Городецкая роспись

Но почему же тогда роспись называется «городецкой»?

Такое название появилось примерно в 1930-х годах, т.к. постепенно именно Городец стал главным рынком сбыта расписной утвари окрестных сёл и деревень. Кроме того, Городец с давних пор славился резьбой по дереву, там проживало больше всего умельцев, работавших с деревом. Лес в этих краях всегда был под рукой. Достаточно было топора и долота, чтобы делать красивые резные вещи.

Ещё в те времена, когда Пётр I создавал русский флот, каждый корабль обязательно украшался деревянной резьбой

Важно было не только заявить о военной мощи России, но и о художественных талантах её жителей

Но когда строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей, мастерам пришлось искать новое применение своему таланту. Они стали вырезать ложки, миски и чашки, изготавливать орудия труда, в том числе донца для прялок. Донце прялки – это сиденье, во время работы оно не видно, но когда после работы пряха вешала его на стену – оно становилось украшением. Вот поэтому так тщательно расписывали эту часть прялки.

Прялка в музее

Прялку сейчас можно увидеть в музее. И там же можно проследить путь изменения и усложнения украшений: простая резьба заменялась инкрустацией, а затем росписью.

В 1879 г. в деревню Курцево из Городца пригласили иконописца Огуречникова – он должен был обновить живопись местной церкви. Он и помог местным умельцам освоить живописные приёмы иконописи: научил их способам наложения слоев красок, «оживки» белилами – всему тому, что придает живописи законченность и выразительность. Так и развивалась городецкая роспись донцов, гребней, веретён, пока не появились фабрики по производству мануфактуры. И теперь уже все эти приспособления стали не нужны.

Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» (2005)

На фабрике «Городецкая роспись» до сих пор работает иконописная мастерская. Эта икона создана с использованием городецкого орнамента.

Мастера художественной росписи находили применения для своего творчества: писали иконы, расписывали предметы утвари. Но постепенно промысел приходил в упадок. К началу XX в. он прекратил свое существование.

Элементы и мотивы городецкой росписи

Выделяют три базовых типа композиции. Каждая из них обладает характерными чертами и специфическими деталями.

Цветочная тема

Самая простая и наиболее распространенная. Чаще всего подобная роспись встречается на предметах домашнего обихода: стаканы, миски, кухонные доски и т.д. Также цветочный декор применяли для оформления детской мебели, шкатулок, шкафов.

Выделяют несколько основных элементов узора:

  • «Букет». Симметричный рисунок. Небольшая композиция, которая включает в себя от одного до трех цветочков. Используют для украшения шкатулок, солонок и чашек.
  • «Гирлянда». Разновидность «букета». В центре сюжета один крупный цветок, вокруг которого выстроена комбинация из мелких растений.
  • «Ромб». Разновидность «гирлянды». В центре располагается несколько крупных цветков, листочки и бутоны рисовали на вершине ромба. Узор часто размещали на больших сундуках, досках, хлебницах.
  • «Цветочная полоса». Сложная композиция, в состав которой входит верхний и нижний ярус. Узор формируется из полосок, состоящих из цветков одинакового размера. Растения отличаются по оттенкам и внешнему виду.
  • «Венок». Разновидность «цветочной полосы» замкнутого типа. Используют для декорирования подносов, шкатулок.

Мотивы «конь» и «птица»

Бывают симметричными и асимметричными. Птицы и кони обычно размещались в центре композиции, состоящей из цветущего дерева или в обрамлении венка. В некоторых изделиях гармонично сочетаются сразу несколько мотивов. Например, курочка и петушок либо два коня разного окраса.

Эффектней всего подобный орнамент выглядел на красном или чёрном фоне. Птички символизировали семейную гармонию и благополучие. Лошади считались олицетворением успешности и процветания.

Сюжетная роспись

Орнамент размещали на крупных изделиях. Основной сюжет: чаепитие, свадебное торжество на фоне богато накрытого стола. Лица людей всегда обращались в сторону зрителей, поэтому сложные композиции порой выглядели неправдоподобными.

Любая тематика мастеров – экстерьер избы с резными ставнями, яркими наличниками и трубами от печи. Дополнением к картине были колодцы, плетеные изгороди с цветами, сидящие петушки. Часто художники вводили в композицию многочисленных животных: курочек, собачек и т.д.

Элементы и мотивы городецкой росписи

Выделяют три базовых типа композиции. Каждая из них обладает характерными чертами и специфическими деталями.

Цветочная тема

Самая простая и наиболее распространенная. Чаще всего подобная роспись встречается на предметах домашнего обихода: стаканы, миски, кухонные доски и т.д. Также цветочный декор применяли для оформления детской мебели, шкатулок, шкафов.

Выделяют несколько основных элементов узора:

  • «Букет». Симметричный рисунок. Небольшая композиция, которая включает в себя от одного до трех цветочков. Используют для украшения шкатулок, солонок и чашек.
  • «Гирлянда». Разновидность «букета». В центре сюжета один крупный цветок, вокруг которого выстроена комбинация из мелких растений.
  • «Ромб». Разновидность «гирлянды». В центре располагается несколько крупных цветков, листочки и бутоны рисовали на вершине ромба. Узор часто размещали на больших сундуках, досках, хлебницах.
  • «Цветочная полоса». Сложная композиция, в состав которой входит верхний и нижний ярус. Узор формируется из полосок, состоящих из цветков одинакового размера. Растения отличаются по оттенкам и внешнему виду.
  • «Венок». Разновидность «цветочной полосы» замкнутого типа. Используют для декорирования подносов, шкатулок.

Мотивы «конь» и «птица»

Бывают симметричными и асимметричными. Птицы и кони обычно размещались в центре композиции, состоящей из цветущего дерева или в обрамлении венка. В некоторых изделиях гармонично сочетаются сразу несколько мотивов. Например, курочка и петушок либо два коня разного окраса.

Эффектней всего подобный орнамент выглядел на красном или чёрном фоне. Птички символизировали семейную гармонию и благополучие. Лошади считались олицетворением успешности и процветания.

Сюжетная роспись

Орнамент размещали на крупных изделиях. Основной сюжет: чаепитие, свадебное торжество на фоне богато накрытого стола. Лица людей всегда обращались в сторону зрителей, поэтому сложные композиции порой выглядели неправдоподобными.

Любая тематика мастеров – экстерьер избы с резными ставнями, яркими наличниками и трубами от печи. Дополнением к картине были колодцы, плетеные изгороди с цветами, сидящие петушки. Часто художники вводили в композицию многочисленных животных: курочек, собачек и т.д.

Как выполняют городецкую роспись

Чаще всего для выполнения городецкой росписи используют темперу – краски, приготовленные на основе натуральных сухих порошковых пигментов и/или их искусственных аналогов. Можно использовать гуашь, в которую добавлен клей ПВА. При работе с гуашевыми красками нужно знать, что после высыхания они приобретают белесоватый оттенок, поэтому каждом слою необходимо полностью просохнуть прежде, чем наносить другой слой краски. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. При работе с красками необходимо следить за тем, чтобы кисти не засыхали, так как если их не отмыть вовремя, то придется их выбросить. Техника выполнения городецкой росписи значительно проще, чем хохломской росписи, особенно если сравнивать подготовку деревянной основы. Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами. В первую очередь на выбранной поверхности тонкими линиями при помощи карандаша намечают композицию будущего узора. Причем главной задачей здесь является наметить размеры и расположение самых основных элементов – узлов композиции, например, цветов и животных. Однако карандаш используется далеко не всегда: опытные мастера сразу наносят рисунок красками, считая, что именно такая технология является правильной. Что касается средних и мелких деталей, то они играют дополняющую роль и мало влияют на всю композицию в целом. Узлы композиции, как правило, выполняют широкой кистью и более светлой краской. Поверх светлых пятен наносят более темные мазки того же оттенка, например, у голубого элемента создают синюю обводку. Вся городецкая роспись состоит из таких элементов, как скобки, капли, круги-подмалевки, спирали, дуги, штрихи и точки. Причем штрихи и точки наносят тонкой кистью на заключительном этапе росписи – они называются «оживкой» и придают работе законченный вид. После высыхания рисунок можно покрыть бесцветным масляным лаком или нитролаком. Для нанесения масляного лака использовать кисть, тампон или краскораспылитель, а для нитролака – исключительно краскораспылитель, так как в этом случае поверхность будет более ровной и гладкой. Лак следует наносить в 2-3 слоя, причем каждый слой требует полной просушки. Таким образом, образуется качественная пленка, способная защитить городецкую роспись от механических и химических повреждений. 

Подготовка к занятию

Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).

На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске

На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.

Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета

При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).

Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево

Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.

Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент

Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия.

Это городецкая роспись. Городецкая роспись, как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать. Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь. Птицы смотрят из ларца. Чудо роспись Городца (Слайд 1)

II. Основная часть

Изложение новой темы.

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город – крепость. (Слайд 2)

Здесь давным–давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (Слайд 3, 4)

Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. (Слайд 5)

Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды. Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы — поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями. Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек. В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (Слайд 6).

В то же время была фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы (Слайд 7, конь – качалка, (Слайд 8) шкатулки, чашки (Слайд 9) разделочные доски, блюда, хлебницы (Слайд 10) В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева (Слайд11,12)

Воспитатель: Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?

Дети: красный, синий, зелёный, оранжевый.

Воспитатель: Правильно, цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию. Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Дети: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы.

Воспитатель: Существует несколько видов композиций

1. Цветочная роспись

2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица (слайд 13,14).

Давайте рассмотрим этапы росписи розана (слайд 15).

Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета. Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся. Спать не захотел:

Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьётся.

III. Практическая работа

Сегодня мы научимся выполнять элементы цветочной росписи. На экране вы видите образцы написания элементов росписи, их поэтапное выполнение: Цветок — «Купавка» (слайд 16).

Варианты выполнения мотива «купавка» (Слайд 17).

«Листок» и варианты его выполнения. (Слайд 18).

У вас на столе лежат шаблоны посуды городецкого промысла, заранее покрашенные в жёлтый цвет.

Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Затем красным цветом рисуем скобки вокруг подмалёвка.

Нарисуем ещё и купавки и ягодки по краям нашего розана, а так же зелёные листья, создавая композицию. Выбираем цвет самостоятельно. Можно взять голубой или синий. Заключительный этап росписи — нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью, выполним последний этап «оживка» (слайд 16)

Детские работы (Слайд 19, 20).

Итоги работ

Дети читают стихи выученные заранее.

Городецкие узоры, сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы, может быть и среди нас.

Кто рисует Городец

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Экспресс выставка детских работ.

Техника выполнения городецкой живописи

Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи

Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации

В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек  поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

Как рисуют по-городецки

Технология росписи по дереву у городецких мастеров своя. Первоначально художники при помощи карандаша тонкой линией накидывают будущий рисунок, намечая расположение его элементов, их размеры. Деревянная основа может быть покрыта заранее грунтовой краской одного из оттенков – красного, жёлтого или чёрного. Профессионалы не тратят время на набросок, а рисуют сразу красками.

Для городецкой росписи используют специальную краску – темперу, которую делают из натуральных или искусственных порошков. Иногда мастера берут в помощники гуашь и добавляют туда клей ПВА. Но какая бы краска ни была, самое главное – её насыщенный цвет, чем и отличается роспись из Городца.

Основа всех элементов рисуется белым цветом, называется это промалёвкой. Затем на светлый тон наносят тонкими мазками детали. Делают это тёмными оттенками, поэтому и называется этот шаг тенёвкой. На последнем этапе рисования при помощи самой тонкой кисточки делают так называемую разживку чёрной краской и оживку белой краской в виде точек и штриховки.

Когда готовая работа полностью высыхает, её покрывают лаком. В общем-то не так и сложно. Хотите попробовать? Тогда почитайте про то, что обычно рисуют городецкие мастера.

Расписываем доску городецкой росписью с детьми

Дети в детском саду обязательно оценят это направление искусства. Рекомендуется строить урок по следующей схеме:

  • Расскажите ученикам некоторые факты из истории рыбной ловли.
  • На каждой доске отметьте центр и нанесите карандашом точку.
  • Выбранным оттенком предложите им нарисовать круг.
  • После высыхания краски тонкой кистью нанесите белые полосы.
  • Заполните оставшееся место на доске разнообразными завитками.
  • Контур изделия следует прорисовать сплошной полосой того же оттенка, что и центральный цветок.
Такое занятие принесет детям массу впечатлений, а память останется на всю жизнь. Чтобы краска со временем не осыпалась, доску лучше покрасить.

Как изобразить розу в городецкой росписи

Другое название элемента – роза-дикуша. Она может быть написана по цветному фону, но есть вариант и рисования на неокрашенном древе.

Поэтапное рисование розы, написанной по фону:

  1. Выполните красный кружок-яблочко. К кружочку припишите лепестки-скобочки (с нажимом). Каждая скобка выполняется так, чтобы фон был заметен внутри нее.
  2. Серединка розы состоит из краплачного кружка и серпика, последующего узора белилами. Белый узор включает тычинки, мелкие скобочки и «жемчужинки».
  3. Разживку в середине розы можно сделать не только «жемчужинками», но и тонкими параллельными штрихами.

Что значат цветы в городецкой росписи?

Городецкий стиль – выразительный, богатый, содержательный. И значительное место занимают в нем цветочные мотивы. Считалось, что местные мастера особенно любили цветы и «разбрасывали» их щедро и пышно на расписном поле. Веселые гирлянды, жизнерадостные букеты и даже цветочные занавесы создавали приятный взгляду узор, гармонично сливались в цветовых сочетаниях.

Городецкие цветы считались символом здоровья, жизненных сил, самого течения жизни – удачной, яркой, активной. Они символизируют процветание, потому и колористическое решение оптимистичное и вызывающее самые положительные эмоции.

Поля, луга и леса вдохновляли мастеров на будущие цветочные узоры, это не фантазийные цветы, а стилизованные изображения реальных растений.

Цветы в городецкой росписи традиционно собирают в «букеты», а они составляют гирлянды. К примеру, один или два крупных цветочка по центру, в стороны от них разойдутся цветы помельче, с листочками. Растения могут вписываться в полосу или круг, могут размещаться серповидно. Ваза с цветами, изображенная на любом деревянном изделии, неизменный символ богатства и достатка.

Техника выполнения городецкой живописи

Роспись наносили на основу из древесины, которую предварительно подвергали грунтовке с использованием черного, красного или желтого цвета. Каждый оттенок «разбеливали», благодаря этому количество колоров в композиции увеличивалось в несколько раз.

На поверхности с помощью тонких штрихов очерчивали основной контур будущего изображения

Отдельное внимание уделяли «узлам» картинки, то есть крупным и центральным деталям. Средние и мелкие элементы играли роль связующих звеньев и часто выполнялись в процессе импровизации

В узлах росписи широкой кистью создавали основу цветка. Чаще всего это было расплывчатое пятно овальной или круглой формы. Поверх светлой «кляксы» наносили темные цвета. Доска городецкая роспись включает несколько простых элементов: скобы, дуги, спирали, капли и штрихи.

История

Родиной городецкой росписи является Поволжье – сёла и деревни Нижегородской области. Вначале там расписывали прялки. Сейчас некоторые не знают, что это такое. Расскажем. Прялка – это такое приспособление, на котором в давние времена пряли нити. Ручная прялка состояла из вертикальной части (гребня), куда привязывается кудель, и горизонтальной – донца, где сидит пряха.

Вот так выглядела ручная прялка

Сначала прялки украшали резьбой, потому что всегда приятнее работать на красивом инструменте. Потом резьбу начали подкрашивать, а ещё позже резьбу упразднили, а прялку стали просто расписывать.

И вот такие расписные прялки продавали на нижегородской ярмарке. Поэтому и роспись сначала называлась нижегородской.

Чем отличается городецкая роспись?

Спутать изделия данной техники с иными промыслами практически невозможно. Ведь они изобилует большим количеством разнообразных оттенков и пышными букетами. Только здесь искренний сюжет гармонично сочетается с искренностью простых граждан.

Стоит посмотреть на элементы городецкой росписи, и вы очутитесь:

  • На конной прогулке в качестве всадника.
  • Вместе с охотниками в лесу.
  • За веселым чаепитием.
  • В кругу добродушных людей.
  • За прялкой.

Помимо бытовых сценок, мастера активно использовали для росписи мистических животных. Но какая бы тема ни была, главенствующие роль в сюжете играли городецкие цветы.

Современные мастера для работы используют масляные краски, но особенности мотивов промысла сохранились. Технология также осталась неизменной.

История промысла

Жители небольших поселений в свободное время от посевных и уборочных работ декорировали деревянные прялки красивой резьбой. Затем созданный орнамент подкрашивали. Изделия продавали на ярмарке, которая регулярно проходила в Нижнем Новгороде.

Со временем необычные и самобытные узоры вытеснили резной декор. Яркие завитки стали именовать нижегородской росписью. Современный термин появился лишь в 1930 году, когда до общественности дошли работы самоотверженного исследователя национальных ремесел Виктора Михайловича Василенко.

Городцом называли главный базар Нижнего Новгорода, где местные умельцы продавали свои изделия, точней расписную утварь. На узорах отображали нравы городской жизни, быт населения и традиции. Постепенно роспись становилась олицетворением культуры и неповторимого колорита Городца и его окрестностей.

Народные мастера создавали настоящие шедевры из дерева. Большое количество лесов в округе обеспечивало их дешевым и доступным сырьём. Расцвет промысла пришелся на времена правления Петра Первого. Император требовал, чтобы военные флагманы были украшены национальной резьбой и росписью.

Постепенно корабли сменили место дислокации ближе к вновь завоеванным территориям и умельцам пришлось искать другие направления для реализации накопленного опыта.

Очередной всплеск популярности промысла отмечается в 1870 году, когда деревеньку посетил иконописец Огуречников. Цель его визита заключалась в реконструкции живописных полотен в церквях. Он помог нижегородским умельцам освоить новые методики оформления и разнообразные приемы.

История

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление в прялке. Прялка состояла из гребня и донца (подгузника) на котором сидела пряха.

Панно «Выйду на улицу гляну на село, девки гуляют и мне весело…». Автор Л.Ф. Беспалова. Городец. 10.02 1995 г.

Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. 

Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Сундуки, Современная городецкая роспись

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л.В. Мельников.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления.

Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Сюжеты были различные. В музее «Асташово» (Костромская область) по состоянию на 2020 год хранилось донце, на котором были изображение парохода и надпись: «Американский пароход потопил рыбацкую лодку».

Техника выполнения городецкой живописи

Роспись наносили на основу из древесины, которую предварительно подвергали грунтовке с использованием черного, красного или желтого цвета. Каждый оттенок «разбеливали», благодаря этому количество колоров в композиции увеличивалось в несколько раз.

На поверхности с помощью тонких штрихов очерчивали основной контур будущего изображения

Отдельное внимание уделяли «узлам» картинки, то есть крупным и центральным деталям. Средние и мелкие элементы играли роль связующих звеньев и часто выполнялись в процессе импровизации

В узлах росписи широкой кистью создавали основу цветка. Чаще всего это было расплывчатое пятно овальной или круглой формы. Поверх светлой «кляксы» наносили темные цвета. Доска городецкая роспись включает несколько простых элементов: скобы, дуги, спирали, капли и штрихи.

Откуда пришло городецкое искусство?

История одного из самых высоких достижений народного творчества — городецкой росписи – началась в 19 веке. Жили на двух берегах реки Волга крестьяне в сёлах с названиями Курцево, Савино, Косково и других, которые делали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.

А резьбу эту они разукрашивали, чтобы их творения были ярче.

Позднее декоративный рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу по дереву, а такое расписное художество стали звать «нижегородской росписью», а самих мастеров «курцевскими красильщиками».

Считается, что расцвела городецкая роспись с появлением в деревне Курцево в 1870 году иконописца из Городца по фамилии Огуречников, которого пригласили оживить роспись курцевской церкви. Именно он научил местных мастеров накладывать краски слоями, оживлять картинку белилами и придавать рисунку выразительность.

Начиная роспись с прялок, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. На дереве «пили чай» и «устраивали гулянья».

Лишь в 30-х годах XX века появилось название этого рисования по дереву, которое сегодня мы знаем и слышим – «городецкая роспись», и всё благодаря тому, что в близлежащем городке Городец продавалась такая украшенная бытовая утварь, и работали мастерские.

Цвета городецкой росписи

Изначально для рисования использовали яичные краски. Постепенно их сменили темперные, масляные и гуашевые составы. Красящий элемент большим пятном наносили на полотно, без формирования четких контуров.

В первое время мастера выполняли роспись на загрунтованных поверхностях. После Второй мировой войны для основы выбрали необработанную древесину. Это придавало изображению легкость и прозрачность.

  • Замалёвки. Для ягодного и цветочного орнамента использовали такие оттенки, как: розовый, бордо, голубой, красный и т.д. Для листочков брали насыщенный зеленый цвет без примесей. Маленькие росточки и завитки иногда красили коричневым цветом.
  • Теневка. Основные оттенки: черный, синий и коричневый. Применяя глубокие цвета, на их фоне мастера детально прорисовывали основные элементы узора. За счёт этого приёма удавалось получить яркое изображение. Если для теневки применяли коричневый цвет, роспись была нежной и легкой.
  • Разживка. Для нее использовали белоснежный оттенок. Крайне редко применяли желтый. Его брали только в том случае, если листочкам нужно было придать объем.

Основные цвета по номерам

Умельцы в старинные времена чаще всего для выполнения орнаментов применяли следующие оттенки:

  • охра (#CC7722);
  • розовый (#FFC0CB);
  • красный (#FF0000);
  • голубой(#00BFFF);
  • синий (#964B00);
  • белый (#FFFFFF);
  • зелёный (#00FF00);
  • чёрный (#000000);
  • жёлтый (#FFFF00).

Чем отличается городецкая роспись?

мастерство Городца сложно спутать с другим, ведь именно эта картина наполнена яркими гирляндами и пышными букетами. Только здесь вы увидите всю пышность сюжетов и искренность простых людей.

Достаточно взглянуть на предметы, написанные в городецком стиле, и вы сразу обнаружите:

  • на прогулке всадником на лошади;
  • за столом за чашкой чая, в окружении богатых украшений;
  • вместе с охотниками в лесу;
  • в кругу веселых и беззаботных горожан;
  • или за прялкой.

Помимо живописного быта крестьян и купцов, городецкие мастера умели изображать мистических животных. Но какая бы тема ни присутствовала на рисунке, он всегда украшался гирляндами цветов.

Краска Городец с самого начала наносилась яичными красками в виде крупных пятен, без очертаний. Мастера могли выполнять мазки произвольной формы, затем обводить элементы черными или белыми линиями. Любимые оттенки фона:

  • зеленый;
  • ярко-красный;
  • чернить;
  • сочный синий.

Сегодня мастера на фабриках используют масляные краски, которые придают им большее разнообразие цветов, но при этом сохранились черты мотивов городецкой росписи. Технология росписи дерева также осталась прежней.

Особенности городецкой росписи

Городецкая роспись, которая украшала донца для прялок, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы обихода, отличалась, прежде всего, содержательностью. Основное впечатление в росписях дают жанровые сцены – очень вольные, условные по характеру, декоративные по форме, и иногда граничащие с шаржем. Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства. Значительную долю занимают цветочные мотивы, написанные широко и декоративно. Интересно и то, что в городецкой росписи часто встречаются сочетания жанровых реалистичных мотивов и идеализированных, декоративных образов животных и птиц. В городецких росписях можно встретить экзотических барсов и львов, горячих и сильных коней или петухов в воинственной гордой позе. Часто это парные изображения, обращенные друг к другу. Зачастую на поле росписей мастера «разбрасывают» цветы (розы, ромашки, купавки) букетами и веселыми гирляндами. А там, где это позволяет сюжет, художники охотно пользуются мотивом пышного занавеса, который подхвачен шнуром с кистями. Используемые цвета: напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. Роспись ведется кистью, свободным ударом, без предварительного рисунка. Приемы весьма разнообразны: от широких мазков до тончайших линий и виртуозных штрихов. 

Цвета городецкой росписи

Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.

Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.

  1. Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.
  2. Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор. Если для теневки использовали коричневый тон, роспись получалась более легкой и нежной.
  3. Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: