С 7 до 12 лет
Начало школьной жизни — тот экватор, за которым природные и «фантазийные» страхи все больше уступают место социальным. Дети, выросшие в гиперопеке, могут тяжело переживать разлуку с родителями и необходимость самостоятельно справляться с заданиями в школе.
Родители же часто усугубляют ситуацию, придавая чрезмерную важность оценкам, заставляя многократно переписывать домашние задания и т. д
Как преодолеть детские страхи, связанные со школой, и помочь ребенку не бояться этого нового жизненного этапа? В первых классах стоит сосредоточиться не столько на отметках, сколько на том, понимает ли ребенок программу в целом, какие него есть белые пятна.
Если будет понимание, отметки подтянутся сами собой. И не забывайте, что школа — это лишь часть жизни, помимо уроков у детей должны оставаться увлечения и хобби.
Работа психолога с нерешительным ребёнком и его семьёй
Психолог совместно с родителями определяет причину нерешительности. Тревожность (почти всегда она — основа нерешительности) может быть как врождённой, так и приобретённой, постоянной или возникающей в определённых ситуациях. Психологическое исследование и понимание всего комплекса факторов позволит сделать работу над проблемой более целенаправленной. В зависимости от того, какие факторы привели к нерешительности, будет составлен план работы. В него может входить стабилизация эмоционального состояния и снижение тревожности, формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе, работа со страхами и многое другое. Постепенно, шаг за шагом, проблема будет решена. Изменится как внутреннее самоощущение ребенка, так и его поведение
Важной составляющей успешной психологической работы является контакт с родителями.
В ходе беседы с родителями психолог даёт рекомендации, помогающие решить проблему, при необходимости отрабатывает с ребёнком ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно и потому ведёт себя нерешительно.
Детская нерешительность «лечится» куда проще, чем взрослая, поэтому родителям важно не упустить момент и вовремя обратиться за помощью к психологу
В двух словах о проблеме
Ребенок на самом деле может бояться не учителя. Его могут пугать ответы на уроках, ошибки у доски, насмешки одноклассников
Важно понимать, что любой ребенок, отправляясь в первый раз в школу, может переживать сильное волнение. Каждому малышу требуется определенное время на то, чтобы адаптироваться в новом коллективе.
Важно понимать, если первоклассник не хочет идти в школу — это не всегда показатель лени
Скорее всего, ребенок просто боится, в частности, оказаться без поддержки родителей, рядом с незнакомыми людьми, в новом месте. Особенно такой страх может отмечаться у детей, которые не ходили в детский сад, все время проводили рядом с родителями, в родных стенах.
Важно понимать, что многие дети не способны говорить о том, что их беспокоит. Есть такие малыши, которые придумывают проблемы для того, чтобы родители их пожалели. В любой ситуации важно внимательно наблюдать за своим сыном или дочерью, анализируя поведение.
Нередко указывать на проблемы в школе могут появившиеся перепады в настроении. Так, например, вы можете заметить, что малыш ведет себя активно, находится в хорошем настроении во второй половине дня и по выходным. А вот, начиная с вечера воскресенья, у него появляется раздраженное, подавленное состояние. А утром в понедельник малыш может ощутить проблемы со здоровьем, пожаловаться на тошноту. Некоторые родители в такой ситуации все списывают на лень, не задумываясь о том, что их чадо может испытывать серьезный страх перед выходом в школу.
Если родители будут игнорировать страх ребенка перед школой, учителем, они еще больше ухудшат состояние своего чада. Боязнь начнет перерастать в фобию. У ребенка впоследствии могут появиться психосоматические боли в животе, в голове, подняться температура на нервной почве, развиться невроз.
Ребёнок не подготовил ответ
Иногда дети забывают подготовить домашнее задание, забывают его дома или не могут справиться самостоятельно. Кроме того, школьник может быть не уверен в том, что правильно выучил термины, верно произносит иностранные слова и не путает части длинного стихотворения.
Что делать учителю
Если ребенок говорит, что подготовил домашнее задание, но боится озвучивать его перед всем классом, опросите его во время перемены или разрешите сдать работу в письменной форме.
Если ученик обещает, что сдаст задание в следующий раз, позвольте ему: доверие со стороны учителя придаст дополнительные силы.
Как преодолеть страх отвечать на уроках
Инструкция
Старайтесь отрепетировать ответ дома, пусть ребенок рассказывает урок родителям, бабушкам и дедушкам, друзьям семьи, которые бывают в гостях. Обсудите самые примечательные факты из выученного материала, научите ребенка по-разному выстраивать свой монолог.
Возможно, волнение нарастает, когда учитель поочерёдно вызывает к доске учеников и пока очередь доходит до вашего ребенка он уже на грани обморока. Объясните это ребенку, посоветуйте поднять руку первым и спокойно отвечать, хорошо подготовленный урок.
Найдите дополнительную, интересную информацию к материалу, который нужно выучить. Живой интерес, познавательная информация лучше отложится в памяти ребенка и не будет похожа на просто вызубренный урок. Приятней делиться интересной информацией.
Поделитесь с ребенком, что он не один такой. Многие дети волнуются и теряются у доски. Возможно, на личном примере поделитесь опытом, расскажите, как преодолевали волнение. Дети переживают, что их явное страх бросается в глаза и от этого ребенок начинает волноваться еще больше. Объясните, так только кажется, а на самом деле тяжело понять чувства человека.
Понятно, что невозможно подготовить абсолютно все домашнее задание по всем предметам идеально, пусть ребенок предугадывает свою очередь выступать у доски. Если его давно не вызывали, больше вероятности, что вызовут на следующем уроке, поэтому лучше всего подготовить ответ и вызваться самому, первым на уроке.
Научите ребенка концентрировать свое внимание на тех учениках, с которыми у него хорошие отношения, как бы рассказывать им. Это хороший эмоциональный толчок, придающий уверенности
Помогите ребенку развивать уверенность в себе в своих силах
Он должен обращать внимание не только не свои ошибки, но и на заслуги. Хвалите ребенка за малейшие подвиги, поддерживайте в моменты неудач
Если страх все не уходит, то лучше обратиться к школьному психологу за консультацией, так как эта проблема будет очень мешать ребенку в дальнейшем.
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Начальная школа — учимся учиться
Три фактора успешности в начальной школе
Главная задача ребенка в начальной школе — научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.
Хороший первый педагог — выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя — очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.
Ключ к воспитанию ребенка — ваши личные воспоминания. Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5–6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.
Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно — мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива — истории бабушек, дедушек, родителей.
Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.
Крайне важны отношения с одноклассниками. Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.
Фактрум желает успехов вам и вашим детям!
- 8 фактов о свадьбе, браке и любви глазами детей
- 25 способов узнать у ребенка, как дела в школе, не спрашивая «Ну как дела в школе?»
- 10 важнейших жизненных уроков, подсмотренных у детей
- 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха
- К чему мы готовим детей?
Ребёнок стесняется из-за личных особенностей
Школьник может не любить публичные выступления, даже если ни разу не ошибался. Личностные свойства — например, тип темперамента или характера — определяют детское поведение, пусть и не на 100 процентов. При этом страх выступлений не обязательно связан с когнитивными способностями — ребенок будет решать письменные задания на максимальный балл, но теряться у доски.
Что делать учителю
Если вы подозреваете, что ребенок боится отвечать доски из-за личностных особенностей, предложите ему пройти психологическую диагностику. Школьный психолог проведет тесты, интерпретирует результаты и подскажет, как можно развивать способности к публичным выступлениям.
Помогают снизить тревожность и физкультминутка. Например, перед тем, как начинать опрос, проведите со всем классом дыхательную гимнастику или другие упражнения на снятие мышечных зажимов.
Превратите класс в комфортное пространство — уберите парты и постелите «пенки» или поставьте пуфики, разрешите детям взять на урок напитки и сладости, сделайте перерыв во время занятия. Ученики часто испытывают стресс из-за того, что им приходится сидеть на неудобных стульях и молчать весь урок.
Материалы по теме:
- Методика Базарного: почему стоять на уроке — это не наказание
- Крутиться и учиться: 6 видов мобильной мебели для гиперактивных детей
Что делать родителям
Общение с учителем должно быть спокойным, держите свои эмоции под контролем
Наличие нормальных отношений ребенка с его учителем — залог успешного обучения.
Важно поговаривать с ребенком о том, что именно приводит к проблемам с учителем. Может ваш малыш летает в облаках или очень остро реагирует на каждое замечание педагога? А может учитель придирается ко всем без исключения?
Начиная разговор с учителем, необходимо согласиться с каким-то его утверждением, которое, хотя бы минимально, но является справедливым
Подобный прием подтолкнет педагога быть хорошим слушателем, он ощутит точку соприкосновения, будет готов на сотрудничество. Если же сразу наброситься на педагога с агрессией, то подобное действие не приведет ни к чему хорошему, учитель также пойдет в наступление, и вы ничего от него не добьетесь. Общаясь с педагогом, постарайтесь быть также хорошим слушателем, не будьте слишком эмоциональны, выслушайте точку зрения учителя, попытайтесь понять его поступок, взгляните на ситуацию его глазами. Также не лишним будет уточнить у педагога, что, по его мнению, ощущал ребенок в момент конфликта.
Если вы выслушаете точку зрения учителя, он будет также готов выслушать вашу. Вы должны донести до педагога свои приоритеты. При этом недопустимо, например, говорить, что вы хотите, чтоб «сын (дочь) перешел в другой класс, чтоб больше не виделся с таким некомпетентным учителем». Лучше сказать, что для вас важно, чтоб «ребенок ощущал себя в безопасности, чтоб ему было комфортно находиться в школе». И не стоит прибегать к обвинениям, лучше найти конструктивное решение в сложившейся ситуации.
Возможна ситуация, когда беседа с учителем не дала должного эффекта, тогда необходимо отправиться к директору или школьному психологу. Вы можете попросить одного из них поприсутствовать на повторной беседе с учителем. Или попытаться решить конфликт на другом уровне.
Иногда единственным верным решением является перевод сына или дочери в другой класс, к другому учителю, но не потому, что педагог оказался плохим, а из-за того, что он не подошел конкретно вашему ребенку.
Не стоит спешить сменить учебное заведение. Ребенку, который сейчас испытывает сложности, страх перед учителем, будет крайне сложно адаптироваться в новой школе.
Дидаскалейнофобия: симптомы
Данное фобическое расстройство ярко проявляет себя на соматическом уровне следующими симптомами:
- нехватка воздуха, асфиксия;
- учащенное сердцебиение;
- повышенная потливость;
- тремор;
- слабость в мышцах;
- потеря сознания;
- чувство тяжести в грудной клетке;
- расстройство пищеварительной системы;
- тошнота;
- головные боли.
На психологическом уровне главным симптомом является боязнь перед фобическими приступами. То есть, помимо основных панических атак дидаскалейнофоба преследует боязнь того, что все увидят его в неконтролируемом состоянии.
Также у детей может развиться страх потерять рассудок на фоне фобического расстройства.
На поведенческом уровне для дидаскалейнофобии характерны следующие симптомы:
- Нервное хождение из стороны в сторону.
- Оцепенение, эмоциональный ступор.
- Синдром рассеянного внимания.
- Неадекватное поведение (агрессия, слезы, излишняя обидчивость и мнительность).
Родителям следует обращать внимание на подобные симптомы, не стоит путать их с капризами
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».
Что стоит за нерешительностью?
Можно сказать совершенно точно, что главная причина нерешительности — всевозможные страхи, которые, в свою очередь, напрямую связаны с повышенной тревожностью.
Мы имеем в виду психологические страхи, которые могут проявиться у ребёнка уже в самом раннем возрасте. Среди таких страхов:
- Страх не оправдать ожидания. Родители надеются, что их дети вырастут здоровыми, сильными, состоятельными и успешными, а потому очень рано, порой с самого детсада, ставят перед ними разные цели: от идеального поведения до успехов в освоении навыков письма или чтения. Как правило, ожидания касаются также спортивных и иных достижений. Иногда бывает так, что родители просто излишне требовательны или выражают наибольшую любовь именно в моменты каких-либо побед, не нарочно делая акцент на достижениях. Постепенно в голове ребёнка формируется чёткое представление, которое часто даже не осознаётся: хочешь, чтобы тебя любили — покажи, на что ты способен. Малыша всё это очень тяготит, и уж точно не придаёт уверенности в своих силах. Отсюда и нерешительность.
- Страх перед неудачей. Когда взрослые слишком бурно реагируют на неудачи ребёнка, он начинает бояться делать новые попытки, да и вообще что-то делать. Он думает: вдруг у меня опять не получится, и папа посмотрит на меня, как в тот раз? Ребёнок чувствует, когда им гордятся, а когда им недовольны. Он боится увидеть разочарование в глазах близких. К тому же, его может пугать возможность насмешек со стороны друзей. Всё это порождает в нём нерешительность. Для него она — возможность обойтись «малой кровью» (пусть меня не замечают, зато нет осуждения и насмешек).
- Страх перед реакцией взрослых. Речь идёт не только о наказании, но и о резких высказываниях, крике, а также о непредсказуемости последствий неудачи. Когда ребёнок не может предвидеть, что он получит дома – поддержку или нагоняй, то каждый раз, сталкиваясь с неудачей, он испытывает колоссальное напряжение. Всё это порождает повышенную тревожность и, как следствие, страх перед проявлением инициативы и принятием решений.
Из-за страхов ребёнок становится излишне тревожным, что выражается в повышенном беспокойстве, ранимости, эмоциональности и мнительности.
Случай из практики психолога
Родители 8-летнего Андрея всерьёз обеспокоены его нерешительностью и пассивностью. Раньше это был активный любознательный малыш, но с тех пор, как он пошёл школу, что-то в нём кардинально изменилось. Учителя в один голос говорят, что Андрею нужно быть смелее и активнее. Но родители не знают, как повлиять на своего ребёнка, боятся сделать неверный шаг и вообще отбить всяческое желание учиться.
Однажды школа Андрея провела конкурс на лучшую поделку-оригами. Это его конёк, он умеет делать такие сложные поделки, какие не под силу даже взрослым. Естественно, мама и папа стали побуждать его принять участие в конкурсе. Но, как ни странно, Андрей так и не отважился участвовать. Предвидя, что в будущем нерешительность станет для Андрея большой проблемой, родители привели его на консультацию к психологу.
Зигмунд Фрейд: выделил реальные и невротические страхи
- реальные — когда человек боится опасной ситуации, которая на самом деле может с ним случиться;
- невротические — когда человек видит угрозу в нереальной ситуации или в той, которую другие воспринимают как неопасную.
В системе Фрейда реальные страхи основаны на работе инстинкта самосохранения. Например, ребенок может бояться нырять в бассейн, потому что плохо плавает. Но если родители объяснят, что там не глубоко, вода уже не будет вызывать опасений. В этом случае понятно, как помочь ребенку победить страх — призвать на помощь убеждение и логику.
Невротические страхи логике не поддаются. К примеру, если ребенок отказывается даже стоять близко к воде или заходить в нее по пояс — это невротический страх. Он появляется не от реальной опасности, а оттого, что с водой связаны травмирующие воспоминания или ассоциации. Говорить о безопасности и убеждать в этом случае бесполезно, здесь нужен особый подход, о котором мы поговорим ниже.
Особые ситуации
1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский.
Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка — осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.
2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?
Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.
3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание.
Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.
4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.
Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.
Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.
Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.
Если можно и учителю принести с ошибкой — радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.
Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.
Объясните ребенку, что ошибки — это нормально
Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.
«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.
Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.
Боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться
— Когда вы играете на перемене и в группе продленного дня, вы смеетесь?
— Да, конечно
— Расскажи, в каких ситуациях вы смеетесь, когда играете?
— Бывает кто-то чего-нибудь забавное, смешное скажет, или плюхнится, или сделает что-нибудь не так, как надо?
— А было так, что это был ты?
— Ну, да, конечно, сколько раз! — улыбается
— И ты тоже смеялся в этой ситуации или ты переставал играть?
— Конечно, смеялся, играть интереснее, чем сидеть в стороне.
— И тебе не страшно, что над тобой в игре будут смеяться?
— Да, нет… (и тут он задумывается и с улыбкой смотрит на меня), — я понял, мам, на уроках так же, да?
— Значит, когда смеются не страшно, и ты уже на уроках будешь смелый-смелый мальчик.
— А вдруг я все же сделаю ошибку – это ведь нехорошо.
— Давай посмотри, что такое ошибка? Как ты думаешь? Можешь мне объяснить?
Сынишка задумался.
— Ошибка – это когда что-то не так сказал, неправильно.
— А почему может получиться ошибка? Подумай, не торопись.
— Потому, что я что-то забыл, ну или, торопился (улыбается) – он очень подвижный.
— Значит?… — делаю паузу, что бы он додумал свой вывод.
— Значит, нужно лучше учить и не торопиться! – радостно говорит сын.
— Молодец, а если, ты все же сделал ошибку, что нужно будет сделать? Вот вы пишите контрольную работу, учительница ее проверяет, исправляет ошибки. И на следующем уроке вы делаете работу…
— Работу над ошибками, — кивает он головой.
— А зачем?
— Что бы запомнить, как правильно решить пример в следующий раз.
— Молодец, значит, совершив ошибку, нужно понять, что ты сделал не так и исправить это. Правильно?
— Да. Это классно! Мне теперь совсем не страшно! Мам, ты волшебница!
После этого диалога, когда я видела, что у сына возникали какие-то трудности или он совершал ошибки, достаточно было напомнить ему и задать вопрос: «Что ты должен сделать сейчас, что бы в другой раз было по-другому?». А после обязательно хвалила его: «Ты молодец, ты справился» — и результат приходил с каждым разом быстрее. Сейчас ему 16 лет. И вопрос страха перед ошибками остался в прошлом. Сейчас он уже сам задает себе этот контрольный вопрос. И я уверенна, что это умение справляться со сложными ситуациями еще не раз пригодиться ему в жизни.
Многие социальные страхи возникают от непонимания, от незнания. От того, что однажды приобретенный отрицательный опыт не был объяснен и переведен в положительный.
От несделанных уроков к конфликтам в семье
Приготовление домашних заданий
Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.
И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:
- Очень сильно изменились программы — даже по русскому, математике и чтению.
- Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников — многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
- Преподавание иностранного языка начинается с 1–2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4–5 класса.
- В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.
На мой взгляд, эти изменения:
- Неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
- В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
- Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно — без родительских понуканий и сидения мамы рядом.
Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми.
Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.
По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял — сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял — то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми.
Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9–10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5–6 классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.
Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14–15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14–15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.
Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться — нет.
Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, — чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.
Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.