Умеют ли дети договариваться?
Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период. К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.
Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Это все, как говорится, мы «проходили в детском садике». Младший школьник ориентирован на самоутверждение.
Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.
В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является фраза: «Ах, так, тогда я с тобой не играю!». Часто возникает агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство. Школьники обзываются, препираются, жалуются учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить какую-нибудь чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам. Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.
Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:
- уважать мнение других;
- доброжелательно общаться;
- правильно формулировать свои требования;
- управлять своими эмоциями.
Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.
3 упражнения для развития навыков общения
Вы можете не только пользоваться лайфхаками, но и выполнять упражнения, которые помогут ребенку начать общаться.
«Расскажи историю». Вы начинаете рассказывать историю: «Жили-были…», ребенок продолжает, потом вы говорите по очереди. Упражнение помогает выстраивать беседу, учит слушать и слышать собеседника, не бояться общаться и шутить.
«Закончи фразу». Сформулируйте начало нескольких утверждений, которые ребенку нужно будет продолжить. Например — «Завтра я смогу…», «Я знаю, что…» Это упражнение помогает ребенку поверить в себя.
«Что ты ответишь». Попробуйте развивать фантазию ребенка: попросите его представить, что он идет по улице и встречает любимого книжного героя — что он ему скажет? А что ответит герой? От сказочных персонажей постепенно переходите к реальным людям — что ребенок скажет, если будет ехать в автобусе с мальчиком из сада?
Не осуждайте ребенка, позвольте ему развиваться в своем ритме — полностью изменить ситуацию не получится, но можно сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя в компании других людей комфортно.
Младшая школа
Когда ребенок вырастает из возраста занятий в песочнице до школьных занятий, умение идти на уступки и договариваться понадобится в большей степени, так как добавляются точки пересечения интересов и взаимное влияние друг на друга, проявляется различие в статусе, в развитии как интеллектуальном, так и физическом и его воздействие на выстраивающиеся отношения. Ребенок сталкивается с проявлением новых чувств и восприятий изменяющейся среды общения. Ему понадобится осваивать новые правила дружеского общения.
В младших классах учеба находится в сфере приоритетов, по уровню оценок и других успехов в учебе выстраивается система взаимоотношений в коллективе.
Только через пару лет дети будут дружить по интересам, а в младшем школьном возрасте они пробуют дружить «все со всеми», но тянутся к лидерам, и первый авторитет нарабатывается уже сейчас.
Вы должны помочь ребенку разобраться в способах наработки этого самого первого авторитета, который должен зависеть не от успехов, а от уже известных ему умений уступать, договариваться и целого списка новых УМЕНИЙ с союзом НЕ:
- Не завидовать;
- не жадничать;
- не унижать;
- не оскорблять;
- не злословить.
Все эти, казалось бы, отрицающие, из-за союза не, умения являются противовесом к истинно отрицательным чувствам, которым нельзя позволять овладевать собой настолько, чтобы это приводило к соответствующим недружественным поступкам.
Часть из этих умений – ни завидовать, ни жадничать, – относится к личным чувствам. А другая часть может относиться к коллективным, а скорее к стадным, поступкам, которые могут быть направлены на любого ребенка, включая вашего.
Вернемся к умениям из категории личных чувств: не жадничать, то есть делиться, ребенок легко сможет, если уже имеет навыки уступать. В детском коллективе этого возраста (6-9 лет) понятие уступать расширяется: к взаимному обмену игрушками и проведению совместных занятий добавляется умение поделиться или подарить безвозмездно («то есть даром») с одной только целью – сделать приятное, а может успокоить или поддержать.
Ребенок этого возраста делится с близкими переживаниями всех событий. Вы можете, разбирая случившиеся конфликтные ситуации, давать ему подсказки, как бы вы в этом случае поступили: поддержали, поделились, подарили. Помочь ему представить, какие при этом чувства испытывает ребенок, с которым поделились, и тот, кто поделился. Делайте акценты на том, что поступать так надо без расчета на ответный подарок или поступок. Ответом может быть хорошее отношение, поддержка, но не сиюминутная.
Дети ждать еще не умеют, им надо предъявлять доказательства сразу.
Что касается зависти, то ее испытать должен каждый ребенок. Ею надо постараться переболеть в детстве, чтобы без последствий для формирования характера. Вы можете только объяснять на примерах своих отношений в семье, с друзьями, в которых нет зависти к материальным достижениям и карьерным успехам. Показывать фильмы, читать умные книги и знакомить с историческими фактами, в которых зависть толкала человека на подлые поступки и предательство, на причинение зла другим, и самого человека сделала одиноким и глубоко несчастным.
Возможности дружбы
Убедитесь в том, что ваше чадо имеет возможность подружиться с кем-либо вне его школьного круга общения. Если в школе ваш ребенок не смог завести друзей, его способность сделать это в другой компании поможет стимулировать уверенность в себе и уменьшить чувство одиночества. Даже те дети, которые вполне удовлетворены общением в компании одноклассников, только выиграют, если заведут вне школы друзей с другими интересами, такими как спорт, туристические походы, церковный хор или занятия искусством.
Причастность к общим интересам и взаимопомощь
Помогите ребенку понять главную цель любой дружбы — оказание взаимной помощи. Согласно исследованиям, те, кто пытается помочь другим, чаще вызывают симпатию окружающих. Научив ребенка понимать потребности друзей и предлагать свою помощь, вы поможете сформировать у него навыки дружбы. К тому же если ребенок разделяет интересы одноклассников, он тем самым показывает, что уважает их и дружеские отношения, связывающие их. Одним из способов практиковать сочувствие будет принести лакомство больному другу или пригласить на обед в ваш дом только что переехавшую семью соседей. Учась таким образом внимательно относиться к нуждам других, ваш ребенок, вероятно, окажет радушный прием любому новичку в классе.
Не тревожьтесь понапрасну
Ничто так не беспокоит и не выбивает родителей из колеи, как наблюдение за тем, как ребенок реагирует на проявления социальной несправедливости, с которыми он так или иначе сталкивается в процессе формирования дружеских отношений. Помните, что большинство детей легко сходятся с окружающими и строят социальную иерархию по собственным правилам. Когда дети неизбежно столкнутся с отторжением от группы и разочарованием, они, скорее всего, преодолеют это и благополучно забудут. Даже те дети, которые так или иначе пострадали от поведения друзей, вырастут, повзрослеют и найдут новые способы строить дружеские и теплые отношения.
Не слишком вмешивайтесь в дружеские отношения детей
Родители, воспитывая детей, часто вспоминают собственные детские разочарования и обиды и пытаются регулировать, с кем и как следует дружить их собственным детям для их же блага. Позвольте детям вначале самостоятельно справиться с возникающими разногласиями и конфликтами, держитесь в стороне. Конечно, если дети сами не могут принять решение, следует предложить выслушать, в чем спор, и спросить их мнение, прежде чем предлагать совет. Такое неназойливое управление отношениями поможет детям осознать, что вы им доверяете и считаете их достаточно самостоятельными, чтобы найти решение самостоятельно.
Учиться слушать
По мере взросления дети будут не раз радоваться и разочаровываться, находить и терять друзей. Не отказывайтесь выслушать ребенка, если он хочет обсудить с вами отношения в компании, и будьте готовы помочь советом, если потребуется. Покажите ребенку, что вы понимаете боль и разочарование, которые он испытывает, расскажите несколько историй из собственного детства и посоветуйте, как бороться с неприятными эмоциями в таких случаях. Конечно, проще всего предложить стратегию поведения или совет, как действовать дальше, но большинству детей больше всего нужны эмоциональное сочувствие, поддержка родителей в важный момент жизни.
Сколько должно быть друзей?
Этим вопросом часто озадачиваются родители. Иногда их тревожит, что у ребенка слишком мало друзей. Даже в возрасте трех лет и, тем более, постарше можно наблюдать определенную типологию: есть «камерные» дети, склонные к общению в очень небольшом кругу. Из всего окружения они выделяют одного, может быть, двух детей и с ними общаются. Для четырех-пятилетки вообще достаточно, если он выделяет одного человека и играет с ним.
Но есть и дети «лидеры», «коммуникаторы», которые своих знакомых исчисляют десятками и любят поименно перечислять их. Называя своими друзьями даже тех, кого они видели всего один раз, например, в самолете.
Предпочтения детей со временем могут измениться, но не за короткий промежуток времени. Например, «камерный» в три-четыре года ребенок в десять лет может стать очень общительным и лидерски настроенным человеком.
В любом случае родителям лучше принять те предпочтения в дружбе, которые есть у ребенка. Если родители начнут игнорировать типологию ребенка, пытаться перестроить ее, это будет источником стресса для всех.
Про социальный интеллект
При общении с другими детьми развивается социальный интеллект. Это умение правильно распознавать, считывать, расшифровывать слова и действия другого человека, и ребенка, и взрослого. Очень часто агрессия у детей друг к другу появляется тогда, когда один ребенок правильно не считывает действия другого. Например, один малыш подошел к другому и очень сильно обнял его. Он не хотел плохого, надеялся подружиться, но тот неправильно понял, принял за агрессию и оттолкнул.
Умение расшифровывать многофигурные комбинации в общении должно появиться у ребенка к четырем-пяти годам. Почему тебя не взяли в игру? С кем нужно побольше подружиться, чтобы тебя все-таки взяли в эту игру?
Первый опыт общения
Кто же первые друзья малыша? Это родственники и игрушки. Как начинаются первые пробы общения у самых маленьких детей?
1 год. Годовалый малыш уже начинает интересоваться сверстниками и тем, что происходит вокруг. Если такого внимания не наблюдается, не переживайте, оно ещё в процессе формирования.
1,5 года
У полуторагодовалого крохи внимание к сверстникам приобретает более устойчивую форму, однако малыш ещё не знает, как обращать внимание другого ребёнка
2 года
Умение привлекать внимание адекватными способами появляется к двум годам. В этом возрасте малыши начинают активно проявлять интерес друг к другу
Немалая заслуга в этом родителей: именно они знакомят детей в песочнице, во дворе, не детской площадке. Малыши гуляют рядом, но ещё не вместе: их контакты эпизодичны и непрочны.
Особенность маленьких детей такова, что, даже находясь рядом, каждый ощущает себя центром вселенной. Поначалу им трудно осознать, что существуют и другие «вселенные». Взрослея, ребятишки начинают более реалистично воспринимать окружающий мир, преодолевая свой эгоцентризм. Первые попытки наладить общение не всегда успешны, потому что дети ещё не знают, какая реакция последует на их действия. Малыши ведь только ещё постигают науку общения: они учатся прислушиваться к желаниям других детей, учитывать их интересы, сочувствовать, уступать. А учат всему этому их родители.
Заложив навыки общения в самом раннем возрасте, вы будете волноваться, появятся ли у малыша друзья, когда он начнёт посещать детский сад или пойдёт в школу. С чего начать?
- Хороший пример. Это может быть личный пример, детский мультфильм о дружбе (например, «Крошка Енот») или пример дружбы других деток.
- Дружить — это здорово. Постарайтесь воспитать у малыша позитивное отношение к дружбе — дружелюбие. Учите кроху улыбаться: это станет символом открытости и готовности к контакту.
- Учим не стесняться. Научите малыша самому подходить к деткам и представляться, предлагать совместную игру или сразу дружбу. Обычно все соглашаются.
- Учим не жадничать и делиться игрушками. Делать это нужно тактично, объясняя действия детей. Ребёнок — это маленький собственник игрушек, и подчас его настроение влияет на то, будет ли он делиться игрушками, или нет. Учите его это делать, но бережно, не ущемляя достоинства крохи. Хвалите детей за хорошие поступки.
Способность легко находить друзей — первый признак социализации ребёнка, а также его психологического здоровья. Дети, которые с лёгкостью контактируют со сверстниками, никогда не будут чувствовать растерянность и одиночество в незнакомой обстановке.
Как помочь ребенку начать общаться
Когда с собой вы поработали, можно пробовать работать с ребенком. Только помните, что помогать общаться — это не то же самое, что навязывать свою точку зрения.
Как можно помочь ребенку начать общаться:
Узнайте, кто их сверстников и знакомых ему нравится, с кем он хотел бы дружить, — и создайте пространство, где дети смогут пообщаться в приятной обстановке. Это может быть аквапарк, детская игровая комната или день рождения.
Научите отказываться от разговора и завершать его. Это позволит ему не испытывать неловкость и не общаться через силу с людьми, которые ему незнакомы или неприятны.
Не оскорбляйте и не обзывайте ребенка из-за того, что у него не получается общаться. Это возымеет обратный эффект. Он же и ходить когда-то не умел — вы ведь его не унижали за это, правда?
Разговаривайте. Помните, что диалог — это взаимодействие двух сторон. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте о себе.
Подсказывайте. Во время разговора по телефону спросите разрешения давать советы и буквально помогайте ребенку общаться: «Спроси у бабушки, была ли она сегодня в парке».
Просите помочь вам. Смоделируйте несколько безопасных ситуаций: спросить дорогу, задать вопрос проводнику, оплатить что-то в магазине.
Знакомьтесь с детьми и семьями в парке и на площадках, а после обсуждайте свои чувства — может быть, вам тоже было сначала неловко разговаривать с мамой той девочки, но в итоге вы даже обменялись номерами.
Пробуйте новое. Вполне возможно, что ваш застенчивый ребенок просто не готов общаться с детьми во дворе, а вот с футболистами на секции будет общаться с удовольствием.
Вместе выберите дополнительные занятия, где ребенок может пообщаться со сверстниками, — спорт, кружок или продленка.
Почему возникают проблемы при общении: правила дружбы детей
В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он «отрывается» от родителей и начинает искать контакт с другими детьми. Его взаимоотношения складываются на основе тех навыков общения, которыми он владеет на данный момент, то есть тех, которые он получил, общаясь с родителями.
Движение наружу представляет собой агрессивные потребности, связанные с выходом из внутреннего мира во внешний. Они необходимы для защиты собственного личностного пространства и завоевания новых территорий, расширения возможностей, получения навыков. Человек может выражать агрессию, но в корректной форме. Если девочка бьет соседа по песочнице совком по лицу – это не лучший способ выражения потребности.
Человек должен уметь проявлять свои агрессивные потребности. Когда этот навык у него отсутствует, энергия остается внутри и его ожидают два пути. Либо он начинает выпускать ее, проявляя гнев. Либо она накапливается и приводит к хроническим болезням, неудовлетворенности собой и судьбой.
При движении вовнутрь человек получает что-то хорошее, что ему необходимо. Что это может быть? Например, любовь. Ее нужно уметь принимать, а для этого впускать в себя и принимать другого человека.
В процессе общения ребенок учится выпускать эмоции, впускать в свой внутренний мир других людей
Или, наоборот, закрываться от них. Для него важно научится как принимать любовь и восхищение, так и уметь постоять за себя. Со временем он должен понимать, когда открывать границы и впускать кого-то или что-то, а когда закрывать
Причины детской недоговороспособности
Для определения эффективных способов преодоления детской недоговороспособности важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях младших школьников
Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.
- Привычная модель поведения основывается на формуле «Хочу — не хочу, нравится — не нравится».
- Большинство детских поступков зависит от настроения, которым они еще не умеют управлять.
- В конфликтной ситуации школьник чаще всего совершает поступки под воздействием гневных импульсов.
- У ребенка отсутствует установка «Надо», поэтому сказывается разлад между его внутренним состоянием и общепринятыми нормами поведения.
К началу школьного периода ребенок психологически готов к управлению своими эмоциями, но не знает, как это нужно делать. Поэтому еще одной причиной возникновения конфликтов у детей является не их неумение налаживать контакты, а отсутствие опыта социального общения. Особенно ярко это проявляется у «домашнего ребенка», который не посещал ранее детский сад.
Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.
Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.
Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований. В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период. Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.
Выявить причины недоговороспособности можно путем проведения диагностических тестов, анкетирования родителей, опроса воспитателей. В редких случаях для решения проблемы повышенной конфликтности ребенка понадобится помощь психолога. Чаще всего достаточно проведения системы коллективных или групповых занятий по теме «Учимся договариваться».
От дружбы до стаи из «Повелителя мух»
Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.
Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.
И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.
«Ты мне больше не подруга» и холодный прищуренный взгляд. Как научить ребенка отвечать на такое
Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.
Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.
Как развить умение договариваться
Работа учителя над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.
Основные направления работы
Такую деятельность необходимо направить на обучение школьников:
- этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
- умениям устанавливать и поддерживать контакты;
- принципам построения дружеских отношений;
- правилам сотрудничества;
- пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
- умению оценивать свое поведение;
- умению определять причину ссоры;
- умению избегать конфликтных ситуаций;
- способам и приемам самостоятельного решения конфликта.
Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:
- групповую дискуссию;
- создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
- драматизацию;
- ролевые игры;
- элементы социально-психологического тренинга;
- элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
- слушание и анализ драматических произведений.
Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.
Как подростку сформировать собственный круг общения?
Сначала подростку нужно вновь начать общаться с прежними друзьями
Если случилось так, что тинейджер перестал общаться с прежними друзьями, то он может начать снова сближаться с ними. В том случае, если они прекратили приятельские отношения просто так. Не из-за серьезного проступка со стороны бывших.
Вполне возможно, что у тинейджера есть друзья, с которыми они вместе ходили в детский сад. Или в какую-нибудь секцию. Когда тинейджер увидит старого приятеля, то пусть начнет с ним общаться. Так он сможет наполнить свой круг общения людьми, с которыми интересно разговаривать.
Порекомендуйте подростку познакомиться с ребенком соседей
Наверняка в вашем подъезде живут семьи, у которых тоже есть дети-подростки. Посоветуйте тинейджеру присмотреться к ним. Вполне возможно, что его сосед или соседка обладают нужными качествами. И с ними будет интересно общаться. Тинейджеру достаточно всего лишь подружиться с той или иной соседкой. И он сможет с легкостью получить желаемое. Начать общение.
Тинейджеру нужно проявлять дружелюбие по отношению к людям, с которыми он учится
Порекомендуйте тинейджеру регулярно взаимодействовать с одноклассниками. А также с другими учениками школы
Пусть показывает им свое внимание. Старается разговаривать с ними
И заводить знакомства. Школа — идеальное место для того, чтобы обрести новых друзей.
Друзей можно искать даже в интернете
Бывают ситуации, когда люди из одного города долго общаются в сети. А потом зовут друг друга гулять. И сдруживаются уже в реальной жизни.
Порекомендуйте подростку заняться аналогичной деятельностью. Предложите тинейджеру позвать интернет-приятеля на кофе. Или погулять где-либо. Однако, перед этим нужно позаботиться о правилах безопасности. Гулять нужно идти в людное место. Для того, чтобы с тинейджером ничего не случилось. И он отлично себя чувствовал в ходе общения с человеком.
Подростку необходимо вступить в какую-либо секцию
В секциях и различных кружках есть огромное количество сверстников тинейджера. Они увлекаются абсолютно тем же, что и он. Соответственно, здесь можно искать новых друзей. С которыми будет не только весело, интересно общаться, но и полезно. Поскольку, если тинейджер будет общаться с очень умными людьми, то будет к ним тянуться. И тоже станет более интеллектуально-развитым человеком.
Друзей можно найти на работе
Если тинейджер найдет себе подработку, то друзей сможет обрести и там. Для этого ему достаточно всего лишь начать с ними общаться. И всячески взаимодействовать. В этом случае коллеги положительно отреагируют на попытки тинейджера сдружиться. И начнут с ним общаться.
Посоветуйте чаду посещать различные мероприятия
Важно, чтобы они были массовыми. На подобные мероприятия приходит огромное количество единомышленников
Там тинейджер может найти человека, с которым ему будет интересно. Соответственно, начнет с ним общаться. Дружить. И получит удовольствие от процесса взаимодействия с ним.
Дошкольники
Специальные обиды друзья не наносят, вернее, наносят совсем не друзья.
умение уступать
Только нельзя смешивать два понятия: умение уступать с уступчивостью во всем. Всегда должно работать правило золотой середины. Есть сферы жизни и самоощущения, в которых уступать нельзя, если затрагивается честь, достоинство, переступаются важные моральные принципы. Но это касается случаев из возрастной категории средней школы – начиная с 9-10 лет.
Определились с фундаментальной основой дружеских отношений – умением уступать. Когда и как суметь привить это качество своему ребенку?
С того самого дошкольного «возраста коллективной песочницы», где ребенок приобретает первый опыт и получает первые уроки общения между людьми.
Мир детей – это упрощенная копия взрослого мира человеческих взаимоотношений.
И вот тут-то, в процессе решения этих крошечных, но значимых для ребенка сиюминутных проблем, надо заложить в его детское понимание простейший алгоритм решения путем уступок и взаимных договоренностей. На примере того же чужого, и поэтому такого желанного ведерка: «он дает тебе ведерко, взамен которого ты ему – то, что он попросит» или «вы поочередно пользуетесь ведерком, зато строите теперь замок вместе»…
Суть решения задачи состоит в обоюдных шагах в виде уступок друг другу и договоренностях, лежащих в плоскости интересов обоих. Цель задачи была в лопатке, а результатом станет совместное песочное творчество. Ребенок получил наглядный пример того, что уступив, причем не ту вещь, которая ему не нужна, а ту, которая нужна другому, договорившись о совместном деле, а значит, уступив часть этого дела, он приобрел себе в компанию интересного друга.
Как научить ребенка дружить с другими детьми?
У каждого ребенка уникальный темперамент. Есть дети, которые дружат со всеми — они очень открыты, легко идут на контакт, умеют находить подход к каждому, моментально отходят от обид и быстро восстанавливают дружбу, которая дала трещину. У других может быть всего пара-тройка друзей, но в этом нет ничего плохого. Обе ситуации нормальны, и вам не о чем беспокоиться. Помогать ребенку заводить дружеские отношения нужно лишь в одном случае — если он всегда один, и знакомства со сверстниками у него не складываются из-за стеснительности или иных причин. Вот несколько советов, как это сделать.
-
Отдайте ребенка в садик. Взвешивая плюсы и минусы детсада, обязательно учитывайте этот аргумент «за»: общаясь с другими детьми, ребенок учится строить социальные связи. Эта форма общения детей со сверстниками особенно актуальна, если малыш родился в «неурожайный» для вашего двора год, и подавляющее большинство детей, с которыми он встречается на прогулках, старше или младше его.
-
Запишите малыша в спортивную секцию, в музыкальную школу, в кружок робототехники и т.д. Этот совет преследует свой целью то же самое — расширить круг знакомств, чтобы открыть новые территории поиска друзей. Также новые умения вашего ребенка могут притянуть к нему старых знакомых, которые раньше не обращали на него внимания. Не забывайте, что этот метод работает только в том случае, если малышу нравятся занятия, поэтому предложите ему варианты секций и курсов, но дайте выбрать самому.
-
Попробуйте растопить лед в отношениях ребенка со сверстниками. Малышей очень легко подкупить. Если видите, что дети развлекаются во дворе, а ваш ребенок стоит в сторонке, выйдите и угостите всех каким-нибудь приятным лакомством. Купите игрушку, которой все заинтересуются, пригласите сверстников малыша посмотреть новый мультик, организуйте интересную игру во дворе или у вас дома — в общем, придумайте что-то, что может сплотить малышей вокруг вашего ребенка. Не факт, что это поможет в длительной перспективе, но, возможно, для начала крепкой дружбы надо лишь сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
-
Научите малыша идти на контакт. Если ваш ребенок слишком зажатый и закрытый, вы можете попробовать скорректировать его поведение. На собственном примере показывайте, как хорошо дружить, чаще ходите в гости, знакомьтесь на прогулках с другими мамами. Предложите малышу самому подойти к любому ребенку в парке, улыбнуться и сказать «Привет». Шаг за шагом придет понимание, что знакомиться — не страшно, значит, скоро вы увидите рядом с малышом новых друзей.
-
Не забывайте о возможностях электронного общения. Конечно, вы решаете вопрос, как научить ребенка дружить со сверстниками вживую, а не в мессенджере. Тем не менее, если задачу не получается решить с наскока, надо разделить ее на несколько этапов. Пусть первым из них станет дистанционное общение с ребятами со двора. Если оно наладится, есть все шансы, что скоро дружба перейдет из онлайна в реальную жизнь.
Неполадки в дружеских отношениях у ребенка могут быть связаны с разными причинами — от легкой застенчивости до каких-то более серьезных проблем. Если вы видите, что, несмотря на все ваши усилия, у малыша никак не получается наладить контакт с другими детьми, возможно, вам не помешает помощь профессионала — детского психолога.
Ссылки на источники:
-
Vincent Iannelli, MD. How Kids Make and Keep Friends. Verywell Family. Ссылка: https://www.verywellfamily.com/making-and-keeping-friends-2633627
-
Arlin Cuncic. How to Practice Active Listening. Verywell Mind. Ссылка: https://www.verywellmind.com/what-is-active-listening-3024343
-
Worley, Peter. Open thinking, closed questioning: Two kinds of open and closed question. Journal of Philosophy in Schools. 2 (2). 2015-11-29. Ссылка: https://ojs.unisa.edu.au/index.php/jps/article/view/1269/834
-
Your Child’s Friendship Drama: Do’s and Don’ts for Parents. Imperfect Families. Ссылка: https://imperfectfamilies.com/your-childs-friendship-drama-dos-and-donts-for-parents/
-
5 Benefits of Sports for Kids. Novak Djokovic Foundation. Ссылка: https://novakdjokovicfoundation.org/5-benefits-sports-kids/
-
Fred Frankel. Friends Forever: How Parents Can Help Their Kids Make and Keep Good Friends. P. 59. Ссылка: https://books.google.ru/books?id=gQMCfh9nopEC&pg=PT59
Авторы: эксперты |