Какие навыки получает ребенок
Программа «Перспектива» для начальной школы, по отзывам ее создателей, разрабатывалась по трем фундаментальным принципам:
- самостоятельности;
- инстументальности;
- интеграции.
Первый предполагает умение ребенка в процессе обучения пользоваться предложенными источниками информации (учебником, справочником, словарем, рабочей тетрадью и др.) для решения поставленных задач. Помогают в этом и элементарные навыки делового общения, которые приобретаются детьми в рамках освоения материала, ролевые игры, работа в паре, совместные задания, проведение дискуссий
Важно, чтобы педагог, раскрывая новую тему, преподносил несколько возможных вариантов решения проблемы – это закладывает в детях способность и в дальнейшем смотреть на одну и ту же ситуацию с разных ракурсов
Принцип инструментальности подразумевает внедрение в учебную программу специально разработанных механизмов, которые способствуют более легкому восприятию и освоению материала. По мнению авторов, большее значение имеет не то, какой объем информации ребенок постиг, а то, способен ли он применить на практике полученные знания. Для этого, например, в каждом учебнике есть герои, благодаря которым от первой и до последней темы курса материал изучается в игровой форме.
Программа «Перспектива» разработана таким образом, чтобы каждый ученик младших классов мог получить общую и всестороннюю картину мира. Самый яркий пример – интегрированный курс «Окружающий мир». Во время уроков и выполнения домашней работы каждый ребенок получает знания по географии, обществознанию, естествознанию, астрономии, ОБЖ.
Создатели комплекса
Начать, пожалуй, следует с того, что этот образовательный проект относится к традиционной системе обучения детей младших классов. Разрабатывался комплекс в 2006 году. Автором учебно-методических материалов и инициатором создания стала педагог с многолетним стажем, доктор педагогических наук Людмила Петерсон. Совместно с издательством «Просвещение» и молодыми учеными ей удалось создать уникальную школьную программу.
Отзывы о «Перспективе» для начальной школы не всегда радужны, но, как известно, у любого проекта всегда есть свои критики и почитатели. Неслучайно авторам программы пришлось столкнуться с трудностями в получении рекомендаций от Министерства образования и науки РФ. По этой причине отдельные материалы пришлось заменить и доработать в 2014 году, после чего были пройдены все этапы утверждения программы обучения для начальной школы «Перспектива». Отзывы тех родителей, чьи дети уже занимались по обновленному учебно-методическому комплексу, заслуживают внимания.
Основные принципы «Перспективы» для начальных классов
Цель, которую преследовали создатели программы, заключается в предоставлении возможности педагогу полноценно развивать детей и их индивидуальные способности. Вместе с тем «Перспектива» обладает своими принципами ведения учебного процесса в младшей школе. К ним относят следующие положения:
- непрерывность обучения;
- учет личных качеств учеников;
- формирование у ребенка мировоззрения, целостной картины происходящего;
- наличие достойного наглядного примера для школьников;
- поддержание физического и психического состояния учащихся.
Интересно, что Людмила Петерсон в основу своего образовательного проекта положила разработанную ею ранее систему деятельностного подхода. Кстати, в 2002 году Президент РФ наградил Петерсон Государственной премией в области образования.
Дать ребенку универсальные навыки и умения, развить его способность ставить перед собой правильные цели, решать задачи и нести ответственность за результаты – это и есть суть программы «Перспектива» для начальной школы. Отзывы педагогов свидетельствуют о том, что внедрить комплекс в учебный процесс не так сложно, как может показаться на первый взгляд
Важно научить ребенка заниматься и открывать новые знания самостоятельно, а не предоставлять ему готовую информацию. Базисными для этой деятельностной методики школьной программы являются несколько направлений
Уделим каждому из них несколько слов.
Проверка знаний
Детальная разработка учебных материалов позволяет родителям проверить уровень подготовки ребенка и обсудить с ним интересующие его вопросы. Школьник может аргументировать свои ответы, научиться высказывать собственное мнение. Такая работа — добровольна, но она позволяет организовывать внеурочные занятия.
Для контроля знаний авторы программы разработали листы с тренинговыми и проверочными заданиями. Их названия отличаются в разных дисциплинах, но цели у всех одинаковые:
- сформировать у ребенка навыки самоконтроля;
- возможность проведения индивидуальной работы с каждым учеником;
- диагностика знаний и заполнение пробелов;
- организация самостоятельной работы.
Многие родители хотят помочь ребенку подробнее изучить материал и разобраться в трудных заданиях. Разработанные страницы позволяют им расширить кругозор ученика, углубить его знания, сформировать навыки их применения в жизненных ситуациях.
В проектной деятельности сочетаются теоретическая и практическая части программы. Подобные задания есть на развороте каждого учебника, а дополнительные можно найти на официальном сайте «Программы знаний» в режиме онлайн. Электронный образец необходим для занятий с родителями, бумажные пособия используются чаще всего в школе и при выполнении домашней работы.
Школьники с помощью проектов научатся обращаться с новой информацией, вести себя правильно в разных социальных группах. Родители могут помочь детям определиться с интересами, увлечениями, выявить тягу к определенной дисциплине.
Что пишут авторы?
Как любой другой учебный комплект «Планета знаний» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и состоит из предметных линий по основным направлениям, а также английскому языку и основам религии и этики.
Основное ключевое слово у авторов проекта – единство:
- в используемых учебных схемах;
- в структуре учебников;
- в формах обучения;
- в типовых заданиях;
- в организации учебной и внеурочной деятельности.
Ещё нашла у первоисточников среди основных характеристик образовательной программы ключевое слово «сам». «Планета знаний» должна помогать, а ученики должны уметь:
- саморазвиваться;
- саморегулироваться;
- самосовершенствоваться;
- самоорганизовываться.
Образовательная программа предлагает сделать выбор, изучать ли предмет в границах базового знания или расширить свой кругозор. Для этого учебные пособия содержат так называемую инвариантную часть – обязательный минимум, а также вариативную часть – для более любознательных и сильных, желающих увеличить объём своих знаний.
Учителя, которые выбрали «Планету знаний», считают, что она даёт возможность развивать творческие способности и мышление. Высокие оценки педагогов авторский коллектив получил за художественный вкус при создании учебного комплекта: материал содержит цветные рисунки, делая учебники яркими, как произведение искусства.
Ну, на мой первый взгляд, очень даже неплохо. Развитие самостоятельности, творческой составляющей и красочное преподнесение материала – на достойном уровне. Как вам?
Что думают родители?
Пусть даже не обладая педагогическими познаниями и будучи далеки от разработки эффективных для обучения образовательных программ, на уровне обычного пользователя мы с вами тоже можем и должны выразить своё мнение. Ведь никому иному, как нам, приходится с детьми разбирать домашние задания и помогать готовиться к школьным урокам. В таких условиях изначально самому взрослому должно быть просто и понятно, что и как объяснить сомневающемуся ребёнку.
Итак, стала шерстить по отзывам родителей и вдруг поняла, что слово «сам», выбранное в качестве цели разработки программы авторами, играет существенную роль, причём далеко не для всех приемлемую.
В отличие от классической «Школы России», в рамках которой возможно обучение даже ничего не умеющих на момент прихода в школу детей, первоклассники для занятий по рассматриваемой программе должны уже уметь считать и писать как минимум. Если в классике приобретение базовых знаний построено на планомерном изучении и многократном повторении темы в учебном заведении, то основной объём работы в «Планете знаний» ложится на домашнюю работу и, соответственно, на плечи родителей. Готовы ли вы к этому?
Столкнувшиеся с образованием по «планетной» программе родители предъявляют следующие претензии к разработчикам:
- в учебных материалах масса ляпов и опечаток, орфографических, морфологических и грамматических ошибок;
- в учебниках, прописях и рабочих тетрадях нет пояснений и правил, если не помнишь со времён школы, приходится их искать дополнительно;
- некорректные и непонятные задания в математике;
- много неверной информации в учебнике «Окружающий мир», цифры и события не соответствуют действительности;
- в литературе отдаётся приоритет иностранным произведениям, русские сказки и рассказы даются в сокращённом варианте;
- большая нагрузка при ускоренном темпе изучения материала, скачки по темам.
Ну, вот как по мне, я готова к нагрузке и могла бы пересмотреть свои личные вечерние дела для оказания помощи своим детям на первоначальном этапе. В принципе, ни для кого не секрет, что процесс обучения малышей в начальной школе по любой программе требует от родителей трудозатрат.
Но делать я это готова, чтобы получить результат, и совершенно не согласна в ущерб своему времени, а иногда и кошельку, искать и исправлять ошибки педагогов. Это попахивает отнюдь не развитием самостоятельности, а введением в заблуждение и неграмотным обучением. Хотелось бы, чтобы авторский коллектив «Планеты знаний» в самое ближайшее время плодотворно поработал над этим.
Комплекс по математике
С целью развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста были внесены изменения в УМК по математике. Существенно модернизировали тематику задач, ввели геометрический материал. Кроме того, появились задачи, которые позволяют развивать логическое мышление и творческую фантазию детей.
Существенное значение уделяется анализу, сравнению, сопоставлению и противопоставлению понятий, поиску отличий и сходств в анализируемых фактах. В комплект включены учебные пособия и книги нового поколения, которые в полной мере отвечают требованиям стандартов второго поколения.
Выпусков УМК «Школа России» занимается издательство «Просвещение». В составе данного комплекта книги Горецкого, Плешакова, Моро и других авторов:
- азбука;
- русский язык;
- литературное чтение;
- английский язык;
- немецкий язык;
- математика;
- окружающий мир;
- информатика;
- основы духовно-нравственных культур народов России;
- музыка;
- изобразительное искусство;
- физическая культура;
- технология.
Преимущества программы
Методические пособия комплекса «Перспектива», как признаются педагоги, стали для них настоящими помощниками. В каждом курсе подробно расписаны планы классных занятий. По отзывам родителей, программа «Перспектива» для начальной школы в 2016 и 2017 годах порадовала увеличением учебных материалов: теперь к каждому курсу, помимо учебников, прилагаются хрестоматия, тетради для самостоятельных, контрольных и проверочных работ. Удобно и то, что годовой процесс изучения любого предмета условно разделен на две части – теоретическую и практическую.
Какие же цели преследовали авторы, создавая программу для начальной школы «Перспектива»? По отзывам педагогов, вероятной целью стало внесение в проект всего, что поможет ребенку в дальнейшей жизни. Ведь начиная со скамьи младших классов, школьники должны учиться анализировать свои действия, осмысливать их правильность и делать соответствующие выводы. Большинство существующих учебных программ направлено на развитие личности. Не стали отходить от главной концепции и создатели «Перспективы». В понимании создателей этого проекта учащиеся должны развиваться творчески, выполняя регулярно соответствующие задания и участвуя в различных тематических конкурсах.
И все же, если и есть какие существенные отличия этого образовательного комплекса от остальных, то заключаются они в непринципиальных нюансах. Первостепенной задачей педагогов, работающих по данной программе, является не столько ведение учебного процесса, сколько умение направить и мотивировать ребенка на углубленное изучение каждого предмета самостоятельно.
Важно, чтобы с первого класса дети понимали, какие из человеческих ценностей превыше всего. В это понятие закладывается воспитание чувства патриотизма – каждому школьнику с ранних лет должно прививаться трудолюбие, уважение прав и свобод других людей, проявление любви и заботы к окружающим, природе, семье, государству
Не менее значимую роль играет объединение учебного и культурного процесса. Причем важно, чтобы ребенок знал не только о своих национальных традициях, обычаях, но и оставался толерантен к представителям других культур. Таким образом, напрашивается несложный вывод: программа «Перспектива» учит детей жить в социуме и не отставать от современного мира, но при этом быть справедливым, уметь защитить и отстоять свою позицию.
Чья идея?
Руководитель авторского коллектива проекта «Планета знаний» — Ирина Петрова, прошедшая путь от пионервожатой до учителя начальных классов и руководителя отдела начального образования в Министерстве РФ, объединила под своей инициативой заслуженных и имеющих учёную степень педагогов. Они постарались сплотить свои авторские достижения и опыт педагогической деятельности в одной концепции.
- Материалы по русскому языку для 1 класса было поручено создать заслуженным учителям Т.Андриановой и В.Илюхиной, для 2-4 классов – кандидату наук Л.Желтовской.
- Литература для 1-4 классов разработана кандидатом педагогнаук Э.Кац.
- Автором «Окружающего мира» для 3-4 классов стала кандидат исторических наук Е.Саплина.
- Математика для учеников 1-4 классов была подготовлена при участии академика М.Башмакова.
- Творческие комплекты написаны докторами наук: музыка – Т.Баклановой, ИЗО – Н.Сокольниковой.
- Учебник для изучения английского во 2-4 классах разработали имеющие большой стаж в педагогике Е.Насоновская, Н.Горячева, С.Ларькина.
Что думают родители?
Пусть даже не обладая педагогическими познаниями и будучи далеки от разработки эффективных для обучения образовательных программ, на уровне обычного пользователя мы с вами тоже можем и должны выразить своё мнение. Ведь никому иному, как нам, приходится с детьми разбирать домашние задания и помогать готовиться к школьным урокам. В таких условиях изначально самому взрослому должно быть просто и понятно, что и как объяснить сомневающемуся ребёнку.
Итак, стала шерстить по отзывам родителей и вдруг поняла, что слово «сам», выбранное в качестве цели разработки программы авторами, играет существенную роль, причём далеко не для всех приемлемую.
В отличие от классической «Школы России», в рамках которой возможно обучение даже ничего не умеющих на момент прихода в школу детей, первоклассники для занятий по рассматриваемой программе должны уже уметь считать и писать как минимум. Если в классике приобретение базовых знаний построено на планомерном изучении и многократном повторении темы в учебном заведении, то основной объём работы в «Планете знаний» ложится на домашнюю работу и, соответственно, на плечи родителей. Готовы ли вы к этому?
Столкнувшиеся с образованием по «планетной» программе родители предъявляют следующие претензии к разработчикам:
- в учебных материалах масса ляпов и опечаток, орфографических, морфологических и грамматических ошибок;
- в учебниках, прописях и рабочих тетрадях нет пояснений и правил, если не помнишь со времён школы, приходится их искать дополнительно;
- некорректные и непонятные задания в математике;
- много неверной информации в учебнике «Окружающий мир», цифры и события не соответствуют действительности;
- в литературе отдаётся приоритет иностранным произведениям, русские сказки и рассказы даются в сокращённом варианте;
- большая нагрузка при ускоренном темпе изучения материала, скачки по темам.
Ну, вот как по мне, я готова к нагрузке и могла бы пересмотреть свои личные вечерние дела для оказания помощи своим детям на первоначальном этапе. В принципе, ни для кого не секрет, что процесс обучения малышей в начальной школе по любой программе требует от родителей трудозатрат.
Но делать я это готова, чтобы получить результат, и совершенно не согласна в ущерб своему времени, а иногда и кошельку, искать и исправлять ошибки педагогов. Это попахивает отнюдь не развитием самостоятельности, а введением в заблуждение и неграмотным обучением. Хотелось бы, чтобы авторский коллектив «Планеты знаний» в самое ближайшее время плодотворно поработал над этим.
Суть образовательной программы «Гармония»
Программа «Гармония», которая была утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 году, создана Натальей Борисовной Истоминой и представляет собой учебно-методический комплект, составленный в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями ФГОС. В УМК входят двенадцать учебников разных авторов:
- Букварь;
- Русский язык;
- Математика;
- Французский язык;
- Литературное чтение;
- Технология;
- Окружающий мир;
- Информатика и ИКТ;
- Музыка;
- Изобразительное искусство;
- Основы духовно-нравственной культуры народов России;
- Физическая культура.
Кроме того, по всем предметам представлены: программа, учебные тетради, методические пособия, электронные ресурсы, пособия для оценки результативности полученных знаний.
С помощью такого учебно-методического комплекта авторы «Гармонии» помогают решать следующие задачи:
- научить школьников целенаправленно использовать для достижения цели основные приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- сделать приоритетной самостоятельную работу на уроках и дома;
- развить в детях умение использовать индукцию и дедукцию в рассуждениях и при выборе правильного подхода, общие интеллектуальные и специфические знания;
- помочь младшим школьникам научиться при решении задач учитывать собственный опыт;
- подвести учеников к параллельному применению нескольких моделей образовательного процесса с помощью слов, предметов, схем, графиков, символов;
- создать для каждого ребёнка максимально комфортные условия, позволяющие усваивать знания, предусмотренные программой;
- воспитать в детях духовно-нравственные ценности, сформировать эстетический вкус и гуманистические идеи;
- укрепить физическое здоровье учащихся.
Портфолио используется для оценки успехов ученика
В качестве оценочного механизма используется портфолио школьника. В него включаются работы ребёнка, сделанные в ходе учебного процесса и в дополнительное время (на факультативных занятиях, во время самостоятельного творчества), стартовые, промежуточные и итоговые диагностические результаты, итоги систематического наблюдения за учеником (оценочные таблицы, листы наблюдений за освоением материала, аналитические данные школьного психолога и других специалистов), а также сведения, характеризующие внеурочную или досуговую деятельность обучающегося. Этот вид оценки — динамический, постоянно корректируемый и дающий представление о развитии личности, стремлении к новым свершениям и качеству полученных знаний.
Новинки государственной итоговой аттестации
Изменения в образовании, которые затронут нынешних выпускников, касаются процедуры и структуры ЕГЭ.
Так, продолжительность устной части экзамена по иностранному языку увеличена — для английского, французского, немецкого и испанского до 17 минут, для китайского — до 14 минут. Обществознание и историю, напротив, сократили — на 55 минут. Всё это связано с обновлениями в заданиях, которые коснулись практически каждого предмета.
На ЕГЭ по литературе теперь можно пользоваться словарём. Что ещё разрешено использовать на экзаменах и какие правила нужно соблюдать — рассказываем в отдельной статье.
Если в прошлом году выпускники, которые не собирались поступать в вузы, вместо ЕГЭ могли выбрать ГВЭ, то в 2022 году такой поблажки не предусмотрено — единый госэкзамен сдают все. Исключение сделано только для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для получения аттестата о среднем общем образовании снова нужна базовая математика. Профильная тоже подойдёт, просто в прошлом году аттестат выдавали только на основе русского. Как ЕГЭ влияет на школьный аттестат, рассказали в статье «Школьный аттестат: зачем он нужен и как его получить».
Девятиклассники будут сдавать четыре экзамена — обязательные русский язык и математику и два предмета на выбор. В предыдущем году испытания ограничивались двумя основными дисциплинами, а в позапрошлом ОГЭ не сдавали вовсе.
Подготовиться к ЕГЭ с учётом изменений в образовании поможет онлайн-школа Вебиум. Мы следим за всеми новинками, сами периодически сдаём единый экзамен и в нескучном формате разбираем каждое задание ЕГЭ.
Заключение
Как известно, родители имеют право самостоятельно выбирать образовательное учреждение для своего ребенка. Хотите ли вы, чтобы ваши дети учились в начальной школе по образовательной программе «Перспектива»? Отзывы об этом проекте для большинства родителей часто служат значимым аргументом, несмотря на неоднозначность мнений. Весь учебно-методический комплекс представляет собой огромную систему подпрограмм, взаимозависящих друг от друга. Вместе с тем, каждый из предметов – отдельное направление, незаменимое звено в образовательной деятельности учеников. Программа не имеет кардинальных отличий от традиционных проектов, соответствующих ФГОС. «Перспектива» с первого класса помогает школьнику стать самостоятельнее, однако это не говорит о том, что ребенку не потребуется помощь родителей на протяжении всего периода обучения.
Заключение
Для повышения эффективности новой обучающей системы ее разработчики подбирали материал в соответствии с особенностями познавательных интересов учеников начальных классов. Именно поэтому в книгах так много занимательных и игровых упражнений, представлены разные коммуникативно-речевые ситуации.
Инновационные учебно-методические комплексы, разработанные для начальной школы, в полной мере способствуют выполнению педагогами задач, поставленных перед ними обществом.
Российские учителя, вооружившись современными техническими средствами, наглядными пособиями, комплектами учебников, сборниками заданий и упражнений, осуществляют планомерную работу по формированию гармонически развитой личности, у которой не появится проблем с социализацией.
Специальные учебно-методические комплексы в рамках федеральных стандартов нового поколения разработаны для каждой учебной дисциплины, изучаемой на средней и старшей ступени обучения. Их разработчики учли не только возрастные особенности школьников, но и новые достижения науки.
Как выбрать школьную программу и что ожидать от школы — тема весьма актуальная, особенно перед первым сентября.
Разберемся с программами, по которым работают школы Екатеринбурга, выявим нюансы, чтобы лучше понимать к чему готовиться.
Все учебные программы начальной школы работают по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и одобрены Министерством образования РФ.
Тем не менее, программы очень отличаются между собой: и подачей материала, и организацией учебного процесса.
Подводим итоги
Итак,
- Если вы настроены опережать изучение материала, взяв на себя груз учебной работы на самостоятельное домашнее выполнение, способны понять сами и объяснить своему ребёнку не всегда сразу уяснимые задания, для вас не имеют значения некоторые погрешности в текстах учебников, а более важен творческий подход и красочная подача информации, тогда «Планета знаний» — подходящий вариант для выбора в качестве образовательной программы в начальных классах.
- Если вы всё-таки не обладаете достаточным количеством свободного времени, которое придётся уделить помощи школьнику в процессе обучения, ваш глаз напрягают текстовые ошибки, и вы не готовы каждый раз искать дополнительный материал для решения уроков, стоит выбрать иное направление.
Взвесьте все «за» и «против», может «не так страшен чёрт, как его малюют»?
Всенепременно жду комментариев всех: кто с программой «на ты», и кто хотел бы остаться «на Вы». До новых встреч!
Всего вам доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович.