Особенности психомоторного и речевого развития ребенка

Признаки задержки психического развития (ЗПР).

Родители могут заметить следующие признаки задержки психического развития (ЗПР):

Незрелая эмоционально-волевая сфера

Ребенок не пытается совершить над собой усилие или сделать так «как надо» или «как положено», а не так как ему вдруг захотелось. Незрелость эмоциональной сферы так же может проявляться в истерических проявлениях или агрессии, так как ребенок не понимает почему нужно делиться игрушками, спрашивать разрешение, и что означает например фраза: «у меня нет с собой денег, поэтому я не куплю тебе машину».

Игровая деятельность у детей с ЗПР

Игры у детей с задержкой психического развития часто носят примитивный характер, нет сюжетно-ролевого компонента.  Например в 5 лет ребенок с ЗПР механически катает машину взад-вперед, хотя его сверстники уже давно строят гаражи, играют в супергероев, человека-паука или строят космические корабли из конструктора. 
В ряде случаев игры могут быть разрушительными: рвет, ломает и разбрасывает предметы, или с выраженным преобладанием двигательного компонента — он постоянно прыгает и бегает, но не играет с другими детьми и с игрушками.

Речевое развитие у детей с ЗПР:

Задержка психического развития часто сочетается с задержкой развития речи. Ребенок не разговаривает, либо его речь существенно отстает от возрастной нормы

Важно помнить, что речь является основой интеллекта.
Если ребенок не разговаривает — у него не набирается кругозор, в результате темп психического развития еще больше замедляется, что в дальнейшем приводит к серьезным проблемам с обучением.
В некоторых случаях наоборот отмечается избыточная или даже патологическая речевая активность. Ребенок с ЗПР говорит «все подряд», не понимая, что говорить можно, а что нельзя

Речь часто «несвязная», отвечает невпопад и не о том, о чем его спрашивали.

Двигательная активность у детей с ЗПР:

У детей с ЗПР часто отмечается  избыточная или даже патологическая двигательная
активность. Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Постоянно находится в движении, хватает все подряд и порой даже не понимает, что надо спрашивать разрешение. Позже такому ребенку могут установить диагноз СДВГ —
синдром дефицита внимания и гиперактивности, который сильно затрудняет процесс обучения.
Но есть и обратная ситуация когда у ребенка с ЗПР резко снижена двигательная активность и окружающие считают его тихим и «очень стеснительным ребенком»,
но у него снижена не только двигательная, но и познавательная активность и нет присущего всем детям любопытства.
 

Бытовые навыки у детей ЗПР:

У детей с задержкой психического развития часто страдает выработка бытовых навыков. Ребенок не может полностью самостоятельно одеваться. Некоторые дети с ЗПР не умеют самостоятельно есть. У многих не выработаны туалетные навыки: сам не просится в туалет или вовсе не признает горшок.
 

Учебные навыки у детей с ЗПР:

При подготовке к школе у детей с задержками психического развития на первый план выступают неусидчивость, нарушение концентрации внимания, нежелание  даже спокойно сидеть за партой и уж тем более нет желания выполнять задания педагога. Хотя с помощью взрослого (или учителя) они могут выполнять предложенные им задания, но в коллективе эти дети как правило растормаживаются, постоянно отвлекаются и не усваивают школьный материал.

Очень распространенная ситуация: грубая задержка психического или психо-речевого развития не была своевременно выявлена, ребенок не получал адекватного комплексного лечения, не развивался,  а напротив с каждым годом все больше отставал от сверстников ….
В результате перед школой психиатр поменял ему диагноз на умственную отсталость.
Важно восстановить психическое развитие ДО ШКОЛЫ, чтобы в дальнейшем ребенок мог получить образование и выбрать себе достойную профессию.
В противном случае ребенок с ЗПР может попасть в СПЕЦ-ШКОЛУ для детей с задержкой ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ или УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ:Для детей с задержкой психического развития созданы школы 7 вида.
У детей с задержкой психического развития сохранен интеллект, но они эмоционально неустойчивы, быстро истощаются, у них так же нарушена память. Для усвоения школьной программы детям с ЗПР требуется постоянный контроль со стороны педагога и поэтому они не могут учиться в больших классах обычных школ.
В конце 9 класса дети сдают ГИА и получают соответствующий аттестат

Высшее образование с таким аттестатом недоступно.Для детей с умственной отсталостью существуют Школы 8 вида.
После окончания школы дети получают документ, что ребенок принимал участие в обучении. С данным документом можно пойти только в ПТУ …
 

Причины ЗПР — задержки психического развития у детей

Классификация ЗПР: виды, причины

Так как задержка психического развития общее понятие совокупности расстройств и нарушений психики, то в начале 21 века это понятие стали применять для общей характеристики данных заболеваний у детей без учёта этиологии, патогенеза. Существует 4 синдрома, которые ложатся в основу возникновения задержки психического развития:

  1. Синдром психического инфантилизма. Этот синдром практически невозможно определить на раннем этапе развития. Для этого синдрома характерно сохранение чрезмерной детскости, «равномерное» отставание эмоциональной сферы. Малыш с таким синдромом является неусидчивым, предпочитает игровую деятельность, а интеллектуальную не воспринимает вообще. Он не понимает основных школьных правил, не может быть дисциплинированным. Всё это приводит к дезадаптации школьника. У взрослых этот синдром выявляют при диагностике психических заболеваний. Патогенезом принято считать нехватку кислорода во время вынашивания плода, родовые травмы, генетический аспект.
  2. Церебрастенический синдром. Для этой группы расстройств характерна повышенная утомляемость, сонливость, отсутствие концентрации внимания, раздражительность, головные боли. Причинами такого синдрома могут быть инфекции во время беременности, роды с осложнениями, менингит, энцефалит, а также другие нейроинфекции, стресс, травмы мозга. Патогенезом является нехватка кислорода, сниженная скорость передачи импульсов нервной системы, изменения мозговой активности.
  3. Гипердинамический синдром проявляется в виде речевого нарушения, чрезмерной активности, отставания по школьным предметам.
  4. Психоорганический синдром характеризуется проблемами памяти, малой интеллектуальностью, синдромом хронической усталости, характерно чрезмерное проявление эмоций и чувств, неумение их скрывать. Это может быть связанно с поражением центральной нервной системы, нарушениями и заболеваниями головного мозга, токсикоманией.

Существует также большое количество причин для приостановки психического развития, которые могут провоцировать развитие всех основных синдромов. Самыми распространенными причинами ЗПР являются:

  1. Нехватка кислорода у матери при вынашивании беременности. Недостаток кислорода ведет к нарушению в работе головного мозга и развитию ЗПР в дальнейшем.
  2. Ранние роды или роды с осложнениями.
  3. Повышенное внутричерепное давление, вследствие чего затормаживается активность лобных долей головного мозга, которые связаны с правильным формированием психики и логическим мышлением.
  4. Тератогенное воздействие этилового спирта на организм малыша. Развивается у детей, матери которых страдают хроническим алкоголизмом. Плод в утробе получает огромные дозы этилового спирта, что непосредственно влияет на его дальнейшее развитие.
  5. Ядерная желтуха. У новорожденных вследствие действия высокой концентрации билирубина появляется мышечный гипертонус, а также судорожный синдром, приступы апноэ (остановка дыхания).
  6. Соматические заболевания у новорождённых или детей в раннем возрасте. Также на задержку в развитии может повлиять рахит в раннем возрасте, грипп и различные нейроинфекции (локализация в центральной нервной системе).
  7. Отмечается наследственная передача заболевания в некоторых семьях.
  8. Социальные факторы. Главной причиной задержки психологи считают гиперопеку и нехватку коммуникаций со своими сверстниками.
  9. Возможными причинами можно выделить черепно-мозговую травму в младенчестве, долговременный наркоз, прививку и другое. Нельзя точно определить, повлияли ли эти факторы на появление ЗПР.

Типы нарушений психического развития по Певзнер и Власовой

На постсоветском пространстве применяется классификация ЗПР по Певзнер и Власовой. Выделяют две формы:

  1. Ничем не осложненный инфантилизм.
  2. «Вторичная» задержка, связанная с истощением психических функций.

Классификация В. В. Лебединского

На базе предыдущей классификации Лебединский В.В расширил её, создав более точную и подробную версию:

  1. Инфантилизм, не осложнен нарушением психики. Внешне и внутренне такие дети выглядят младше, чем есть. Характер конституциональный.
  2. Задержка психического развития вследствие тяжелого для организма состояния. Например, наркоз, хроническая усталость, сердечные заболевания. Характер соматогенный.
  3. Отставание в связи с неправильной структурой воспитания индивидуума. Развивается у сирот (беспризорность), если есть излишняя опека, или воспитание, порождающее неврозы (агрессия, ненависть внутри семьи, насилие и т.д.).
  4. Задержка, вызванная незначительными поражениями головного мозга. Церебральный – мозговой, органический – внутренний.

Другие статьи по теме:

  • Электронная заявка
  • Методы диагностики
  • Детская реабилитация. Восстановление движений
  • Детская реабилитация — ЗПР у детей

*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.

Диагностика и лечение ЗПР у детей

Диагностика ЗПР проводится с участием детского психолога, невролога, логопеда и других специалистов

Важно провести обследование головного мозга, чтобы своевременно выявить возможные нарушения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют родителям предоставить все необходимые данные анамнеза, которые могут иметь значение при постановке диагноза

Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, конфликтные ситуации в семье и коллективе, стрессы и другие факторы, которые могли бы повлиять на нормальное развитие ребенка имеют огромную диагностическую ценность. Кроме того, понадобится энцефалограмма и другие исследования, которые позволят оценить степень развития и уровень работы нервной системы ребенка.

Лечение ЗПР включает работу с профильными специалистами, в том числе логопедом и психологом

Важно соблюдать их рекомендации и продолжать занятия в домашних условиях. Также имеет значение социальная адаптация ребенка в детских коллективах, которую можно обеспечить только посещением общеобразовательных и дошкольных учреждений

При сохранении диагноза в младших классах рекомендуется посещение специализированной школы. Программа в таких учреждениях остается общей, но небольшое количество детей в классах и наличие дополнительных коррекционных занятий позволяют провести полноценную работу с детьми.

Вопросы и ответы

Как определить, есть ли у ребенка нарушения в психической сфере?

Нужно внимательно следить за состоянием, регулярно беседовать с классным руководителем об успеваемости в школе, при малейших подозрениях нужны консультации психолога и логопеда.

Что может повлиять на развитие отклонения?

Могут влиять церебральные нарушения, различные соматические заболевания, нарушения нервной системы, социально-воспитательная среда.

Как проявляется данное нарушение?

Проявляется по-разному. В одном случае человек может быть слишком активен и агрессивен, в другом случае боязлив, не уверен в себе, трудно дается обучение в школе, малыш не любит интеллектуальную деятельность.

Как правильно воспитывать малыша?

Нужно быть чутким и внимательным к его состоянию, дать понять ему, что он – важный член общества и стараться поддерживать его во всем. Выполнять обычные задания будет не так просто, но это совсем не значит, что малыш по этой причине хуже остальных. Нужно иметь терпение по отношению к нему, не сердиться на его медлительность или неусидчивость.

Нет таких детей, которые сразу после рождения готовы сесть за парту и взять в руки учебник. Для этого и существует период, когда ребенок ходит в детский сад. В детском саду детей учат играть, выполнять зарядку, соблюдать режим, общаться со сверстниками.

Источники

  • Cooper A., Sisco K., Backes CH., Dutro M., Seabrook R., Santoro SL., Cua CL. Usefulness of Postnatal Echocardiography in Patients with Down Syndrome with Normal Fetal Echocardiograms. // Pediatr Cardiol — 2019 — Vol40 — N8 — p.1716-1721; PMID:31541264
  • Piché J., Van Vliet PP., Pucéat M., Andelfinger G. The expanding phenotypes of cohesinopathies: one ring to rule them all! // Cell Cycle — 2019 — Vol18 — N21 — p.2828-2848; PMID:31516082
  • Ieda D., Hori I., Nakamura Y., Ohshita H., Negishi Y., Shinohara T., Hattori A., Kato T., Inukai S., Kitamura K., Kawai T., Ohara O., Kunishima S., Saitoh S. A novel truncating mutation in FLNA causes periventricular nodular heterotopia, Ehlers-Danlos-like collagenopathy and macrothrombocytopenia. // Brain Dev — 2018 — Vol40 — N6 — p.489-492; PMID:29449050
  • Singh T., Walters JTR., Johnstone M., Curtis D., Suvisaari J., Torniainen M., Rees E., Iyegbe C., Blackwood D., McIntosh AM., Kirov G., Geschwind D., Murray RM., Di Forti M., Bramon E., Gandal M., Hultman CM., Sklar P., Palotie A., Sullivan PF., O’Donovan MC., Owen MJ., Barrett JC. The contribution of rare variants to risk of schizophrenia in individuals with and without intellectual disability. // Nat Genet — 2017 — Vol49 — N8 — p.1167-1173; PMID:28650482
  • Stern D., Cho MT., Chikarmane R., Willaert R., Retterer K., Kendall F., Deardorff M., Hopkins S., Bedoukian E., Slavotinek A., Schrier Vergano S., Spangler B., McDonald M., McConkie-Rosell A., Burton BK., Kim KH., Oundjian N., Kronn D., Chandy N., Baskin B., Guillen Sacoto MJ., Wentzensen IM., McLaughlin HM., McKnight D., Chung WK. Association of the missense variant p.Arg203Trp in PACS1 as a cause of intellectual disability and seizures. // Clin Genet — 2017 — Vol92 — N2 — p.221-223; PMID:28111752
  • Morsy MM., Algrigri OO., Salem SS., Abosedera MM., Abutaleb AR., Al-Harbi KM., Al-Mozainy IS., Alnajjar AA., Habeb AM., Abo-Haded HM. The spectrum of congenital heart diseases in down syndrome. A retrospective study from Northwest Saudi Arabia. // Saudi Med J — 2016 — Vol37 — N7 — p.767-72; PMID:27381537
  • Layangool T., Sangtawesin C., Kirawittaya T., Prompan W., Prachasilchai P., Pechdamrongsakul A. Survival analysis of Down syndrome with congenital heart disease: a 5-years registry at QSNICH. // J Med Assoc Thai — 2014 — Vol97 Suppl 6 — NNULL — p.S108-14; PMID:25391181
  • Hadipour F., Shafeghati Y., Bagherizadeh E., Behjati F., Hadipour Z. Fraccaro syndrome: report of two Iranian cases: an infant and an adult in a family. // Acta Med Iran — 2013 — Vol51 — N12 — p.907-9; PMID:24442548
  • Lee JC., Shin J., Baek KH. Trisomy of the Dscr1 gene suppresses early progression of pancreatic intraepithelial neoplasia driven by oncogenic Kras. // Biochem Biophys Res Commun — 2013 — Vol440 — N1 — p.50-5; PMID:24041692
  • Hei MY., Chen J., Wu LQ., Yu B., Tan YJ., Zhao LL. . // Zhonghua Er Ke Za Zhi — 2012 — Vol50 — N8 — p.606-11; PMID:23158739

Симптомы задержки физического развития

Тяжесть проявле­ний колеблется от небольшого отставания роста, массы до облысения, утраты под­кожного жирового слоя, уменьшения мышечной массы, дерматита, рецидивирующих инфекций, белково-энергетического (маразм) или белкового истощения (квашиоркор). В развитых странах за­держка физического развития обычно ограничива­ется отставанием в росте и массе, диагности­руемым амбулаторно, в развивающихся — весьма распространены такие ее проявления, как рециди­вирующие инфекции и истощение (белковое или белково-энергетическое).

Степень задержки развития ко­личественно определяют, оценивая каждый из антропометрических показателей (масса тела, рост и весо-ростовой индекс) в процентах от средних возрастных на соответствующих диаграммах фи­зического развития. В отсутствие диаграммы, срав­нение с которой было бы корректно (например, при некоторых влияющих на физическое развитие забо­леваниях), опираются на многократные определе­ния антропометрических показателей в динамике. У детей, родившихся недоношенными, учитывают продолжительность недонашивания, так как до 1-2 лет корректированного возраста сравнение ан­тропометрических показателей с диаграммами для соответствующего корректированного возраста бо­лее точно, чем с диаграммами для соответствующе­го хронологического.

Отставание расценивается как легкое, умерен­ное или тяжелое, если масса тела составляет 75-90, 60-74 и менее 60% стандартного соответственно, рост — 90-95, 85-89 и менее 85 % стандартного соответственно, а весо-ростовой индекс— 81-90, 70-80 и менее 70% стандартного соответственно. Как правило, отставание массы тела проявляется раньше, чем отставание ро­ста. При хроническом недоедании масса тела часто соответствует росту, так как оба показателя отста­ют от возрастных стандартов.

Лабораторные исследования при отставании физического развития обычно мало информатив­ны, а потому их следует ограничивать разумным пределом. Для начала достаточно общего анализа крови, анализа мочи и определения свинца в сыво­ротке крови. Определение костного возраста часто помогает отличить семейную низкорослость, при которой он соответствует хронологическому воз­расту, от эндокринных заболеваний и расстройств питания, при которых он отстает от хронологиче­ского. Другие исследования, такие как определение функции щитовидной железы, всасывания и ацидемий, вызванных органическими кислотами или аминокислотами, потовая проба, назначают при соответствующем анамнезе или физикальных на­ходках.

Конкурс «био/мол/текст»-2018

Эта работа опубликована в номинации «Свободная тема» конкурса «био/мол/текст»-2018.

Генеральный спонсор конкурса — компания «Диаэм»: крупнейший поставщик оборудования, реагентов и расходных материалов для биологических исследований и производств.

Спонсором приза зрительских симпатий выступил медико-генетический центр Genotek.

Если вы знаете одного человека с аутизмом,то вы знаете одного человека с аутизмом.Стивен Шор,профессор Университета Адельфи (США),имеет диагноз «аутизм»

У простого обывателя при упоминании термина «расстройство аутистического спектра» (РАС) в голове, скорее всего, всплывет образ главного героя фильма «Человек дождя», и на этом, пожалуй, всё. На постсоветском пространстве тема РАС не освещается в достаточной степени, а диагностика в большинстве случаев далека от совершенства . Ежегодно в мире увеличивается количество детей с расстройствами аутистического спектра. Медики говорят о разных причинах: улучшенная система диагностики, подозрение влияния ранней вакцинации, вредное воздействие пресловутых ГМО и даже старший возраст будущих пап. Так что такое РАС и что ученым уже удалось узнать о причинах его развития?

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий) , и, по данным Соединенных Штатов Америки за 2014 год, оно диагностируется у одного из 59 детей . В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей . РАС диагностируется во всех расовых, этнических и социально-экономических группах, в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек . На данный момент причины болезни не известны, но предполагается, что оно возникает вследствие сложного взаимодействия между генетическими, эпигенетическими и экологическими факторами , (рис. 1).

Рисунок 1. Причины РАС

До мая 2013 года в число официальных диагнозов аутистического спектра в американском «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» (Diagnostic and statistical manual of mental disorders, DSM) входили: аутистическое расстройство, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (ПРР-БДУ), синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство и синдром Ретта. Сегодня в последнем, пятом издании DSM, существует только один диагноз — «расстройство аутистического спектра» с тремя степенями тяжести, но многие терапевты, клиницисты, родители и организации продолжают использовать такие термины, как ПРР-БДУ и синдром Аспергера .

Кризис 7 лет

Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.

Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.

Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.

Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.

Генетические дефекты у детей — трисомы

Наиболее распространенной трисомией является трисомия 21-й хромосомы, также известная как синдром Дауна. Это происходит с частотой 1:700 родов, но вероятность рождения больного ребенка увеличивается с возрастом матери. Риск синдрома Дауна у ребенка у беременной в 35 лет составляет 1:360 и увеличивается до 1:100 в 40 и 1:30. когда женщине 45. Более чем в 60% беременностей с трисомией 21 у эмбриона или плода происходит самопроизвольный аборт. 

Синдром Дауна

Существует несколько форм этой трисомии:

  • полная трисомия, когда все клетки тела имеют дополнительную 21 хромосому;
  • мозаичная трисомия — только некоторые клетки содержат дополнительную хромосому;
  • транслокационная трисомия — дополнительный материал из 21 хромосомы может быть перемещен в другую хромосому.

Развитие ребенка с синдромом Дауна однако не зависит от типа трисомии. 

К внешним признакам, позволяющим диагностировать трисомию у ребенка, можно отнести следующие признаки:

  • косое положение щелей век;
  • запавшая переносица;
  • опущенные уголки рта;
  • короткая шея;
  • короткие широкие руки;
  • яркие пятна, расположенные на радужной оболочке глаза. 

Рост детей с трисомией 21 хромосомы ниже, чем у их сверстников, более того, они имеют тенденцию к полноте. Характерной чертой больных детей также является задержка в овладении вербальными навыками и моторикой. 

Более того, люди с синдромом Дауна чаще страдают острым миелоидным лейкозом. Почти 90% заболевших в возрасте 35-40 лет имеют симптомы болезни Альцгеймера. Средний IQ больного — 35-49 (умеренная умственная отсталость). Мужчины обычно бесплодны, а женская фертильность значительно снижена. 

В настоящее время люди с синдромом Дауна живут около 50-60 лет. 

Еще одна трисомия — трисомия 13-й хромосомы, называемая синдромом Патау — частота этого синдрома составляет 1: 8000–12000 живорожденных (риск заболевания увеличивается с возрастом матери). Как и в случае с синдромом Дауна, он отличается полной, моизаподобной и транслокационной формой. 

Новорожденный с трисомией 13 хромосомы имеет многочисленные врожденные аномалии — микроцефалию, кожные дефекты на голове, плоскую переносицу, низко посаженные уши, лишние пальцы или спайки конечностей. У детей наблюдается мышечная гипотензия, отсутствие речи и самостоятельной ходьбы, глухота. Однако большинство детей с синдромом Патау умирают в неонатальном периоде, и только 5% доживают до 1 года.

Еще одно заболевание, связанное с трисомией 18-й хромосомы, — синдром Эдвардса встречается с частотой 1: 8000 рождений — как и в случае синдрома Дауна-Патау, риск его возникновения значительно увеличивается с возрастом матери. Новорожденные с трисомией 18 хромосомы характеризуются низкой массой тела при рождении, выступающим затылком, маленькой челюстью и ртом, узкими трещинами век, низко посаженными и деформированными ушными раковинами, сжатыми руками, перекрывающимися пальцами и деформированными ступнями. 

Синдром Эдвардса

Кроме того, больные дети страдают многочисленными пороками сердца, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной и костно-суставной систем. Синдром также включает судороги, затрудненное дыхание и тяжелые нарушения психомоторного развития. Большинство беременностей с трисомией 18 сопровождаются самопроизвольным выкидышем, тогда как новорожденные обычно умирают в первые недели или месяцы жизни (только 5-10% пациенток доживают до 1 года).

Причины формирования ЗПР

Этиология нарушений психического развития включает в себя две составляющие: социальные факторы в жизни детей и биологические. К биологическим относятся:

  • задержки темпов созревания головного мозга в перинатальном периоде и в раннем детском возрасте;
  • патологии при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, вредные привычки матери, ее эмоциональная нестабильность, нетипичный токсикоз, родовые травмы;
  • перенесенные малышом тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, интоксикация;
  • Дефект одного или нескольких органов чувств и как следствие — ограничение взаимодействие с миром;
  • наследственность. Зачастую не диагностированная и не скорректированная ЗПР у матери или отца проявляется впоследствии у ребенка.

Проблемы психического развития церебрально-органического типа чаще всего обусловлены биологическими причинами.

Социально-психологические предпосылки ЗПР кроются в подходе к воспитанию ребенка. Он испытывает либо гиперопеку, либо недостаток заботы, любви от родителей. Иногда ребенок становится свидетелем или жертвой травмирующих ситуаций, замыкается в себе, тем самым блокируя работу мозга и подавляя познавательную деятельность. Отставание провоцируется и педагогической запущенностью, отсутствием положительных примеров перед глазами ребёнка. ЗПР часто наблюдается у детей в не самых благополучных семьях.

Конституционная, соматогенная и психогенная ЗПР имеют в основе социальные и наследственные предпосылки. Если один из родителей имел нарушения психического развития, вероятнее всего, это коснется и их детей, в том числе и через манеру воспитания и общего поведения в семье ребёнка.

Причины возникновения ЗПР

Причины задержки развития условно классифицируются на две основных группы: биологические и социально-психологические факторы.

К биологическим причинам относятся:

  • тяжелый токсикоз будущей матери, гипоксия эмбриона, несовместимость резус-факторов родителей, попадание инфекции в плод в период внутриутробного развития, преждевременные роды, фетальный алкогольный синдром;
  • различные соматические патологии: грипп, рахит, нейроинфекции;
  • эпилепсия;
  • различные черепно-мозговые травмы.

Также задержку психического формирования может вызывать генетический фактор. Случается, что ЗПР передается в семье из поколения в поколение.

Социальные причины развития задержки – это:

  • безнадзорность или гиперопека;
  • отсутствие внимания со стороны родителей, сверстников или педагогов;
  • недостаток общения с окружающими;
  • неблагоприятные условия проживания в семье.

Когда обращаться к детскому ортопеду

Двигательные способности ребенка развиваются постепенно. Причем появление навыков связано напрямую с состоянием позвоночника по направлению сверху вниз. То есть сначала малыш учится держать головку, потом переворачивается, а при этом задействован плечевой пояс. При отставании появление двигательных навыков сдвигается по срокам.

Чтобы проблема не обрастала, как «снежный ком», новыми неожиданностями, необходимо регулярно консультироваться с детскими специалистами. Так, в плановом графике каждого малыша до года числится 4 посещения ортопеда-травматолога. Недоношенные малыши проходят осмотры чаще.

Родители не должны расценивать частые визиты к данному специалисту, как чью-то прихоть. Развитие ребенка, как и формирование у него навыков, происходит поэтапно. Поэтому какие-то отклонения от нормы просто невозможно сразу заметить.

Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?

Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.

Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Как ошибка выжившего искажает восприятие

Ошибка выжившего — это распространенное когнитивное искажение, в основе которого лежит непонимание причины и следствия. Человек находит закономерность в наборе данных, но не учитывает вероятность простого совпадения. Например, то, что некоторые основатели известных компаний бросили учебу в университете и стали успешны, является совпадением, поскольку не обязательно этот факт привел их к такому результату.

Самира Анохина, клинический психолог высшей категории, действительный член Российского психологического общества:

«С точки зрения психологии, когда мы говорим о феномене «ошибки выжившего», речь идет о двух процессах: перцепции (восприятии) и когниции (осмыслении, оценке, переработке) информации. Если анализировать перцептивный контекст, можно увидеть, что тот, кто совершает такую ошибку, воспринимает только часть ситуации или часть информации, имеющей отношение к этой ситуации.

В качестве примера можно привести двойные картинки, на которых можно последовательно видеть вазу и два профиля, утку либо кролика, портрет молодой девушки либо старухи. Причем увидеть оба изображения одновременно невозможно, как ни старайся

Для того чтобы видеть то или иное «закодированное» изображение, нужно переключать внимание на разные детали картинок. Этот процесс можно сравнить с работой прожектора, который, поворачиваясь, освещает разные участки местности

Примерно то же происходит и на уровне когнитивной оценки ситуации, когда предположения и выводы делаются на основе информации, отражающей лишь определенную сторону события, при этом та часть информации, которая находится за пределами «когнитивного прожектора», не воспринимается».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: