Потерянное слово

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Кисель

Это небольшая сказка, написанная Салтыковым-Щедриным в середине девятнадцатого века. Как раз велись дискуссии славянофилов и западников. В этом произведении на примере киселя Михаил Евграфович, выступавший на стороне любителей русского пути, показывает, к чему приводит увлечение «бланманже».

Главный герой, получается, как в названии, не кухарка, не господа, а сам очеловеченный кисель. Он способен гордиться, радоваться похвалам, мечтать… У него свой характер! И он может даже покрикивать на кухарку, когда у него появилось от успехов головокружение, если у киселя есть голова. Больше всего он любит, когда его едят – очень удачно! Если даже еда рассуждает тут, то ничего удивительного, что тут свиньи тоже думают и говорят.

Начинается сказка просто. Кстати, предложения в этом тексте не очень большие, лексика простая, только иногда стилизованная под речь простого народа или господ. Но есть и восклицания, например, предложение: «Что же!»

Так вот, в завязке кухарка сварила тот самый кисель, поставила на стол. Вообще, ничего удивительного! Даже не совсем завязка для сказки, рассказа. Господа стали есть, нашли блюдо очень вкусным, мягким. Им, наверное, такое простое блюдо было в новинку. Угощали всех гостей, даже прохожих на улице – так хотелось поделиться вкусным. С тех пор требовали они это русское блюдо каждый день.

Автор использует сказочный оборот «долго ли…». Конечно, немного надоело русское лакомство господам. И вот переломный момент – стали они слишком образованными. И теперь ругали кисель за то, за что его недавно хвалили. Решили кисель свиньям отдать, а сами ехать (за границу) гулять. Но сами признают, что когда нагуляются, то вернуться домой – к киселю.

Тем временем свиньи кисель оценили, до капли всё съели (приём преувеличения). А тут и господа вернулись – деньги потратили. Вернулись, за ложки взялись, а киселя нету!

И свиньи, и господа страдают. В финале все причитают, что не оставили запас киселя. Заканчивается сказка неожиданным призывом к Киселю: «Ау!»

Вот так увлеченье западным, которое, конечно, проходит, заставляет забыть о своём – исконном. Вот от чего предостерегает автор.

Дидактичность русских сказок

К чтению сказок необходимо подходить не менее ответственно, чем к любому другому способу развития ребенка. Она не должна просто усыплять или развлекать малыша. Зайчики, кошечки, принцессы и богатыри – все они должны помогать узнавать мир, понимать, что хорошо, а что плохо.

Начиная от простых сюжетов, понятных самым маленьким, следует переходить к таким произведениям, где смысл не лежит на самой поверхности, а угадывается за поведением персонажей и развитием сюжета. Такой является и сказка «Кисель» Салтыкова-Щедрина.

В ней затрагиваются проблемы, масштабность которых становится заметнее по мере взросления читателя. Так, ребенок заметит здесь расточительное поведение господ, послушных слуг и свинью, которая не против поживиться вкусным угощением. А вот взрослые заметят сатирическую притчу, где автор посмеивается над пассивными крестьянами, не желающими менять жизнь к лучшему, и жадный класс. Именно они являются теми самыми «свиньями», которые пожирают все.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Маковского В.Е. В сельской школе (описание)
  • Проблема воспитания в комедии Недоросль «Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей.
  • Сочинение К чему ведет конфликт отцов и детей? 11 класс Гармония в семье возможна только при отсутствии конфликта между отцами и детьми. Казалось бы, о чем могут спорить любящие и близкие друг другу люди, но как часто дочь, не соглашаясь с матерью
  • Сочинение Лирический герой в стихотворениях Есенина Сергей Есенин – это жемчужина русской поэзии. В своих произведениях молодой поэт отражал свои переживания, мысли и чувства. Многие стихотворения Сергея Александровича автобиографичны, поэтому наполнены не только любовными переживаниями
  • Главные герои Бородино Лермонтова (характеристика) сочинение Лермонтов один из самых талантливых поэтов, наверно не возможно найти человека, который не читал его произведений. Бородино-одно из самых запоминающихся произведений этого великого поэта

Потерянное слово (сказка)

Женился парень. Да взял молодую не из своей деревни, а из дальнего заречного села. Пожили они мало ли, много ли, молодуха и говорит мужу:— Съездил бы ты, Иванка, мою матушку навестить. Иванке что — запряг лошадь и поехал.Хорошо его тёща встретила. Картохи на стол поставила, грибочков солёных, пирог с рыбой. А потом налила в миску такое, чего он отродясь не едал. Вроде кислит оно, вроде сластит, не густое, не жидкое, не холодное, не горячее… Вкусное!.. Ел бы да ел! Две миски Иванка выхлебал. И спрашивает тёщу:— Мамо, а мамо! Это что же вы такое наварили?— Как что, зятёк дорогой! Кисель это овсяный. Неужто не знаешь?— Не знаю. У нас в деревне такого никто не варит. А Параска моя умеет его варить?— Отчего ж не уметь? Умеет.Ну, погостил ещё немного Иванка у тёщи и домой отправился.Едет и твердит: «Кисель, кисель, кисель!.»А навстречу прохожий. Поздоровались они. Только Иванка вымолвил «добрый день», вылетело у него из головы слово. Хоть убей, не вспомнить!Почесал в затылке и повернул к тёще назад, благо недалеко отъехал.— Мамо, а мамо! Так как та штука называется, что вы меня угощали?— Кисель, зятек, овсяный кисель!Иванка снял шапку и наговорил туда три раза: «Кисель, кисель, кисель!»Потом надел шапку и сказал:— Теперь-то уж не забуду!Полпути проехал, с паном повстречался. Свернул коня прямо в лужу, чтобы пану дорогу дать, шапку по обычаю снял. Да как закричит:— Ох, батюшки, потерял!— Что ты потерял? — пан спрашивает.А Иванка чуть не плачет.— Такую штуку загубил, что и за деньги не купишь!Видит пан, человек убивается.— Ну, так ищи, — говорит, — и я тебе помогу.Засучили они рукава, стали в луже потерю искать

Пан по-пански ищет — деликатно, осторожно пальцами по воде водит. А Иванка запустил руки в лужу по локоть, по дну шарит

Поднял ил да грязь, с водой перемешал.— Ты что же делаешь? — укоряет пан. — Разве так найдёшь? Взбаламутил всё, глянь только — не лужа, а кисель.— А будь здоров, паночек! — закричал Иванка. — Спасибочки! Отыскал ты мою потерю!Вскочил на телегу и хлестнул коня.Пан так и остался на дороге с растопыренными руками. Потом покрутил головой и поехал, куда ехал.А Иванка уже к дому подъезжает. Молодая жена выбежала ему ворота растворить. Он ей с телеги:— Параска, а Параска, умеешь ты кисель варить?— Почему ж нет?Так беги скорей вари! А то я опять забуду, как он зовётся.Наварила Параска киселя, созвали они гостей, угостили на славу.С тех пор в той деревне научились кисель варить.

— КОНЕЦ —

Белорусская народная сказка с картинками. Иллюстрации

Кисель

Уважаемые родители, очень полезно читать сказку «Кисель» Салтыков-Щедрин М. Е. деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно — все входит в основу и сюжет данного творения. Каждый раз, прочитывая ту или иную былину, чувствуется невероятная любовь с которой описываются изображения окружающей среды. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений

В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Все герои «оттачивались» опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию

Как отчетливо изображены превосходства положительных героев над отрицательными, какими живыми и светлыми мы видим первых и мелочных — вторых. Сказка «Кисель» Салтыков-Щедрин М. Е. читать бесплатно онлайн стоит всем, здесь и глубокая мудрость, и философия, и простота сюжета с хорошим окончанием.

Сварила кухарка кисель и на стол поставила. Скушали кисель господа, сказали спасибо, а детушки пальчики облизали. На славу вышел кисель; всем по нраву пришелся, всем угодил. «Ах, какой сладкой кисель!», «ах какой мягкой кисель!», «вот так кисель!» — только и слов про него. — «Смотри, кухарка, чтобы каждый день на столе кисель был!» И сами наелись, и гостей употчевали, а под конец и прохожим на улицу чашку выставили. «Поешьте, честные господа, киселя! вон он у нас какой: сам в рот лезет! Ешьте больше, он это любит!» И всякий подходил, совал в кисель ложкой, ел и утирался.

Кисель был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели. Напротив того, слыша общие похвалы, он даже возмечтал. Стоит на столе да знай себе пузырится. «Стало быть, я хорош, коли господа меня любят! Не зевай, кухарка! подливай!»

Долго ли, коротко ли так шло, только стал постепенно кисель господам прискучивать. Господа против прежнего сделались образованнее; даже из подлого звания которые мало-мальски в чины произошли — и те начали желеи да бламанжеи предпочитать.

— Помилуйте! — говорит один, — что хорошего в этом киселе? разве это еда? попробуйте, какой он мягкой, да слизкой, да сладкой!

— Отдадимте, господа, кисель свиньям! — подхватил другой, — а сами уедем на теплые воды гулять! Нагуляемся вдосталь, а там, если уж это непременно нужно, и опять домой воротимся кисель есть.

Что же! свиньи так свиньи — право, киселю все равно, в каком ранге особа его ест. Лишь бы ели. Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню подняла. Чавкает да похрюкивает: «Покатаюся, поваляюся, господского киселя наевшись!» Сытости, подлая, не знает: чуть замешкается кухарка, она уж хрюкает: «Подливай!» А ежели скажут: «Был кисель, да весь вышел», — она и по углам, и по закоулкам, и под навозом мордой вышарит и уж где-нибудь да отыщет.

Ела да ела свинья и наконец все до капли съела. А господа между тем гуляли-гуляли, да и догулялись. Догулялись и говорят друг другу: «Теперь нам гулять больше не на что; айда домой кисель есть!»

Приехали домой, взялись за ложки — смотрят, ан от киселя остались только засохшие поскребушки.

И теперь все — и господа, и свиньи — все в один голос вопиют:

— Ели мы кисель, а про запас не оставили! Чем-то на будущее время сыты будем! Где ты, кисель? ау!

« Салтыков-Щедрин М. Е. «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин М. Е. «Карась-идеалист» »

Еще: Читать сказки Салтыков-Щедрин М. Е.

Анализ ключевых проблем

Начнем с первой замеченной нами проблемы в произведении Салтыкова-Щедрина «Кисель» — пассивных крестьян. Именно они и образуют тот самый кисель. Им все равно, кто его «ест», что его спокойно отдают в другие руки. Он мягкий, инертный и доволен тем, что кому-то нужен. А так ли это? Им только насыщаются, берут все, что нужно, а после оставляют на произвол судьбы и «свиней».

Вторая проблема, достойная анализа «Киселя» Салтыкова-Щедрина, – господа, прожигатели жизни. Они берут от вкусного лакомства все, насыщаются им, совершенно не думая о его рациональном использовании. Так и власти управляли народом и экономикой, угождая себе, не заботясь ни о людях, ни о будущем. Когда скучный народ им надоел, они готовы поехать развлекаться, с полной уверенностью, что бессознательная масса людей никуда не денется.

Но к большому удивлению и огорчению господ, ничем не брезгующая и довольная такой щедростью свинья съела все, оставив власть голодать и бедствовать.

Анализ сказки Кисель Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин является известнейшим русским писателем, который уделял большое внимание теме крепостничества и крепостного права, ущемления крестьян и другим насущным проблемам России. Авторству этого гениального писателя-сказочника принадлежит целое море сатирических, иронических, смешных, едких, яденьких сказок

Сказка под названием «Кисель» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора. Анализ этой сказки представлен в этой статье. Произведение повествует о киселе, который изначально все пили, любили, хвалили и считали самым прекрасным напитком, его даже простым прохожим давали. Но скоро наскучил кисель состоятельным людям, его вкус стал для них уже не таким ярким, как прежде. Тогда они начали кормить им свиней, а сами уехали на прогулку. Скот его съел и ничего не оставил. Спустя время вернулись хозяева с отдыха и они соскучились по своему так когда-то горячо любимому напитку. Заметив, что его нет, те начали вместе с животными кричать и сожалеть, что не оставили на черный день киселя.

Основная мысль и идея сказки заключена в выставлении расточительности и крепостничества в смешном свете, которые являлись самым распространённым пороков во времена жизни и творчества сказочника Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Использование олицетворения, аллегории, гротеска, сатиры и просторечья делает сказку более живой и интересной для читателя, помогая создавать в его голове во время прочтения красочные образы как господ, так и киселя, и свиней.

Что касается олицетворения, то это заметно с киселем. Салтыков-Щедрин через кисель показал глуповатый, легко покорный народ. Кисель был мягким и легкий, поэтому даже не понимал и чувствовал, как его жрали свиньи. Это было то самое время, в которое народ в лице крестьян безоговорочно во всем подчинялся представителям высших социальных слоев.

Свиньи олицетворяют в сказке расточительность, излишества, обжорство, чревоугодие.

Богатые люди не думали про то, что скоро их влияние над крестьянами закончится и они лишаться права ими распоряжаться.

В сказке нет положительных героев. Все высмеяны и выставлены в дурном свете, Начиная от киселя, заканчивая, естественно, самими господами.

Несколько интересных сочинений

Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь»

Известный русский художник Брюллов славится написанием портретов. На одном из них изображены реальные лица — сестры Шишмаревы.

Я в восторге от нашего класса русского языка. Казалось бы, обычный класс, ничего особенного, но нет. А все дело в том, что преподаватель русского языка и литературы – Алла Ивановна

Однажды увидел я… чудо. Чудеса разные бывают. Один раз я точно видел, как мой робот сам двигался! Я уже ложился спать, а тут заметил, как робот шевельнулся. Я совсем не испугался.

Сын дьякона учился в семинарии и приезжал на каникулы в сельский дом родителей. Днем, около речки, он подглядывал за местными девушками, которые сбрасывали с себя всю одежду и, смеясь, бежали купаться в реке

Источник

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина “Кисель”, что писать?

2) Идея: существующий в обществе “порядок” является по своей сути противоестественным и не может продолжаться вечно.

3) Сюжет: несмотря на небольшой размер, в сказке присутствуют все основные составляющие: экспозиция (вступление), завязка и кульминация.

5) Средства худ.выразительности.

-Олицетворение: кисель, который неудобств не чувствует, а “слышит общие похвалы”.

Сказка Салтыкова-Щедрина “Кисель” смешная и вместе с тем печальная! В сказке применяются смешные приёмы и изображения, поэтому её и можно считать смешной, а вот те выводы, к которым мы приходим, читая сказку, довольно печальные.

В сказке, по моему мнению, затронута серьёзная тема, тема обывателей, прожигателей жизни! И не напрасно Салтыков-Щедрин выбирает для сравнения именно свинью, которая олицетворяет ленность и обжорство. Господа из этой сказки беспрестанно ели этот кисель, абсолютно не думая о том, что он может когда-нибудь просто закончиться. А когда он им в конце концов набил оскомину, то они в своей расточительной манере отдают всё свиньям.

а кисель преподнесли свиньям.

Значение этого иносказания вполне очевиден: сначала господа доводили простой народ до разорения, а затем прожорливые буржуа пришли им на смену. А народ всё также свои силы позволяет использовать:

К тому же ещё и радовался:

В итоге господа настолько пресытились этим киселём, что и свиньям стало его не жалко! Таким образом

В гротескном виде в сказке показана покорность крестьян, и послереформенное оскуднение деревни, которую разграбили не только господа-помещики, но и уже новыми буржуазными хищниками, которые словно свиньи

по мнению сатирика Салтыкова-Щедрина.

Гротескное описание реальности предполагает невозможность отличить фантазию от реальности, сколько-нибудь логично интерпретировать события.

Прием гротеска использован Салтыковым-Щедриным, в частности, в изображении города Глупова (“История одного города). Например, в одной из сцен от градоначальника отделяется голова, и никто этому не удивляется (похожая ситуация наблюдается в повести Н.В. Гоголя “Нос”).

Салтыков-Щедрин “Дикий помещик” план сказки

Отметим, что в сказке есть зачин. Это самые первые строки:

А теперь план для пересказа:

Овсяный кисель от бабушки Агрофены

(особо полезен раненым воинам и больным) Пачку овсяных хлопьев (400 грамм) насыпаем в трехлитровую банку и заливаем кипяченой водой комнатной температуры. Можно положить несколько хлебных корочек, но можно и без них.


Банку закрываем и ставим либо на подоконник солнечной стороны, либо возле теплой батареи. Оптимальное время выдержки «закваски» — 5 дней, при этом не будет лишним 1-2 раза в день смесь перемешивать. Затем сливаем из банки отстоявшуюся воду и подготавливаем кастрюлю с чистой марлей (2-3 слоя), через нее мы процеживаем овсяное молочко.


Далее, скажем честно, нужно ориентироваться «на глаз». Получившаяся масса по степени вязкости очень сильно может отличаться, зависит это, по всей видимости, от температуры, где она стояла, и от качества овсяных хлопьев. Иногда закваска на вид достаточно жидкая, тогда нужно ее без добавления воды поставить на плиту на небольшой огонь и довести до кипения, постоянно помешивая. Иногда же так очевидно густа, что нужно добавить воды. При подходе к закипанию кисель заметно густеет. После того, как он остынет, он станет еще гуще. В любом случае ориентироваться с количеством добавляемой воды нужно на месте. Кипеть кисель не должен.


Разливаем густую массу в формочки, когда чуть остынет — убираем в холодильник.


Добавляем любое варенье, мед, ягоды на свой вкус и ангел за трапезой!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: