Бетховен скрывал свою глухоту
К 30 годам Людвиг уже завоевал признание венской публики, уже сочинив шесть струнных квартетов, первую симфонию, пару фортепианных концертов, а также прославился, как сильнейший пианист Вены. Согласитесь, неплохая перспектива для молодого музыканта!
Однако параллельно с этим Людвига все сильнее и сильнее доставал посторонний звон в его ушах. Естественно, набирающего популярность композитора это явление волновало чрезвычайно сильно.
Известно, что в первое время Бетховен скрывал эту проблему от людей даже из самого близкого окружения. Однако в конце концов он не выдержал и в письме от 1 июня 1801 года рассказал о своем недуге своему очень хорошему старому другу — скрипачу Карлу Аменде.
Текст не будем цитировать дословно, но смысловое содержание было примерно таким:
Стоит отметить, что по содержанию письма было понятно: композитор все еще имел надежду на излечение от данного недуга. Бетховен также попросил Аменду держать это в секрете.
Ну а 29 числа этого же месяца Людвиг посылает письмо другому другу — Вегелеру, который к тому времени уже был серьезным врачом. Это письмо было примерно похожим в плане содержания, как и предыдущее. Людвиг также пожаловался Вегелеру, что не слышит высокие ноты инструментов и голоса вокалистов.
Ну а через несколько месяцев, 16 ноября 1801 года, композитор снова написал Вегелеру письмо, где пожаловался на врачей, которые, по его мнению, совсем не пытались останавливать стремительно развивающееся ухудшение его слуха. Некоторые врачи, по мнению Людвига, практиковали на нем какие-то странные и устаревшие методы лечения. Врачи, кстати говоря, сочли недуг Бетховена не отдельным заболеванием, а следствием других болезней композитора, связанных, в основном, с органами брюшной полости.
В свою очередь, последние начали всерьез беспокоить Людвига после перенесения им тяжелой болезни (судя по всему, тиф) в 1797 году. А, вообще, о первых болях в брюшной полости и в груди Бетховен упоминает еще в том самом письме его другу Шадену, в котором он жаловался о своем душевном и физическом состоянии после смерти матери, Марии-Магдалины ван Бетховен.
Действительно, здоровье у Бетховена было слабым сразу по разным направлениям. В течение жизни он страдал целым ансамблем заболеваний: желчно-каменной болезнью, расстройствами желудка, болезнями легких и так далее. Чаще всего именно эти болезни врачи и считали причиной ухудшения слуха. Поэтому, их методы лечения, в основном, сходились к лечению именно болезней органов брюшной полости, не уделяя сильно много внимания основной проблеме — потере слуха.
Хотя сам Бетховен, очевидно, тоже верил в эту причинно-следственную связь, он все же очень скептически относился к самим методам лечащих его врачей и время от времени посылал письма профессору Вегелеру, советуясь с ним по разным вопросам медицинского характера. Ну а с навещавшими его врачами он постоянно ссорился.
Молодой композитор даже и представить не мог, что потеряет чуть ли ни самое важное — его собственный слух. Но в конце концов он начал осознавать тяжесть и очевидную неизлечимость своей болезни и начал постепенно признаваться в этом самому себе
Для любого человека такой недуг стал бы страшным ударом, но, учитывая, что Людвиг в то время уже «сложился» в качестве популярного композитора, для него это было двойным ударом.
Бетховен пытался сохранить свою проблему в тайне даже от представителей его близкого окружения в Вене. В первое время ему даже приходилось избегать различных общественных мероприятий, где его присутствие было бы очень важным. Людвиг боялся, что узнай об этом венская общественность, и его карьера пианиста потерпит крах (однако все равно в течение нескольких лет об этом узнают все).
Несмотря на то, что Джулия Гвиччарди была выше Бетховена по социальному статусу, композитор все еще мечтал приобрести известность, заработать много денег и „подняться“ до его уровня, чтобы жениться на ней.
Однако легкомысленная графиня нашла себе другого кумира — практически бездарного композитора Галленберга. Да и сам Бетховен, возможно, уже тогда начал понимать, что, даже если с материальной точки зрения он рано или поздно и „дотянется“ до социального статуса Джулии Гвичарди, то все равно, зачем этой девушке глухой супруг…
Людвиг уже тогда понимал, что глухота может не покинуть его до конца жизни. Ну а в 1803 молодая графиня выйдет замуж за Галленберга и уедет в Италию.
Музыка
В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к Йозефу Гайдну, которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.
Людвиг Ван Бетховен за пианино
Год спустя Людвиг Ван Бетховен создает музыку к «Оде Радости», написанной Шиллером в 1785 для масонской ложи. На протяжении жизни маэстро видоизменяет гимн, стремится к триумфальному звучанию композиции. Публика услышала симфонию, вызвавшую неистовый восторг, только в мае 1824.
Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.
Композитор Людвиг Ван Бетховен
Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.
В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку!». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.
Людвиг Ван Бетховен пишет вторую симфонию
«Пасторальная симфония» 1808 года состоит из пяти частей и занимает отдельное место в жизни мастера. Мужчина любил отдыхать в отдаленных деревушках, общался с природой и обдумывал новые шедевры. Четвертая часть симфонии называется «Гроза. Буря», где мастер передает разгул разбушевавшейся стихии, используя фортепиано, тромбоны и флейту-пикколо.
В 1809 от дирекции городского театра Людвигу поступило предложение о написании музыкального сопровождения к драме «Эгмонт» Гёте. В знак уважения к творчеству писателя пианист отказался от денежного вознаграждения. Мужчина писал музыку параллельно театральным репетициям. Актриса Антония Адамбергер пошутила над композитором, признавшись тому в отсутствии певческого таланта. В ответ на недоуменный взгляд умело исполнила арию. Бетховен не оценил юмора и сурово сказал:
С 1813 по 1815 пишет уже меньше произведений, так как окончательно теряет слух. Блестящий ум находит выход из положения. Луи, чтобы «услышать» музыку, пользуется тонкой деревянной палочкой. Один кончик пластинки зажимает зубами, а другой прислоняет к передней панели инструмента. И благодаря передающейся вибрации чувствует звучание инструмента.
Людвиг Ван Бетховен в обществе
Композиции этого жизненного периода наполнены трагизмом, глубиной и философским смыслом. Произведения величайшего музыканта становятся классикой для современников и потомков.
Интересные факты из жизни Бетховена
Чтобы узнать больше о Бетховене, прочтите интересные, забавные, информационные и биографические факты и случаи в жизни человека с ограниченными возможностями.
- Бетховен изначально восхищался Наполеоном, считая его символом новой эры. А свою третью симфонию «Героика Бонапарта» он даже назвал в честь Наполеона. Однако, когда Наполеон короновал себя императором в 1804 году, композитор понял, что Бонапарт был тираном и буквально разорвал титульный лист.
- Когда Наполеон напал на Вену в 1809 году, Бетховен спрятался в подвале своего брата и прикрыл уши подушками. Он волновался, что шум разрушит то, что осталось от его слуха.
- Людвиг Бетховен был большим поклонником Гете. Но, когда они познакомились, то не очень хорошо ладили. Например, Гете писал в 1812 году своей жене из города Теплиц, в котором встретился с Бетховеном, что тот обладает «абсолютно неконтролируемой личностью». Тогда как Бетховен писал своему издателю, что Гете «слишком рад» придворной атмосфере.
- Мы действительно не знаем последних слов Бетховена, хотя его друзья и биографы записали много разных версий. Например, «Жалко, жалко — слишком поздно» или «Аплодируйте, друзья мои, комедия окончена» и «Я услышу на небесах» — ссылка на его глухоту.
- Несмотря на то, что Бетховен никогда не был женат, по большому счету, у него была напряженная личная жизнь. Его друг Франц Герхард Вегелер писал: «В Вене Бетховен всегда был вовлечен в любовные связи».
- Бетховен посвятил свою знаменитую сонату для фортепиано № 14 до-диез минор («Лунная соната») 16-летней Джульетте Гвиччарди. Он был влюблен в юную графиню и попросил ее родителей выдать Джульетту замуж за него. Но родители отказали композитору, потому что он был простолюдином и выдали дочь замуж за другого мужчину.
Графиня Джульетта Гвиччарди и Людвиг Бетховен
Самые редкие факты о Бетховене, которых мало кто знает
- Бетховен был чересчур требователен к слугам. Однажды он наказал кухарку за несвежие яйца, бросив всю партию, одно за другим, ей в голову. Эта привычка кидать посуду в головы недовольных ему прислуг имела комический оттенок для зрителей, но не могла быть приятной для прислуги.
- Пострадали и официанты. Однажды, когда он обедал в ресторане, официант принес ему не то блюдо. Возникла словесная перепалка с официантом, после чего композитор взял блюдо из тушеной говядины с подливой и запустил его в голову официанту. Бедняга был забросан тарелками с разными яствами, так что не мог пошевелить руками, а подливка стекала по его лицу. И он, и Бетховен ругались и кричали, в то время как остальные хохотали. Наконец сам Бетховен расхохотался при виде официанта.
- Вот еще один интересный факт о том, какие блюда были любимыми блюдами Бетховена. Со слов скрипача Антона Шиндлера и композитора Игнаца фон Зайфрида, любимыми блюдами композитора были макароны с маслом и большим количеством сыра «Пармезан», а также минтай с картошкой. Он любил простейшее тушеное мясо и дунайскую рыбу, хлебный суп, приготовленный как каша, простую воду и легкое австрийское вино.
- В молодые годы он был весьма разборчив в своей внешности. Когда он впервые приехал в Вену, он одевался по последней моде, носил перстень и двойные очки. Позже он стал крайне небрежно относиться к своей персоне. Художник, написавший его портрет в 1815 году, описал Бетховена как одетого в бледно-голубой фрак с желтыми пуговицами, белый жилет и галстук, но весь его внешний вид говорил о беспорядке.
- Когда он впервые приехал в Вену, то брал уроки танцев, но, как это ни странно для музыканта, никогда не умел танцевать.
- Он был до безумия рассеянным. Обедал он или нет, для него не имело значения, и есть один достоверный случай, когда он требовал от официанта счет за еду, которую не заказывал и не ел. Когда ему подарили лошадь, он о ней полностью забыл, а вспомнил лишь тогда, когда ему пришел счет за ее содержание. А однажды он забыл свое имя и дату своего рождения!
Любопытные факты о Бетховене, его музыке и творчестве
- «Творения Прометея» — единственный балет, написанный Бетховеном.
- Бетховен был глухим, когда писал «Оду радости». Во время премьеры симфонии 7 мая 1824 года не было слышно громовых аплодисментов.
- Однажды композитор написал элегию пуделю. Произведение называлось «Tod eines Pudels» или «Элегия на смерть пуделя».
- В последние годы своей глухоты и печали Бетховен сочинил так называемые «поздние квартеты». Они опередили его время, поэтому зрители не знали, как реагировать на эту музыку. Сегодня они считаются одними из величайших музыкальных произведений в истории.
- Бетховен любил гулять по лесу. Эти походы вдохновили композитора на создание некоторых из его величайших произведений, таких как «Пасторальная симфония».
- Бетховен по-прежнему популярен, а современные фильмы используют его музыку. Его работы можно найти в таких фильмах, как «Заводной апельсин», «Общество мертвых поэтов», «Крепкий орешек», «Знание» и «Бессмертные возлюбленные».
- Последняя полная симфония Бетховена — Симфония № 9 ре минор. Она считается одним из его величайших произведений. И одним из самых важных достижений в западной музыке.
- Соната Бетховена «Лунный свет» — одно из величайших фортепианных произведений Бетховена, но он никогда не знал это произведение как «Лунную сонату». Он просто назвал ее «Соната для фортепиано № 14», и поэтическое прозвище она получила только в 1832 году, через пять лет после смерти Бетховена. Немецкий поэт Людвиг Рельштаб сказал, что первая часть звучала как лунный свет, сияющий на озере Люцерн, и название прижилось.
Факты о 9-й симфонии Бетховена
- Девятая симфония Бетховена послужила прототипом для мирового хита «Песнь радости», написанного в 1970 году.
- На 9-й симфонии Бетховена, которая длится 70 минут, был основан и 80-минутный стандарт продолжительности компакт дисков в 1982 году. Знаменитый дирижер Герберт фон Караян сказал, что на компакт-диске должно быть достаточно места для полной 9-й симфонии Бетховена.
- «Ода радости» Бетховена звучит в фильме 1988 года «Крепкий орешек».
- С 1972 года мелодия 9-й симфонии Бетховена является официальным гимном Совета Европы. Произведение также разыгрывается в других праздничных случаях (например, в конце года). По просьбе Совета Европы Герберт фон Караян аранжировал три инструментальные версии: для фортепиано, для духовых инструментов и для оркестра. Его инструментальная версия является официальным гимном Европейского Союза с 1985 года.
- На Олимпийских играх между 1956 и 1964 годами, ода стала гимном общегерманской сборной, а в 1968 году — гимном обеих немецких олимпийских сборных.
- Девятая симфония Бетховена включает слова из стихотворения Фридриха Шиллера «Ода радости», в котором подчеркивается всеобщий мир и гармония.
- Когда закончилось первое исполнение его 9-й симфонии, Бетховен не услышал громовых аплодисментов и остался спиной к толпе. Хотя люди были полны решимости заставить его осознать, как сильно они любили его симфонию, и пять раз делали овации стоя. Легенда гласит, что к маэстро подошла молодая певица и развернула его лицом к публике, чтобы он смог увидеть овации.
Посмотрите фрагмент фильма «Бессмертная возлюбленная» в котором звучит Симфония №9 Бетховена.
Кратко о Бетховене, факты для детей
- Бетховен написал свое первое произведение, когда ему было всего 12 лет.
- У него была смуглая кожа. Из-за этого в школе его прозвали «испанцем».
- Великий композитор никогда не был женат и у него не было детей. Но после смерти брата, он взял под опеку своего племянника Карла.
- Основатель Римской республики Луций Юний Брут был героем и кумиром Бетховена. Статуэтка Брута всегда была на его столе.
- Людвига ван Бетховена часто считают первой в мире «рок-звездой» за его растрепанные волосы, неуважение к власти и революционной музыки.
- Перед смертью Шуберт попросил, чтобы его похоронили рядом со своим кумиром Бетховеном.
- Космический корабль «Вояджер» несет на себе золотую виниловую пластинку, на которой, помимо других великих работ, находятся две пьесы Бетховена.
Последние мысли
Когда мы говорим о великих композиторах, имя Бетховена обязательно попадет в длинный список выдающихся людей. Помимо того, что Людвиг ван Бетховен был пионером классической эпохи, он дал новое определение сонатам для фортепиано как в техническом, так и в музыкальном плане.
Он стал одним из самых влиятельных композиторов, написав десятки симфоний, концертов, сонат для фортепиано и струнных квартетов. Но есть еще много интересного, что можно узнать о Людвиге ван Бетховене, глухом композиторе, навсегда изменившем музыку.
Детство и юность
Зимой 1770 года в бедном квартале Бонны родился Людвиг Ван Бетховен. Крещение младенца состоялось 17 декабря. Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. Детские годы малыша сложно назвать счастливыми, ведь постоянно пьяный отец и нищенское существование не содействуют развитию таланта.
Портрет Людвига Ван Бетховена
Людвиг с горечью вспоминает собственную комнатку, расположенную на чердаке, где стояли старый клавесин и железная кровать. Иоганн (папа) часто напивался до беспамятства и избивал супругу, вымещая зло. Периодически побои доставались и сыну. Мама Мария нежно любила единственного выжившего ребенка, пела малышу песни и как могла скрашивала серые безрадостные будни.
У Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил Иоганн. Завидуя славе и таланту Амадея Моцарта, имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из собственного ребенка похожего гения. Теперь жизнь малыша наполнилась изнуряющими занятиями игры на фортепиано и скрипке.
Людвиг Ван Бетховен в детстве
Отец, выясняя одаренность мальчика, заставил упражняться одновременно на 5 инструментах — органе, клавесине, альте, скрипке, флейте. Юный Луи часами корпел над музицированием. Малейшие ошибки карались поркой и побоями. Иоганн приглашал к сыну учителей, чьи уроки по большей части бездарны и бессистемны.
Мужчина стремился быстро обучить Людвига концертной деятельности в надежде на гонорары. Иоганн даже попросил увеличения жалования на работе, пообещав устроить в капеллу архиепископа одаренного сына. Но семья не зажила благополучнее, так как деньги уходили на спиртное. В шестилетнем возрасте Луи, понукаемый отцом, дает концерт в Кельне. Но полученный гонорар оказался крошечным.
Людвиг Ван Бетховен в молодости
Благодаря материнской поддержке юный гений начал импровизировать и конспектировать собственные произведения. Природа щедро одарила ребенка талантом, но развитие было сложным и мучительным. Людвиг так сильно погружался в мелодии, создающимися в сознании, что выйти из этого состояния самостоятельно не мог.
В 1782 году директором придворной капеллы назначают Кристиана Готлобу, который становится учителем Луи. Мужчина рассмотрел в юнце проблески одаренности и занялся его образованием. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. Шиллер, Гете, Шекспир становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения Баха и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.
Людвиг Ван Бетховен в молодости
Музыкальную столицу Европы, Вену, юноша впервые посетил в 1787 году, где познакомился с Вольфгангом Амадеем. Прославленный композитор, услышав импровизации Людвига, пришел в восторг. Изумленным присутствующим Моцарт сказал:
Бетховен договорился с маэстро о нескольких уроках, которые пришлось прервать из-за болезни матери.
Вернувшись в Бонн и похоронив мать, юноша погрузился в отчаяние. Этот болезненный момент в биографии отрицательно сказался на творчестве музыканта. Юноша вынужден ухаживать за двумя младшими братьями и терпеть пьяные выходки отца. Молодой человек обратился за денежной помощью к принцу, который назначил семье довольствие в 200 талеров. Насмешки соседей и издевательства ребятни сильно ранили Людвига, который говорил, что выберется из нищеты и заработает деньги собственным трудом.
Памятник Людвигу Ван Бетховену
Талантливый юноша нашел в Бонне покровителей, которые обеспечили свободный доступ на музыкальные собрания и салоны. Семейство Бройнинг взяло опеку над Луи, который обучал музыке их дочь Лорхен. Девушка вышла замуж за доктора Вегелера. До конца жизни учитель поддерживал дружеские отношения с этой парой.
Последние годы и смерть
В 1826 году Бетховен сильно простудился, простое заболевание вылилось в воспаление легких. Его состояние ухудшилось и из-за болей в желудке. Лечащий врач неправильно рассчитал дозу лекарств, из-за чего композитору становилось только хуже.
Почти полгода он был прикован к постели. Но музыкант не страдал от одиночества, его часто навещали друзья и ученики. Они всеми силами старались вылечить его, нанимали разных докторов, но никто из них не смог помочь. Бетховен умер 26 марта 1827 года, когда за окном бушевала страшная гроза с громом и молниями. В момент его кончины землю озарил электрический разряд с очередными раскатами.
После смерти тело Бетховена вскрыли доктора. Оказалось, что его печень практически разложилась, а также были серьезно повреждены слуховые и прилегающие к ним нервы. На его похороны пришло примерно 20 000 человек — друзья и знакомые, учителя и ученики, родственники. Возглавлял процессию Франц Шуберт. Могила композитора находится возле Церкви Святой Троицы на Вэрингском кладбище.
Основные факты биографии
- 1781 – становится помощником органиста.
- 1787 – Людвиг посещает Вену, что приносит ему знакомство с Моцартом, у которого он планирует обучаться. После новости о смерти матери он уезжает в Бонн и становится единственным, кто может прокормить семью. Работает альтистом в оркестре, где ставятся оперы немецких, французских и итальянских авторов.
- 1789 – продолжает образование, и посещает лекции на факультете философии, в Боннском университете.
- 1792 – переезжает в Вену и начинает занятия с австрийским композитором Францем Гайдном. Но вскоре, из-за разочарования в учителе, находит себе другого наставника – Антонио Сальери.
- 1795 – Бетховен обретает славу лучшего пианиста-виртуоза в Вене, после выступления пианистом на благотворительном вечере, проводимом для поддержки осиротевших музыкантов и вдов.
- 1796 – Тур по Европе: Берлин, Прага, Дрезден, турне оборачивается успехом. Начинает терять слух. Врачи диагностируют тиннитус – воспаление внутри ушной раковины. Заболевание сопровождается шумом, звоном, шипением и свистом в ушах. Доктора советуют ему уехать в Хайлигенштадт, для уединения и тишины. Там же Бетховен понимает, что глухота прогрессирует. Мысли о самоубийстве приходят все чаще. В этот период он начинает писать симфонию № 3, которая получит название «Героическая».
- 1799 – посвящает Патетическую сонату (№ князю Лихновскому. Знакомится с семьей Брунсвик.
- 1800 – в Придворном театре Вены автором исполняется симфония № 1. По просьбе Сальваторе Вигано, итальянского хореографа и балетмейстера театра, пишет «Творения Прометея».
- 1802 – подтверждается, что болезнь неизлечима. Бетховен уезжает из Вены. Завершает работу над произведением «Христос на Масленичной горе». Пишет братьям письмо, которое впоследствии получило название Гейлигенштадтского завещания.
- 1803 – сочиняет «Крецеровую» сонату, названную в честь его французского друга. 5 апреля проходит концерт из произведений композитора.
- 1805 – впервые исполняется опера «Фиделео» в театре «Ан дер Вин» под руководством Бетховена.
- 1808 – в декабре первый раз исполняются симфонии №5 и №6, солирует Людвиг. В Касселе ему предлагают должность капельмейстера.
- 1809 – Бетховен принимает решение остаться в Вене. Такое решение он принимает благодаря подписанию представителями знатных семей Чехии декрета о выплате ему ежегодных субсидий.
- 1810 – Создается произведение посвященное трагедии Гете «Эгмонт».
- 1812 – летом происходит личная встреча с Гете в Теплице. Пишет письмо, которое после станет известно, как «письмо к бессмертной возлюбленной». Проводит благотворительный концерт в Карловых-Варах в пользу погорельцев Бадена.
- 1813 – первое исполнение симфонии №7 во время концерта, на котором присутствовали русский и австрийский императоры, а также участники Венского конгресса. Концерт был посвящен воинам-инвалидам.
- 1814 – в феврале впервые исполняется симфония № 8. Опера «Фиделио» ставится в третьей редакции в «Кёрнт-нертортеатре». Бетховен последний раз выступает пианистом-ансаблистом.
- 1815 – умирает его брат Карл, что приводит к судебным процессам со вдовой, по вопросу опеки над племянником.
- 1823 – заканчивает работу над «Торжественной мессой» и называет ее одним из своих великих творений.
- 1824 – в апреле при содействии Голицына исполняет «Торжественную мессу» в Петербурге. В венском театре на последнем бенефисе композитора, впервые звучит симфония №9. Но к этому моменту слух окончательно утрачен и об аплодисментах он узнает, лишь повернувшись лицом к залу.
- 1825 – планирует написать десятую симфонию и музыку к «Фаусту».
- 1826 – здоровье Бетховена резко ухудшается и в декабре ему проводят первую хирургическую операцию, чтобы спасти от цирроза печени.
- 1827 – зимой проводится три повторных операции. Весной он пишет последние письма к Вегелеру и Мошелесу. 26 марта умирает в Вене, в возрасте 57 лет от пневмонии отягченной водянкой и желтухой.
Личная жизнь, характер, образ жизни
Среди учеников музыканта были Стефан Брейнинг, Джульетта Гвиччарди, Тереза Брунсвик, Доротея Эртман, Фердинанд Рис, Карл Черни. Со всеми учениками завязались дружеские отношения, но к Джульетте он испытывал романтические чувства и хотел жениться. Именно ей посвящена «Лунная соната». Но девушка предпочла в качестве возлюбленного другого композитора — Галленберга, разглядев в нем больший талант.
Джульетта Гвиччарди
Бетховена описывают как неряшливого человека, отличающегося своим помятым внешним видом: небрежность в одежде, неубранные волосы, которые он не причесывал, грязные ботинки. Характер также был скверный. Отличался резкостью, принципиальностью поведения и мировоззрения, но тем не менее искренней добротой к своим друзьям. В музыке прослыл истинным виртуозом, изобрел фортепьянный стиль.
Личная жизнь не сложилась, брака и семьи не было. Влюблённость в своих учениц из семьи Брунсвик – Терезу и Джульетту закончилась безответно. На похоронах Бетховена присутствовало более 20 тысяч человек. В 1862 году его тело подлежало эксгумации в целях исследования, в 1888 – на центральном кладбище Вены перезахоронено.
Великий глухой
Краткая биография Бетховена не может не затронуть катастрофы, произошедшей с ним. Судьба была необычайно щедра на тяжкие испытания. В 28 лет у композитора появились проблемы со здоровьем, их было огромное количество, но все они меркли в сравнении с тем, что у него начала развиваться глухота. Невозможно передать словами, каким это было для него ударом. В своих письмах Бетховен сообщал о страданиях и о том, что смиренно принял бы такую долю, если бы не профессия, подразумевающая наличие идеального слуха. Уши гудели днем и ночью, жизнь превратилась в пытку, и каждый новый день давался с большим трудом.
Отец Людвига любыми способами развивал талант сына
В детстве у Людвига была трудная жизнь. Дом Бетховена был безрадостным местом для родителей и детей. Его отец Иоганн (в то время придворный певец) начал музыкальное образование мальчика с пеленок, причём обучение было скорее пыткой: мальчику приходилось становиться на подставку для ног, чтобы достать до клавиш, а отец стоял рядом с ним, избивая его за каждую ошибку.
Иоганн, приходя домой поздно ночью, сильно пьяный, обычно будил Людвига и заставлял его практиковаться. Такие ночные сеансы часто проводились неким Тобиасом Пфайффером, пианистом и другом семьи, который, как сообщается, страдал бессонницей.
Бетховен также научился играть на органе, скрипке и альте. Несмотря на стресс и страдания во время занятий, он проявил необычайный талант к музыке на ранних этапах.
Юность
Когда умер дедушка, семье совсем стало тяжело в материальном плане. Людвигу пришлось прекратить обучение в школе и пойти работать. Уже в 12-летнем возрасте он помогал придворному органисту. А учёбу продолжил самостоятельно, выучил латынь, итальянский и французский языки, очень много читал, особенно любил Гомера и Плутарха, Гёте, Шиллера и Шекспира.
На это же время приходятся и первые написанные музыкальные произведения Бетховена. Пока он ничего не печатал, позднее он переработал многие свои юношеские сочинения.
В 1787 году Людвигу выпала возможность побывать в Вене – музыкальной столице Европы. Там его импровизации слушал сам Моцарт, который и предрёк парню большое будущее.
К сожалению, юноша был вынужден вернуться домой, при смерти была его мама, а на нём оставались два младших брата и беспутный отец.
Когда умерла мать, Бетховен ещё в течение пяти лет жил и работал в Бонне
Просвещённые городские семейства обратили внимание на одарённого юношу и благодаря его пылкой натуре, жадности к музыке, Бетховен быстро стал вхож в любые музыкальные собрания
Семейство Бройнинг особенно помогало талантливому молодому композитору, они способствовали тому, чтобы он всё-таки продолжил обучение в Вене.
И в 1792 году Людвиг уехал в Вену, где остался до конца своей жизни.
Бетховен и Моцарт
Есть только предположения и неубедительные доказательства того, что Бетховен когда-либо встречался с Моцартом, не говоря уже о том, чтобы учиться у него. Стремясь облегчить его музыкальное развитие, в 1787 году двор отправил Бетховена в Вену, столицу европейской культуры и музыки, где он надеялся учиться у Моцарта.
Предание гласит, что, услышав Бетховена, Моцарт сказал: «Не спускайте с него глаз; когда-нибудь он даст миру повод для разговоров».
Пробыв всего несколько недель в Вене, Бетховен узнал, что его мать заболела, и вернулся домой в Бонн. Оставаясь там, Бетховен продолжал завоевывать репутацию самого многообещающего молодого придворного музыканта города.