Мальчик идэ

Хантыйская народная сказка «Мальчик Идэ»

Жил-был мальчик Идэ. Рано остался он круглым сиротой. Отец его, охотник, ушел однажды в тайгу на промысел и не вернулся. А вскоре умерла и мать. Взяла мальчика к себе старая бабушка. Любила бабушка внука, и Идэ тоже любил бабушку. Целый день бегал за ней по пятам: бабушка к речке — и Идэ за ней, бабушка в лес — и Идэ с нею. А один никуда от избушки не отходил: боялся. — Стыдно таким трусом быть,- говорила ему бабушка.- Ведь ты уже большой мальчик, а всего боишься. Молчит Идэ. А бабушка думает: Как бы его храбрым вырастить? Другие в его годы и за рыбой, и за птицей в лес одни ходят, а мой Идэ ни шагу без бабушки . В тот год в тайге много кедровых орехов уродилось. Вот бабушка как-то и говорит: — Пойдем, Идэ, орехи собирать. — Пойдем, бабушка. А в лес надо было плыть по реке. Собрала бабушка берестяные корзинки и села в челнок. Идэ рядом с ней пристроился… Оттолкнулись веслом от берега и поплыли. День выдался ясный, теплый. Проплыли бабушка с Идэ две песчаные косы, миновали и третью. К четвертой косе причалили. Вытащили челнок на берег, сами на горку поднялись, в тайгу вошли. Стали бабушка и Идэ орехи собирать. Высокие кедры прячут в ветвях зрелые шишки. Бабушка ударит по сучку колотушкой — шишки сами на землю и падают. Носят бабушка с внуком полные корзинки шишек в челнок. Так много орехов набрали, что на всю зиму хватит. Можно бы и домой ехать. А бабушка села на пень и думает: Надо, чтобы внучек мой храбрым вырос. Испытаю я сегодня его, оставлю на ночь в лесу. Медведи и волки здесь не водятся, а остальные звери не страшны . Подумав так, говорит бабушка внуку: — Ой, Идэ, забыла я на горке еще одну полную корзинку. Сбегай, внучек, принеси. Побежал Идэ на горку. А бабушка села в челнок, оттолкнулась от берега и поплыла. Глядит Идэ с горы: уплывает бабушка, все дальше и дальше уносит ее река. Закричал Идэ с горы, заплакал: — Бабушка! Бабушка! Что же ты меня одного оставила? А бабушка с лодки отвечает: — Побудь здесь ночку, внучек, а я утром приеду за тобой. Так и уплыла. Идэ один на берегу остался. Что же теперь со мной будет? — думает он.- Пропаду я тут один, конец мне пришел . А солнышко тем временем уже низко за тайгу опустилось. Вечереет, скоро ночь наступит. Стал Идэ над рекой от дерева к дереву бродить — ищет, где бы на ночлег устроиться. В большом старом кедре увидел он глубокое дупло. Залез туда, свернулся клубочком и лежит тихонько. Сам ни жив ни мертв от страха. Потемнела тайга, нахмурилась. Ветер поднялся, дождь пошел. Падают шишки на землю, стучат по стволу. Совсем испугался Идэ. Спрятался он еще глубже в дупло, дрожит, боится, как бы звери не пришли. А его никто и не думает есть. Только кедры шумят под дождем. Как ни трусил Идэ, все-таки понемножку засыпать начал. Всю ночь и провел в дупле. Утром просыпается, смотрит: светло, небо ясное, день жаркий, солнечный. Шумят над ним свежие зеленые ветки, а птицы так и заливаются. Жив ли я? — думает Идэ со страхом. Стал он сам себя ощупывать: правую руку протянул — тут рука, левую протянул — и левая тут. Голова на месте и ноги целы. Никто не съел. Вылез Идэ из дупла. Смотрит: кругом на земле шишек видимо-невидимо. Ночью насыпались. Вот хорошо-то! Стал он шишки в кучу собирать. Большую кучу набрал. Глянул на реку, а у берега на песке знакомый челнок лежит и бабушка, кряхтя, в гору поднимается. Закричал Идэ бабушке издали: — Ты что же меня вчера одного оставила? А бабушка и отвечает: — Это я нарочно, Идэ. Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты — человек, а человек над всем на свете хозяин. А разве ты не хочешь храбрым быть? — Хочу,- тихонько говорит Идэ. Помирились Идэ с бабушкой. Пошли вместе орехи собирать. Опять целый челнок шишек набрали. Домой поехали. С тех пор перестал Идэ всего бояться. И в лес, и на реку-всюду один ходит. Нигде ему не страшно.

Хантыйские народные сказки — Мальчик Идэ читать

МышкаЖила мышка. Настала весна, задумала мышка поехать осетров и нельм ловить. Вместо лодки оре…

Мышка и лосьБегала мышка по лугу и ела свежую сочную травку, Вдруг налетел ветер, пошел дождь, мышка п…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе «Перспектива» для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе «Перспектива» 3 класс.

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе «Перспектива» для 2 класса

Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе «Перспектива» для 2 класса.

Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Сказка «Два мороза»

В презентации представлены основные этапы работы над литературным произведением.

Презентация к уроку литературного чтения Александр Невский 4 класс Перспектива

Презентация включает все необходимые материалы к уроку литературного чтения «Александр Невский», «Слово о побоище ледовом» Н. Кончаловская.

Презентация к уроку литературное чтение Угадай сказку

Материал содержит задания необходимые для проверки знаний по предмету.

Презентация к уроку литературного чтения по сказке Чуковского «Федорино горе»

Презентация к уроку литературного чтения по сказке К.Чуковского «Федорино горе&quot.

  • М пляцковский чему учат в школе конспект урока 4 класс

      

  • Конспект воспитательного занятия в школе

      

  • Конспект занятия логопедического в подготовительной группе на тему животные жарких и холодных стран

      

  • Конспект экскурсии в младшей группе в прачечную

      

  • География 8 класс домогацких конспект параграфа 14

Критерии оценивания:

• Отметка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. • Отметка «4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их. • Отметка «3» — пересказывает при помощи наводящих вопросов родителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. • Отметка «2» — не может передать содержание прочитанного.

Выбери и продолжите любое предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…

Класс: 2.

Тип урока: открытие новых знаний.

Основные цели:

  1. Сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста;
  2. Формировать умения подробного и краткого пересказа по составленному плану.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

Личностные умения:

  • проявлять интерес к поступкам героев сказки;
  • проявлять позитивное и сознательное отношение к чтению, желание читать народные сказки.

Познавательные умения:

  • определять отличительные признаки жанра сказки и обосновывать своё мнение;
  • определять тему и главную мысль сказки, обосновывая своё суждение.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание, используя алгоритм;
  • адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

взаимодействовать в паре и группе при выполнении предлагаемых заданий, используя доступные речевые средства при представлении выполненного.

Предметные умения:

  • работать с текстом народной сказки, составляя план;
  • выразительно читать сказку по ролям;
  • составлять краткий и подробный пересказ сказки.

Оборудование:

ИДЭ

Идэ маленький был, когда сиротой остался.

Мать умерла в тот год, когда Идэ родился. Отец – охотник, в урман зверя промышлять ушёл – совсем не вернулся.

Бабушка Идэ, – Имъял-Пая её звали, – его к себе взяла. Идэ большой мальчик стал, а всего боится. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится. Бабушка думает:

«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы Идэ на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?..»

Кедровым орехам урожайный год пришёл. Совсем спелые орехи стали – можно собирать.

Бабушка Имъял-Пая говорит Идэ:

– Пойдём, Идэ, орешки собирать.

– Что ж, пойдём, бабушка.

Бабушка в обласок села. Идэ усадила, обласок толкнула – и поехали.

Ясный день был. Солнышко светит. Урман тихонько шумит. Тым-река от песка к песку бежит.

Три песка бабушка с Идэ проехали, на берег вышли, на гору поднялись, в тайгу пошли.

В тайге птицы поют. Далеко слышно – кедровка стучит. Орехи из шишек птичка выбирает.

Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой сучок ударит – крупные спелые шишки сами падают.

Полный обласок орехов насыпали, домой собрались.

Бабушка одну берестяную кошолку с орехами на горе оставила:

– Ох, Идэ, кошолку забыли. Сбегай, принеси.

Идэ на гору побежал, а Имъял-Пая обласок от берега оттолкнула.

Идэ с горы глядит – бабушка уехала! Идэ кричать стал, плакать стал:

– Зачем ты оставила меня, бабушка?..

Имъял-Пая не оглянулась ни разу. Сильно гребла веслом, и скоро обласок из виду ушёл.

Идэ один в тайге остался. По берегу бегать начал, искать, где бы спрятаться. Искал, искал – дупло нашёл. Залез в дупло, клубочком свернулся, лежит тихонько.

Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит. Кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Идэ страшно стало. Думает – звери пришли, съедят его.

Со страху Идэ кричать стал:

– Всего съешьте, но только голову не троньте…

А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт – шишки падают.

Сколько ни боялся Идэ – заснул понемножечку.

Сколько ни спал – пробудился. Смотрит – светло стало. Солнце высоко. Птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ сам себя щупать стал. Цел ли?

Левую руку протянул – здесь рука. Правую руку протянул – здесь рука!

Идэ из дупла выскочил, на ноги встал.

Смотрит – кругом шишки нападали. Ой, сколько шишек!

Идэ стал шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!

Большую кучу шишек собрал Идэ. На берег посмотрел, видит – бабушка Имъял-Пая приехала. Идэ бабушке руками замахал:

– Зачем меня одного оставила?

Бабушка ему говорит:

– Не сердись, Идэ. Ты – человек. Тебе никто ничего сделать не может. Человек – везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь.

Подумал Идэ: «Правду говорит бабушка – не надо бояться».

Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали орехи собирать. Опять обласок полный набрали. Домой поехали.

Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.

Хорошо!

С тех пор Идэ храбрым стал. Куда захочет – один идёт.

Так бабушка Имъял-Пая своего внучка Идэ бояться отучила.

Год за годом время прошло. Вырос Идэ. Стал охотником – самым смелым охотником стал.

Запись и литературная обработка В. Пухначёва.

Идэ (хантыйская сказка)

Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:— Пойдём, Идэ, орешки собирать!— Пойдём, бабушка!Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.Закричал Идэ, заплакал:— Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.

Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:— Всего съешьте, только голову не троньте!А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.Хорошо!С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.Так бабушка отучила внука бояться.

— КОНЕЦ —

Народная хантыйская сказка с картинками Пересказала: Винокурова. Иллюстрации: Гусаров

МАЛЬЧИК ИДЭ. Хантыйская сказка.

ЖИЛ-БЫЛ мальчик Идэ. Рано остался он круглым сиротой. Отец, его, охотник, ушел однажды в тайгу на промысел и не вернулся. А вскоре умерла и мать. Взяла мальчика к себе старая бабушка.

Любила бабушка внука, и Идэ тоже любил бабушку. Целый день бегал за ней по пятам: бабушка к речке и Идэ за ней, бабушка и лес — и Идэ с нею. А один никуда от избушки не отходил: боялся.

— Стыдно таким трусом быть, — говорила ему бабушка. — Ведь ты уже большой мальчик, а всего боишься.

Молчит Идэ. А бабушка думает:

— Как бы его храбрым вырастить? Другие в его годы и за рыбой, и за птицей в лес один ходят, а мой Идэ ни шагу без бабушки.

В тот год в тайге много кедровых орехов уродилось. Вот бабушка как-то и говорит:

— Пойдем, Идэ, орехи собирать.

— Пойдем, бабушка.

А в лес надо было ехать по реке.

Собрала бабушка берестяные корзинки и села в челнок. Идэ рядом с ней пристроился…

Оттолкнулись веслом от берега и поехали.

День выдался ясный, теплый.

Проехали бабушка с Идэ две песчаные косы, проехали и третью. К четвертой косе причалили.

Вытащили челнок на берег, сами на горку поднялись, в тайгу вошли.

Стали бабушка и Идэ орехи собирать.

Высокие кедры прячут в ветвях зрелые шишки. Бабушка ударит по сучку колотушкой — шишки сами на землю и надают.

Носят бабушка с внуком полные корзинки шишек в челнок. Так много орехов набрали, что на всю зиму хватит. Можно бы и домой ехать. А бабушка села на пень и думает: «Надо, чтобы внучек мой храбрым вырос. Испытаю я сегодня его, оставлю на ночь в лесу. Медведи и волки здесь не водятся, а остальные звери не страшны». Подумав так, говорит бабушка внуку:

— Ой, Идэ, забыла и на горке еще одну полную корзинку. Сбегай, внучек, принеси.

Побежал Идэ на горку. А бабушка села в челнок, оттолкнулась от берега — и поплыла.

Глядит Идэ с горы — уплывает бабушка. Все дальше и дальше уносит ее река.

Закричал Идэ с горы, заплакал:

— Бабушка! Бабушка! Что же ты меня одного оставила?

А бабушка с лодки отвечает:

— Побудь здесь ночку, внучек, а я утром приеду за тобой.

Так и уплыла. Идэ один на берегу остался.

«Что же теперь со мной будет? — думает он. — Пропаду я тут один, конец мне пришел».

А солнышко тем временем уж низко за тайгу опустилось: вечереет, скоро ночь наступит.

Стал Идэ над рекой от дерева к дереву бродить — ищет, где бы на ночлег устроиться. В большом старом кедре увидел он глубокое дупло. Залез туда, свернулся клубочком и лежит тихонько. Сам ни жив ни мертв от страха.

Потемнела тайга, нахмурилась. Ветер поднялся, дождь пошел. Падают шишки на землю, стучат по стволу. Совсем испугался Идэ. Спрятался он еще глубже в дупло, дрожит, боится, как бы звери не пришли. А его никто и не думает есть. Только кедры шумят под дождем. Как ни трусил Идэ, все-таки понемножку засыпать начал. Всю ночь и провел в дупле.

Утром просыпается — смотрит: светло, небо ясное, день жаркий, солнечный. Шумят над ним свежие зеленые ветки, а птицы так и заливаются.

«Жив ли я?» — думает Идэ со страхом.

Стал он сам себя ощупывать; правую руку протянул — тут рука, левую протянул — и левая тут. Голова на месте и ноги целы. Никто не съел.

Вылез Идэ из дупла. Смотрит — кругом на земле шишек видимо-невидимо. Ночью насыпались. Вот хорошо-то!

Стал он шишки в кучу собирать.

Большую кучу набрал. Глянул на реку, а у берега на песке знакомый челнок лежит, и бабушка, кряхтя, в гору поднимается. Закричал Идэ бабушке издалека:

— Ты что же меня вчера одного оставила?

А бабушка и отвечает:

— Это я нарочно, Идэ. Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты — человек, а человек над всем на свете хозяин. А разве ты не хочешь храбрым быть?

— Хочу, — тихонько говорит Идэ.

Помирились Идэ с бабушкой. Пошли вместе орехи собирать. Опять целый челнок шишек набрали. Домой поехали.

С тех пор перестал Идэ всего бояться. И в лес, и на реку — всюду один ходит. Нигде ему не страшно.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Хантыйская народная сказка «Идэ»

Слайд 2

Текст слайда:

Народные бытовые сказки

Слайд 3

Текст слайда:

тайги

Округ находится в зоне тайги.Первый букварь появился в 1931 году, а первая газета на хантыйском языке — 1 ноября 1957 года.

Хантыйская народная сказка «Идэ»

Слайд 4

Текст слайда:

кедр кедровкакедровые орехи

лодка долблёнка

Хантыйская народная сказка «Идэ»

Слайд 5

Текст слайда:

1. Трусишка Идэ.2. 3. Бабушка и Идэ собирают орехи.4. Бабушкина хитрость.5.6. Утром в тайге.7.

Как отучить Идэ всего бояться?

Один в тайге.

Теперь ты ничего не будешь бояться.

Хантыйская народная сказка «Идэ»

Слайд 6

Текст слайда:

Алгоритм для составления подробного пересказа сказки

4. Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.

Слайд 7

Текст слайда:

Тема. Краткий пересказ сказки «Идэ»

Цель: составить алгоритм плана для краткого пересказа.

План работы.1. Воспользоваться алгоритмом плана для подробного пересказа. Определить, что следует изменить.2. Уточнить алгоритм в группах.3. Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа.

Слайд 8

Текст слайда:

Алгоритм плана для краткого пересказа

1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему.

2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки: — появление новой темы; — появление нового героя; — появление нового места действия.

3. Записать название каждой части текста.

4. Пересказать текст, используя составленный план:- рассказать содержание своими словами, только самое главное: КТО, ЧТО ДЕЛАЕТ, ПОЧЕМУ;- к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;- нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.

Слайд 9

Текст слайда:

Работа в парах. Краткий пересказ частей:1 вариант — Утром в тайге.2 вариант — Один в тайге.

Хантыйская народная сказка «Идэ»

Слайд 10

Текст слайда:

2 вариант.Проснулся Идэ цел и невредим. Увидел много шишек, позабыл страх и стал их собирать. А тут и бабушка приехала.

Образец для проверки.1 вариант.Остался Идэ один в тайге.Нашёл дупло и залез в него. Ночью страшно стало Идэ, но он всё-таки заснул.

Слайд 11

Текст слайда:

Работа в парах. Краткий пересказ частей:1 вариант — Утром в тайге.2 вариант — Один в тайге.

Хантыйская народная сказка «Идэ»

Слайд 12

Текст слайда:

Образец для проверки самостоятельной работы. Бабушка и Идэ поехали в тайгу орехи собирать. Набрали полную лодку, а одну кошёлку с орехами бабушка на горе забыла. Послала она Идэ за ней. А сама села в лодку и уплыла.

Слайд 13

Текст слайда:

Цель урока: составить алгоритм плана для краткого пересказа.

могу сам рассказать алгоритм, нет ошибок в самостоятельной работе

могу сам рассказать алгоритм, но была ошибка в самостоятельной работе

затрудняюсь в использовании алгоритма плана для краткого пересказа

не могу сам воспользоваться алгоритмом, есть ошибки в самостоятельной работе

Слайд 14

Текст слайда:

1. Иллюстрации сказкам — http://yandex.ru, иллюстрации с сайтов irkutsk.rfn.ru, http://www.prav-net.ru/tyumenskaya-oblast/, сайта Алексея Соболева http://www.alexsobolev.ru2. Иллюстрации к сказке «Идэ» http://www.planetaskazok.ru3. Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива» (сайтhttp://www.prosv.ru/umk/perspektiva)4. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л. Г. Петерсон, 2кл

Сказка «Мальчик Идэ»

Жил-был мальчик Идэ. Рано остался он круглым сиротой. Отец его, охотник, ушел однажды в тайгу на промысел и не вернулся. А вскоре умерла и мать. Взяла мальчика к себе старая бабушка. Любила бабушка внука, и Идэ тоже любил бабушку. Целый день бегал за ней по пятам: бабушка к речке — и Идэ за ней, бабушка в лес — и Идэ с нею. А один никуда от избушки не отходил: боялся. — Стыдно таким трусом быть,- говорила ему бабушка.- Ведь ты уже большой мальчик, а всего боишься. Молчит Идэ. А бабушка думает: Как бы его храбрым вырастить? Другие в его годы и за рыбой, и за птицей в лес одни ходят, а мой Идэ ни шагу без бабушки . В тот год в тайге много кедровых орехов уродилось. Вот бабушка как-то и говорит: — Пойдем, Идэ, орехи собирать. — Пойдем, бабушка. А в лес надо было плыть по реке. Собрала бабушка берестяные корзинки и села в челнок. Идэ рядом с ней пристроился… Оттолкнулись веслом от берега и поплыли. День выдался ясный, теплый. Проплыли бабушка с Идэ две песчаные косы, миновали и третью. К четвертой косе причалили. Вытащили челнок на берег, сами на горку поднялись, в тайгу вошли. Стали бабушка и Идэ орехи собирать. Высокие кедры прячут в ветвях зрелые шишки. Бабушка ударит по сучку колотушкой — шишки сами на землю и падают. Носят бабушка с внуком полные корзинки шишек в челнок. Так много орехов набрали, что на всю зиму хватит. Можно бы и домой ехать. А бабушка села на пень и думает: Надо, чтобы внучек мой храбрым вырос. Испытаю я сегодня его, оставлю на ночь в лесу. Медведи и волки здесь не водятся, а остальные звери не страшны . Подумав так, говорит бабушка внуку: — Ой, Идэ, забыла я на горке еще одну полную корзинку. Сбегай, внучек, принеси. Побежал Идэ на горку. А бабушка села в челнок, оттолкнулась от берега и поплыла. Глядит Идэ с горы: уплывает бабушка, все дальше и дальше уносит ее река. Закричал Идэ с горы, заплакал: — Бабушка! Бабушка! Что же ты меня одного оставила? А бабушка с лодки отвечает: — Побудь здесь ночку, внучек, а я утром приеду за тобой. Так и уплыла. Идэ один на берегу остался. Что же теперь со мной будет? — думает он.- Пропаду я тут один, конец мне пришел . А солнышко тем временем уже низко за тайгу опустилось. Вечереет, скоро ночь наступит. Стал Идэ над рекой от дерева к дереву бродить — ищет, где бы на ночлег устроиться. В большом старом кедре увидел он глубокое дупло. Залез туда, свернулся клубочком и лежит тихонько. Сам ни жив ни мертв от страха. Потемнела тайга, нахмурилась. Ветер поднялся, дождь пошел. Падают шишки на землю, стучат по стволу. Совсем испугался Идэ. Спрятался он еще глубже в дупло, дрожит, боится, как бы звери не пришли. А его никто и не думает есть. Только кедры шумят под дождем. Как ни трусил Идэ, все-таки понемножку засыпать начал. Всю ночь и провел в дупле. Утром просыпается, смотрит: светло, небо ясное, день жаркий, солнечный. Шумят над ним свежие зеленые ветки, а птицы так и заливаются. Жив ли я? — думает Идэ со страхом. Стал он сам себя ощупывать: правую руку протянул — тут рука, левую протянул — и левая тут. Голова на месте и ноги целы. Никто не съел. Вылез Идэ из дупла. Смотрит: кругом на земле шишек видимо-невидимо. Ночью насыпались. Вот хорошо-то! Стал он шишки в кучу собирать. Большую кучу набрал. Глянул на реку, а у берега на песке знакомый челнок лежит и бабушка, кряхтя, в гору поднимается. Закричал Идэ бабушке издали: — Ты что же меня вчера одного оставила? А бабушка и отвечает: — Это я нарочно, Идэ. Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты — человек, а человек над всем на свете хозяин. А разве ты не хочешь храбрым быть? — Хочу,- тихонько говорит Идэ. Помирились Идэ с бабушкой. Пошли вместе орехи собирать. Опять целый челнок шишек набрали. Домой поехали. С тех пор перестал Идэ всего бояться. И в лес, и на реку-всюду один ходит. Нигде ему не страшно.

Сказка «Мальчик Идэ», читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.

МышкаЖила мышка. Настала весна, задумала мышка поехать осетров и нельм ловить. Вместо ло…

Мышка и лосьБегала мышка по лугу и ела свежую сочную травку, Вдруг налетел ветер, пошел дождь, …

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: