Какие программы для начальной школы будут в 2023-2024 году

Содержание программы

Примечательно, что учебников самой Л.Г. Петерсон в УМК «Перспектива» нет: в 2009 году Министерство образования и науки РФ исключило их из программы со странной формулировкой: «содержание не способствует формированию патриотизма у школьников». Несмотря на многочисленные требования учителей и родителей вернуть математику Петерсон, сейчас её заменяет курс Г.В. Дорофеева.

Учебники программы «Перспектива» выпускает издательство «Просвещение». В состав УМК входят:

Изучение иностранных языков:

  • Английский язык¹ «Английский в фокусе» («Spotlight») 1–4 классы. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., В. Эванс«Звёздный английский» («Starlight») 1–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., В. Эванс.Английский язык 2–4 классы. Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э. Хайн и другие.Английский язык 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В.
  • ‍Немецкий язык¹Немецкий язык 2–4 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М.«Вундеркинды Плюс» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Захарова О.Л., Цойнер К.Р.
  • ‍Французский язык¹ «Твой друг французский язык» 2–4 классы. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.«Французский в перспективе» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.
  • ‍Испанский язык¹ 2–4 классы. Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В.

¹ — эти учебники также входят в УМК «Школа России».

Учебные курсы дополняют хрестоматии, словари, тетради для самостоятельных и проверочных работ и цифровые носители с обучающими видео, презентациями и программами для мультимедийной доски.

Для учителей разработаны «технологические карты» уроков — электронные методические пособия, которые содержат:

  • цели и задачи уроков,
  • планируемые результаты,
  • алгоритмы ведения уроков,
  • связи с другими школьными предметами,
  • материалы для проверочных работ.

Плюсы и минусы программы «Перспектива»

Программа «Перспектива» включает в себя не только учебники. Каждый курс дополнен хрестоматиями, словарями, тетрадями для самостоятельных, контрольных и проверочных работ. Для учителей предложен теоретический материал и алгоритмы проведения уроков. Получить консультацию или изучить программу подробнее можно на интернет-ресурсах. Большое количество информационных материалов для педагогов, учащихся и их родителей – достоинство современной системы учебников «Перспектива».

Еще один плюс – подготовка школьника к самостоятельному обучению. Ребенок не слепо заучивает алгоритмы решения, а учится создавать свои. Полученные знания и универсальные действия помогут применять их в разных ситуациях дальнейшей жизни.

Здесь есть отрицательная сторона – слишком многое зависит от учителя и его способностей заинтересовать и мотивировать. Для улучшения качества работы придумана своя система повышения квалификации.

Преимущества методики Петерсон

У созданного Людмилой Петерсон метода для изучения математики есть масса преимуществ. Рассмотрим их более подробно.

Приучение ребенка к самостоятельному мышлению

Стандартное преподавание математики предполагает, что ребенок при решении примеров ориентируется на предложенные типовые методы. Их понимание закрепляется при решении примеров, проверяется в ходе выполнения контрольных работ.

При этом Петерсон говорит о том, что работать по шаблонам – не лучшее решение. Человек может дойти до понимания многих важных вещей в математике своими силами. Это помогает ему по-настоящему полюбить предмет, понять, что он интересный, не такой сложный, как может показаться на первый взгляд.

Большой упор на визуальную составляющую учебных материалов

В процесс изучения математики по Петерсон используются очень яркие, красочные пособия, которые помогают значительно быстрее освоить новый материал. Качество усвоения информации в таком случае будет значительно более высоким.

Так как программа ориентирована на дошкольников и младших школьников, все пособия оформляются с использованием героев сказок, интересных мультипликационных персонажей.

Универсальность

Иногда можно встретить утверждение о том, что заниматься по такой методике могут только одаренные дети, у которых с самого детства есть значительная тяга к точным наукам. Не менее распространено и заблуждение о том, что изначальная работа по Петерсон делает невозможным освоение традиционной математической школьной программы.

На самом деле, подобная программа изучения помогает самому широкому списку школьников. Значительно сложнее бывает справиться с сомнениями родителей, которые привыкли к использованию исключительно традиционных школьных методов. Нужно понять, что две системы преподавания не отменяют друг друга.

Удобные учебные пособия

В процессе изучения материала используются оригинальные рабочие тетради и учебники. С ними просто интересно работать детям. Среди методов изучения – решение различных ребусов, раскраска, рисование и многое другое.

Что говорят учителя об этом комплексе

Педагоги в своих заключениях о «Перспективе» являются единомышленниками: обучение по данной программе трудным назвать вряд ли удастся. Если ребенок занимается не только в школе, но и посвящает достаточно времени самообразованию, никаких сложностей в освоении материала не возникнет. Несмотря на то что все дети абсолютно по-разному адаптируются в младших классах, о чем свидетельствуют отзывы родителей, программа «Перспектива» в начальной школе является универсальной. Она позволяет учителю находить индивидуальный образовательный подход к каждому ребенку. В какой-то степени все зависит именно от преподавателя, нежели от разновидности учебной программы.

Судя по отзывам, учебную программу «Перспектива» для начальной школы мало кто критикует. Конечно, есть в ней и недостатки, а точнее, недоработки – видимо, авторы проекта что-то напутали с пособиями и материалами. К несовершенным моментам учителя и родители относят:

  • Оформление прописей для первоклассников. К предложенным тетрадкам ученики адаптируются с трудом, поэтому заглавные и прописные буквы пишут практически одного размера.
  • Последовательность тем в курсе «Математика». Изучение таблицы умножения, согласно учебнику, запланировано раньше, чем ознакомление с числами до 100.
  • Наличие грамматических ошибок в «Азбуке».
  • Упражнения и задания в книжках не всегда соответствуют изучаемым темам.

При этом в своих отзывах о программе «Перспектива» для начальной школы учителя отмечают, что, например, курс «Окружающий мир» составлен необычно, а сам учебник дети читают с большим интересом. Правда, выполняя домашнее задание по этому предмету, ученики редко обходятся без помощи родителей. Не оставили педагоги без внимания и «Математику», которая рассчитана на детей с различным уровнем знаний и степенью подготовки. Любая из тем подразумевает решение нескольких задач на уроке (от 4 до 6), а в конце параграфа предлагаются задания олимпиадного типа.

Кто автор методики и в чем ее суть?

Автором методики стала Людмила Георгиевна Петерсон — советский ученый-математик, доктор наук. Вместе с Н. Виленкиным и Г. Дорофеевым она занималась разработкой системы непрерывного математического образования. Результатом стало появление новых учебников математики для школьников. Эти книги стали называться “программой Петерсон”.

Методика Петерсон предполагает, что обучение будет происходить не по готовым формулам, по которым учащиеся потом решают типовые задачи. На уроке дети вместе с учителем работают над усложненными задачами, вместе обсуждают варианты решения. Данная методика предполагает, что педагог не будет снижать оценку или ругать за ошибки, его задача — направлять ход мыслей учеников и помогать и вывести правильную закономерность.

Наибольшей популярностью эта система обучения стала пользоваться именно в начальной школе, ведь именно на этом этапе обучения самое главное для ребенка — научиться не бояться математики, пытаться самостоятельно искать решение нетривиальных заданий, а для педагога — привить ученику любовь к наукам. Именно на этом делает акцент в своей рабочей программе Л. Г. Петерсон.

Как оценивают «Перспективу» родители

В целом у проекта больше положительных, нежели отрицательных откликов. Самое главное, что отмечают родители учащихся начальных классов — их детям интересно учиться. В противовес этому мнению выступают недовольные мамы и папы, которые считают, что любые эксперименты с образовательными формами обречены на провал. Далее более детально ознакомимся с особенностями школьной программы для начальной школы «Перспектива». Отзывы 2016 года или более раннего периода действительно помогают получить представление об этом учебном курсе в общих чертах, но понять объективно, стоит ли отдавать своего ребенка на обучение по данной программе, можно, только вникнув в ее содержание и принципы.

Как выбрать программу обучения в начальной школе?

Все программы традиционного типа имеют общую характерную особенность. Учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Постепенно нарабатывается определённый учебный навык (в идеале — доведённый до автоматизма). Самый простой пример — это большое количество однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им.

Именно эта технология обучения подвергалась критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Немного непривычно сформулирован текст задачи — и ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком.

Авторы других программ традиционного типа попытались объединить полезные с практической точки зрения наработки авторов программ развивающего обучения и внедрить их в традиционную программу.

Одним из самых ярких примеров такой работы являются учебники по математике, разработанные Л.Г. Петерсон. Они отличаются более высоким уровнем сложности и разнообразием типов заданий, изучением терминологии, свойственной средней школе. Это пугает родителей, но очень помогает детям: освоив правильную терминологию в начальной школе, им не надо переучиваться в средних классах.

Бытует мнение, что традиционные программы выращивают «винтиков». Это не так. В современном виде они дают довольно прочную базу знаний, но в основном сохраняют ведущую роль учителя, который объясняет, рассказывает, даёт образец, и за счёт многократного повторения определённых действий формируются знания, умения и навыки.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова до сих пор вызывают массу дискуссий. Нередко можно услышать негативные отзывы от родителей о результатах обучения детей по этим программам.

Причин этому чаще всего две. Первая — в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая — мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно.

Что имеется в виду под условиями и технологией обучения? Например, Л.В. Занков предполагал, что почти каждый учебный день будет начинаться с мини-экскурсии учителя с детьми, последующей беседой и даже написанием мини-сочинений по итогам увиденного и услышанного. В условиях современной школы этого, очевидно, обеспечить невозможно.

При пролистывании учебников из этих комплектов у многих вызывает шок отсутствие чёткого деления на темы, отказ от привычных рамочек с правилами, которые надо выучить. Не найдёте вы и нескольких похожих заданий, расположенных подряд. Эти системы обучения подразумевают совершенно другой подход к процессу обучения — более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей.

Учиться и по системе Занкова, и по программе Эльконина-Давыдова интересно и необычно. Это возможность научиться нестандартно мыслить и не теряться в различных ситуациях, что очень пригодится в жизни.

Полистайте современные учебники. Вы наверняка найдёте что-то неожиданное, удивительное, непохожее на ваши воспоминания из школьного детства. Не спешите это отвергать, присмотритесь. Быть может, так — интереснее?

Особенности программы

Особенность УМК – прямое участие в воспитании личности и духовно-нравственном развитии. В процессе обучения ребенок познает себя и окружающий мир, культурное и историческое наследие страны, высшие моральные ценности.

Другая особенность заключается в диалектическом принципе построения учебных материалов проекта. Он создан таким образом, чтобы врожденное любопытство ребенка трансформировалось в потребность в изучении нового. Теоретические задания дополнены творческими, практическими и исследовательскими упражнениями, что помогает использовать приобретенные школьником навыки для самостоятельного решения задач.

Для программы «Перспектива» разработана особая система навигации. С ее помощью учащийся начальной школы может свободно ориентироваться как в материалах самой программы, так и вне ее.

Минусы методики

Однако не все учителя и родители являлись сторонниками системы Петерсон. Об этой методике было много негативных отзывов. Противники математики Петерсон выделяли следующие минусы.

  1. Программа слишком сложная для среднего ребенка. Не все ученики имеют математический склад ума, и не каждому легко и интересно копаться в решении непонятной задачки самостоятельно без объяснений учителя.
  2. В учебнике отсутствует систематизированная теория, поэтому во многом успешность усвоения материала зависит от учителя. А если ребенок заболел и не смог прийти на урок, то восполнение темы становится проблематичным.
  3. На практике на решение заданий может происходить очень медленно.. Обсуждение способов решения задачи зачастую занимает много времени, особенно в начальных классах, из-за чего класс не всегда успевает разобрать тему на уроке. Как следствие, увеличивается и домашнее задание.
  4. Учителя не готовы реализовывать такую систему. У педагогов есть четкие требования, чему они должны научить класс и сколько оценок выставить за четверть или триместр. Поэтому некоторые учителя стараются просто побыстрее изложить готовый материал и поставить как можно больше оценок за ответы (часто не очень хороших, потому что ребята просто не успевают вникнуть в сложную задачу), что противоречит сути методики. В итоге система не реализуется в том виде, в котором задумана, а у всего класса возникают проблемы с успеваемостью.

Все описанные выше факторы сводятся к одному серьезному недостатку: теоретические положения методики далеко не всегда было возможно реализовать в преподавании на практике. Из-за этого систему Петерсон признали неэффективной и исключили из использования в общеобразовательной школе.

Как оценивают «Перспективу» родители

В целом у проекта больше положительных, нежели отрицательных откликов. Самое главное, что отмечают родители учащихся начальных классов – их детям интересно учиться. В противовес этому мнению выступают недовольные мамы и папы, которые считают, что любые эксперименты с образовательными формами обречены на провал. Далее более детально ознакомимся с особенностями школьной программы для начальной школы «Перспектива». Отзывы 2016 года или более раннего периода действительно помогают получить представление об этом учебном курсе в общих чертах, но понять объективно, стоит ли отдавать своего ребенка на обучение по данной программе, можно, только вникнув в ее содержание и принципы.

Как записаться на тестирование

Детей по прописке зачисляют в школу с 1 апреля, а по временной регистрации с 5 июля. Тестирование объявляют на сайте школы в конце апреля или в начале мая. Оно идет два дня, в один день 60 минут.

После тестов письменные работы отправляют в департамент образования, детям присваивается номер. Его присылают родителю на почту. Результаты прохождения под номером вывешиваются на сайте школы или узнаются по телефону лично.

В класс отбирают от 25 до 30 детей, проходной балл от 50 из 61. Дети которые успешно сдали вступительные экзамены в школу, по заявлению родителей зачисляются в конце мая.

Документы для зачисления:

  1. Свидетльство о рождении ребенка;
  2. Заявление на зачисление в школу по ускоренной программе (Заявление на обучение по индивидуальному плану. Скачать.)
  3. Справка с места жительства (данные о постоянной регистрации);
  4. Копия СНИЛС;
  5. Копия медполиса ребенка;
  6. Копия паспорта родителя.

Анализ образовательной программы начальной школы с учетом требований фгос.

Итак,
для начала проведем анализ образовательной
программы «Перспектива» с учетом
требований, прописанных в ФГОС.

Основной
целью УМК


«Перспектива»

является всестороннее гармоничное
развитие личности (духовно-нравственное,
познавательное, эстетическое), реализуемое
в процессе усвоения школьных предметных
дисциплин.

Одной
из основных задач УМК


«Перспектива»

является

Личностное
развитие — формирование идентичности
гражданина России в поликультурном
многонациональном обществе;
ценностно-нравственное развитие
учащегося, определяющее его отношение
к социальному миру и миру природы, к
самому себе; готовность к личностному
выбору и принятию ответственности за
него; способность к равноправному
сотрудничеству на основе уважения
личности другого человека; толерантность
к мнению и позиции других;

Особое
место уделяется формированию
духовно-нравственных ценностей,
знакомству с культурно-историческим
наследием мира и России, с традициями
и обычаями народов, населяющих нашу
родину.

Какие навыки получает ребенок

Программа «Перспектива» для начальной школы, по отзывам ее создателей, разрабатывалась по трем фундаментальным принципам:

  • самостоятельности;
  • инстументальности;
  • интеграции.

Первый предполагает умение ребенка в процессе обучения пользоваться предложенными источниками информации (учебником, справочником, словарем, рабочей тетрадью и др.) для решения поставленных задач. Помогают в этом и элементарные навыки делового общения, которые приобретаются детьми в рамках освоения материала, ролевые игры, работа в паре, совместные задания, проведение дискуссий

Важно, чтобы педагог, раскрывая новую тему, преподносил несколько возможных вариантов решения проблемы — это закладывает в детях способность и в дальнейшем смотреть на одну и ту же ситуацию с разных ракурсов

Принцип инструментальности подразумевает внедрение в учебную программу специально разработанных механизмов, которые способствуют более легкому восприятию и освоению материала. По мнению авторов, большее значение имеет не то, какой объем информации ребенок постиг, а то, способен ли он применить на практике полученные знания. Для этого, например, в каждом учебнике есть герои, благодаря которым от первой и до последней темы курса материал изучается в игровой форме.

Программа «Перспектива» разработана таким образом, чтобы каждый ученик младших классов мог получить общую и всестороннюю картину мира. Самый яркий пример — интегрированный курс «Окружающий мир». Во время уроков и выполнения домашней работы каждый ребенок получает знания по географии, обществознанию, естествознанию, астрономии, ОБЖ.

Сходства и отличия программы «Школа России» от программы «Перспектива»

Перспектива Школа России
Общая характеристика УМК «Перспектива» полностью отвечает требованиям ФГОС НОО, относится к традиционной системе обучения. Автор проекта – Л.Г.Петерсон. Руководитель данного УМК – кандидат педагогических наук А.А.Плешаков. В наши дни это один из известнейших и популярнейших комплекс для 1-4 классов.
Основное содержание В основу программы положен деятельностный подход, который объединяет развивающий и классический подходы через развитие учения решать задачи, ставить цели, нести ответственность за результат. Эта программа предполагает подход проблемно-поисковый: создается проблема, находятся доказательства, формулируется вывод, результаты сравниваются с эталоном, выдвигаются предположения. Это должно вызвать у ребенка желание учиться.
Основная идея программы Программа направлена на то, чтобы научить школьника самостоятельно находить новые знания. Лозунг педагога, работающего по этой программе: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, выполнил – усвоил!» Программа направлена на максимальное духовно-нравственное развитие учащегося. Создатели УМК говорят о необходимости развития чувства патриотизма, об уважении своего народа, других народов России, их языка, культуры, традиций и обычаев, символики. Так как ребенок должен быть цельной личностью, то и воспитание, и обучение должны иметь равное значение.
Типические свойства программы Можно выделить такие свойства программы.
  1. Комплектность – она состоит в формировании умения работать с учебником, справочником и другим оборудованием.
  2. Инструментальность подразумевает обучение умению пользоваться словарями, справочниками, методическими пособиями.
  3. Интерактивность – наличие в учебниках и учебных пособиях интернет-адресов.
  4. Интеграция – это свойство, которое выражается в том, что в учебных курсах грамотно сочетаются понятия из разных областей.
Перечислим основные свойства программы.
  1. Главным является воспитание.
  2. Характер обучения – личностно-ориентированный, деятельностный.
  3. Умелое сочетание инновационного подхода с традиционным. Если ребенок имеет средние, ничем не выдающиеся способности, то эта программа для него. Кроме того, учитываются возрастные особенности школьника, а материал учебников понятный и доступный для родителей и детей.
Особенности УМК Имеется не только учебник, но хрестоматия и рабочая тетрадь для работы школьника дома. Яркие, хорошо и интересно иллюстрированные учебники, удобный для чтения шрифт.

Таким образом, программы немного похожи между собой, но «Перспектива» все же более сложна и непонятна для школьников и их родителей в сравнении со «Школой России», так как «Перспектива» направлена на поиск ребенком материала. «Перспектива» чрезвычайно близка к традиционной, трудность ее в том, что она предполагает помочь в становлении самостоятельности ребенка через поиск им материалов по новым темам. В учебниках «Школы России» содержатся задания, которые под силу выполнить учащимся с низкими способностями, материал в них дается практически в готовом виде, и время и силы на поиски его в дополнительных источниках тратить нет необходимости.

Заключение

Как известно, родители имеют право самостоятельно выбирать образовательное учреждение для своего ребенка. Хотите ли вы, чтобы ваши дети учились в начальной школе по образовательной программе «Перспектива»? Отзывы об этом проекте для большинства родителей часто служат значимым аргументом, несмотря на неоднозначность мнений. Весь учебно-методический комплекс представляет собой огромную систему подпрограмм, взаимозависящих друг от друга. Вместе с тем, каждый из предметов — отдельное направление, незаменимое звено в образовательной деятельности учеников. Программа не имеет кардинальных отличий от традиционных проектов, соответствующих ФГОС. «Перспектива» с первого класса помогает школьнику стать самостоятельнее, однако это не говорит о том, что ребенку не потребуется помощь родителей на протяжении всего периода обучения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: