Краткое содержание
Краткое содержание для читательского дневника басни про стрекозу и муравья. Наступило лето лето, в течение которого все насекомые заняты своими делами. В басне два главных героя::
- Муравей – маленький, но упорный, постоянно трудится, запасает пропитание на зиму, почти не отдыхая. Использует теплые дни, чтобы подготовится к холодам, крайне дальновидный,
- Стрекоза – плясунья, наслаждается каждым теплым днем, танцует и веселится, совершенно при этом не думая о грядущей зиме. Живет только одним днем и не задумывается о будущем.
Но рано или поздно теплая пора кончается и приходит зима, везде лежит снег, кушать нечего. Муравей беззаботно пережидает холода в теплом домике, кушая то, что запасал летом, а попрыгунья бродит среди сугробов, не находя пропитания. И вот она просит у своего кума помощи, чтобы тот впустил ее погреться и накормил, но получает отказ, ведь она не работала и не заслужила помощи. Муравей отвечает гостье крылатой ныне фразой «Так пойди же, попляши!»
Анализ басни
Некоторые произведения писателя заимствованы у других литераторов, а басня Крылова «Стрекоза и муравей» своим сюжетом повторяет подобное произведение Лафонтена. Крылов перевел текст и несколько видоизменил его, в частности, подробно описал характер действующих лиц.
Кроме того, были некоторые изменения и в самой структуре, поскольку Иван Андреевич к басне Стрекоза и муравей решил приблизить российские реалии.
- Стрекоза предстает перед читателем резвой, с живым темпераментом и веселым нравом. Крылов подобрал уникальное слово для ее описания попрыгунья, характеризуя ее как легкомысленную особу.
- Муравей напротив, отличается степенностью и рассудительностью, постоянно трудиться, четко понимая, что труд сегодня позволит ему отдыхать в будущем.
- Русское лето крайне непродолжительное, поэтому прекрасное (Лафонтен не упоминает о продолжительности лета). Насекомые не успели опомниться, как теплая пора прошла. При этом зима в России крайне быстро наступает и отличается суровостью, автор отлично это показывает: «Помертвело чисто поле» и попрыгунья уже совсем без сил: «К Муравью ползет она».
- Называя соседей кумовьями Крылов обращается к старинным русским традициям патриархата, согласно которым народ является единым родом и всячески помогает друг другу.
- Плясунья не раскаивается и не обещает измениться, а лишь просит помощи, чтобы дотянуть до весны, а потом снова собирается продолжить скакать.
Крылов показывает читателю: рано или поздно приходит тот момент, когда необходимо платить за свое безделье. Надо уметь не только веселиться без особых усилий, но и упорно трудиться, чтобы обеспечить себе будущее. Автор также показывает, что всегда будет тот, кто пожелает воспользоваться чужими трудами, нажиться на работе других, при этом ничего не делая самостоятельно. Басня Крылова показывает читателю два типа людей: бездельников и трудолюбивых.
Конечно, автор слегка утрировал образы для лучшего преподнесения морали и раскрытия основной мысли, что необходимо с умом и трудиться, и отдыхать.
Он показал семейный взгляд на жизнь, любовь к природе и обычаи. При этом тема, которую писатель поднимает крайне важная. Автор укоряет русских людей за лень и праздность, чрезмерную беззаботность, которая перетекает в безалаберность, вынося приговор: «Это дело! Так поди же попляши».
Основная мысль басни
В ходе анализа произведения определяется его главная мысль. Мораль басни Стрекоза и муравей раскрывается в самом конце, в момент кульминации сюжета, когда Муравей отказывает Стрекозе в помощи. Кому-то может показаться, что Крылов призывает читателей быть жестокими и отвечать отказом на просьбы о помощи, ведь плясунья скорее всего замёрзнет среди сугробов без пропитания. Разве надо быть жестоким как трудолюбивая мурашка?
Но басня не про это, благодаря крайне удачным выражениям автор показывает, что Стрекоза совсем не раскаивается в своей праздной жизни, она не просит у Муравья научить ее жить в труде, она лишь хочет пожить пару месяцев у него, пользуясь благами и продуктами, которые он за лето скопил.
Подробно разобрав текст, можно понять, чему учит басня:
- Следует думать о своем будущем заранее и проводить каждый день с пользой, не тратя время зря,
- Лентяи никогда ничего не имеют, а те, кто трудится, живут хорошо и встречают тяжелые времена подготовленными.
Басня как способ донесения политической мысли до русского народа
Итак, что же хотел сказать автор басни «Кот и повар»? Мораль, содержащаяся в конце истории, гласит о том, что иногда по отношению к некоторым людям необходимо применить власть… Российские литераторы подразумевают здесь политическую подоплеку: некоторых чиновников нужно держать в узде, так как они то и дело пытаются покуситься на несметные богатства нашей Родины. Еще один вариант интерпретации данного произведения – это схожесть кота Васьки с некоторыми представителями российского бомонда 18-го века, ведь исторические факты повествуют об уважительном отношении Ивана Андреевича к крестьянскому сословию… Как бы там не было, но произведения этого автора является богатейшим культурным наследием России, и этот факт трудно оспорить.
Вариант №2
Сюжет
Сюжет у Крылова очень оригинальный. Ведь басня начинается с того, что Повар сделал огромную ошибку, оставив кота сторожить еду, что наготовил и пошел в кабак, Ведь если логично подумать, то понятно, что кот все съест. Как только Повар вернулся, он увидел то, чего следовало ожидать: Кот с хитрой мордой съел весь торт и пока сидел в углу и доедал жаркое. Любой нормальный человек в такой ситуации сразу же стал отбирать у кота еду, но Повар решил не тратить свои силы на это. Вероятно, что он растерялся, ведь надеялся на добропорядочность своего кота. Но скорее всего ему стало просто лень. Повар возмущенно стал читать морали, не делая абсолютно ничего, чтобы хоть кусочек отобрать. Есть такой вариант, что из-за того, что повар ушел с работы лишь бы развлечься, то ему просто было все равно на чужой торт, который он готовил. Хотя наверняка вкладывал в него силы.
У кота в этой басни самое выгодное положение, ведь он наелся всего, чего только хотел и даже не получил никакого наказания от хозяина. Коту было абсолютно все равно на слова Повара, ведь он ничего не понимает, а Повар никак не обращал на это должного внимания. Коту Ваське оставалось просто слушать, при всем этом не отрываясь от пищи. Все закончилось тем, что когда Повар закончил читать свои моральные устрои о том, какой плохой Васька, кот в это время уже закончил свой прием пищи.
Крылов смеется над людьми, которые проявляют свою медлительность, нерешительность, а также склонение к бездействию. Они могут очень долго и красиво рассказывать о чем либо, как это мог делать повар, ругающий Ваську, вместо того, чтобы быстро среагировать и начать действовать.
Герои
Один из героев — это Кот Васька. Почитая басню, мы можем понять, что он очень хитрый, в некоторых моментах даже смелый и очень уверенный в себе. А второй — это бестолковый Повар, который мог еще показаться и легкомысленным, а также любителем поразговаривать.
Мораль
Мораль этой басни заключается в том, что бессмысленно тратить свое время на разговоры, когда правильнее будет применить власть, которую имеешь. Ведь непродуманный повар, вместо того, чтобы оттянуть кота — воришку, он решил начать читать ему морали, но никакого результата не последовало. Строчки автора из басни это подтверждают: «Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».
Басня «Кот и повар» ни капли не потеряла актуальность в наши дни. Сегодня тоже мы можем встретить людей, которые тоже любят красиво поговорить, тем самым заминать все дела.
Краткое содержание
Кот и повар
Сейчас читают:
Сочинение по картине Первое цветение Ромадина 7 класс
Николай Михайлович Ромадин является величайшим художником советского периода
За свою жизнь он создал множество неповторимых шедевров, особое внимание в творчестве художник уделял именно написанию пейзажей. Сочинение-рассуждение Роль знаний в жизни человека 9 класс
Современное общество прогрессирует и развивается
Теперь каждый его член должен обладать определенными, немалыми познаниями в разных областях науки и жизни
Сочинение-рассуждение Роль знаний в жизни человека 9 класс
Современное общество прогрессирует и развивается. Теперь каждый его член должен обладать определенными, немалыми познаниями в разных областях науки и жизни
Наши знания должны быть не только глубокими,
Сочинение Томск — мой город
Город является самым большим в Томской области. Он располагается не западе Сибири на правом берегу реки Томь. Томск начал основываться в 1604 году при царствовании царя Бориса Годунова. Тогда он был защитной крепостью.
Сочинение Вода красота всей природы 7 класс
Выйди на берег озера или реки и вглядись в её гладь. Там можно увидеть смысл всей жизни, почувствовать насколько ты мал и незначителен по сравнению с этой прекрасной и опасной стихией. Войди в воду, почувствуй, как она проходит сквозь тебя,
Сочинение по картине Вечерний звон Левитана 4 класс
«Вечерний звон» — одна из самых проникновенных картин Исаака Левитана, замечательного мастера русского пейзажа. Сегодня это полотно, написанное в 1892 году, как и другие картины художника, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
Сочинение на тему Старый друг лучше новых двух 6 класс
О дружбе написаны тысячи поучительных книг и сняты сотни фильмов. Этой темой интересовались всегда и во все времена. Каждый человек по-своему понимает значение слова дружба. Кто-то заводит знакомства с целью продвижения по карьерной лестнице
Басня Кот и повар читать текст
Какой-то Повар, грамотей,С поварни побежал своейВ кабак (он набожных был правилИ в этот день по куме тризну правил),А дома стеречи съестное от мышейКота оставил.
Но что же, возвратясь, он видит? На полуОбъедки пирога; а Васька-Кот в углу,Припав за уксусным бочонком,Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах ты, обжора! ах, злодей! -Тут Ваську Повар укоряет,-Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?(А Васька все-таки курчонка убирает.)Как! Быв честным Котом до этих пор,Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-А ты… ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут:»Кот Васька плут! Кот Васька вор!И Ваську-де, не только что в поварню,Пускать не надо и на двор,Как волка жадного в овчарню:Он порча, он чума, он язва здешних мест!»(А Васька слушает, да ест.)Тут ритор мой, дав волю слов теченью,Не находил конца нравоученью,Но что ж? Пока его он пел,Кот Васька все жаркое съел.
А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить по-пустому,Где нужно власть употребить.
Волки и овцы
Овечкам от Волков совсем житья не стало,И до того, что, наконец,Правительство зверей благие меры взялоВступиться в спасенье Овец,—И учрежден Совет на сей конец.Большая часть в нем, правда, были Волки;Но не о всех Волках ведь злые толки.Видали и таких Волков, и многократ.—Примеры эти не забыты,—Которые ходили близко стадСмирнехонько — когда бывали сыты.Так почему ж Волкам в Совете и не быть?Хоть надобно Овец оборонить,Но и Волков не вовсе ж притеснить.Вот заседание в глухом лесу открыли;Судили, думали, рядилиИ, наконец, придумали закон.Вот вам от слова в слово он:«Как скоро Волк у стада забуянит,И обижать он Овцу станет,То Волка тут властна Овца,Не разбираючи лица,Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,В соседний лес иль в бор».В законе нечего прибавить, ни убавить.Да только я видал: до этих пор, —Хоть говорят, Волкам и не спускают,—Что будь Овца ответчик иль истец,А только Волки все-таки ОвецВ леса таскают.
Лиса-строитель
0 Какой-то Лев большой охотник был до кур; Однако ж у него они водились худо: Да это и не чудо! К ним доступ был свободен чересчур. Так их то крали, То сами куры пропадали. Чтоб этому помочь убытку и печали, Построить вздумал Лев большой курятный двор И так его ухитить и уладить, Чтобы воров совсем отвадить, А курам было б в нём довольство и простор. Вот Льву доносят, что Лисица Большая строить мастерица — И дело ей поручено, С успехом начато и кончено оно; Лисой к нему приложено Всё: и старанье и уменье. Смотрели, видели: строенье — загляденье! А сверх того, всё есть, чего ни спросишь тут: Корм под носом, везде натыкано насесток, От холоду и жару есть приют, И укромонные местечки для наседок. Вся слава Лисаньке и честь! Богатое дано ей награжденье И тотчас повеленье: На новоселье кур немедля перевесть. Но есть ли польза в перемене? Нет: кажется, и крепок двор, И плотен и высок забор — А кур час от часу всё мене. Отколь беда, придумать не могли. Но Лев велел стеречь. Кого ж подстерегли? Тое ж Лису-злодейку. Хоть правда, что она свела строенье так, Чтобы не ворвался в него никто, никак, Да только для себя оставила лазейку. 1815
Смысл произведения
Суть изложенной в басне Крылова истории состоит в том, что лесть — это опасная штука, противостоять которой весьма непросто
Автор акцентирует внимание на морали в начале басни
Строки гласят о том, что угодливое восхваление «вредно и подло». Причем, об этом все знают, однако часто попадают в хитроумные капканы льстецов. Доходит до того, что люди просто входят в эйфорию от хвалебных речей, игнорируя все рекомендации.
Как утверждает баснописец, в сердце каждого человека найдется потайное местечко, неравнодушное к лестным словам, поскольку так уж устроены люди. Для защиты от хитрецов следует объективно оценивать свои возможности, внешность и таланты.
Это позволит защититься от тех, кто желает воспользоваться вашим доверием либо финансовыми возможностями. Главное — различать дружественный комплимент и открытое, наглое подхалимство.
Короткие произведения с глубоким смыслом
Все предметы в произведениях Крылова имеют особое значение. В басне «Зеркало и обезьяна» автор наделяет зеркало свойствами провокатора. Оно отражает истинную суть событий. Нужно стремиться к исправлению собственного поведения, а не критиковать окружающих. Это единственный путь для улучшения мира. Произведения помогают глубоко изучить русский язык. Они содержат:
- Поговорки;
- Сложные речевые обороты;
- Пословицы.
Чтение басен в классе развивает воображение школьников. Человеческие образы красноречиво перенесены на животных. Такой прием намекает на героев сюжета, но не выдает их. В народе быстро распространились афоризмы, которые использует автор. Сказочные произведения стали источником народной мудрости.
Этот жанр описывает нравственные проблемы в доступных для понимания образах. На основе басен снимают пьесы и постановки, которые нравятся ребятам всех возрастов.
Басня «Лебедь, Рак и Щука» за 1 минуту
В этой басне Ивана Андреевича Крылова рассказывается о трех животных – вернее, о птице, рыбе и раке – Лебеди, Раке и Щуке. Однажды эта троица решила помочь тянуть повозку с вещами. Но, из-за того, что Лебедь хотел передвигаться по небу, Рак мог идти только назад, а Щука плыть по воде, они все тянули в разные стороны. И, так как повозка в таком случае не могла двигаться, у них ничего не получилось.
В этой басне Крылов хотел показать, как смешно и по-дурацки выглядят те, кто не может договориться между собой перед началом общего дела. Именно поэтому, из-за неумения находить компромиссы, многие люди ругаются и перестают общаться. И даже если каждый из товарищей по-своему прав – в итоге результата у них все равно нет. Не зря же цитата из басни «А воз и ныне там» стала крылатой.
Смысл басни в том, что всем людям нужно уметь договариваться и общаться между собой. Это подтверждает и первое предложение – «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука».
Значение басен И.А. Крылова
Крылов был наделен поэтическим и драматическими талантами,но в истории литературы остался как самый известный русский баснописец. Басни, созданные более двухсот лет назад, и сегодня не утратили первоначальной свежести, строки из басен остались пословицами и поговорками на все времена.
Сам Крылов на вопрос, отчего он предпочтение отдает басням, отвечал, потому что их «читают и слуги, и дети». Крылов еще при жизни стал автором, чьи произведения были известны людям разных слоев общества, разного возраста: его творчество нравилось простолюдинам и знати, взрослым и детям. В простеньких историях, похожих на драматические сценки, скрыт мудрый поучительный смысл. Крылов нарушил традиционные каноны классической басни, внес много нового в басенный жанр. Критик В. Г. Белинский заметил, что басня у Крылова вмещает в себя черты «повести, комедии, юмористического очерка, злой сатиры».
А.С. Пушкин считал Крылова «истинно народным поэтом», потому что национальное своеобразие его басен выразилось «в веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться». Н.В. Гоголь Крылова назвал «поэтом и мудрецом», его басни – «книгой мудрости народа».
Словарь
Либретто – описание сюжета театрального музыкального произведения.
Аллегория – иносказательное изображение в конкретном образе отвлеченного понятия.
Афоризм – оригинальное меткое изречение в краткой форме, ставшее широкоупотребительным.
Сановник – влиятельный человек, занимавший высокое положение в обществе.
Тавтология – сочетание близких по значению слов, лишний повтор слов с одинаковым смыслом.
Аврора – в древнеримской мифологии богиня утренней зари.
Мартышка и очки
Мартышка к старости слаба глазами стала;А у людей она слыхала,Что это зло ещё не так большой руки:Лишь стоит завести Очки.Очков с полдюжины себе она достала;Вертит Очками так и сяк:То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,То их понюхает, то их полижет;Очки не действуют никак.«Тьфу пропасть! – говорит она: – и тот дурак,Кто слушает людских всех врак:Всё про Очки лишь мне налгали;А проку на волос нет в них».Мартышка тут с досады и с печалиО камень так хватила их,Что только брызги засверкали.К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;А ежели невежда познатней,Так он её ещё и гонит.
Мораль басни «Кот и повар»
Мораль произведения «Кот и повар» Иван
Андреевич выражает в конце басни:
«Чтоб там речей не тратить попустому,
Где нужно власть
употребить.»
Как Вы уже поняли, именно из этой басни происходит
всем известная пословица:
«А Васька слушает да есть.»
Анализ произведения
По мнению многих критиков, в басне Крылов осудил слишком мягкое отношение государей
к Наполеону и призывает принять более жесткие меры.
Давайте посмотрим мнения литераторов:
А. И. Кирпичников о басне «Кот и Повар»:
«…Басня «Кот и Повар», напечатанная
накануне приезда Кутузова к русской армии, имеет теснейшую связь с политическими
событиями и выражает убеждение патриотов в необходимости более крутых мер
сперва по отношению к Наполеону, с которым деликатничали до самого его
вторжения, а потом по отношению к малоспособным генералам, ведшим к гибели
армию и страну». (Кирпичников, «Очерки», стр. 194)
И. В. Сергеев думает о смысле басни так:
«Нерешительность России ободряла Наполеона. Армия
его подолжала двигаться вперед. Наполеон наглел. Он не слушал никаких убеждений
и увещаний. И в эти грозные дни Крылов написал басню «Кот и Повар».
Автор убеждал правительство «речей не тратить по-пустому», не
уговаривать жадного кота Ваську, а употребить силу. В коте Ваське все увидели
Наполеона, в поваре — Александра I.» (И. В. Сергеев, книга «И. А.
Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие
русские люди»)
Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Анализ, мораль басни Крылова «Кот и Повар»
Басня И. А. Крылова «Кот и повар» была хорошо известна к моменту опубликования в 1813 году. Она явилась ответом поэта на предшествующие наполеоновскому вторжению в Россию военные события 1812 года, а также полководческую немощь Барклая-де-Толли в начальном периоде отечественной войны. Автор осуждает терпимое отношение правительств европейских стран к бесчинствам Наполеона, в то время как согласованные действия коалиции могли с ними легко покончить.
Язык басни «Кот и повар», как и всего, что создал Крылов, ярок и сочен. Большое количество глаголов подчеркивает преобладание в тексте действия, это впечатление усиливается рядом однородных сказуемых – «побежал, правил, оставил». При этом эпитеты – «набожные правила», «честный кот», «уксусный бочонок», «жадный волк» – носят вспомогательный характер, и их немного, как и метафор – «стыдно стен», «порча, чума, язва мест», «слов теченье», «петь нравоученье», «пример смиренства». Оборот «уксусный бочонок» обозначает бочку, содержащую уксус.
Иван Андреевич также использует омонимическую рифму «правил – правил» (в значении «справлял»), характерные для него устаревшие и просторечные обороты: слово «тризна» в контексте басни – «поминки», «стеречи» – «стеречь», «смиренство» – «смирение», «теперя», «кажут» – «представляют», «употребить» (силу) – «применить», авторские комментарии, которые помещает в скобки.
Басня включает множество иронических нот: в приложении к повару – «грамотей», «ритор» (в контексте басни – «мастер красноречия»), в приложении к коту – «курчонка убирает», «трудится над курчонком».
Среди других средств художественной выразительности: многочисленные примеры инверсии – «набожных был правил», «по куме тризну правил», «повару иному», «слов теченье», «его он пел» – которые смещают акцент на слово в конце фразы; антитезы – «побежал в кабак – набожных был правил», «речей не тратить – власть употребить»; олицетворение – «дав волю теченью»; сравнение – «пускать не надо, как волка»; фразеологизм – «зарубить на стенке»; риторические вопросы – «Но что же он … видит?», «Не стыдно ль …тебе?», «Но что ж?»
Многочисленные риторические восклицания – «Ах ты, обжора! ах, злодей!», «Как!», «Ахти, какой позор!», «Кот Васька плут! Кот Васька вор!», «… он язва здешних мест!» – иллюстрируют пустословие повара, весь пар у которого, говоря фигурально, уходит в свисток.
Анафоры «Ах, обжора! Ах, злодей», «он порча, он чума, он язва», «Кот Васька плут! Кот Васька вор!» одновременно являются примерами мастерски введенной градации и позволяют максимально точно охарактеризовать персонаж, создать о нем у читателя негативное представление.
Используя иносказание – «повару иному» – на самом деле великий баснописец дает универсальный совет. Нельзя реальные дела заменять пустыми словами.
Мораль басни – в необходимости достойного наказания, поскольку увещевания, разглагольствования о моральных устоях эффективны не всегда – порой рассуждения должны перерасти в активные действия. Просьбы и бесплодные уговоры дискредитируют того, кто не в состоянии ни на что решиться и применить реальную силу. Кроме того, нерешительные действия или отсутствие таковых поощряет воров и наглецов. Басня также осуждает недальновидность, глупость повара, доверившего вороватому коту съестное, пьянство и невежество, которое проявляется в том, что он идет почтить память умершей в кабак.
При правильном истолковании басня поможет детям научиться находить тонкую грань между необходимостью действовать силой убеждения и применением грубой силы.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни