Краткое содержание сказки
Перед смертью отец дал мудрые советы сыновьям. Богатства у него не было, подарил он старшему петуха, среднему — косу, а младшему досталась кошка. Но добрыми напутствиями отец хотел помочь своим детям найти счастье в жизни: каждый со своим подарком пригодится там, где подобных вещей еще не видели. Старший сын с петухом пошел в страну, где люди не знали часов. Петух будил людей и показывал перемену погоды. Поменял парень петуха на мешок золота. Средний брат в далекой стране, где косы еще не знали, выменял ее на золото. Третий брат попал с кошкой на остров, где расплодилось много мышей. Король, увидев, как мастерски кошка мышей истребила в королевском замке, купил ее у парня. Привез домой младший брат больше золота, чем старшие братья. Стали жить братья ни в чем нужды не зная.
Чему учат бытовые и сатирические сказки?
Самые распространенные русские народные бытовые сказки учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире.
Детские рассказы, в основе которых лежит сюжет о жизни животных, дают малышу понимание того, что птицы, растения и животные могут тоже говорить, и выражать свои чувства. Поэтому бережное отношение к окружающему миру формируется именно благодаря сказкам о животных.
Но зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему, и совершать добрые поступки в реальной жизни.
Три брата
Жил-был на свете человек, было у него три сына, и все имущество его состояло из одного только домика, в котором он и жил. И хотелось каждому из сыновей после смерти отца получить этот дом, но отец любил всех троих одинаково и не знал, как ему поступить, чтобы никого из них не обидеть. А продавать дома он не хотел, потому что дом тот достался ему еще от прадедов; а то можно было бы его продать, а деньги между ними поделить. И вот надумал он, наконец, как ему поступить, и говорит своим сыновьям:
— Ступайте вы странствовать по белу свету, попытайте счастья, и пусть каждый из вас научится какому-нибудь ремеслу. А когда вернетесь домой, то дом получит тот, кто окажется лучшим мастером.
Сыновья этим решением остались довольны; и порешил старший из них стать кузнецом, средний — цирюльником, а младший — фехтовальщиком. Сговорились они о сроке, когда должны вернуться снова домой, и двинулись затем в путь-дорогу.
Случилось так, что каждый из них нашел себе опытного мастера. у которого он и мог хорошо выучиться ремеслу. Кузнецу пришлось подковывать королевских лошадей, и он подумал: «Ну, уж теперь дом я получу наверняка». Цирюльник брил всех знатных господ и тоже думал, что дом будет его. Фехтовальщик не раз получал удары, но он все это переносил терпеливо и духом не падал, думая про себя так: «Если ты будешь бояться ударов, то дома ты никогда не получишь». И вот пришел назначенный срок, и все они снова вернулись к своему отцу, но они не знали, как найти им случай, чтобы показать свое мастерство. Вот сидят они раз и между собой советуются. Сидят они и видят — бежит по полю заяц.
— Э-э, — говорит цирюльник, — а он кстати явился!
Взял он чашку и мыло, повертел помазком, взбил пену и, когда заяц подбежал ближе, намылил его на бегу и на бегу же выбрил ему бородку, и при этом не порезал его, и сделал все это так ловко, что не причинил ему никакой боли.
— Это мне нравится, — сказал отец, — если братья твои не превзойдут тебя в мастерстве, то дом будет твой.
А тут вскоре проезжала на полном ходу карета, и сидел в ней какой-то господин.
— Вот вы, батюшка, сейчас увидите, что я умею делать, — говорит кузнец.
Кинулся он вслед за каретой, сорвал у лошади на полном ходу все четыре подковы и подбил ей тотчас на ходу четыре новых.
— Ты парень ловкий, — сказал отец, — дело свое ты исполняешь не хуже, чем твой брат; я уж и не знаю, кому мне дом отдать-то.
Тогда говорит третий:
— Дозвольте и мне, батюшка, доказать свое мастерство.
А тут как раз начал идти дождь. Вытащил он свою шпагу и стал ею размахивать над головой так, что ни одна капля не могла на него упасть; а когда дождь пошел еще сильнее и перешел, наконец, в ливень и целые потоки уже лили с неба, стал он размахивать своей шпагой всебыстрей и быстрей, и остался совершенно сухим, точно сидел он под крышей. Увидал это отец, диву дался и говорит:
— Ты показал самое большое мастерство, дом отдаю я тебе.
Братья, как и обещали друг другу, решеньем остались довольны, а так как они очень любили друг друга, то порешили жить в доме все вместе; и стали они заниматься каждый своим ремеслом, — а делу были обучены они хорошо, и мастера были опытные, вот и зарабатывали они много денег. Так жили они счастливо до самой своей старости все вместе, и когда один из них заболел и умер, то двое других стали о нем грустить, да так, что сами с горя заболели и вскоре умерли. А так как были они мастера опытные и крепко любили друг друга, то и похоронили их всех вместе в общей могиле.
***
Сказка из книги авторов Гримм Якоб и Гримм Вильгельм. Сказки. Пер. с нем. Г. Петникова. М., «Худож. лит.», 1978.
В переводе некоторых других авторов сказка «Три брата» заканчивается иначе. К примеру, перевод А Введенского: … «Увидел это отец, удивился и сказал детям:- Все вы искусные мастера — не знаю я, кому из вас дом оставить. Живите все вместе.Согласились с ним сыновья, да так с тех пор вместе и живут.»И если кто-то станет спорить с вами, что у сказки братьев Гримм «Три брата» счастливый конец, утрите ему нос своими знаниями. На самом деле, у многих европейских писателей 19-го века сказки заканчивались печально, поскольку писались по мотивам родного фольклора, а времена, которые описывал народ, были тяжелыми. Войны, социальные потрясения, эпидемии и природные катаклизмы на протяжении тысячелетий сотрясали Европу, это все не могло не отразиться в сказках и приданиях. Это нашло отражения и в некоторых сказках братьев Гримм.
Три счастливца (сказка)
У одного крестьянина было три сына. Как-то раз позвал он к себе всех троих и сказал:— Я уже стар и решил, пока жив, поделить между вами наследство. Денег у меня нет, и потому я оставляю в наследство одному из вас петуха, другому — косу, а третьему — кошку. Вещи не очень-то ценные, но если распорядиться ими разумно, и они могут принести большую пользу. Попробуйте-ка найти такую страну, где люди никогда не видали этих вещей, и тогда будете счастливыИ вот после смерти отца пошел старший брат со своим петухом счастья искать. Но куда бы он ни приходил, петухи везде уже были известны. В городах он еще издали видел петухов на верхушках башен. Это были флюгера, они все время поворачивались по ветру. А в деревнях петухи так и заливались песнями во всех дворах. Никому эта птица не была в диковинку, никто на его петуха и глядеть не хотел.Все же наконец старшему брату посчастливилось — он попал на остров, жители которого еще ни разу не видели петуха.— Смотрите, какая чудесная птица! — сказал им старший брат. — На голове у нее красная корона, а на ногах шпоры. Она каждую ночь кричит три раза, и всегда в одно и то же время. Первый раз она кричит в два часа, второй раз — в четыре часа и третий раз — в шесть часов утра. А если она закричит днем, это значит, что скоро переменится погода.Петух очень понравился всем жителям острова. Они не спали целую ночь и все слушали, как он звонко выкликал время в два, в четыре и в шесть часов. А утром они спросили, не продается ли птица и сколько она стоит.— Дайте мне за нее столько золота, сколько может унести осел, — отвечал старший брат.— Да он почти даром отдает такую драгоценную птицу! — воскликнули в один голос все жители острова.И они купили петуха.Когда старший брат вернулся домой, братья удивились, что он получил за петуха так много денег.— Пойду-ка и я попытаю счастья, — сказал средний брат. — Может быть, мне тоже удастся выгодно сбыть свою косу, — и отправился в путь.Но всюду, где он проходил, он видел у крестьян точно такие же косы, как у него.Наконец и ему посчастливилось попасть на остров, где люди еще не видели косы. Когда им надо было убирать созревший хлеб, они подкатывали к полю пушки, стреляли, и пушечные ядра перешибали стебли колосьев. Это было очень неудобно, потому что ядра то пролетали мимо, то попадали по самым колоскам и портили много зерна. Да и грохоту было много от стрельбы.Пришел средний брат к этим людям на поле и так быстро и бесшумно начал косить, что они рты разинули от удивления. Стали жители острова просить. чтобы он продал им косу.— Дайте мне столько золота, сколько его может унести на себе лошадь, — сказал средний брат.Получив деньги, он, довольный, вернулся домой.Наконец отправился и третий брат со своей кошкой счастья искать.Сначала у него все шло так же, как и у первых двух братьев. Куда бы он ни пришел, везде было множество кошек. Но вот и ему тоже посчастливилось: он приплыл к такому острову, где не было ни одной кошки.
Страницы: 1
Глава седьмая, В которой рассказывается, что случилось на уроке биологии.
С раннего утра, прийдя в школу самыми первыми, ребята кряхтя ползали по полу кабинета. Они протягивали провода, соединяющие прямой связью скелет с партой, выбранной в качестве штаба эксперимента. Все было готово, когда на месте еще не было и половины класса. Поэтому сидящая половина с огромным удовольствием и интересом поджидала другую половину — еще не знающих об ожившем скелете.
Вот в класс влетел Тарасенко, неся, как всегда, переполненный портфель. Уроки напролет Тарасенко читал художественные книги. О, это был идеальный объект для эксперимента.
— Тарас, подойди-ка к окну, там тебя кто-то снизу зовет, — попросил его Сидоров.
Ничего не подозревающий Тарасенко пошел к окну и одновременно, как и было задумано, он приближался к скелету.
Класс замер. Эту тишину почувствовал Тарасенко и испуганно оглянулся по сторонам. Но отступатъ ему было уже некуда — за спиной затаил дыхание весь класс.
Тарасенко гордо поднял голову и продолжил свой путь.
И тут он наконец поравнялся с электромагнитами. От парты-штаба тотчас пошел приказ: скелет открыл рот и приветливо махал рукой.
Тарасенко выпучил глаза и вытер пот со лба. Потом потряс головой. Скелет не остался безучастным: в ответ он закрыл рот и опустил руку.
Все ребята, крепившиеся из последних сил, чтобы не издать ни звука, наконец захохотали. Визги и крики переполнили класс. Тарасенко покраснел и, сжав кулаки, не знал, на кого ему теперь бросаться. Не на скелет же!
Но тут зазвенел звонок. Возбужденные, все бросились за свои парты. Никогда еще класс не сидел в такой единодушной тишине. Положив локти на парты, ученики повернули головы к двери, откуда должна была появиться Лилия Ивановна.
И дверь широко распахнулась. Все даже привстали от удовольствия. Сейчас мы покажем…
Но что это? Вместо Лилии Ивановны в класс вошел самый настоящий скелет с журналом под мышкой. Скелет ј 2, так как родной, кабинетный скелет стоял на месте.
Первым делом вошедший поздоровался со своим собратом в углу.
— Что вы говорите? — удивился он. Класс замер от подобного зрелища. Потом, небрежно бросив журнал на стол, скелет ј 2 сказал металлическим голосом:
— К доске пойдут… Иванов… Петров… и Сидоров тоже.
Троицу изобретателей даже подъемный кран не смог бы сейчас оторвать от парты.
— Я жду, — послышалось от учительского стола.
Иванов и Петров промычали в ответ что-то невразумительное. На членораздельные слова у них не было сил. У Сидорова тоже.
Робот посчитал, что он достиг своей цели, и, изъяв из скелета электромагниты, вышел за дверь.
И теперь ребята вновь явственно услышали звонок. Они не знали, что тот, первый, звонок прозвенел специально для них. В класс вошла запыхавшаяся Лилия Ивановна. Она была поражена непривычной тишиной.
Все исподлобья оценивающе смотрели на учительницу. Под этими немигающими взглядами Лилия Ивановна проверила, все ли у нее в порядке, нет ли чего странного на доске, за учительским столом. Но все было в порядке. Тогда она раскрыла журнал и произнесла наугад фамилию, чтобы поскорее вывести класс из оцепенения.
— К доске пойдет… Пойдет к доске… Иванов… Нет, Петров… Нет-нет, Сидоров…
Тишина в классе стала невообразимой…
А робот, выйдя на улицу, решил: уж очень эти Иванов, Петров и Сидоров активные. За ними нужен глаз да глаз. Учителям самим не уследить.
И он трусцой побежал дальше, держа хвост трубой.
Сказка Три счастливчика читать
Позвал однажды отец своих трех сыновей и подарил первому из них петуха, второму — косу, а третьему — кошку.
— Я уже стар стал, — сказал он, — скоро мне помирать придется, вот и хочу я вас чем-нибудь обеспечить перед своей смертью. Денег у меня нету, и то, что я вам даю, стоит будто и мало, но главное в том, чтобы с толком его применить к делу: стоит вам только найти такую страну, где подобных вещей еще не знают, и счастье вам будет обеспечено.
Отец умер, и вот старший ушел из дому со своим петухом, но куда он ни приходил, петух всюду был давно уж известен: в городах он видел его издали на башнях, где он вертелся флюгаркой под ветром на крышах; по деревням их немало горланило по дворам, — и никто, увидев его, не удивлялся, и было непохоже, чтобы благодаря петуху можно было счастье свое устроить. Но вот случилось ему, наконец, попасть на остров, где люди не только про петуха не слыхали, но и времени счет вести не умели. Они, конечно, знали, когда утро, когда вечер, но если они просыпались ночью, то никто не знал, который час.
— Вот поглядите, — сказал он, — что за стройная да красивая птица. На голове у нее рубиново-красный венец, и носит она шпоры, точно какой-нибудь рыцарь; она окликает вас ночью трижды в положенное время, а когда кричит она в последний раз, это значит, что скоро взойдет солнце. А когда запоет она среди бела дня, этим указывает на верную перемену погоды.
— Столько золота, сколько осел дотащить сможет, — ответил он.
— И деньги-то малые за такую драгоценную птицу, — обрадовались они и охотно заплатили ему то, что он потребовал.
Воротился он со своим богатством домой; братья его удивились, и сказал средний из них:
— Пойти, что ли, и мне? Может, и я сбуду свою косу так же удачно.
Но поначалу было оно как-то на то непохоже: повсюду встречал он крестьян, и у них тоже были косы за плечами, как и у него. Но, наконец, и ему посчастливилось попасть на остров, где люди о косе до той поры и понятия не имели. Когда у них созревали хлеба, они подвозили к полям пушки и выстрелами срезали хлеб. Но дело это было ненадежное. Одно ядро стреляло слишком далеко, другое вместо стебля попадало в колосья, и от выстрела они разлетались, и много зерен пропадало понапрасну, а кроме того, было много лишнего шуму. И вот пошел средний брат на поле и стал косить, да так бесшумно и быстро, что люди от изумленья так рты и пораскрывали. Они были согласны отдать ему за ту косу все, что он потребует. И вот получил он лошадь, на которую золота навьючили столько, сколько она могла тащить.
Захотелось и третьему брату сбыть свою кошку подходящему человеку. Но и с ним, пока он ходил по нашей земле, вышло поначалу то же, что и с братьями; и ничего придумать он не мог, — повсюду кошек было так много, что новорожденных котят большей частью топили. Наконец удалось ему перебраться на один остров, и, по счастью, оказалось, что кошек там ни разу не видывали, а мышей там развелось так много и они так обнаглели, что прямо плясали по столам и скамьям, все равно — дома ли хозяин или нет. Люди очень жаловались на такое бедствие, даже сам король не знал, как спастись от них в своем замке: во всех углах пищали мыши и грызли все, что только им ни попадалось.
Вот вышла кошка на охоту и вскоре очистила несколько зал от мышей; стали люди просить короля, чтоб купил он этого чудесного зверя на пользу государству. Король охотно уплатил то, что было за нее потребовано, и дал мула, навьюченного золотом; и воротился домой третий брат с самыми большими богатствами.
Всласть наелась кошка в королевском замке мышами; передушила она их столько, что и счесть было невозможно. Наконец стало ей от такой работы жарко и захотелось ей пить; остановилась она, головой повертела и закричала: «мяу-мяу». Испугался король, услыхав такой странный крик, а за ним и придворные, и в страхе бежали они все вместе из замка. И держал король в нижнем зале совет, как быть, как лучше всего поступить. Было, наконец, решено выслать к кошке герольда и потребовать, чтобы она покинула замок, и предупредить ее, что в противном случае к ней будет применена сила.
И сказали советники, что лучше уж от мышей мучиться, — к этому злу они, мол, привычны, — чем отдавать свою жизнь на произвол такому чудовищу.
Один из пажей должен был подняться в замок и спросить у кошки, согласна ли она убраться отсюда подобру-поздорову. Но стала кошку жажда мучить пуще прежнего, и она ответила только: «мяу-мяу». А паж понял: «нет, мол, нет», и передал королю этот ответ.
Глава шестая. ТРУДНО БЫТЬ ВОЛШЕБНИКОМ.
Набегавшись, нагулявшись в первые дни, робот только сейчас как следует задумался. И теперь ему не очень нравилось быть волшебником. Люди кругом куда-то торопятся, спешат. Значит, где-то их ждут. Они в хлопотах и заботах.
А он? Он никому не нужен. Поджав хвост, робот жалобно заскулил. И вдруг…
Что такое? Почему он расклеился? Он же может в любую минуту наколдовать себе сколько захочет друзей. Сейчас вспомним, какие они бывают. И тотчас перед роботом оказалось тридцать застывших фигурок, каждая из которых могла стать его другом, Робот словно в магазине обошел эти манекены. Там были люди и собаки, девочка в сиреневом платьице и мальчуган с рогаткой. И на каждом было что-то написано: «Друг задушевный», «Друг героический», «Друг в беде»… Роботу больше всего понравилась такая же, как и он, собачка с ярлычком «друг задушевный».
И вот уже весело с собакой Дружком бегут они по дороге.
— Я твой самый главный друг, — втолковывал ему Дружок. — Самый дружный друг. Мы с тобой все время будем дружить. И вечером будем дружить. И утром будем. И еще ночью. Ух, как я тебя люблю. Еще мы должны поверять друг другу все-все свои тайны. Да чего мы все время бежим? Давай лучше сядем и будем дружить по-настоящему. Зачем бегать? Лучше дружить сидя.
Но роботу такая подстроенная дружба показалась какой-то нечестной. Друг — это когда он друг настоящий, а не наколдованный.
И он снова одиноко заспешил по мостовой. А может, вернуться к своему волшебнику?..
Вдруг он увидел афишу, которая его очень заинтересовала. Он подошел поближе, чтобы как следует ее прочитать, И вот что там было написано:
ПРИГЛАШАЕТ РЕБЯТ В КРУЖОК КИБЕРНЕТИКИ.
Занятия по вторникам, пятницам и воскресеньям».
— А сегодня что? Вторник! Ага! — подпрыгнул он на месте. — Вот с кем мне надо подружиться. Ведь я, как-никак, робот. А они любят кибернетику. Во Дворец пионеров!
Он быстро заспешил по адресу, указанному на афише. Он бежал, радуясь. Он спешил, весь сияя.
Но, к сожалению, было уже поздно. Ребята расходились, и Дворец закрывался. Но робот не мог ждать до пятницы. Поэтому он незаметно пристроился к трем мальчишкам
Кто обратит внимание на собаку!
Невольно робот стал прислушиваться к разговору мальчиков.
— А я тебе говорю, она испугается, аж задрожит, — втолковывал один.
— Бац, и готово! — убеждал другой.
— Нехорошо это, — пытался усовестить их третий.
— Иванов, Петров, Сидоров, до свидания, — прокричал им проходивший мимо мужчина, наверное, руководитель кружка, даже не подозревавший, что работа кружка кибернетики продолжается, но совсем в другом направлении.
Как понял робот, они замышляли на деле применить свои знания. И завтра, когда учительница биологии войдет в кабинет, ее должно ожидать удивительное чудо — душевное приветствие… скелета. Он должен был поднять руку и открыть рог.
— Не пропадать же нашим электромагнитам, — убежденно сказал Иванов, и это решило все дело.
Они ударили по рукам и договорились встретиться завтра пораньше. Один должен был принести магниты, другой — проволоку, третий — батарейки.
А четвертым, о чем они не догадывались, должен был стать робот, который не задумываясь решил принять участие в таком запоминающемся событии.