Сказка о бедном и богатом братьях, волшебной курице, скатерти и дудочке 🌜 белорусская народная сказка

Сделал как черт велел

Сделал мужик, как велел черт, смотрит — опять перед ним хоромы.

— Смотри,— говорит черт,— ничего не бери, кроме скатерти!

Опять стали угощать мужика неведомые люди, а затем говорят?

— Ну, что возьмешь: золота или серебра?

— Ничего мне не надо,— отвечает мужик,— дайте мне только вот эту скатерть!

— Ну, что с тобой поделаешь? Возьми!..

Взял мужик скатерть и отправился домой. Идет и говорит сам себе:

— Ну, что я буду делать с этой скатертью?

А навстречу мужику черт.

— Возьми,— говорит,— тряхни своей скатертью, и будет у тебя все что нужно.

Тряхнул мужик скатертью, и откуда только взялись напитки: разные, всевозможные яства, тут тебе все: и музыка и хоромы.

Поел мужик, выпил, выспался и пошел дальше. Стоит на дороге кабак. Зашел мужик в кабак и давай хвалиться кабатчице. Кабатчица напоила его допьяна, лег он спать, а скатерть положил под голову. Кабатчица дождалась, пока он уснул, и подменила скатерть. Проснулся мужик, схватил скатерть и пошел домой.

— Ну,— говорит он жене,— теперь мы с тобой заживем! Смотри-ка, что я сделаю.

Тряхнул мужик скатертью, а из нее нет ничего. Жена и говорит:

— Который раз ты меня обманываешь!

Волшебная сказка-«Перышко Финиста Ясна сокола» Композиция сказки

Сегодня наш разговор пойдет о волшебной сказке. Почему ее так называют? А потому , что в этих сказках происходят совершенно невероятные вещи, творятся чудеса, и только волшебные спасители помогают герою выбраться из беды, в которую он попал. Мы уже говорили об особенностях и сюжете волшебной сказки, а сегодня мы попробуем в сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» увидеть воочию, по каким законам строится волшебная сказка, какова ее композиция

В волшебной сказке обязательны такие элементы композиции:

Зачин сказки.( ее сказочное начало «В некотором царстве, в некотором государстве, жили- были, было ли, не было ,не ведаю…)

Завязка ( начало истории, знакомство героев, формулировка запрета, который нельзя нарушать)

Причинение вреда герою или беда, которая происходит из-за нарушения какого-то запрета.(А запрет должен быть нарушен обязательно!)

Снаряжение героя (или героини) в путь ( обычно в Тридевятое царство .в Тридесятое государство, вызволять суженого ( суженую)

Встреча с Бабой-Ягой и получение волшебного помощника.( без волшебных помощников беду не избыть)

Встреча. Исправление беды с помощью волшебных помощников. (самим – невозможно!)

Бегство ( возможно, спасение от погони или преодоление других препятствий)

Концовка. Свадьба. ( возможно, и наказание виновников)

Поиски.Встреча с Бабой-Ягой. Получение волшебных помошников или вещей

Но самому герою не справиться с бедой. И тут , если он все выполняет как надо , появляются волшебные помощники или волшебные предметы, с помощью которых можно исправить вред

Шла-шла, пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала: приходит к избушке и стучится: «Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи». Отвечает старушка: «Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?» — «Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола». — «Ну, красна девица, далеко ж тебе искать будет!» Наутро говорит старуха: «Ступай теперь к моей середней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце; станешь кудель прясть — золотая нитка потянется». Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи! Девица поблагодарила старуху и пошла за клубочком

Долго ли, коротко ли, другая пара башмаков изношена, другой посох изломан, еще каменная просвира изглодана; наконец прикатился клубочек к избушке. Она постучалась: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». — «Милости просим! — отвечает старушка. — Куда идешь, красная девица?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Далеко ж тебе искать будет!» Поутру дает ей старушка серебряное блюдо и золотое яичко и посылает к своей старшей сестре: она-де знает, где найти Финиста ясна сокола!

Простилась красна девица со старухою и пошла в путь-дорогу; шла-шла, третья пара башмаков истоптана, третий посох изломан, и последняя просвира изглодана — прикатился клубочек к избушке. Стучится и говорит странница: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». Опять вышла старушка: «Поди, голубушка! Милости просим! Откудова идешь и куда путь держишь?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Ох, трудно, трудно отыскать его! Он живет теперь в этаком-то городе, на просвирниной дочери там женился». Наутро говорит старуха красной девице: «Вот тебе подарок: золотое пялечко да иголочка; ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать будет. Ну, теперь ступай с богом и наймись к просвирне в работницы».

Этим волшебным помощником может быть старушка, старичок, Яга, серый волк – общее в них то, что без их помощи герою никогда не пройти испытание

Иди в пастухи

И Владислав пошёл в пастухи. Он следил за коровами, играл на дудочке и чувствовал себя прескверно. Сидя однажды на поляне, он увидел дым, идущий из чащи леса. Прибежав туда, он обнаружил огромный белый камень, объятый пламенем. На камне металась из стороны в сторону большая ящерица. Владислав взял палку и помог ящерице выбраться из огня. Как только он это сделал, ящерица вмиг превратилась в маленькую старушку.

– Здравствуй, добрый юноша! – сказала она. – Ты спас меня, и я обещала твоей матери сделать тебя счастливым. Пойдём со мной. О коровах не беспокойся, мои слуги ящерки присмотрят за ними.

Старушка привела юношу в глубокую пещеру. В ней росла красивая золотая яблоня с золотыми яблоками. По обе стороны от неё высились груды рубинов и сапфиров. Старушка повернулась к Владиславу и сказала:

– Выбирай, что тебе по душе. Если ты возьмёшь рубины, то будешь самым красивым юношей на свете; если тебе хочется сапфиров, ты будешь самым богатым, а если тебе по душе золотые яблоки, то ты останешься беден, но принесёшь радость матери и пользу людям.

Не колеблясь ни минуты, Владислав выбрал яблоки.

– Ты правильно сделал, сынок, – сказала старушка. – Это не простая яблоня. Каждое утро она стряхивает свои листья, и каждый вечер на ней появляются золотые яблоки. Они могут излечить любую болезнь. Но ты никогда не должен лечить людей за деньги – только бескорыстно.

Владислав посадил яблоню у себя в саду, и в тот же вечер все больные в посёлке выздоровели. Вскоре о чудесах узнали больные из соседних посёлков и потянулись к Владиславу рекой. Король также узнал о нём. А в это время он как раз простудился и лежал в постели больной. Доктор-немец старался, но не смог вылечить его, французский доктор тоже не сумел облегчить его мучения, а турецкий лекарь своими премудростями свёл на нет всё хорошее, что сделали первые двое. Поэтому король велел разыскать Владислава и сказать, чтобы тот выкопал свою яблоню и доставил её во дворец, к королю. Слуги исполнили приказ.

Беларускiя народныя казкi — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Беларускiя народныя казкi

Каток зь Пеўнікам ды Ліска

Жылі-былі каток і пеўнік. Збудавалі яны хатку пры лесе.

Кажа раз каток пеўніку:

— Я пайду ў лес на ўловы, а ты зачыніся й нікога ня пускай у хатку. — І пайшоў.

Ажно прыбягае ліска пад акенца ды просіць:

— Пеўнік, пеўнік, адчыні! Памяла мне пазыч. Прыехалі госьці з Замосьця, няма чым печ вымесьці, пірагі пячы.

А пеўнік на гэта:

— Зводзіш ты мяне, зводзіш, — ты мяне абманеш. — Не адчыню я хаткі й табе нічога ня дам.

— Ах, які-ж ты злосны! — кажа ліска.

— А я не маню, каб я жыла. Ну, калі ня верыш, дык падай мне памяло праз аконца, галубок!

Адчыніў пеўнік акенца і дае ёй памяло, а ліска не за памяло, а за яго ды наўцекі.

Стаў пеўнік галасіць:

Коціку-браціку, Мяне ліска схапіла, Зубамі крыльцы шчаміла, Ды нясе мяне ў цёмныя лясы, За высокія горы, У глыбокія норы! Ратуй мяне!

Шкада стала коціку пеўніка. Ён, як мага ў пагоню пагнаўся. Лісіцу дагнаў, за валасы надраў, пеўніка адабраў.

— Ну — кажа пеўніку: — глядзі-ж больш нікому не адчыняй хаткі. Бо цяпер пайду далей, за горы.

І ў другі раз прыбягае ліска.

— Пеўнік, пеўнік, адчыні! Пазыч мне лапату, прыехалі госьці з Замосьця, няма чым пірагі ў печ садзіць.

— Не, — кажа пеўнік, — не адчыню, бо ты мяне зрадзіш.

— Не, не, пеўнічку, далібо не абману.

Дык пеўнік, як добры дурань, адчыніў дзьверы і дае лапату, а ліска за пеўнічка і ў ногі.

Яшчэ мацней стаў крычаць пеўнік:

Коціку-браціку, Мяне ліска схапіла, Зубамі крыльцы шчаміла, Ды нясе мяне ў цёмныя лясы, За высокія горы, У глыбокія норы! Ратуй мяне!

Чуць толькі пачуў коцік пеўнікаў крык. Бегчы ды бегчы, бегчы ды бегчы — насілу дагнаў ліску зь пеўнікам. Калі-ж узлаваўся каток, як стаў лісіцу за патыліцу драць! Пусьціла лісіца пеўніка ды ходу.

Прывёў коцік пеўніка дахаты.

Назаўтра йзноў кажа яму:

— Сяньня я пайду яшчэ далей. А ты-ж глядзі, не ашукайся. Бо калі йзноў паслухаеш ліскі, дык яна цябе зьесьць.

Ліска пад акном пільнавала. Як толькі каток адыйшоўся, яна йзноў пад аконца прыбегла.

— Пеўнік, пеўнік, адчыні! Ехалі баяры, рассыпалі проса, няма каму пазьбіраць! Ідзі памажы.

— Хлусіш. Ты йзноў хочаш мяне ашукаць, — кажа пеўнік.

А ліска хітра сьмяецца ды кажа:

— А які-ж ты недаверлівы! Ды глянь-жа сам, калі ня верыш! А я пабягу хутчэй зьбіраць проса. — І сьхілілася за сьцяну.

Выхінуўся пеўнік праз аконца, а ліска — хоп — за яго ды ў лес.

Крычэў, крычэў пеўнік, але коцік яго ўжо не пачуў.

Прыходзіць коцік дамоў, а ў хатцы нікога няма, і аконца адчынена. Здагадаўся коцік, што ліска такі схапіла пеўніка.

Горка стала коціку. І пачаў ён у дарогу зьбірацца, пеўніка ратаваць. Надзеў боты-скараходы, да боку шаблю прычапіў, узяў з сабою скрыпачку й пайшоў.

Ішоў ды ішоў, ішоў ды ішоў, сустракае зайчыка.

— Зайчык, зайчык! Ці ня бачыў ты ліскі бягучы, пеўніка нясучы?

— Бачыў, — кажа зайчык вось у тую нару пабегла.

А тым часам у лісчынай хатцы ўжо ў печы паліцца, ў сагане вада грэецца, нож ляжыць навостраны пеўніка рэзаць.

Сеў каток каля нары, на скрыпцы зайграў ды й запяяў:

Дылі, дылі, скрыпачка, Залатыя струначкі! А ў норцы лісачка, А ў ліскі новы двор, Тры дачкі на выбор.

Ліска перапыніла работу на кухні. Пасылае старэйшую дачку Чучалку:

— Паглядзі, Чучалка, што там за паніч пад варотамі пяе?

Выйшла Чучалка, а коцік яе — хапець за карак, — ды ў торбу. А сам яшчэ гучней грае ды сьпявае:

Дылі, дылі, скрыпачка, Залатыя струначкі! А ў норцы лісачка, А ў ліскі новы двор, Тры дачкі на выбор.

Пасылае ліска сярэднюю дачку Пачучалку.

— Схадзі, паглядзі, Пачучалка, чаму гэта Чучалка так забавілася, мабыць, дужа важныя панічы прыехалі?

Выбегла Пачучалка, падскокваючы, за вароты. А коцік яе — хапець за карак, — ды ў торбу. А сам яшчэ гучней грае ды сьпявае:

Дылі, дылі, скрыпачка, Залатыя струначкі! А ў норцы лісачка, А ў ліскі новы двор, Тры дачкі на выбор. Адна тая Чучалка харошая, Другая Пачучалка прыгожая А трэйцяя меншая, Мабыць прыгажэйшая.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Читательский дневник по русской народной сказке «Волшебная дудочка»

Название: «Волшебная дудочка».

Число страниц: 9.

Жанр произведения: волшебная сказка.

Главные герои: старик, мачеха, сестра, падчерица.

Второстепенные герои: странник.

Характеристика главных героев:

Падчерица — добрая и трудолюбивая девушка.

Правильно воспитана и никогда не показывает своей слабости другим.

Из-за скупости мачехи была утоплена, но позже ожила.

Мачеха и дочка — злые и скупые.

Ленивые и хитрые.

Хотели, чтоб всё богатство досталось им.

Получили по заслугам.

Отец — добрый и наивный.

Женился на той, которую следует обходить стороной.

Справедливый и милосердный.

Простил лихую мачеху, но больше её в дом не пустил.

Характеристика второстепенных героев:

Странник — старик, сделал дудочку.

Краткое содержание сказки «Волшебная дудочка»

Когда у девушки умерла мать, отец женился на другой.

Мачеха была злой и баловала только родную дочь.

Отец нашёл в сундуке матери много дорогих вещей и драгоценностей.

Он обещал главную часть наследства отдать той, кто соберёт больше ягоды.

Девушки пошли в лес, и падчерица набрала корзину ягод.

Тогда дочь мачехи её утопила.

Отец так и не нашёл свою дочь и решил, что она сгинула в лесу.

Но в конце лета странник вырезал дудочку возле болота, в котором утонула девушка.

И дудочка стала петь о том, как убили несчастную.

Услышал это отец, нашёл тело дочери.

Ожила девушка и просила никого не наказывать.

Но мачеху всё равно прогнали прочь.

План сказки:

  1. Злая мачеха.
  2. Сундук с приданым.
  3. По ягоды.
  4. Зависть сводной сестры.
  5. Утопление.
  6. Безуспешные поиски.
  7. Странник и его дудка.
  8. Оживление.

Основная мысль сказки «Волшебная дудочка»

Главная мысль сказки состоит в том, что справедливость всё равно восторжествует и зло будет наказано.

Основная идея сказки заключается в том, что нельзя жадничать и обманом пытаться завладеть тем, что тебе не принадлежит.

Чему учит сказка

Сказка учит нас быть добрыми, справедливыми и щедрыми.

Учит не жадничать, не обманывать и не делать плохо другим ради своей выгоды.

Сказка учит прощать обидчиков, но больше не подпускать их близко к себе.

Краткий отзыв о сказке «Волшебная дудочка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что нельзя пытаться построить своё счастье, обижая других людей.

Мачеха и сводная сестра пытались достичь богатства, убив добрую падчерицу.

И были разоблачены и наказаны.

Это интересная и поучительная сказка.

В ней зло оказывается наказанным, а добро торжествует.

Падчерица оживает, а мачеху изгоняют.

Мне понравилась трудолюбивая и безответная падчерица.

Она не спорила, не унывала, и всегда находила что-то положительное.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что нельзя желать чужого.

Нужно уметь довольствоваться тем, что имеешь.

Пословицы к сказке

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Жадность всякому горю начало.
  • Лучше умереть, чем неправду стерпеть.
  • Правду не уничтожить.

Словарь неизвестных слов

  • Дородство — полнота.
  • Душегрея — тёплая верхняя одежда, шуба.
  • Кокошник — старинный головной убор.
  • Сафьян — мягкая кожа.
  • Лиходейка — злодейка.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
  • «Финист — ясный сокол»
  • «Марья Моревна»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Баба-Яга»
  • «Царевна-Несмеяна»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Медное, серебряное и золотое царства»
  • «Никита-Кожемяка»
  •  «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Летучий корабль»
  • «Каша из топора»
  • «Сивка-Бурка»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

понедельник, 8 апреля 2019 г.

Белорусская сказка «Легкий хлеб»

Жанр: бытовая сказка

Читайте краткое содержание других белорусских сказок: «Как мужик с паном пообедал» «Петрушка»

Главные герои сказки «Легкий хлеб» и их характеристика

  1. Мужик-косарь. Работящий, обстоятельный, смелый, трудолюбивый.
  2. Волк. Ленивый, глупый, самонадеянный.
  1. Косарь на лугу
  2. Встреча с волком
  3. Как получается хлеб
  4. Волк и конь
  5. Волк и гуси
  6. Волк и старый дед
  7. Волк и баран
  8. Легкий хлеб
  1. Встретил волк косаря, и угостил тот волка вкусным хлебом.
  2. Захотел волк сам хлеб добывать, и рассказал ему косарь, как хлеб получить.
  3. Волк решил, что это очень трудно, и пошел на луг коня съесть.
  4. Конь волка копытом ударил, гуси от волка улетели, дед волка табаком угостил.
  5. Баран с разбегу волку рогами навернул и тот понять не мог, съел ли он барана.
  6. Мужик сказал, что волк легкого хлеба отведал.

Чему учит сказка «Легкий хлеб» Сказка учит трудолюбию, настойчивости и упорству. Учит не искать легких путей. Учит ценить и уважать чужой труд.

Отзыв на сказку «Легкий хлеб» Мне понравилась эта сказка, в которой говорится о том, что нельзя что-то получить, не приложив для этого никаких усилий. Ничто не дается даром, все нужно заработать, даже свой кусок хлеба.

Пословицы к сказке «Легкий хлеб» Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Кто не работает, тот не ест. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. Труд кормит, а лень портит. На чужую работу глядя, сыт не будешь

  • Кентервильское привидение краткое содержание для читательского дневника

      

  • Зощенко краткое содержание монастырь

      

  • Консультация приобщение детей к истокам русской народной культуры в доу

      

  • При заражении территории школы аммиаком необходимо

      

  • Последний платеж дюма краткое содержание
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: