Полкан
На весеннем солнышке греется пес Полкан.
Морду положил на лапы, пошевеливает ушами – отгоняет мух.
Дремлет пес Полкан, зато ночью, когда на цепь посадят, не до сна.
Ночь темна, и кажется всё – крадется кто-то вдоль забора.
Кинешься, тявкнешь – нет никого.
Или хвостом по земле застукает, по-собачьи; нет никого, а стукает…
Ну, с тоски и завоешь, и подтянет вон там, за амбаром, зальется чей-то тонкий голос.
Или над поветью глазом подмигивать начнет, глаз круглый и желтый.
А потом запахнет под носом волчьей шерстью.
Пятишься в будку, рычишь.
А уж жулики – всегда за воротами стоят, всю ночь.
Жулика не страшно, а досадно – зачем стоит.
Чего-чего не перевидишь ночью-то… охо, хо…
Пес долго и сладко зевнул и по пути щелкнул муху.
Поспать бы.
Закрыл глаза, и представилась псу светлая ночь. Над воротами стоит круглый месяц – лапой достать можно. Страшно. Ворота желтые.
И вдруг из подворотни высунулись три волчьи головы, облизнулись и спрятались.
«Беда», – думает пес, хочет завыть и не может.
Потом три головы над воротами поднялись, облизнулись и спрятались.
«Пропаду», – думает пес.
Медленно отворились ворота, и вошли три жулика с волчьими головами.
Прошлись кругом по двору и начали всё воровать.
– Украдем телегу, – сказали жулики, схватили, украли.
– И колодец украдем, – схватили, и пропал и журавль и колодец.
А пес ни тявкнуть, ни бежать не может.
– Ну, – говорят жулики, – теперь самое главное!
«Чтосамое главное?» – подумал пес и в тоске упал на землю.
– Вон он, вон он, – зашептали жулики.
Крадутся жулики ко псу, приседают, в глаза глядят.
Со всею силою собрался пес и помчался вдоль забора, кругом по двору.
Два жулика за ним, а третий забежал, присел и рот разинул. Пес с налета в зубастую пасть и махнул.
– Уф, аф, тяф, тяф…
Проснулся пес… на боку лежит и часто, часто перебирает ногами.
Вскочил, залаял, побежал к телеге, понюхал, к колодцу подбежал, понюхал – всё на месте.
И со стыда поджал пес Полкан хвост да боком в конуру и полез.
Рычал.
Порточки
Жили-были три бедовых внучонка: Лешка, Фомка и Нил. На всех троих одни только порточки приходились, синенькие, да и те были с трухлявой ширинкой.
Поделить их — не поделишь и надеть неудобно — из ширинки рубашка заячьим ухом торчит.
Без порточек горе: либо муха под коленку укусит, либо ребятишки стегнут хворостиной, да так ловко, — до вечера не отчешешь битое место.
Сидят на лавке Лешка, Фомка и Нил и плачут, а порточки у двери на гвоздике висят.
Приходит черный таракан и говорит мальчишкам:
— Мы, тараканы, всегда без порточек ходим, идите жить с нами.
Отвечает ему старший — Нил:
— У вас, тараканов, зато усы есть, а у нас нет, не пойдем жить с вами.
Прибегает мышка.
— Мы, — говорит, — то же самое без порточек обходимся, идите с нами жить, с мышами.
Отвечает ей средний — Фомка:
— Вас, мышей, кот ест, не пойдем к мышам.
Приходит рыжий бык; рогатую голову в окно всунул и говорит:
— И я без порток хожу, идите жить со мной.
— Тебя, бык, сеном кормят — разве это еда? Не пойдем к тебе жить, — отвечает младший — Лешка.
Сидят они трое, Лешка, Фомка и Нил, кулаками трут глаза и ревут. А порточки соскочили с гвоздика и сказали с поклоном:
— Нам, трухлявым, с такими привередниками водиться не приходится, — да шмыг в сени, а из сеней за ворота, а из ворот на гумно, да через речку — поминай как звали.
Покаялись тогда Лешка, Фомка и Нил, стали прощенья у таракана, у мыша да у быка просить.
Бык простил, дал им старый хвост — мух отгонять. Мышь простила, сахару принесла — ребятишкам давать, чтоб не очень больно хворостиной стегали. А черный таракан долго не прощал, потом все-таки отмяк и научил тараканьей мудрости:
— Хоть одни и трухлявые, а все-таки порточки.
Птичка
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.
Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, — дощечка повернется, и сетка сама захлопнется.
Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.
Мать говорит:
— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
— Я их в клетку посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.
Достал Серёжа семя, посыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, — ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели в сетку.
Пошел Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, — сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Сережа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
— Мама, посмотрите, я птичку поймал. Это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
Мать сказала:
— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
— Нет, я его кормить и поить буду.
Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, ставил воду и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду.
Мать ему и говорит:
— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, — лучше пусти её.
— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, — бьётся об клетку.
Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидела, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
— Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видел стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понес её в клетку. Чиж был еще жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.
— Мама, что мне теперь делать?
— Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив.
Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.
Утром, когда Серёжа подошел к клетке, он увидел, что чиж лежит на спине, поджал лапки и закостенел.
С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.
Воробей и ласточки
Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.
В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.
Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.
Воробей сидел и чирикал.
Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду — как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали. Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал. Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.
Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда. Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.
Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.
Верблюд.
Вошел верблюд на скотный двор и охает:
— Ну, уж и работничка нового наняли, только и норовит палкой по горбу ожечь — должно быть, цыган.
— Так тебе, долговязому, и надо, — ответил карий мерин, — глядеть на тебя тошно.
— Ничего не тошно, чай, у меня тоже четыре ноги.
— Вон у собаки четыре ноги, а разве она скотина? — сказала корова уныло. — Лает да кусается.
— А ты не лезь к собаке с рожищами, — ответил мерин, а потом махнул хвостом и крикнул верблюду:
— Ну ты, долговязый, убирайся от колоды!
А в колоде завалено было вкусное месиво.
Посмотрел верблюд на мерина грустными глазами, отошел к забору и принялся пустую жвачку есть. Корова опять сказала:
— Плюется очень верблюд-то, хоть бы издох…
— Издох! — ахнули овцы все сразу.
А верблюд стоял и думал, как устроить, чтобы уважать его на скотном дворе стали.
В это время пролетал в гнездо воробей и пискнул мимолетом:
— Какой ты, верблюд, страшный, право!
— Ага! — догадался верблюд и заревел, словно доску где сломали.
— Что это ты, — сказала корова, — спятил?
Верблюд шею вытянул, потрепал губами, замотал тощими шишками:
— А посмотрите-ка, какой я страшный… — и подпрыгнул.
Уставились на него мерин, корова и овцы… Потом как шарахнутся, корова замычала, мерин, оттопырив хвост, ускакал в дальний угол, овцы в кучу сбились.
Верблюд губами трепал, кричал:
— Ну-ка, погляди!
Тут все, даже жук навозный, с перепугу со двора устрекнули.
Засмеялся верблюд, подошел к месиву и сказал:
— Давно бы так. Без ума-то оно ничего не делается.
А теперь поедим вволю…
Викторина с ответами для младших школьников на тему «Сказки А. Н. Толстого»
Вопросы
1. Имя березки из сказки «Топор». (Люлинька.)
2. О чем спорили серые воробьи из сказки «Воробей»? (Кто из зверей страшнее.)
3. Без чего птичку не поймать в сказке «Жар-птица»? (Без сундучка хрустального.)
4. Назовите игру, в которую играли Петечка и домовова дочка в сказке «Снежный дом». («Представленыши».)
5. Что представилось во сне псу из сказки «Полкан»? (Три жулика с волчьими головами.)
6. Назовите место, где лежала страшная картинка, из сказки «Прожорливый башмак». (Под комодом.)
Русалочьи сказки
7. В кого превратилась Марья, не послушавшись брата, из сказки «Иван да Марья»? (В липку.)
8. Назовите имя деда, поймавшего русалку, из сказки «Русалка». (Семен.)
9. Кто помог Море отыскать Дуничку из сказки «Кикимора»? (Старый леший.)
10. 3а что сказали спасибо мужик с бабой дикому куру из сказки «Дикий кур»? (За червонцы.)
11. Кто держал в плену весеннюю царевну из сказки «Иван- царевич и Алая-Алица»? (Жиж.)
12. Что попросил мужичок у звериного царя из сказки «Звериный царь»? (Силу.)
13. В кого превратился странник из сказки «Странник и змей», чтобы одолеть змея? (В петуха.)
14. Что осталось от Василисы и соломенного жениха людям добрым из сказки «Соломенный жених»? (Рожь и васильковые цветы.)
15. Почему Полевик из сказки «Полевик» на току, где рожь молотят, всё ворчал на парней да девок? (Спят, а рожь не домолотили.)
16. Зачем понадобилось ведьмаку гасить звезды в сказке «Ведьмак»? (Хмара и темень на земле идет на деревню людям вредить.)
17. Какую работу выполнял мужик у водяного в сказке «Водяной»? (Баклуши бил из осиновых чурбанов.)
Сорочьи сказки
18. От чего у сороки из сказки «Сорока» на животе все перья повылезли? (От жадности.)
19. Почему мышка из сказки «Мышка» никогда ни о чем не думает? (Мозг меньше горошины.)
20. Кто хотел съесть ежа в сказке «Еж»? (Глупый теленок.)
21. Кто выгнал лису из леса в сказке «Лиса»? (Еж, дятел да ворона.)
22. Где спрятался заяц от волка в сказке «Заяц»? (В дупле сосны.)
23. Что отдал кот из сказки «Кот Васька» по уговору старой колдунье за железные зубы? (Хвост.)
24. О чем думал петух, когда его несли рубить голову, из сказки «Мудрец»? (Пойдет дождь или не пойдет.)
25. Назовите имя братца и сестры из сказки «Грибы». (Иван и Косичка.)
26. Кто помог грачонку добраться к раку на свадьбу в сказке «Рачья свадьба»? (Красноперый окунь.)
27. Назовите тараканью мудрость из сказки «Порточки». («Хоть одни и трухлявые, а все-таки порточки».)
28. Где жили петушки — красные головки, крылышки золотые из сказки «Петушки»? (На деревянной ставне избушки Бабы-Яги.)
29. Как прозвали люди старика из сказки «Мерин»? (Хвостырь.)
30. Какое объявление сделал горшок из сказки «Горшок»? («Варить щей больше не желаю, у меня в боку трещина».)
31. От кого верблюд из сказки «Верблюд» узнал, что он страшный? (От воробья.)
32. От каких бед защищал найденный мужиком камень кур из сказки «Куриный бог»? (От ночи, от немочи, от росы, от лисиной слезы.)
33. Кого разбудили жуки, ужишки, комары да мышки из сказки «Муравей»? (Летучую мышь.)
34. Кто испортил «великое произведение» свиньи из сказки «Картина»? (Маляр.)
35. Кого должна была остерегаться во сне Маша из сказки «Маша и мышки»? (Черного кота.)
36. Как звали сына князя Чурила и Натальи из сказки «Синица»? (Заряслав.)
37. Какую примету оставил на дороге старик своим дочерям, чтобы те нашли его в лесу, в сказке «Медведь и три сестры»? (Стружки.)
Список сказок для викторины
«Топор». «Еж».
«Воробей». «Лиса».
«Жар-птица». «Заяц».
«Снежный дом». «Кот Васька».
«Полкан». «Мудрец».
«Прожорливый башмак». «Грибы».
«Иван да Марья». «Рачья свадьба».
«Русалка». «Порточки».
«Кикимора». «Петушки».
«Дикий кур». «Мерин».
«Иван-царевич и Алая-Алица». «Горшок».
«Звериный царь». «Верблюд».
«Странник и змей». «Куриный бог».
«Соломенный жених». «Муравей».
«Полевик». «Картина».
«Ведьмак». «Маша и мышки».
«Водяной». «Синица».
«Мышка». «Медведь и три сестры».
Картина.
Захотела свинья ландшафт писать. Подошла к забору, в грязи обвалялась, потерлась потом грязным боком о забор — картина и готова.
Свинья отошла, прищурилась и хрюкнула.
Тут скворец подскочил, попрыгал, попикал и говорит:
— Плохо, скучно!
— Как? — сказала свинья и насупилась — прогнала скворца.
Пришли индюшки, шейками покивали, сказали:
— Так мило, так мило!
А индюк шаркнул крыльями, надулся, даже покраснел и гаркнул:
— Какое великое произведение!..
Прибежал тощий пес, обнюхал картину, сказал:
— Недурно, с чувством, продолжайте, — и поднял заднюю ногу.
Но свинья даже и глядеть на него не захотела.
Лежала свинья на боку, слушала похвалы и похрюкивала.
В это время пришел маляр, пхнул ногой свинью и стал забор красной краской мазать.
Завизжала свинья, на скотный двор побежала:
— Пропала моя картина, замазал ее маляр краской… Я не переживу горя!..
— Варвары… варвары… — закурлыкал голубь.
Все на скотном дворе охали, ахали, утешали свинью, а старый бык сказал:
— Врет она… переживет.
Толстой А. Н. Сказка «Воробей»
На кусту сидели серые воробьи и спорили — кто из зверей страшнее.
А спорили они для того, чтобы можно было погромче кричать и суетиться. Не может воробей спокойно сидеть: одолевает его тоска.
— Нет страшнее рыжего кота, — сказал кривой воробей, которого царапнул раз кот в прошлом году лапой.
— Мальчишки много хуже, — ответила воробьиха, — постоянно яйца воруют.
— Я уж на них жаловалась, — пискнула другая, — быку Семёну, обещался пободать.
— Что мальчишки, — крикнул худой воробей, — от них улетишь, а вот коршуну только попадись на язык, беда как его боюсь! — и принялся воробей чистить нос о сучок.
— А я никого не боюсь, — вдруг чирикнул совсем ещё молодой воробьеныш, — ни кота, ни мальчишек. И коршуна не боюсь, я сам всех съем.
И пока он так говорил, большая птица низко пролетела над кустом и громко вскрикнула.
Воробьи, как горох, попадали, и кто улетел, а кто притулился, храбрый же воробьеныш, опустив крылья, побежал по траве. Большая птица щёлкнула клювом и упала на воробьеныша, а он, вывернувшись, без памяти, нырнул в хомячью нору.
В конце норы, в пещерке, спал, свернувшись, старый пёстрый хомяк. Под носом лежали у него кучка наворованного зёрна и мышиные лапки, а позади висела зимняя, тёплая шуба.
«Попался, — подумал воробьеныш, — я погиб…»
И зная, что если не он, так его съедят, распушился и, подскочив, клюнул хомяка в нос.
— Что это щекочет? — сказал хомяк, приоткрыв один глаз, и зевнул. — А, это ты. Голодно, видно, тебе, малый, на — поклюй зёрнышек.
Воробьенышу стало очень стыдно, он скосил чёрные свои глаза и принялся жаловаться, что хочет его пожрать чёрный коршун.
— Гм, — сказал хомяк, — ах он, разбойник! Ну, да идём, он мне кум, вместе мышей ловить, — и полез вперёд из норы, а воробьеныш, прыгая позади, думал, какой он, воробьеныш, маленький и несчастный, и не надо бы ему было совсем храбриться.
— Иди-ка сюда, иди, — строго сказал хомяк, вылезая на волю.
Высунул воробьеныш вертлявую головку из норы и обмер: перед ним на двух лапах сидела чёрная птица, открыв рот. Воробьеныш зажмурился и упал, думая, что он уже проглочен. А чёрная птица весело каркнула, и все воробьи кругом неё попадали на спины от смеха — то был не коршун, а старая тётка ворона…
— Что, похвальбишка, — сказал хомяк воробьенышу, — надо бы тебя посечь, ну да ладно, поди принеси шубу да зёрен побольше.
Надел хомяк шубу, сел и принялся песенки насвистывать, а воробьи да вороны плясали перед норой на полянке.
А воробьеныш ушёл от них в густую траву и со стыда да досады грыз когти, по дурной привычке.
Сказки Толстого А. Н. — Воробей читать
Глиняный пареньРусская народная сказка
Жили-были старик да старуха. Не было у них детей. Старуха и говор…
Глупый волкРусская народная сказка
Жил-был волк, старый-престарый. Зубы у него приломались, глаза пл…
Заяц.
Летит по снегу поземка, метет сугроб на сугроб… На кургане поскрипывает сосна:
— Ох, ох, кости мои старые, ноченька-то разыгралась, ох, ох.
Под сосной, насторожив уши, сидит заяц.
— Что ты сидишь, — стонет сосна, — съест тебя волк, — убежал бы.
— Куда мне бежать, кругом бело, все кустики замело, есть нечего.
— А ты порой, поскреби.
— Нечего искать, — сказал заяц и опустил уши.
— Ох, старые глаза мои, — закряхтела сосна, — бежит кто-то, должно быть, волк, — волк и есть.
Заяц заметался.
— Спрячь меня, бабушка…
— Ох, ох, ну, прыгай в дупло, косой.
Прыгнул заяц в дупло, а волк подбегает и кричит сосне:
— Сказывай, старуха, где косой?
— Почем я знаю, разбойник, не стерегу я зайца, вон ветер как разгулялся, ох, ох…
Метнул волк серым хвостом, лег у корней, голову на лапы положил. А ветер свистит в сучьях, крепчает…
— Не вытерплю, не вытерплю, — скрипит сосна.
Снег гуще повалил, налетел лохматый буран, подхватил белые сугробы, кинул их на сосну.
Напружинилась сосна, крякнула и сломалась..
Серого волка, падая, до смерти зашибла…
Замело их бураном обоих.
А заяц из дупла выскочил и запрыгал куда глаза глядят.
«Сирота я, — думал заяц, — была у меня бабушка-сосна, да и ту замело…».
И капали в снег пустяковые заячьи слезы.
Лиса
Под осиной спала лиса и видела воровские сны.Спит лиса, не спит ли все равно нет от нее житья зверям.И ополчились на лису еж, дятел да ворона.Дятел и ворона вперед полетели, а еж следом покатился.Дятел да ворона сели на осину.Тук-тук-ту-к, застучал дятел клювом по коре.И лиса увидела сон будто страшный мужик топором машет, к ней подбирается.Еж к сосне подбегает, и кричит ему ворона:Карр еж!.. Карр еж!..«Кур ешь, думает ворона, догадался проклятый мужик».А за ежом ежиха да ежата катятся, пыхтят, переваливаются…Карр ежи! заорала ворона.«Караул, вяжи!» подумала лиса, да как спросонок вскочит, а ежи ее иголками в нос…Отрубили мой нос, смерть пришла, ахнула лиса и бежать.Прыгнул на нее дятел и давай долбить лисе голову. А ворона вдогонку: «Карр».С тех пор лиса больше в лес не ходила, не воровала.Выжили душегуба.
В началоНазад1ВпередВ конец
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ.
Знала Марьяна, что каждую ночь будет прилетать к ней Жар-птица, садиться на кровать и рассказывать сказки.
Кто не знает Буратино — озорного мальчишку, выструганного папой Карло из обычного полена! Но не все, наверное, знают, что рассказал о нем большой советский писатель Алексей Николаевич Толстой. С его доброй, легкой руки длинноносый, улыбающийся мальчишка попал на сцены детских театров, на киноэкраны, на красочные обложки книг и журналов. Миллионы юных читателей полюбили деревянного мальчишку как живого, невыдуманного. Полюбили за неунывающий характер, за добрый нрав и верность друзьям. А в этой книжке вы, ребята, прочитаете сами или вам прочитают взрослые несколько сказок, написанных известным писателем.
Несколько слов о нем.
Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в небольшом городке бывшей Самарской губернии (ныне Куйбышевской области). Ранние годы его жизни прошли в сельской местности. Деревенский быт, близость к родной природе развили в будущем писателе наблюдательность, чуткую восприимчивость ко всему прекрасному, вызвали любовь к выразительной народной речи и великолепным русским сказкам. Позднее о своем деревенском детстве Алексей Николаевич рассказал в повести «Детство Никиты».
Окончив в Самаре реальное училище, А. Толстой поступил в институт, но не закончил его, решив целиком посвятить себя писательскому труду. Любовь к литературе проявилась у него еще в детстве, когда он впервые прочитал книги Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева. Этих великих русских писателей он очень любил и многому учился у них.
Вскоре Алексей Николаевич выпускает первую книгу своих стихов. После этого он обратился к устному народному творчеству, написал русалочьи и сорочьи сказки, часть которых вошла в эту книжку. Незамысловаты сюжеты сказок А. Толстого, но читать их — одно удовольствие. Здесь и колкий народный юмор, и образная русская речь, и хорошее знание деревенской природы, так пригодившееся писателю. Из его сказок вы узнаете, почему сороку прозвали голобокой, — переела она медовых калачей и «с боли и тоски на сорочьем животе все перья повылезли». Посмеетесь над котом Васькой, по своей глупости оставшимся без хвоста. Пожалеете зайца-сиротинушку и по-доброму позавидуете маленькой царевне Марьяне, к которой каждую ночь будет прилетать Жар-птица, садиться на кровать и рассказывать сказки.
В своих взрослых книгах Алексей Николаевич Толстой писал о революции, о первых офицерах Красной Армии, о далекой старине нашей родины, когда в сражениях и трудах крепло русское государство.
Эти книги А. Толстого вы с интересом прочитаете, когда станете взрослыми. В них найдете ответы на многие важные вопросы, лучше узнаете историю нашей страны, крепче полюбите родной русский язык, которым так мастерски владел Алексей Николаевич. А пока — сказки. Милые, короткие сказки, написанные известным советским писателем и большим другом детей.
Вариант 3
Федор Петрович Толстой, это величайший русский художник, который прекрасно мог выразить любовь к природе, всему живому на земле. В его работах, можно понять, как он относился ко всему, что его окружало.
Данная работа автора, подчёркивает его вдохновлённость от окружающего мира.
На картине показан стол, на котором стоит ваза, с яркими полевыми цветами. У края стола, изображён снегирь, сидящий на карандаше. Это говорит о том, что хозяин жилища, является художником.
Ваза, в которой стоят свежее сорванные цветы, прекрасно сочетается с общим фоном стола. Цветы имеют зелёные стволы, это говорит о том, что они только что поставлены в вазу. А наличие насекомых на картине, говорит о том, что сам стол, и его содержимое, находиться на улице.
Именно все живые существа, которые нарисованы на данной работе, превращают её, в живую картину природы. Обе птицы, которые расположены на картине, смело сидят на цветах и столе. Взгляд птицы сидящей на краю стола, говорит о том, что она кого-то видит, но улетать не хочет.
Это значит, что тот, кто находится на заднем фоне картины, любил птиц. Возможно, он их прикармливал, поэтому у них нет страха перед ним. Чиста вода в кувшине с цветами, говорит о том, что человек любит цветы, а наличие карандаша, подчёркивает его духовность и любовь к духовному искусству.
Набухшие бутоны цветов, дают понять, что они скоро созреют, и выпустят свою красоту на волю. Именно эти черты картины, оживляют её. Гусеница, как никогда живо трепещущими движениями, перебирается по столу, не боясь, что на неё внезапно нападёт птица.
Гвоздика, очень ярко выделяется среди всего букета, она прекрасно указывает на весь букет своей красотой. Бабочка, далеко не малых размеров, говорит о том, что действие картины, проходит в жаркие летние дни. Такой букет, создаёт приятное летнее настроение, и заставляет зрителя, окунуться в поле с цветами, на которых порхают бабочки и летают птицы.
Если в общих чертах, то данная работа автора, приближает зрителя именно к тем чувствам, которые чувствовал автор, при написании этой картины. В ней очень ярко передаётся любовь к природе, к цветам и птицам. Федор Петрович Толстой, является одним из тех художников, которые могли по-настоящему выразить свои чувства, через творчество, изобразив это все на обычном холсте.
В литературе есть такая поговорка: «Талантливый человек – талантлив во всем»! Так и знаменитый русский художник Толстой Федор Петрович. Родился в Белоруссии. Отец был военнослужащим. Родители с надеждой в глазах и трепетом сердца мечтали, что бы их сын пошел по стопам отца. Но будучи в Полоцке, он учился в коллегии, где изучал языки. Так же там читали свободные художества, которые очень любил посещать Федор Петрович. Начиная с данного момента жизни, Толстой приобрел тягу к искусству. Но, на этом юный мастер не остановился. Так же он проявил себя в скульптуре, живописи, был медальерном и рисовальщиком. За его большие достижения в искусстве, получил почетное звание вице-президента Академии художеств.
2 класс, 5, 7 класс
Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом
Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос.
Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время.
– Неплохая вещь, – сказал сам себе Джузеппе, – можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола…
Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, – так как очки были тоже старые, – повертел в руке полено и начал его тесать топориком.
Но только он начал тесать, чей-то необыкновенно тоненький голосок пропищал:
– Ой-ой, потише, пожалуйста!
Джузеппе сдвинул очки на кончик носа, стал оглядывать мастерскую – никого…
Он заглянул под верстак – никого…
Он посмотрел в корзине со стружками – никого…
Он высунул голову за дверь – никого на улице…
«Неужели мне почудилось? – подумал Джузеппе. – Кто бы это мог пищать?..»
Он опять взял топорик и опять – только ударил по полену…
– Ой, больно же, говорю! – завыл тоненький голосок.
На этот раз Джузеппе испугался не на шутку, у него даже вспотели очки… Он осмотрел все углы в комнате, залез даже в очаг и, свернув голову, долго смотрел в трубу.
– Нет никого…
«Может быть, я выпил чего-нибудь неподходящего и у меня звенит в ушах?» – размышлял про себя Джузеппе…
Нет, сегодня он ничего неподходящего не пил… Немного успокоясь, Джузеппе взял рубанок, стукнул молотком по задней его части, чтобы в меру – не слишком много и не слишком мало – вылезло лезвие, положил полено на верстак – и только повёл стружку…
– Ой, ой, ой, ой, слушайте, чего вы щиплетесь? – отчаянно запищал тоненький голосок…
Джузеппе уронил рубанок, попятился, попятился и сел прямо на пол: он догадался, что тоненький голосок шёл изнутри полена.
Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино
Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага – в стене против двери.
Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие – нарисованы на куске старого холста.
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезывать из него куклу.
«Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесёт мне счастье. Я знал одно семейство – всех их звали Буратино: отец – Буратино, мать – Буратино, дети – тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…»
Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза…
Вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него…
Карло и виду не подал, что испугался, только ласково спросил:
– Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?
Но кукла молчала – должно быть, потому, что у неё ещё не было рта. Карло выстругал щёки, потом выстругал нос – обыкновенный…
Вдруг нос сам начал вытягиваться, расти, и получился такой длинный острый нос, что Карло даже крякнул:
– Нехорошо, длинен…
И начал резать у носа кончик. Не тут-то было!
Страницы: 1
Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями:
Находится в разделе: Сказки с картинками, Толстой А.Н.
« Три толстяка. Сказка Юрия Олеши
Ослиная шкура »