Короткие притчи о жизни с моралью
Притча — краткий и мудрый рассказ, простой в изложении и, тем самым, прекрасный. Главным секретом притчи является поставить под сомнение, либо разрушить привычный человеку стереотип мышления. Взамен же притча даёт новый ориентир в жизни, который, порой, помогает личностному росту человека.
Притча о супружеской любви не чувством, а действием
Пришёл как-то к мудрецу один мужчина и говорит: — Мы со своей женой уже давным-давно не испытываем друг к другу никаких чувств. А прежние и вовсе испарились спустя год. Наверное, всё так потому, что я её не любою больше? Хотя, уверен, она меня тоже … Подскажи, мудрец, что делать нам?
— Люби её просто … — Хм, я только что сказал, что не испытываю к ней былых чувств! — Так ведь это прекрасный повод, чтобы вновь её полюбить! — Как так? Как влюбиться, если не любишь? — Начни её ценить, уважать, выслушивать, сопереживать … Можно даже пожертвовать чем-нибудь ради этой женщины.
Для настоящей любви преград не существует! А всё потому, что само слово «любить» вовсе не означает чувство, оно говорит о действии.
Притча о двух монахах на реке и девушке
Два буддийских монаха ранним утром отправились к монастырю. Путь был долгим … И вот подошли они к броду, где можно было перейти через реку, а тут навстречу идёт молодая девушка.
Подойдя к ним, она попросила, чтобы они перенесли её через реку на другой берег. Один отказался, а второй перенёс, там он с девушкой и расстался.
Пошли монахи дальше и второй был погружен в свои мысли, ему было невдомёк, отчего же его друг так поступил. И вот он его об этом и спросил: — И всё-таки, я никак не пойму, почему ты её перенёс через реку? Ведь прикасаться к женщине запрещено нашей верой! — Хм, вот видишь … Ты всё ещё думаешь о ней, «несёшь» её мысленно, а вот на том берегу её оставил …
Притча об истинной экономности и бережливости
Однажды ночью через глубокую реку переправлялся один чиновник. И вдруг он приметил, как его слуга нечаянно уронил в воде десять мон (мелкая монетка в средневековой Японии).
Чиновник приказал зажечь факелы, пригнать больше слуг к реке и, немедля, отыскать потерянные деньги. А один старик со стороны, на берегу, наблюдал за всем происходящим и думает: — Разыскивая эти десять мон, он зажёг все факелы, нанял слуг, сюда пригнали лодки, а ведь всё это стоит в разы дороже!
Чиновник заметил, что какой-то старик за ним наблюдает, приказал привести старика к нему. Спросил, что он делает в это время у реки, старик же поделился своими наблюдениями с ним.
На что чиновник ответил: — Да, соглашусь с тобой. Очень многие от экономности переходят к жадности. Но, потраченные на эти поиски деньги, даром не пропадут — они будут ходить по миру. А вот те деньги, что утонули в воде, пропадут навсегда и пользу людям не принесут.
[править] Описание -якобы- эксперимента
В помещении (клетке) к потолку подвешивается банан; после чего несколько обезьян (шимпанзе) водворяются в эту клетку. При попытке одной из обезьян достать банан, ВСЕ обезьяны окатываются холодной водой. Так повторяется несколько раз, до закрепления рефлекса: попытка доставания банана неминуемо означает коллективный холодный душ (что есть неприятно).
- Обезьяны начинают избивать любую товарку, пытающуюся завладеть бананом. Постепенно ситуация выстраивается таким образом, что все обезьяны сидят, смотрят на банан, но никто больше не пытается им разжиться. Первая стадия эксперимента завершена.
- Одну из обезьян подопытной группы заменяют другой, не принимавшей ранее участия в эксперименте. Новичок, разумеется, пытается достать банан, и поэтому подвергается групповому избиению, после чего оставляет попытки вкусить обезьяньей радости.
- Экспериментаторы меняют следующую обезьяну-старожила. Избиение повторяется, причём наиболее злобствует предыдущий новичок, избивая новичка № 2.
- №№. Процесс повторяется вновь и вновь, до тех пор, пока в клетке не останутся только обезьяны, ни разу не испробовавшие струй ледяной воды. Все они сидят и смотрят на банан (см. окончание первой части эксперимента).
Вопрос: почему же никто из них не пытается достать банан?
А потому что ТАК ЗДЕСЬ ЗАВЕДЕНО.
Что такое банан
Банан — это ягода, поскольку, как и киви с огурцом, появляется из цветка с одной завязью и имеет несколько семян. Растение выращивают с древних времен, его родиной принято считать острова Малайского архипелага.
В письменных источниках бананы встречаются уже в XVII веке до н. э., когда проникли в Индию. Они упоминаются в таких памятниках культуры, как «Ригведа», «Махабхарата» и «Рамаяна». Сохранились свидетельства о том, что для членов царской фамилии ткали одежды из волокон банановых листьев.
Греки и римляне упоминают банан как «замечательное индийское фруктовое дерево». О ягоде писали автор «Истории растений» Теофраст (IV век до н. э.) и создатель «Естественной истории» Плиний Старший (77 год н. э.). Согласно римским источникам, именно Александр Македонский привез бананы в Европу. Однако прошло почти двадцать столетий, прежде чем растение стало обычным для рациона европейцев [].
Доставлять бананы из южных стран на север США, а после и в Европу стали после изобретения холодильных установок во второй половине XIX века. К началу XX века бизнес стал так процветать, что появились целые страны, чья экономика держалась на экспорте этих плодов. С легкой руки О. Генри их стали называть «банановыми республиками».
Басня о подчинении правилам
Эта история о проведении эксперимента, но, несмотря на то, что его постановка связана с тем, что происходит в некоторых психологических и зоологических лабораториях, этого исследования не существует как такового: оно не проводилось и, следовательно, из этого нельзя сделать вывод, имеющий научную ценность.
Однако это не означает, что эта история не имеет ценности как басня. И история об обезьянах, бананах и лестнице является примером слепое подчинение правилам группой.
У первых пяти обезьян было объективное объяснение того, что они не хотели, чтобы кто-либо поднимался по лестнице: каждый раз, когда они это делали, их наказывали. Тем не менее, другие обезьяны подчинялись правилам без каких-либо причин. И они не только подчинялись им, но и поддерживали их своим поведением. Правило запрета подниматься по лестнице, несмотря на его абсурдность, стало частью их жизни до такой степени, что они потратили время и усилия на то, чтобы оно продолжало существовать. Может ли то же самое случиться с нормами, которые мы, люди, выбираем воспроизводить своими действиями?
Стереотип — что это
Согласно википедии, слово «стереотип» в переводе с древнегреческого означает «объемный отпечаток». Когда-то так называли печатное клише, используемое в типографских машинах.
В настоящий момент стереотип – это устоявшееся представление о чем-либо, образец восприятия явлений реальности. Совокупность стереотипов являет собой социальную действительность, в которой мы с вами живем.
Рассматриваемый феномен формируется еще в детстве каждого индивида, прививается семьей и обществом. Шаблоны мышления (их много) закладываются глубоко в подсознание, становятся автоматическими мыслями, которые приводят к таким же автоматическим действиям.
Научившись думать определенным образом в конкретных ситуациях, человек при попадании в них не напрягается и не тратит энергию. Реакция возникает сама по себе и не нуждается в регуляции. Это очень удобно, с точки зрения экономии психических и физиологических ресурсов.
Благодаря стереотипам мир становится более предсказуемым и последовательным, что уменьшает врожденную тревожность, связанную с выживанием. Это позитивная сторона явления.
Однако, мир постоянно меняется: привычное мышление, которое когда-то нас выручало, становится вредящим или бессмысленным.
Например, древние люди точно знали, что человек с другим цветом кожи – чужак, и может представлять опасность. С ним немедленно расправлялись или брали в плен. Этот стереотип существует и в наши дни, но приносит только неприятности.
Разделение людей по национальному и расовому критерию основано на инстинкте выживания и приводит к вражде и кровопролитию (стоит вспомнить Гитлера, который уничтожал евреев, не считая их за людей), при этом современный социум считает себя разумным и культурным.
Таким образом, стереотипы могут быть как полезными, так и вредными. Последние принято называть предубеждениями или предрассудками. Они составляют львиную долю от общей массы и от них лучше избавляться, чтобы не портить жизнь себе и окружающим.
» alt=»»>
Стереотипы мышления
Существует много определений, что такое стереотип.
Чаще всего под этим понятием скрывается стандартная реакция на определенные события или одинаковое восприятие группы людей, схожих ситуаций. Стереотипы формируются под влиянием общественного мнения, позиции окружающих и собственного опыта. Человек усваивает их в раннем детстве, когда научается находить самые простые способы решения проблем.
Постепенно они входят в арсенал его поведения. Так, маленький ребенок видит, что его старший брат добивается всего силой – толкает других детей, насильно забирает игрушки, и в ответ на такие действия получает то, что хотел.
В результате он перенимает подобное поведение и начинает каждый раз добиваться желаемого силой.
Стереотипы очень легко становятся частью человека, и вот почему:
- Они экономят внутренние ресурсы, будь то сила, необходимость думать или действовать. У тебя есть модель поведения, она работает, зачем придумывать новую?
- С их помощью легко договориться с окружающими. Ты говоришь с ними на одном языке, вы воспринимаете мир вокруг более или менее одинаково.
- Тебе легко принимать решения. Не задумываясь, ты можешь сказать, что хорошо, что плохо, что нужно, а что нет.
- Стереотипы помогают избавиться от ряда страхов. Даже не видя предмет, мышление формирует его образ, и ты чувствуешь себя в безопасности.
- Они позволяют добиться эмоциональной стабильности.
В том, что стереотипное мышление облегчает жизнь, кроется и опасность. Легко ошибиться, принять неправильное решение. Ненароком можно обидеть человека. Есть риск не заметить новые возможности.
Например, ты привыкла считать, что все люди делают что-то хорошее только, чтобы потом выманить у тебя деньги. Попав в неприятную ситуацию, ты отказываешься от помощи, которую тебе хотели предоставить от чистого сердца.
Стереотип – это…
Большинству людей установленные границы мешают жить счастливой полноценной жизнью. С уверенностью можно сказать, что вредным сдерживающим фактором проявления индивидуальности служит именно стереотипность мышления.
Попытаться разобраться в том, что же такое стереотип, можно, обозначив данное понятие устоявшейся моделью поступков в определенных случаях. Опыт участия в подобных ситуациях или модель поведения другого человека, обладающего определенным авторитетом, зачастую служит примером для автоматического применения при схожих обстоятельствах. Выходит, что мысля стереотипами, человек лишен практически всего: новых возможностей, ощущений, впечатлений, интересов и перспектив. Он застывает в безостановочном цикличном круговороте ответов и реакций.
Нет ничего удивительного в том, что шаблоны мышления не позволяют пройти очередной этап самосовершенствования. Для победы над врагом в лице множественных стереотипов, необходимо с точностью обнаружить его и определить, к какой категории относится именно этот. Большинство человеческих комплексов, вызванных шаблонностью мышления, психологи объединили в несколько основных групп.
Стереотипы: как с ними бороться?
Есть в нашей жизни то, с чем бороться труднее всего – стереотипы. Конечно, все мы слышали такие стереотипы, как «предназначение женщины — быть матерью и женой» или же, «все мужья изменяют жёнам». Такие стереотипы откладывается у нас в мозгу, и мы охотно им верим, ведь так думали все поколения до нас, ведь так подсказывает опыт, накопленный веками. Но, подумайте сами логично, ведь в наше время женщины могут быть не только матерями и жёнами, но так же и не плохими бизнесменами (точнее бизнесвумен, уж простите за этот стереотип, что в бизнесе только мужчины), или даже солдатами. А мужчины – разве все мужья изменяют жёнам или всё-таки есть ещё преданные и любящие супруги? Что же это такое, стереотипы, что за беда, мешающая нам видеть вещи такими, какие они есть, рассуждать шире и глобальней?
Стереотип — это устоявшееся в обществе отношение к событиям, поступкам, каким либо фактам, которое зачастую может быть устаревшим или граничить с предрассудками.
Простыми словами, это то, что общество СЧИТАЕТ верным и правильным. А откуда это «верность» приходит? Откуда мы знаем, что это правильно? Ответа нет. Как простой пример стереотипа, граничащего с предрассудком: женщина должна иметь формы 90-60-90…И бедные наши дамы, держат всяческие диеты, не едят, наращивают грудь и т.д. лишь бы соответствовать этим стандартам. Но на самом деле – это миф, стереотип, и не что иное, как дань моде, которая, кстати, уже уходит. Да, возможно когда-то, 90-60-90 было и привлекательным, но вспомните ещё ранее, эпоху ренессанса – почему на картинах известных художников женщины, мягко говоря «пышечки». Потому что тогда, было модно быть такой, а потом уже кто-то придумал 90-60-90. Как мужчина, открою Вам секрет, нам нравятся разные женщины: и полненькие, и худые, и модели, и простые домохозяйки. Дело даже не в этих 90-60-90, а в том, что женщина из себя представляет. Поверьте, на каждую женщину найдётся свой мужчина, который полюбит её такой, какой она есть. Однако это вовсе не означает, что надо сидеть и «ждать своего принца» (опять стереотип), надо что-то делать, что бы «принц» заметил Вас, по крайней мере, заботиться о своём внешнем виде и духовном мире.
Откуда же берутся стереотипы? Стереотипы основываются на пережитом опыте и передаются от человека к человеку.
Т.е. по сути один человек на чём-то обжёгся, и передал свой опыт другому, дабы уберечь его, тот третьему, четвёртому и т.д. по цепочке. Ночто бы такой опыт стал стереотипом должно пройти очень много времени, и он должен устояться в умах людей . Стереотипы не написаны в книжках, о них не рассказывают в школах, мы просто это знаем, услышали где-то и повторяем. Так рождается стереотип. Как пример, стереотип: что бы привлечь сердце дамы, нужно быть рыцарем… Секундочку, давайте вспомним, когда были рыцари? В средние века. А сейчас какое время? 21 век. Вот Вам и ответ. Конечно, в понимании рыцарства не имеется в виду носить доспехи в 21 веке и предпочесть коня автомобилю, здесь говориться об отношении мужчины к женщине, как галантный рыцарь к своей даме. Но в наше время чаще галантность можно заменить толстым кошельком и простым, но хорошим отношением к даме сердца.
Очень часто стереотипы усложняют нашу жизнь, ведь мы просто не можем, что-то сделать, потому что будем думать, что это плохо. Но, друзья, мы живём в 21 веке, и если в период СССР, браки «по залёту» было аморальным, то сейчас это норма (снова стереотип). К чему я клоню, мыслите, как современный человек, отбросьте все стереотипы и живите соответственно духу времени, глобально и шире.
Если Вы и дальше будете жить, прислушиваясь к стереотипам, и делая «как правильно», а не как хочется, то у Вас никогда не появиться собственного мнения.Развивайте в себе собственные взгляды на вещи, собственный опыт, а не живите опытом других людей.
Конечно, опыт окружающих людей помогает, к нему надо иногда прислушиваться, но не всегда. У каждого человека, своя собственная жизнь и свой накопленный опыт, и опыт одного, может полностью не подходить другому человеку. Когда Вы это всё осознаете, тогда бороться со стереотипами будет гораздо легче.Главное, имейте свою точку зрения, и не бойтесь её высказывать. Успехов!
Какие виды стереотипов существуют?
Есть несколько классификаций стереотипов общества. О критериях стереотипизации и видах стереотипов – ниже.
Критерий | Виды стереотипов | Примеры |
субъект | коллективные | «Все американцы полные». |
индивидуальные (могут совпадать с коллективными, могут не совпадать) | «Все мужчины одинаковые», «женщины не умеют водить машину». | |
объект | антропостереотипы | «Учителя не ошибаются», «Гитлер стал диктатором, потому что не смог стать художником». |
событийные | «На Гурином озере Гурин держал свои пашни». | |
предметные | «Черная одежда идет всем людям», «гражданский брак – совместное проживание без регистрации брака». | |
тип социальной группы как объект | гендерные | «Женщины – слабый пол». |
возрастные | «Старушки всегда осуждают молодежь». | |
профессиональные | «Все учителя – неудачники». | |
расовые | «Чернокожие бегают лучше белых». | |
этнические/национальные | «Все русские ругаются матом». | |
конфессиональные/религиозные | «Все мужчины-мусульмане бьют своих жен». | |
региональные | «Арарат находится в Армении». | |
классовые | «Богатые люди счастливы». | |
политические | «Демократия – залог разрухи». | |
отношение «свой»/«чужой» | автостереотипы | «В нашем обществе феминизма не будет». |
гетеростереотипы | «В Европе – только люди с нетрадиционной ориентацией». | |
соотношение «реальный/предполагаемый» | прямые | См. авто- и гетеростереотипы. |
переносные | «Русские думают о себе» (по мнению немцев) | |
степень типичности приписываемых характеристик | собственно стереотипы | Приписываются всей группе людей (см. выше) |
контрстереотипы | Приписываются отдельным представителям группы (см. выше) | |
по содержанию аффективного компонента | позитивные, негативные | «Русские гостеприимны», «немцы – нацисты». |
утверждающие, отрицающие | «Люди в очках помешаны на учебе», «люди с шизофренией опасны для общества, и их надо изолировать». | |
по интенсивности эмоционального заряда | интенсивные | «Символы России – водка, медведи и балалайка». |
медиальные | «Американцы – наивный народ». | |
по соотношению компонентов структуры | предрассудки | «Число 13 приносит неудачи». |
эвристики | «Женщина создана рожать детей» | |
нормы | «Никто не показывается на улице в обнаженном виде». | |
традиции | «Невесты одеваются в белые платья». | |
по механизму формирования | дедуктивные | Усваиваются индивидом в процессе социализации (см. выше про врачей) |
индуктивные | Возникают из-за отсутствия опыта (см. выше про врачей) | |
по условиям формирования | интенциональные | «Женщинам не место на руководящих должностях» (стереотип придуман мужчинами). |
спонтанные | «Он женат на полной женщине, потому что у него есть деньги». | |
по объему влияния на общественное сознание и социальное бессознательное | стереотипы картины мира | «Все мамы одинаковые: они сильно переживают за будущее своих детей» |
мировоззренческие стереотипы | «Миром правит Зевс». | |
стереотипы мышления | «Быть в декрете – это каторга» (избирательное мышление). | |
по степени изменяемости | закостенелые | «В пожилом возрасте множество болезней – естественно». |
гибкие | «Мужчины плохо воспитывают детей». | |
по степени необходимости в обыденной жизни | необходимые | Нормы (см. выше). |
деструктивные | Предрассудки и эвристики (см. выше). | |
по степени адекватности отражения действительности | истинные | «В России люди с психическими заболеваниями подвергаются дискриминации». |
ложные | «Все американцы добрые, но глупые». |
Стереотипное мышление: причины
Термин «стереотип» был введен в лексикон в начале прошлого века, однако само явление уходит корнями в глубокую древность. Причинами формирования стереотипных умозаключений ученые считают способность головного мозга к «экономии мышления», а также подчинение правилам, диктуемым обществом. Стоит подробнее остановиться на каждой из них.
Экономность мыслительной деятельности
Если человек со всей остротой ощущений и переживаний будет реагировать на каждое текущее событие или явление, через некоторое время наступит эмоциональное и мыслительное истощение. Стереотипизация выступает в качестве защитной реакции головного мозга от перегрузки. В этом случае при столкновении разума с определенным явлением включаются механизмы памяти. Происходит сравнение текущего события с ранее пережитым, узнавание, построение закономерностей, формирование отношения к нему, влияющего на дальнейшее поведение.
Для облегчения понимания стоит рассмотреть конкретный пример. Человека когда-то покусал ротвейлер. При встрече с собакой той же породы, велика вероятность, что его реакцией станет испуг: после происшествия пострадавшему кажется, что все ротвейлеры злые и могут причинить боль. Ему проще держаться подальше от животного, чем пытаться проанализировать, отличается ли оно по характеру от покусавшего его.
Стереотипы, навязанные социумом
Зачастую еще в детстве человеку внушается стереотипное мышление: определенные понятия, установки, правила поведения, оценочные суждения. Ребенок получает набор шаблонов от родных, учителей, ровесников. Немалую роль в формировании стереотипов играют средства массовой информации.
Подчинение общепринятым понятиям приветствуется обществом, благодаря их наличию легче управлять поведением людей. Общность в суждениях способствует сплоченности группы. Быть как все зачастую удобнее и спокойнее: не требуется самому принимать решение, анализировать, проверять правильность своего умозаключения.
Примеры общепринятых шаблонов:
- «большие состояния нажиты нечестным путем»;
- «мужчина обязан зарабатывать деньги, а женщина должна заниматься домом»;
- «семья не может быть полноценной без детей».
Если желание личности идет в разрез с клише, принятыми в социуме, возникает конфликт между собственными и общественными интересами. Результатом этого может стать смирение в ущерб своей личности или выход за рамки, навязанные обществом.
Типы
Стереотипы обычно отражают представления индивида о самом себе либо об окружающих его людях, о другой социальной группе. Стандартность мыслительного акта имеет много разновидностей.
- Полярное (чёрно-белое) мышление не допускает никакого компромисса при делении мира на плохие и хорошие явления и события.
- Катастрофичность усматривается в любых грядущих событиях, будущее представляется в мрачных тонах и характеризуется исключительно негативными прогнозами.
- Обесценивание всех положительных эмоций заключается в заострении внимания исключительно на собственных неудачах и неумении заметить позитивные явления.
- Выборочное мышление позволяет из всего случившегося с индивидом вычленить только неуспех и негативные события.
- Эмоциональный всплеск способен вызвать доверие человека к шаблонным мыслям, вызванным его чувствами.
- Навешивание ярлыков на окружающих людей заключается в создании стереотипа по отношению к конкретной личности или определённым общественным группам.
- Чрезмерное обобщение событий приводит индивида к убеждению, что негативный опыт всегда будет проявляться в аналогичных ситуациях.
- Персонализация проявляется в приёме на свой счёт любых негативных высказываний других лиц, выставлении собственной персоны причиной всех бед.
- Туннельное мышление заставляет индивида замечать одни минусы, а плюсы игнорировать.
- Минимизирующий образ мысли все позитивные явления воспринимает негативно.
- Убеждённость в том, что окружающие обязаныдействовать по заданным шаблонам, отклонение от которых не допускается.
Механизмы зарождения стереотипов
Многим станет интересно, откуда же они берутся, эти стереотипы. Как получается так, что опыт конкретного человека становится социальной моделью поведения целого общества? Можно ли избежать стандартных схем и упрощённых пониманий?
Исходя из определений психологии, стереотипы основываются на пережитом прошлом. Полученный опыт и завершающий итог и есть механизм зарождения образцов. А далее дело времени: закреплённый результат будет передаваться из поколения в поколение, закрепляясь в сознании и укореняясь в обществе. Конечно же, со сменой эпох, видоизменяются и стереотипы. Например, стало лояльнее отношение к «неравным» и «гражданским» бракам, «незаконному» деторождению, ранним бракам и разводам. Но в то же время добавились новые: равноправие полов, образ блондинки, сексуальные меньшинства. Между тем изменение формы не говорит о полном искоренении.
Разрушить стереотипы ещё сложнее, чем создать, хотя действующие факторы в обоих случаях одинаковы — опыт и время. Человеку сложно отказаться от чего-то устоявшегося и решиться на нововведение. Но тем не менее разрушить мифы можно, но сложно. Для этого нужно отказаться от стандартного хода мыслей. Но прежде нужно разобраться что представляет собой стереотипный тип мышления.
Как избавиться?
Разрушить стереотипы намного труднее, чем их создать. Людям бывает сложно отказаться от укоренившегося в социуме мнения и решиться на нововведение. Для реализации разрушения стереотипности мышления необходимо избавиться от стандартного хода мыслей. Постепенный уход от сложившегося шаблонного мыслительного процесса помогает личности раскрыться в большей мере. Избавление от предубеждений дарит радость жизни. Благодаря этому формируется умение воспринимать дружелюбность людей и привлекательность мира
Для освобождения от стереотипности мышления важно предпринять ряд действий
Воспринимайте окружающий мир без оценивания. Навешивание ярлыков ограничивает свободу личности. Учитесь наблюдать за окружающими людьми без комментариев. Пробуйте избавляться от навязчивых убеждений типа «всем блондинкам свойственна природная глупость», «все мужчины склонны к изменам», а «незамужние женщины одиноки и несчастны». Научитесь замечать в людях их хорошие качества, не ищите в них отрицательные стороны. Попробуйте найти изюминку в каждом встречающемся на вашем пути человеке. Не отвергайте людей, принадлежащих другой когорте или ещё чем-нибудь отличающихся от вас.
Развивайте в себе способность принимать противоположную точку зрения, даже если она никаким образом не укладывается в ваши представления. Вырабатывайте терпимость к чужому мнению. Любой человек может отстаивать собственные позиции и суждения.
Не прислушивайтесь к навязываемому вам извне мнению. Свободный от стереотипов человек не будет указывать вам, что вы должны делать, а от чего должны отказаться. Не верьте сплетням, слухам, наговорам. Они нередко содержат ложную информацию. Доверяйте своему шестому чувству, интуиции. Убедите себя в том, что никому не требуется ваше одобрение. Все люди разные и они могут вести себя так, как им нравится. Примите этот факт, попробуйте мысленно поставить себя на их место.
Контролируйте свои движения. Выискивайте среди них стандартность и оригинальность. Поиск шаблонности и неординарности в собственных действиях помогает разрушить множество распространённых стереотипов. Расширяйте свой кругозор. Изучайте новые культуры, общайтесь с людьми разных национальных и религиозных принадлежностей. Свежие мысли и новые познания способствуют изменению взглядов на жизнь. Они не избавляют полностью от использования штампов и клише, но значительно расширяют границы мыслительного процесса.
Медитируйте
Медитации помогают взглянуть на ситуацию со стороны, освободить сознание от постороннего влияния. У человека появляется возможность порассуждать в спокойной обстановке, избавить разум от навязчивых шаблонных представлений.
Контролируйте собственные мысли
К такому контролю приводит умение прислушиваться к внутреннему голосу. Игнорируйте навязывание негативных фактов и сведений, в основе которых лежат паника и страх. Избавляйтесь от собственных оценок и категоричных суждений. Тренируйте гибкость своей мыслительной деятельности. Контроль над собственными мыслями помогает сосредоточиться на размышлении и абстрагироваться от стереотипов. Пущенные на самотёк рассуждения неосознанно подвергаются шаблонному влиянию.
Задавайте себе вопросы «зачем я так поступаю?» и «почему?»
Подобные вопросы дают возможность человеку посмотреть на ситуацию со стороны и трезво оценить её. Они способствуют признанию проблемы, попыткам исправления ситуации и саморазвитию. Нужно выработать привычку задавать себе самые разнообразные вопросы: «Что мне даёт эта обида?», «Почему я избегаю подобных ситуаций?», «Для чего мне хочется испытать такие эмоции?».
К чему приводит стереотипное мышление
Стереотипное мышление – это мышление, которое вредит как своему носителю, так и людям, окружающим его. В зависимости от типа мышления и степени подверженности шаблонному мышлению человек подвергается различным видам негативного воздействия.
- Человек рискует потерять свою индивидуальность. Стереотип мышления – это некий шаблон, который подгоняет людей под определенный паттерн (модель поведения, образец). Так, при общении с человеком учитываются лишь стереотипы, а его индивидуальные особенности и навыки остаются без внимания при формировании образа. Паттерное мышление обезличивает окружающих, создавая тем самым преграды для выстраивания отношений.
- Заниженная самооценка. Под воздействием стереотипов человек осознает свое несовершенство. Понимая, что он не соответствует идеалам общества, человек перестает себя любить. Постепенно развиваются комплексы, а вера в себя практически исчезает. Замечая недовольство по отношению к себе со стороны окружающих, человек со стереотипным мышлением чувствует к себе отвращение. Желание всем понравиться в данной ситуации сильно вредит, так как неодобрение общества, даже если таких людей найдется и немного, повлияет на самооценку. Концентрируясь на своей неидеальности, человек неосознанно заменяет веру в себя массой комплексов касательно внешности, характера, достижений, финансового состояния.
- Боязливость. Человек испытывает сильное чувство страха касаемо своих слов и поступков. Любое действие, так или иначе, вызывает отклик в обществе. Стереотипное мышление пробуждает страх того, что окружающие осудят любой шаг. Каждый хочет одобрения и признания со стороны общества, но если какие-либо действия идут вразрез с общепринятыми нормами, то общество может запросто отвернуться от человека. Таким образом, боязнь общественного порицания приводит к тому, что человек старается никак не выражать свое мнение, чтобы случайно не потерять одобрение окружающих.
Методы борьбы с комплексами и необъективным восприятием
Техника разрыва шаблонов и стереотипов – единственный способ, применяя который есть шансы избавиться от собственных границ. Несколько методов, изложенных ниже, универсальны и просты, помогут справиться с проблемой стереотипного мышления каждому, кто этого действительно желает.
Трудности полярного восприятия можно побороть с помощью метода, который заключается в частом сравнении. Между возникнувшей весьма сложной ситуацией и существующей, имевшей уже место быть однажды и принесшей в жизнь негативный опыт. Поскольку люди с таким восприятием ставят перед собой практически недостижимые цели и выдвигают к себе завышенные требования, побороть данный стереотип будет непросто.
Примерять на себя маску ребенка и попробовать ощутить детское восприятие несложно, однако это действенный метод, помогающий справиться с чрезмерными ожиданиями и жесткой категоричностью. Ведь только дети способны искренне принимать происходящее и людей такими, какими они являются на самом деле. Следует просто стать более открытым для людей и делать выводы о них только после общения.
Воспринимать кого-то через призму собственных представлений, зачастую необъективных, как минимум, несправедливо по отношению к личности. Разрушить стереотип необоснованных ожиданий возможно, но для этого потребуются усилия в работе над собой.
Чтобы реализовать на практике «детский» метод, необходимо каждый раз задавать себе вопросы: «Почему я считаю, что должно быть именно так?», «Всё ли я делаю для того, чтобы люди понимали, чего я от них жду?», «Не препятствую ли я им в выполнении моих же ожиданий?».
Выбирайте свой метод и боритесь со стереотипами!
Не впускайте негатив в жизнь
На вашем жизненном пути могут попадаться люди, которые будут не помогать бороться с комплексами, а наоборот их обретать. Такие люди лицемерны. Они вам совершенно не нужны.
Важно помнить, что ваше окружение – это одно из самых важных факторов, которое может привести к успеху. Если люди, которые вас окружают, не дают определенную поддержку, тогда в таких отношениях нет никакого смысла
Другое дело, когда вы получаете постоянную поддержку. Все по плечу, когда близкие люди верят в ваши силы
Если люди, которые вас окружают, не дают определенную поддержку, тогда в таких отношениях нет никакого смысла. Другое дело, когда вы получаете постоянную поддержку. Все по плечу, когда близкие люди верят в ваши силы.
Стоит отметить, что подобные «друзья», зачастую, встречаются нам еще в детстве. Поэтому родителям стоит быть внимательными в этом плане.
История об Андрее
Еще во время учебы в университете я познакомилась с одним очень интересным мальчиком. Звали его Андрей. Андрей был умным, симпатичным, весьма добросердечным, но вот был у него один явный недостаток – он все видел в черно-белом цвете. Любая ситуация у него имела четкие границы, и если что-то за эти границы выходило, оно автоматически становилось неправильным. По мнению Андрея, все профессии делились на женские и мужские, все богатые люди нажили свое состоянием воровством, у каждого мусульманина под одеждой спрятана бомба, а женщины все мечтают только об одном – найти жениха побогаче.
Подобное стереотипное мышление часто мешало ему в жизни. В школе он очень любил иностранные языки, которые к тому же ему легко давались, но поступил он в технический университет, ибо «не мужская это профессия в словарях копаться». Так и выучился на специальность, которая ему неинтересна. Когда Андрей искал съемное жилье, его стереотипы мышления вынудили его отказаться от весьма хорошего варианта, просто потому что рядом жил кавказец (будет еще баранов в своей однушке резать). Личная жизнь тоже страдала от его подхода к жизни, ведь девушку, с которой Андрей встречался три года, он бросил, потому что «не должна женщина зарабатывать больше мужчины».
Так Андрей до сих пор и живет: работает на нелюбимой работе, живет в убогой квартирке (зато соседи – славяне), встречается с истеричкой-кассиршей. Недавно слышала от подруги историю, как Андрея привезли на скорой в больницу (отравился курочкой, которую приготовила «любимая»), и он целый час весь зеленый и дрожащий требовал мужчину-врача, так как женщины ничего не смыслят в медицине. Никакие уговоры на него не действовали, и не переубедило даже то, что у женщины, которой его изначально доверили, был красный диплом, многолетний опыт работы и множество научных статей.