Хантыйская народная сказка «Мальчик Идэ»
Жил-был мальчик Идэ. Рано остался он круглым сиротой. Отец его, охотник, ушел однажды в тайгу на промысел и не вернулся. А вскоре умерла и мать. Взяла мальчика к себе старая бабушка. Любила бабушка внука, и Идэ тоже любил бабушку. Целый день бегал за ней по пятам: бабушка к речке — и Идэ за ней, бабушка в лес — и Идэ с нею. А один никуда от избушки не отходил: боялся. — Стыдно таким трусом быть,- говорила ему бабушка.- Ведь ты уже большой мальчик, а всего боишься. Молчит Идэ. А бабушка думает: Как бы его храбрым вырастить? Другие в его годы и за рыбой, и за птицей в лес одни ходят, а мой Идэ ни шагу без бабушки . В тот год в тайге много кедровых орехов уродилось. Вот бабушка как-то и говорит: — Пойдем, Идэ, орехи собирать. — Пойдем, бабушка. А в лес надо было плыть по реке. Собрала бабушка берестяные корзинки и села в челнок. Идэ рядом с ней пристроился… Оттолкнулись веслом от берега и поплыли. День выдался ясный, теплый. Проплыли бабушка с Идэ две песчаные косы, миновали и третью. К четвертой косе причалили. Вытащили челнок на берег, сами на горку поднялись, в тайгу вошли. Стали бабушка и Идэ орехи собирать. Высокие кедры прячут в ветвях зрелые шишки. Бабушка ударит по сучку колотушкой — шишки сами на землю и падают. Носят бабушка с внуком полные корзинки шишек в челнок. Так много орехов набрали, что на всю зиму хватит. Можно бы и домой ехать. А бабушка села на пень и думает: Надо, чтобы внучек мой храбрым вырос. Испытаю я сегодня его, оставлю на ночь в лесу. Медведи и волки здесь не водятся, а остальные звери не страшны . Подумав так, говорит бабушка внуку: — Ой, Идэ, забыла я на горке еще одну полную корзинку. Сбегай, внучек, принеси. Побежал Идэ на горку. А бабушка села в челнок, оттолкнулась от берега и поплыла. Глядит Идэ с горы: уплывает бабушка, все дальше и дальше уносит ее река. Закричал Идэ с горы, заплакал: — Бабушка! Бабушка! Что же ты меня одного оставила? А бабушка с лодки отвечает: — Побудь здесь ночку, внучек, а я утром приеду за тобой. Так и уплыла. Идэ один на берегу остался. Что же теперь со мной будет? — думает он.- Пропаду я тут один, конец мне пришел . А солнышко тем временем уже низко за тайгу опустилось. Вечереет, скоро ночь наступит. Стал Идэ над рекой от дерева к дереву бродить — ищет, где бы на ночлег устроиться. В большом старом кедре увидел он глубокое дупло. Залез туда, свернулся клубочком и лежит тихонько. Сам ни жив ни мертв от страха. Потемнела тайга, нахмурилась. Ветер поднялся, дождь пошел. Падают шишки на землю, стучат по стволу. Совсем испугался Идэ. Спрятался он еще глубже в дупло, дрожит, боится, как бы звери не пришли. А его никто и не думает есть. Только кедры шумят под дождем. Как ни трусил Идэ, все-таки понемножку засыпать начал. Всю ночь и провел в дупле. Утром просыпается, смотрит: светло, небо ясное, день жаркий, солнечный. Шумят над ним свежие зеленые ветки, а птицы так и заливаются. Жив ли я? — думает Идэ со страхом. Стал он сам себя ощупывать: правую руку протянул — тут рука, левую протянул — и левая тут. Голова на месте и ноги целы. Никто не съел. Вылез Идэ из дупла. Смотрит: кругом на земле шишек видимо-невидимо. Ночью насыпались. Вот хорошо-то! Стал он шишки в кучу собирать. Большую кучу набрал. Глянул на реку, а у берега на песке знакомый челнок лежит и бабушка, кряхтя, в гору поднимается. Закричал Идэ бабушке издали: — Ты что же меня вчера одного оставила? А бабушка и отвечает: — Это я нарочно, Идэ. Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты — человек, а человек над всем на свете хозяин. А разве ты не хочешь храбрым быть? — Хочу,- тихонько говорит Идэ. Помирились Идэ с бабушкой. Пошли вместе орехи собирать. Опять целый челнок шишек набрали. Домой поехали. С тех пор перестал Идэ всего бояться. И в лес, и на реку-всюду один ходит. Нигде ему не страшно.
Хантыйские народные сказки — Мальчик Идэ читать
МышкаЖила мышка. Настала весна, задумала мышка поехать осетров и нельм ловить. Вместо лодки оре…
Мышка и лосьБегала мышка по лугу и ела свежую сочную травку, Вдруг налетел ветер, пошел дождь, мышка п…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе «Перспектива» для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе «Перспектива» 3 класс.
Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе «Перспектива» для 2 класса
Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе «Перспектива» для 2 класса.
Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Сказка «Два мороза»
В презентации представлены основные этапы работы над литературным произведением.
Презентация к уроку литературного чтения Александр Невский 4 класс Перспектива
Презентация включает все необходимые материалы к уроку литературного чтения «Александр Невский», «Слово о побоище ледовом» Н. Кончаловская.
Презентация к уроку литературное чтение Угадай сказку
Материал содержит задания необходимые для проверки знаний по предмету.
Презентация к уроку литературного чтения по сказке Чуковского «Федорино горе»
Презентация к уроку литературного чтения по сказке К.Чуковского «Федорино горе".
-
М пляцковский чему учат в школе конспект урока 4 класс
-
Конспект воспитательного занятия в школе
-
Конспект занятия логопедического в подготовительной группе на тему животные жарких и холодных стран
-
Конспект экскурсии в младшей группе в прачечную
- География 8 класс домогацких конспект параграфа 14
Критерии оценивания:
• Отметка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. • Отметка «4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их. • Отметка «3» — пересказывает при помощи наводящих вопросов родителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. • Отметка «2» — не может передать содержание прочитанного.
Выбери и продолжите любое предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…
Класс: 2.
Тип урока: открытие новых знаний.
Основные цели:
- Сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста;
- Формировать умения подробного и краткого пересказа по составленному плану.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.
Личностные умения:
- проявлять интерес к поступкам героев сказки;
- проявлять позитивное и сознательное отношение к чтению, желание читать народные сказки.
Познавательные умения:
- определять отличительные признаки жанра сказки и обосновывать своё мнение;
- определять тему и главную мысль сказки, обосновывая своё суждение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Коммуникативные умения:
взаимодействовать в паре и группе при выполнении предлагаемых заданий, используя доступные речевые средства при представлении выполненного.
Предметные умения:
- работать с текстом народной сказки, составляя план;
- выразительно читать сказку по ролям;
- составлять краткий и подробный пересказ сказки.
Оборудование:
ИДЭ
Идэ маленький был, когда сиротой остался.
Мать умерла в тот год, когда Идэ родился. Отец – охотник, в урман зверя промышлять ушёл – совсем не вернулся.
Бабушка Идэ, – Имъял-Пая её звали, – его к себе взяла. Идэ большой мальчик стал, а всего боится. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится. Бабушка думает:
«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы Идэ на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?..»
Кедровым орехам урожайный год пришёл. Совсем спелые орехи стали – можно собирать.
Бабушка Имъял-Пая говорит Идэ:
– Пойдём, Идэ, орешки собирать.
– Что ж, пойдём, бабушка.
Бабушка в обласок села. Идэ усадила, обласок толкнула – и поехали.
Ясный день был. Солнышко светит. Урман тихонько шумит. Тым-река от песка к песку бежит.
Три песка бабушка с Идэ проехали, на берег вышли, на гору поднялись, в тайгу пошли.
В тайге птицы поют. Далеко слышно – кедровка стучит. Орехи из шишек птичка выбирает.
Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой сучок ударит – крупные спелые шишки сами падают.
Полный обласок орехов насыпали, домой собрались.
Бабушка одну берестяную кошолку с орехами на горе оставила:
– Ох, Идэ, кошолку забыли. Сбегай, принеси.
Идэ на гору побежал, а Имъял-Пая обласок от берега оттолкнула.
Идэ с горы глядит – бабушка уехала! Идэ кричать стал, плакать стал:
– Зачем ты оставила меня, бабушка?..
Имъял-Пая не оглянулась ни разу. Сильно гребла веслом, и скоро обласок из виду ушёл.
Идэ один в тайге остался. По берегу бегать начал, искать, где бы спрятаться. Искал, искал – дупло нашёл. Залез в дупло, клубочком свернулся, лежит тихонько.
Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит. Кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Идэ страшно стало. Думает – звери пришли, съедят его.
Со страху Идэ кричать стал:
– Всего съешьте, но только голову не троньте…
А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт – шишки падают.
Сколько ни боялся Идэ – заснул понемножечку.
Сколько ни спал – пробудился. Смотрит – светло стало. Солнце высоко. Птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ сам себя щупать стал. Цел ли?
Левую руку протянул – здесь рука. Правую руку протянул – здесь рука!
Идэ из дупла выскочил, на ноги встал.
Смотрит – кругом шишки нападали. Ой, сколько шишек!
Идэ стал шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!
Большую кучу шишек собрал Идэ. На берег посмотрел, видит – бабушка Имъял-Пая приехала. Идэ бабушке руками замахал:
– Зачем меня одного оставила?
Бабушка ему говорит:
– Не сердись, Идэ. Ты – человек. Тебе никто ничего сделать не может. Человек – везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь.
Подумал Идэ: «Правду говорит бабушка – не надо бояться».
Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали орехи собирать. Опять обласок полный набрали. Домой поехали.
Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.
Хорошо!
С тех пор Идэ храбрым стал. Куда захочет – один идёт.
Так бабушка Имъял-Пая своего внучка Идэ бояться отучила.
Год за годом время прошло. Вырос Идэ. Стал охотником – самым смелым охотником стал.
Запись и литературная обработка В. Пухначёва.
Идэ (хантыйская сказка)
Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:— Пойдём, Идэ, орешки собирать!— Пойдём, бабушка!Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.Закричал Идэ, заплакал:— Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.
Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:— Всего съешьте, только голову не троньте!А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.Хорошо!С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.Так бабушка отучила внука бояться.
— КОНЕЦ —
Народная хантыйская сказка с картинками Пересказала: Винокурова. Иллюстрации: Гусаров
МАЛЬЧИК ИДЭ. Хантыйская сказка.
ЖИЛ-БЫЛ мальчик Идэ. Рано остался он круглым сиротой. Отец, его, охотник, ушел однажды в тайгу на промысел и не вернулся. А вскоре умерла и мать. Взяла мальчика к себе старая бабушка.
Любила бабушка внука, и Идэ тоже любил бабушку. Целый день бегал за ней по пятам: бабушка к речке и Идэ за ней, бабушка и лес — и Идэ с нею. А один никуда от избушки не отходил: боялся.
— Стыдно таким трусом быть, — говорила ему бабушка. — Ведь ты уже большой мальчик, а всего боишься.
Молчит Идэ. А бабушка думает:
— Как бы его храбрым вырастить? Другие в его годы и за рыбой, и за птицей в лес один ходят, а мой Идэ ни шагу без бабушки.
В тот год в тайге много кедровых орехов уродилось. Вот бабушка как-то и говорит:
— Пойдем, Идэ, орехи собирать.
— Пойдем, бабушка.
А в лес надо было ехать по реке.
Собрала бабушка берестяные корзинки и села в челнок. Идэ рядом с ней пристроился…
Оттолкнулись веслом от берега и поехали.
День выдался ясный, теплый.
Проехали бабушка с Идэ две песчаные косы, проехали и третью. К четвертой косе причалили.
Вытащили челнок на берег, сами на горку поднялись, в тайгу вошли.
Стали бабушка и Идэ орехи собирать.
Высокие кедры прячут в ветвях зрелые шишки. Бабушка ударит по сучку колотушкой — шишки сами на землю и надают.
Носят бабушка с внуком полные корзинки шишек в челнок. Так много орехов набрали, что на всю зиму хватит. Можно бы и домой ехать. А бабушка села на пень и думает: «Надо, чтобы внучек мой храбрым вырос. Испытаю я сегодня его, оставлю на ночь в лесу. Медведи и волки здесь не водятся, а остальные звери не страшны». Подумав так, говорит бабушка внуку:
— Ой, Идэ, забыла и на горке еще одну полную корзинку. Сбегай, внучек, принеси.
Побежал Идэ на горку. А бабушка села в челнок, оттолкнулась от берега — и поплыла.
Глядит Идэ с горы — уплывает бабушка. Все дальше и дальше уносит ее река.
Закричал Идэ с горы, заплакал:
— Бабушка! Бабушка! Что же ты меня одного оставила?
А бабушка с лодки отвечает:
— Побудь здесь ночку, внучек, а я утром приеду за тобой.
Так и уплыла. Идэ один на берегу остался.
«Что же теперь со мной будет? — думает он. — Пропаду я тут один, конец мне пришел».
А солнышко тем временем уж низко за тайгу опустилось: вечереет, скоро ночь наступит.
Стал Идэ над рекой от дерева к дереву бродить — ищет, где бы на ночлег устроиться. В большом старом кедре увидел он глубокое дупло. Залез туда, свернулся клубочком и лежит тихонько. Сам ни жив ни мертв от страха.
Потемнела тайга, нахмурилась. Ветер поднялся, дождь пошел. Падают шишки на землю, стучат по стволу. Совсем испугался Идэ. Спрятался он еще глубже в дупло, дрожит, боится, как бы звери не пришли. А его никто и не думает есть. Только кедры шумят под дождем. Как ни трусил Идэ, все-таки понемножку засыпать начал. Всю ночь и провел в дупле.
Утром просыпается — смотрит: светло, небо ясное, день жаркий, солнечный. Шумят над ним свежие зеленые ветки, а птицы так и заливаются.
«Жив ли я?» — думает Идэ со страхом.
Стал он сам себя ощупывать; правую руку протянул — тут рука, левую протянул — и левая тут. Голова на месте и ноги целы. Никто не съел.
Вылез Идэ из дупла. Смотрит — кругом на земле шишек видимо-невидимо. Ночью насыпались. Вот хорошо-то!
Стал он шишки в кучу собирать.
Большую кучу набрал. Глянул на реку, а у берега на песке знакомый челнок лежит, и бабушка, кряхтя, в гору поднимается. Закричал Идэ бабушке издалека:
— Ты что же меня вчера одного оставила?
А бабушка и отвечает:
— Это я нарочно, Идэ. Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты — человек, а человек над всем на свете хозяин. А разве ты не хочешь храбрым быть?
— Хочу, — тихонько говорит Идэ.
Помирились Идэ с бабушкой. Пошли вместе орехи собирать. Опять целый челнок шишек набрали. Домой поехали.
С тех пор перестал Идэ всего бояться. И в лес, и на реку — всюду один ходит. Нигде ему не страшно.
Слайды и текст этой презентации
Хантыйская народная сказка «Идэ»
Народные бытовые сказки
тайги
Округ находится в зоне тайги.Первый букварь появился в 1931 году, а первая газета на хантыйском языке — 1 ноября 1957 года.
Хантыйская народная сказка «Идэ»
кедр кедровкакедровые орехи
лодка долблёнка
Хантыйская народная сказка «Идэ»
1. Трусишка Идэ.2. 3. Бабушка и Идэ собирают орехи.4. Бабушкина хитрость.5.6. Утром в тайге.7.
Как отучить Идэ всего бояться?
Один в тайге.
Теперь ты ничего не будешь бояться.
Хантыйская народная сказка «Идэ»
Алгоритм для составления подробного пересказа сказки
4. Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.
Тема. Краткий пересказ сказки «Идэ»
Цель: составить алгоритм плана для краткого пересказа.
План работы.1. Воспользоваться алгоритмом плана для подробного пересказа. Определить, что следует изменить.2. Уточнить алгоритм в группах.3. Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа.
Алгоритм плана для краткого пересказа
1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему.
2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки: — появление новой темы; — появление нового героя; — появление нового места действия.
3. Записать название каждой части текста.
4. Пересказать текст, используя составленный план:- рассказать содержание своими словами, только самое главное: КТО, ЧТО ДЕЛАЕТ, ПОЧЕМУ;- к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;- нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
Работа в парах. Краткий пересказ частей:1 вариант — Утром в тайге.2 вариант — Один в тайге.
Хантыйская народная сказка «Идэ»
2 вариант.Проснулся Идэ цел и невредим. Увидел много шишек, позабыл страх и стал их собирать. А тут и бабушка приехала.
Образец для проверки.1 вариант.Остался Идэ один в тайге.Нашёл дупло и залез в него. Ночью страшно стало Идэ, но он всё-таки заснул.
Работа в парах. Краткий пересказ частей:1 вариант — Утром в тайге.2 вариант — Один в тайге.
Хантыйская народная сказка «Идэ»
Образец для проверки самостоятельной работы. Бабушка и Идэ поехали в тайгу орехи собирать. Набрали полную лодку, а одну кошёлку с орехами бабушка на горе забыла. Послала она Идэ за ней. А сама села в лодку и уплыла.
Цель урока: составить алгоритм плана для краткого пересказа.
могу сам рассказать алгоритм, нет ошибок в самостоятельной работе
могу сам рассказать алгоритм, но была ошибка в самостоятельной работе
затрудняюсь в использовании алгоритма плана для краткого пересказа
не могу сам воспользоваться алгоритмом, есть ошибки в самостоятельной работе
1. Иллюстрации сказкам — http://yandex.ru, иллюстрации с сайтов irkutsk.rfn.ru, http://www.prav-net.ru/tyumenskaya-oblast/, сайта Алексея Соболева http://www.alexsobolev.ru2. Иллюстрации к сказке «Идэ» http://www.planetaskazok.ru3. Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива» (сайтhttp://www.prosv.ru/umk/perspektiva)4. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л. Г. Петерсон, 2кл
Сказка «Мальчик Идэ»
Жил-был мальчик Идэ. Рано остался он круглым сиротой. Отец его, охотник, ушел однажды в тайгу на промысел и не вернулся. А вскоре умерла и мать. Взяла мальчика к себе старая бабушка. Любила бабушка внука, и Идэ тоже любил бабушку. Целый день бегал за ней по пятам: бабушка к речке — и Идэ за ней, бабушка в лес — и Идэ с нею. А один никуда от избушки не отходил: боялся. — Стыдно таким трусом быть,- говорила ему бабушка.- Ведь ты уже большой мальчик, а всего боишься. Молчит Идэ. А бабушка думает: Как бы его храбрым вырастить? Другие в его годы и за рыбой, и за птицей в лес одни ходят, а мой Идэ ни шагу без бабушки . В тот год в тайге много кедровых орехов уродилось. Вот бабушка как-то и говорит: — Пойдем, Идэ, орехи собирать. — Пойдем, бабушка. А в лес надо было плыть по реке. Собрала бабушка берестяные корзинки и села в челнок. Идэ рядом с ней пристроился… Оттолкнулись веслом от берега и поплыли. День выдался ясный, теплый. Проплыли бабушка с Идэ две песчаные косы, миновали и третью. К четвертой косе причалили. Вытащили челнок на берег, сами на горку поднялись, в тайгу вошли. Стали бабушка и Идэ орехи собирать. Высокие кедры прячут в ветвях зрелые шишки. Бабушка ударит по сучку колотушкой — шишки сами на землю и падают. Носят бабушка с внуком полные корзинки шишек в челнок. Так много орехов набрали, что на всю зиму хватит. Можно бы и домой ехать. А бабушка села на пень и думает: Надо, чтобы внучек мой храбрым вырос. Испытаю я сегодня его, оставлю на ночь в лесу. Медведи и волки здесь не водятся, а остальные звери не страшны . Подумав так, говорит бабушка внуку: — Ой, Идэ, забыла я на горке еще одну полную корзинку. Сбегай, внучек, принеси. Побежал Идэ на горку. А бабушка села в челнок, оттолкнулась от берега и поплыла. Глядит Идэ с горы: уплывает бабушка, все дальше и дальше уносит ее река. Закричал Идэ с горы, заплакал: — Бабушка! Бабушка! Что же ты меня одного оставила? А бабушка с лодки отвечает: — Побудь здесь ночку, внучек, а я утром приеду за тобой. Так и уплыла. Идэ один на берегу остался. Что же теперь со мной будет? — думает он.- Пропаду я тут один, конец мне пришел . А солнышко тем временем уже низко за тайгу опустилось. Вечереет, скоро ночь наступит. Стал Идэ над рекой от дерева к дереву бродить — ищет, где бы на ночлег устроиться. В большом старом кедре увидел он глубокое дупло. Залез туда, свернулся клубочком и лежит тихонько. Сам ни жив ни мертв от страха. Потемнела тайга, нахмурилась. Ветер поднялся, дождь пошел. Падают шишки на землю, стучат по стволу. Совсем испугался Идэ. Спрятался он еще глубже в дупло, дрожит, боится, как бы звери не пришли. А его никто и не думает есть. Только кедры шумят под дождем. Как ни трусил Идэ, все-таки понемножку засыпать начал. Всю ночь и провел в дупле. Утром просыпается, смотрит: светло, небо ясное, день жаркий, солнечный. Шумят над ним свежие зеленые ветки, а птицы так и заливаются. Жив ли я? — думает Идэ со страхом. Стал он сам себя ощупывать: правую руку протянул — тут рука, левую протянул — и левая тут. Голова на месте и ноги целы. Никто не съел. Вылез Идэ из дупла. Смотрит: кругом на земле шишек видимо-невидимо. Ночью насыпались. Вот хорошо-то! Стал он шишки в кучу собирать. Большую кучу набрал. Глянул на реку, а у берега на песке знакомый челнок лежит и бабушка, кряхтя, в гору поднимается. Закричал Идэ бабушке издали: — Ты что же меня вчера одного оставила? А бабушка и отвечает: — Это я нарочно, Идэ. Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты — человек, а человек над всем на свете хозяин. А разве ты не хочешь храбрым быть? — Хочу,- тихонько говорит Идэ. Помирились Идэ с бабушкой. Пошли вместе орехи собирать. Опять целый челнок шишек набрали. Домой поехали. С тех пор перестал Идэ всего бояться. И в лес, и на реку-всюду один ходит. Нигде ему не страшно.
Сказка «Мальчик Идэ», читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.
МышкаЖила мышка. Настала весна, задумала мышка поехать осетров и нельм ловить. Вместо ло…
Мышка и лосьБегала мышка по лугу и ела свежую сочную травку, Вдруг налетел ветер, пошел дождь, …