Мудрость
К ночи собрались друзья на том самом месте, откуда в разные стороны разбредались. Устали они так, что ни в жизнь не уставали. Ни от боев кулачных, ни от корчевания дерев, ни от разгуляя молодецкого
А старичок их уже дожидается:
— Ну что, добры молодцы, нашли в ратном деле важное? Али напрасно коней морили?
Показали богатыри дары свои. Стоят только глазами хлопают, да поглядывают друг на друга
Алеша – с птенцом в пудовой ладони. Илья – с камнем, а Добрыня – с пузырем.
— Неужто, до сих пор не поняли? – удивился старичок.
Закачали молодцы головами.
— Ну, тогда слушайте внимательно, а мотать на ус потом будете, когда возмужаете. Чтобы Землю русскую от врагов защищать, недостаточно силу иметь недюжинную, да кулаками махать без разбору. Враги, они ведь тоже и сильные, и крепкие, и смышленые бывают. Так уж испокон веков пошло – наши русские богатыри добром на зло шли. Мирных не обижали. Если так суд судить, то сама природа на помощь придет. Вот ты Алеша, птенца донес. Хоть и не просто тебе было. А он, тварь Божья, бессловесная. Да и расшибся бы, что с того? Вон их сколько неоперенных гибнет. Но нет, донес, не смалодушничал.
А ты Илья – для надобности ли камень простой пуще злата и серебра хранить? Все оттого, что в земле – великая сила содержится. И тот, кто хоть горсть земли сырой сберечь сумеет, тот по земле этой и ходить без страха будет и силу свою из нее черпать.
И наконец, Добрыня. Долго же ты водицу нес! Но не осерчал, не пролил. Человек, он ведь и одной водицей сыт бывает. Вода все наполняет, в землю уходит, из земли к небесам взлетает, и снова дождем льет. Плюнь ты хоть в лужу обыкновенную, а сам потом из нее же и напьешься.
***
Посмотрели молодцы на свои дары и только рты раскрыли, а старичка уже и след простыл. Поняли они тогда, что не в силе одной заключена мощь русского воина. Но в правде и справедливости.
Много времени с тех пор прошло. Много врагов под их славными мечами полегло. Вот только, даже в самых горячих бойнях не забывали они полученного по молодости урока. И никогда не обижали слабых. Свято хранили честь родной Земли. А водице чистой радовались, словно самому ценному яству.
И прославились они на всю Русь-Матушку. И стали называться великими богатырями Земли Русской — Алешей Поповичем, Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.
Герои «Сказания о Кожемяке»: Змей и Никита
Нужно отметить, что даже мифологизированный вариант этого сказания отражает реальную жизнь славян того времени. Ведь набеги хазар с захватом пленников (а также дальнейшей перепродажей их в качестве рабов) были достаточно частым явлением. И поэтому Змей, хотя и является фантастическим существом, в то же время представляет собой собирательный образ врага. Он напоминает о реальных неприятелях. Разделение земли и воды, которое происходило между богатырем и Змеем является символом границы того времени, пролегавшей через Каспийское море. Исторически войны с хазарами закончились победой славян, поэтому сказание и имеет счастливый конец.
Богатыри стали упоминаться в летописях после того, как князь Владимир начал привлекать молодых воинов для охраны северных границ государства. Поначалу их насчитывалось порядка 2-3 тыс. чел. Но воспевать мощь богатырскую стали позднее, во времена монголо-татарского ига. Никита Кожемяка – это герой не только летописей, но и многих народных сказок. В «Сказании о Кожемяке» дается его описание. Он обладает невероятной силой. У доброго молодца мужественный характер, он способен постоять за свою родину, защитить слабых и спасти пленников. Только у него есть возможность справиться со страшным врагом, дать ему достойный отпор. Богатырь одет в белую рубаху с красной вышивкой. За плечами у него висят куски воловьих кож.
Необычный сын ратника
«Сказание о Кожемяке» продолжается испытанием доброго молодца. Чтобы проверить его силы, устраивается бой удальца с яростным быком. Молодца доставляют в полк, и напускают на него животное, которого предварительно разъярили раскаленным железом. Сын ратника решил подпустить быка немного поближе к себе и разорвал его кожу по бокам вместе с кусками мяса. И вот начинается бой молодца с воином из войска печенегов. Русский молодец на вид серьезно проигрывал печенегу.
Но в тот момент, когда началась схватка, юноша удавил противника насмерть. Враги очень перепугались и разбежались в разные стороны. На том месте, где произошел главный поединок «Сказания о Кожемяке», князь Владимир решил основать город под названием Переяславль – именно так упоминается в бессмертной «Повести временных лет». И с той самой поры основным персонажем многих сказаний становится Никита Кожемяка, который, доказывая свою мощь и богатырскую удаль, разрывает одновременно несколько бычьих кож, сложенных в одну стопку.
Происхождение сюжета
Победа Кожемяки над печенегом (иллюстрация из «Радзивилловской летописи»)
Историческая школа
Особенность сказки о Никите в том, что древность её засвидетельствована документами. Так, в Повести временных лет есть рассказ о юном богатыре, поборовшем, при Владимире Святом, печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен город Переяславль («зане перея славу отрокот»). В этом народном сказании, приуроченном летописью к 992 году, имени юноши ещё нет. Никоновский летописный свод называет его Яном Усмошвецом, в чём видят вымысел книжника. Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время, когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей, сколько захватила рука. Далее описывается в эпических чертах бой богатыря с печенежским великаном. В этом летописном рассказе исследователи эпоса видят самую раннюю книжную передачу былины «киевского цикла». Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой получил имя Никиты или Кирилла, и борется уже не с историческим врагом, а с фантастическим существом, змеем, похитителем девиц.
Мифологическая школа
По мнению А. Н. Афанасьева, в данном случае мифическое предание о борьбе бога-громовержца (Перуна) с тучей было низведено к явлениям действительного быта и получило историческую окраску. Мифический змей, олицетворение тучи, стал печенежским великаном (речь идёт о летописной версии предания о богатыре-кожемяке). Облака, по Афанасьеву, издревле уподоблялись быкам, коровам и снятым с них шкурам; поэтому бог-громовник, ударяющий по облакам своей палицей, перешел в народных сказаниях в богатыря-кожемяку.
Анализ произведения
На примере главного героя показано, что сила в человеке хоть важное качество, но не главное. Должны быть еще ум, сообразительность и находчивость
Но даже имея такие качества, нельзя зазнаваться.
Краткое содержание
С давних пор на прекрасный город Киев совершает налеты страшный Змей. Он загубил много людей, а недавно схватил царскую дочь. Есть ее не стал, а оставил в своем убежище. Девушке повезло, к ней привязалась маленькая собачка, которая в дальнейшем сыграла добрую службу для царевны.
Когда Змей покинул берлогу, девица написала записку своим родителям, привязала ее к собаке. Та отнесла в царские покои весточку и вернулась с ответом. Отец дал наказ дочери, чтобы та узнала у своего похитителя, кто сильнее его на всем белом свете. Девушка хитростью получила информацию. Оказалось, что только Никите Кожемяке под силу справиться со Змеем.
В следующую отлучку похитителя царевна вновь отправила послание с собачкой. Она молила отца найти в городе Никиту Кожемяку, чтобы он вытащил ее из змеиного логова.
Родители лично отправились на поиски силача. Они его застали, когда тот мял одновременно 12 воловьих кож. Никита растерялся при виде царских особ настолько, что порвал разом все изделия. Это рассердило богатыря, он отказался идти к Змею.
Царь решил отправить всех осиротевших деток к Кожемяке с просьбой убить чудовище. Ребята остались без родителей из-за Змея, поэтому Никита не смог им отказать. Он пришел к берлоге врага, вызвал его на честный бой. Кожемяка схватил недруга и стал душить.
План пересказа
По краткому содержанию можно составить кратко план пересказа. Он включает в себя следующие пункты:
- Змей одолевает Киев.
- Похищение царской дочки.
- Собачка и записки.
- Кто сильнее Змея.
- Родители царевны отправились за Кожемякой.
- Отказ.
- Осиротевшие дети уговорили богатыря.
- Победа над Змеем.
Основная мысль и характеристика героев
В сказке представлены основные и второстепенные персонажи. К ним относятся следующие герои:
- Никита Кожемяка — добродушный, ответственный, справедливый, отзывчивый и храбрый богатырь.
- Змей — чудовище, которое загубило много душ, враг главного героя.
- Царевна — прекрасная девушка, оказавшаяся в плену.
Главная мысль «Никиты Кожемяки» в том, что добро всегда побеждает зло.
На примере героя видно, что настоящий богатырь славится не только своей физической силой, но и умом.
Произведение учит:
- смелости;
- смекалке;
- помогать людям, не отказывать им в помощи;
- быть справедливым и находчивым человеком;
- уметь постоять за себя;
- верить в добро.
Легенда становится сказкой
- Со временем история о храбром богатыре из народа утрачивает исторические черты. Злой печенег трансформируется в сказочного змея, который уносит в свои владения красивых девушек.
- В наиболее полном варианте героической сказки говорится, что недалеко от Киева поселился страшный огнедышащий змей с зеленой чешуей, железными когтями и десятью головами. Грозился он спалить Киев, если не будут давать чудищу в месяц по красной девушке.
- Горевали жители, да делать нечего. Каждый месяц приводили девушку и к старому дубу на горе привязывали. Прилетал змей и съедал жертву. Так и осталась в живых одна царская дочь.
- Нарядили царевну и с плачем к дубу отправили. С ней верный голубок полетел. А змей не стал девушкой закусывать, понравилась она ему. Утащил бедняжку в свое логово и оставил хозяйство вести.
- Стала царевна думать, как ей из плена освободиться. Послала голубка к отцу. Царь посоветовал выпытать у змея, чего он боится больше всего.
- Вечером девушка хитростью узнала, что чудище страшится Никиту Кожемяку из Кожевенной слободы, который сразу 12 кож одним разом может унести, а когда печь топит – дым по всей земле тучей стелется.
- Снова полетел голубок к царю. Послал тот гонцов к кожемяке. Тот при виде важных персон растерялся и несколько кож порвал, как бумагу. Стали просить его со змеем сразиться, но силач отказался.
- Смягчили сердце богатыря только дети, которые умоляли идти к змею и оторвать ему головы. Обмотался Никита Кожемяка просмоленной веревкой и пошел на бой.
- Началось сражение. Богатырь змея палицей бьет, а тот не может к нему подобраться, смола мешает. Взмолился змей и запросил пощады, предложил разделить землю и властвовать каждый в своей половине.
- Согласился Никита Кожемяка, запряг змея и стал сохой линию пахать от Киева до моря. А потом и море захотел разделить. Змей зашел глубоко и утонул. Богатырь сжег его, а пепел развеял. И от него нечисть по земле расплодилась – комары да мошки, змеи. Надо было пепел в землю закопать.
- Вернулся Никита Кожемяка в Киев, от подарков отказался, на царской дочери жениться не захотел. Так и жил в слободе и мял кожи.
- В «Указателе сказочных сюжетов» Аарне-Томпсона сюжет значится, как «Змееборец Кожемяка». Звали богатыря по-разному – Кирилл Кожемяка, Илья Швец, Божий коваль, Кузьма и Демьян, Глеб и Борис.
Интересные факты
- На Украине до наших дней сохранились необычные оборонительные валы волнообразной формы – «Змиевы валы», которые можно найти на берегах Днепра. По преданиям, это остатки борозды, которую сделал запряженный в 300-пудовую соху змей.
- «Никита Кожемяка» 2016 года – первый украинский мультфильм, снятый в формате 3D. В основе сценария не древняя былина, а современная сказка Антона Сияныки.
- Имя Никита переводится как «победитель». Никиты — трудолюбивые, спокойные и жизнерадостные люди.
- Один из районов Киева когда-то назывался урочищем Гончары-Кожемяки и был связан с былиной о героическом силаче. Сейчас это знаменитая Воздвиженка, где родился Михаил Булгаков.
Русские народные сказки.
Народные сказки заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством за многие века
«Сказка ложь, да в ней намек…» Сложно переоценить важность сказок для развития ребенка: сказка учит смелости, честности, доброте, развивает чувство прекрасного. Расскажите ребенку сказку, он обязательно почерпнет из нее что-либо полезное
В этом выпуске русская народная сказка Никита Кожемяка.
Никита Кожемяка
В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.
Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.
— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.
Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.
Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.
Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.
Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.
— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.
Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.
Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:
— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.
— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:
— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.
Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.
Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.
Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.
Пусть народная сказка рассказанная малышу, станет хорошей традицией и сблизит вас с малышом.
Новое в блогах
993 год. Южная граница Руси.
В 989 году правитель Руси «Красное Солнце (1), Великий князь, каган» Владимир Святославич(2), принял христианскую веру. Это привело в ярость соседних печенежских ханов, незадолго до того принявших ислам, так как они были уверены, что Владимир также примет его.
Потому печенежскими ханами и миссионерами из Хорезма (3) было принято решение силой заставить Владимира сменить христианство на ислам. Началась ожесточенная война, которая шла почти 10 лет и в которой Русь едва устояла.
Ниже приведенный эпизод из этой войны произошел в 993 году на берегах реки Сула.
С началом года многотысячная армия печенегов в очередной раз двинулась на Русь. Владимир перехватил печенегов у притока Сулы речке Трубеж. И стали две армии друг против друга на разных берегах речки. И стояли друг против друга несколько дней. Никто не решался первым начинать битву.
Наконец, прибыл посланец от хана печенегов с предложением выставить поединщиков и чтобы боролись голыми руками. Условия поединка были следующими: если победит русский воин, то печенеги заключают мир и три года не воюют с Русью; если победит печенежский воин, то о ни о каком мире в ближайшие три года и речи быть не может.
И назвали печенеги имя своего воина, который будет сражаться за честь печенежских орд. Имя было известное.
Воин был роста огромного и силы непомерной. О нем слышали многие, и никто из дружинников князя не хотел рисковать жизнью в бою один на один с подобным врагом. Князь был возмущен. Ситуация складывалась позорная. Не выставить воина на поединок – это был такой позор для государства, что не отмоешься перед соседями и союзниками.
Князь приказал огласить вызов печенегов перед ополченцами: может, кто из них пойдет на бой. Кликнули желающих. И нашелся один из тех, кто воловьи кожи руками мял, стараясь им мягкость придать. Звали его Ян.
Утром обе армии выстроились друг против друга, оставив место для поединка.
Вышел печенег. Вышел русич. Среднего роста он был явно мелковат против печенежского богатыря. Тот даже смеяться начал со своего противника. Однако, когда они схватились врукопашную, Ян задушил печенега, а потом хряснул его телом о землю.
Печенеги были потрясены, а восторженные воины Владимира ринулись в атаку на врага. Смяли печенежские отряды и долго гнали их в степь, уничтожая отстающих.
Владимир был так доволен этой нежданной победой на фоне прочих неудач, что возвел Яна в ранг воевод, а на месте поединка на речке Трубеж у брода заложил город, который назвал Переяславец, в честь победы над врагом.
Ян Усмошвец, таково было полное имя победителя, еще не раз в ранге воеводы воевал с печенегами и одержал над ними не одну победу.
Со временем в народном фольклоре эта реальная история рассказывалась как сказка про Никиту Кожемяку.
———————————————————————————————
1. Красное Солнце (то есть Красивое Солнце) – это часть титула древних правителей Руси до принятия христианства.
Параллель. Правители Хеттской империи, основатели которой неситы родственны народам среднеевропейской расы, к которой относятся славяне и германцы, имели титул «Мое Солнце».
2. правил в 978/980-1015 гг.
3. именно Хорезм был центром распространения ислама в Восточной Европе в X-XI веках
Сказка про трех богатырей русских
Удаль
Давно это было… Собрались как-то три самых сильных и крепких парубка во сыром поле. Решили удаль молодецкую разгулять. Один из них – Алеша, поповский сын был. Другой – Илья, крестьянский сын, из славного села Моровска. А третий – Добрыня, Никитин сын.
В скором времени на Русь ожидались нападения грозных иноземных захватчиков. Вот и хотелось молодым сперва силу свою измерить, а уж после в битву вступаться.
Долго они мерились – рядились. Деревья из Земли выкорчевывали, да кулачными боями тешились. Наконец, достали из своих колчанов луки да стрелы, натянули тетиву, и только пускать собрались, чья дальше улетит, как вдруг глядь, стоит перед ними старенький дедушка. Седые волосы по плечам разбросаны. На груди рубаха просторная, едва тельце, ссохшееся прикрывает.
— Ты бы отошел, отец! – обратился к старичку Алешка, поповский сын, — А не то, ведь и зашибить могем.
Усмехнулся старичок. Провел тонкой ладошкой по бороде, словно крошки отряхнул и говорит:
— Вы ребятки, я погляжу, вздумали силой мериться? Неплохо это. Да только в ратном деле одной силой правды не заработаешь. Тут еще кой-чего надобно.
— Чего же?! – в один голос воскликнули парубки.
— А чего, это я вам не скажу. Но, коли узнать хотите и не страшитесь, то запускайте прямо сейчас свои стрелы, как можно дальше. И чья куда улетит, туда и ступайте. Там все сами узнаете.
Обрадовались силачи. Натянули тугие луки, да как запустят стрелы. Только свист по полям да оврагам разносится.
Упала Алешина стрела в дремучем лесу. У Ильи стрела залетела на высокую снежную гору. А у Добрыни – оказалась на самом дне бескрайнего моря-окияна.
И разбрелись они, каждый в свою сторону. А старичка того, след простыл, как небывало.
О книге
Нельзя не согласиться с тем, что детская пора – это то время, которое наполнено приключениями и яркими эмоциями. Это период, который дает основу для развития и представление обо всем, что тебя окружает
Книги помогают рассказать детям о том, что важно, в увлекательной и ненавязчивой форме – так, что это даже не ощущается
Книга «Никита Кожемяка. Сказка» Сказки народов мира – захватывающее произведение в жанре сказки. Произведение наполнено атмосферой детства, теплой и чарующей, которая так важна в этом возрасте. Это как раз то произведение, которое с удовольствием прочитают или услышат от своих родителей дети.
Сюжет сказки
Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.
Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека – Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее — убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Русс
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Легенда о Никите Кожемяке
Вот как описан подвиг этого безвестного героя в «Повести временных лет» под 992 годом.
Узнав о приходе печенегов, князь Владимир «выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если аве наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись.
Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю, со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?»
И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками». Услышав об этом, князь обрадовался, и посла-ли за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все.
Тот отвечал: «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?»
И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».
На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Есть ли муж? Вот наш готов!» Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже…»
В более поздних летописях безвестного отрока называют по имени: Ян Усмошвец (то есть сапожник, шорник — «шьющий кожу», от слова «усмие» — кожа). Предание с таким сюжетом сохранялось в течение веков в устной традиции: в XIX веке на Украине оно записано с именем Кирилла Кожемяки, в России — с именем Никиты Кожемяки.
Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин: в них тоже враг требует выставить поединщика, и князь не сразу его находит; на единоборство с врагом выходит богатырь-малолеток, о котором князю сообщает его отец; противник его оказывается громадных размеров, чаще всего — чудовищем (Идолище); при виде русского богатыря — человека нормальных размеров — он заранее торжествует победу; князь награждает богатыря, хочет возвысить его.
В летописном предании есть одно существенное отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин, а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная сила Кожемяки явно преувеличена — в духе былин или сказок). Самое главное отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг без-вестного отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим событием и как бы подтвержден документально.
История, традиции, обычаи, легенды, загадки: Вадосов блог
Популярные сегодня пересказы
- Исповедь — краткое содержание произведения Аврелия Августина В данной статье речь зайдёт о примечательном произведении одного из известных христианских богословов Средневековья – Аврелии Августине. Произведение называется «Исповедь».
- Псковитянка — краткое содержание оперы Римского-Корсакова Опера Римского-Корсакова «Псковитянка» состоит из трех основных действий. Первое действие состоит из двух картин. Действие разворачивается в Пскове.
- Гиперболоид инженера Гарина — краткое содержание романа Алексея Толстого Смутные годы двадцатого века отразились в повествовании о несомненно талантливом, но слишком амбициозном человеке. Следователь Шельга Василий Витальевич ведёт дело о найденном в подвале одной из дач на берегу реки Крестовка трупе.
- Братья и сёстры — краткое содержание романа Абрамова Интереснейшее по своему содержанию произведение под названием «Капустное чудо» написано русским писателем Федором Абрамовым.
Юный богатырь из «Повести временных лет»
В 992 году Киевская Русь страдала от набегов тюркского племени – печенегов. Они разоряли южные земли, угоняли скот и пленных, грабили население. Для защиты от захватчиков князь Владимир приказал возводить укрепления под названием «змиевы валы». Именно они стали потом основой сюжета о драконе, которого победил храбрый богатырь.
Однажды русское войско во главе с князем Владимиром встретилось со своими врагами-печенегами на месте современного Переяславля. Воины выжидали, никто не решался начать атаку первым. Затишье длилось уже несколько дней.
Предводитель печенегов предложил воинам биться один на один. В случае победы русских захватчики три года не смогут совершать набеги. Если верх одержат печенеги, они беспрепятственно будут приходить на Русь и наводить там свои порядки.
Стали русские думать, кого выставить на битву, предлагать подходящие кандидатуры. Один из старых воинов рассказал о сыне-богатыре, который обладал недюжинной силой. Юноша был шорником, выделывал кожи. Как-то отец начал ругать его, силач рассердился и в гневе порвал несколько кож голыми руками.
Князь решил испытать юношу и выпустил на него огромного свирепого быка. Богатырь не растерялся, схватил чудовище и вырвал у него клок кожи с мясом. Все поняли, что герой не обижен силой, хотя и не похож на сказочного великана.
Начался бой богатыря с печенегом. Разумеется, русский силач одержал победу, он просто-напросто задушил противника. В честь этого события князь Владимир приказал возвести на месте поединка крепость и город, который впоследствии назвали Переяславлем.
Примечательно, что имя силача в летописи не упоминается. Лишь в Никоновском летописном своде упоминается о богатыре, которого звали Ян Усмошвец.
Сюжет о юноше-кожемяке стал сквозным в славянской мифологии. У него были разные имена, но основные моменты повторялись. В Радзивилловской летописи есть рисунок, изображающий битву Никиты Кожемяки с печенегом. Исследователь фольклора А. Н. Афанасьев считает, что в основе мифа – языческое предание о сражении бога Перуна и тучи-змея. Облака в древности отождествлялись с тучными коровами и быками, так громовержец превратился в силача-кожемяку.
Сражение Никиты Кожемяки с печенегом
IV.
День бьются богатыри с Горынычем. Ночь бьются. Вышли уже из дворца. На Калиновом мосту близ озера бьются. Они ему головы рубят, а головы обратно отрастают. Отсекут одну – на ее месте две новых. Отсекут другую – три новых появятся.
Силы у Горыныча прибывают, а у богатырей исходят.
Кажется, уже конец этой битвы близится.
Вдруг, упал Добрыня Никитич. Лицом к воде припал и видит диво – на озере лебеди бьются, белые с черными. Черных уже тьма-тьмущая, а белых – только трое.
Вытащил он тогда из-за пазухи свой лук, и начал стрелы выпускать. Всех черных лебедей перебил. Обернулся – а у Горыныча только одна голова осталась. Да и ту Илья Муромец обрубить грозится.
Взмолился тогда Змей:
— Не губите меня, добры молодцы. Век на Русь нападать не буду. Здесь останусь, Калинов мост стеречь да Сороковое Царство охранять.
Думали богатыри, думали, и решили оставить Змея. Не стань его, кто ж и в самом деле проход в Сороковое Царство сторожить будет?
Положили так: посадить Змея на цепь длинную. Такую, чтоб на весь мост хватило. Но крепкую, чтоб не вырвался. А когда задуманное свершили, отправились во дворец, девиц вызволять.
По пути слышат – стон и плач доносится откуда-то. Спустились в подвалы дворцовые, а там люда честного – видимо-невидимо. И стар, и млад. Срубили тогда богатыри замки тяжелые и выпустили всех на свободу.
А дочек Прохоровых отвезли к отцу и испросили его родительского благословения, чтобы в жены их взять.
На том и сказка кончилась. А жизнь на Руси и по сей день продолжается, в довольстве, мире и благоденствии.
Отличия между былинами и летописями
В истории было немало переработок «Сказания о Кожемяке», краткое содержание которого было рассмотрено. Например, в бессарабском варианте также встречается силач Стефан Водэ, который вступает в поединок со злым и страшным Змеем. Однако между былиной и летописью существуют важные различия:
- Герой былины – это обученный воин, а основной персонаж летописи – ремесленник из простого народа. Он одерживает победу над врагом лишь благодаря своим рукам, натруженным в течение долгих часов работы. Вспомним, что Никита Кожемяка был сыном простого ратника.
- Летопись всегда привязывает разворачивающиеся события к определенному историческому событию (в данном случае, к конфликту славян с печенегами). В былинах такое не встречается. В летописи всегда указаны реалистичные факты, былина же наполнена волшебством.
Экранизации
В 1965 году вышел мультфильм «Никита Кожемяка», снятый режиссером-мультипликатором Ниной Василенко на студии «Киевнаучфильм». Мультфильм отмечен дипломом на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1966 году.
Мультфильм «Никита Кожемяка» 1965 года
В следующий раз герой появился на экранах через сорок с лишним лет. В 2008 году режиссеры Юрий Черенков и Зоя Трофимова выпустили пятнадцатиминутный мультипликационный фильм с таким же названием на московской анимационной студии «Пилот».
Последняя экранизация вышла в 2016 году на украинской анимационной студии «Panama Grand Prix». Это мультфильм под названием «Никита Кожемяка», который снял Манук Депоян — сценарист, оператор и режиссер анимационных фильмов. Для Депояна это первая полнометражная режиссерская работа. Первоначально мультфильм должен был называться «Никита Кожемяка и огненный цветок», но в итоге вышел под сокращенным названием.
Мультфильм «Никита Кожемяка» 2008 года
Главный герой мультфильма — Никита, маленький мальчик, сын знаменитого богатыря Кожемяки. Отец героя в прошлом победил дракона, и Никита считает, что способен повторить отцовский подвиг. Отец пытается уберечь героя, но Никита нарушает родительские запреты и ввязывается в приключение. Герой попадает в волшебный мир, где он должен одолеть дракона, победить ведьму и попасть обратно домой.
Никиту озвучивали: в украинской версии — юный актер Арсен Шавлюк, полуфиналист проекта «Голос.Дети», а в русском дубляже — Никита Киоссе, солист группы «MBAND». В основу сценария легла не былина, а созданная по ее мотивам сказка о Никите Кожемяке, автор которой — Антон Сияника.
Мультфильм «Никита Кожемяка» 2016 года
В кино образ Никиты Кожемяки появлялся однажды —в черно-белом фильме-сказке «Кащей Бессмертный», поставленном в 1944 году режиссером Александром Роу. Роль Никиты исполнил актер Сергей Столяров. Позже тот же актер сыграл другого былинного персонажа — богатыря Алешу Поповича в фильме 1965 года «Илья Муромец».
В фильме «Кащей Бессмертный» богатырь Никита Кожемяка возвращается с охоты и обнаруживает на месте дома пепелище, а невеста Марья Моревна пропала незнамо куда. Старичок-лесовичок рассказывает герою, что в бедствии повинен Кащей Бессмертный. От лесовика герой получает шапку-невидимку и с этим «гаджетом» отправляется за тридевять земель искать возлюбленную. Побродив по дорогам, герой натыкается на камень, который сообщает путнику о трех ждущих того опасностях.
Сергей Столяров в роли Никиты Кожемяки
Герой попадает в некий арабский город, где находит боевого друга — Булата Балагура. Тот украл ковер-самолет, и за это его собираются казнить. Никита спасает вора, используя шапку-невидимку, и вдвоем герои отправляются на ковре в царство Кащея. Проникнув невидимыми в замок врага, герои находят там Марью Моревну.
Героиня спит колдовским сном и просыпается только тогда, когда Кащей надевает той волшебное кольцо на палец. Кащей пристает к героине на предмет замужества, героиня отвергает старого негодяя и тот усыпляет Марью снова.
Богатырь Никита Кожемяка
Никита и Булат, подслушавшие разговор, узнают тайну кащеевой смерти. Герои пробуждают Марью тем же способом, что и Кащей, и пробуют сбежать, но замок окружен высокими стенами и полон стражников. В финале Никита бьется с Кащеем насмерть, сносит тому голову, но голова отрастает заново. Кащея побеждают, когда хитроумный Булат находит смерть кащееву, после чего герои возвращаются домой.
Режиссер Юрий Уткин поставил детский кукольный спектакль «Никита Кожемяка и Змей Горыныч» в иркутском театре кукол «Аистенок». Премьера состоялась в декабре 2000 года.