Физическое развитие
Младший дошкольный возраст – это период невероятной активности
На этом этапе важно дать ребенку возможность много и разнообразно двигаться. Прогулки на свежем воздухе и подвижные игры помогают правильному формированию опорно-двигательного аппарата
В 3-4 года ребенок уже обладает такими навыками:
- умеет уверенно ходить, выдерживая направление;
- хорошо бегает, прыгает на двух ногах на месте и вперед;
- сохраняет равновесие, стоя на одной ноге;
- пробует играть в групповые игры, при играх с мячом может ловить и бросать его;
- лазает по гимнастической стенке и умеет ходить по ступенькам.
К 4 годам ребенка можно учить более сложным видам физической активности, например, катанию на лыжах или коньках – эти виды спорта хорошо тренируют мышцы ног и равновесие, а также развивают координацию.
Складываем слоги
Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.
Покажите, как пропевать слоги
Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой
После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА
После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.
Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.
Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать
Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:
Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».
Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.
Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее
За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.
Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.
Игры на умение складывать слоги
- Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
- Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
- Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
- Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.
Самолетики
Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.
Как быстро научить ребенка читать по слогам?
Игра «Читаем по слогам»:
- Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
- Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
- Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги
Так получится быстро научить ребенка читать по слогам, не прилагая усилий, и не заставляя малыша делать то, что он не хочет.
Книги
Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака, или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева).
Из обучающих книг можно посоветовать:
«Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop),
либо похожий по своей задумке «Большой атлас животных» (Ozon, Лабиринт, My-shop). И там, и там на одном развороте собраны предметы / животные одного цвета.
А также пособие с наклейками – «Что бывает синим» (Ozon, My-shop, Read).
На этом все. Как всегда желаю вам ярких и интересных игр с малышом! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, , .
Искренне ваша, Яна Разначенко
Книги о цвете для детей
Книги в стихах о цвете:
- «Разноцветная книга» Маршака (Лабиринт).
- Рассказ Сутеева «Петух и краски» (Сборник сказок Сутеева в Лабиринте).
- «Еня и Еля. Изучаем цвета» Анны Гончаровой (Лабиринт).
- «Раскладушка на картоне. Про четыре цвета» Нина Саконская (Лабиринт, Май-Шоп).
- «Цвета» Ю. Каспарова (Лабиринт). Добрые стихи, яркие иллюстрации, оригинальный формат обязательно увлекут вашего ребенка.
- «Учимся различать цвета» Ольга Корнеева (Лабиринт). Картонная книжка-вырубка с подвижными пластиковыми глазками для малышей.
- Книга «Цвета в загадках» (Лабиринт). Большие карточки с заданиями, веселые стихотворные задачки, яркие картинки и гид для родителей. Учите цвета и оттенки вместе с забавными персонажами и сюжетными картинками, обсуждайте нарисованные ситуации, учите новые слова!
Развивающие карточки для самых маленьких «Смотрю. Играю. Узнаю»
Набор состоит из 70 карточек с фотографиями того, что ребёнок видит дома, на улице, в магазине, в зоопарке, в лесу. Изображения сопровождаются подписями, что помогает запомнить значение и написание слов. На обороте каждой карточки — вторая игра: в цвета и формы.
Учим цвета с ребенком 2-3 лет
В этом разделе вы найдете пособия и карточки для изучения цветов с малышом, начиная с двух лет.
Карточки-пазлы «Учим цвета»
Распечатайте пазлы, разрежьте на 4 части. Предложите малышу собрать пазлы, чтобы получился прямоугольник одного цвета.
Первое знакомство с цветом
Прежде всего ребенок должен запомнить основные цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Учить малыша различать цвета надо последовательно и постепенно.
Красный цвет
Найди предметы красного цвета
Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг: дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.
Жёлтый цвет
Учимся различать красный и желтый цвета
Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.
Зелёный цвет
Учимся различать красный, жёлтый и зелёный цвета
Попросите ребенка: «- Покажи, что на картинке красного цвета? Найди, что зеленое. Выбери, что желтое». Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите: «-Помидор какой? Груша какая?», побуждая ребенка проговаривать названия цветов.
Синий цвет
Учимся различать зелёный и синий цвета
Попросите ребёнка: «Покажи, что синее. Найди всё зеленое».
Учимся различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета
Попросите ребенка: «Покажи и назови, что красное. Что синее? Что зеленое? Что желтое? Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок?»
Разложи по коробочкам
Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки
Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место. Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку
Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»
Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку. Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»
Подбери куклам одежду
Скажите ребенку: «Давай поможем куклам одеться»
Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам
Пожалуйста, оцените материал
Оценка: / 5. Количестов оценок:
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Как выучить цвета с ребенком
Советы для родителей:
Изучать цвета можно начинать с года, но отличать и запоминать малыши смогут только по достижению 2-3-х летнего возраста, когда появится активный познавательный интерес.
В начале знакомства с цветами акцентируйте внимание ребенка на основных – желтом, синем красном и зеленом. Постепенно добавляйте новые цвета
Не начинайте вводить следующий цвет, пока малыш не начнёт уверенно называть предыдущий.
Проводите аналогии – красный карандаш, красная машина, красный мяч, — чтоб ребенок не ассоциировал цвет только с одним предметом.
Не искажайте слова, не надо говорить, что игрушка «желтенькая», — она желтая.
Для малышей обучение стоит проводить в игровой форме, меняя деятельность при первых признаках усталости.
Учите ребёнка различать цвета через творчество с помощью красок, цветной бумаги, пластилина и карандашей. Рекомендуем самый «чистый» и простой способ рисования для малышей.
Знакомимся с цветом по детским книжкам
Эта книжка предназначена для самых маленьких «художников». И рисовать можно прямо в ней! В книге множество разнообразных заданий по рисованию: от простых — к сложным. А еще она крайне полезна, поскольку дает возможность малышу не только провести время очень весело, но и потренировать мелкую моторику, заодно разучивать цвета и их названия.
Хинтон Стеф, «Цвета + наклейки»
Эта книжка позволяет изучить наиболее распространенные цвета в игровой форме. Здесь предусмотрены интересные задания: игры, чтение, наклейка наклеек. Занимаясь с этим пособием, ребенок учится различать форму и оттенки. Кроме этого, предусмотрена возможность получить навык самого первого чтения.
Анна Гончарова, «Еня и Еля. Изучаем цвета»
В этой доброй книжке изучать цветовую палитру предлагается в стихотворной форме и в виде интересных заданий, выполнив которые, ребенок усвоит полученный урок еще лучше.
Фелисити Брукс, «Мои первые слова. Играем и учим цвета»
Это не столько увлекательная и познавательная книга для малышей, сколько отличная книжка-игрушка. В книге предлагается принять участие в настоящем детском приключении и провести «научные» эксперименты прямо на страницах книжки!
Кордье Северин, Бадреддин Дельфин, «Я познаю мир. Цвета»
На страницах этой книги ребенок знакомится не только с цветами, но и с разными их оттенками. Но, кроме этого, книжка является еще и прекрасным пособием для развития речи малыша, потому что в ней огромное количество сюжетных изображений, которые ребенок с удовольствием будет обсуждать!
Анастасян Сатеник, «Учим цвета и счет»
Книжка предназначена для самых маленьких читателей от года. Занимаясь по ней, малыш не только узнает оттенки, но и получит навыки простого счета до 10. В этой книге яркие и занимательные иллюстрации, а все задания преподносятся в форме увлекательной игры.
Этапы обучения цветам
Когда родители уверены, что ребенок освоил основные цвета, они начинают изучать свои имена. Педагогика Монтессори предлагает обучение в три этапа. Для этого вам понадобятся три предмета, разных по цвету, но похожих по форме и размеру:
- Взрослый показывает предмет и называет цвет каждого предмета.
- Потом спрашивает: а где синий? Желтый? Красный?
- Взрослый берет предмет и спрашивает, какого он цвета.
Если ребенок реагирует неправильно, переходить к следующему этапу еще рано и нужно освоить предыдущий этап.
Родители часто спрашивают, в каком возрасте дети должны знать цвета и без ошибок выполнять шаги. Считается, что 3-4-летний ребенок должен знать основные цвета и уметь их различать и связывать. Например, желтый ассоциируется с солнцем и курицей.
Как индивидуализировать задания
Индивидуальный подход важен для детей любого возраста. Однако взаимодействие с малышами 1,5–3 лет требует особого взгляда на эту работу
Прежде всего, нужно принять во внимание тот факт, что воспитанников раннего возраста сложно организовать одним видом деятельности: кто-то хочет играть с куклой, а кто-то с удовольствием позанимается с бизибордом. И это всё в рамках одного занятия
В этом случае, чтобы у педагога не возникло впечатления, что он разрывается на части, пытаясь помочь и скоординировать действия каждого малыша, стоит ограничить виды работы на одном занятии до 2–3. Так дети, даже не желая делать всё вместе, волей-неволей будут работать в мини-группах. Если же говорить об индивидуализации в классическом понимании этого термина, то есть распределения заданий по темпераменту, уровню знаний и развития детей, то в это случае приёмы могут быть следующими:
- организовать предметно-развивающие зоны так, чтобы детям было удобно заниматься тем, что им нравится (если в группе очень популярен бизиборд, то не стоит ставить его в дальнем углу группы, иначе воспитателю будет сложно контролировать то, что происходит у тренажёра);
- расширять спектр индивидуальных заданий (если отдельные дети с удовольствием складывают пазл на 4 детали, то пора пополнить копилку пособий картинками из 6 деталей);
- найти каждому занятие по вкусу (даже в столь раннем возрасте при детальном изучении особенностей каждого малыша можно понять, к чему он тяготеет — одни любят играть с мозаикой, другие отдают предпочтение активным спортивным играм — в конспекте общеобразовательного занятия должны быть виды работы всех направлений);
- создавать ситуацию успеха (похвала — основа основ воспитания в детях стремления познавать мир, поэтому за каждое выполненное задание малыша нужно поблагодарить, а при неудаче сказать ободряющее слово и повторить попытку выполнить задания чуть позже).
Индивидуальный подход заключается также и в объяснении, демонстрации простых манипуляций с красками, клеем
Учим цвета в повседневной жизни
Большую часть знаний о мире дети получают в повседневной жизни: общаясь со взрослыми и сверстниками, наблюдая за природой, играя. Изучение цветов не исключение. Иногда ребенку не нужно выполнять специальные упражнения, чтобы научиться распознавать цвета. Для этого бывает достаточно того, что он слышит название цвета и связывает его с конкретной вещью. В ходе ежедневных занятий, озвучивайте для ребенка, какого цвета предметы вокруг. Рисуете ли вы, играете ли в кубики, рассматриваете машины во дворе, читаете, купаетесь, кушаете, одеваетесь – в каждой из этих ситуаций можно ненавязчиво учить ребенка различать цвета.
Книги
Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака, или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева).
Из обучающих книг можно посоветовать:
«Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop),
либо похожий по своей задумке «Большой атлас животных» (Ozon, Лабиринт, My-shop). И там, и там на одном развороте собраны предметы / животные одного цвета.
А также пособие с наклейками – «Что бывает синим» (Ozon, My-shop, Read).
На этом все. Как всегда желаю вам ярких и интересных игр с малышом! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, , .
Искренне ваша, Яна Разначенко
Сенсорные ориентиры
Э. Г. Пилюгина считает, что основной задачей ознакомления
детей со свойствами предметов является накопление представлений о цвете, форме
и величине предметов.
Познакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, дать
им систематические знания о свойствах предметов в раннем детстве еще невозможно
и не нужно. Однако проводимая работа должна подготовить почву для последующего
освоения стандартов, т.е. она должна быть построена таким образом, чтобы дети
впоследствии могли легко освоить общие классификации и группировки свойств даже
за порогом детства.
Система стандартов включает в себя основные цвета спектра.
Она, как и Л.А. Венгер, советует не знакомить маленьких детей с синим цветом,
так как одновременное введение синего и голубого может значительно затруднить
формирование четкого цветового восприятия.
Л. Л.А. Ремезова рекомендовала начинать знакомство с
цветовыми эталонами с формирования представлений детей о хроматических и
ахроматических цветах, освоения их названий. Благодаря практическим занятиям
дети учатся распознавать и называть эти цвета: Они выбирают эталон
определенного цвета из набора различных цветов, заполняют предметную картинку
определенным цветом и связывают представления о реальных объектах.
Она рекомендует также знакомить маленьких детей с оттенками
цветов. На этом этапе детей следует научить сравнивать три объекта красного,
желтого, зеленого и синего цветов, которые отличаются по яркости. В то же время
дети все больше осваивают сравнительную оценку яркости предметов (темнее,
светлее, еще светлее): сначала детей учат раскладывать предметы по порядку по
образцу, а затем по правилу — начиная с самого темного.
В исследовании Т.Г. Казаковой показано, что дети дошкольного
возраста могут соотносить цвета с характерными явлениями окружающей действительности.
T. С. Комарова проделала большую работу по сенсорному
воспитанию и развитию чувства цвета у детей. Выяснилось, что дети не стремятся
к разнообразию цветов и могут нарисовать весь рисунок одним цветом. Т. С.
Комарова объясняет это тем, что ребенка изначально привлекает форма предмета,
но не цвет.
Т. С. Комарова также отмечает, что большое значение в
восприятии красоты окружающей действительности имеет не только наблюдение за
цветом, но и практическая деятельность ребенка. При работе с детьми учитель
должен начать с наблюдения, прежде чем приступить к графической деятельности.
Задачи сенсорного воспитания, в том числе развитие чувства
цвета, включены в программное содержание педагогической системы, разработанной
Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др. Обучение основано на
расширении представлений детей о сенсорных эталонах цвета для формирования
достаточно сложной системы представлений о цветах и оттенках.
Исследователи, педагоги и психологи считают, что у детей
необходимо специально развивать цветовосприятие и чувство цвета, и подчеркивают
важность конкретных наблюдений, занятий, игр и так далее. Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что
формирование у детей чувства цвета широко представлено в истории педагогики, а
также в исследованиях по сенсорному воспитанию и методике обучения
изобразительной деятельности
Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что
формирование у детей чувства цвета широко представлено в истории педагогики, а
также в исследованиях по сенсорному воспитанию и методике обучения
изобразительной деятельности.
В результате теоретического изучения литературы можно
сделать вывод, что у детей необходимо целенаправленно развивать цветовосприятие
и цветоощущение. Эта работа должна проводиться в рамках специальных
мероприятий: Занятия, наблюдения в природе, в повседневной жизни, в различных
играх.
Когда нужно начинать знакомить ребенка с фигурами?
Знакомство ребенка с фигурами можно начинать даже с рождения. В первые месяцы жизни малыш познает мир через звуки и слова, стишки и песенки. Если с самого рождения малыша мама будет называть предметы своими именами (главное не лениться), то карапуз быстро запомнит новые слова.
В возрасте 6 месяцев ребенок познает все на ощупь и на вкус, что помогает ему понять предметы (твердый, мягкий). Вот здесь уже можно давать фигуры в руки, например кубик с изображением фруктов, или погремушку в виде сферы. Даже обычный прорезыватель для зубов в виде круга — познакомит малыша с геометрической фигурой
Важно не забывать концентрировать внимание малыша на форме предмета и называть ее. Смотрите на реакцию ребенка, знакомя его с фигурами
Знакомство начинать лучше с простых форм — круг, квадрат, треугольник
Знакомство начинать лучше с простых форм — круг, квадрат, треугольник
В 2 года ребенок вполне может узнать и различать эти три фигуры. К 3 годам добавьте прямоугольник, овал, цилиндр
Знакомство начинать лучше с простых форм — круг, квадрат, треугольник. В 2 года ребенок вполне может узнать и различать эти три фигуры. К 3 годам добавьте прямоугольник, овал, цилиндр.
Как научить ребенка формам
Визуализация вашего ребенка начинается с двух ключевых областей: формы и цвета.
Сортировка форм – отличный способ для вашего ребенка улучшить координацию и навыки мышления. Используйте сортировщики игрушек с отверстиями для разных форм. При этом наблюдайте за детскими экспериментами. Покажите круги, треугольники и квадраты и помогите своему малышу понять названия форм их соответствия на рисунках.
Музыка и детские стишки – еще один отличный способ познакомить вашего малыша с основными формами. Многие песни, пьесы и книги содержат детские стишки о фигурах, которые могут быть очень полезны ребенку.
Выбираем карандаши и фломастеры
Итак, короткие и трехгранные карандаши научат малыша правильно их держать.
Кроме того, первые карандаши для рисования должны быть очень мягкими, чтобы без сильного нажима оставлять след на бумаге. Это могут быть восковые и пластиковые карандаши, карандаши на водной основе. Они легко затачиваются обычными точилками, оставляют мягкие и ровные штрихи, рисунки получаются насыщенные и яркие. Такие карандаши не пачкают рук, легко отстирываются от одежды, не имеют запаха.
И конечно, ваш малыш без труда сможет рисовать фломастерами. Сейчас в продаже есть безвредные фломастеры с чернилами, основанными на пищевых красителях. Также продаются фломастеры, которые легко смываются с рук и с одежды.
Упражнения для малышей
Первое знакомство с цветом лучше всего провести, используя кубики. Сначала ребенку показывают красный кубик, мама говорит: «Посмотри, вот красный кубик», выделяя голосом название цвета. «Он яркий и красивый, красного цвета помидоры, яблоки, перец». Потом мама должна отдать кубик крохе, чтобы он как следует изучил цвет.
Следующий шаг – закрепление: мама с малышом проходят по квартире и находят все предметы красного цвета (можно заранее подготовиться и разложить их). На следующий день можно рассмотреть карточки, на которых изображены соответствующие предметы, все еще раз проговаривается. Подобные занятия повторяются несколько дней (их точное количество зависит исключительно от способностей ребенка).
Наконец, следует проверить, насколько хорошо усвоен материал. Мама берет два разноцветных кубика и просит: «Покажи мне красный кубик, где он?». Если ответ верный, следует приступать к изучению следующего цвета (синего) по аналогичной методике. Затем – желтого и зеленого. Но если малыш пока затрудняется, не стоит его торопить.
Популярные статьи Брошка из атласа и атласных лент
Когда цвета выучены, нужно закрепить материал. В 1,5-2 года можно предложить ребенку забавные игры, которые помогут ему правильно различать цвета. Например, мама заранее рисует домики разных цветов (основных) и «жителей» — таких же оттенков зверей или человечков. Ребенок должен расселить их. Во время работы следует комментировать: «Правильно, желтую мышку мы заселяем в желтый дом» или «А почему же красного человечка мы помещаем в синий дом? Как надо правильно?».
Также для возраста подойдут следующие упражнения.
- Распределение. Мама дает крохе формочки и пуговицы разных цветов, ребенок должен разложить пуговицы по емкостям.
- Постройка башен из кубиков. Используются только два цвета, взрослый просит малыша выстроить из них две башни таким образом, чтобы каждая из них была своего цвета.
Главное правило успеха – ежедневные, но неутомительные тренировки, только в этом случае названия прочно отложатся в мозгу малыша. Работа пока ведется с четырьмя основными цветами – красным, желтым, синим и зеленым. Пока они не усвоены как следует, нельзя двигаться дальше. Но если малыш уже хорошо их запомнил, можно знакомить его с новыми тонами.