Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания
Даже если ваш последний звонок отзвенел давно, будет не лишним сегодня вспомнить падежи из русского языка. Как вы помните ещё со школьных времён, их насчитывается всего шесть.
В отличие от нашего языка, в эстонском их целых 12, а в финском – 15. Если вы сейчас как раз изучаете такой язык, грамматика которого не из лёгких, то эта статья особенно будет вам полезна.
Ниже представлены падежи:
- Именительный
- Родительный
- Дательный
- Винительный
- Творительный
- Предложный
Наверняка, учась ещё в начальной школе, запоминание этих шести падежей составляло для вас трудность…Поэтому на уроках вы старались уложить в свою память названия всех падежей при помощи акростихов.
Акростихи
– это стихи, в которых первые буквы слов совпадают с первыми буквами названий падежей. Стихов для запоминания падежей множество, но самый распространённый среди них – это конечно же:
Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку.
Также представляю вашему вниманию другие стихи:
Иван рубил дрова Варвара Топила Печку
Имя Родители Дали Винительный Творцом Предложили
Иван Рубил Дрова Велел Тащить Пилу
Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
О том, как быстро запоминать стихи,
Сейчас для нас такое запоминание со стихами не представляется сложным, но для учеников начальных классов оно может быть отнюдь непростым. Поэтому в данной статье я хочу представить вам пример запоминания падежей с помощью визуальных образов.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
Как отличить именительный и винительный падежи:
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
Как отличить родительный и винительный падежи:
Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
Лапа (кого?) куницы — Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.
Проверяем:
Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.
Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д. п. — написала письмо бабушке Наташе – бабушку зовут Наташа
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи – это Наташина бабушка
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей. Д
п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Падеж имен существительных
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Характеристика падежей:
Вспомогательные слова
Падежные вопросы Смысловые вопросы Именительный есть
Кто? лис а
Что? земл я
Что?
Родительный нет
Кого? лис ы
Чего? земл и
Кому? лис е
Чему? земл е
Где? Как? Винительный вижу
Кого? лис у
Что? земл ю
Где? Куда? Творительный доволен
Кем? лис ой
Чем? земл ей
Где? Как? Предложный думаю
О ком? о лис е
О чем? о земл е
Где?
Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
- Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
- По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.
Над волнами кружили чайки.
Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.
Предлоги падежей
Именительный падеж – предлогов нет.
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.
Дательный падеж: к, по.
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
Как отличить именительный и винительный падежи:
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
Как отличить родительный и винительный падежи:
Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ –ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
Лапа (кого?) куниц ы – Р.п. / вижу (кого?) куниц у – В. п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медвед я – вижу (кого?) медвед я .
Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.
Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с» :
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д. п. – написала письмо бабушке Наташе – бабушку зовут Наташа
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи – это Наташина бабушка
Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей. Д
п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/8
Падежи местоимений
Падеж местоимений – это изменяемый (непостоянный) грамматический признак данной части речи. В русском языке по падежам склоняются местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.
Примеры: у нашего дома, каждое утро, вам принесли газету, кто-то решил задачу, сколько тетрадей не хватает.
Чтобы определить падеж местоимения, достаточно поставить к нему вопрос. В отличие от других именных частей речи, у местоимений не всегда можно определить падеж по окончанию, так как многие формы являются супплетивными (образованными от другого корня). Предлагаем для определения падежей местоимений таблицы с примерами по каждой группе слов.
К местоимениям-существительным относятся все личные местоимения, возвратное местоимение, а также относительные (вопросительные) местоимения кто, что и производные от них (никто, кто-либо, что-то).
Падежи | Личные местоимения | Относительные и образованные от относительных | Возвратное | ||||||||
Единственное число | Множественное число | ||||||||||
1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо | 1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо | Одушевленные | Неодушевленные | ||||
М. р. | С. р. | Ж. р. | |||||||||
И. п. (Кто? Что?) | я | ты | он | оно | она | мы | вы | они | кто | что | – |
Р. п. (Кого? Чего?) | меня | тебя | его | ее | нас | вас | их | кого | чего | себя | |
Д. п. (Кому? Чему?) | мне | тебе | ему | ей | нам | вам | им | кому | чему | себе | |
В. п. (Кого? Что?) | меня | тебя | его | ее | нас | вас | их | кого | что | себя | |
Т. п. (Кем? Чем?) | мной | тобой | им | ею | нами | вами | ими | кем | чем | собой (собою) | |
П. п. (О ком? О чем?) | обо мне | о тебе | о нем | о ней | о нас | о вас | о них | о ком | о чем | о себе |
- У личных местоимений третьего лица в косвенных падежах при употреблении с предлогами к падежной форме присоединяется приставка н- (позвать ее – гостить у нее, подарить ему – соскучиться по нему).
- У неопределенных местоимений некто и нечто есть только формы И. п. (некто, нечто) и В. п. (нечто).
- У неопределенных местоимений с приставкой кое-, а также у отрицательных местоимений при употреблении с предлогами предлог пишется между приставкой и местоимением (кое-кто – кое у кого, ничто – ни о чем, кое-чей – кое для чьего).
К местоимениям-прилагательным относятся местоимения с грамматическими признаками прилагательных. Падеж у местоимений-прилагательных, как и у имен прилагательных, обычно определяется по падежу существительного, с которым они согласуются (у моего дома – Р. п., тем детям – Д. п.).
Падежи | Единственное число | Множественное число | ||
М. р. | С. р. | Ж. р. | ||
И. п. | твой,чей,какой,всякий,этот | твое,чье,какое,всякое,это | твоя,чья,какая,всякая,эта | твои,чьи,какие,всякие,эти |
Р. п. (Какого? Чьего?) | твоего,чьего,какого,всякого,этого | твоей,чьей,какой,всякой,этой | твоих,чьих,каких,всяких,этих | |
Д. п. (Какому? Чьему?) | твоему,чьему,какому,всякому,этому | твоей,чьей,какой,всякой,этой | твоим,чьим,каким,всяким,этим | |
В. п. (Какого? Чьего?) | твоего,чьего,какого,всякого,этого | твое,чье,какое,всякое,это | твою,чью,какую,всякую,эту | твои/твоих,чьи/чьих,какие/каких,всякие/всяких,эти/этих |
Т. п. (Каким? Чьим?) | твоим,чьим,каким,всяким,этим | твоей,чьей,какой,всякой,этой | твоими,чьими,какими,всякими,этими | |
П. п. (О каком? О чьем?) | о твоем,о чьем,о каком,о всяком,об этом | о твоей,о чьей,о какой,о всякой,об этой | о твоих,о чьих,о каких,о всяких,об этих |
Местоимения-числительные представлены указательным местоимением столько, относительным сколько, а также производными от него (несколько, сколько-то, сколько-нибудь).
Падежи | Примеры |
И. п. | сколько |
Р. п. | скольких |
Д. п. | скольким |
В. п. | сколько (скольких) |
Т. п. | сколькими |
П. п. | о скольких |
Будь в числе первых на доске почета
Все существующие падежи русского языка
1) Именительный падеж — кто?, что?2) Родительный падеж — нет кого?, чего?3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);6) Предложный падеж — думать о ком?, о чём?
7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!
Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?
9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?
10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).
11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).
14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).
15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.
Падежей в русском языке не так уж много – всего шесть. Но их незнание способно создать немало проблем: неправильное выражение мыслей и грубые ошибки во время письма. Зачастую школьники испытывают трудности, когда нужно выучить падежи, и в результате путают их. С грамотной помощью ребенок будет справляться с ними на раз-два. А наша статья подскажет, что для этого необходимо.
Как родителям правильно помочь ребенку освоить падежи
Итак, что же нужно сделать, чтобы объяснить этот раздел русского языка:
- Покажите на примере значимость падежей.
Для начала, малышу нужно осознать, что без этих непонятных падежей никак не обойтись. Придумайте фразу, которая будет иметь ошибки в падежах. Например: «Мы пойдем с мальчик Миша в магазин за конфеты». Велика вероятность, что ученик сразу поймет, где зарыта собака, и скажет, в чем заключаются ошибки. Отлично, первый этап обучения прошел успешно!
- Игра поможет запомнить названия падежей.
Кто из вас не знает стих: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Выучите с малышом эту фразу, объясняя, что первая буква каждого слова – это начало названия падежа. А теперь повторите их названия. Предложите ребенку самому назвать падежи, используя стих-подсказку.
- Ключевые вопросы.
Здесь придется попотеть подольше. Облегчить задачу поможет разбор смысла каждого падежа. Например, Именительный — образован от слова «имя». То есть он называет все, что мы видим вокруг: людей, дома, животных, сладости и т. д. А так как у нас есть одушевленные и неодушевленные слова, то, соответственно, он может отвечать на вопрос «кто?» или «что?». Или Винительный падеж – образован от слова «вина». То есть он призван обвинять. А обвинить можно кого-то или что-то. Отсюда и соответствующие вопросы: «кого?» и «что?».
Очень важно объяснить школьнику отличие Родительного падежа от Винительного, ведь первый вопрос – «кого?» у них совпадает. Дело в том, что чаще всего, Родительным падежом обозначаются части предмета (стакан сахара) либо сравнение (выше гриба, ниже дерева)
Что касается Винительного, то он используется для обозначения пространства и времени (видеть гору), а также связи действий с предметами (продать велосипед).
- На каждый падеж нужен пример, а лучше, не один.
Придумайте вместе с ребенком фразы, которые наиболее удачно демонстрировали бы тот или иной падеж в действии. Например: «Я недоволен котом, который уронил горшок с цветком» («кем?» — Творительный падеж); «Я решил отдать любимую конфету Маше» («кому?» — Дательный падеж) и др.
Возможно вам также понравится:
Ребенок просится домой из детского лагеря — что делать родителям?
Как научить ребенка правильно писать в тетради и отступать линейки клетки
Как научить ребенка быстро писать под диктовку
Как развить память и внимание у школьника. Упражнения
Как тренировать и развивать дикцию и голос у ребенка
Что делать если ребенок все подряд тянет в рот. В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам
В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам.
Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.
Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.
Конечно, тему объясняют в школе. Но часто бывает, что ребенок приходит из школы и говорит, что ничего не понял.
Кроме того, все больше родителей и детей проходят школьную программу дома, на семейном обучении.
И в том и другом случае сложную тему надо объяснять родителям.
О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.
1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой
Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги “Веселая грамматика”
Буквы и природа
М. Яснов
Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.
Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.
У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!
А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!
Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).
У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!
А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!
Изменение существительных по падежам: как называется?
Изменение существительных по падежам —
называется склонением.
Склонение
– это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.
Существительное
– это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?
Охватывает весьма обширные понятия:
-
название предметов
(стул, нож, книга) -
обозначение лиц
(женщина, младенец, вегетарианец) -
именование живых существ
(дельфин, кот, амеба) -
название субстанций
(кофе, желатин, крахмал) -
термины различных факторов и случаев
(пожар, антракт, переписка) -
обозначение всех пребываний, действий и свойств
(плаксивость, оптимизм, бег)
Существуют шесть разных падежей:
- именительный
- родительный
- дательный
- винительный
- творительный
- предложный
Падежи в русском языке
По правилам русского языка, падежей всего шесть, а у каждого из них — свои вопросы. Соответственно, слова будут меняться в зависимости от них. Для улучшения восприятия и запоминания специалисты рекомендуют использовать несколько полезных методик, чтобы раз и навсегда «поместить» шесть слов в память.
Для начала можно попробовать просто их запомнить по установленному порядку:
- Именительный.
- Родительный.
- Дательный.
- Винительный.
- Творительный.
- Предложный.
В школе у большинства учеников возникают проблемы с запоминанием правил. Потому учителя рассказывают стихи, которые можно использовать. Они старые, но подходят для обучения и современных школьников.
В некоторых акростихах первые буквы слов совпадают с названиями падежей. Есть множество подобных считалок-поговорок для запоминания, а самым распространенным считается следующий: Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.
Благодаря такому простому стишку можно помочь ребенку эффективно и быстро выучить порядок падежей и их названия. Необходимо только сразу указать, что каждое слово начинается с той буквой, с которой пишется падеж.
Игровой метод — запомнить падежи русского языка в стишках (как выбрать подходящий, должны решить сами родители или ребенок):
- Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
- Иван дал Юлии тетрадь подержать.
Взрослому человек не составит труда запомнить такие простые стишки, но для ученика начальных классов это может показаться довольно сложной задачей. Поэтому необходимо более подробно разобрать рассматриваемый вопрос, чтобы объяснить ребенку все нюансы.
Имеющиеся вопросы
Для начала необходимо каждый падеж рассмотреть отдельно.
К конкретному падежу нужно задавать определенные вопросы:
- Именительный. Это один из самых простых падежей, который довольно легко запомнить. Слова в этом случае меняться не будут. Вопрос: Кто? Что? (Кто? — Слон. Что? — Яблоко).
- Родительный. Чтобы перевести слово в родительный падеж, необходимо задать вопрос: Нет чего? Нет кого? (Нет кого? — Собаки. Нет чего? — Ручки). Если всё равно возникли сложности с запоминанием, то есть другие вопросы, схожие с самим названием: Вы родители чего? Вы родители кого. (Вы родители кого? — Девочки. Вы родители чего? — Кустарника).
- Дательный. Дать чему? Дать кому? (Дать кому? — Кошке. Дать чему? — игрушкам).
- Винительный. Самым простой способ запомнить падеж — понять, что этот вопрос будет точно соответствовать его названию: Винить что? Винить кого? (Винить кого? — подростка. Винить что? — Арбуз).
- Творительный падеж тоже созвучен с названием: Сотворен чем? Сотворен кем? (Сотворен кем? — Человеком. Сотворен чем? — Плащом).
- Предложный. Необходимо использовать предлоги (на что указывает название). Вопрос: Говорить о чём? Говорить о ком? (Говорить о ком? — О дяде. Говорить о чём? — о брелоке).
Чтобы запомнить падежи с вопросами, необходимо немного попрактиковаться (множественный подход всегда помогает). Для этого нужно воспользоваться тренажером-шпаргалкой — взять абсолютно любое животное, которое первое придет на ум, и задать соответствующий вопрос, чтобы просклонять:
- Именительный. Кто? Лось.
- Родительный. Кого? Лося.
- Дательный. Дать кому? Лосю.
- Винительный. Винить кого? Лося.
- Творительный. Сотворен кем? Лосем.
- Предложный. Говорить о ком? О лосе.
Упражнения — довольно простой способ выучить падежи и вопросы к ним.
Падежи существительных
В русском языке насчитывается шесть падежей: именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж и предложный падеж.
1. Именительный падеж — это начальная форма слова, которая употребляется для наименования предметов.
Именительный падеж отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Например:
- кто? — друг, соседка, учитель
- что? — пруд, веселье, школа
Запомните, что именительный падеж употребляется без предлога и в предложении выступает в качестве подлежащего или именной части сказуемого.
Например:
Мой друг учится в пятой школе. («друг» — это имя существительное)
2. Родительный падеж
Родительный падеж обозначает отсутствие предмета, указание места, причины, цели и отвечает на вопросы «кого?», «чего?».
Например:
- нет (кого?) друга, учителя, брата,
- нет (чего?) денег, удачи, кровати, дома
Существительные родительного падежа могут употребляться, как с предлогами, так и без них.
нет (чего?) дороги — припарковался (у чего?) у дороги.
С родительным падежом чаще всего употребляются следующие предлоги:
- от (от дороги)
- до (до дороги)
- для (для дороги)
- из-за (из-за дороги)
- у (у дороги)
- без (без дороги)
- ради (ради дороги)
- вокруг (вокруг дороги)
- около (около дороги)
- мимо (мимо дороги) и др.
3. Дательный падеж
Дательный падеж употребляется для обозначения адресата и отвечает на вопросы «кому?», «чему?».
Например:
- Дам книгу (кому?) папе, учителю, сыну.
- Дам (чему?) спокойствию, веселью, ненависти.
С дательным падежом употребляются следующие предлоги:
- к (к морю, к реке, к маме)
- благодаря (благодаря маме, благодаря отцу)
- согласно (согласно сценарию, согласно руководству)
- вопреки (вопреки ожиданиям)
- наперекор (наперекор судьбе)
- навстречу (навстречу счастью, навстречу маме)
4. Винительный падеж
Винительный падеж существительного употребляется для обозначения объекта действия.
Винительный падеж отвечает на следующие вопросы:
- кого? (вижу (кого?) маму, отца, руководителя)
- что? (вижу (что?) дом, усадьбу, крышу)С существительными в форме винительного падежа употребляются следующие предлоги:
- в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.
5. Творительный падеж
Творительный падеж существительного употребляется в значении совместности, места, причины и отвечает на вопросы «кем?» «чем?».
Например:
- Горжусь (кем?) мамой
- Любуюсь (чем?) платьем
С творительным падежом употребляются следующие предлоги предлоги: с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно.
6. Предложный падеж
Предложный падеж существительного употребляется для обозначения объекта размышлений, объекта действий или места и отвечает на вопросы «о ком?» «о чём?».
Например:
- Забочусь о ком? о дедушке
- Расскажу о чём? о молодости
Существительное в форме предложного падежа употребляется со следующими предлогами: при, в, на, о, об, по.
Соединение образов на падежи
На данном этапе запоминания необходимо последовательно связать образы на падежи. Сделать это можно с помощью метода «Цепочка», «Необычная история» или «Локации».
Способ «Цепочка»
Начиная с образа на именительный падеж, присоединяем друг за другом картинки на остальные падежи. Непосредственно сами связи должны представляться нами чётко, иметь необычный характер.
Также вы должны для закрепления удерживать их в воображении 5-7 секунд.
Пример:
На бейдже висит родственник, у этого родственника в зубах календарь. Из календаря торчит бутылка. За горлышко бутылки держится Иисус, а у него на голове коробочка с кольцом.
Способ «Необычная история»
Образы на падежи соединим с помощью истории, в которой один образ будет вытекать из другого.
Пример:
Из бейджа вылезает родственник, у родственника из кармана падает календарь, календарь разбил бутылку вина. По осколкам от бутылки вина идёт Иисус и несёт в руках коробочку с кольцом, чтобы сделать вам предложение.
О том, как выучить падежи, смотрите моё видео:
Способ «Локации»
Чтобы запомнить падежи с помощью локаций, можно воспользоваться методом «Коттедж» или методом «Городки». Вам необходимо подготовить 6 локаций в вашей комнате или на уличном маршруте.
Образы локаций с образами на падежи удерживайте в течение 5-7 секунд.
Пример:
- Диван –в диван воткнут большой бейдж;
- Шкаф –Родственник сидит в шкафу;
- Кресло –большой календарь врос в кресло и так далее…
После того, как вы запомнили падежи одним из предложенных способов, вам следует далее воспользоваться интервальным повторением, суть которого заключается в периодическом вспоминании этих образов ближайшие 3-4 дня.
Так вы сможете надолго запомнить этот вид информации.
Как вы теперь считаете, действительно ли такой способ запоминания легче по сравнению с акростихами? Предложите такой метод вашим детям, младшим братьям/сестрам или племянникам, которые возможно как раз сейчас изучают падежи.
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку… помните?
А помните названия падежей?))) Помните..? молодцы))) Именительный, родительный, …………………… А зачем они нужны нам были? Знаете?.. ну это другой вопрос и большая тема.
Эта смешная фраза про Ивана не что иное, как пример мнемотехники — приема запоминания. То есть при запоминании создаются искусственные ассоциации. В данном случае про Ивана — глупость несусветная, она то и запоминается.
Еще пример мнемотехники? Вот. Как запоминать комбинации цифр: каждой цифре присваивается одна буква: 1 — Р
аз, 2 — Д
ва, 3 — Т
ри, 4 — Ч
етыре, 5 — П
ять, 6 —Ш
есть, 7 — С
емь, 8 — В
осемь, 9 — З
(Д уже есть, а девятка напоминает букву З), 0 — Н
оль. Далее к номеру подставляй буквы и придумывай словосочетание (между согласными вставляй гласные), которое из головы у тебя уже точно не вылетит. Например, номер 526-21-37 — ПДШДРТС — «ПойДеШь ДРаТьСя?».
Вот еще пример механического запоминания. Уже не бессмыслица вроде, а целое стихотворение.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Ничего не навеяло?))) Оскомина? воспоминания до дрожи… или улыбка? Да.. оттуда же.. русский язык родной и богатый.
Чего только не придумают, чтобы запомнить незапоминаемое))) Про фазана еще.. ну, это физика…
Но специалисты советуют все же запоминать осмысленно. Это во много раз эффективней механического запоминания.
Несложное упражнение, которое можно практиковать везде: «смотри как фотоаппарат, слушай как магнитофон». Представь что ты — фотоаппарат, который сделал снимок увиденного, или магнитофон, который записал разговор. Или вообще — видеокамера, которая делает и то, и то. Затем отведи взгляд или закрой глаза, сконцентрируйся и начинай восстанавливать в подробных деталях все, что увидел и услышал. А после осмотри обстановку еще раз и пойми, что упустил, а что нафантазировал. Такое регулярное занятие серьезно улучшит твою внимательность и память.
Я до сих пор помню красоты Алтая. Была в настоящем походе 3 категории сложности. Выдержала, чем горжусь, хотя спортсменка та еще… Так про красоты.. Стояла на закате, смотрела на горы и старалась запомнить всю эту удивительную красоту. Тоже представила себя фотоаппаратом. И запоминала…
Ну, вернемся к русскому языку. Вот наткнулась сегодня на «прикольные» запоминалки. Отчего-то грустно стало.
Как запомнить падежи?
Даже если ваш последний звонок отзвенел давно, будет не лишним сегодня вспомнить падежи из русского языка. Как вы помните ещё со школьных времён, их насчитывается всего шесть.
В отличие от нашего языка, в эстонском их целых 12, а в финском – 15. Если вы сейчас как раз изучаете такой язык, грамматика которого не из лёгких, то эта статья особенно будет вам полезна.
Ниже представлены падежи:
- Именительный
- Родительный
- Дательный
- Винительный
- Творительный
- Предложный
Наверняка, учась ещё в начальной школе, запоминание этих шести падежей составляло для вас трудность…Поэтому на уроках вы старались уложить в свою память названия всех падежей при помощи акростихов.
Акростихи – это стихи, в которых первые буквы слов совпадают с первыми буквами названий падежей. Стихов для запоминания падежей множество, но самый распространённый среди них – это конечно же:
Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку.
Также представляю вашему вниманию другие стихи:
Иван рубил дрова Варвара Топила Печку
Имя Родители Дали Винительный Творцом Предложили
Иван Рубил Дрова Велел Тащить Пилу
Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
О том, как быстро запоминать стихи, читайте здесь.
Сейчас для нас такое запоминание со стихами не представляется сложным, но для учеников начальных классов оно может быть отнюдь непростым. Поэтому в данной статье я хочу представить вам пример запоминания падежей с помощью визуальных образов.