Проектная деятельность в детском саду в средней группе

Виды познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте

Ребенок дошкольного возраста постигает окружающий мир только теми способами, которые доступны ему в силу ограниченного опыта. Он может задавать вопросы о новом и непонятном, может рассуждать и даже выдавать неожиданные гипотезы. Может опытным путем проверять, что произойдет, если…

Все перечисленные способы детской активности выполняют поисково-исследовательскую функцию. Благодаря ним дошкольник открывает для себя много нового, постепенно расширяет кругозор и формирует свою картину мира.

Постановка вопросов

Детские размышления, как правило, начинаются с вопроса. Спросить взрослого о том, что заинтересовало или удивило, — простейший и доступный вид познавательно-исследовательской деятельности для дошкольника.

В дошкольном возрасте практически все вопросы детей носят познавательный характер и нацелены на то, чтобы понять сущность явлений, процессов, закономерностей. Ребенок может интересоваться, почему у кота мягкая шерсть, а у ежа острые колючки, почему велосипед не падает в движении, как в лампочку «попадает» свет и т.п.

Эвристические вопросы (ведущие к открытиям) у детей возникают по той причине, что они сталкиваются с некой проблемой, интеллектуальной сложностью или практической задачей. Например, услышав гром, дошкольник сыплет вопросами, пытаясь понять, как и отчего образуется грохот, где находится источник столь мощных звуков.

Задавая вопросы, ребенок проявляет большую настойчивость в поиске ответа, требует от взрослых подробных и аргументированных пояснений.

Рассуждения

Многих дошкольников ответы на волнующие вопросы подталкивают к дальнейшим рассуждениям. Новое знание должно занять свое место в детском восприятии мира, а для этого не хватает понимания, как оно связано со всем тем, что уже знает ребенок.

Любознательный дошкольник начинает размышлять с опорой на уже известные ему факты и образы. «Птицы летят на юг, а как они найдут дорогу обратно? В небе же нет таких дорог, как на земле», — озадачивается ребенок. Далее выстраивает цепочку умозаключений и делает выводы, что птичий вожак ориентируется на какие-то сигналы.

Экспериментирование

Детское экспериментирование – это вид познавательно-исследовательской деятельности, который позволяет обнаруживать неявные свойства, преобразовывать объекты, испытывать предметы в новом качестве. Особенно привлекает детей, что они могут делать пробы, проверять свои гипотезы, сколько угодно ошибаться и повторять опыты.

Наблюдая за экспериментом, ребенок высказывает свои догадки. Чем смелее и активнее он озвучивает разные предположения, тем быстрее добирается до верного вывода.

В чем, собственно, заключается работа над проектом?

Этапы работы над детским проектом в садике сводятся к подготовке со стороны воспитателя и реализации совместными усилиями взрослых и детей:

Определение целей и задач проекта – это работа воспитателя, который должен выбрать тему проекта так, чтобы с его помощью решить какую-то проблему. Например, дать малышам более глубокие знания о природном явлении (дождь, ветер) или закрепить названия дней недели, времен года, цветов и т.п.

Определив цель, воспитатель озвучивает ее перед детьми. Все вместе выбираем конечный продукт проекта – плакат, альбом, праздник, спектакль. Вид продукта зависит от вида проекта и целей, конечно. На этом этапе перед детьми стоят такие задачи: понять и войти в проблему, войти в игровую ситуацию (поскольку главный вид обучения в садике – игра).

Главное, что должен добиться воспитатель – пробудить активность у детей и нацелить их на поиск путей решения задачи. Например, мы хотим изучить больше названий цветочков. На первом этапе работы над проектом дети должны с помощью воспитателя включиться в реализацию проекта и представить конечный продукт, это может быть панно, букет бумажных цветов, аппликация, рисунок.

Работа над реализацией проекта: нужно совместными усилиями составить план работы, то есть мотивировать детей самостоятельно определить, как можно осуществить задуманное. К кому обратиться за помощью (к родителям, конечно), какие материалы использовать, где искать ответы на вопросы?

Ребята разбиваются на группы и распределяют задания между собой, с помощью воспитателя, естественно.

Реализуемые задачи на этом этапе – создать благоприятную обстановку для творческих поисков, приобщать детей к совместной деятельности, подталкивать к самостоятельному мышлению. В процессе планирования дети тренируют логическое мышление, вырабатывают смекалку.

  • Собственно, работа над практической реализацией задач проекта: в зависимости от цели, согласно плану шаг за шагом выполняем задания по проекту и оформляем конечный продукт, например, выставку. Проводим презентацию перед родителями или условными экспертами.
  • Подводим итоги: что получилось, не получилось. Это для воспитателя. Он для себя отмечает результативность проекта, намечает темы для дальнейших проектов.

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации

Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.

Примеры проектов

Исследовательская работа «Экологические проблемы родного города»

Проблема загрязнения окружающей среды – это одна из основных угроз для всех людей, живущих на планете. И наш город – не исключение. В данной работе ученик исследует экологические проблемы родного города и пути их решения.

Проект по направлению история «Дорога жизни»

Проектная работа посвящена юбилею снятия блокады Ленинграда. Цель работы: изучение одной из страниц истории Великой Отечественной войны – блокады Ленинграда.

Исследовательская работа «Удивительное рядом»

Я уже знаю, что гусеница потом превращается в куколку, но как это происходит, я никогда не видела? Сможет ли гусеница окуклиться у меня дома. Цель работы: стать свидетелем превращения гусеницы в куколку.

Исследовательская работа «Невидимки»

Маше 6 лет, и она не верила, что на наших руках остаются бактерии, пока сама это не проверила. Ее целью стало узнать, действительно ли существует на наших руках невидимая глазу грязь (микробы, бактерии)?

Мороженое в домашних условиях

Данный краткосрочный проект “Мороженое в домашних условиях” для старшей группы детского сада посвящен изучению истории мороженного. рассмотрению рецептов приготовления мороженного в домашних условиях и практической деятельности воспитанников.

Проект “Чудеса из мыла”

Детский проект в ДОУ на тему «Чудеса из мыла» создан воспитанницей старшей группы детского сада под руководством мамы с целью, изучить историю мыловарения и попробовать самостоятельно изготовить мыло в домашних условиях.

Круговорот воды в природе

В исследовательской работе в старшей группе детского сада “Круговорот воды в природе” содержатся исследования дошкольника об испарении воды, рассматриваются основные принципы круговорота воды в природе на простых примерах.

Проект в средней группе ДОУ “Волшебница – вода”

В исследовательской работе в средней группе “Волшебница – вода” содержатся педагогические разработки по проведению краткосрочного проекта в средней группе детского сада, направленного на знакомство воспитанников с водой и ее свойствами.

Краткосрочный проект в средней группе: “Маленькие исследователи”

В исследовательской работе в средней группе “Маленькие исследователи” содержатся педагогические разработки по проведению краткосрочного проекта в средней группе детского сада, направленного на знакомство воспитанников с вулканами.

Почему извергаются вулканы?

Предложенный краткосрочный проект в ДОУ в средней группе на тему “Почему извергаются вулканы?” направлен на изучение воспитанниками природных особенностей вулкана, его строения и причин извержения.

Проект в ДОУ “Числа в сказках”

Предложенный краткосрочный проект в ДОУ в средней группе на тему “Числа в сказках” направлен на изучение воспитанниками значения чисел в сказках и определение смысла употребления разных чисел в контексте сказки.

Что могут добрые слова?

Данный проект в ДОУ на тему «Что могут добрые слова?» разработан воспитателем детского сада с целью ознакомления воспитанников старшей группы дошкольного образовательного учреждения с теорией влияния слов на живые организмы.

Исследовательская работа «Что же такое иммунитет?»

В течение своей жизни мне ни один раз приходилось слышать фразы: «Вадик гулять не пойдет, он опять заболел, иммунитета совсем нет»; «Нужно правильно питаться, кушать натуральные продукты. Иначе не будет сил и иммунитета». Меня заинтересовало: Что же такое иммунитет и почему о нем так часто говорят?

Формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, у малыша раскрываются разные стороны своей личности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности. Уже с 2-х лет малыш стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.

Формирование познавательного развития детей в дошкольном возрасте по ДОУ

Согласно государственному стандарту, специально составленная педагогами программа должна обеспечивать развитие личности будущих школьников с учетом их общих интересов. Переход к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка. То есть игры сменяются учебными занятиями. Этот период связан с развитием психических функций

У ребенка меняется мышление, формируется восприятие, внимание, память

Формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ направлено на развитие любознательности, активности, выявление таланта. Эта структура формирует первичные представления об объектах окружающего мира. Малышу дается возможность определить или анализировать особенности предметов (форма, цвет, размер, материал, ритм, темп, количество, число, движение).

Актуальность, цели и задачи

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей.

Цели и задачи познавательной деятельности:

  • любознательность;
  • формирование сознания;
  • самоанализ по развитию речи;
  • определение первичных представлений об окружающем мире.

Обратите внимание! Основная задача педагога — это создать мотивацию к поиску информации, к жажде знаний. Правильная подача материала обеспечит успешность ребенка на следующей стадии образования

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • обогатить условия, которые будут способствовать развитию познавательной активности при воспитании малышей дошкольного возраста;
  • искать, разрабатывать, а затем внедрять новые методы, обеспечивающие эффективное формирование познавательной активности;
  • повысить компетентность родителей по вопросам, касающимся развития познавательной активности малыша.

К примеру, можно рассмотреть вариант с деревом. Посадив «семя», что нужно сделать, чтобы добиться максимальных результатов? Естественно, правильно ухаживать за ними. Как нужно за ними правильно смотреть? Это делается очень просто. Необходимо создать благоприятные условия (солнечное место, полив из лейки).

Проекты в дошкольном образовательном учреждении

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

Первый этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Специфика проектной работы педагогического коллектива детского сада

Проектная деятельность – это инновационный метод работы с детьми, показавший свою высокую эффективность в современных условиях. Воспитанники получают возможность поиска новых знаний, их классификации и концентрации, творческого свободного развития, формирования необходимого жизненного опыта с учетом возрастной группы учащихся. Дошкольники намного лучше усваивают полученный материал, поэтому у них формируются устойчивые знания и навыки

При этом педагог становится наиболее близок к своим воспитанникам, а это крайне важно для формирования прочных доверительных отношений

История совместной работы детей и педагогов – не новшество, хотя в современной педагогика рассматривается как инновационная теория. Она начала применяться еще в начале ХХ века при распространении прагматической педагогики Дьюи

Но наиболее важной и востребованной она стала в наши дни

Использование проектной деятельности в ДОУ по ФГОС позволяет детям получать следующие возможности:

  • Активное развитие самостоятельности, свободного критического мышления, инициативы при участии в различных проектах.
  • Внедрение полученных теоретических знаний в свою обычную жизнь.
  • Установка границ между знанием и незнанием.
  • Опыт совместной работы со своими сверстниками и взрослыми людьми.

Проектная деятельность приносит значительную пользу и самому воспитателю, поскольку дает возможность успешного раскрытия потенциала воспитанников, качественную подготовку детей к самостоятельной учебе в школе, совершенствование собственных профессиональных навыков и возможностей.

Для того, чтобы помочь персоналу справиться с этой важной задачей, проводятся консультации для воспитателей ДОУ по проектной деятельности. Они позволяют не только разобраться в принципах подобной работы, но и получить ценную методическую информацию по ее практическому применению

Об эффективности используемых методик говорит проектная деятельность старшего воспитателя.

Имеющийся успешный опыт работы воспитателя ДОУ по проектной деятельности должен распространяться и применяться специалистами как самого дошкольного учреждения, так и других детских садов. 

Для успешного осуществления проектной деятельности в ДОУ работа проводится в средних и старших группах. Это связано со спецификой психики детей

Устойчивое внимание, достаточная зрелось для проведения простейшего анализа, познавательные способности и определенная наблюдательность формируются у детей приблизительно к 4 – 5 годам. Поэтому темы проектной деятельности для воспитателей обязательно должны учитывать возрастные особенности воспитанников

Основными чертами проектной деятельности в ДОУ являются следующие:

Проблема, которую предлагается решить, должна базироваться на ситуации, имеющей важное значение для детей. Она должна быть связанной с ситуацией, которая уже была или может стать причиной трудностей в будущем

При этом нужно понимать, что дети охотнее решают задачи, выдвигаемые ими самими, чем те, которые предлагаются им взрослыми.
Для проекта нужно выбирать тематики, предусматривающие отсутствие слишком простого или очевидного решения. Если ответ будет находиться «перед глазами» воспитанников, никакого полезного результата проект не даст.
По результату осуществления проектной деятельности должен получиться продукт, который можно представить в виде слов, схем или символов. На решение задачи должно отводиться фиксированное время, что позволяет выработать у воспитанников навыков следований плану и быстрого реагирования на задачи.

Во внедрении новых методик большое значение имеет самообразование воспитателя по проектной деятельности. Он должен четко и твердо усвоить отличие этого типа работы от методики. Строгая последовательность действий противопоставляется свободной интерпретации в рамках определенной образовательной направленности. Эффективность применяемого способа подтверждает отчет воспитателя по проектной деятельности в средней или старшей группе.

Реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, в ходе которых ребенок получает бесценный научный опыт, который наверняка пригодится ему и в дальнейшей жизни

Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

Что же касается побудительных мотивов исследовательской деятельности, то в таком амплуа должны выступать обсуждения проблемной темы. Это не только помогает ребенку обнаруживать новые стороны и нюансы интересующей его темы, но и позволяет вовлечь в обсуждение весь коллектив. Это в любом случае очень полезно, так как «совместный разум» может помочь в решении действительно сложных задач.

Паспорт педагогического проекта методическая разработка (старшая группа)

Паспорт педагогического проекта

Гуженок Екатерина Алексеевна

42-дошк. группа

Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми для уточнение представлений детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни человека.

2. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.

4. Подбор дидактических игр.

Основной этап:

Наименование проекта Проект на тему: «Витамины-наши друзья» в старшей группе.
Актуальность проекта Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма. Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей.
Адресация проекта Родителям педагогам.
Участники проекта Педагоги, дети и родители старшей группы МАДОУ «Детский сад № 3 «Золотая рыбка» г. Светлый.
Цель проекта Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта Задачи для детей:

Образовательная: систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах; познакомить детей с витаминами А, В, С,D; раскрыть их значение для человека. Развивающая: развивать познавательные и творческие способности детей, речь. Воспитательная: воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.

Задачи для родителей:

2. Способствовать выработке активной позиции родителей в желании употреблять в пищу полезные продукты.

Задачи для педагогов:

1.Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы;

2.Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия;

3.Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Сроки реализации Краткосрочный (1 месяц)
Вид проекта Познавательный, творческий.
Продукт проекта 1.Презентация проекта «Витамины-наши друзья»

2.Оформление папки–передвижки «Витаминная азбука»

Проблема Недостаточные знания детей о витаминах.
Проблемный вопрос Почему витамины называют «Наши-друзья»?
Практическая значимость проекта Выполнение поделки вместе с родителями;

Сценарий проведения проекта.

Ресурсы Методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр.

Человеческие: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель

Информационные: компьютер, ноутбук

Особенности проекта Дети узнают о витаминах.
Итоги проекта Сценка «Спор овощей»
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагогов
с/р/и: «Магазин»

Лепка «Витаминов»-овощи, фрукты

Рисование «Витамины»

Игра «Узнай по вкусу»

Театрализованная сценка «Спор овощей»

Сочинение сказок вместе с детьми

Поделки из овощей и фруктов

Экскурсия на кухню

Выращивание витаминов на окне

Заключительный этап

После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны. Мы задумались над тем, какие факторы влияют на здоровье семьи? В результате все пришли к выводу о том, что главными факторами, влияющими на здоровье семьи, является:

— душевное благополучие, благоприятный психологический климат в семье;

— физическое здоровье;

— правильное и здоровое питание.

Занятие по познавательному развитию в детском саду в условиях реализации ФГОС

ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей. Таким образом происходит реализация определенных видов деятельности. Федеральный государственный стандарт развивает интеллектуальные качества будущих школьников. Поэтому есть основное условие для реализации данного направления:

  • определение познавательных задач;
  • применение экспериментирования в работе с детьми;
  • осуществление целей.

Занятие в условиях реализации ФГОС

Пример составления конспекта НОД с элементами познавательной деятельности

Большой интерес у детей вызывают такие формы организации, как занятия-путешествия: «Путешествие в страну электроприборов», «Путешествие в гости к….», «Путешествие по реке времени»

Каждый дошкольник во время путешествия проходит испытания, преодолевает препятствия, выполняет задания на внимание, память, мышление. Игровая форма будет помогать детям в определении прошлого, настоящего и будущего

Выбор тем для путешествий в прошлое предметов зависит от возраста и возможности показать тот или иной образец. Педагогика использует методические пособия Дыбина О. В. «Что было до… Игры путешествия», Дыбина О. В, Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы: игры — занятия для дошкольников».

Обратите внимание! Повышать познавательный интерес помогают досуги, например, занимательный досуг «Чья потеря, моя находка», веселый досуг «Новая тайна известных предметов», забавный досуг ” Мы — фокусники«, а также другие интересные игры — соревнования, КВНы

Типы и виды проектов по ФГОС ДО

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

  1. По доминирующему принципу.
  2. По характеру содержания и информативности.
  3. По роли ребенка в проекте.
  4. По особенностям проводимых контактов.
  5. По количеству участвующих в проекте людей.
  6. По сроку действия.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Ролевые с элементами игры.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Творческие.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Большое значение имеют следующие виды проектов:

  • исследовательские;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • межгрупповые;
  • комплексные;
  • творческие.

Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Задачи

Проектная деятельность в детском саду – это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовности к инновационным методам работы, желания расти и развиваться в профессионально-личностном плане. Хороший воспитатель, разрабатывая проект, будет определять задачи обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка.

Задачи обучения младших дошкольников:

  • пробудить интерес к будущему проекту;
  • приобщать ребят к процессу познания нового;
  • формировать различные представления;
  • побуждать детей к совместной исследовательской деятельности.

Развитие психических процессов:

  • создание эмоциональной заинтересованности;
  • познание новых предметов и действий с ними;
  • развитие воображения и мышления;
  • развитие речи.

Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

  • осмысление цели;
  • овладение разными способами ее достижения;
  • способность предполагать результат.

В процессе работы над проектами дети младшего дошкольного возраста осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (игровой проект «Доктор Айболит»), развивают коммуникативные навыки (вернисаж «Мама, папа, я», генеалогический проект «Древо жизни»), обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем (творческие проекты «Мой друг», «Мир насекомых»), развивают ценностно-эмоциональное отношение к произведениям искусства и художественным образам (проект «Мир живописи»)

Задачи обучения старших дошкольников:

  • развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;
  • поощрять эксперименты и моделирование;
  • формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;
  • учить прогнозировать.

Формирование азов учебной деятельности:

  • стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;
  • развивать навыки коммуникативного взаимодействия.

Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

  • умение найти проблему;
  • самостоятельно осуществить поиск решения;
  • выбрать лучший способ решения и продуктивно его осуществить;
  • уметь анализировать результаты.

В процессе работы над проектами дети старшего дошкольного возраста учатся самопознанию и умению верно оценить свою работу, учатся разным способам общения, развивают свою речь (индивидуальный проект «Моя любимая семья», проект «Сказки о дружбе»).

Ребята учатся систематизировать накопленные знания, экспериментировать на практике и в уме, планировать свою деятельность поэтапно, логически мыслить (клуб книголюбов «Страна знаний», групповые проекты «Сказочный лес», «Занимательная математика», комплексный проект «Наши герои»).

Дети приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку (ролевой игровой проект «Мир сказки», комплексный проект «Неделя книжки»).

Познавательно-исследовательская деятельность как естественная потребность ребенка

Замечали, как ваш ребенок с интересом рассматривает щепку, плывущую в дождевом ручейке или, как искренне удивляется морозным узорам на зимних окнах? А многочисленные вопросы в процессе наблюдения за птицами или убегающим на плиту молоком: «Почему?», «Откуда?», «Зачем?», «Как?». Такое поведение ребенка естественно и только подтверждает то, что он, в силу своего возраста, исследователь. Генетически предопределенная поисковая активность создает условия для того, чтобы психическое развитие малыша изначально шло по пути саморазвития.

Следует отметить, что дети находятся в особых условиях: ежедневно на них льются потоки информации, а знаниями они обладают крайне ограниченными.

Для развития ребенка важно не количество переданных ему знаний, а то, каким образом он их присваивает. Поэтому так важен исследовательский характер размышлений и действий

Дошкольник наблюдает, рассуждает, и у него зарождаются собственные открытия. Именно такой опыт прочно усваивается ребенком, и впоследствии он использует его, сталкиваясь со знакомой ситуацией.

Младшие дошкольники проявляют простейшую познавательную активность. Взаимодействуя с предметами, наблюдая за происходящим, задавая вопросы, они усваивают первичную информацию. Это их – и очень ценный — способ познания мира.

С каждым годом интересы детей углубляются. Старшие дошкольники уже не просто интересуются, а пытаются докопаться до истины. Их активность направлена на поиск решения, на проверку опытным путем свойств предметов, на разгадку природных явлений. Собственно, происходит становление познавательно-исследовательской деятельности.

Задача взрослого стимулировать природную поисковую активность ребенка, развивать его исследовательские способности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: