Число 8
Русские народные загадки:
Два кума Аввакума,
Две кумы Авдотьи,
Пять Пантелеев,
Да восемь Мокеев. (Сани: полозья, оглобли, вязья, копылья)
***
Три тулова,
Три головы,
Восемь ног,
Железный хвост,
Кованый нос. (Соха с бороною)
***
Летят гуськи,
Дубовы носки;
Как четыре, так кричат;
«Га! га! га! га»
А как восемь, так кричат:
«Га! га! га! га!
Га! га! га! га!» (Молотьба)
***
Одна труба, четыре избы, восемь улиц. (Деревня)
Рифмованные загадки:
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (Восемь)
***
Два кружка соединилось,
Что за цифра получилась?
Два умножим на четыре —
И она уже в эфире. (Восемь)
***
Два кружочка рядом встали —
Что за дивные очки?
Поверни хоть вверх ногами,
Одинаковы они! (Восемь)
***
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я – … (Осьминог)
Картинки к загадкам с числом 8:
Прописи — раскраска
Набор развивающих карточек — прописей предназначены для развития графических навыков, моторной памяти, тренировки руки.
В комплекте 10 карточек и рисунками для раскрашивания . Эти прописи подойдут для тренировки руки дошкольников в детском саду и для первоклассников.
Для тренировки письма рекомендуется листы заламинировать и писать маркером на водной основе. Раскрашивать картинки тоже можно маркером, потом стирать влажной салфеткой. После тренировочного письма, можно предложить поработать цветными карандашами и ручкой.
Задания помогут развить мелкую моторику и координацию движений руки, формируют графические навыки и воображение ребёнка. Прописи помогут детям научится ориентироваться на листе бумаги в клеточку, задания разовьют зрительное восприятие, логическое мышление. Заниматься по настоящим прописям можно как индивидуально, так и в группе.
Для хранения карточек используется папка с кнопкой.
Про цифру 6
Сколько букв есть у дракона И нулей у миллиона, Разных шахматных фигур, Крыльев у трех белых кур, Ног у майского жука И сторон у сундука. Коль не можем сами счесть, Нам подскажет цифра…
Циферка, как бегемотик, Круглый у неё животик, Шейку ловко изгибает, За пятёркою ступает.
*** Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет.
А моей подруге Тоне Довелось на пони сесть, И у Тони вместе с пони Стало ножек сразу …(шесть)
Глядела цифра в зеркало И о сестре мечтала. Но только одного свойства Его видать не знала. И получила двойника. Как капелька водицы Сестра похожа на нее. Да только вниз косица. (шесть и девять)
Если навесной замок Вверх поднимет хоботок, То тогда увидим здесь Не замок, а цифру …
У Надюши пять тетрадок, Кляксы в них и беспорядок. Нужен Наде черновик. Вася, первый ученик, Дал еще тетрадку Наде Сколько у нее тетрадей?
Работаем со счетами
Считать до десяти малыша следует научить до того, как он поступит в школу. Затем надо выработать вычислительные навыки. Это можно делать на пальцах, спичках. Многие специалисты советуют использовать счеты. Такие приспособления не препятствуют складыванию или вычитанию цифр в уме. Сегодня у каждого человека есть дома калькулятор. Этот прибор облегчает жизнь, но не развивает математическое и логическое мышление. Поэтому приучать малыша к использованию гаджетов не стоит.
Так ребенок никогда не научится совершать простые математические операции в уме. Счеты следует применять с трехлетнего возраста. С таким приспособлением можно обучать малыша считать до 10, 20, 100, усложнять задачи по мере усвоения материала. Подобное изделие хорошо развивает мелкую моторику и ловкость рук.
Обучение работы со счетами должно строиться по такому алгоритму:
- набор числа. Выровнять костяшки по одному краю. Это расположение означает ноль. Нижний ряд – это сотые, второй верхний – десятые, третий – четверти. Далее располагаются единицы, десятки, сотни, тысячи. Для набора числа, передвигают определенное количество костяшек в другую сторону;
- сложение. Набрать на счетах первое слагаемое, а затем второе, передвигая в сторону необходимое количество костяшек, начиная с нижнего ряда;
- вычитание. Все действия проводятся аналогично сложению, но сверху вниз.
Он похож на букву О, но не значит ничего
Загадки про цифру 0
***
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Цифры)
***
Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок.
(Ноль)
***
Скачет мячик по страницам,
Ищет он свою сестрицу.
Что имеет вид кольца —
Без начала и конца?
(Ноль)
***
На букву О она похожа, кругла собой.
Может в паре постоять с циферкой любой.
Не имеет ни начала, ни конца,
Носит гордое название нуля.
(Ноль)
***
Лев гривастый в клетке жил,
По свободе он тужил.
Как-то лев открыл замок
И пустился наутёк.
Не догнать теперь его,
Пусто в клетке …
(Никого)
***
Он похож на букву О,
Он не значит ничего.
Но любую цифру враз
Увеличит в десять раз.
(Ноль)
***
Могу назвать его мячом,
А хочешь дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовем,
Он называется…
(Нулём)
***
Я оранжевый овал
На листе нарисовал.
У него большая роль,
Так как это цифра…
(Ноль)
***
Сколько лет в яйце цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра…
(Ноль)
Для взрослых
Эти загадки будут полезны родителям:
В лифте вас встретили два сотрудника разных компаний и предложили работу. Обе ставки – 180 тысяч рублей в год. Но одна компания будет ежегодно прибавлять по 20 тысяч, а другая – каждые 6 месяцев по 5 тысяч. Лифт едет 30 секунд. За это время надо принять решение.
Ответ:
Сравним размер зарплаты, выплаченной по полугодиям за три года:
Первый вариант: 90.000 + 90.000 + 100.000 + 100.000 + 110 + 110 = 600.000 рублей.
Второй вариант: 90.000 + 95.000 + 100.000 + 105.000 + 110.000 + 115.000 = 615.000 рублей.
Выгоднее второе предложение.
Из полной 20-литровой бутыли спирта отлили некую часть и долили воды. Потом хорошо перемешали и еще отлили такую же часть, опять долив водой. Когда стали проверять, выяснилось, что спирта в 3 раза меньше, чем воды. Сколько отливали?
Ответ:
Отлить часть объема равносильно умножению его на 1/N. После первой манипуляции в бутыли осталось 20 х 1/N л спирта. После второй 20 х 1/N х 1/N. Причем спирта меньше в 3 раза, то есть 1 часть спирта, а 3 – воды. 20 х 1/N х 1/N = 20/4, откуда 1/N = 1/2. То есть отливали по половине бутыли.
Последовательность цифр
На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:
- «Баба Яга перепутала цифры». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
- Пазлы по номерам. По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
- «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
- Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.
Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon, Лабиринт, My-shop)
В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.
Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Об этой книге я писала .
Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Об этой книге я писала .
Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.
Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!
Искренне ваша, Яна Разначенко
Загадки про цифры для детей
Загадки про цифры от 1 до 10 позволяют малышам найти ассоциативный ряд, помогающий среди уже давно знакомых и полюбившихся вещей найти тех самых новых товарищей, которые, как оказывается, не так уж чудны и неизвестны.
В этом разделе онлайн собраны самые лучшие и интересные детские загадки про цифры. Они не очень сложные и для малышей. Каждая загадка для них — это новое открытие не только цифр, но и других понятий окружающего мира.
Вспомните себя: чтобы запомнить сложную комбинацию цифр либо выучить новое иностранное слово, вы, вероятнее всего, прибегаете именно к тем же секретам, что и наши загадки — ищите то, что вам поможет вспомнить новое и порой трудновыговариваемое. «Машенька, смотри! Это цифра семь!», «Настенька, ну как же ты не можешь запомнить? Повтори, это же так легко…», «Максим, какая пятерка? Это же цифра шесть!» — знакомо? А теперь представьте своего ребенка. «Непонятно, почему и для чего мама пытается добиться от меня правильного произношения и узнавания каких-то странных линий…» — это приблизительно то, что вам хотел бы, но не всегда может сказать ваш малыш.
А теперь сравните: «Машенька, давай поднимемся по лесенке. Смотри, каждая ступенька имеет свой цвет и свой счет (здесь, естественно, не обойтись без заблаговременной подготовки). А еще на каждой из них кто-то сидит. Давай-ка познакомимся (на каждую ступеньку можно приклеить картинки с изображениями знакомых ребенку вещей, животных и т.д., похожих именно на ту цифру, которая соответствует счету определенной ступеньки)!
Познакомились? Теперь можно и закрепить: загадайте ребенку загадки про цифры, так сказать, по горячим следам. Будьте уверены, такой способ разучивания цифр куда эффективнее раздражительного требования простого (как родителям кажется) запоминания.
Итог: ребенок счастлив, весел и увлечен!
В дальнейшем при прочтении ему загадок про цифры в голове всплывут все те ассоциации, на которых строится сам текст, и малыш без особого труда даст верный ответ. Кстати, загадки помогут ребенку и при написании. Проще же вспомнить, как выглядит лебедь, похожий на двойку, правда? А уж потом, представив его, написать и саму цифру. По мере взросления, естественно, в памяти четко остаются хорошенько укрепленные некогда причудливые закорючки и крючки. Тогда уж точно можно будет сказать, что загадки и ваша забота сделали свое дело!
Вернуться в раздел Загадки для детей.
Соответствуют ли навыки счёта вашего ребенка его возрасту?
Полезно знать, какие цифры и навыки счета ребенок должен освоить к 3 — 4 годам. Просмотрите следующий список вех и отметьте, владеет ли этими знаниями ваш ребенок.
- Знает — и ему любопытно — как числа и счет применимы к его жизни и окружающему миру.
- Может правильно сосчитать не менее пяти предметов.
- Может указывать на места в числовой строке и считать с соответствием 1 к 1 вдоль линии (слева направо, справа налево).
- Понимает, что написанная цифра «3» означает три объекта — и то же самое с цифрами 1-5.
- Может складывать и вычитать небольшое количество знакомых предметов. Например: «У меня три конфетки. А у тебя две. Сколько у нас вместе?»
- Может ставить написанные цифры от 1 до 5 в правильном порядке, от меньшего до большего.
- Можете считать от одного до десяти в правильном порядке.
- Понимает понятия количества (например, «больше» и «меньше») и размера (например, «больше» и «меньше», «выше» и «ниже») и правильно использует эти термины.
Приёмы обучения счёту
Как начать учить ребёнка считать до 10? Есть несколько приёмов, которые лучше использовать на старте процесса обучения:
Пальцы. Они всегда доступны и на виду, так что это – проверенный способ. Для начала можно ознакомить малыша с названием каждого из пальчиков. Потом можно переходить непосредственно к счёту, но в пределах одной руки. Когда малыш будет хорошо считать пять пальцев, можно подключать и вторую ручку.
Предметы. После пальцев можно переходить к предметам. Одних пальчиков для полноценного освоения счёта недостаточно, ведь малыш может начать ассоциировать цифры с элементами своей ладошки, что создаст трудности при дальнейшем обучении. В качестве арифметических материалов можно использовать кубики, пупсов или кукол, мячики, машинки, детскую посуду, разные фрукты, конфеты, камни или ракушки.
Счёты. Некоторые такое приспособление считают устаревшим, но оно может очень пригодиться в обучении счёту, ведь отдельные элементы всегда на виду и рядом, а ещё их удобно передвигать по прутикам для удобства счёта.
Палочки или карточки. Но желательно использовать обучающие материалы одного цвета, чтобы разные оттенки не отвлекали ребёнка от главного – счёта. Рекомендуется выбрать яркую, но не слишком броскую гамму, например, зелёную, синюю, жёлтую, красную, оранжевую
Такие цвета привлекают внимание, помогают сосредотачиваться и не отвлекаться на другие окружающие предметы.
Развивающие видеоролики, познавательные мультфильмы. Сегодня таких материалов очень много, в том числе с любимыми детскими героями
Просмотр мультика с обучением счёту наверняка будет приятным и полезным. Ролик должен быть качественным, привлекающим внимание и не слишком длинным – не больше 10-15 минут. В течение более долгого времени малыш просто не сможет удерживать внимание.
Авторские методики. Например, известный во всём мире педагог Мария Монтессори рекомендовала использовать самый наглядный и жизненный пример – деньги. Сначала можно брать обычные монеты и считать их штучно, а уже потом осваивать номиналы, складывать их, разменивать, имитировать ситуации покупок в магазинах. Ещё одна методика разработана Гленом Доманом, и он предлагал в качестве обучающего материала использовать карточки с точками, количество которых соответствует разным числам. Такой формат более привычен для детей: они не мыслят абстрактно, а связывают и ассоциируют счёт с конкретными предметами. Автор предлагал показывать ребёнку по 5 изображений трижды в день. На следующий день нужно убирать первые две карточки, добавляя две новых. Всего в системе 100 картинок с количеством точек (кружков) от 1 до 100.
Игры. Их много, поэтому вы найдёте вариант, подходящий для конкретного ребёнка. Разные игры рассмотрены ниже.
Математика, которая мне нравится
Пишите об интересных свойствах числа
. Картинки приветствуются!
Выкладываю свойства числа 10, которые прислал Лейб Александрович Штейнгарц.
1. У человека ДЕСЯТЬ пальцев на обеих руках. Именно это послужило причиной повсеместного распространения десятичной системы счисления.
2. ДЕСЯТЬ – это наименьшее многозначное число.
3. Эти два слова очень часто употребляются в математике. В каждом из них содержится ровно по 10 букв.
4. Число 10 является суммой первых четырех натуральных чисел:
5. Число 10 является суммой первых трех простых чисел:
6. Число 10 является суммой первых четырех факториалов:
7. Самым простым признаком делимости является признак делимости на 10.
8. Наибольшее число на игральных картах – это число 10.
9. Любое действительное число можно представить в виде бесконечной ДЕСЯТИЧНОЙ дроби:
Эта запись представляет собой следующий ряд:
10. Всевышний дал ДЕСЯТЬ заповедей пророку Моисею на горе Синай.
11. В математике очень часто применяют ДЕСЯТИЧНЫЙ логарифм, основание которого обычно не пишется:
12. В международных (стоклеточных) шашках размер доски 10×10 клеток.
13. В слове ЧАЙКОВСКИЙ – 10 букв. Отец великого русского композитора был ДЕСЯТЫМ ребенком в семье За всю свою жизнь Петр Ильич Чайковский написал ровно ДЕСЯТЬ опер:
14. В слове МАТЕМАТИКА – 10 букв. В связи с этим, распутайте два арифметических ребуса.
Показать решение
15. Число 10 в двоичной системе счисления является числом 2 в десятичной системе счисления.
16. Популярна такая головоломка.
Показать решение
17. В слове АРИФМЕТИКА – 10 букв. В связи с этим, распутайте арифметический ребус.
Показать решение
Имеется два способа:
18. ДЕСЯТОК:
• Счетная единица, равная десяти одинаковым предметам. Например, – ДЕСЯТОК ЯИЦ.
• Десять лет возраста. Например, – ЕМУ ПОШЕЛ СЕДЬМОЙ ДЕСЯТОК.
• НЕ РОБКОГО ДЕСЯТКА – о смелом человеке.
19. В фамилии МУСОРГСКИЙ – 10 букв. Очень известны ДЕСЯТЬ пьес для фортепиано (“Картинки с выставки”) великого русского композитора Модеста Мусоргского.
20. Червонец – денежная единица в Российской империи и СССР. Червонцами, начиная с начала XX века, традиционно называют банкноты номиналом в ДЕСЯТЬ единиц.
21. Прыжки в воду – один из водных видов спорта. Самая большая высота, с которой совершаются эти прыжки – 10 метров.
22. В фамилии МАТИЯСЕВИЧ 10 букв. Юрий Владимирович Матиясевич – российский математик, решивший знаменитую ДЕСЯТУЮ проблему Гильберта.
23. “Козлёнок, который считал до ДЕСЯТИ” — советский мультипликационный фильм. Главный герой мультфильма – Козлёнок, научившийся считать до десяти и стремящийся применить свое умение на практике.
24. В двух словах – ПЁТР ПЕРВЫЙ – содержится 10 букв.
Любопытно, что Пётр был провозглашён царём в1682 году (кстати, 8+2=10) в 10-летнем возрасте.
25. Числа Ферма – это числа вида (n – неотрицательное целое число):
Изучение чисел такого вида начал Ферма, который выдвинул гипотезу, что все они простые. Однако, эта гипотеза была опровергнута Эйлером, нашедшим разложение числа
на простые множители:
Любопытно, что в этом равенстве и слева, и справа расположено по ДЕСЯТЬ цифр.
26. КИЛОБАЙТ – единица измерения количества информации, равная 1024 байтам. То есть:
27. Попасть в ДЕСЯТКУ – • Делать что-либо очень точно. • Подбирать очень точные, меткие слова, рассказывая о чём-либо.
Настольные игры
Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.
Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала . А можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.
Математика и развитие речи
Изучая число 2, можно параллельно развивать речь детей. С этой целью в перерывах между заданиями предлагайте им скороговорки, стихи, загадки, пословицы и поговорки.
Скороговорки помогут не только закрепить материал, но и выработать четкую речь. В русском языке есть скороговорки, в которых активно участвуют числа. Их тоже можно скачать на сайте.
Пословицы и поговорки представляют собой назидательные жанры фольклора. Применяйте их в интересных рассказах, где задействовано число 2, по ходу урока. Также пословицы и поговорки будут прекрасным дополнением открытого урока.
Для развития речи и закрепления выученного материала используйте стихи. Можно взять для примера или других современных авторов. На нашем сайте вы найдете подборку стихов, действующим лицом которых выступает число 2.
Развивать смекалку и сообразительность помогут загадки. Строятся загадки на основе описания предмета так, чтобы другой человек мог по описанию догадаться, о чем идет речь. На нашем сайте вы обнаружите подборку загадок, в которых зашифрована цифра 2.
Не лишним для развития творческого мышления будет вопрос: на что похожа цифра 2. Не подсказывайте сами: пусть ребята подумают, на что она похожа. Возможно, цифра будет похожа на крючок, на лебедя, изогнувшего шею. Такое упражнение прекрасно развивает фантазию. В качестве домашнего задания тоже можно предложить вопрос: на что похожа цифра.
Занимательные циферки
Карточки с цветными цифрами можно развесить на видных местах во всех комнатах.
Их запоминание будет легче, если просить малыша принести столько, к примеру, фасолинок, сколько изображено на картинке, спрятанной на дверце, внутри шкафа или на потолке в спальне. Неожиданные задания вызывают огромный интерес и облегчают запоминание цифры и соответствующий ей состав числа. Даже просто висящие в разных местах на уровне их глаз разноцветные яркие цифровые знаки обеспечат их запоминание.
Магниты на холодильник
– большое подспорье для родителей. С магнитными цифрами можно играть, проявляя много фантазии.
Можно делать из конструктора паровозик
, в вагонах которого будут кататься цифры, обозначающие порядковый номер вагончика. А вырезанные из мягкого материала шуточные цифры могут танцевать, оживляя детское восприятие и запоминание. Для желающих совершенствовать своего ребенка в математическом плане полезным будет чтение детских обучающих книжек и просмотр мультфильмов по счету. Это очень наглядное обучение.
Необходимо научить малыша, что цифра «говорит» о количестве чего-то.
Самое простое упражнение – писать на отдельном листке цифру и строить соответственно ей башню из кубиков. Цифра два «говорит» о том, что башню нужно построить из двух кубиков, а пять требует для башни пять штук. После этого ребенку весело будет это сооружение уронить.
Различные аппликации, рисунки своими руками, лепка из теста или пластилина разных цифр и элементов, входящих в их состав, дадут толчок для творчества и постижения науки о цифрах и счете.
Изучаем понятие «Столько же»
Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):
Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.
Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».
В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки, морковки, помидорки; вот еще пример шикарного набора).
Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые сюжетно-ролевые игры. Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.
Как научить ребенка складывать и вычитать
Приступая к обучению устному счету, стоит прежде всего учитывать возрастные особенности детей.
Если речь идет о ребенке младшего дошкольного возраста, целесообразно будет начать изучение материала с простейших примеров и задач, предварительно объясняя, что такое число, а что такое цифра; постепенно объяснить ребенку сложение и вычитание.
Для старших дошкольников подойдут игры и методики посложнее – те, в которых нужно применять на практике навыки сложения и вычитания, например, игра «Магазин».
Для детей 2-3 лет
Детям данной возрастной категории проще всего будет научиться считать, используя пальцы рук. Например, нужно сесть рядом с ребенком, начать загибать по очереди его пальчики и считать при этом вслух.
Например, говорить:”У мамы одна конфета. Разогни один пальчик. У папы три конфеты. Разогни еще три пальчика. Сколько всего конфет получилось? Посчитай пальчики. Один, два, три, четыре. Правильно!”
Или так: “У мамы пять конфет. Разогни пять пальчиков. Папа забрал у мамы две конфеты. Загни два пальчика. Сколько конфет осталось у мамы? Посчитай оставшиеся пальчики. Раз, два, три.”
Для детей 4-5 лет
Детям в возрасте 4-5 лет удобнее всего объяснять принципы сложения и вычитания с помощью обучающего материала, которым могут послужить любимы игрушки.
Например, можно посадить рядом пять кукол, потом добавить еще две, спросить ребенка, сколько получилось, после этого добавить еще одну, спросить, сколько кукол получилось теперь. Или поставить в ряд семь машинок, откатить три, спросить, что произошло, и сколько машинок теперь осталось.
Проводить обучение можно, используя любые окружающие предметы: кубики, палочки, карточки. Так же можно приобрести прописи “Учим порядковый счет до 5,10,20 и 100”.
Для детей 5-6 лет
Для обучения счету детям от 5 до 6 лет подойдут те же игровые методики, что и для четырех и пятилетних ребят.
Задания можно усложнять, давая для решения ребенку составные примеры, например 2 + 2 – 1, решению подобных задач поможет линейка счетная для дошкольников.
Главное, на чем стоит остановиться родителям, это как объяснить ребенку, что такое плюс и минус
Важно с самых первых дней занятий дать четкое определение данным терминам: плюс – это когда что-то прибавляется, а минус – когда что-то убавляется
Для учеников 1 класса
Поступление детей в первый класс является для них важной жизненной ступенью. В это время у ребенка меняется сфера деятельности, он примеряет на себя роль ученика
Для достижения положительных результатов, учитывая возраст школьников, педагоги практикуют изучение устного счета в игровой форме:
- Метод Зайцева. Получение новых знаний происходит благодаря использованию специальных кубиков и таблиц.
- Метод Глена Дамана. Обучение счету ведется с помощью карточек, на которых располагается отдельное количество точек.
- Метод Полякова. Понятие о числе и цифрах дети получают, раскладывая разноцветные кубики и наполняя коробочки с отверстиями.
Для учеников 2 класса
Младшие школьники к этому времени уже должны овладеть основными навыками математических действий.
Применение игровых методик отходит на второй план, упор делается на решение примеров в тетрадях и у доски. Детям предлагают для решения простые задачи, в которых участвуют сложные цифры и десятки.
Загадки с цифрой 1
*** Дважды два четыре. Знают в целом мире, Только нет сестрицы Лишь у _____.
***
Три тигрёнка не грустили, Шар воздушный смастерили. Два взлетели на рассвете И пропали вдруг из глаз. Коль отнять тигрят нам этих — Что останется у нас?
***
У меня есть две игрушки, Завтра дам одну Ванюшке. День рождения у Вани, Отнесу ему коня. Сколько же игрушек станет Завтра дома у меня?..(Одна)
***
Как безлиственная ветка, Я пряма, суха, тонка. Ты встречал меня нередко В дневнике ученика.
***
Сколько солнышек за тучкой, Сколько стержней в авторучке, Сколько у слона носов, Сколько на руке часов? Сколько ног у мухомора И попыток у сапера, Знает и собой гордится..
Простые и доступные методики обучения
Существует множество эффективных методов, помогающих родителям понять, как научить ребенка составу числа до 10. Есть возможность выбрать для домашних занятий наиболее подходящую.
- Для облегчения подготовки к домашним занятиям можно приобрести материалы для дидактических игр, книги, обучающие предметы, мультики. Все они способствуют легкому обучению числам, составу числа, запоминанию и правильному применению. Все задания представлены в этих пособиях, родителям не надо ничего придумывать.
- Чтобы повторять школьные темы, можно воспользоваться наглядными примерами. Рекомендуется остаться с учеником в комнате вдвоем и спросить, сколько находится человек в помещении. Когда он скажет, что два, можно попросить других домочадцев по очереди входить в комнату. Пусть ребенок посчитает два плюс один и научится понимать, из чего состоит число три. Таким образом действовать дальше. Малыш должен видеть, как все происходит, почему меняются числа и как их можно складывать или вычитать.
- Для дошколят хорошо использовать игру со счетом шагов. К примеру, мама и дети отправились на прогулку. Нужно отмерять шагами расстояние и считать их по порядку. А затем возвращаться и считать шаги в обратной последовательности. Ребята быстро освоят это задание, а оно и является составом числа.
- Даже бытовые ситуации помогут выучить с ребенком состав числа. Например, попросить малыша накрыть стол к обеду, поставить 5 тарелок, столько же ложек, разложить по два куска хлеба. Если ребенок испытывает затруднения со счетом, нужно обязательно помочь ему сориентироваться, объяснить, почему нужно именно столько предметов.
- Счетные палочки помогут даже самым маленьким членам семьи научиться счету в пределах 10. Для этого следует положить на стол одну палочку, а затем попросить добавить определенное количество палочек, чтобы получилось пять. Примеры нужно постоянно усложнять, тренироваться не только увеличивать числа, но и уменьшать их.
Числа до 100
Первым делом выучите с малышом десятки
Здесь нужно будет объяснить сыну или дочке, что существуют десятки. Объясните, что все эти цифры оканчиваются на «0» и обозначают следующий десяток чисел.
Вначале изучите круглые числа: 20, 30, 40, 50 и так далее до 100. Позже объясните малышу, как образуются числа внутри десятка.
Работать с этими цифрами ребенку уже сложнее. Наглядных материалов не хватит, поэтому многие мамы и папы используют счеты. Объясните ребенку, какие костяшки, в каком ряду и что обозначают, как правильно с ними работать.
Дети легко понимают счеты и быстро решают примеры с их помощью
Разобравшись с набором и обозначением чисел, пробуйте давать ему задания на сложение и вычитание. Можете также искать соседей и пропущенные цифры.