Шарль Перро — Красавица и чудовище
Жил-был богатый купец, у которого было три дочери и три сына. Младшую из дочерей звали Красавица. Ее сестрицы не любили ее за то, что она была всеобщей любимицей. Однажды купец разорился и сказал своим детям:
— Теперь нам придется жить в деревне и работать на ферме, чтобы сводить концы с концами.
Живя на ферме, Красавица все делала по дому, да еще помогала братьям в поле. Старшие же сестры целыми днями бездельничали. Так они прожили год.
Вдруг купцу сообщили хорошие новости. Нашелся один из его пропавших кораблей, и теперь он опять богат. Он собрался поехать в город получить свои деньги и спросил дочерей, что им привезти в подарок. Старшие попросили платья, а младшая — розу.
В городе, получив деньги, купец раздал долги и стал еще беднее, чем был.
По пути домой он заблудился и попал в чащу леса, где было очень темно и завывали голодные волки. Пошел снег, и холодный ветер пронизывал до костей.
Вдруг вдалеке показались огоньки. Приблизившись, он увидел старинный замок. Войдя в его ворота, он поставил свою лошадь на конюшню и вошел в зал. Там находился стол, сервированный на одного, и горящий камин. Он подумал: “Хозяин, наверно, придет с минуты на минуту”. Он прождал час, два, три — никто не появлялся. Он сел за стол и вкусно поел. Затем пошел посмотреть другие комнаты. Зайдя в спальню, прилег на кровать и уснул глубоким сном.
Проснувшись поутру, купец увидел на стуле рядом с кроватью новую одежду. Спустившись вниз, он обнаружил на обеденном столе чашку кофе с теплыми булочками.
— Добрый волшебник! — сказал он. — Спасибо тебе за твою заботу.
Выйдя во двор, он увидел уже оседланного коня и отправился домой. Проезжая по аллее, купец увидел розовый куст и вспомнил о просьбе младшей дочери. Он подъехал к нему и сорвал самую красивую розу.
Вдруг раздался рев и перед ним предстал отвратительный огромный монстр.
— Я спас тебе жизнь, а ты вот как отплатил мне за это, — прорычал он. — За это ты должен умереть!
— Ваше Величество, простите меня, пожалуйста, — взмолился купец. — Я сорвал розу для одной из моих дочерей, она очень просила меня об этом.
— Меня зовут не Ваше Величество, — зарычал монстр. — Меня зовут Чудовище. Отправляйся домой, спроси у своих дочерей: не хотят ли они умереть вместо тебя. Если они откажутся, то через три месяца ты должен сам вернуться сюда.
Купец и не помышлял посылать своих дочерей на смерть. Он подумал: “Я пойду попрощаюсь со своей семьей, а через три месяца вернусь сюда”.
Чудовище сказало:
— Поезжай домой. Когда ты прибудешь туда, я пришлю тебе сундук, полный золота.
“Какой он странный, — подумал купец. — Добрый и жестокий одновременно”. Он сел на коня и отправился домой. Конь быстро нашел верную дорогу, и купец еще засветло добрался домой. Встретив детей, он отдал младшей розу и сказал:
— Я заплатил за нее высокую цену.
И рассказал про свои злоключения.
Старшие сестры накинулись на младшую:
— Это ты во всем виновата! — кричали они. — Захотела оригинальности и заказала паршивый цветок, за который отец теперь должен расплачиваться жизнью, а сейчас стоишь и даже не плачешь.
— Зачем же плакать? — ответила им кротко Красавица. — Чудовище сказало, что я могу пойти к нему вместо отца. И я с радостью это сделаю.
— Нет, — возразили ей братья, — мы отправимся туда и убьем этого монстра.
— Это бессмысленно, — сказал купец. — Чудовище обладает волшебной силой. Я пойду к нему сам. Я стар, и мне вскоре все равно умирать. Единственно, о чем я горюю, так это о том, что оставляю вас одних, мои дорогие деточки.
Сюжет сказки
В девушка по имени Белль, которая по воле случая попала в заколдованный замок. Она отличалась своей добротой и мягким сердцем. Белль была самой младшей из трех сестер, но при этом самой кроткой и ласковой. Старшие сестры девушки все измеряли деньгами, при этом не зная им цены. Отец Белль долгое время занимался своим предприятием, и семья жила довольно-таки богато.
Однажды предприятие старого отца потерпело крах, и семье пришлось оставить свой дом в городе, обменяв его на маленький, но уютный за городом. Отец зарабатывал на жизнь исключительно физическим трудом. Ни одна из дочерей, кроме Белль, не помогали ему. Младшая девочка понимала, насколько трудно отцу прокормить семью своими силами, поэтому она поддерживала его в хозяйстве.
https://youtube.com/watch?v=c0j3KFQc9qo
Происхождение и анализ сюжета[ | ]
Первое издание версии сказки осуществлено Габриэль-Сюзанной Барбо де Вильнёв; была напечатана в «La jeune américaine, et les contes marins»
в 1740 году. Получивший наибольшее распространение, сокращённый вариант де Вильнев, опубликован Жанной-Мари Лепренс де Бомон в 1757 году в«Magasin des enfants, ou dialogues entre une sage gouvernante et plusieurs de ses élèves» ; английский перевод появился в 1757 году.
Варианты сказки известны по всей Европе, самым старым из записанных в Европе близких сюжетов является сказка Апулея об «Амуре и Психее» Впервые сказка, схожая с «Красавицей и чудовищем», попала в сборник итальянского писателя Джованни Франческо Страпаролы в 1553 году. В России сюжет наиболее известен по сказке «Аленький цветочек», записанной русским писателем Сергеем Тимофеевичем Аксаковым со слов ключницы Пелагеи.
На одну из версий сюжета во Франции поставлена комическая опера-балет «Земира и Азор», написанная Мармонтелем и Гретри в 1771 году. Она имела огромный успех в XIX столетии.
Сказка мадам Вильнёв включает в себя несколько элементов, которые у мадам Бомон опущены. В основном, это предыстория о жизни Белль и Зверя до их встречи. Чудовище было принцем, который потерял отца в детском возрасте, и его мать была вынуждена вести войну, чтобы защитить своё королевство. Королева оставила его на попечении злой феи, которая попыталась соблазнить его, когда он подрос, но, получив отказ, превратила принца в зверя. Что касается Белль, то она на самом деле была не дочерью купца, но потомком от связи короля и доброй феи. Злая фея пыталась убить девочку, чтобы никто не мешал ей самой выйти замуж за венценосного отца Белль, поэтому Белль в целях безопасности была помещена в семью купца на место умершей младшей дочери. Кроме того, у мадам Вильнёв приводится тщательно продуманное описание волшебства, скрытого во дворце Зверя. Мадам Бомон значительно урезала описание характеров персонажей и упростила сказку до почти архетипической простоты.
В сказке необычно то, что действующими лицами являются горожане как класс, а не знать или крестьяне, как это обычно происходит в подобных историях. Этот факт может отражать социальные изменения, происходящие во время первой записи сказки. В переложении Лепренс де Бомон такая социальная трансформация может быть объяснима тем, что в её сборнике, предназначенном для воспитания знатных девушек, сказка имеет назидательный смысл и объясняет читательницам, что бояться надо не уродства, представленного Чудовищем, а злого сердца, каковым обладают сёстры Красавицы. Следовательно, герои сказки являются образом добродетели или порока.
Появления
Красавица и Чудовище
Чудовище заточило себя в замке.
Когда-то принц был красивым молодым юношей, но в то же время самовлюбленным, злобным и испорченным. Он жил в роскошном замке во Франции и мог получить все, что пожелает. Однажды, в канун Рождества в замок явилась нищенка и попросила ее приютить. Снаружи было холодно и сыро. Взамен старуха могла предложить лишь розу. Принца оттолкнула неприятная внешность женщины, и он послал ее прочь
Старуха сказала, что судить по внешности не стоит, и надо обращать внимание на красоту внутри. Принц не обратил внимание на ее слова, и старуха превратилась в молодую и красивую волшебницу. Испугавшись ее силы, принц попробовал извиниться, но было уже поздно
Волшебница заявила, что в сердце принца нет места для любви. В наказание за свою злость и жестокость принц был превращен в ужасное чудовище. Заклятье было наложено на весь замок, который превратился в темное неприятное место, окруженное непроходимым, населенным волками лесом. И даже обитателей замка не пощадили — их превратили в вещи, тем или иным образом отражающие их характер. Устыдившись своей ужасной внешности, Чудовище заточило себя в стенах замка, и лишь волшебное зеркало было окном во внешний мир.
Испугавшись ее силы, принц попробовал извиниться, но было уже поздно. Волшебница заявила, что в сердце принца нет места для любви. В наказание за свою злость и жестокость принц был превращен в ужасное чудовище. Заклятье было наложено на весь замок, который превратился в темное неприятное место, окруженное непроходимым, населенным волками лесом. И даже обитателей замка не пощадили — их превратили в вещи, тем или иным образом отражающие их характер. Устыдившись своей ужасной внешности, Чудовище заточило себя в стенах замка, и лишь волшебное зеркало было окном во внешний мир.
Роза, которую волшебница оставила чудовищу, должна была цвести, пока принцу не исполнится двадцать один год. Если к тому времени он завоюет любовь девушки, то заклятье падет. Если же нет, принц навсегда останется чудовищем.
Белль становится узницей Чудовища.
Спустя годы Чудовище обнаружило случайно забредшего в замок Мориса. Мужчина был обвинен в незаконном вторжении во владения принца и посажен в темницу. Вскоре на выручку к отцу пришла Белль. Она убедила Чудовище взять ее взамен, а Мориса отпустить. Чудовище согласилось. Сначала Белль посадили в темницу, но затем принц смилостивился и переселил ее в комнату.
Чудовище решило наладить отношения с девушкой и пригласило ее на ужин, но она отказалась. В ярости принц приказал своим слугам морить ее голодом. Впрочем, добрые обитатели замка не выдержали, нарушили запрет и накормили девушку, а позже провели для нее экскурсию по замку. Чудовище обнаружило Белль как раз в тот момент, когда она рассматривала заколдованную розу. Это вывело монстра из себя. Испугавшись, Белль сбежала. Однако в лесу на нее напали волки. Чудовище бросилось на выручку и победило животных, однако ему были нанесены тяжелые раны. Белль не смогла бросить своего спасителя на произвол судьбы, и помогла ему добраться до замка.
Танец Белль и Чудовища.
Белль поблагодарила Чудовище и позаботилась о его ранах. Постепенно их отношения стали налаживаться, и девушка раскрыла светлую сторону принца. Она стала учить Чудовище хорошим манерам. А принц показал Белль огромную библиотеку замка, которая привела любительницу читать в восторг. В конце концов, Белль и Чудовище влюбились друг в друга.
После торжественного ужина Чудовище спросило у Белль, чего она хочет. Оказалось, что она очень скучает по отцу. С помощью волшебного зеркала они узнали, что Морис болен. Принц не выдержал и отпустил девушку домой.
Вскоре в замок явилась разъяренная толпа во главе с Гастоном. Они узнали про Чудовище и захотели его убить. Разразилась драка. Впрочем, опечаленное отъездом любимой Чудовище сопротивления не оказывало. Но тут примчалась Белль, которая хотела предупредить принца об опасности. Услышав ее голос, Чудовище пришло в себя и дало Гастону отпор.
Принцу вновь вернулся человеческий вид.
Конечно, сила была не на стороне Гастона, и он стал молить о пощаде. Чудовище не стало убивать противника и отправилось к Белль. А Гастон напал на Чудовище сзади. Белль схватила Чудовище и не дала ему упасть, а вот Гастон потерял равновесие и разбился, свалившись с большой высоты. А Чудовище стало умирать на руках Белль. В слезах и отчаянии, девушка призналась в том, что любит его. Это не только исцелило Чудовище, но и вновь превратило его в прекрасного принца. Заклятье было разрушено, и замку и всем его обитателям вернулся прежний внешний вид.
Принцесса Белль в фильмах
В мультфильме 1991 года главная героиня родилась в семье изобретателя Мориса. В своем городе она слывет чудачкой, предпочитающей проводить все время за чтением книг. К ней сватается завидный жених Гастон, но она жаждет приключений, а не семейной жизни. А когда ее отец пропадает, то девушка спешит на поиски, которые приводят ее к Чудовищу.
Подружившись со странным обитателем замка, она разглядывает в неприглядном образе его нежную душу. Когда разъяренная толпа собралась убить Чудовище, девушка пытается остановить людей, но не успевает — ее друга смертельно ранят. Однако слезы и признание в любви Белль разрушают заклятие.
Внешность героини — заслуга художников Джеймса Бакстера и Марка Хенна. Как и другие диснеевские принцессы, которых срисовывали с известных актрис, Белль получила своего прототипа — Шерри Стоунер. А озвучила роль певица Пейдж О’Хара, которая также исполнила и песни персонажа.
Так, в оригинальном мультфильме принцесса носит голубое платье, у нее длинные каштановые волосы, которые она укладывает в прическу с синей лентой. Большие зелено-карие глаза, как зеркало души, отражают главные черты характера персонажа — доброту и отзывчивость.
Премьера экранизации с Эммой Уотсон в главной роли состоялась в 2017 году. Создатели полнометражного фильма изначально хотели изменить концепцию картины, но после решили придерживаться традиционным для Уолта Диснея принципам.
В результате получился полноценный ремейк, сохранивший оригинальное описание сюжетных линий, цитаты главных героев и, конечно же, характерное для кинокомпании музыкальное сопровождение. Интересный факт: уроки вокала для Эммы Уотсон давала певица, озвучившая Белль в мультфильме.
Зрители с восторгом восприняли ремейк, который смог вернуть в детство уже повзрослевших поклонников волшебной истории. Критики отдельно выделили игру актеров, в том числе и Эммы Уотсон. Практически все сошлись во мнении, что актриса прекрасно передала на экране самую главную черту героини — способность к состраданию.
Для Эммы этот проект занял второе место по показателям кассовых сборов, уступив заключительной части киноэпопеи о Гарри Поттере. Такой успех натолкнул создателей картины на размышления о приквеле или сиквеле фильма-мюзикла. Несмотря на то, что официальных подтверждений о планах на съемки продолжения нет, Уотсон в интервью признается, что с удовольствием бы приняла в нем участие.
Ложная надежда
Добравшись до города, пожилой мужчина узнает, что часть его состояния, которую можно было спасти, была изъята за долги. Понимая, что не сможет поправить семейные дела, он крайне расстраивается. Кроме того, его дочери очень сильно опечалятся тем, что он не смог приобрести украшения.
В результате всех этих неприятностей старик просто впадает в тоску и направляется домой. Выбрав путь через темный лес, он возвращается по темноте, но сбивается с дороги и начинает блуждать по лесу. Долгое время не находя верного пути, старик вдруг видит вдалеке огромный старинный замок. Именно туда он и поворачивает, надеясь, что там ему предложат ночлег, и он сможет отправиться домой на рассвете с новыми силами.
Анализ сказки
«Красавица и чудовище» — сказка, которая является одной из множества других похожих произведений. На сегодняшний день известно очень много вариаций этой истории. Кто написал «Красавицу и чудовище»? Как уже было сказано выше, автором этого шедевра является Шарль Перро. Несмотря на это, есть и более древние произведения, передающие ту же идею. Например, одной из первых версий данной истории стала сказка, напечатанная в 1740 году, автором которой является мадам Вильнев. Самым важным, что стоит отметить, анализируя данное произведение, является то, как представлено городское население в сказке. Горожане выступают в качестве главных героев «Красавицы и чудовища». Обычно происходит так, что основными персонажами являются представители знати и крестьянства.
Несмотря на то, что, как уже было сказано выше, сказка имеет огромное количество вариаций, мы все же на вопрос о том, кто написал «Красавицу и чудовище», будем отвечать, что, конечно же, Шарль Перро. Ведь именно его вариант считается самым интересным и известным на сегодняшний день.
Таинственный замок в лесу
Автор «Красавицы и чудовища» привносит в сказку немного ужаса и мистики. Добравшись до огромных дверей замка, старик пытается несколько раз постучать, но дверь ему никто не открывает. С удивлением уставший путник замечает, что она не заперта. Он входит в замок и видит, что изнутри его архитектура очень стара и красива. При этом в замке очень темно и сыро, как будто в нем давно никто не живет. Несколько раз позвав хозяина, старик понял, что замок наверняка заброшен. Он решает пройтись по нему, чтобы в этом убедиться. Войдя в один из огромных залов, он видит, что тот полностью уставлен столами, а на столах – небывалое количество различных угощений. Старик очень удивлен, но он так голоден, что решает воспользоваться случаем и отужинать. Плотно поев, усталый путник остается на ночь в замке с твердым намерением с утра же продолжить путь домой.
Проснувшись на рассвете, мужчина вышел из замка и увидел, что неподалеку растет огромный куст, усыпанный прекрасными цветами. Подойдя поближе, старик увидел, что это розы. Он сорвал один цветок, самый большой из всех, думая, что хотя бы его младшая дочка получит тот подарок, о котором просила. Уже перед самым отъездом на путника внезапно нападает огромный и страшный зверь. Чудовище говорит, что розы – это самое ценное, что есть у него в замке, а за сорванный цветок старику придется расплатиться своей жизнью. Испуганный мужчина объясняет зверю, что эти цветы очень красивы, а одна из его дочерей очень хотела увидеть розу. Тогда зверь ставит свое условие: после того как старик передаст своей дочери розу, он будет обязан вернуться в замок сам или отправить к чудовищу ту самую девушку, которая просила цветок. Путнику ничего не остается, как согласиться на эти условия.
Экранизация сказки
«Красавица и чудовище» — история, которая была неоднократно экранизирована под руководством различных режиссеров. Можно встретить экранизации в качестве фильмов, мультфильмов, мюзиклов и даже театральных постановок. Самой первой экранизацией сказки стал фильм «Красавица и чудовище», появившийся на экранах в 1946 году. Читайте еще: Рапунцель сказка.
Режиссером этого проекта стал французский мастер Жан Кокто. Пожалуй, самой известной экранизацией сказки стал одноименный мультфильм кинокомпании «Уолт Дисней», который вышел в свет в 1991 году. Отлично нарисованный мультик стал пользоваться успехом не только среди детей, но и среди взрослых зрителей. Многие пересматривают его по несколько раз.
Читательский дневник по сказке «Красавица и Чудовище» Шарля Перро
Название произведения: «Красавица и Чудовище».
Число страниц: 12.
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Красавица, Чудовище
Второстепенные герои: Купец, Старшие сёстры, добрая Фея.
Характеристика главных героев:
Красавица — добрая, справедливая и честная.
Пожертвовала собой, но обрела большое счастье.
Чудовище — справедливый и строгий.
Уродлив, но добр и красив душой.
Не смог без Красавицы.
Характеристика второстепенных героев:
Купец — добрый, заботливый отец.
Мучался от угрызений совести.
Старшие сёстры — легкомысленные, завистливые.
Фея — добрая волшебница.
Краткое содержание сказки «Красавица и Чудовище»
Купец собирался в город за товаром, и спросил, что привезти в подарок дочерям.
Младшая попросила розу, а старшие — платья.
Купец попал в замок в лесу, поел, поспал, а уходя сорвал розу.
Появилось Чудовище и хотело убить купца.
Узнав, для кого купец сорвал цветок, Чудовище отпустило его.
Но потребовало, чтобы его дочери или он сам вернулись через три месяца.
Младшая дочь, узнав о несчастье, отправилась к Чудовищу.
Она хорошо жила в замке, а Чудовище предложило ей выйти замуж за него.
Девушка отказалась, но сказала, что Чудовище доброе.
Красавица узнала, что отец болен и упросила Чудовище отпустить её на неделю.
Она задержалась на два дня, и Чудовище умирало.
Но младшая дочь согласилась выйти за него замуж, и Чудовище превратилось в принца.
Появилась фея, которая объявила Красавицу королевой.
План сказки:
- Купец и его семья.
- Поиски цветка.
- Волшебный замок.
- Требование Чудовища.
- Решение Красавицы.
- Младшая дочь в замке.
- Больной отец.
- Зависть сестёр.
- Умирающее Чудовище.
- Расколдованный принц.
Основная мысль сказки «Красавица и Чудовище»
Главная мысль в том, что внешность не играет главную роль.
Основная идея сказки в том, что доброе сердце и чистая душа делают человека красивым, а не его наряды и украшения.
Чему учит сказка
Сказка учит держать слово, помогать близким, быть честными и добрыми.
Учит не судить о человеке по внешности.
Учит не завидовать чужому счастью.
Учит тому, что добро всегда побеждает.
Краткий отзыв о сказке «Красавица и Чудовище» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я осталась очень довольна её финалом.
Несчастный принц столько времени провёл в заколдованном образе.
Он всем казался страшным чудищем, и только Красавица смогла разглядеть под уродливой внешностью прекрасную и добрую душу.
Сказка очень занимательная и поучительная.
Автору удалось создать уникальный сюжет, в котором есть всё.
И приключения, и волшебные превращения, есть зависть и добродетель.
Есть прекрасная героиня и страшный герой, который тоже оказывается очень милым.
Мне больше всего понравилась Красавица, которая была трудолюбивой и почтительной дочерью, у которой было доброе сердце.
Она больше всех заслужила право на счастье.
Я всем советую прочитать эту сказку и насладиться удивительной историей любви главных героев.
Пословицы к произведению:
- Встречают по одёжке, провожают по уму.
- Не всяк умён, кто в красно наряжен.
- Сердце — вещун: чует, где добро, где зло.
- Сердцу денег не дашь.
- Не цени книгу по обложке.
Словарь неизвестных слов:
- Осёдланный — снаряжённый конь.
- Злоключения — несчастье.
- Приданое — имущество, которые давали родители, когда дети женились.
Библиотека произведений автора пополняется.
Ей не хватает агрессии.
Она напрочь лишена агрессии, даже в той дозе, которая нужна, чтобы сделать шаг по направлению к другому, заявить о себе и убедительно защитить свои интересы. Я могу показать на примерах, но тогда будет скучно пересматривать мультфильм (а ведь там гениальная музыка). Бэль никто не учил драться, в её книжках, вероятно, агрессия и прекрасные девы были разнесены по разным главам. Её природная агрессия отсечена от сознания и глубоко утоплена во мрак, где бродят тени и ужасные чудовища. Она сама – Тень. И сама – Чудовище.
Бэль незнакома со своим внутренним Чудовищем, и это внутренне её парализует.
Она не может испытать и страсти, потому что страсть – захватывает, требует тебя целиком, требует целиком другого человека, сметает границы, что тоже чудовищно. Она до конца не ощущает себя живой и принадлежащей этому миру, потому что освоение мира – да, тоже замешано на здоровой агрессии. Она даже разлепиться с отцом не может, потому что и тут нужен агрессивный заряд, причем немалый (но в конце концов именно папа вызовет Чудовище к жизни!).
И символично, что в той сцене, где Бэль в конце концов с Чудовищем встречается, вначале она видит отразившуюся в дверном проеме жуткую Тень.
Так иногда мы ужасаемся тому, что обнаруживаем в глубинах души, и отказываемся признавать это своим.
Бешенство, ярость, возбуждение, страсть, ужас. Чур меня, чур, унесите пудинг.
И кажется, что эти новые силы сносят всю нашу жизнь до основания, все коверкают и разрушают. Приоткрываешь им калитку – и вот уже калитка болтается на одном гвозде, руины дымятся, а мы опозорены. Во всяком случае, есть момент, когда Бэль кажется, что она потеряла все – семью, отца, прежнюю себя, и от её ванильных фантазий камня на камне не осталось. Мы с вами догадываемся, что это не так, но ужас женщины, вдруг обнаружившей в себе Чудовище, не надо недооценивать.