Дети перешли в 5 класс и стали плохо учиться. что делать?

Как понять, что придирки превращаются в травлю

Возможно, вы слышали истории о травле в школе. Психологи выработали эффективные способы решить эту проблему вместе с родителями и учителями, поэтому не стоит бояться. Главное, вовремя обратиться за помощью, если:

ваши вещи специально и неоднократно портят,

вам причиняют физический дискомфорт или боль,

вас оскорбляют,

вам докучает группа школьников и вас никто не поддерживает открыто.

Речь не идёт о случайностях, которые происходят в весёлых потасовках одноклассников. Постороннему может показаться, что школьники дерутся, а сами они воспринимают это как дружескую толкотню. Если же всем смешно и весело, а вам горько и обидно — нужно рассказать родителям.

Что мешает перестроиться на новый лад?

Переход из младшего школьного звена в среднее – период переломный, кризисный. У психологов он связан в первую очередь с обретением осознания взрослости, когда дети перешагивают со ступени младшего возраста на ступень подросткового периода. Итак-то задача сложная стоит: найти в себе изюминку и познать своё «я», а тут ещё «подводные камни», которые настроила школа.

Смена педагогов

Это, пожалуй, основное, что тревожит родителей. Вроде только привыкли к одному учителю, разговаривать стали на одном языке, а тут на тебе: теперь нас 10, а то и больше!

И каждый со своими требованиями, со своим характером. Один хочет, чтобы все принесли тетради синие по 48 листов, другой кричит, что таскать на себе такой груз не собирается: подавай тонкие, и найдите обязательно одинаковые. У одного мнение приветствуется, а другой выслушивать детскую критику не готов в принципе: «Поучи ещё меня!». Попробуй, подстройся сразу под каждого.

Куча предметов и кабинетов

Как было раньше? Пришёл в класс, все уроки там высидел, разве что только на физкультуру выбежал. А теперь придётся бродить из кабинета в кабинет, и на первом этапе для всех это настоящая проблема. А где кабинет биологии? А куда нам после математики? А с кем я сижу на английском? А ещё когда расписание в начале учебного года меняется ежедневно, то подготовиться заранее, обозначив для себя алгоритм «куда сначала, а куда потом», практически невозможно.

И вот тебе пожалуйста: привыкшие к одному рабочему месту, новоиспечённые пятиклашки в спешке оставляют в кабинетах ручки-тетрадки-дневники и пакеты со второй обувью и физкультурной формой. Думаю, найдётся довольно много родителей, кто именно в пятом классе приобрёл не одну пару сменки да обновил ребёнку спортивный гардероб, а всё потому что «я где-то забыл».

Бесконтрольность

Вспомните, как бывало в начальной школе. Учитель всем на уроке напомнит, что и когда нужно принести, проверит, все ли записали домашнее задание, родителям особо беспамятных ещё будет вечерком сделан «контрольный звонок». В средней школе никто про вас помнить не будет. Индивидуальный поход теряется, начинается прямо-таки «безнадзорность».

Учителя не нянчатся и не тягают за рукав. «Взрослым» детям предоставлены свобода и самоконтроль, которая сначала напрягает, так как «чего-то недостаёт», а потом особо раскрепощённых начинает «пьянить». Кто-то справляется и начинает надеяться только на себя, а у кого-то, «опьянённого свободой» всегда будет «не задано» вплоть до последнего школьного звонка.

Дырки в учёбе

Как мы привыкли в младших классах? Все на виду. Если сегодня у Пети «дырка» в знаниях по математике, то учитель взял на заметку, и пробелы в знаниях будут сглаживаться индивидуально, в свободное у учителя время, но оно обязательно найдётся! Как это происходит в средней школе? Да никак! Не понял материал, не обратился за разъяснением, и вот уже не комочек, а целый снежный ком проблем готов тебя смести с учебной дистанции.

У учителей-предметников сотни учеников, и они не могут посвятить своё рабочее время индивидуальному отслеживанию чьих-то «успехов» и уж тем более не заботятся о том, как это положение поправить. Так что рассчитывать на быструю благосклонность не приходится, придётся заново доказывать «что умею, что могу».

Рекомендации классному руководителю

В школе самый близкий человек подростка – это классный руководитель. От его внимания и положительного настроя зависит жизнь всего класса и каждого ученика в отдельности. Именно он может вовремя распознать ребенка, который испытывает трудности и начать работу по его включении в учебную деятельность.

Наладить контакты с учителями-предметниками и отслеживать успеваемость учеников по предмету

Вовремя выявлять проблемы с выполнением домашнего задания, наличием тетрадей, готовности к уроку.
Проводить больше времени с классом, охватить вниманием каждого ученика, по возможности дать каждому ученику поручение и хвалить за его выполнение. Ребенок почувствует себя нужным, что повысит его самооценку.
Посетить основные уроки, определить, как работают дети на других занятиях, их вовлеченность в процесс обучения.
Рассадить детей с учетом их индивидуальных особенностей, медицинских показаний и психологического комфорта каждого ученика.
Поддерживать контакт со школьным психологом и социальным педагогом, провести с их помощью анкетирование в классе, составить психологический портрет коллектива.
Провести первое родительское собрание с приглашением учителей предметников

Дать рекомендации родителям по воспитанию ребенка в период адаптации.

Психологический комфорт

Будет сложнее выстраивать общение с учителями. Педагоги начальной школы обычно знают каждого ребенка «от» и «до». А вот с учителями-предметниками другая история. У этих преподавателей — сразу несколько классов, они не так погружены в особенности каждого ребенка. Поэтому первое время пятиклашкам хочется сходить в гости к первой учительнице, поделиться новостями и пожаловаться на жизнь.

Как подготовиться:

  • Не терять контакт. Обсудить с учителем начальной школы, может ли ребенок первое время ему звонить, писать, заходить в гости в его кабинет. Но при этом объяснить ребенку, что эта опция лимитирована: у учительницы новый класс и свои дела.
  • Поговорить с ребенком о пользе новой ситуации. Необходимость находить общий язык с разными учителями учит гибкости. А это качество пригодится еще не раз. Есть и еще один плюс: если в начальной школе с предметом не ладилось, то новый учитель — возможность начать всё с чистого листа.

Александра Просветова,

учитель начальной школы и математики в Skysmart

Даже ученики онлайн-школы часто очень привязываются к учителю, и им тяжело расставаться с ним.

В этом случае преподаватель может оставить свои контакты, по которым ребенок и родители могут обратиться с вопросами. Эта опция вряд ли пригодится, но школьнику так точно будет спокойнее.

Остро встанет вопрос самостоятельности. У многих ребят пятый класс совпадает с переходным возрастом. Ребенок становится подростком и хочет делать всё сам. Но это не всегда дается легко.

Как подготовиться:

Выделить зоны ответственности — причем не только в учебе, но и в других делах

Обговорить сферы, в которых ребенок всё решает сам, а где важно посоветоваться со взрослыми.
Обсуждать то, что происходит в школе. Самостоятельность — это хорошо

Но важно, чтобы ребенок не думал, что теперь должен справляться сам даже с трудными ситуациями. Помогать со сложными домашками и общаться с учителем, если это нужно, — нормально, даже если ребенок уже повзрослел.

На первый план выйдет мнение сверстников. Все ребята становятся независимыми и теперь больше ориентируются друг на друга, а не на учителя. Здесь рецепт тот же — разговоры. Обсуждайте с ребенком, что он ценит в дружбе, с какими ребятами хочет общаться и с какими трудностями сталкивается.

Как подготовиться:

  • Объяснять, что понравиться всем невозможно. И вместе учиться фильтровать чужое мнение. Полкласса занимаются музыкой, а ребенок сам давно мечтал сесть за фортепиано, но не решался? Это повод попробовать. Но бывает, что школьник, например, просит новую модель гаджета только потому, что одному приятелю купили такой же. Тогда стоит обсудить, правда ли это нужно самому ребенку.
  • Аккуратно помогать завести друзей. Например, предложить позвать одноклассников в гости. Ребята могут вместе сделать домашку или просто посмотреть кино, поиграть в приставку, снять крутое видео для блога.

Любовь Чепурная,
учитель начальной школы и математики в Skysmart

Считается, что период адаптации в пятом классе — один из самых трудных в жизни школьника. И родителям нужно быть к этому готовыми.
Пятиклассники — это уже не дети, а маленькие взрослые. Для них на первый план выходит общение, и общественная оценка затрагивает их больше, чем оценка в дневнике

Если родители поймут и поддержат в этом своего ребенка, адаптироваться будет легче.
В этом возрасте детям важно самим принимать решения и доказывать, что они уже не малыши. Мой совет родителям: будьте ребенку другом, поддерживайте в начинаниях, говорите больше комплиментов.
У подростка появляется своя позиция, в которой его трудно переубедить

Если эмоциями младшего школьника можно управлять, то подростки более упрямы и вспыльчивы
Поэтому важно быть деликатными и относиться к ребенку как к равному: с уважением и вниманием.

Чтобы ничего не забыть — подготовили для родителей шпаргалку. Сохраняйте ее на компьютер или смартфон или распечатайте и отмечайте все пунктики вместе с ребенком.

Осуществлять психологическую поддержку ребенка

Для этого необходимо:
• Опираться на его сильные стороны.
• Избегать подчеркивания промахов.
• Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
• Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
• Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
• Уметь взаимодействовать с ребенком.
• Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
• Принимать индивидуальность каждого ребенка.
• Проявлять эмпатию и веру в учеников.
• Демонстрировать оптимизм.

Поддержать можно посредством:
• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);
• высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);
• прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);
• совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
• выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

Что не стоит делать родителям, если ребенок плохо учится в 5 классе

Не фокусируйтесь на оценках

Плохо учатся в 5 классе многие — успеваемость падает сразу по ряду предметов. Это абсолютно нормально и не значит, что дети стали меньше стараться. Их просто оценивают по новым критериям, к которым те еще не привыкли. 

Поэтому не стоит добавлять ребенку лишнего стресса. Проблем с 5 классе и так появляется достаточно — отношения со сверстниками, первые влюбленности, усталость. Лишние сложности только ухудшат ситуацию и снизят мотивацию на учебу в средней школе.

Не решайте проблемы ребенка за него и без его ведома

Это касается и его общения с одноклассниками, и каких-то неудач в учебе. Не расспрашивайте ребенка настойчиво, если он не хочет о чем-либо говорить. С переходом в среднюю школу многие начинают считать себя взрослыми. Поэтому если ребенок говорит: «Ты в школу не ходи, я сам разберусь», — это нормально. Дайте ему шанс.

Но если вы видите, что ребенок не справляется, аккуратно помогите. Например, если он не успевает делать домашнее задание, последите неделю за тем, когда учителя его выкладывают в электронный журнал. По-хорошему, учителя должны это делать заранее. Но иногда они подгружают его в день, когда оно должно быть сделано. Если ребенок не успел, это не его вина.

В такой ситуации не стоит сразу ругаться с преподавателями. Можно мягко написать классному руководителю, что учитель информатики, например, невовремя выкладывает домашнее задание. Или предложите ребенку завести органайзер и самостоятельно записывать в него задание прямо на уроке. Бумажных дневников нет уже почти ни у кого, и отдельный блокнот или тетрадь может помочь.

Не перегружайте ребенка и не давите на него

Следите за реальной нагрузкой ребенка. Вполне возможно, что он не справляется, потому что у него слишком много дел: уроки в школе, домашнее задание, кружки, спорт. Или вы перевели его в школу посильнее, и он попал в тематический класс, где сильно перегружен.

Когда у ребенка появится точное расписание, выясните, насколько реально выполнять абсолютно все. Объем нагрузки надо оценивать здраво и уменьшать его, если видите, что дети не справляются. 

Помните, что жесткий контроль здесь не поможет. Один ребенок попросит напоминать ему о разных делах, а другой заявит, что сам разберется. Надо учитывать эти желания. 

Как предотвратить дезадаптацию?

Зная предпосылки дезадаптации младших школьников, можно предотвратить её развитие

Для этого важно как можно раньше установить контакт с учителем и рассказать ему об особенностях вашего ребёнка:

физиологических (например, быстро устаёт или есть пищевые аллергии),
особенностях развития (например, гиперактивность или дислексия),
особенностях характера (например, очень стеснительный или, наоборот, стремится всё время привлекать внимание),
особенностях семьи (например, недавно произошло трагическое событие в семье).

Адаптация будет проще, если вы заранее научите ребёнка простым, но крайне важным в школе навыкам самоорганизации: собирать портфель, складывать всё по списку, застёгивать пуговицы, следить за расписанием

Также важно начать заранее перестраивать режим дня и за несколько недель до выхода в школу начать укладывать и поднимать ребёнка по школьному графику

Актуализируйте положительный опыт прошлых лет: напомните ребёнку о том, как он привык к детскому саду, или вспомните переезд и другие переломные моменты. Расскажите поддерживающую историю из своей жизни или жизни его старших братьев и сестёр.

Проговорите или продемонстрируйте в ролевой игре правила общения с одноклассниками и учителями. Отметьте, что учитель — это не родственник, он требует особенного отношения (нельзя обращаться к учителю на «ты», дёргать его или обнимать без спроса, нужно запомнить его имя и отчество и обращаться вежливо).

И самое важное — обязательно находите время для доверительной беседы. Побольше расспрашивайте ребёнка о том, как проходят его дни в школе: с кем он сегодня играл и во что, было ли ему страшно или грустно, с кем он повздорил и почему, нравится ли ему учитель и так далее

Именно в таких разговорах могут открыться настоящие причины школьной дезадаптации.

Если ребёнка обижают

Буллинг (термин из американской психологии), или травля – явление, которое может встретиться и в простой школе, и в элитной гимназии. Чаще всего оно возникает в возрастной группе от 9 до 13 лет, но иногда бывает и у подростков. Это уже не просто отсутствие друзей. Если в классе:

  • систематически оскорбляют ребёнка, доводят до слёз, придумывают обидные клички;
  • портят, прячут или выбрасывают его вещи;
  • толкают, щипают, бьют – это насилие. Здесь срочное вмешательство родителей необходимо.

Начать нужно с общения с классным руководителем. Нередко учителя устраняются от решения таких сложных проблем, делая вид, что не знают о травле. О насилии в классе должны быть в курсе классный руководитель, директор и школьный психолог. И не просто знать, а предпринимать действия по преодолению ситуации в группе детей (именно в группе, так как по отдельности дети не способны поддерживать травлю, это проблема коллектива).

Дома стоит уделять ребёнку максимум внимания. Ни в коем случае не обвинять его, но и не делать вид, что проблемы не существует.

Чего делать нельзя?

Оставлять ребёнка один на один с проблемами, советовать «дать сдачи», «учиться постоять за себя», «не обращать внимания». Когда дело доходит до реального насилия (в том числе и психологического), это недопустимо.

Нельзя искать причину травли в том, что ребёнок не такой, как все (имеет лишний вес, носит очки, хуже всех одет, физически слабый и так далее). Поиск причин в личности самого ребёнка негласно приводит к выводу, что виновата жертва, а не преследователь. И что насилие можно оправдать.

Переход в новый коллектив не всегда даётся просто. Но если ваш ребёнок гармонично развит и успешен в учёбе, скорее всего, период адаптации будет недолгим.

Как преодолеть негатив

Не принимайте всё на свой счёт

Важно понимать, что ребята, которые пытаются вас задеть, поначалу ничего не имеют против вас лично. Они вас даже не знают, и все нападки обращены к статусу новичка

Поэтому нужно отделять себя от этого временного статуса.

Старайтесь воспринимать негативные высказывания с позиции наблюдателя, не принимать близко к сердцу. Если вам удастся отказаться от роли жертвы, вы сможете реагировать на издёвки более спокойно и разумно.

Отвечать на нелестные комментарии в свой адрес следует осторожно, чтобы не перегнуть палку. Через несколько недель придирки прекратятся, и вам нужно будет налаживать отношения с новым коллективом

Помните, что всё проходит

Довольно трудно оставаться новеньким на протяжении года и даже полугодия. Скорее всего, к концу первой четверти или раньше вас уже будут считать своим. Возможно именно те, кто провоцирует вас на конфронтацию, станут вашими лучшими друзьями. Если в прежней школе у вас были хорошие отношения — вы сможете найти контакт и в новом классе. Если раньше не удавалось подружиться с одноклассниками, это не значит, что вы обречены. Участвуйте во внеурочных мероприятиях, проектах — так вы найдёте ребят со схожими интересами.

Настраивайтесь на лучшее

Если вы ожидаете агрессии от окружающих, то сами невольно проявляете враждебность во взгляде, словах, мимике. Люди, которые в коллективе ведут себя открыто и дружелюбно, порой обезоруживают недоброжелателей своим отношением. Не бойтесь внезапных грубых выпадов в свой адрес, но и не мечтайте, что вас сразу встретят как родного. Чтобы проверить, насколько ваши ожидания реалистичны, поделитесь опасениями и надеждами с кем-то из близких взрослых. Родители или старшие друзья помогут развеять опасения и завышенные ожидания.

Как начать всё с чистого листа

Если хочется всё начать заново, надо разобраться, почему вы отказываетесь принимать свой предыдущий опыт. Допустим, вы станете другим человеком, а что будет с тем, кем вы были раньше, куда его девать? Трудности в принятии себя и стремление вытеснить воспоминания полезно обсудить со взрослым, которому вы доверяете.

Жить без ошибок не получится: мы общаемся, попадаем в смешные и неловкие ситуации, по-другому не бывает

Важно принимать себя разным: успешным, опаздывающим, предусмотрительным, забывчивым, косноязычным, остроумным, неуклюжим, умелым. Что бы ни случилось, вы сможете это пережить, так что не бойтесь

Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Не ждите, что придёте в новый коллектив и начнёте вести себя иначе, чем прежде. Поведение, общение — это навык, который нужно сформировать, а уже затем переносить в новую ситуацию.

Социально‑психологическая адаптация

Адаптация происходит не только на физическом, но и на социально‑психологическом уровне:

дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками;
учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение;
учатся удерживать внимание, сосредотачиваться и добиваться результата;
учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика.

В этот момент очень важно поддержать ребёнка: хвалить за успехи, выражать уверенность в его силах («Ты справишься, у тебя получится!»). А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка

Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия

А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка. Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия.

Почему хорошисты и отличники начинают хуже учиться в 5 классе

В средней школе детей ждет ворох разных проблем.

1. Всегда был один учитель — а стало много 

Как правило, в начальной школе у детей всегда один учитель. Он ведет все предметы, кроме физкультуры и английского, и занимается воспитанием школьников. 

Дети привыкают к постоянному вниманию и опеке одного человека, и сразу с 5-8 новыми преподавателями им взаимодействовать сложно. Особенно когда у каждого из них — своя манера преподавания и свои требования, которые не всегда понятны.

2. К новым требованиям сложно адаптироваться

В 5 классе обучение становится предметным, и детям сложно свыкнуться с новыми требованиями преподавателей. Так происходит потому, что многие учителя в теории знают психовозрастные особенности детей, но по факту применяют одинаковые методы хоть в 5, хоть в 8 классе. А детям сложно, и адаптационный курс никто не проводит.

Часто учителя в первые же месяцы учебы выдвигают достаточно взрослые требования к детям. Например, им могут не говорить о многих организационных моментах:

  • куда записать домашнюю работу; 
  • сколько каких тетрадей должно быть;
  • как оформлять домашнюю работу;
  • какие критерии оценивания у каждого учителя.

Поэтому неудивительно, что отличник или отличница в 5 классе станет плохо учиться. Дети просто не понимают, чего от них хотят.

3. Сложно общаться с новыми преподавателями

Сильно мешает и то, что все учителя — разные. К классному руководителю в начальной школе, каким бы он ни был, дети уже привыкли. Они знают, что у него можно спросить, а что — нельзя. А в 5 классе все начинается сначала. К кому обратиться за помощью? 

Дети могут побояться задавать вопросы, уточнять какие-то моменты. И это тоже сильно влияет на успеваемость.

4. Непривычный метод преподавания

Не менее важная проблема — другой подход к обучению.

В начальной школе дети привыкают к тому, что им все объясняют. Учитель показывает и очень подробно рассказывает, как решать типовые задания по шаблону. Причем метод преподавания простой: сиди и смотри, как надо делать, потом повтори сам. И эта система используется в 1-4 классах на всех предметах. 

А в средней школе учителя могут использовать совсем другие методы: например, объяснить теорию и попросить детей самостоятельно применить ее на практике. 

Такой подход приводит к нескольким последствиям для ребенка:

  • появляется дополнительная нагрузка;
  • начинаются проблемы с оценками: ребенок хуже усваивает по материалу просто потому, что он не так структурирован во время урока.

5. Несбалансированная нагрузка

Обычно в школьных нормативах прописано, сколько времени ребенок должен тратить на уроки по каждому предмету. Учителя средней школы стараются давать домашние задания в соответствии с этими нормативами.

Однако невозможно посчитать, сколько каждый конкретный ребенок потратит на домашнее задание. Все дети разные, какие бы нормативы не составляли. Кто-то подготовит уроки за 20 минут, кто-то за 30, а кому-то понадобится час. 

Выходит, что в подавляющем большинстве школ не балансируют общую нагрузку на ребенка. Учитель-предметник задает задание, не видя, что и сколько задали коллеги, какова общая загруженность школьника. 

6. Новое пространство

Наконец, в 5 классе ребенок оказывается в совершенно другом мире. Он теряет привычный уголок, где он может оставить личные вещи, где у него стоит своя кружка, лежат запасные тетради и ручки и где он проводит большую часть времени. 

В средней школе у ребенка больше самостоятельности. Он должен сам следить за своими вещами, перемещается из класса в класс, пересекается с более взрослыми учениками. Это дезориентирует и пугает.

Рекомендации школьного психолога классным руководителям 5-х классов

• Совместно с психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга, и т. д.).
• Помочь учителям-предметникам запомнить фамилии и имена учеников (для этого можно использовать бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся на парту).
• Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников.
• Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом.

Сколько же длится адаптация к 5 классу?

В среднем один-два месяца. Обычно к началу осенних каникул ребенок уже входит в нормальный рабочий режим: хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром и без проблем засыпает, активен и жизнерадостен в течение дня. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела. Ребенок делится своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы ему нравятся, а какие вызывают трудности.

В начале учебного года будьте предельно внимательными к своему ребенку, замечайте малейшее изменение в его настроении, отношении к школе. Раньше он приходил и охотно рассказывал, что было в школе, а теперь молчит, не рассказывает? Это уже сигнал: ему не комфортно, он что-то пытается скрыть и боится вам рассказать, или он не понимает, что происходит. Помогите ему, посоветуйтесь со школьным психологом, не останавливайте себя известным: «Да что я побегу с такой маленькой проблемой?». Ведь из маленькой проблемы может получиться большая, а этого допустить никак нельзя. Хотя есть дети, у которых достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с возникшими трудностями, и этого даже никто не заметит. Но и других ребят нужно постоянно поддерживать и учить, как преодолевать «подводные течения». Нужно помнить и то, что ребенок дома, на улице и в школе — это три разных человека. И это не значит, что он такой лицемер. Ведь выполняя определенную социальную роль, он научился соответствующим способам поведения. В роли ребенка знает, как быть послушным, чтобы от мамы с папой что-то получить. Когда он выполняет роль ученика, пытается подстроиться под каждого учителя и опять же делать так, как каждому из них нравится. Поэтому на разных уроках у разных учителей он может вести себя по-разному, методом проб и ошибок выстраивая свои отношения. И «таким» мама его не видит. Поэтому так желателен в пятом классе контакт педагогов и родителей.

К переходу в пятый класс необходимо готовиться уже в четвертом классе: учителя, которые будут преподавать в этом классе, знакомятся с детьми, присутствуют на уроках, проводят свои фрагменты уроков, получают характеристику на каждого ребенка и рекомендации классного руководителя (совместно со школьным психологом) по работе и подходам к каждому.

Литература:

  1. Андрияхина, Н. Как помочь пятикласснику?/ Н. Андрияхина // Школьный психолог. — № 30. – 2003
  2. Грубкина,Т, Родительский клуб / Т, Грубкина // Школьный психолог. — № 25 .- 2000.
  3. Коблик, Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г. Коблик.- М.: Генезис, 2003
  4. Курбеко, И.В. Ваш ребенок – пятиклассник/ И.В. Курбеко// Пачатковая школа. — № 4 – 2011.
  5. Материалы сети Интернет

Другие статьи раздела:

  • Общение как одна из семейных ценностей
  • Как предупредить детскую ревность
  • Приёмы развития памяти у детей

Причины

Каждый ребенок по-особому воспринимает окружающий мир. Одни комфортно чувствуют себя в новых непривычных обстоятельствах, легко осваивается с новыми правилами, заводит знакомства и знает по имени всех учителей. Другие же с опаской относятся ко всему происходящему вокруг. У таких детей приспособление к новой обстановке проходит более медленно и болезненно. Причинами такой адаптации являются:

  1. Разные требования учителей.
  2. Кабинетная система, переход из на каждый урок.
  3. Много новой информации и на уроках, и во внеурочное время.
  4. Отсутствие человека, с которым можно поговорить. Классный руководитель на всегда может быть рядом.
  5. Необходимость самостоятельно организовывать свое время.

Задача родителей и учителей помочь подростку справиться со своими страхами и неуверенностью и стать успешными в средней школе.

Что делать, если ученика не принимают?

Прежде всего помните, что любой коллектив – это живой организм и ситуация в нем может поменяться. Нужно поговорить с ребёнком, чтобы понять, какая обстановка сложилась в классе.

Возможно, ваш ребёнок слишком застенчив, замкнут. Для начала можно попробовать найти хотя бы одного друга.

  • Узнайте, с кем ребёнок сидит за одной партой. Предложите позвать этого одноклассника в гости.
  • Спросите, чем увлекаются одноклассники: ходят в спортивные секции, музыкальную школу, театральный кружок? Участие во внеклассной активности поможет влиться в коллектив.
  • Если ребёнок будет успешен в учёбе, это даст ему достаточную уверенность в себе, что позволит и во внеклассной жизни проявить себя. Дополнительные развивающие занятия помогут с лёгкостью справляться с нагрузкой на уроках уже через месяц.

Привычка к контролю

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.
С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

Первый раз в 5-ый класс

Родители тех детей, кто «на хорошо» и «на отлично» окончил начальную школу, непременно ждут от своих чад новых побед, ну или хотя бы, чтобы успевающие ранее школьники оставались на той же планке, которой они смоги достигнуть за 4 года. Но заканчивается первая четверть, и мы наблюдаем такую картину:

  • нервный ребёнок постоянно дома и в школе что-то забывает, дневник исписан замечаниями учителей, простые задачки никак не даются, а новые предметы и вовсе «не хотят лезть в голову»;
  • бывший дружный класс вдруг раскололся на «группировки», отчаянно враждующие между собой;
  • общая успеваемость упала «до нельзя», все хором твердят, что они устали, им трудно, да и вообще неинтересно, хотя прошло-то всего пару месяцев;
  • почерк у каждого второго отвратный — кура лапой пишет лучше, лучшие друзья учёбы – небрежность и неаккуратность.

Ужас! Что случилось с нашими детьми?! К такому повороту событий мы вовсе не были готовы! А оказывается, что с Вашим ребёнком, как впрочем и со всеми его с остальными одноклассниками, на самом деле всё в порядке, и вина этих временных неудач- адаптация при переходе из 4 класса на следующий уровень.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: