко и ведьма
  • Терёшечка
  • Гуси-лебеди
  • Покатигорошек
  • У страха глаза велики
  • Умный работник
  • Три калача и одна баранка
  • Теремок
  • Сивка-бурка
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • Про одного солдата
  • Привычки
  • Правда и Кривда
  • Поп и батрак
  • Поп и дьякон
  • Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
  • По щучьему веленью
  • Петушок — золотой гребешок
  • Хрустальная гора
  • Марья Моревна
  • Козьма Скоробогатый
  • Кощей Бессмертный
  • Два Ивана солдатских сына
  • Беглый солдат и черт
  • Никита Кожемяка
  • Шабарша
  • Змей и цыган
  • Семь Семионов
  • Ночь на Ивана Купалу
  • Медное, серебряное и золотое царства
  • Кашица из топора
  • Как лиса шила волку шубу
  • Как лиса училась летать
  • Как мужик гусей делил
  • Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
  • Чего на свете не бывает
  • Царь-девица
  • Перышко Финиста ясна сокола
  • Волшебное зеркальце
  • Сказка про утку с золотыми яйцами
  • Волшебное кольцо
  • Сказка об Иван-царевиче, жар-птице и о сером волке
  • Бухтан Бухтанович
  • История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике
  • Алеша Попович
  • Летучий корабль
  • О молодильных яблоках и живой воде

Мы старались, оцени и отправь кому-нибудь

Три типа народных сказок

Бытовые. Описывают через какую-то историю жизнь и быт человека. В них есть три подтипа:

  1. Социально-бытовые. Например, сказка про Шемякин суд или про то, как мужик делил гуся. В них нет высмеивания и нет волшебства, просто какая-то история.
  2. Сатирико-бытовые. Когда кто-то высмеивается. Сказка про то, как поп нанимал работницу, как раз такая. Там очевидное высмеивание попа. Мне особенно нравится последний фрагмент, когда поп говорит работнице о деньгах: «Деньги платить буду. Каждый год по рублю! Сама подумай. Сто годов — сто рублев. Богатейкой станешь!».
  3. Волшебно-бытовые. В них есть что-то волшебное. Пример – сказка про Морозко.

Волшебные. Отличаются от бытовых тем, что в них есть волшебные герои: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие. Или в них происходят какие-то волшебные события, например, лягушка вдруг превращается в царевну. Мы читаем и понимаем, что так на самом деле не может быть. Два типа:

  1. Героические. Когда есть герой, совершающий подвиг. Например, в сказке про молодильные яблоки надо достать эти самые яблоки и вернуться целым и невредимым.
  2. Сказки о героях, которые обладали необычными способностями. Пример – сказка про Марью-искусницу.

О животных. Есть сказки про обычных животных, например, про лису, которая выгнала зайца из избы. И есть про необычных (волшебных) животных, например, сказка Ершова про конька-горбунка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: