Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Речевое развитие имеет определенные закономерности. При рождении ребенок не владеет речью, он может общаться с окружающим миром только с использованием плача, криков, отдельных звуков. Постепенно, следуя заложенной на уровне генов программе речевого развития, малыш начинает произносить свои первые слоги. Чуть позже появляются слова, постепенно ребенок начинает общаться все более активно.
При этом особенности развития речи у каждого ребенка строго индивидуальны. Не бывает двух одинаковых детей, границы нормы относительны, они составлены на основе обследования большого количества детей. Если проблемы с речью действительно есть, их определяют не бабушка-соседка или другие мамочки на детской площадке — этим должны заниматься педиатр, детский невролог и логопед.
Важно!
Не стоит сравнивать развитие речи у своего малыша с детьми друзей, родственников или сверстниками на детской площадке. Даже у родных братьев и сестер речевое развитие может идти по совершенно разным сценариям. Малыш может как немного опережать усредненные нормы, так и слегка отставать от них.
Для предварительной, примерной оценки можно ориентироваться на нормы, которые предложены отечественными специалистами, расскажем о них подробнее.
Речь до года
В течение первых месяцев жизни ребенок внимательно слушает голоса своих родителей, близких и всех, кто его окружает. Он хорошо различает разные голоса и узнает по голосу людей, которые с ним часто общаются, поворачивает головку в сторону звуков. Постепенно ребенок осваивает произношение звуков. Сначала он начинает произносить гласные звуки. Постепенно, ближе к третьему-четвертому месяцу, появляются согласные звуки.
В период от шести месяцев до года малыш начинает активно подражать «взрослым» звукам. Появляется лепетная речь — это произношение цепочек из одинаковых слогов — «ма», «дя», «па», «ня». К возрасту девяти-десяти месяцев дети отзываются на собственное имя, даже если оно изменяется на уменьшительно-ласкательное.
К возрасту одного года малыш может произносить от 3–5 до 20 коротких облегченных слов. Это могут быть «дай», «на», «мама», «моя» и т.д. Помимо этого, ребенок в годовалом возрасте уже хорошо понимает словесные просьбы («Покажи собачку», «Дай ручку»), может положительно или отрицательно отвечать на вопросы.
Развитие речи от года до двухлетнего возраста
После года малыш начинает активно повторять те слова, которые он часто слышит в речи взрослых и других детей, постепенно начинает использовать прилагательные
В своей речи ребенок пользуется жестами и звуками, чтобы привлечь к себе внимание. Он может пропускать либо заменять сложные звуковые сочетания в словах: например, вместо «большой» говорить «башой»3.
Малыш много двигается, перемещается самостоятельно, ходит и бегает, прыгает, поэтому активно копит знания об окружающем его мире. Его словарный запас в это время резко расширяется. Если до полутора лет он использует примерно 30–50 слов, то к концу второго года жизни в его арсенале может быть уже до 400 слов.
К полутора годам у девочек и ближе к двум годам у мальчиков формируется фразовая речь. Прежде всего дети используют ее для того, чтобы задавать вопросы («Что это?») и выражать свои потребности («Хочу кушать»).
В возрасте от двух до трех лет
В этот период жизни ребенок говорит простыми предложениями, которые включают в себя обычно 2–3 слова. Детская речь становится все более понятной для взрослых людей, в ней постепенно появляются предлоги, местоимения. Расширение словарного запаса происходит очень быстро — накапливается около 100 новых слов в месяц. В возрасте двух с половиной лет дети могут задавать массу вопросов: «Кто?», «Почему?», «Куда?», «Зачем?» и т.п.
Речь в три года
В трехлетнем возрасте дети уже могут активно общаться со взрослыми и со своими сверстниками, употребляя в речи простые предложения. Они могут легко объяснить, что им нужно. В разговоре активно используются практически все части речи, включая обобщающие понятия — игрушки, вещи, животные.
Ребенок пока еще может нечетко произносить некоторые звуки, зато активно слушает и запоминает стихи, сказки, пытается воспроизвести их по памяти. Расширение словарного запаса происходит ежедневно, в речи появляются союзы.
Что делать, если ребенок не говорит?
Многие родители обращаются с этим вопросом к логопеду. Но логопед может поставить звуки, буквы «р», «л», «ш», «щ», шипящие, если ребенок может реагировать на занятия. Логопед – это педагог, а не врач. При гипоксических поражениях головного мозга, центральной нервной системы логопед бессилен. В этих случаях нужна полная комплексная речевая реабилитация ребенка. К сожалению, некоторые нерадивые родители, мамы и папы ждут, когда ребенок сам заговорит, наивно думают, что он ленится. Но не нужно забывать о нормах речевого развития. В 1 год ребенок должен говорить 10 слов, в 2 года – 50 слов, строить фразы и предложения из 3 – 4 слов. К 2,5 года ребенок говорит в норме от 100 до 200 слов, строит предложения из 5 – 7 слов. В 3 года ребенок впитывает слова взрослых, как губка, уже должен говорить сложными предложениями из 6 – 8 слов, а в 4 года словарный запас уже должен быть около 2000 слов.
Как родителям справиться с излишней разговорчивостью ребенка?
Как родителям справиться с излишней разговорчивостью ребенка и научить его слушать других? Ведь со временем болтливость может перерасти в проблемы с общением на разных уровнях.
Ровесники и другие дети станут избегать совместных игр и разговоров, так как не захотят слушать одного человека. Воспитатели и учителя большую часть занятий будут тратить на усмирение болтуна, что негативно повлияет на процесс обучения.
Чтобы избежать сложных ситуаций, следует придерживаться некоторых правил в воспитании разговорчивого ребенка:
- Нельзя называть малыша болтуном, говоруном и другими подобными словами. Это обижает ребенка и снижает самооценку. Возможно, он просто не замыкается и делится переживаниями и ощущениями. Критика способна заставить его замолчать.
- Не препятствуйте высказываниям ребенка. Малыш должен понимать, что говорить о своих чувствах и переживаниях – это нормально, что замыкание в себе приводит только к негативным эмоциям. Начинайте говорить первыми, задавайте ребенку вопросы и выслушивайте ответы.
- Научите малыша говорить только то, что допустимо рассказывать другим. Объясняйте, что у каждого человека существуют личные границы, которые не следует нарушать неудобными вопросами и собственными рассказами. Объясните, что существуют правила поведения и приличия.
- Практикуйте игру в «молчанку». Этот нехитрый способ будет учить ребенка слушать других и сосредотачиваться на внутренних ощущениях, вырабатывать терпение и упорство.
- Делайте перерыв в общении. Говорите ребенку, что хотите отдохнуть, послушать музыку, посмотреть фильм, почитать книгу. Пригласите его присоединиться к вам при условии соблюдения правил молчания.
Можно практиковать «час молчания». Заранее договоритесь с детьми, что с определенного времени в семье объявляется тишина и придумайте посильное наказание для нарушителей: вымыть посуду, вытереть пыль, собрать игрушки, выбросить мусор и т.д.
Лечение синдрома Туретта в Саратове
Сарклиник на протяжении многих лет проводит лечение синдрома Туретта у детей и подростков, а также взрослых в городе Саратове. Заболевание очень тяжелое, комплексная терапия во многих, но к сожалению не во всех, случаях позволяет уменьшить проявления синдрома, убрать генерализованные тики и вокализмы. Если Ваш ребенок непроизвольно выкрикивает звуки, слова, то обязательно обращайтесь к врачу. Если Ваш мальчик орет в детском садике или школе, то нужна помощь специалиста. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на восстановление здоровья ребенка.
В следующих статьях мы остановимся на темах: «Как сдерживаться и научиться не кричать на маленького ребенка? Как перестать орать малышу? Как отучить ребенка материться?Запись на консультации.Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: vasilisa_k / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Интересные статьи на сайте sarclinic.ru:
Советы родителям «говорунов»
Почему же детям постоянно нужно что-то болтать? Просто одни люди думают «про себя», а другим необходимо со всеми делиться и высказываться вслух. С возрастом они научаться постепенно, сохранять мысли в себе и не высказывать все, о чем они думают в данную секунду. Таким детям кажется, что их собеседник вот-вот куда-то исчезнет, и они не успеют высказать все свои идеи и мысли. В этом случае нужно обязательно давать возможность выговориться, например каждый вечер перед сном выделите много времени для общения, пусть это станет вашей доброй традицией. Таким образом, ваш сын или дочка будут уверены, что придя домой, они спокойно не торопясь смогут рассказать все события своего дня и мама всегда выслушает.
Научитесь направлять энергию вашего чада в мирное русло, дайте волю воображению, развивайте фантазию. Читайте побольше интересных рассказов, а потом сами придумывайте истории и сказки, например, про волшебные страны или выдуманных зверей. Проявляйте заинтересованностьи поверьте, вы еще удивитесь, какие способности открываются в вашем сыне или дочке.
Обязательно посещайте детский сад или дополнительные развивающие центры, различные кружки, по возможности спортивные секции. Чтобы ребенок смог делиться эмоциями и своим общением с окружающими, а не только с вами.
Правильное развитие и реализация говорливых детей в школе
В процессе обучения счету и письму, приучайте ребенка проговаривать усвоенную информацию. Так он будет вслух осмысливать, что написано в книге. Старайтесь повторять все, что вы изучаете на данный момент, как бы утомительно для вас это ни казалось. Здесь очень могут помочь книжки с озвучкой, например, при изучении букв вы спокойно можете оставить ребенка одного, чтобы он учил и повторял их, нажимая кнопки.Это не только удобно для родителя, но и полезно для самих детей. Потому что, самостоятельно произнося буквы и звуки на разный лад, они запомнят их очень быстро.
Конечно, полезным занятием для таких детей является чтение вслух, только чтобы их непременно кто-то слушал
Еще очень важно находясь на прогулке или в новых местах, давать им задание постараться рассказать и описать все увиденное вокруг. Причем описание должно быть полным, с множеством деталей, не упуская мелочей
При этом желательно ни на что не отвлекаться кроме этой темы разговора.
Очень внимательно выслушайте речь, уточняя и поправляя моменты, где вдруг начинаются выдумки и сочинялки. Старайтесь приучить свое чадо, что вас интересует только настоящие факты и события. Убедившись, что к нему прислушиваются, ребенок почувствует уверенность в себе, что очень полезно для его эмоционального развития.
Если поступив в школу, ваш сын или дочка доставляет слишком много проблем учителям и всему классу, то необходимо направлять или переключать их говорливость в более конструктивное дело. Например, запишите своего ребенка в театральный кружок, где он будет участвовать в спектаклях, выступлениях. Одним словом выговариваться там, где этого ждут. Научившись красиво, с расстановкой и выражением говорить на публику, он быстрей научиться контролировать свой речевой поток.
Выполняя домашнее задания деткам так же полезно проговаривать задание вслух, таким путем ответ на вопрос приходит гораздо быстрей, а также осмысление и закрепление материала. И даже когда вас не будет дома, ребенок сможет самостоятельно справляться со школьными задачами. Но все таки желательно не оставлять надолго таких детей наедине с собой, а давать возможность чаще играть и общаться с друзьями.
Так же для закрепления школьного материала, в свободное время нужно проговаривать с ребенком, что он запомнил и выучил за сегодняшний день.
Для реализации ребенка в будущем как взрослого человека от вас потребуется поддержка. Преобразуйте его говорливость в супер способность выступления на публике, развивайте в нем ораторское искусство, чтобы люди прислушивались к нему. Ведь в наше время лидерство и умение повести за собой – это очень важные и ценные качества для человека, которые встречаются не часто.
Начните с самого малого, например в школе выступая с выражением и старанием в спектаклях или на концертах, он будет объединять большие группы зрителей, нацеленных на одну идею. Чтобы в совершенстве добиться такого объединения, он должен сам понимать ее и гореть этой идеей. А первоочередная задача родителей заключается в помощи ребенку раскрыть и развить свои природные таланты и возможности.
Синдром Жиль де ля Туретта
Синдром Туррета, или болезнь конвульсивных тиков, или болезнь Жиль де Ля Туретта характеризуется наличием тикообразных движений и звуковых тиков. Как проявляется синдром Туретта и какие симптомы и признаки данного диагноза? Первые симптомы появляются в возрасте от 3 до 17 лет. Чаще появляются тики глазом, тики щекой, мышцами лица. Позже могут присоединяться генерализованные тики руками, шеей, ногами, туловищем. Данные моторные, или двигательные тики могут несколько месяцев или лет не сопровождаться вокальными, или звуковыми тиками. Через некоторое время на двигательные тики наслаиваются звуковые тики. Ребенок начинает издавать непроизвольные звуки: начинает кряхтеть, выкрикивать звуки, слоги, цокать, квакать, хрюкать. Громкость звуков со временем нарастает. И ребенок начинает непроизвольно выкрикивать слова – дома, на улице, в школе, когда учит и делает уроки, утром, днем и перед сном. А если мальчик или девочка кричат матные бранные слова, то учиться в обычной школе уже крайне затруднительно, так как вести урок учителю уже невозможно. Ребенок дико орет матом. В данной статье по этическим соображениям мы не можем привести примеры матных слов, но в нашей многолетней практике встречались маленькие пациенты, при общении с которым у неподготовленных взрослых, не знакомых с синдромом Туретта, образно говоря, «уши вянут». Отец и мать в ужасе, а все симптомы нарастают. Крики становятся частыми и очень громкими. Окружающие думают, что это невоспитанный ребенок, а это ребенок, страдающий синдромом Туретта, матерится. Копролалия характеризуется выкрикиванием матных и бранных слов. Как бороться с синдромом Туретта? Как лечить болезнь Жиль де ля Туретта? Как успокоить кричащего ребенка? К сожалению, кричащего ребенка при болезни Туретта успокоить невозможно, так как ребенок не может себя контролировать, и выкрикивания происходят непроизвольно. В этом случае нужно лечить синдром Туретта.
Кричащие дети – большая проблема для родителей.
Кричащие дети – это большая проблема для их родителей. У мам и пап часто возникают вопросы: «Почему ребенок непроизвольно кричит, орет, выкрикивает слова? Что делать, если мальчик много сильно кричит, мычит, поперхивается, похмыкивает?» Крик всегда беспокоит родителей, а если он очень громкий резкий непроизвольный, то многие родители оказываются в панике, так как они не знают, почему происходит выкрикивание целый день, что с этим делать, как лечить и куда обращаться в России с такой проблемой, как ходить в детский сад или школу и общаться со сверстниками и взрослыми? В этой статье мы хотели бы остановиться на основных причинах, по которым девочка или мальчик непроизвольно спотанно кричит.
Какой хороший я!
Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».
Стратегия и тактика ваших действий
- Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
- Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
- Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!
Дизартрия
Дизартрия — нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие. Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной — нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией. При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к , чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание). Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.
Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:
- бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
- псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
- экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
- мозжечковая — «скандированная» речь;
- полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.
Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.
Советы доктора Комаровского
Родителям свойственно сравнивать своего ребёнка с другими детьми, что часто вызывает необоснованную панику. Если малыш не говорит ни слова в 1–2 года, особых причин для беспокойства нет, но отсутствие речи после 2,5 лет – повод проконсультироваться со специалистами разного профиля.
Одна из основных причин молчания – проблемы со слухом. Обязательно посетите ЛОРа. Врач проведёт визуальный осмотр, проверит способность воспринимать звуки различной частоты и громкости, нередко назначают аудиометрию.
Если со слухом всё в порядке, придётся посетить невролога – неврологические заболевания, патологии развития и болезни головного мозга негативно влияют на развитие речевого аппарата. Основной метод диагностики в таких случаях – МРТ.
Если же ни один специалист не выявил отклонений, причины молчания носят психологический и педагогический характер – отсутствие нормального общения с родителями, воспитание в билингвальной семье.
Советы педиатра:
- Воспринимайте детей с самого рождения как полноценную личность – обсуждайте с ними важные вопросы, советуйтесь.
- Чрезмерная родительская опека – частая причина отсутствия мотивации учиться говорить. Не спешите выполнять требования ребёнка, если он просто показывает на нужную вещь, пусть учиться подбирать слова, озвучивать свои просьбы.
- Не сюсюкайте, не разрешайте делать это другим людям – дети должны слышать правильную речь.
- Отслеживайте динамику речевого развития, если словарный запас одинаков в 2 и 3 года, это ненормально.
- При наличии речевых нарушений не давайте детям гаджеты, а время просмотра мультфильмов сведите к минимуму, лучше почитайте вместе интересную книгу.
Иногда, для того, чтобы молчун заговорил, достаточно отдать его в детский садик, там ребёнок точно не будет страдать от недостатка общения.
Если трехлетний ребенок мало, непонятно или совсем не говорит, родителям следует приложить все усилия, чтобы устранить речевые дисфункции. При своевременном и правильном лечении, неукоснительном выполнении всех рекомендаций специалиста, у 85–90% детей проблема исчезает к 6–7 годам.
Зачем детям общаться?
Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры
Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка
Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!
Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.
Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.
Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?
Причины, по которым ребенок не говорит
Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог, детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.
1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.
Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что «ребенок не говорит». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).
Причины разговорчивости
Возможных причин такого поведения может быть несколько, самая простая и банальная — нехватка внимания. Возможно, мама или папа проводят слишком много времени на работе и не успевают в полной мере пообщаться со своим ребенком. Тогда он начинает выражать все свои эмоции в те недолгие промежутки времени, пока родители находятся рядом.
Но есть и случаи когда у детей изначально такой склад характера — вербальный тип или оральный тип вектора, постоянно требующий внимания и ласки, чтобы их пожалели, поговорили с ними. Таких детей обязательно нужно выслушивать, даже если вам кажется, что они говорят несуразные вещи.
Даже если такие детки рано начали разговаривать, зачастую их речь не всегда получается идеальной. Как правило, они спешат, сбиваются и «глотают» слова. В таком случае нужно обязательно исправлять ситуацию с логопедом или самостоятельно заниматься улучшением речи, чтобы она была осмысленной, грамотной и не торопливой.
Болтливый ребенок: что он из себя представляет
Болтливый ребенок обычно не задает много вопросов. На все вопросы он знает ответы и с удовольствием расскажет их всем желающим выслушать (и не желающим тоже). Да и вопросы сочинить на ходу для него не проблема.
Многие родители поощряют говорливость и никогда не останавливают малыша в рассуждениях, воспринимая все сказанное с умилением и радостью. Родители должны слушать сына или дочь.
И не просто делать вид и время от времени кивать, говорить «ага», «мм», «оо». А именно слушать и вникать в смысл сказанного. Хотя бы потому, чтобы понять ход мыслей малыша и причину говорливости.
Болтливые дети не боятся публичных выступлений, охотно отвечают на вопросы воспитателей в саду и учителей в школе. Из говорливых детей часто вырастают талантливые ораторы, актеры, теле и радиоведущие. У них, как принято говорить в обществе, «подвешен язык», им легко говорить постоянно и на любые темы.
Причинами прекращения болтливости могут послужить травля или публичное уличение говоруна в некомпетентности. Такие случаи больно ранят психику и становятся причиной возникновения замкнутости.
Нередко в результате наблюдений за говорливыми детьми на ранних стадиях обнаруживаются психические отклонения или нервные болезни.
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:
- песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
- игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
- музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.
Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:
- Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
- Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
- Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.
Почему ребенок не говорит
Воспитание ребенка сопряжено с постоянным наблюдением за ним. Родители, которые сравнивают развитие малыша с таблицами и нормами, могут забить тревогу — ребенок не говорит, значит, с ним что-то не так. Однако, прежде, чем разбирать возможные причины задержки речевого развития, следует подчеркнуть — дети развиваются индивидуально, и даже в одной семье малыши одного пола, рожденные в разное время, могут показывать разные результаты. Часто опасения молодых родителей беспочвенны, и кроха, который отставал от сверстников, быстро догоняет и даже обгоняет их в пополнении словарного запаса.
Среди причин, по которым ребенок не говорит, выделяют следующие:
- недоразвитие речевого аппарата, сниженный тонус мышц, которые отвечают за артикуляцию;
- ограничения в движении, что может быть связано с болезнью, перенесенной операцией, травмой и пр. Движение буквально запускает познавательные процессы и речь, поэтому долгий постельный режим часто сказывается на речевом развитии;
- недоразвитие мелкой моторики также становится частой причиной трудностей в говорении. Педагог В. Сухомлинский говорил: “Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев”. И действительно, познание мира, развитие речи происходят во многом через осязание, мелкую работу пальцев. Если ребенок не может развивать мелкую моторику (в связи с отсутствием материала, внимания со стороны взрослых и педагогов), речь может запаздывать;
- нарушения слуха в связи с заболеваниями уха или нарушения проводимости сигналов из-за заболеваний нервной системы;
- психологические причины — нет контакта между ребенком и взрослым, минимум общения в семье, гиперопека и др.
Важно понимать, что иногда причиной отсутствия речи могут выступать некоторые психоневрологические заболевания. Но обычно их удается распознать раньше, чем родители забили тревогу о том, что кроха говорит мало или отказывается говорить совсем.
Что такое эхолалия
Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла. Часто это могут быть высказывания, услышанные от взрослых, по телевизору или радио. По времени использования эхолалия может быть немедленной или отсроченной.
- Немедленная эхолалия проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок их услышит.
- Отсроченная, соответственно, произнесением как бы заученных фраз по истечении определенного времени. Иногда дети повторяют высказывания, услышанные день, неделю или даже месяцы назад.
Чаще всего такой, отсроченный, тип эхолалии отмечается у детей с аутичным спектром. Именно для аутистов характерна феноменальная память и способность воспроизводить давно услышанный текст практически дословно. Однако данный вид расстройства речи сопровождается и другими состояниями — ЗРР, алалию, задержку психоречевого развития и другие
Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы понять, существует ли проблема и начать коррекционные мероприятия