Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС
Значение, цели и задачи игры
Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.
В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.
Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность
ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:
- младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
- раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
- дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.
В раннем возрасте — игра предметная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормят и кукол, и мишек, и лошадку, и машину
Цели и задачи игры
Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:
- Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
- Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
- Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
- Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
- Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
- Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.
Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, игра все полнее передает отношения
Принципы организации
- свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
- творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;
- эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;
- следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.
Виды развивающих игр для малышей:
- Раскраски с крупными изображениями и наклейками
- Мягкие пазлы большого размера
- Игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
- Игры, развивающие логику.
Для развития внимания и памяти
- «Ищем пару»
- «Отличия»
- «В поисках предмета»
- «Что не так?»
- «Лабиринт»
Игры, в которых надо что-то отгадывать и расшифровывать, очень нравятся малышам и детям постарше. Благодаря загадкам малыш больше узнает об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума. Головоломки, конструкторы, шнуровки. Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребенок может заниматься самостоятельно.
Игры детей от 0 до 3 лет
Дошкольный возраст является самым ответственным периодом развития ребенка Это время формирование его как личности, ведь психические процессы начинают развиваться. Личностные качества, например, лидерство, успеваемость в учебе и другое, зависит от того, в какие игры он играет. Как правильно подобрать содержание игр с учетом возраста дошкольника? В начале жизни малыш только познает мир.Малыш мнет, рвет, бросает, крутит, нажимает, тянет, стучит. Таким образом, ребенок постигает закономерность действий предметов. В связи с этим, подбираем ребенку соответствующие игрушки Эти игрушки должны обеспечивать познавательное развитие малыша и его становление в социуме: аналогии разных предметов. Например, игрушечный телефон, посуда, лопатки, кубики, пирамидки, механические игрушки и многое другое. Обеспечьте малыша спортивными игрушками: он должен развиваться физически.
Для дошкольников
Перед старшими дошкольниками стоит основная задача — подготовиться к школе В этот период важно подготовить руку к письму, к приобретениям навыков чтения и письма Игры должны развивать мелкую моторику детских рук: конструкторы, шнуровки, пластилин, мозаика, пазлы. Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать
Для школьников
Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, все также развивают разнообразные способности Командные настольные игры, а также деловые детские игры, способствующие социализации, коммуникативности и развитию мышления, нравятся младшим школьникам. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя Возможно, особенно девочкам, понравится учиться шить, вышивать, создавать что-то своими руками. В современном мире, в этом возрасте у детей актуальность приобретают компьютерные игры, которые могут быть развивающими.
Компьютерные и онлайн игры
При занятиях за компьютером существуют правила:
Обращайте внимание, в какой позе ребенок сидит за компьютером.
Следите за расстоянием монитора от лица ребенка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
Научите пользоваться «мышкой»
Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.
5 лучших игр для детей 4-5 лет в детском саду
Воспитателю можно взять на заметку еще несколько несложных в организации детских забав, которым они непременно будут рады. Предлагаем вашему вниманию как подвижные развлечения на открытом воздухе, так и спокойные, развивающие занятия.
1. Мишка по лесу гулял
Вначале нужно выбрать Мишку. Вместо Мишки может быть Волк. Это зависит от наличия маски или от вашего желания. Им может стать любой из детей по желанию. Все остальные ребята усаживаются на стульях. Они будут зайками. Все ребята вместе с воспитателем начинают приговаривать стишок:
Мишка по лесу гулял и малину собирал. (Мишка ходит по ковру и собирает разбросанные игрушки. Можно вручить ему в руки корзинку)
Нагулялся и устал. Сел наш Мишка, задремал. (При этих словах Мишка садится на стул и делает вид, что спит)
Стали зайки подходить, Мишку сонного будить. (Ребята начинают потихоньку красться с Мишке)
Миша, Мишенька, вставай! И зайчишек догоняй!
При последних словах Мишка вскакивает и пытается словить зайцев. Если это ему удалось, то Зайка сам становится Мишкой. Забава продолжается.
2. Лиса в курятнике
Среди группы детей выбирают Лису. Остальные будут курами. Лиса прячется за столом воспитателя, за тумбочкой или в любом другом подходящем для этого месте. «Куры» мирно пасутся на ковре, занимаясь своими делами. Лиса должна выждать момент, когда Куры забудут о ней. Затем Лиса выскакивает и старается схватить одну из Курочек. Куры могут спастись, поднявшись на любую возвышенность (на насест) В этом случае Лиса их не поймает. После того, как Курица поймана, она сама становится Лисой.
3. Сыр в мышеловке
Ребята 4-5 лет становятся в круг и берутся за руки. Это будет мышеловка. Выбирают двух-трех детей, которые согласятся быть мышками. Посредине круга кладут большой мяч или любую другую игрушку. Это будет сыр. Чтобы завлечь мышек, ребятишки поднимают руки вверх, открывая проход для мышей, которые гуляют вокруг мышеловки. При этом они произносят стишок:
Вы нам, мыши, надоели,
В доме всю еду поели.
Скоро серые плутовки!
Попадетесь в мышеловку!
Мышки должны вбегать в круг, стараться схватить сыр (игрушку в центре) и быстро выбежать. Ребята, изображающие мышеловку, стараются быстро опустить руки, чтобы мышка не могла выскочить наружу. Если мышки попались, то они становятся в круг, а ребята выбирают новых мышек.
4. Курочка, цыплята и кошка
Очень веселое развлечение, которое обычно приводит в восторг всех ребят. Выбирают курицу (это может быть воспитательница). Также нужно выбрать кошку. Остальные дети будут цыплятами. Курица с цыплятами выходит из «гнезда» Гнездом может быть домик на площадке, очерченный мелом круг, соседняя комната и другое удобное место.
Произносят стишок:
Курочка с цыплятами вышла на дорожку.
Смотрят, а на лавочке дремлет чья-то кошка.
Курочка кричит: «Ко-ко! Не ходите далеко!
Когти острые у кошки! Убегайте по дорожке!
При этих словах кошка вскакивает, и начинает гоняться за Цыплятами. Те бросаются в рассыпную. Спасется тот цыпленок, который успеет забежать в заранее условленное место. Если Коша словила цыпленка, то он становится Кошкой и садится на стул, делая вид, что он спит.
5. День и ночь
Еще одна забава, которая очень нравится детям. Выбирается сова, которая будет делать вид, что спит на ветке. Веткой может быть любой стул. Остальные дети — это лесные жители. Каждый может выбирать себе роль любого зверя. Воспитатель говорит: «День». Сова спит, а Зверята играют, ходят по площадке. Как только воспитатель произнесет слово «Ночь», Сова выходит на охоту. Но делает это незаметно. Она может закрывать глаза, хитрить. В это время все Звери должны замереть в той позе, в которой они остались. И не двигаться до следующего слова «День». Если Сова увидела движение, услышала шорох, чью-то речь, она тут же «подлетает» к Зверенку и хватает его. Воспитатель следит, чтобы это было справедливо. Схваченный зверь становится Совой.
Игры на развитие смекалки
Игра №1
Ставим деток в круг, кроме ведущего, который закрывает глаза и стоит рядом. Детки начинают идти по кругу и приговаривать: «Стали детки вместе в круг, повернуть решили вдруг». Поворачиваются вокруг себя. Продолжают идти и договаривают вместе: «Но кто скажет:…», один ребенок говорит, а все молчат: «… прыг да скок». Все вместе: «Отгадай-ка голосок!». Ведущий открывает глаза и отгадывает, кто сказал «прыг да скок».
Игра № 2
Эта игра похожа на игру в «Города», но она более легкая – для нее не нужно знать названия городов. Лучше, если детки сядут в кружок. По очереди пусть каждый говорит слово, но каждое следующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Если ребенок задумывается, считаем до 5. Не успел придумать – выбывает из круга.
Игра № 3
Подойдет для уже читающих деток. Пишем на ватмане слово с пропущенной буквой (буквами). Просим деток угадать, какое должно быть слово.
Игра № 4
Выстраиваем деток в шеренгу. Объясняем, что сейчас ведущий будет называть вразброс цифры «3, 13 и 30». На «3» нужно похлопать, на «13» нужно потопать, а на «30» — подпрыгнуть. Ведущий должен цифры произносить сначала медленно, а если детки справляются, можно увеличить темп.
Игра № 5
Дети становятся в круг. Внутри круга становится 1 ребенок. Ему завязывают глаза. По хлопку дети в кругу начинают двигаться по кругу. По второму хлопку они останавливаются, и один из них дотрагивается до плеча ребенка в круг, имитируя при этом звук какого-то животного (кошки, собаки, петуха). Ребенок в кругу должен угадать, кто это был. Тогда он поменяется с издавшим звук местами.
Компьютерные и онлайн игры
В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры — абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют — например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности
Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся игру на компьютере, тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки
И всё происходит в доступной игровой форме.
При занятиях за компьютером существуют правила:
Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером. Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.
Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка
Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.
Детские компьютерные игры появились не так давно — всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.
Компьютерные игры для детей дошкольного возраста
Чтобы ребёнка заинтересовать, игра должна быть активной, понятной и красочной. Рассмотрим несколько самых удачных примеров.
«Маша и Медведь» от AppQuiz
Это приложение с интересным контентом для детей дошкольного и даже школьного возраста. Есть целый блок разных игр с этими персонажами:
- рисунки;
- раскраски;
- подбор слов;
- подбор объектов по форме;
- головоломки;
- изучение музыкальных инструментов;
- математика.
Отдельно можно выбрать изучение цифр, первые математические задачки, разные фигуры из геометрии и т. д.
Пазл «Маша и Медведь на прогулке»
При запуске на экране появляется картинка, которую нужно собрать из пазлов, перетягивая их с правой стороны на нужное место.
Angry Birds: «Три в ряд»
Здесь всё очень дружелюбно и спокойно. Всё, что нужно во время игры, это собирать по три одинаковых птички вместе в один ряд в любом направлении.
«Рисовалка»
Рисовалка – анимированная игра для детей от 2 лет. После того как рисунок закончен, персонаж оживает, прыгает на экране, смеётся или даже летает. Здесь собрано 30 героев и более 100 анимаций и звуков. Можно дополнительно сохранять рисунок.
«Звуки животных»
«Звуки животных» – удобное приложение, которое всегда можно взять с собой, поскольку после установки сеть ему не нужна. Для изучения здесь собраны более 30 звуков птиц, животных насекомых. А для того чтобы услышать каждый из них, нужно нажимать на подходящее изображение.
«Фиксики»
Любимые герои из мультика Симка и Нолик помогают узнать, как работает разная техника в доме, как звучат разные музыкальные инструменты, как ухаживать за домашними любимцами. А затем в качестве контрольной работы нужно пройти квест с разнообразными заданиями, угадайками, фиксипелками и т. д. «Фиксики» – игра на развитие памяти, здесь требуется, чтобы ребёнок сначала запомнил последовательность действий персонажа, а затем повторил её в правильном порядке.
«Безопасность в пути»
Игра под названием «Безопасность в пути» позволит ребёнку изучить, как правильно вести себя на дороге, что делать в той или иной ситуации. А также есть разные задачи, которые нужно будет потом выполнить.
Конечно же, это лишь часть интересных развивающих компьютерных игр для деток дошкольного возраста. Все они нацелены на развитие и созданы, чтобы помочь ребёнку больше узнать окружающий мир. Также есть отдельные игры для изучения алфавита, цифр, первых слов, названия цветов и т. д.
Особенности игровой деятельности у малышей с отклонениями в развитии
Для особенных ребят игра не менее важна, чем для здоровых. Однако средством нравственного, умственного и речевого развития она становится только при систематическом и грамотном руководстве взрослых.
Игровая деятельность у детей с нарушениями слуха
Основные сложности:
- плохо слышащие дети сами не начинают игру;
- освоение предметно-действенного замещения, то есть значение игрушки может быть оторвано от реальности, например, деревянная палочка выполняет и роль градусника в игре «Больница», и указки в игре «Школа» (любые замещения педагог проговаривает, а слабослышащим детям это оказывается недоступным);
- усвоение значения слов и фраз через формирование предметной соотнесённости, возникающей в процессе игрового общения (например, дети в процессе игры узнают, что на куртке Незнайки есть молния, но соотнести это слово с природным явлением во время грозы не могут);
- механическое повторение знакомых игр, так как дети не постигают смысловые отношения в сюжете (если малыш в подвижной игре привык бегать, то ему сложно перестроиться и добавить ещё ходьбу в разном направлении, темпе).
Особенности работы со слабослышащими малышами:
- акцент на сюжетно-ролевые игры, где ребятам проще постигать и принцип замещения, и пополнять словарный запас через предметную соотнесённость (белый халат — и для «Магазина», и для «Больницы»);
- расширение списка игр за счёт разных способов организации игровой активности, например, один и тот же сюжет дети представляют и на фланелеграфе, и в виде драматизации, тем самым малыши видят вариативность игровых действий в разных обстоятельствах;
- систематическое проговаривание взрослым и детьми игровых действий, добавление новых.
Игровая деятельность у детей с нарушениями зрения
Основная проблема плохо видящих малышей, как и плохо слышащих в том, что сами они игру не инициируют. Для объяснения того, как играть здоровым детям нужно словесное разъяснение в сочетании с наглядностью. Второй компонент в работе с малышами, у которых есть нарушения зрения, теряет свою актуальность. Слово становится важнейшим приёмом, тем самым способствуя слиянию игры с обучением.
Для слабовидящих детей в играх очень важно развивать мелкую моторику, чтобы у малышей не появились задержки речевого развития
Игра у детей с ЗПР
Игровая деятельность у этих ребят определяется степенью выраженности задержки психического развития. Но в целом, в младших и средней группах акцент делается на сюжетные игры, в которых дети постигают разнообразие отношений: дети-родители («Дочки-матери»), пациенты-врачи («В больнице») и т. д. В старшем дошкольном возрасте ребят привлекают к предметным играм: с природными материалами, игрушками, которые помогают детям осваивать важный для игры принцип замещения. Основная задача педагога: помочь детям сформировать воображаемую ситуацию, так как у больных детей образная сфера очень бедна, и сами, без руководства педагога, сделать это они не смогут.
Игровая деятельность у умственно отсталых детей
Этот вид активности является основным направлением коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Однако у малышей с нарушением интеллекта игра не является ведущей деятельностью. Более того, без руководства взрослого, больной ребёнок может не продвинуться дальше простых действий с игрушками. Основная задача педагога — сформировать простые элементы сюжетно-ролевой игры к концу дошкольного детства (например, играть роль кассира в игре «Магазин» или гостя в игре «К нам пришли гости»)
При этом важно наблюдать за тем, чтобы игровые манипуляции не повторялись ребёнком многократно, а варьировались, так как для особенных малышей смысловой нагрузки они не несут, то есть мальчик, катающий машинку из угла в угол и имитирующий звуки мотора, никакой цели не преследует
К концу дошкольного периода дети с нарушениями интеллекта должны перейти от простых манипуляций с игрушками к элементам сюжетно-ролевой игры
Игровая деятельность в детском саду является неотъемлемым элементом содержания и организации образовательного процесса. С одной стороны, игра ценна само по себе тем, через неё ребята расширяют сферу познания, постигают нормы и правила поведения в обществе. А с другой, воспитатель использует игру как структурную основу учебно-воспитательной работы, облекая в её форму разные виды активности и варианты взаимодействия
Это определяет важность методически выверенного подхода к выбору, подготовке и проведения игр с дошкольниками
Функции игровой деятельности
Назначение игры для дошкольника — возможность раскрыть свой потенциал, а для взрослого — помощь в направлении вектора развития малыша. Это определяет функционал игровой деятельности, подразделённый на несколько видов:
- развлекательная функция (стимулирует интерес ребёнка, дарит ему удовольствие от процесса и результата игры);
- социокультурная (помогает постигать нормы и правила поведения в обществе);
- диагностическая (позволяет взрослому определить отклонения в развитии и поведении ребёнка, например, замкнутость малыша);
- коррекционная (ставит целью внесение положительных изменений в личность ребёнка);
- терапевтическая (помогает в развлекательной форме преодолевать те или иные трудности, с которыми малыш сталкивается в различных видах деятельности, например, с помощью театрализованных постановок терапевтических сказок дети преодолевают страхи, становятся более общительными);
- коммуникативная (формирует способность ребёнка получать и передавать информацию в процессе общения, совместной деятельности со сверстниками, развивает речь);
- познавательно-воспитательная (помогает закрепить блоки информации, получаемые малышом в процессе разных видов деятельности, формирует любознательность);
- функция самореализации (игра позволяет ребёнку определить спектр своих интересов, так как малыш не будет играть, если ему скучно, малоинтересно).
В игре реализуется сразу несколько функций взаимодействия с детьми
Игры для развития мышления
Высшей формой деятельности человека является мышление, которое является социально обусловленным и тесно связанным с речью психическим процессом. С помощью приведённых ниже игр дети могут учиться обобщать, сравнивать, рассуждать, делать простейшие умозаключения, что в целом и является самостоятельным мышлением.
«Бывает – не бывает»
Нужно назвать какое-либо событие и одновременно бросить мяч ребёнку. Если эта ситуация реалистична, то малыш должен поймать мяч, а если она – плод фантазии, то ему следует отбить мяч. Примеры ситуаций: кошка пошла на работу, папа хочет есть, самолёт плывёт по морю, соленая груша, гуляющий дом.
«Угадай по описанию»
Дав описание какого-нибудь предмета (игрушки, животного, фрукта), взрослый предлагает ребёнку угадать, о чём шла речь. Например, про помидор можно сказать, что он круглый, красный, сочный, ароматный. Если малыш затрудняется ответить, то перед ним можно разложить изображения разных овощей, из которых он может выбрать верное.
«Что будет, если…»
Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает на них. «Что получится, если я прыгну в лужу?», «Что произойдёт, если в полную воды ванну бросить палку (мячик, камень, салфетку и пр.)». После этого можно поменяться ролями.
Неоднозначные ответы
Нужно заранее придумать фразы, продолжение которых могут быть неоднозначными. Услышав варианты детских продолжений, взрослый может сильно удивиться, ведь не всегда такое придёт в голову и ему. Варианты вопросов: «у нашей собаки шерсть очень…», «руки у людей для того, чтобы…», «на улице ночью очень…», «бабушка болеет потому, что…».
Для школьников
Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, всё также развивают разнообразные способности. Младшим школьникам становится интересно играть в командные настольные игры, а также деловые детские игры, которые способствуют их успешной социализации, развивают коммуникативные способности, мышление. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя. Младшим школьницам нравится учиться вышивать, шить, создавать собственными руками поделки, мягкие игрушки и украшения. Мальчики с удовольствием выцарапывают гравюры, выпиливают лобзиком и чаще всего просят строительные наборы: так хочется смастерить что-либо!
Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.