Правополушарное мышление: значение и упражнения для развития

Как развивать правополушарное мышление?

Современная система обучения активно подавляет правое полушарие мозга, активируя левое. Для достижения гармонии в образности и логичности следует произвести обратное действие.

Существует несколько эффективных особых методик йоги, направленных на остановку левого полушария и запуск правого. Эффект достигается специально разработанными тренингами, основанными на знаниях о функционировании мозга.

Для того чтобы добиться развития правополушарного типа мышления без затрат времени и сил, достаточно выполнять несколько простых, но эффективных упражнений;

  • Активация образного мышления. Для этого вам нужно будет принять максимально удобную позу, расслабиться и закрыть глаза. Помощник будет медленно зачитывать вам слова, которые нужно наиболее реалистично представить. Начинают, как правило, со зрительных образов предметов, например, стол, ковер, радуга. Затем переходят к слуху, пытаясь воспроизвести в голове шум дождя, рычание тигра и множество других образов. После этого продвигаются к тактильными ощущениям, к которым относятся: поглаживание шерсти кошки, прикосновение ко льду и т. д. В последнюю очередь приступают к запахам и вкусу, которые также нужно представить максимально реалистично.
  • Угадывание пословиц. Известные выражения следует изображать без помощи слов только жестами и мимикой. Развитие правополушарного мышления при этом упражнении отмечается у обоих участников.
  • Рисование. Экспериментально доказано, что уроки рисования (некоторые из которых целенаправленно созданы для активации правого полушария мозга) положительно влияют на образность мышления и улучшают навыки креативности.

Прослушивание гармоничной и красивой музыки оказывает положительное влияние на правополушарное мышление. К тому же все известные композиторы, несомненно, обладали доминирующим правополушарным типом мышления.

Развивать правополушарное мышление можно в любом возрасте, как и тренировать свой ум. Кроме того, после окончания учебы, когда нет факторов, подавляющих данный тип мышления, сделать это гораздо проще.

Общие сведения о межполушарной асимметрии головного мозга

Термин «межполушарная асимметрия» применяется как разделение функций мозговых процессов (восприятие, анализ, продуцирование информации) между левой и правой половинами мозга. Исследования говорят и об анатомической разнице в размерах и морфологии половин этого органа.

В 1836 году М. Дакс обнародовал наблюдения над пациентами с частичным поражением в левой области. В частности, у таких больных было нарушение речи (афазия) — симптом, которого не было у людей с повреждением головного мозга в аналогичной (зеркальной) зоне правого части.

Наблюдения позволили сделать вывод о латерации — распределении психических процессов между левым и правым полушариями.

Для исследования мозговой латерации применялось:

  1. Наблюдение на больными с поражением участков мозга вследствие травмы, опухоли, паразитарной кисты.
  2. Рассечение мозолистого тела, служащего проводником между частями мозга.
  3. Специфические исследования с измерением электрических импульсов того или иного участка мозга при решении определенной задачи.

Было установлено, что полушарие контролирует сенсорику противоположной части тела: правое — левую сторону, левое — правую. Так, действием правой руки управляет левое, и наоборот.

Данный факт позволяет проводить психологические тесты, позволяющие определять долю участия каждого полушария (доминантность) у конкретного индивидуума. Так, у 90% людей доминантным является левое, так как большинство людей правши. Для более объективной картины применяются тесты:

  1. Сенсорные — предлагается совершить действие, например, развязать узел или сложить руки на груди. Во время исполнения испытуемый увереннее манипулирует правой рукой.
  2. Зрительные — тест определяет ведущий глаз.
  3. Слуховые — испытание для определения восприятия звуков.

Совокупность результатов такого исследования позволяет отнести индивидуума к одной из пяти групп:

  • правши;
  • праворукие;
  • левши;
  • леворукие;
  • амбидекстры.

У последних доминантность — свойство межполушарной симметрии — отсутствует. Такие люди одинаково владеют обеими руками, однако этот феномен встречается редко.

Ребёнок-левша: особенности развития мальчиков и девочек

Хоть развитие у таких детей протекает в рамках нормы, всё же они немного отличаются от правшей по некоторым признакам:

  1. Малыш может быть гиперактивен и испытывать затруднения, когда нужно сидеть неподвижно на занятиях. Чаще всего эта особенность проявляется у ребёнка-левши мальчика.
  2. Речь развивается медленнее, то на определённом этапе быстро догоняет других сверстников.
  3. Иногда могут возникать трудности с произношением, но если это своевременно заметить, проблему можно исправить у логопеда.
  4. Нередко у таких школьников бывают сложности с гуманитарными науками, но зато они с лёгкостью разбираются в математике, химии, физике и т.п.
  5. Эти дети обладают отличным слухом и имеют способности к игре на музыкальных инструментах. Также у них хорошие задатки к художеству и другим творческим увлечениям. У ребёнка-левши девочки могут быть хорошие способности к танцам или пению.
  6. Могут быть трудности с ориентацией в пространстве, когда малыш путает «вверх и вниз», «направо и налево».
  7. Правополушарные дети могут одновременно развивать обе руки, в то время как левополушарным это даётся в разы сложнее.

Музыкальные способности

Особых отличий в поведении правополушарных детей разных полов нет. Они практически одинаково эмоциональны, имеют похожие задатки, по-своему выделяются среди других ребят. Но всё же если девочка является ребёнком-левшой, в её характере могут быть заметны некоторые особенности:

  • ранимость, чувствительность к словам и действиям окружающих;
  • утомляемость;
  • обидчивость;
  • предрасположенность к переживаниям.

Тем не менее эти качества нередко встречаются и у противоположного пола, поэтому можно смело сказать, что особенности развития и черты характера ребёнка-левши девочки почти ничем не отличаются.

Причины явления

По статистике 8-17 % планеты рождаются правополушарными (примерно каждый седьмой младенец). Такая особенность совсем не считается какой-либо патологией и не влияет негативно на развитие малыша. В основном выделяют три причины такого явления:

  1. Генетический фактор (особенность передалась ребёнку через ДНК).
  2. Травматический фактор (при родах могут возникнуть травмы правого полушария, из-за которых левое будет развиваться сильнее).
  3. Внешний фактор (малыш мог повредить правую руку, и из-за неё начать больше пользоваться левой и т.д.).

Ребёнок-левша

Как определить, является ли ребёнок левшой

Первые признаки можно увидеть уже тогда, когда малыш начинает использовать предметы самостоятельно: брать игрушки, держать ложку, чистить зубы щёткой, рисовать карандашом и т.д. Более точно с латеральностью (выбором главной руки) определяются в период с 3 до 6 лет. Кроме этого можно понаблюдать, как чадо хлопает в ладоши (какая кисть сверху), какой стороной опирается при падении и т.д. Также есть и те детки, которые умеют владеть в одинаковой мере сразу двумя руками.

Упражнения для маленьких детей

Упражнения по кинезиологии для маленьких детей очень просты в исполнении, любой ребёнок, хоть в 2–3 или 3–4 года и более старший, сможет без особых затруднений выполнить их.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогут развить самоконтроль и улучшить дыхательную систему.

«Свеча». Начальная позиция — сидя за столом. Дошкольник должен представить, что перед ним стоит свеча. Затем нужно сделать большой вдох и постараться единым выдохом задуть пламя воображаемой свечи. После этого ребёнку необходимо представить перед собой 5 небольших свечек и также постараться сделать огромный вдох и задуть их порционным чередованием выдоха.

«Ныряльщик». Начальная позиция — стоя. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание, зажав нос пальцами. Присесть, представляя, что он ныряет в море. Затем досчитать до пяти, встать (вынырнуть из воды), убрать руки от носа и сделать медленный выдох.

«Дыхание носом». Начальная позиция — стоя или лёжа на спине. Поочерёдно дышать только через левую, а потом через правую ноздрю, закрывая её при этом пальцем одноимённой руки, остальные пальцы должны смотреть кончиками вверх. Дыхание во время данного занятия должно быть размеренным и глубоким.

Глазодвигательные упражнения

Этот тип разминки позволит улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира.

«Глаз-путешественник». Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т.п. Начальная позиция — стоя. Дошкольник должен, не двигая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог.

«Восьмёрка». Поднять правую руку до уровня глаз, сжав пальцы в кулачок (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, то есть вместе с глазами повторять движение пальцев рук вытянутым языком.

Телесные упражнения

«Фонарик». Выставить руки перед собой. Поочерёдно сжимать пальцы одной руки, не используя другую. Затем поменять руки. Повторять в течение двух минут.

«Кольцо». Поочерёдно и насколько возможно интенсивнее вращать пальцы, соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, образуя кольцо. Сначала двигаться в одну сторону, потом в другую. Позже можно усложнить задачу, выполняя упражнение обеими руками одновременно.

«Кулак  — ребро — ладонь». Сжать ладошку в кулак, разжать и поставить выпрямленную руку с согнутым пальцем на торец, распрямить ладошку полностью и положить на горизонтальную поверхность. Повторить 4–5 раз.

«Мельница». Одновременное вращение разноимённых руки и ноги вперёд-назад. Выполнять вместе с поворотами взора во все стороны поочередно. Повторять 1–2 минуты.

«Лезгинка для детей». Левая рука согнута в кулачок, один палец смотрит влево, кулачок развёрнут по направлению к себе. Правую ладонь выпрямить и дотронуться ею до мизинца левой руки. Затем поменять руки.

Кинезиология полезна как детям, так и взрослым. Эта уникальная методика помогает улучшить состояние физического и психоэмоционального здоровья. Занимаясь с ребёнком кинезиологическими упражнениями, можно способствовать развитию его интеллекта за счёт улучшения связи между полушариями мозга.

Воспитание и образование левшей в детском саду

Педагоги ДОУ обязаны обратить внимание и помочь леворукому ребенку и его родителям

Здесь важно правильно квалифицировать трудности ребенка и подобрать адекватную именно ему программу психолого-педагогического сопровождения. Ведь и у правшей, и у левшей могут быть не сформированы пространственные, временные представления, речевые и двигательные процессы

Но у левшат эти знаки отклоняющегося развития могут иметь более комплексный характер, обусловленный качественным своеобразием мозговой организации их психики. Именно поэтому необходимо знать ее основные характеристики, уметь выявить их и учитывать

Ведь и у правшей, и у левшей могут быть не сформированы пространственные, временные представления, речевые и двигательные процессы. Но у левшат эти знаки отклоняющегося развития могут иметь более комплексный характер, обусловленный качественным своеобразием мозговой организации их психики. Именно поэтому необходимо знать ее основные характеристики, уметь выявить их и учитывать.

Дети-левши требуют тщательного наблюдения и особым образом организованного психолого-педагогического сопровождения с безусловным участием родителей. Поскольку у левшей преобладает образное мышление, то в процессе обучения и воспитания леворуких детей необходимо учитывать следующие их особенности:

  1. Для левшей характерно лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей), поэтому леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении же часто используются схемы, модели, которые могут быть трудны для этих детей, так как левши часто путают правую и левую сторону, иногда верх и низ.
  2. Недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия характерны для многих леворуких детей. Особенно трудны для них задания мысленного манипулирования фигурами.
  3. По данным М.М. Безруких, леворукие дети с отмеченной задержкой речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левого полушария мозга), будут испытывать трудности в формировании навыков не только письменной, но и устной речи, чтения. У них неизбежны трудность восприятия речи.

Дислексия, как частичное расстройство процесса овладения чтением проявляется у леворуких детей в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены.

Особенностью письма леворуких детей является зеркальность. У большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо. И у левши после овладения обычным письмом внезапно, в момент утомления или невнимательности, может проявиться зеркальное письмо. Полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после десяти – одиннадцати лет.

Существует также ряд рекомендаций для педагогов ДОУ, реализуя которые можно облегчить жизнь леворукому ребенку:

  • Помочь организовать рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, что бы свет падал справа.
  • Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, что требуется выполнить.
  • Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  • Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына или дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.
  • Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в группе для привития детям уважения к индивидуальным особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, нехарактерных большинству.

Профессии для правополушарных. Каким полушарием вы думаете? Разница есть

Больше ста лет назад ученые определили, что одно из полушарий мозга человека доминирует над другим. Левополушарные и правополушарные люди, как два разных народа, обладают различными способностями, по-разному воспринимают жизнь и часто не понимают друг друга.Левое полушарие – это источник логического, аналитического мышления. Люди с более «сильным» левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и не поддаются власти эмоций. Это типичные правши, и пишут они, естественно, правой рукой. Среди левополушарных людей много инженеров, математиков, философов, лингвистов, менеджеров. Эти люди легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически правильную речь, они ответственны и принципиальны, энергичны и упорно добиваются своей цели.Большинство таких людей – жители Европы и Скандинавии, вспомните, например, немцев с их строгой педантичностью, рациональностью и логикой.Правое полушарие отвечает за мышление образное и художественное. Правополушарные люди воспринимают мир эмоционально и интуитивно, они непосредственно выражают свои чувства, наивны, доверчивы и внушаемы. Поступают «по велению сердца» и легко адаптируются к новой обстановке, хорошо чувствуют людей, но иногда «зацикливаются» на мелочах. Пишут и держат инструменты, соответственно, левой рукой.Среди людей творческих профессий – художников, артистов, музыкантов – «правополушарников» очень много. А вот работа бухгалтера или секретаря таким людям противопоказана.Замечено, что много правополушарных людей в странах Азии и Африки, а также среди островных народов – англичан, ирландцев, японцев.

Перекрестные связи

Конечно, ассиметричную организацию мозга нельзя воспринимать в буквальном смысле слова. Оба полушария связаны между собой миллионами информационных каналов, и каждое решение принимается ими совместно. Только «вклад» каждого из них бывает разный. Роль левого и правого полушария медики изучили на основе анализов повреждений мозга.Доказано, что нервная система человека связана с головным мозгом перекрестным образом. Правое полушарие управляет левой стороной тела, левое полушарие – правой. В левом полушарии к тому же располагаются отделы, ответственные за речевые функции и связанные с ней способности. Если, например, человек перенес инсульт или травму левой половины мозга, наиболее серьезно повреждается речь и правая сторона тела и наоборот.

Кто вы: математик или музыкант?

Каждому человеку интересно узнать, какую роль в его мышлении играет правое и левое полушарие. Какое из них лидирует? Сделать это можно так.Напишите в два столбика десять пар двузначных чисел, причем в каждой паре первое двузначное число должно быть больше, чем второе. Сложите числа первого столбика, полученная сумма будет n1. Сумму чисел второго столбика обозначим как n2. Рассчитаем коэффициент по формуле: k =n1: n2 .Если полученный коэффициент больше 1,8 , вы явный правополушарник, человек творческий и эмоциональный. Если коэффициент меньше 1 – вы думаете левым полушарием, и все проблемы решаете с помощью логики. Если k больше 1, но меньше 1,8 , у вас одинаково «работают» оба полушария.Психологи объясняют это тем, что человек с более развитым правым полушарием, обладающий интуицией и мыслящий эмоционально, пишет обычно числа, не задумываясь, как заблагорассудится. И, как правило, разница между парами чисел очень большая, например, 76 и 31, 85 и 12. Рациональный же «левополушарник», прежде чем написать, десять раз подумает, взвесит, попытается выстроить логическую цепочку. И потом напишет пары чисел, разница между которыми невелика: 23 и 20, 57 и 51. В «середняки», как правило, попадают люди, у которых аналитический ум сочетается с мягкостью характера, нерешительность – с твердостью. Поэтому и разница между парами чисел у них непредсказуемая: то 65 и 13, то 33 и 32.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Есть и другой любопытный тест проверить, какое полушарие у вас доминирующее. Сложите ладони в «замок», и если сверху окажется большой палец правой руки, скорее всего, вы правша. Или скрестите руки на груди. Если правая рука окажется над левой, вы правша. Если выше левая рука, значит вы – левша

Важно только эти тесты делать неосознанно, машинально, поэтому лучше попросить знакомых подсмотреть, как вы обычно складываете руки или ладони

Характеристика мышления правого полушария

Личности, у которых преобладает правополушарное мышление, решают проблемы на интуитивном уровне. Для таких людей важным моментом являются высокие идеалы, они любят философствовать, не имеют привычки подчиняться кому-либо. Люди с правополушарным мышлением любят проявлять себя в творчестве и создавать что-то новое

Им важно поддерживать хорошие отношения с окружающими

На сегодняшний день система обучения еще не пришла к тому, чтобы развивать в школьниках и студентах правополушарное мышление, ведь учеба направлена в основном на логику. Из-за этого учащиеся недостаточно уделяют времени фантазиям, идеям, а также интуиции.

Проблема 2: ощущение «искусственности» общения

Юлия Гиппенрейтер считает, что многих конфликтов можно избежать, если родители будут больше внимания обращать на чувства ребенка, в чем им могут помочь специальные техники. Расстроившуюся из-за двойки дочку лучше не расспрашивать, а «активно» послушать, стараясь назвать то чувство, которое ей овладело: «Ты огорчилась из-за двойки». 

Родителям тоже не нужно держать переживания в себе. Маме, которая сердится на сына, снова не убравшего свою комнату, пригодится «Я-сообщение»: «Мне очень тяжело все убирать одной». При этом «Ты-сообщение»: «Когда ты, наконец, будешь сам за собой убирать!» — это обвинение, которое только бы подогрело конфликт. 

«Активное слушание» вместе с «Я-сообщением» Юлия Гиппенрейтер считает залогом бесконфликтной дисциплины; выслушав ребенка и рассказав о своих эмоциях, можно вместе обсудить возможные пути выхода из конфликта и выбрать один, приемлемый для всех.

Одним родителям эти техники кажутся чудодейственными, а другим не по душе их искусственность. Как призналась одна мама: «Я чувствую себя роботом, перебирая в голове фразы, которые можно сказать». Родителям, которые применяют эти техники, кажется, что они превращаются из живых людей в продуманных психотерапевтов. 

И это не неслучайно: «активное слушание» изначально действительно было одним из приемов психотерапии. Ключевую роль «активное слушание» играет в нейролингвистическом программировании (НЛП), сторонники которого считают, что с помощью определенным образом построенных фраз психотерапевт может «перепрограммировать» мысли клиента. Сторонников НЛП часто обвиняют в том, что их подходы не научны и в том, что они стремятся манипулировать сознанием клиента, «зомбировать» его. 

Поэтому, когда родители говорят о своих чувствах ребенку в форме «Я-сообщений» с целью «манипуляции» и получения результата, дети сразу чувствуют истинную задачу этого сообщения и включают «внутренний протест». А кроме того, в таких формулировках разговоры о чувствах звучат слишком «правильно» — неискренне и безэмоционально.

С ней согласна и Карина, мама девочки-подростка из Москвы: 

«Когда я начинаю использовать приемы из книг Ю. Б. Гиппенрейтер, дочь говорит укоризненно: «Мам, опять ты психолога включаешь». Иногда даже злится. Так что в нашей семье такие штуки не прокатывают». 

 «Действуя по рекомендациям и игнорируя при этом свои собственные чувства, вы действительно можете создать ситуацию искусственности общения и лишнее напряжение дома», — считает Ирина Лебедева. 

Специалист советует использовать психологические техники дозированно:

 «Я-послания» могут восприниматься детьми в штыки, если мама постоянно говорит только о себе и своих чувствах. Рано или у поздно у ребенка возникнет закономерный вопрос: «А где же здесь я? Я ведь тоже хочу быть услышанным! Есть ли мне место дома или все пространство занято мамой и ее эмоциями?». Вместо послушания будет бунт». 

Не получив желаемого эффекта от приема, который на первый взгляд показался действенным, родители испытывают недоумение и разочарование. Отсюда вытекает и третья проблема.

Исследование правополушарных и левополушарных

дополнительного образования они посещают

  • правополушарные (доминирует правое полушарие) – 29 %;
  • левополушарные (доминирует левое полушарие) – 13 %
  • равнополушарные (левое и правое полушария одинаково развиты) – 58 %.
  • левополушарные учащиеся не посещают художественную школу, потому что им свойственно логическое мышление, а не образное;
  • по этой же причине левополушарные не любят заниматься рукоделием и стихотворчеством;
  • у левополушарных учащихся качество почерка значительно ниже, чем у правополушарных и равнополушарных; а хорошо и плохо рисующие учащиеся есть в каждой категории детей.
  • большинство детей, занимающихся танцами, пением, рисованием и коллекционированием, — это правополушарные и равнополушарные (это указывает на их образное, творческое мышление);
  • посещающих музыкальную и спортивную школы среди правополушарных и левополушарных приблизительно одинаковое количество – нотная грамота – это знаки, то есть то, что хорошо воспринимается левополушарными.
  • у левополушарных детей лучше результаты по английскому языку и окружающему миру, у правополушарных — по русскому языку и окружающему миру, а у равнополушарных — по всем предметам высокие результаты;

Список литературы

  1. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008.
  2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.
  3. Шохор-Троицкая М. Не переучивайте левшу!//Наука и жизнь, 2002, №8

Приложение. Упражнения для развития обоих полушарий

КолечкоКулак-ребро-ладоньку­лак-ребро-ладоньЛезгинкаЗеркальное рисованиеобеими руками зеркально-симметричные рисункиУхо-носс точностью до наоборотГоризонтальная восьмерка

Происхождение леворукости

Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос. В ХХ веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил.

Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом, упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения – более точными.

Еще популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.
Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже «невынужденной» леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: «Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку». Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит «насильственное» переучивание.

Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становится леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье не было леворукого.

Существует и еще один вариант появления леворукости – «компенсаторный», при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.

Таким образом, происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно, одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5–10 минут. Эти упражнение являются «гимнастикой для мозга». Они будут полезны детям и взрослым, даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

«Зеркальное рисование». Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные — зеркальные —  рисунки.

«Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6–8 повторений.

«Колечко». Поочередное перебирание (соединение кончиков) пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно.

«Ухо — нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6–8 повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.

«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).

«Перекрестные движения». Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.

«Горизонтальная восьмерка». В воздухе нарисовать восьмёрку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе

Важно следить глазами за движениями рук

Игра «Опиши, что вокруг». На улице попросите ребёнка назвать все окружающие предметы, которые он видит.

«Логоритмика». Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивает взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи. Также на пользу для развития межполушарного взаимодействия пойдут занятия спортом и спортивные игры на свежем воздухе.

Правополушарная гимнастика. Разде. Развитие межполушарного взаимодействия

Формирование и развитие функциональной асимметрии полушарий начинает происходить с раннего возраста под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. При этом врожденные предпосылки развития того или иного типа асимметрии – это только предпосылки, а сама асимметрия в значительной степени формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов. Функциональная асимметрия полушарий выражается в различии в распределении нервно-психических функций между правым и левым полушариями.

Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования определенной структуры психики. С ней связаны такие психологические противопоставления, как конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность и т. д. Разная степень выраженности этих психических свойств, уже в значительной мере представленная у ребенка шести лет, формирует склонность к преимущественной опоре на «левополушарный», «правополушарный» или «равнополушарный» типы мышления.

Левополушарный тип. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно, медленно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект.

Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, возможность работать в одиночку, вопросы закрытого типа, вневременные задания. Для таких детей характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Правополушарный тип. Правое полушарие оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений. Обеспечивает синтетическую деятельность мозга; наглядно-образное, трехмерное мышление, связанное с целостным представлением ситуации и тех изменений в ней, которые желательно получить. Информация, поступившая в правое полушарие, обрабатывается быстро. Доминирование правого полушария определяет наличие невербального, практического интеллекта, способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успех в спорте.

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: творческие задания, привязанные к контексту, возможность экспериментировать, речевой ритм, работа в группе, синтез нового материала, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. Это обеспечивает их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления.

Школьные методики обучения ориентированы главным образом на развитие левого полушария и не учитывают наличие различных типов развития функциональной асимметрии полушарий, а также разницу между мальчиками и девочками в скорости развития левого полушария. Поэтому в наилучших условиях оказываются левополушарные и равнополушарные девочки, а в самом невыгодном положении оказываются правополушарные мальчики.

В настоящее время растет число детей со сниженной активностью левого полушария. У таких детей наблюдается неспособность усваивать новый материал, неумение адекватно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений. Иногда они бывают «слепы» к целым фразам. Описанное состояние получило название «дислексия», что в переводе с греческого обозначает «отрицание слова». При дислексии страдает способность к вербализации пространственных представлений, обнаруживается незрелость изобразительно-графических навыков, слабость вербально-логического мышления. Задания же, наиболее трудные для детей с поражением правого полушария (конструктивные, ориентировка в схематическом изображении пространственных отношений, стереогнозис), выполняются большинством детей с дислексией на уровне здоровых сверстников. Левополушарная недостаточность как на функциональном, так и на морфологическом уровне может быть обусловлена гиперфункцией правого полушария, которое подавляет созревание и функциональную активность левого полушария.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: