8 главных качеств, которыми должен обладать современный учитель

Личностные профессионально значимые качества педагога

К личности учителя предъявляются высокие требования. Согласно Я.А. Коменскому, учителя должны заботиться о том, чтобы быть примером простоты для учеников, в питании и одежде, в деятельности — примером силы и усердия, в поведении — скромности и благопристойности, в речи — искусством беседы и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни. Такой учитель — гордость школы и ее учеников, его почитают родители, и он может исполнять свою должность с достоинством, выше которого нет никого под солнцем.

Совокупность профессионально необходимых качеств и других характеристик учителя определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В его составе в качестве основы профессионализма выделяются психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, с одной стороны, и научно-теоретическая и практическая компетентность, с другой.

В. А. Сластенин выделил профессиональные требования к учителю, которые объединены в профессиограмме в три основных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику педагогической профессии; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная направленность занимает ведущее место в структуре личности учителя. Социально-нравственная ориентация выражается в моральных потребностях, моральных ценностных ориентациях, чувстве общественного долга и гражданской ответственности. Она лежит в основе социальной деятельности учителя. Гражданский педагог предан своему народу, близок к нему. Он не замкнут в узком кругу своих личных забот, его жизнь постоянно связана с жизнью села, города, где он живет и работает (В. А. Сластенин).

Особая роль в структуре личности учителя отводится профессионально-педагогической направленности. Это основа, вокруг которой формируются основные профессионально значимые качества личности учителя. Профессионально-педагогическая направленность — это система чувственно-ценностных отношений, определяющая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих его к самоутверждению в педагогической деятельности и профессиональном общении.

В структуру профессионально-педагогической направленности входят: направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию личности и максимальной самореализации его индивидуальности; направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в области педагогического труда; направленность на профессиональный аспект педагогической профессии (содержание предмета педагогики).

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя включает в себя интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. В основе этой ориентации лежит интерес к профессии, который выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом.

Основой педагогического призвания является любовь к детям. Это фундаментальное качество является предпосылкой для самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методика преподавания математики в начальной школе
  2. Литературное образование дошкольников
  3. Технологии реализации триз в педагогическом процессе доу
  4. Содержание и организация внеурочных занятий для детей с умственной отсталостью по формированию знаний традиций
  5. Конструирование из природного материла как средство развития детского творчества
  6. Внедрение технологий здоровье сбережения в образовательное пространство
  7. Таксономия Б. Блума в разработке заданий по иностранному языку
  8. Теоретические основы организации обучения в начальной школе
  9. Выбор образовательной технологии
  10. Методические структуры педагогической деятельности

Стандарт педагогического образа

Если говорить о педагогической деятельностиможно отметить, что она включает научную и практическую сторону работы. Даже после произошедших изменений в структуре современного образования, педагог сегодня обязан грамотно комбинировать все методики преподавания и быть компетентным в ведении своей профессиональной деятельности.

Для создания подобных условий, в сфере образования произошел ряд преобразований, которые позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход. Он позволяет грамотно построить обучающий процесс, в соответствии с требованиями и нормами установленными государством и раскрыть способности обучающихся.

Определение 2

Под определение “компетентность” подразумевается способность педагога действовать в профессиональных рамках даже в случае неопределенной ситуации.

Определение 3

Профессиональная компетентность представляет собой целостность личностных и профессиональных качеств учителя позволяющих обозначить способность эффективного решения задач возникающих в процессе ведения деятельности.

В компетентностную модель современного учителя можно включить:

  • Профессиональные качества.
  • Цели, ценности, принципы.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические технологии, методики, способы.
  • Профессиональные позиции.

Для удобства понимания представлена схематичная компетентностная модель.

Рисунок 1

Профессионально-педагогические способности и личностные качества педагога

Психологи при обосновании профессиограммы ссылаются на установление перечня педагогических умений, которые представляют собой синтез качеств ума, эмоций и воли человека.

Педагогические способности — это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, которые соответствуют требованиям педагогической деятельности и определяют успешность выполнения этой деятельности. Разница между педагогическими способностями и педагогическими умениями заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, выполняемые человеком на высоком уровне.

Как уже упоминалось выше, сложность педагогической деятельности предполагает широкий спектр навыков, которыми должен обладать учитель. В связи с этим в психолого-педагогической науке существуют различные классификации педагогических умений. Большинство авторов согласны с тем, что существуют общие (необходимые всем учителям, независимо от преподаваемого предмета) и специальные (определяемые спецификой преподаваемого предмета) педагогические умения.

Так, В.А. Крутецкий условно выделяет три группы общепедагогических умений: дидактические, организационно-коммуникативные и личностные.

Дидактические способности.

умение донести информацию до детей, сделать ее доступной, представить материал или проблему ясно и понятно, вызвать интерес к предмету, стимулировать активное, самостоятельное мышление учащихся.
экспрессивно-языковые навыки — это способность выражать мысли и чувства в вербальной форме, окрашенной выразительной мимикой и пантомимой.
академические (когнитивные) навыки связаны с постоянной потребностью учителя углублять и расширять свои знания в области преподаваемого предмета.
распределенное внимание — способность распределять внимание одновременно между двумя или более видами деятельности.
Организационно-коммуникативные навыки.
коммуникативные умения — умения педагогического общения, которые проявляются в способности формировать у себя педагогически осмысленную позицию по отношению к школьникам, определяющую

Стиль и тон отношений с учениками (как с коллективом, так и с отдельными учениками).

  • Педагогический такт — это чувство правильной меры в поведении учителя и обращении с учениками, умение находить наиболее подходящие меры воздействия на учеников с учетом их психического состояния в данное время и в данной ситуации.
  • Организаторские способности учителя проявляются в двух направлениях. Во-первых, в умении организовать коллектив ученика, а во-вторых, в умении организовать себя как субъект педагогической деятельности.
  • Суггестивные способности (в переводе с латинского — «основанные на внушении») проявляются в прямом волевом воздействии учителя на учеников, в его умении предъявлять требования и добиваться их выполнения.

Недостатки профессии педагога

К большому сожалению, в современной России профессию педагога принято считать благородной, но неблагодарной. Почему? Прежде всего, из-за невысокой официальной зарплаты в государственных образовательных организациях. Немалую роль при формировании такого мнения также сыграли такие недостатки, как:

  • фактически ненормированный рабочий день — несмотря на четко регламентированный рабочий график, учителям достаточно часто приходится тратить свое личное время на подготовку к предстоящим занятиям и проверку письменных работ обучающихся;
  • работа в нервной обстановке — в процессе занятий педагогу приходится не только объяснять новый материал, но и следить за дисциплиной, проводить воспитательную работу, заниматься урегулированием возникающих конфликтов и т.д.;
  • большой объем общественной нагрузки — педагогам нередко приходится не только организовывать своих подопечных для участия в тех или иных конкурсах, встречах, олимпиадах или фестивалях, но и принимать в них непосредственное участие;
  • монотонность — из года в год учителя повторяют одну и ту же информацию, и иногда это очень надоедает.

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:

  • во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
  • во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником;
  • в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;
  • в-четвертых, выполнение функций наставника может (и должно!) помочь в развитии педагогической карьеры учителя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе школы;
  • в-пятых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!

Личностные качества человека:

А) способность к эмоционально-волевой саморегуляции ( формируюется с детских лет).

4 стр., 1539 слов

Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных …

… деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, сообразительности, мобильности памяти, живости … и явлениям воплощающими человеческие способности у человека прижизненно формируются способности осуществлять эту деятельность. … художественного образа связано с педагогической деятельностью учителя музыки и занимает определяющее значение в …

Способность дошкольника затормаживать свои желания, эгоистические потребности и интересы А.Н.Леонтьев назвал «первым рождением личности».

Б) наличие у человека развитого сознания и самосознания. Человек становится личностью, считал немецкий философ И.Кант, благодаря самосознанию. Последнее формируется в процессе и в результате познания человеком самого себя, рефлексии и имеет довольно сложную структуру (состоит из 5 звеньев).

В начале у человека формируется более или менее целостная система представлений, понятий и оценочных суждений о самом себе (образ «Я»).

Затем возникает противоречие между реальными качествами и субъективными идеализированными представлениями о себе самом. В процессе самоусовершенствования в той или иной мере преодолевается указанное противоречие между реальными качествами и идеальным образом самого себя, т.е. образом «Я», и достигается внутренняя гармонизация индивида. Такая внутренняя гармонизация является предпосылкой целостности личности и формирования всей ее направленности.

Ключевые компетенции будущего учителя

Как можно заметить, комплекс ключевых компетенций представлен образовательным, коммуникативным, социальным и личностным элементом, которые в совокупности создают модель высокопрофессионального педагога современности.

Вывод

Подводя итоги, можно отметить, что характерными качествами современного педагога являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм. Также, важным элементом является профессиональная компетентность, определяющая качество работы преподавателя.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ-НАСТАВНИКОВ

Как правило, назначение педагогов-наставников осуществляет администрация школы. Однако нельзя пренебрегать советом психолога, который поможет правильно сформировать пару «наставник – подопечный» на основе их психологической совместимости (это можно сделать с помощью элементарного тестирования). Стоит прислушаться и к мнению молодого учителя. Кроме того, при назначении наставника необходимо учитывать следующие показатели:

  • место жительства: хорошо, если наставник и молодой учитель проживают недалеко друг от друга, общение в неформальной обстановке способствует качеству педагогической деятельности;
  • общность интересов: если наставник и подопечный проявляют интерес к одним и тем же вещам, имеют одинаковое хобби, это превращает их в сплоченную пару единомышленников;
  • общая увлеченность конкретной педагогической проблемой: если наставник не заинтересован в ее разрешении, если эта проблема «не его конек», педагогическая помощь не будет эффективной.

Оценка педагогических способностей

Более века назад был сформирован перечень ключевых персонализированных качеств педагога, которые способствуют успешному ведению профессиональной деятельности. Для формирования модели учителя, личность должна обладать такими качествами как:

  • Наблюдательность.
  • Целеустремленность.
  • Трудолюбие.
  • Настойчивость.
  • Скромность.
  • Ораторские способности.
  • Артистичность.

Помимо личностных качеств, коих выделено более пятидесяти, педагог должен обладать и определенными профессиональными качествами.

Определение 1

В понятие профессиональных качеств педагога, вкладываются такие компоненты, как приобретенные за период профессионального обучения специальные знания, навыки, умения, модели поведения, способы мышления и методы ведения деятельности.

Кроме описанных компонентов профессионализма, хорошо подготовленный педагог должен обладать:

  • Эрудицией.
  • Преданностью к своему труду.
  • Научной увлеченностью.
  • Глубокими познаниями своей области преподавания.
  • Методиками ведения деятельности.
  • Психологической подготовкой.
  • Широким культурным кругозором.
  • Педагогическим тактом, техникой, мастерством и многими другими умениями.

Таким образом, профессиональную педагогическую деятельность может осуществлять личность, имеющая обширный комплекс вышеуказанных характеристик и прошедшая подготовку в специализированном учебном заведении.

Полученные профессиональные качества, являются своего рода фундаментом, на котором базируется высокое профессиональное мастерство педагога. Все их можно разделить на несколько совокупных групп, которые характеризуют направленность личности педагога и раскрывают педагогические способности.

Особенности профессии

Быть воспитателем – не только почетно, но и очень ответственно!

Ведь, именно в возрасте от 3-х до 6 лет формируются многие умения и навыки, совершенствуются познавательные способности вашего малыша, начинает расширяться кругозор, появляются первые представления о мире.

И всё это происходит под руководством первого наставника – воспитателя!

Кто, как не педагог дошкольного образования научит резать ножничками, рисовать, а после и писать? Кто будет учить стихи и читать сказки? Обучать дружбе, честности, внимательности и доброте по отношению к детям, взрослым, животным?

Невозможно переоценить значимость этого человека в жизни вашего ребенка, однако порой, можно напротив – недооценить!

Ведущие способности в педагогической деятельности

Кроме вышеперечисленных черт характера, некоторые выделяют и качества, которые являются главными в педагоге:

  • коммуникативность — человек, решивший стать учителем, должен любить людей и уметь общаться с ними;
  • эмпатия (умение сопереживать окружающим) и педагогическая интуиция;
  • учитель должен уметь убеждать с помощью логических доводов и принимать волевые решения;
  • должен быть эмоционально устойчив;
  • оптимизм;
  • творческий подход к работе.

Перечисленные личностные особенности в совокупности с теоретической базой и постоянным применением в профессиональной деятельности и являются педагогической компетентностью.

Характеристика «идеального педагога»

Педагог должен выступать в качестве образца профессионализма, носителя личностных и производственных функций на высоком уровне. При этом идеальным можно назвать учителя, который обладает специфическими качествами:

  1. Как специалист, знает теорию педагогики и психологии. Педагог владеет мастерством, технологиями воспитания и обучения. Он имеет способности рациональной организации труда. Среди профессиональных и личных качеств можно выделить эмоциональную уравновешенность, щедрость, точную и быструю реакцию, убедительную и ясную речь.
  2. Как работник, учитель умеет ставить и достигать цели, а также правильно распределять время. Специалист планомерно и систематически повышает свою квалификацию, нацелен на повышение производительности труда. Также можно выделить способность к творчеству, оптимизм и всестороннее развитие.
  3. Как человек, педагог должен принимать активное участие в жизни общества, иметь высокие моральные принципы и активную позицию в жизни.

Современному учителю частных и общеобразовательных школ присущи такие характеристики, как духовность, религиозность и гуманизм. Кроме того, он должен быть открытым, высоконравственным, иметь критическое отношение к собственным действиям.

Таким образом, преподаватель должен обладать не только профессиональными, но и моральными качествами. Это позволяет добиться контакта с учащимися, воспитывать в детях правильный подход к образованию и коммуникативным навыкам.

# Как составить грамотное резюме учителя

Упор в анкете преподавателя стоит делать на опыте работы, полезных педагогу навыках и достижениях учеников

Отдельное внимание уделите грамматике и лаконичной подаче информации, поскольку прежде чем обучать – необходимо позаботиться о собственном имидже в глазах комиссии по подбору персонала

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГОТОВЫХ АНКЕТ РЕЗЮМЕИдеального резюме не существует! Важно предоставить информацию, которую желает увидеть начальник – удобным для восприятия способом

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГОТОВЫХ АНКЕТ РЕЗЮМЕИдеального резюме не существует! Важно предоставить информацию, которую желает увидеть начальник – удобным для восприятия способом. Создай идеальное резюме онлайн

Создай идеальное резюме онлайн

Как работодателю понять, что вы хороший специалист? С помощью упоминания в резюме профессиональных навыков конечно же. Ведь ими должен обладать каждый педагог:

  • Владение технологиями проектной и исследовательской деятельности;
  • Знание специализированных компьютерных программ;
  • Опыт разработки уроков в рамках проекта “МЭШ”;
  • Опыт классного руководительства;
  • Навыки репетиторства;
  • Грамотная письменная и устная речь;
  • Знание делового этикета;
  • Использование собственных методик проведения занятий;
  • Навыки организации учебного процесса;
  • Знание педагогики и психологии преподавания;
  • Умение заинтересовать учеников;
  • Опыт подготовки к ГИА, ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам;
  • Владеть методологией проведения лабораторных занятий;
  • Навыки составления календарных планов, расписания уроков;
  • Навыки работы с младшими классами;
  • Опыт проведения семинаров;
  • Знание методики преподавания;
  • Опыт ведения учебной документации;
  • Навыки проведения контроля знаний учеников;
  • Индивидуальный подход к ученикам;
  • Свободное владение национальным языком страны преподавания.

Для учителей иностранных языков требуется высокое владение языком их специализации, а также устная и письменная грамотность.

Пожалуй главные качества любого педагога – стрессоустойчивость и искренняя любовь к ученикам, будь то дети или взрослые люди. Но только на этих двух особенностях далеко не зайти. Работодатели ищут педагогов, владеющих следующими личными характеристиками:

  • трудолюбие, работоспособность;
  • дисциплинированность, ответственность;
  • целеустремленность, настойчивость;
  • организованность, наблюдательность;
  • систематическое повышение своего профессионального уровня;
  • стремление постоянно повышать качество обучения.

Мнение эксперта
Екатерина Троицкая
Менеджер по подбору персонала

Не стоит упоминать ВСЕ свои качества. Для хорошего и органичного резюме достаточно упомянуть 3–8 профессиональных качеств, которые помогают вам в работе.

Не существует педагога с совершенно нулевым опытом работы. Благодаря современной системе образования, абсолютно все студенты педагогических ВУЗов обязаны пройти педагогическую практику длительностью в несколько недель. Она проводится с отрывом от учебных занятий.

Студенты полностью погружаются в условия работы педагога. Практика проходит в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, колледжах, профессиональных училищах, лицеях, гимназиях, дошкольных образовательных учреждениях и котируется как полноценный опыт работы.

Составляя резюме стоит упомянуть любую педагогическую практику, будь то вышеупомянутая практика от университета или репетиторство

При недостатке опыта – отдельное внимание уделяется достижениям

Выделите несколько измеримых, конкретных и соответствующих должности фактов из вашей карьеры, которые демонстрируют профессиональную квалификацию и умения преподавателя, например:

Количество учеников.

  • Участие учеников в олимпиадах, их результаты.
  • Наличие лично-разработанных методик обучения.
  • Обучение, стажировка или практика за границей, наличие подтверждающих документов.
  • Результаты ЭГЕ / ОГЭ / ВНО учеников после индивидуальных занятий.

Качества учителя начальных классов

Первый учитель формирует самые основные учебные навыки и умения, закладывает базу для дальнейшего успешного обучения, поэтому его роль трудно переоценить. С 1 по 4 класс начальной школы именно учитель помогает ребенку влиться в процесс обучения, развить социальные навыки, научиться общаться и взаимодействовать с другими людьми, разрешать конфликтные ситуации.

От первого наставника зависит, какой образ школы сформирует и пронесет через годы образования ребенок. В его силах положительно повлиять на учеников, создав дружескую учебную атмосферу, предоставив эмоциональную и рабочую поддержку и воспитав ответственность за свои поступки и уважение к окружающим.

Организаторские способности

Чтобы наиболее полно раскрыть собственные возможности, ученикам необходима соответствующая классная комната – удобная и безопасная. Деятельность учителя на уроке должна быть организована так, чтобы все обучающие материалы были под рукой

Легко потерять внимание класса, даже ненадолго отвлёкшись от урока на поиск материалов в столе или папках

Кроме того, наставник должен уметь организовать и все, что необходимо для работы самим ученикам, ведь для них не меньше, чем для преподавателя, важна возможность быстро найти все, что нужно на уроке. Бумага, карандаши, другие расходные материалы, бумажные салфетки должны лежать так, чтобы ученики могли добраться до них самостоятельно

Это очень важно для того, чтобы дети быстрее освоились с окружающей обстановкой класса и школы в целом

Навыки общения

Чрезвычайно важно умение продуктивно общаться с учениками и их родителями. Для большинства детей начало обучения – первый опыт общения вне дома

Родителям очень важна уверенность, что с их детьми все будет в порядке. Поэтому учителю необходимо постоянно поддерживать связь с родителями, информировать их об успехах ребенка и давать рекомендации о том, как родители могут помочь детям стать более успешными в процессе обучения.

Педагог также должен уметь контактировать с коллегами и администрацией, ведь часто случается так, что руководство учебного заведения недооценивает роль начальных ступеней обучения в общем развитии учеников, особенно это характерно для руководителей, в начале карьеры преподававших в средних и старших классах.

Вместо того, чтобы занимать оборонительную позицию, учителям начальных классов необходимо наглядно доказать руководству важность своей работы: демонстрировать работы учеников, табели текущей успеваемости, приглашать директора и завучей на уроки

Профессиональные навыки

Чтобы быть успешным в своей деятельности, наставник должен быть в курсе новейших исследований в области образования, технологий и методик обучения.

Постоянное самообразование с помощью чтения периодики и веб-сайтов соответствующей тематики позволит эффективно обучать как отстающих учеников, так и отличников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: